Автор: Павел Болдин, Санкт-Петербург
Экспресс-восхождение новичков на Монблан (9-14 сентября 2016 года)
В сентябре 2016 года мы с другом Серёгой решили ни с того ни с сего сходить на Монблан. Надо сказать, что опыт походов по горам у нас с ним мизерный, я в прошлом году сходил на Эльбрус в составе группы турклуба «КП» (Эльбрус с юга), он в этом году пытался пройти Эльбрус с востока, но не дошёл по причине плохого самочувствия на высоте 4600 метров. Примерно за 3 месяца до поездки я начал изучать материалы по Монблану в Интернете, посмотрел цены на организованные туры, и понял, что в принципе мы справимся сами. Главным толчком к принятию решения о поездке на Монблан стала видеолекция на Ютубе гида Сергея Ковалева из «АльпИндустрии» под названием «Эльбрус VS Монблан», где в красках описывались варианты захода на самую высокую точку Западной Европы.
Основные маршруты восхождения, начинаются из французского курортного городка Шамони, находящегося к северу от массива Монблан, соответственно нашей целью стал именно этот населенный пункт. Из Шамони на Монблан ходят по двум маршрутам – основной маршрут, «с запада», начинается от конечной остановки горного трамвая Tramway du Mont Blanc (Nid d'Aigle - 2300 метров), через склон горы Эгюй дю Гоутэ (Aiguille du Gouter) с ночёвкой или без неё в одноименном приюте Гоутэ (Refuge du Gouter – 3700 метров). Кстати на Гуглмапс этот маршрут целиком пройден с фотографиями в панорамном виде. Второй маршрут, «с востока», начинается от станции канатной дороги на вершине Эгюй дю Миди (Aiguille du Midi – 3800 метров), и является более трудоёмким, так как для достижения Монблана необходимо перевалить еще через две горы – Монблан дю Такюль (Mont Blanc du Tacul – 4200 метров) и Мон Моди (Mont Maudit – 4400 метров), маршрут так и называется – «Три горы» (Trois Monts route). Я в итоге решил, что пойдём мы траверсом, туда – через «три горы», обратно – по основному маршруту через приют Гоутэ (не люблю ходить туда-обратно одним маршрутом ). Все треки маршрута загрузил в Гарминовский навигатор с картами района из Open Street Map (в итоге почти не пользовались им). На запланированном маршруте намечались две промежуточные ночёвки – в приюте Плэн де Эгюй (Plan de l'Aiguille – 2250 метров) и перед восхождением в приюте Космик (Refuge Cosmique – 3600 метров).
Отличительной особенностью Монблана является запрет на постановку палаток на горе, что заставляет всех ночевать в высокогорных приютах. Обратная сторона этой медали – не надо тащить с собой лишнее барахло. В итоге, после некоторых прикидок у меня вырисовался следующий вариант поездки:
- День 1 – прибытие в Шамони (1000 метров), размещение в хостеле.
- День 2 – переход по лесной зоне Шамони – приют Плэн де Эгюй.
- День 3 – подъём по канатной дороге Плэн де Эгюй – Эгюй дю Миди, переход до приюта Космик.
- День 4 – маршрут «три горы», ночевка на спуске в приюте Гоуте (альтернативный вариант при плохой погоде – ночевка в убежище Валло (Refuge Vallot – 4200 метров)).
- День 5 – спуск по основному маршруту, ночевка в хостеле в Шамони.
- День 6 – убытие из Шамони.
Треки из поездки: 1 – Шамони, 2 – приют Плэн де Эгюй, 3 – приют Космик, 4 – гора Монблан Дю Такюль, 5 – гора Мон Моди, 6 – Монблан, 7 – убежище Валло, 8 – приют Гоутэ, 9 – конечная станция трамвая Tramway du Mont Blanc
По итогу поездки хочется отметить, что в общих чертах вариант оказался успешным, за исключением некоторых несущественных моментов. Единственное, что стало напрягать в данном плане уже непосредственно перед поездкой, это практически полное отсутствие акклиматизации, набор высоты получался довольно резким, но всё обошлось в итоге. Поскольку весь маршрут планировался лично мной, а никаких палаток с собой брать не предполагалось, пришлось заняться вопросом бронирования жилья в поездке, а также билетами на различного рода средства передвижения. В итоге получилось следующее:
- Билеты на самолет. Летели из Хельсинки в Женеву транзитом через Мюнхен – очень удобный вариант, пересадка занимает всего 40 минут (по факту – только успеваешь добраться с одного терминала в другой, как объявляется посадка на твой рейс). 230 евро туда-обратно на одного человека, покупали за полтора месяца до поездки.
- Трансфер микроавтобусом из Женевы в Шамони (примерно 100 км). Контора «AlpyBus» - билеты покупали заранее, недели за две до поездки. 50 евро туда-обратно на одного человека.
- Хостел в Шамони – выбирался из расчёта «самый дешёвый». На Hostelworld нашёл хостел «Gite le Chamoniard Volant» в 20 минутах ходьбы от центра. Койко-место в шестикроватном номере – 4 евро бронь + 25 евро на месте – ночлег с завтраком. Ночевали там в первый и последний день поездки.
- Приют Плэн де Эгюй – 22 евро за ночлег, 50 евро за ночлег с ужином и завтраком с носа (Бронировался заранее, оплачивался на месте).
- Канатная дорога Плэн де Эгюй – Эгюй дю Миди. Билет в одну сторону – 31 евро, туда-обратно – 27 евро, как ни странно (оплачивалась на месте).
- Приют «Космик» - 42 евро за ночлег с завтраком (Бронировался заранее, оплачивался на месте).
- Приют Гоутэ – 55 евро за ночлег (оплата заранее) + 15 евро на месте за завтрак. Ночёвка в приюте Гоутэ была самым слабым звеном всего плана поездки, тем не менее, бронировать его приходилось раньше всего по причине крайней его загруженности постояльцами (примерно за полтора месяца). Кроме всего прочего, при моём плане поездки из–за вероятного срыва восхождения мы вообще могли не попасть в этот приют из-за плохой погоды, при ухудшении нашего самочувствия, при каком-либо несчастном случае (тьфу-тьфу-тьфу) и так далее.
- Трамвай Tramway du Mont Blanc – комбинированный билет «трамвай + канатная дорога» до спуска в долину Шамони – 32 евро.
Помимо этого в Шамони мы брали в аренду снаряжение для восхождения. В центре города расположен магазин Snell sports, где все необходимое можно взять в прокат. Помимо отдельных элементов снаряжения в прайс-листе магазина есть так называемый «Mont Blanc Kit», включающий в себя горные ботинки, кошки, ледоруб, страховочную обвязку и шлем. Аренда снаряжения обошлась в 115 евро за 4 дня с человека. Скажу сразу, что для захода на Монблан через 3 горы крайне необходима обвязка и карабины из-за наличия технического участка на склоне горы Мон Моди.
Итого расклад по основным затратам вышел в 660 евро с человека.
По поводу снаряжения, взятого с собой - как оказалось, взяли с собой много лишнего, некоторая часть вещей не понадобилась, но рассчитывали на более плохую погоду, поэтому утеплились хорошо. Содержимое моего рюкзака (Freetime Everest 80 литров – в аэропорту весил 13 кг):
Спальник летний - температура комфорта +8 (во всех хостелах сказано было взять с собой постельные принадлежности, решили обойтись спальниками), штаны зимние с подштанниками + гамаши, куртка зимняя - взял обычную, в которой в городе хожу, две шапки, одна тонкая, лыжная, вторая потолще + балаклава, перчатки - тонкие и толстые, носков всяких-разных - пар 10 :), термобелье, две флисовых куртки, штормовка, термос, фотоаппарат, навигатор, фонарик налобный, трекинговые палки, очки 4 категории защиты. Из еды набрал каш в пакетиках, гречневой и овсянки "минутки", а также порционных пакетиков с сахаром штук 30 (очень удобно оказалось!). Из обуви были только кроссовки, в которых ходили почти везде, только перед восхождением одели горные ботинки.
Всё, приготовления завершены, вещи собраны, маршрут проложен, вперёд!
День первый. Прибытие.
Прилетели, доехали, заселились, пошли в местный паб/брассерию, взяли по местному пиву и бургеру, отметили приезд, погуляли по ночному Шамони, и вернулись в хостел.
День второй. Утро в Шамони!
Выходишь поутру из хостела на улицу - одной стороны горы 2-2,5 км, с другой 4-5км высотой - красотища!
Французский завтрак представляет собой свежайший нарезанный багет, порционные масло, мёд, джем и шоколадное масло, а также литр свежезаваренного кофе + обязательно стаканчик апельсинового сока. Как ни странно, этой традиции придерживались и в Шамони, и в каждом из приютов на горе.
После завтрака пошли в "Снелл" за снаряжением, без проблем подобрали всё минут за 15, ботинки горные, как обычно, мерили на два носка, снизу обычные тонкие, сверху треккинговые, потолще. При оформлении заказа продавец списал данные банковской карты на случай невозврата снаряжения. Там же купили динамическую веревку 8 мм 15 метров - 45 евро вышло. Зашли в местный продуктовый магазин, купили обычной еды, типа сосисок, в другом магазине купили газа два баллона небольших для горелки и несколько пакетов сублимированной еды (как макароны быстрого приготовления, в пакете обезвоженная еда, заливаешь прямо в пакет кипятка на 10 минут, открываешь потом и ешь).
Вышли на маршрут в полдень, за 3 часа по лесной местности поднялись до приюта Плэн де Эгюй, заселились туда, побродили по местным скалам, поужинали, легли спать.
Вид на приют Плэн де Эгюй, и Шамони километром ниже
Вид из Плэн де Эгюй на Эгюй дю Миди (слева) и Монблан (справа)
День третий. Канатка на вершину мира!
В 8 часов утра выдвинулись к станции канатной дороги Плэн де Эгюй, которая является пересадочной станцией между Шамони и вершиной Эгюй дю Миди. Кабинки ходят раз в 8-10 минут, народу набивается в каждую человек 20-25, из-за быстрой скорости подъёма у некоторых закладывает уши. И вот в 9 утра мы на Эгюй дю Миди - 3800 метров! За спиной внизу, тремя километрами ниже, виден Шамони, впереди – Италия, справа – наш будущий маршрут «Три горы». Кажется, что отсюда до Монблана не так уж и далеко, однако из разведданных известно, что идти придётся по меньшей мере часов 6, а то и 8. Связываемся веревкой, спускаемся по небольшому гребню на плато Col du Midi к приюту Космик (3600 метров), заселяемся. На стойке регистрации спросили о наших планах, о времени завтрака (тут его могут подать в час, в три и пять часов ночи), предупредили о сложной ледовой обстановке в горах. В приюте перекусываем и решаем прогуляться на склон первой горы Монблан Дю Такюль, хотя бы до 4000 добраться, да предстоящий маршрут разведать. Аккурат перед выходом немного левее тропы подъёма сходит небольшая лавина, по счастью никого в тот момент на её пути не оказалось. Некоторые фрагменты лавины представляют собой снежно-ледяные глыбы размером с холодильник! Уклон на Такюль довольно крутой, местами достигает 50 градусов, все ходят серпантином, непривычно. Без кошек и ледоруба тут уже никуда, идем с ледорубом в одной руке и с палкой в другой. Кругом нависают снежные карнизы, идти довольно неуютно. Часам к трём дошли до полки на 4 тысячи, попили чайку и пошли обратно. Народ ходит постоянно, за время этой четырехчасовой прогулки встретили человек 20, причем по разговору половина из них завтра с утра собирается так же, как и мы, идти на Монблан. Вернулись в пять вечера в приют, на ужин приготовили по пакету сублимированной еды (еле лезла, высота начинает сказываться), в 7 часов вечера отправились спать, так как решили встать в полпервого ночи! Заснуть, естественно, никак не удаётся, голова пульсирует, организм начинает проситься вниз. Съели по таблетке снотворного, которое действовало на меня в итоге ровно час, в 9 вечера я проснулся и до времени подъёма просто валялся в спальнике три часа.
вид со станции Эгюй дю Миди на предстоящий маршрут. Вершины слева направо – Монблан дю Такюль, Мон Моди, Монблан приют Космик – внизу посередине
Спуск на плато Коль дю Миди
Серёга и фрагмент лавины, на заднем плане – Эгюй дю Миди
День четвертый. «Три Горы».
В полпервого ночи попытался убедить Серёгу, что идея с моим восхождением в таком состоянии не вполне осуществима, предложил план спуститься вниз, по основному маршруту добраться до приюта Гоуте и на следующий день утром скоренько сходить на вершину, и вернуться этим же днём, мол организму будет уже полегче. Серёга сказал «Не дури, считай, что я этого не слышал, ноги в руки и вперед!». Пришлось смириться и пойти завтракать. Попутно взяли литровую бутылку воды (6 евро) и попросили вскипятить воды для чая в термос (5 евро!). С нами завтракали еще три группы по три человека, но все они ушли раньше нас. Одели на себя всё теплое, что было, собрались и вышли около двух часов ночи. Примерно через 10 минут похода стало жарко, снял одну флиску. Первую группу догнали уже через час, а примерно к 5 утра перевалили через Такюль по направлению к Мон Моди. Тут встретили еще одну группу, которая повернула назад по причине плохого самочувствия, и еще одну группу(трёх часовую), которая догнала нас. Подходим к подъёму на Мон Моди и видим такую картину – вертикальная стенка высотой примерно метр, а после неё начинается двухсотметровый 50-градусный уклон. «Серёга», говорю, «ты как знаешь, но я тут сам не заберусь, лезь сперва ты». Он зарубился ледорубом и передними остриями кошек, залез туда, кое-как примостился на уступочке, уперся кошками вниз по склону и вытянул меня на этот несчастный метр наверх. Далее предстояло забраться по этому двухсотметровому уклону, благо снег твёрдый и зарубаться довольно легко. Каждый шаг вверх выглядел следующим образом: зарубаешься как можно выше ледорубом, поднимаешь одну ногу на уровень колена, поднимаешь другую ногу, опираешься на ледоруб, выпрямляешься, зарубаешься ледорубом снова и так далее, каждые 10-15 шагов передышка 15 секунд. Лезем и думаем, почему впереди идущая группа застряла в тридцати метрах от перевала через Мон Моди. Двести метров вверх лезли где-то час. Далее склон выполаживается и можно хотя бы встать на ровной поверхности на ноги. Отсюда через 50 метров начинается тот самый технический участок, о котором мы заранее ничего не знали. На вершине тридцатиметрового ледяного склона на скале закреплена динамическая верёвка с узлами каждый метр, рядом в снег вмурована статическая веревка, по этим верёвкам надо залезть наверх. Серёга ловит ледорубом нижний узел динамической верёвки, цепляет к себе в обвязку, залезает наверх. Примерно на четвертом узле перецепляется на него, кидает конец веревки мне, тащит меня наверх на двух веревках – на местной и на нашей. Пока я лезу до четвертого узла, он лезет до восьмого и так далее. Так мало-помалу залезли мы эти последние 30 метров на Мон Моди, без местных веревок точно бы не справились. Залезли, и вот он – Монблан, во всей красе! Дальше вроде как должно быть всё просто, главное – спокойно дойти, сильно не выматываясь. Останавливаемся на отдых на час, готовим по пакету субли-еды и чай. Время – 10 утра, далеко впереди чёрные точки упрямо лезут на вершину. К 11 утра вышли на плато перед Монбланом (высота примерно 4300) и начали подъём на вершину (а кое-кто уже в это время начал спуск нам навстречу!). Солнце начало припекать, снял зимнюю куртку, одел штормовку. В подъем шли не спеша переходами по 40 минут, делая 10-минутные перерывы. Начиная с 4600, шли без особых привалов, но очень медленно, каждые 10 шагов остановка на 15-20 секунд, кислорода в организме начинает не хватать, старались особенно не разговаривать, любой резкий поворот головы сразу отдаётся головной болью. Тропа на вершину вьётся зигзагом с 20-30-метровыми прямыми участками. На итальянской стороне горы начинают скапливаться предгрозовые облака, как и предвещал прогноз. И вот, в 4 часа дня мы на вершине! С одной стороны где-то внизу по- прежнему виднеется Шамони, с другой стороны сплошные горы и облака, прямо на нашей высоте. По предвершинному гребню начинаем спуск вниз, место обалденной красоты, но главное не расслабляться, проход плотно протоптан, но гребень довольно узкий, разойтись там можно было бы с трудом. Примерно в 6 вечера начала портиться погода, причём капитально так портиться, собирается туман, начинается метель, а вдалеке слышатся раскаты грома. В 6.30 уже в снегопаде достигли убежища Валло, где пережидали непогоду трое поляков. Убежище представляет собой металлический сарай с резиновыми плитами на полу, и слово «бомжатник» как нельзя лучше характеризует данное место, за чистотой тут очевидно никто не следит. Тут у меня как-то резко разболелась голова и начало рвать на родину. Часок посидели в убежище, решили пойти дальше до приюта Гоутэ, пока тропу не замело. А её уже замело, до Гоуте еще 2 километра идти. Увидели какие-то вешки, решили пойти по ним, наверняка они указывают маршрут на спуск. Прошли метров 500, тут как над головой молнии начали долбить каждые полминуты, причём гром раздавался уже через 4-5 секунд. А мы одни, на снежном поле без единого выступа, с металлическими ледорубами, с кошками, как бы молнии нас тут не нашли. Недолго думая, повернули назад в Валло. Свежего снега было уже по колено, еле добрели до убежища, приготовили чаю с сосисками и завалились спать примерно в 9 часов вечера.
Серега на предвершинном гребне Монблана
На спуске к убежищу Валло
День пятый – спуск.
В пять утра были разбужены группой поляков в количестве 15 человек, набившихся в приют к своим товарищам, собрались и пошли вниз. Примерно к 8 утра добрались до приюта Гоутэ, погода отличная, тропа натоптана снова, пока шли к приюту, встретили уже человек 30, поднимающихся на вершину. Зашли в приют, купили воды снова за 6 евро, выпили кофе. К 10 утра вышли на скальный склон, начали спускаться. Кругом к скалам прикреплены стальные тросы почти на всём протяжении скального участка, но спускаться с большим рюкзаком не очень удобно, постоянно задеваешь за скалы. В целом, спуск проходит успешно, кое-где уступаем дорогу спускающимся или поднимающимся альпинистам, местами небольшие камни уходят из под ног, то и дело слышатся крики “Look!”, но всё в порядке. Не спеша к трём часам дня спустились к конечной станции трамвая Tramway du Mont Blanc, взяли комбинированный билет на трамвай до станции Бельвью и на канатную дорогу Бельвью – Лес Уш (Les Houches) до спуска в долину Шамони, там местным автобусом подкинулись до центра города, сдали снаряжение, пошли заселяться в хостел. Вечером пришло письмо на почту, автобус до аэропорта Женевы приедет утром в 9:30.
Натоптанный путь на вершину
Приют Гоуте на склоне горы
Ледник Тет Рус и скальный участок маршрута, приют Гоуте – наверху
День шестой – Домой!
Резюме поездки – всё прошло отлично! Долина Шамони – в целом крайне приятное место с кучей возможности для разнообразного активного отдыха. Бюджет поездки составил около 800 евро на человека (это всё-всё, включая случайные мороженки в Плэн де Эгюй). Траверс Монблана располагает к хождению без палатки, хотя их можно ставить неподалёку от приюта Плэн де Эгюй на 2200 метров, на плато Кол дю Миди (3600) у пика Эгюй дю Миди, и на основном маршруте на леднике Тет Рус (Glacier de tete Rousse – около 2500 метров), на этом можно сэкономить порядка 150 евро. Быстрое восхождение – вполне реально даже без тренировок, хотя может можно и быстрее. Очень сильно повезло с погодой в целом, было безветренно и не очень холодно. По основному маршруту ходит очень много народа, по крайней мере человек 100-150 в день точно, а то и больше. Маршрут «Три горы» понравился, особенно если знать его заранее, основной маршрут – гораздо интереснее, чем Эльбрус с юга, покороче, и более разнообразный. |