Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Кавказу в июле-августе 2013 года.
Основные характеристики походаСостав группы
Нитка маршрутаЗаявленная: А/л «Безенги» – р. Черек Безенгийский – р. Жюрюшкю-су – пер. Янгель (2А) – лед. Гидан – пер.Гидан(2Б) – ур. «Теплый угол» – лед. Малый Укю – пер. Урал (2Б) – р. Мижирги – а/л «Безенги» – лед. Безенгийский – пер.Спортивной Дружбы (2Б*) + в. МВТУ (Тютюргу юж., 1Б) + пер. Шаурту Восточный (2А) + пер. Шаурту Западный (2А) – р. Тютюргу – р. Гараауз-су – т/б «Чегем» – р. Кулак-су – лед. Бодорку – пер. Бодорку (2Б) – лед.Башиль – р. Башильауз-су – т/б «Башиль» – р. Джайлык-су – р. Кенчат – пер. Килар (1Б) – лед. Кенчат Западный – р. Тютю-су – р. Баксан – пос. Верхний Баксан. Фактически пройденная: А/л «Безенги» – р. Черек Безенгийский – р. Жюрюшкю-су – пер. Янгель (2А) – лед. Гидан – пер.Гидан(2Б) – ур. «Теплый угол» – лед. Малый Укю – пер. Урал (2Б) – р. Мижирги – а/л «Безенги» – лед. Безенгийский – пер. Спортивной Дружбы (2Б*) + в. МВТУ (Тютюргу юж., 1Б) + пер. Шаурту Восточный (2А) + пер. Шаурту Западный (2А) – р. Тютюргу – р. Гараауз-су – т/б «Чегем» – р. Гараауз-су – р. Башильауз-су – т/б «Башиль» – р. Джайлык-су – р. Кенчат – пер. Килар (1Б) Изменения в маршруте1. Полностью не пройдено кольцо с пер. Бодорку. Причины отклонений 1. Погодные условия (частые снегопады) не позволили строго соблюдать график движения по маршруту. Запасные варианты движения 1. Вместо последовательности пер. Янгель – пер. Гидан: Запасные варианты движения были предусмотрены для облегчения технической составляющей горного похода. В зависимости от соблюдения графика движения и прочих нештатных ситуаций, группой было предусмотрено сокращение локальных препятствий маршрута путешествия. Для экстренных случаев были предусмотрены следующие аварийные выходы:
Технические характеристикиПродолжительность похода: Основные препятствия: Максимальная высота: Максимальная высота ночевки: Максимальный набор высоты: Максимальный сброс высоты: Суммарный набор высоты: Суммарный сброс высоты: Высотный график
План-график похода (Фактический)
Общие положенияВыбор района путешествияВыбор района для похода четвертой категории трудности был сделан, исходя из следующих преимуществ данного региона:
При планировании и прохождении маршрута мы руководствовались желанием выполнить несколько задач:
Исходя из вышеперечисленного, и был построен (изменен) маршрут движения группы. Организация походаМожет быть разделена на несколько этапов: 1. Заезд в район путешествия Поездом г. Москва – г. Нальчик – г. Москва:
Стоимость проезда в плацкартном вагоне около 3000 рублей в одну сторону. 2. Из г. Нальчик
3. Оформление пропусков в пограничную зону. При условии проживания на территории альплагеря «Безенги» администрация бесплатно оформляет пропуска в приграничную зону. В пропуске указывались только глобальные районы похода (Черекский, Чегемский, Приэльбрусский), что, в случае непредвиденных моментов, заметно увеличивало маневренность группы. Однако, отсутствие детализации в пропуске иногда вызывало недовольство пограничников (особенно Приэльбрусского района), привыкших к детализации маршрута по долинам рек. 4. Отметка в МЧС Группа и маршрут были зарегистрированы в спасотряде альплагетя «Безенги». По завершению маршрута снялись с учета по телефону. 5. Условия связи Сотовые телефоны уверенно принимают сигнал в долине реки Баксан (кроме МТС), на альпбазе «Безенги» только оператор Мегафон. Исходя из необходимости экономии времени (но не денег), оформление пропусков и трансферт группы до места начала похода мы поручили сотрудникам альплагеря «Безенги». Бюджет мероприятий: 2000-2500 рублей – стоимость трансферта (микроавтобус УАЗ на 6-7 человек). 1000 рублей – стоимость услуг альплагеря при проживании 5 человек 1 день в палатках на территории базы. Особые благодарностиХотелось бы выразить коллективу и начальнику погранзаставы пос. Верхний Чегем за неоценимую помощь при организации и проведении спасательных работ (успешное завершение эвакуации – целиком и полностью заслуга пограничников). Дополнительная информацияПоход проводился в конце июля – начале августа 2013 года. Из-за сложных погодно-климатических условий общая картина локальных препятствий была отлична от стандартных (указанных в классификаторе или отчетах прошлых лет). Частые обильные осадки в виде мокрого снега вечером или ночью даже на небольшой высоте (до 2000 м. над уровнем моря) существенно изменили характер склонов, перевалов и вершин. Снежно-осыпные склоны стали просто снежными, открытые ледники – закрытыми. Кроме чисто физических и технических сложностей подобная ситуация заметно увеличила лавино- и камнепадоопасность района. Подобные изменения немного усложнили маршрут, иногда приходилось (в том числе, руководствуясь логикой безопасного передвижения) преодолевать препятствия, отклоняясь от стандартных описаний или вовсе отказываться от их прохождений. Район ущелья Безенги пользуется большой популярностью у альпинистов. На стоянках в альплагере мы насчитали около 200 палаток горовосходителей. На ночевках «Голубятня» и «Теплый угол» сложно найти свободное место под стоянку. Однако, кроме популярных мест, туристов встретить здесь весьма маловероятно – ущ. Жюрюшкю-су, верховья лед. Гидан, ущ. Тютюргу, Шаурту, Гараауз-су, Башильауз-су и Джалык-су редкопосещаемы. За время похода мы встретили всего лишь две «истинно» туристские группы. Турбазы «Чегем» и «Башиль» функционируют в нормальном режиме, правда, постояльцев там почти нет. Не смотря на это, в лагерях можно всегда заказать горячее питание, переночевать и оставить заброску (колесные дороги вполне преодолимы на автомобилях). Для групп с маршрутами в приграничной зоне стоит иметь несколько копий списка группы с паспортными данными всех участников – это заметно ускорит общение с пограничниками часто встречаемых патрулей и на заставах. Структура отчетаОтчет сформирован как последовательное описание локальных препятствий. Подобный стиль изложения несколько нарушает непрерывность описания общего движения, однако, облегчает автономное изучение каждого перевала/вершины. Деление ходовых дней в этом случае происходило из рациональных соображений (согласно стандартным общепринятым описаниям прохождения этих локальных препятствий) и возможности безопасной постановки лагеря и организации бивуака. Принятые сокращения В тексте отчета приняты следующие сокращения:
Чистое ходовое время В основном, при передвижении группы на подходах удавалось соблюдать строгий график: 45/15 или 50/10. Определяющие локальные препятствия (требующие длительной работы с веревкой) группой преодолевались в непрерывном режиме. Скорость работы группы на технически сложных участках составляла около 100 м (двух по 50 м) веревки в час. Кроме основного текста, график движения легко видеть в хронограмме, приводимой в конце каждого ходового дня (описания локального препятствия). ЧХВ – указано без учета привалов и перекусов. Ориентирование Фактические GPS-координаты точек даны в системе «WGS 84» в формате ГГ.ММ, МММ Понятия «правый» и «левый» даются орографически (если иное не указано в тексте). Понятия «правее/левее» и «направо/налево» употребляются, наоборот, по ходу движения. Описание локальных препятствийПодход к маршрутуХарактеристики дня (22.07.10)
С поезда в Нальчике группу забирает старенький УАЗ альплагеря и доставляет в офис базы «Безенги» (г. Нальчик, ул. Чайковского д.3). Здесь оставляем заброску (подвоз снаряжения и продуктов на маршрут после второго и третьего кольца был заказан отдельно у Бориса Саракуева, тел. 8(928)950-38-68, e-mail: bezonec@list.ru), забираем газ и погранпропуск. После необходимых процедур загружаемся обратно в «таблетку» и держим путь в горы. Дорога до пос. Безенги вполне сносная, но за погранзаставой заметно ухудшается – с полчаса тряски по ухабистой дороге – и мы на месте. Здесь завтракаем, регистрируемся, оставляем заброску и оплачиваем трансфертные услуги. Перевал ЯнгельХарактеристики препятствия
Схема движения:
Из альплагеря выходим в 11.55 и за два перехода (1 ч. 20 мин. ЧХВ) по грунтовой дороге (рис. 0.1) доходим до третьего (считая от базы) моста (ор. с правого на левый берег р. Черек Безенгийский). Его не переходим, а продолжаем спускаться по правому (ор.) берегу по хорошей скотогонной тропе (рис. 0.2.). Немного не доходя до начала подъема в ущ. Жюрюшкю у развалин старого коша (рис.1.1) устраиваем обеденный перекус (1 ч. 40 мин. ЧХВ от а/л). Погода портится, собирается дождь. После обеда решаем не идти дальше (преодолевать суровую устьевую ступень ущелья), а встать лагерем здесь, и устроить разведку пути подъема (по описаниям этот участок является весьма нетривиальным – многие группы из-за него так и не прошли перевалы в этом цирке).
Перед разведкой пообщались с местным пастухом, он предупредил группу о сложностях и рассказал нюансы предстоящего подъема. От лагеря поднимаемся по некрутому травянистому склону по направлению к протоку. Под моросящим дождем, без рюкзаков пытаемся найти наиболее походящий путь наверх. Снизу (у русла) каньон непроходим (замыкается крутыми скальными отвесами) (рис.1.2.). С опушки в верхней части травянистого гребня резко вправо (ПХД) от ручья, забираясь сразу выше характерных скальных срывов, тропа сначала резко поднимается вверх, затем петляя, местами исчезая в траве и снова появляясь, поднимается с общим направлением вперед, вверх и (немного) вправо. Тропу необходимо найти, так как подъем без тропы значительно сложнее, в чем мы убедились в процессе ее поиска.
Удостоверившись в правильности найденного пути, спускаемся вниз в лагерь, ужинаем и ложимся спать пораньше. Ходовая часть
Затяжной дождь сорвал ранний выход в этот день. Первый переход к характерному травянистому моренному конусу под скалы с тяжелыми рюкзаками непривычен, но не сложен. Скальные выходы обходим справа (ПХД), сразу взбираясь на них (рис. 1.3.). Тропа идет по самой кромке скальных срывов, редко отдаляясь от обрыва больше чем на 10-15 м. Темп подъема небыстрый - мокрая трава. Периодически надвигающийся туман – затрудняет передвижение. Часто приходится использовать клюв ледоруба для дополнительной надежной точки опоры. Небольшой участок (около 15 м до 45°) скального лазания проходится с гимнастической страховкой. Тропа, слабая вначале, часто теряется и на втором переходе группа лезет просто вверх по склону к границе леса. Характер растительности (стелящийся рододендрон и можжевельник) не позволяет расслабиться ни на минуту. За два перехода (2 ч. ЧХВ от места ночевок) выходим до разряжения леса, но выходить здесь на траверс неверно (срывы и крутые травянистые склоны не дают выйти в основную долину). Погода к этому моменту разгулялась, стало иногда показываться солнце, закончился неприятный дождь. Немного выше, у небольших островков леса по относительно пологому склону (25-30°), можно выйти на траверс почти без набора высоты (рис.1.6.), по направлению к травянистому бугру с характерной плоской вершиной, заросшему высокой травой (рис. 1.4.). Река течет в каньоне, значительно ниже. Немного выше бугра слияние двух ручьев, образующих Жюрюшкю-су (рис. 1.5.), основной поток — правый (ор.). Отсюда вверх поднимается широкий травянистый (в верхней части травянисто-осыпной) склон. Проходим бугор и начинаем подъем по травянистому склону правее (ПХД) левого (ор.) ручья. Спускаться непосредственно к потоку нет смысла – берега его круты и сильноосыпны – до воды все равно не добраться, а терять высоту, набранную с трудом, не очень-то и хочется. Группа продолжает движение параллельно реке и за два перехода (1 ч. 20 мин. от границы леса, 4 ч. 20 мин. от ночевок) по травянисто-осыпному склону выходит к левому (ор.) притоку (значительно выше места слияния).
Погодные условия тем временем значительно ухудшились, вновь все заволокло низкой облачностью, начался дождь. Переправиться через приток сумели много выше (еще переход – ок. 40 мин. от места слияния), там, где крутые берега сложены крупноблочной осыпью, и нет опасности быть засыпанным песком и щебнем. Сразу после переправы ищем возможные места под палатки (по описаниям дальнейший уклон долины не меняется, а идти выше под проливным дождем больше не хочется). У большого камня (координаты N43 07.835 E43 12.216) выравниваем подходящие площадки и становимся лагерем. Вода – в притоке, который перешли только что. Ходовая часть
С места ночевки поднимаемся параллельно основному руслу ручья по левому (ор.) берегу (в отдалении ок. 300м.). Уклон ущелья равномерный и постоянный по всему пути подъема (25-30°). Взобравшись на несколько моренных холмов (рис. 1.7. и рис. 1.8.) за два перехода (1 ч. 20 мин. от мест ночевок), выходим к озерцу под «бараньими лбами» (рис. 1.9.). Решаем остановиться здесь, подсушиться, а вечером разведать пути обхода скальных выходов. У озера – несколько старых площадок (доравниваем, укрепляем, возводим небольшие стенки) – хорошее место для базового лагеря в этом ущелье (места под палатки есть и на следующем холме, но там заметно холоднее – рядом сохранившийся с зимы снежник).
После обеда выходим посмотреть подъем к леднику и провести снежные и скальные занятия. Наиболее простой путь подъема – левее (ПХД) «бараньих лбов» по снежникам и осыпям (рис. 1.10.). Направление – вдоль самого левого (ПХД) ручья по его правому (ор.) берегу, до скального перегиба (рис. 1.11.). Затем, по крупноблочной морене к языку ледника и сглаженным скалам (рис. 1.12.). Разведка показала – снежная обстановка в этом году весьма аномальна для середины лета – ледник полностью в снегу, на подъемах к перевалам цирка почти нет открытого льда (рис.1.15.).
Остаток дня провели на скальных занятиях – немного полазили на гладких скалах бараньих лбов (фактически, отрогах в. Дружба), а затем спустились в лагерь по пути подъема. Ходовая часть
За переход (40 мин.) с места ночевок у озерца выходим к языку ледника по вчерашним следам (ступени за ночь смерзлись, что значительно ускорило первую часть подъема). Здесь связываемся (рис. 1.13.), одеваем кошки и поднимаемся по леднику. Глетчер в нижней части пологий, покрыт снегом. Снежный покров глубокий, участков открытого льда мало даже на перевальных взлетах цирка ущелья (рис.1.14.). За переход по леднику (40 мин. от языка ледника, 1 ч. 20 мин. от ночевок) подходим к перевальному взлету. Перевальный взлет Снежный склон (300-400 м.) крутизной до 35°, без трещин (рис. 1.16.). Бергшрунд закрыт снегом. Единственная проблема – очень глубокий плохосмерзшийся снег, наст местами не выдерживает веса туристов, проваливаемся по колено. Направление подъема – немного направо (ПХД), ближе к скалам (там положе), а затем – большим зигзагом на седловину. У скал надо быть осторожнее, солнце уже давно освещает гребень, с него начинают сыпаться мелкие камни. Последние 20-30 м. подъема – участок живой осыпи и скалы – движемся поодиночке, чтобы не засыпать товарищей (рис. 1.17.).
Перевальная седловина Участок скального гребня, воды и мест для лагеря нет. На перевал выходим в 9.30 (рис. 1.18.). Перевальный тур отсутствует (возможно, съехал вниз), а на седловине (северо-западной части) много снега. Складываем новый, оставляем записку, фотографируемся. С вершинки правее (по ходу подъема) на наши следы уже начинают лететь камни (небольшие, но очень неприятные).
Спуск с перевала Осыпной склон средней крутизны в 30-35° 100-200 м.. Спускаемся плотной группой. Ниже – подвижная осыпь, быстро сбрасываем высоту и выходим к боковой морене льда. Гидан (30 мин. от седловины) (рис. 1.19.). На морене, пройдя чуть, выше находим несколько ровных и безопасных мест для палаток, встаем лагерем. Вода в ручье на леднике есть даже утром.
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Янгель Перевал соответствует 2А к. с. В малоснежных условиях преодоление подъема/спуска по северо-западному склону может потребовать провешивания перил, либо дополнительного маневрирования в зоне бергшрунда. Дополнительное внимание стоит уделять камнепадоопасности перевала. Прохождение склонов стоит проводить ранним утром. Рекомендуется в качестве локального препятствия в походах от 3 к. т. Перевал ГиданХарактеристики препятствия
После обеда решаем провести разведку путей подъема на перевал (рис. 2.1.). Несмотря на низкую облачность, надеваем кошки и системы, с веревкой и ледорубами идем по левобережной (ор.) морене ледника наверх. Направление – на характерный снежный «галстук» левее (ПХД) скальных выходов под перевалом. Но, как показала разведка, подниматься здесь камнеопасно, лучше выйти на эти скалы правее (ПХД) и подниматься по полочкам. Вариант обхода скальных выходов справа (ПХД) (под перевал МКТ) отвергли сразу, как более энергозатратный. Ближе к ужину возвращаемся в лагерь и устраиваемся на ночлег.
Ходовая часть
Характеристики дня (26.07.13)
Ранний подъем и выход в 6:25. За один переход (40 мин.) от места ночевок на левобережной (ор.) морене лед. Гидан подходим, связавшись, к левому (ПХД) относительно скальных выходов, снежнику, по вчерашним следам (рис. 2.2.). Далее выходим со снега правее (ПХД) на скалы (рис. 2.3.), развязываемся и поднимаемся по несложному рельефу (300-400 м. до 40°) (рис.2.4.). На наиболее опасных местах – гимнастическая страховка. За переход (еще 40 мин.) выходим к верхней части скального пояса (рис. 2.4. и рис. 2.5.). и начинаем траверс влево (ПХД), обратно к снежнику выше опасного снежного «горлышка» (рис. 2.6.). Еще через переход (2 ч. ЧХВ от ночевок) поднялись по снегу до основного кулуара, ведущего на перевал. Движемся в его правом (ПХД) ранклюфте (рис. 2.7.).
Перевальный взлет Снежно-скальный кулуар (ок.200-300 м.) крутизной до 40°. Как только угол склона становится слишком крутым для одновременного движения, одеваем кошки и начинаем вешать перила (приблизительно середина кулуара по высоте или ок. 150 м. до седловины). Организация станций и промежуточных точек для первой и второй веревки (ок. 80 м.) на ледобурах (можно докопаться до хорошего льда) (рис. 2.8. и рис. 2.9.). Третьи перила (40 м.) – скальный крюк и петля на большом валуне справа (ПХД) от ранклюфта (рис. 2.10.). Четвертые (40 м.) – скальные выступы на перевале (промежуточные точки – ледобуры). Это наиболее сложный участок, так как в верхней части есть «живые» камни. Движение первого – с ледовым инструментом без рюкзака (рис. 2.11.). При подъеме на перевал стоит уделять особое внимание камнепадам со стороны в. Гидан (особенно от групп, совершающих восхождение на вершину с перевала), а также карнизам на самой седловине – лучше вылезать на перегиб в правой (ПХД) части (там надувной карниз меньше, но есть живые камни) (рис. 2.12.).
Перевальная седловина Участок широкого скально-осыпного гребня. Здесь можно поставить палатки, но воды в жидком состоянии нет, очень сильно дует ветер. Тур располагается на скалах ближе к в. Гидан. На перевал выходим в 11.00 (рис. 2.13.). Уже достаточно поздно, к тому же, со стороны лед. Гидан вытягивает облака, сильно ухудшая видимость, поэтому не решаемся идти на вершину, а сразу начинаем спуск вниз.
Спуск с перевала Средне- и мелкоосыпной склон максимальной крутизны в 35° (ок. 400 м). Спуск по легкоподвижной осыпи несложен (движение плотной группой) и за один переход спускаемся к верхним ночевкам на моренном холме (рис. 2.14.). Здесь можно организовать лагерь при прохождении перевала или восхождении в обратную сторону (вода в ручье, недалеко). Еще через час (ЧХВ) (1 ч. 40 мин. от седловины) по хорошей, турированной, но крутой тропе спускаемся в ур. «Теплый угол» до приюта «Голубятня» (рис. 2.15.). Здесь хорошие теплые ночевки, питьевая вода. Однако в разгар сезона могут быть проблемы с поиском свободных мест – многие хорошие бивуаки заняты, так как приют является базовым для организации восхождений спортсменов местного альплагеря (рис. 2.16.).
В 14:00 поставили лагерь и немного пообщались с земляками из альпклуба МИФИ. Остаток дня посвятили отдыху, просушке и ремонту снаряжения. Ходовая часть
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Гидан Перевал соответствует хорошей 2Б к. т. Даже при похожих многоснежных условиях рекомендуем проходить определяющие участки рано утром. В малоснежные годы северный склон препятствия может быть почти полностью ледово-осыпным, при этом его камнепадоопасность значительно увеличится. Перевал можно рекомендовать группам для походов от 4 к.с. в том числе и как первую 2Б. Перевал УралХарактеристики препятствия
Схема движения
Характеристики дня (27.07.13)
С места ночевок (хиж. «Голубятня», ур. «Теплый угол») по тропе на правом (ор.) берегу ручья выходим к языку лед. Малый Укю (15 мин ЧХВ от ночевок). Глетчер в нижней части открыт и обильно засыпан осколками породы. Сходу взбираемся на него и идем по центральной части (рис. 3.1.). Трещин нет, движение возможно без кошек. За один переход (40 мин. от ночевок) подходим к перевальному взлету пер. Урал. Ледник Малый Укю в этом месте зачехляется снегом, останавливаемся, связываемся и одеваем кошки. Снежно-ледовая ситуация: обилие свежего и глубокого снега позволяет проходить перевальный подъем связками без организации перил, на личной технике (хорошие смерзшиеся ступени, глубина снежного покрова ок. полуметра) с одновременной страховкой (рис. 3.2.).
Перевальный взлет Снежный склон (в обычной ситуации ледовый) крутизной до 45° и протяженностью 600-800 м (рис. 3.3. и рис. 3.5.). По набитым ступеням за 1 ч. 20 мин. (2 ч. ЧХВ от ночевок) выходим на перевальный гребень. Бергшрунд преодолевается по надежным снежным мостам по центру склона (рис. 3.4.).
Перевальная седловина Узкая щель в скальном гребне. Перед перевалом большая снежная мульда (рис. 3.6. и рис. 3.7.). Здесь можно организовать лагерь, вода – в небольшом ручье на южном склоне хребта (рано утром может не быть).
Спуск с перевала Сильноосыпной скальный кулуар (до 45°, 400-500 м.) – живые камни, подвижная осыпь средних и мелких размеров, необходимы осторожность, взаимный контроль и подстраховка (рис. 3.8. и рис. 3.10.). Движение строго плотной группой. За 20 мин. спуска выходим на характерный перегиб (гребешок-отрожек) (рис. 3.9.). Спускаться вниз по кулуару дальше опасно – появляются скальные срывы. Переваливаем через гребешок в так называемую «каменоломню» (большой конус выноса крупноблочных скальных обломков) (рис. 3.11. и рис. 3.12.). По «каменоломне» движемся, прижимаясь к монолитным скалам в. Архимед, как бы обходя вершину по часовой стрелке (рис. 3.13. и рис. 3.14). За переход (35 мин. от перегиба, 55 мин. от седловины) выходим на правую (ор.) морену лед. 443. Направление дальнейшего движения – по морене (не выходя на ледник) в направлении характерного нунатака (ск. № 3484 на карте-хребтовке Ляпина) (рис. 3.15.). Здесь, 1 ч. 25 мин. от седловины, много хороших травянистых площадок под палатки (координаты N43 05.014 E43 11.474) и ручеек под камнями рядом в ложбинке, (правее ПХД в осыпи). Дальнейший спуск, как оказалось позже, лучше производить именно по этому ручью – это наиболее пологий путь. Однако, не имея четкого описания, начали спуск по крутой осыпи немного левее нунатака (рис. 3.16.). Очень скоро пришлось выходить траверсом правее (ПХД) на более пологую осыпь в вышеупомянутую ложбинку (русло ручья) и спускаться там. Чуть ниже появилась турированная тропа и скорость передвижения заметно возросла (рис. 3.17.). За три перехода (ок. 2 ч ЧХВ от нунатака, 3 ч. 25 мин. от седловины) по хорошей тропе, идущей по гребню старой правобережной морены, спустились в основную долину лед. Мижирги (рис. 3.18.). Сброс высоты достаточно большой (уже спустились на километр, а до альплагеря еще надо идти). Здесь, в травянистом кармане правобережной морены устраиваем небольшой перекус (вода рядом в ручье). Пообедав и отдохнув, за большой переход (1 ч. от места выхода в дол. Мижирги) по хорошей тропе спускаемся до альплагеря (рис. 3.19.). На альпбазе становимся на бивак, забираем заброску и пользуемся уже забытыми благами цивилизации: душем, кафе, мобильной связью).
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Урал Перевал соответствует хорошей 2Б к.т. Общая рекомендация стандартна, необходимо проходить определяющий северный склон рано утром. В малоснежные годы северный склон препятствия станет почти полностью ледовым, при этом понадобится провешивание достаточно большого участка (200-300 м.) перил и преодоления широкого бегршрунда. Перевал можно рекомендовать группам для походов от 4 к.с. Ходовая часть
Характеристики дня (28.07.13)
Запланированная дневка. Решаем вечером, если будет хорошая погода, подойти к ночевкам «Ярды» у лед. Безенги. Однако непрерывный моросящий дождь (лил почти весь день) не дал осуществить эти планы. Ходовая часть
Траверс перевал Спортивной дружбы + вершина МВТУ + перевал Шаурту ЗападныйХарактеристики препятствия
Схема движения
Характеристики дня (29.07.13)
Непогода продолжается. До полудня непрерывно моросит дождь, выходим со стоянок после обеда. От альплагеря «Безенги» правым (ор.) бортом ущелья по морене идет хорошая тропа. До уровня Миссескоша (сам приют находится много выше на травянистой площадке в кармане морены над песчаными срывами) (1 ч. ЧХВ от альпбазы) движение по гребню правобережной (ор.) морены лед. Безенги. Далее тропа выходит на глетчер (в этой части открытый и обильно засыпанный материалом выветривания). Трещин нет, но стоит обращать внимание на ледниковые реки и колодцы (рис. 4.1.). Пересекаем ледник, переходим на другую сторону и выходим к характерному песчано-осыпному кулуару-промоине (начало подъема в долину пер Спортивной дружбы), промытому ручьем в конгломератном склоне и засыпанному камнями (рис. 4.2. и рис. 4.3.). По промоине двигаться только плотной группой (крайне камнепадоопасно). Камни могут падать в плохую погоду прямо с крутых склонов. Общее движение – по руслу ручья (не отклоняясь в стороны, т.к. там песок и мелкая сыпуха) по большим валунам (рис. 4.4.). Передвижение желательно совершать в максимально быстром темпе, опасаясь оползней и камнепадов со всех сторон. За один переход (40 мин. от ледника, 2 ч. ЧХВ от альпбазы) поднимаемся на ночевки «Ярды». Последняя часть подъема – выход на траву, достаточно сложна (песчаный склон в 35-40° ок. 30 м.) приходится преодолевать крайне аккуратно с гимнастической страховкой.
Стоянки – три выровненных площадки под 2-3 местные палатки на крутом (до 30°) склоне на правом (ор.) берегу ручья почти у самых скал. Погода начала портиться и идти выше уже не имеет смысла (уже 17 часов). Поэтому ставим лагерь здесь. Вода в протоке неподалеку. Ночевки опасные, так как камни, падающие со скал, могут доставать до палаток. После ужина погода окончательно испортилась, начался проливной дождь. Ближе к 22 часам дождь сменился обильным снегопадом. К утру выпало около 5 см снега (и это на высоте 2600 в августе!). Ходовая часть
Характеристики дня (30.07.13)
Из-за изменившейся ситуации (обильный ночной снегопад) решаем не идти дальнейший подъем (травянистый, а затем и осыпной склон до 40°), а спуститься на лед. Безенги до рассвета и начала таяния снега (возможного начала камнепада) (рис. 4.5.). Выход в 5:00 со стоянок «Ярды». За 20 мин группа спускается к глетчеру. Посидев еще 20 мин под моросящим дождем, начинаем движение в сторону альплагеря. К моменту прихода в альпбазу (1 ч. ЧХВ от ночевок «Ярды») погода немного проясняется, появляется солнце. Решаем переждать основное таяние свежего снега, и после обеда повторно идти к перевалу. Обедаем в местной столовой и поспешно выходим по тропинке правой (ор.) морены лед. Безенги. Вчерашний подъем по осыпной конгломератной промоине к камнепадоопасным (в это время – после снегопада) ночевкам решаем заменить более привлекательной альтернативой. На левому борту (ор.) лед. Безенги имеется длинный моренный карман, расположенный как раз на высоте ночевок «Ярды» и заканчивающийся около промоины. Ночевки в этом кармане не камнеопасны, однако, до воды к ручью идти далеко.
Немного не доходя Миссес коша, как только глетчер справа от тропы начинает «расчехляться» (виден чистый лед), пересекаем ледник поперек в направлении травянистых сбросов левой (ор.) морены. Выход на них в этой части морены существенно проще (20м песчаного склона до 40°) и безопаснее (рис. 4.6.). Далее набираем высоту до выполаживания склона и начинаем траверсировать левый (ор.) борт долины в направлении ручья, текущего с пер. Спортивной Дружбы. Движение вполне комфортное – по ровной травянистой поверхности и турьим тропам. Встречающиеся промоины достаточно пологи и легко преодолеваются небольшим набором высоты. Низкая облачность немного дезориентировала группу (шли вперед по показаниям навигатора), (видимость порой снижалась до 20м) мы забрали несколько выше, чем надо и пришлось спускаться на травянистую полку. Не доходя ок. 200 м до промоины, на луговине можно найти много мест под палатки. Воду набираем в ручье ближе к водопаду и «бараньим лбам» (сразу на ужин и завтрак).
Ходовая часть
С мест ночевок по траве вышли к промоине и перешли на правый (ор.) борт долины по осыпи у водопада. Далее – по турьим тропам вперед и вверх по луговине (крутизна местами до 40), обходя с юга скалы «бараньих лбов» (рис. 4.7.). Идти приходится осторожно, и, если не тропа, то было бы весьма опасно (рис. 4.8.). За полтора перехода (1 ч. 20 мин. ЧХВ от ночевок) выходим к протоку (рис. 4.9. и рис. 4.10.) и переправляемся (ориентир – большой валун-«пробка» в русле ручья) по камням на левый (ор.) берег. У воды тропа теряется, и далее продолжаем движение по мелкой, хорошо слежавшейся осыпи (рис. 4.11. и рис. 4.12.). Еще через 20 мин. (1 ч. 40 мин. ЧХВ от ночевок) осыпь закрывается свеженьким снежком (рис. 4.13.). Идти по подобной поверхности очень трудно – не видно пустот между камнями осыпи, часто проваливаются ноги, да и мокрый снег не позволяет получить хорошее сцепление на крупных блоках разрушенной породы. Хорошая с утра погода начинает портиться – накрывает низкая облачность, однако это не может сбить группу с верного направления, мы постепенно набираем высоту по гребню морены левого (ор.) борта долины (рис. 4.14.). Еще за два перехода (1 ч. 30 мин. от переправы, 2 ч 50 мин от ночевок) выходим к леднику и надеваем системы (рис. 4.15. и рис.4.16.) . На перевал отсюда – правее (ПХД) глетчера по моренному валу (сейчас много снега и он просто снежный) к основанию свисающего языка ледничка (рис. 4.17.) к правым (ор.) от него скалкам. За переход (40 мин, 3 ч. 30 мин. от ночевок) выходим на разрушенные каменные выходы, запорошенные свежим снежком. Подниматься на язык глетчера в лоб сложно – уж сильно он разорван и крут (до 50°). Лучше обойти его левее (ПХД) по скалкам и забраться на ледник сбоку (в наиболее пологом и менее опасном месте) (рис. 4.18.). Немного отдохнув на камнях, связываемся и продолжаем движение в связках. Первый участок подъема наиболее крутой (35 град., 60 м). Трещины и разрывы ледника видны не всегда, поэтому на наиболее опасных участках приходится крутить промежуточные буры (всего 4 дополнительные промежуточные точки страховки). Проходя снежный кулуар, необходимо передвигаться осторожно – слева со скал видны следы свежей лавины. Выход на ровное тело ледника (большое снежное поле) занимает еще около 30 мин ЧХВ. Далее открывается цирк перевала: характерный скальный пояс и участок крутого снежника с нависающими карнизами. На глетчере у скал устраиваем перекус, подниматься выше еще долго, а время уже обеденное (14.10). Воду для чая топим из снега. После обеда подходим вплотную к скальным стенам (рис. 4.19.).
Перевальный взлет Рекомендованный вариант подъема – напрямую по центральной расщелине, не очень-то и приятен – по внутреннему углу течет достаточно сильный поток мутной и талой воды (скользко и мокро) (рис. 4.20.). Решаем уходить на скалы правее (ПХД) ручья и по полкам постепенно набирать высоту (рис. 4.21.). Скалы не сложные, но в паре наиболее опасных мест приходится провешивать перила (первый без рюкзака с нижней страховкой, организация перил на скальных зубьях породы). Почти сразу встречаем старые спусковые петли. В итоге получилось два независимых участка (до 45°) ок. 30 м. Крутые участки сменяются полками, где можно собраться группе. Выше везде можно идти ногами достаточно уверенно (ок. 2 ч ЧХВ от обеда). За скальным поясом начинается крутой (до 35°) снежный склон. Поднимаемся в лоб немного правее (ПХД) на участок гребня без карниза (ближе к п. МВТУ). Лавинная ситуация сложная, но не критичная (рис. 4.22.). За час (ЧХВ от скал) суровой тропежки, проваливаясь по пояс в раскисший снег (рис. 4.23.), выходим на перевал.
Солнце еще высоко, но заметно похолодало, к тому же на перевале сильный ветер (рис.4.25). Седловина перевала Широкий снежный гребень. Ставим палатки немного поодаль от склонов в. МВТУ и сразу же начинаем сооружать ветрозащитную снежную стенку (рис. 4.24.). До осыпи и камней докопать так и не удалось (толщина снежного покрова здесь более 1 м). Утоптав и защитив от ветра площадь, ставим лагерь и готовим ужин. Воду топим из снега. Ожидается очень холодная ночь, поэтому максимально утепляемся перед сном (рис. 4.27.).
Ходовая часть
Спуск с перевала в сторону лед. Шаурту в этом месте ледовый склон (ср. крутизны 45°) до 800 м. Сейчас можно спускаться просто в связках, но подобный путь сильно перегружен снегом и лавиноопасен. Согласно плану похода уходим с перевала траверсом в. МВТУ (Тютюргу Южная). Подъем на пик по снежному склону (крутизна до 30° ок. 250 м.) с непрочным настом и сильным боковым ветром (рис. 4.26.). Идем по глубоким ступеням на три такта и за 1 ч. ЧХВ выходим на вершину – большой заснеженный купол с надувным карнизом в сторону дол. Тютюргу (на север). На вершине не останавливаемся, а сразу уходим на траверс (спуск) по восточному гребню (рис. 4.28.). Характер спуска снежный (обычно летом снежно-осыпной) гребень с опасными срывами в обе стороны (на север – снежный карниз) (рис. 4.29.). За полперехода (20 мин. от вершины, 1 ч. 20 мин. от перевала) выходим к скальным срывам и вешаем одну перильную веревку (25-30 м)(рис. 4.30 и рис. 4.31.). Крепление – на крюке в скальной трещине, конец дюльфера за скальным углом с укрытием от возможного падения камней. Далее по несложному гребню за 20 мин. (1 ч. 40 мин. от перевала) выходим на пер. Шаурту Восточный.
Седловина перевала (Шаурту Восточный) Участок снежного гребня (тура не видно, скорее всего, засыпан снегом). Спуск с перевала в сторону ущ. Шаурту (на юг) крутые снежноосыпные срывы (до 40° ок. 250 м), а в сторону лед. Тютюргу сильно перегруженный (следы лавин) снегом склон (300 м. до 45°). Реальный спуск с этого перевала можно производить только в сторону лед. Тютюргу с бокового (северного) отрога хребта, идущего с перевала на северо-запад. Там склон значительно положе (до 30°) и не так сильно перегружен снегом. Продолжаем движение по гребню на запад. Карнизов уже нет, гребень не такой острый, как был в начале траверса, стали чаще попадаться камни и осыпи (рис. 4.32.). При подходе к пер. Шаурту Западный повесили еще одну веревку (небольшой участок дюльфера (ок. 30 м.), скальные срывы на юге и крутой снежный склон на севере). Крепление веревки на скальных выходах, последний - с нижней страховкой. После дюльфера несложным гребневым маршрутом выходим на седловину пер. Шаурту Западный (1 ч. 20 мин. от седловины пер. Шаутру Восточный, 2 ч. от в. МВТУ).
Седловина перевала (Шаурту Западный) Небольшое снежно-осыпное понижение в скальном гребне, тур в западной части на скалах (рис. 4.33.).
Спуск с перевала Спуск в дол. р. Шаурту: широкий снежно-осыпной склон ок. 400 м. крутизной до 35°. Спуск на лед. Тютюргу Западный: снежный склон (200 м) до 40°. Спускаться в лоб достаточно опасно (видны следы небольших свежих лавин). Отходим немного назад (восточнее) и, в связках, начинаем спуск на три такта. Посередине склон подрезан бергшрундом, припорошенным снегом, – его не видно сверху, но несложно перепрыгнуть (страховка через ледоруб). Ниже разрыва можно спускаться глиссером до основного тела ледника (рис. 4.34.). По глетчеру движемся по центральной части (закрытый ледник, есть трещины, лидер в связке иногда проваливается по колено) (рис. 3.35.) и за переход (40 мин от седловины) выходим к скалам нунатака (рис 4.36.). Отсюда возможны два варианта спуска по леднику: правее и левее скальных выходов. Спускаться в лоб по гладким припорошенным скалам очень сложно и опасно. Левее (ПХД) нунатака склон значительно круче до 35° ок. 300 м. открытого льда с характерным «мусоросборным» кулуарчиком. Правее спуск положе, но значительно осложнен лабиринтом из широких трещин (сверху путь плохо просматривается, но снизу выглядел много проще – легко просматриваемая траектория движения, можно легко и зряче лавировать), но можно передвигаться даже без провешивания перил.
Решаем спускаться левее (ПХД, ор.) нунатака – это технически сложнее, зато трещины все видны и можно просмотреть весь склон спуска (рис. 4.37.). Глетчер в этом месте круто обрывается вниз, «обтекая» скалы нунатака слева направо (ПХД). Провешиваем три веревки перил (суммарно ок. 130 м), крепление станций и веревок на ледобурах, сдергивание с помощью самовывертов. Организовываем перила в форме литеры “J”, чтобы при дюльфере и сдергивании не спускать камни друг на друга. Станции располагаем в широких, забитых снегом расщелинах сильно левее основного ледового склона. Ниже – движение на три такта до бергшрунда (забит снегом), далее – глиссером по снежнику в направлении ближайшей осыпи (левее ПХД).
После окончания основного технического (с использованием веревки и снаряжения) спуска с основного языка лед. Тютюргу Западный по левой (ор., ПХД) ветви, обтекающей скальный нунатак, группа продолжала движение по снежнику, забирая немного левее (ПХД) к осыпи. В этот момент с нунатака упали подряд два камня и, ускорившись во время падения по ледовому склону, вылетели на снежник. Один из камней травмировал руководителя похода. При беглом осмотре и описании самочувствия определили повреждения правой руки и правой ноги (в коленном суставе). Открытых ран и кровотечений не было. Была выполнена иммобилизация конечностей, и с помощью носилок, сооруженных из тента, руководителя спустили на морену, где был поставлен лагерь (рис. 4.40. и 4.41.). Ходовая часть
Характеристики дня (02.08.13)
Утром, в 9.30, два человека из группы отправились в турбазу вниз с подробной инструкцией о дальнейших действиях. За три перехода они добрались до дороги в дол. р. Гараауз-су, где встретили водителя, привезшего заброску. Продукты и газ оставили на турбазе (есть сторож и повар), а сами поехали вниз на погранзаставу (там есть связь), чтобы оттуда сообщить о произошедшем и запросить помощь по транспортировке. На погранзаставе связались со спасателями МЧС и вызвали вертолет. После обеда транспорт прибыл на погранзаставу и, забрав двух участников группы, вылетел в сторону верховьев дол. р. Тютюргу. Несмотря на низкую облачность, вертолет достаточно быстро нашел лагерь и приземлился на гребень морены недалеко от него (рис. 4.38). Оперативно собрав вещи пострадавшего, погрузили его на штатные носилки и отправили вместе с сопровождающим в Нальчик. Учитывая обстоятельства (потеря двух ходовых дней) решаем сократить маршрут, оставляя при этом последнее «кольцо» (пер. Килар), благо квалификация оставшихся участников позволяет это сделать. После эвакуации (при первом спуске до турбазы два человека отнесли туда значительную часть группового снаряжения) группа спускается на травянистые площадки у озера на конечной морене лед. Тютюргу. Здесь значительно теплее и много ровных мест для стоянок как на берегу, так и на значительном удалении от водоема (от места дюльфера у языка лед. Тютюргу Западный 30 мин. ЧХВ) (рис. 4.39.).
Ходовая часть
Характеристики дня (03.08.13)
С ночевок у озера на конечной морение лед. Тютюргу по травянистым буграм выходим в основную дол. р. Тютюргу (рис. 4.42.). Общее направление движения – по ценру долины (ор. справа неприятные выходы старых «бараньих лбов») к месту слияния основного потока р. Тютюргу со своими притоками (40 мин. ЧХВ от озера). Здесь пасется скот и появляется тропа, сначала нечеткая и прерывистая (часто ветвящаяся), затем набитая и турированная пастухами (рис. 4.43.). Правым (ор.) берегом за два переход (1 ч. 30 мин. от слияния, 2 ч. 10 мин. от озера) спускаемся (последний участок спуска достаточно крутоват – до 30°, но есть тропа) в основную дол. р. Шаурту (рис. 4.44.). Долина перегорожена вдоль старым моренным валом, поэтому реки еще долго текут параллельно друг другу, сливаясь почти у самой р. Гараауз-су (рис.4.45. и рис. 4.46.). Тропа идет правым (ор.) берегом р. Тютюргу сначала у самой воды, а у границы леса уходит выше на склон хр. Хайырпа. Далее, лесным серпантином, спускаемся к дороге (40 мин. от выхода в дол. Шаурту, 2 ч. 50 мин. от ночевок). Отсюда по хорошей грунтовке за 20 мин. (ЧХВ) доходим до турбазы, где нас ожидает заброска (рис. 4.47.).
К нашему удивлению, четвертый участник группы (Татьяна, отряженная сопровождающим с пострадавшим в Нальчик) уже здесь. Турбаза находится в хорошем состоянии, домики свежеокрашенны, территория убрана, а сотрудники всегда готовы к приему гостей (как уверяли нас, в количестве до 300 человек). Здесь есть электричество, но нет уверенного приема мобильной связи. Неспешно перефасовываем раскладку и снаряжение (излишек еды оставили на турбазе, а избыточное снаряжение (палатку, ледовый инструмент) передали в заброску водителю, обеспечивающему трансферт из Тырныауза – на следующий день он отвозил в аэропорт группу туристов из МВТУ с этой же турбазы). Перестроившись на новый лад и вкусно пообедав (координаты начальника лагеря 8(928)694-48-77 - в любое время готов организовать обед, прием и размещение любой группы), за один длинный переход (1 ч. ЧХВ) по хорошей грунтовой дороге спускаемся до слияния рек Гараауз-су и Башильауз-су (рис. 4.48.). Здесь, на высоком берегу недалеко от развилки дорог, устраиваем лагерь на краю большой сенокосной поляны. Хорошую воду можно набрать в Башильауз-су (несмотря на вечернее время, она не мутная и подходит для приготовления пищи).
Итоги, выводы, рекомендации по траверсу пер. Спортивной дружбы – в. МВТУ – пер. Шаурту Западный Траверс соответствует сильной 2Б к.т. (в основном из-за выхода – пер. Спортивной дружбы – и схода с гребня – пер. Шаурту Западный). Его можно рекомендовать как техническую «изюминку» похода 4 к.с. Для прохождения группе понадобится хорошая физическая подготовка, умение передвигаться и совместно работать на разнообразном рельефе: осыпи, снежно-ледовым и скальным склонам большой крутизны (до 50°), гребню с надувным снежным карнизом (а в сложных погодных условиях – по микстовым маршрутам). По факту прохождения (снежное лето 2013 года) стоит также уделять внимание лавинной и камнепадной опасности маршрута. Ходовая часть
Перевал КиларХарактеристики препятствия
Схема движения
Характеристики дня (04.08.13)
С утра отдали «заброску» (лишнее снаряжение и газ) водителю (достаточно долго ждали его на дороге). От слияния рек Башильауз-су и Гараауз-су (сразу у моста развилка дорог). По хорошей гравийно-грунтовой дороге за два перехода по живописному хвойному лесу доходим до турбазы «Башиль» (1 ч. 20 мин. ЧХВ от ночевок). Лагерь исправно функционирует, порядок и чистота вокруг (рис. 5.1.). На территории лагеря есть исправный подвесной мост через реку (переправляемся на ор. левый берег) (рис. 5.2.). Здесь в сосновом бору раньше была погранзастава (сейчас они располагаются ниже у пос. Верхний Чегем), а теперь лес стал раздольем для местных грибников (сумевших оформить пропуск в пограничную зону).
Быстро подъем в дол. р. Джайлык-су найти не удалось, пришлось немного побегать по поросшему соснами и можжевельником склону в поисках тропы. Затем, по частому серпантину (рис. 5.3.) и за полперехода проходим устьевую ступень долины и поднимаемся на первое плато (рис. 5.4.). Сразу же переходим р. Джайлык-су по мосту у коша на левый (ор.) берег (рис. 5.5). Недалеко от переправы обедаем (40 мин. ЧХВ от турбазы), есть чистый ручей, текущий со склона п. Турист. Во время обеда нас встречает пограннаряд, проверяет документы и пропуска (причем бойцам сильно не нравится слишком общее описание маршрута, составленное в альплагере «Безенги», они настаивают на детальном указании всех долин, разрешенных к пребыванию). Далее левым (ор.) берегом, без явно выраженной тропы, (выпас скота и хаотичная сетка мелких дорожек) подходим к характерному взлету в дол. руч. Кенчат (рис. 5.6.). По травяному конусу левого (ор.) берега потока идет тропа (рис. 5.7. и рис. 5.8.). Через переход от обеда (40 мин. ЧХВ, 1 ч. 20 мин. от турбазы «Башиль») выходим на осыпные склоны и продолжаем монотонный набор высоты (рис. 5.9.). Еще за один переход по средней осыпи (2 ч. ЧХВ от турбазы) выходим на выполаживание долины (рис. 5.10.). Поставить лагерь где-нибудь ниже (в дол. руч. Кенчат) было сложно – слишком большой уклон. Здесь ровнее, но достаточно низко – на следующий день придется набирать почти километр по вертикали. Путь к следующему плато перегораживают старые «бараньи лбы», делаем еще один переход вдоль левого (ор.) берега ручья (рис.5.11.). По среднеблочной сыпухе с многочисленными боковыми бороздами выходим на вторую ступень дол. руч. Кенчат – хорошее место для организации лагеря: обширное плато, много хороших и подготовленных мест для ночевок, а ручей, петляющий меж камней ниже, искусственно запружен (в более теплые дни тут будет хорошая купель).
Ходовая часть
Поздно вечером начался сильный снегопад с порывами ветра. Снег перестал идти около полуночи, но сильно похолодало. Утром остались небольшие «сугробчики» (толщина снежного покрова достигала 4 см.), а чтобы добыть питьевую воду пришлось скалывать ледяную корку на «купели» (рис. 5.12.).
С мест ночевок (вторая ступень дол. руч. Кенчат) по левому (ор.) берегу выходим к участку средней осыпи правее (ПХД) скальных выходов. Крутизна подъема постепенно увеличивается, а его направление достаточно логично – по линии падения воды на левый (ПХД) снежник у перевального цирка, в его правый (ПХД) нижний угол. За два перехода (1 ч. 20 мин. от ночевок у «купели») выходим на обширную террасу с озерцом. Это – развилка путей на пер. Килар (на запад) и пер. Штенберга (северо-запад). За 15 мин (ЧХВ) выходим к началу снежника (левее ПХД) чуть ниже характерных скальных выходов (рис. 5.13.). Затем – более двух часов непрерывной изнурительной тропежки по глубокому снегу (ночью свежевыпавший снег смерзся, образовав неустойчивую корку), проваливаясь почти по пояс, вдоль скальных выходов к цирку перевала (рис. 5.14. и рис. 5.15.).
Перевальный взлет Снежный склон крутизны 25°. Глубокий снег, тяжелая (физически) рубка ступеней. Перевальная седловина Узкий скальный участок гребня, мест для палатки нет (рис. 5.16.). На перевале оставляем рюкзаки и по несложному гребневому маршруту (не более 1Б) поднимаемся к в. Орелю (от перевала 50 мин ЧХВ) (рис. 5.17.). Внимание при подъеме следует уделять живым камням, припорошенным свежим снегом . Если погода и климатические условия (лето 2013 года) будут теплее (меньше снега), подъем заметно упростится.
На вершине группу постигает неудача – хороший панорамный вид, обещанный в описании, почти полностью закрыт низкой облачностью (рис. 5.19). Решаем не ждать прояснения, а начать спуск на седловину, пока не накрыло сплошным туманом. Спуск по пути подъема (не более 20 мин. ЧХВ).
Спуск с перевала Крутой местами до 35° снежный склон до 200 м. Обычно (особенно в верхней части) здесь провешиваются перила (на скальных выступах, последний с нижней страховкой без рюкзака), однако снега настолько много, что возможен спуск на три такта. Бергшрунд не наблюдается, поэтому спуск до основного тела ледника не представляет проблем (рис. 5.20).
На выполаживании связываемся – открытый (обычно в это время) глетчер обильно зачехлен снегом, передвигаться приходится почти вслепую, часто проваливаясь в неширокие трещины (их вообще не видно), что очень обидно. По пологой части движемся посередине тела ледника (правая сторона его (ор.) сильно изрезана поперечными разрывами, а левая – продольными) в направлении сильного изгиба правее (ор.) характерного нунатака. Классический путь – по наиболее гладкой линии (падения воды) очень неприятен в сложившихся погодных условиях – небольшие трещины, легко преодолеваемые на открытом леднике, сейчас незаметны, и лидер в связке постоянно проваливается в них по колено. «Проковырявшись» минут двадцать на пологом спуске, решаем (после предварительной разведки) идти значительно левее (ор.) ближе к скалам нунатака. Здесь склон значительно круче (местами до 40°), но ледник без снега с видимыми трещинами (большая часть из них забита снегом). Движение на личной технике в связках на три такта, при перепрыгивании через разломы страховка через ледоруб (участок не более 100 м.) (рис. 5.21.). Далее – пологий открытый ледник без трещин, спускаемся по центральной оси глетчера. Выход с ледового языка на морену достаточно крут – до 40° 30-40 м гладкого льда (тут можно проводить ледовые занятия в походах 2-3 кс)(рис. 5.22.). На осыпи (2 ч. 10 мин. ЧХВ от седловины) развязываемся, снимаем системы и кошки. Затем переваливаем через правобережный (ор.) моренный вал и выходим к верхнекиларским ночевкам недалеко от озерца (2 ч. 30 мин. ЧХВ от седловины). Место для организации лагеря идеальное – моренные холмы защищают от холодного ветра, обилие (более 30!) ровных травянистых площадок, чистая вода рядом в ручье. Единственным (но очень неприятным) минусом здешних ночевок является их сильная замусоренность бытовыми отходами – сжигать мусор здесь достаточно сложно (мало кислорода), а нести выше, наверное, для проходящих групп тяжело.
Ходовая часть
Характеристики дня (06.08.13)
Неспешный подъем и капитальная просушка всего мокрого снаряжения, одежды и обуви. Перед выходом проводим небольшой «субботник» и собираем бытовой мусор в рюкзаки (т.к. они уже пусты, а впереди предстоит несложный спуск). Выходим с моренных холмов у языка лед. Западный Кенчат немного правее (ор.) ручья, текущего у верхнекиларских ночевок по направлению на большой моренный вал правого (ор.) борта долины. По гребню вала проложена вполне сносная тропа (рис. 5.23), однако она часто прерывается из-за обвалов осыпи (рис. 5.24. и рис. 5.25.). За переход (40 мин ЧХВ) выходим к травянистому склону – выходу в основную дол. р. Тютю-су. Группа движется по траве (тропа есть, но часто теряется) по линии падения воды. Левее (ПХД) открывается грандиозная панорама тютюйских водопадов – бурные воды реки Тютю-су падают гремящим потоком со скал древних «бараньих лбов». Направление спуска – место слияния р. Тютю-су со своим правым (ор.) притоком – р. Орелю (50 мин. ЧХВ, 1 ч. 30 мин. от ночевок). Ее переход несложен, у стрелки это неглубокая речушка, есть много камней выступающих из воды. Далее по пологой части долины начинается хорошая вьючная тропа (правый (ор.) берег р. Тютю-су). Прижим у реки преодолевается по ней немного выше песчаных обвалов. После, начинается редколесье с отличной дорожкой, превращающейся постепенно в колесную грунтовую дорогу (рис. 5.26.). За большой переход (1 ч. 20 мин. ЧХВ от переправы, 2 ч. 50 мин. он ночевок) выходим к избушке охотников, где почти в домашних условиях организуем обед. Вода есть в роднике чуть ниже по дороге.
После обеда быстро (25 мин ЧХВ) доходим до ночевок у реки – отличная малозаметная полянка в сосновом лесу с костровищем и кухней. Ставим лагерь, а затем налегке идем искать переправу через бурные потоки р. Тютю-су. Пешеходный мостик нашли чуть выше по течению основного автомобильного брода. Однако вечером по большой воде двигаться по левому (ор.) берегу сложно (если нет желания мочить ноги) – песчаные срывы вплотную подходят к воде, приходится прыгать по неустойчивым камням и постоянно опираться на склон прижима. Есть альтернативная тропка, забирающаяся на левый (ор.) склон и обходящая опасный участок много выше реки (30-40 м набора высоты по вертикали). Однако, идти по ней весьма непросто – угол склона здесь до 30°, траверсировать с тяжелыми рюкзаками будет проблематично. Поэтому правильным вариантом для движения вечером – просто пройти 200 м небольшого брода (менее 0.5 м, поток несильный). Ходовая часть
Характеристики дня (07.08.13)
С места ночевок у р. Тютю-су правым (ор.) берегом за 5 мин. спускаемся до переправы. Переход через основной поток по бревенчатому мосту весьма прост (рис. 5.27.). Уровень воды утром заметно упал, появилась возможность идти левым (ор.) берегом под прижимом по камням даже не замочив ноги. Река после автомобильной переправы течет двумя параллельными руслами – небольшой поток по дороге, а основная струя по скальному каньону. По узкой полоске травы, камням и осыпям левого берега реки (прямо у воды) огибаем прижим и выходим на отличную лесную дорогу. Отсюда за большой переход (50 мин от ночевок) спускаемся в дол. р. Баксан. Здесь в настоящем лабиринте огородов пытаемся отыскать переправу на правый (ор.) берег р. Тютю-су. Возможность переправится есть выше (автомобильный брод со спокойным течением глубиной до 0.7 м.), но по описаниям где-то здесь есть пешеходные мостики, переправа по которым заметно проще (за их исправным функционированием следят огородники). Далее, на некотором удалении от шоссе в облепиховой роще (1 ч. 30 мин. ЧХВ от ночевок) ставим лагерь. Время ближе к обеду, погода хорошая, поэтому решаем не идти на экскурсию сегодня, а постираться и привести себя в порядок перед поездом.
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Килар. Перевал – эталонное препятствие 1Б категории трудности. Верхнекиларские ночевки и крутой склон языка лед. Западная Кенчат создают практически идеальные условия для проведения ледовых занятий, отработки движения в связках. Восхождение по несложному гребню (1Б альп.) на в. Орелю (с хорошим панорамным видом всего Центрального Кавказа) послужит хорошим дополнением к основному маршруту. Перевал можно рекомендовать группам для походов со 2 к.с., в том числе и в качестве первой 1Б. Ходовая часть
Выход с маршрутаСхема движения
Характеристики дня (08.08.13)
Рассчитан в походе, как день запаса. Проводим пешую экскурсию в верховья дол. р. Баксан (посещаем пос. Верхний Баксан, Эльбрус, низовья ущ. Адыр-су) с посещением исторических достопримечательностей, закупкой сувениров. К сожалению главной цели этого дня мы так и не достигли – пришли к краеведческому музею уже после его закрытия. Усталые, но от этого не менее счастливые, ловим попутку и спускаемся обратно до Тютю-су. Ходовая часть
С мест ночевок у слияния рек Тютю-су и Баксан за 1 ч. ЧХВ доходим до пос. Тырныауз, где садимся на автобус и отъезжаем в Нальчик. Ходовая часть
ПриложенияGPS-координаты важных точекКоординаты даны в системе «WGS 84» в формате ГГ.ММ.МММ Координаты основных точек маршрута получены путем усреднения (минимум 100 измерений, по факту около 500) логически подходящих ориентиров (тур перевала, палатка на стоянке).
Картографический материал
Перевальные записки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||