Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Анатолий Ферапонтов, Красноярск

Смертельная веревочка

За всю многолетнюю историю скалолазания, на соревнованиях погиб только один спортсмен. Это был мой спортсмен.

Двадцать первого июня 1975 года Сережа Соколов падал со скалы Такмак вместе с огромным камнем. Этот камень, ударившись углом, оставил точечный след на скальной полке чуть ниже места срыва, но именно в то мгновение и в той точке оказался трос, страховавший Сережу трос перебило, а скалолаз дальше уже падал свободно.

Внизу стояла, сидела, лежала добрая сотня людей - участники и зрители соревнований осколки камня, падавшего с тридцатиметровой высоты, дробно усеяли землю, но не задели никого. Все произошло в какое-то мгновение, не оставшееся в памяти люди бежали врассыпную от камней, от ужаса:

Я тренировал Сережу. Так - тогда еще любительски: просто мы лазили по скалам вместе, а я был старше и опытней. В свои неполные двадцать два он успел жениться, стать отцом, бросить семью и скалолазание и улететь к родителям в Краснодар. Надо же было так судьбе распорядиться: именно в этом самолете летели в Минводы и мы, вся его бывшая команда.

За время полета я уговорил Сережу вернуться к семье, а по его возвращении - и на скалы. В день тех соревнований я почему-то зашел за ним. Семья сидела за чаем, и молодой ее глава был не настроен соревноваться, но я и тут его уговорил.

Как будто вел к смерти на невидимой веревочке.

Потом мы подошли к Сереже, упавшему в высокую траву, и врач Вася Гладков, также погибший в горах спустя два года, сказал коротко: "Финиш".

Все-таки Сережа что-то в жизни повидал, но что успела Таня Паукова, схороненная рядом, в нескольких десятках метров, за свои 16 лет:

Эту девочку я тренировал в санном спорте. Тренировал уже профессионально, однако не смог и ее уберечь. В Братске, за несколько минут до старта, мне сообщили по внутренней связи, что Таня "психует". Наверное, я сказал то, что сказал бы на моем месте любой тренер: "Танюшка, выигрывай, ты сегодня сильнее всех",- и это было правдой.

Она стартовала первой, по самому чистому, самому скользкому и быстрому льду, и ударилась в козырек именно того виража, где стоял я, 29 февраля 1986 года...
Месяц Таня пролежала в реанимации Братска, но врачи не смогли ей помочь. Второго апреля я привез гроб с телом Тани в Красноярск. Была сильная, совсем не апрельская пурга: природа как бы оплакивала ее.

Не на той же ли веревочке привел я и ее к смерти?

Два года спустя, находясь вновь в Братске, я узнал о том, что на красноярской трассе разбился Алексей Агафонов. Когда мы прилетели домой, врачи уже отключили аппаратуру: безнадежно.

Еще в конце семидесятых я пригласил Алексея работать тренером в ДЮСШ по санному спорту. Сани стали для него не только работой, но и главным увлечением, он участвовал во всех местных соревнованиях. Иногда он устраивал "заезды ветеранов", во время таких ночных, не всегда трезвых заездов и погиб.

Когда я увидел плачущую вдову с двумя маленькими дочками и три "моих" могилы рядом, я уволился с работы, поклявшись никогда отныне не вмешиваться в чужие судьбы, не руководить кем-то, не направлять чьи-то действия. Власть тренера над спортсменом слишком велика. Это властнее, чем в армии. Дай Бог, чтоб та незримая веревочка была оборвана навсегда.

Вот Базайское кладбище - скорбное и святое для меня место. Теперь там лежит и Гена Скрыпник, член сборной страны по саням, мастер спорта, разбившийся в автомобиле. Так совпало: 15 августа - день рождения Сережи и Тани. В этот день всегда тепло и ясно, висит спелая черемуха и малина. Обойду своих ребят, выпью за упокой, покаюсь перед бессмертными душами. В последние годы со мной непременно бывает дочь, родившаяся спустя месяц после смерти Тани и ее именем названная. Пригляжусь внимательно: на могилке Тани я еще в 1986 году посадил крохотный кустик сирени. Каждый год он зеленеет, но не вырос и на сантиметр, распускает все те же двенадцать листочков,- что это: ботаническое чудо или некий загадочный знак свыше? Может, упрек мне?


Вот такое бабье лето...

Наверное, покуда люди будут ходить на Столбы, красноярским спасателям придется раз от разу выходить на поиск потерявшихся горожан. Вот и на на этот раз они искали парня с девушкой, не вернувшихся вовремя домой. Андрей Столбов, 23 лет, преподаватель рукопашного боя, который, увы, не был столбистом, и его подруга, восемнадцатилетняя Оксана, ушли в заповедник еще во вторник, 22 сентября 1998 года, однако спасатели узнали о беде лишь утром четверга и сразу принялись за поиски. Днем раньше родственники пропавших тоже пытались найти их самостоятельно, - разумеется, безуспешно. Уж лучше бы они сразу позвонили специалистам, тем, кто обучен искать людей профессионально.

Еще в первый день, после полудня, Андрей и Оксана встретили лесника, который указал им путь к Деду. Это странно и неверно: после этот лесник сам говорил телевизионщикам, что его насторожило, как легко одеты двое молодых и явно неопытных в таежных похождениях людей. Снег - небывалый для такой поры густой и мокрый, тяжелый снег - повалил с неба почти тотчас после того, как они разошлись с лесником. Снег засыпал все тропы и следы ушедших. Непогода была и на следующий и на третий день.

Это крайне затруднило работу спасателей. Они находили все же чьи-то редкие свежие следы и шли по ним, квадрат за квадратом обследуя все столбовские районы. И нашли, наконец, пропавших - на четвертый день, в субботу, на Диких Столбах. Андрей был к тому времени уже мертв, Оксана же, хоть и не потеряла сознания, чувствовала себя очень плохо. Скорее всего, у них не было с собой коробка спичек или зажигалки, а встречные столбисты - ну, откуда же им взяться посреди недели, да еще и в такую погоду? Ужасная смерть, и даже старые столбисты не могут вспомнить такого за последние шестьдесят лет. Александр Яворский в своей книге "Избушка Дырявая" вспоминает, как в 30-е годы где-то в районе Откликных замерз мальчик, восьмиклассник. Но то было глубокой зимой, в глубоких снегах и при сильном морозе. А тут - молодой и здоровый человек замерз в сезон бабьего лета.

Послушайте совета старого бродяги. Малоопытные туристы наивно полагают, что коли уж они на Столбовское нагорье поднимались, то спускаясь вниз по любым тропам, они непременно вернутся в город. Это неверно: спуститься можно и в район Диких Столбов, и в район Слизневой-Маны, а это совсем противоположное направление. Но, уважаемые земляки, есть совершенно надежный способ не заблудиться. Вам только следует помнить, что город находится к северу от заповедника, и еще до того, как с неба повалит снег либо польет проливной дождь, определиться со сторонами света. Выбирайте тропы, которые ведут вас на север, пусть и с отклонениями. Немного восточнее - вы увидите Базаиху, немного западнее - Дивногорское шоссе. В любом случае, там люди, там вы уже дома. Только на развилках троп не уходите на более узкие: чем ближе к городу, тем они натоптанней, это аксиома.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru