Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
…Или Большие «малые» горы
- Все будет как в Больших горах, поверь мне!
Выгрузились из автобуса у развилки на верхнюю дорогу при въезде в Алупку. Поснимали куртки (будет жарко) и потихоньку пошли вверх. Баулы тяжелые, где-то по 30-35 кг. Но настроение отличное, особенно после того, как у спасателей в Ялте зарегистрировались. Спокойно как-то на душе.
Вопрос обработки даже не стоял – мы с ним сразу согласились и запланировали. Поэтому утром все просто: встали и пошли. Ну, поели, конечно. Первую веревку я пробовал осенью, надеясь идти «Зенит» на чемпионате Украины в Малых горах. Но его тогда не оказалось в рейтинге, и мы не полезли (и очень правильно сделали!!!). В этот раз начинает Джон – первая веревка «Зенита» простая, чем он и заманивает, легко вводя в заблуждение о легкости маршрута многих альпинистов. Сколько связок его пробовали? Две, пять, десять? Судя по количеству дюльферных петелек, которые мой товарищ уже накидал на землю, снимая их со шлямбуров, - немало. Да и на первой веревке сюрприз: до станции надо подойти лазаньем (в нашем случае - 2 скайхука на рельеф в силу холода и ботинок на ногах). Что же будет дальше? Об этом я думаю, страхуя Джона с земли, кутаясь в пуховку. А другу жарко. Даже куртку сбросил вниз (правда, в меня не попал). Сегодня не спешим – сколько сможем, столько и провесим. Главное, подогнать снаряжение и выработать схему передвижения (порядок вщелкивания лесенок от крюконог, оттяжек и т.д.).
После двух участков Джон укрепил имевшуюся там станцию и стал принимать меня. Потом напарник полез еще один участок. Думаем, что именно эти два участка являются переломными в борьбе многих команд. На втором участке отсутствовал один шлямбур – забили «съёмник», который потом забрали. И на третьем участке неприятно: начинается сыпушная порода, со шлямбурами тоже не в порядке. В одном месте вместо старого шлямбура забит «спит», наполовину вылезший, потом ничего. Теперь тут тоже дырочка от нашего «съемника». А еще маршрут начинает петлять. И тут опять западня: возьмешь короткие оттяжки – протягивать веревку тяжело возьмешь длинные, по 60 см – при вырывании старого шлямбура дольше лететь, и, следовательно, выше вероятность начать вырывать дорогу. Думаем, что при срыве лидера, особенно на нависании, возможен вырыв всей дорожки: в старых шлямбурах алюминий сгнил, а добитые связкой Попов-Шелхаков (на одном даже была замечена надпись «Крым 300 кг») тоже не внушают особого доверия, хотя на станциях встречаются уши толще, чем 2 мм. Так что если полетишь вырывать дорогу, то надежда только на станцию. Поэтому мы их и укрепляли. Хотя это очень субъективное мнение… После Джона лезть моя очередь. И опять подарок: через несколько шлямбуров преодолеваешь плиту, висящую «на подхват». А она острая, выше дорожка по ней идет. При её обрыве веревку срежет сразу … Пытаюсь не сильно нервничать от таких мыслей… Но дальше порода покрепче, и я «напираю» (если так можно назвать нежные движения на старых, почти сорокалетних (!), шлямбурах). Но вот участок пройден, блокирую на станции все шлямбура, что там есть, и лезу дальше. Метров за 10 до уже видимой станции опять пробел в дорожке. Уже третий. А говорят, мол, перестежка, неинтересно… И рядом разбитый шлямбур с оторванным и расплющенным ухом. Не срыв явно. Кто-то специально? Верить не хочется, хотя такое встречается в местах, где пролезть можно или на скайхуках пройти. Но особого желания уходить в лазанье у меня нет (хотя по теплому и в скальниках не очень круто), и я начинаю бить дырочку… Темнеет. Фонарей сегодня не брали. Делать нечего - блокирую забитый шлямбур со старым и еду вниз. От станции с Джоном сразу уезжаю вниз. На первом участке висит «половинка» в 8 мм. Бросаем вниз концы, и Джон уезжает с верхней страховкой. Необычность этой процедуры состоит в том, что веревка перебита где-то метрах в 10 от конца, и надо еще разобраться, чтоб съехать на целой половинке. А мне по двойной, в принципе, все равно. Угадали… Съехали… Сразу же Джон позвонил спасателям, сказал, что завтра отдыхаем (если честно, то я ушам своим не верил от радости), и пошли к палатке. На следующий день собирали грибы для плова, осматривали местные болдеринговые камни, поглядели на маршрут «День Победы», нашли еще неизвестные нам 2 маршрута на Зуб у Шаан-Каи – «Лукоморье» и «Зубастик». Маршруты простые и пробиты под freeclimbing. Кто-то отремонтировал «Грищенко правый» – видны новые шлямбура на первой веревке, начало смещено влево к щели под лазанье, а не по дереву. ТОВАРИЩИ!!! Давайте как-нибудь стараться сообщать о проделанной работе, особенно про отремонтированные маршруты и сделанные новые!!! Их не так уж и много, особенно качественных и безопасных. По новым шлямбурам и нам захотелось на м-т Грищенко, только где прочитать об этом? Ведь есть же сайты, журналы, в конце концов… Плов удался на славу… Вечером собрали все, даже оттяжки и лесенки развесили на системы, чтоб утром оперативно все сделать. Погода портится. Вечером, в 18.30, залазим в палатку, чтоб не мокнуть… Звенит будильник в 03.50 (обычно на гору в такую рань не в Крыму встают, а на Кавказе, например!). Включаемся быстро, несмотря на то, что ночью шел дождь и мысленно мы уже расслабились и спали с уверенностью невозможности выхода.
- Жаль, конечно, но сегодня вряд ли. Всю ночь дождь. Слышал?
Пытаемся совместно найти повод не вылазить из палатки. Через 5 минут: «Но надо вылезти посмотреть. Если совсем плохо – опять залезем». Жумарить в полной темноте со светодиодным фонарем по одинарной веревке оказалось довольно простым, но не приносящим удовольствия занятием. И очень не рад был этому Джон. В силу того, что я бросаю на него камни. Причем много. Когда жумарил второй участок, почувствовал рывок и завис. Начинаю нервно осматривать себя и снаряжение. Сломалась титановая (!) пряжка на правой крюконоге производства «Урал-Альп». Так, сюрпризы начинаются! Завязал узлом и полез дальше. Но вот мы собрались на станции, от нее я привязал вторую веревку и полез. Долез до конца обработанного и полез дальше. Но недолго. Еще метров 10-12. Станция. Бью шлямбур, блокирую с двумя «Попова-Шелхакова» и одним старым. Пока подходит Джон, я смотрю вверх. Лезть мне сейчас туда, вот и смотрю. Думаю, дойду до внутреннего угла точно, уж очень близко он кажется. А от станции первого шлямбура нет - лепесток в полутора метрах ржавый забит. Так, подарки продолжаются! Хоть и не высоко, но с фактором 2 на станцию ой как не хочется прилететь. Постучал, аккуратно нагрузил, достал до следующего шлямбура… Нависание как-то скрадывается, потому что вся стена отрицательная, наверное. Но работать тяжело. Как-то быстро долез до основания угла. Тут промежуточная станция, и я еду вниз подсобрать оттяжек.
На часы не смотрим принципиально. Следующий участок лезть не мне, поэтому забираю сидушку у Джона, устраиваюсь поудобнее, пытаюсь примостить рюкзак между холодной стеной и коленями, чтоб теплее было, но из этого ничего не выходит. С первых метров Джон даже немного занервничал, потому что от любого прикосновения к стене (ботинком, рукой или карабином) сыпались мелкие камни. Но надо отдать должное первопроходителям – расстояния между шлямбурами хоть и большие, но забиты крючья в участки монолита размером 20吐 сантиметров, редко встречающиеся среди этой сыпушной породы. Скорость движения первого падает. Это и неудивительно. Тут надо быть очень осторожными, двигаться плавно, к тому же этот участок с максимальным нависанием. Правда, плюс в том, что с высоты трех метров над станцией все камни от первого пролетают за спиной у страхующего. А летят они постоянно. И не только маленькие…
В конце участка Джон проделывает обязательную процедуру по сбору нижних оттяжек и лезет дальше. Тут нависание максимальное. Сначала оно как-то не замечается. Но когда идущая от верхнего вторая веревка болтается в 5-6 метрах за спиной у страхующего, то сомнения отпадают! Пока Джон бьет шлямбур на станции, съедаю полсникерса, немного пью, фотографирую туман вокруг. Замерз, но ничего, сейчас согреюсь. Но все оказалось не так просто. В чем особенность подъема по перилам на нависании? В том, что выщелкнуть веревку из оттяжки тяжело, а если маршрут еще и петляет, то вообще становится проблематично. Но в процессе подъема выработалась пара способов. Но тут случилось все гораздо интереснее. Джон-то съезжал железо собирать, а после этого маршрут резко вправо уходит. Долез я до последней оставленной оттяжки и растерялся. Уже и пытался выщелкнуть карабин из шлямбура. Думаю, фиг с ним, с маятником метров в пять, не касаясь стены. Но не могу, хоть и карабины «Kong» с «кey lock» защелкой. Плюнул на это, отвязал конец перильной веревки от себя, вщелкнул во второе отверстие уха старый карабин, продел веревку и выдал себя. Ощущение незабываемое – висишь метрах в 4-х от стены и крутишься вокруг своей оси. Скажу, спиной к стене неприятно висеть. Но быстро привык и давай жумарить. Так что кого-то ждет подарок на стене. Слышу, как по земле шелест пошел. Понял сразу – дождь. Подхожу к станции – Джона периодически заливает во время порывов ветра. Хоть и в пуховке он, а видно, что подмерзает. Чтоб капюшон не слетал, напарник мой придумал хитро – петельку из веревочки на капюшоне надел на рог от «восьмерки» и страхует.
- Понял, хорошо, я полезу. Так и сделали. Стемнело. Я взял закладок, крючьев в надежде на выход. И скальники тоже взял. Джон посмеялся (все мокрое по самое не хочу). Достали фонари. И уронили мои непромокаемые штаны. Жаль… Фонарь у меня надевается под каску. Снял капюшон – холодно от ветра. Снял каску – вообще зима. Все так же быстро надел. Темень непроглядная. Иногда, чтоб заметить следующий шлямбур, надо вставать в крюконогах на последнюю ступеньку, оглядывать стену, а потом еще и вщелкивать оттяжку. Убивает наповал такая процедура, хотя нависание меньше, вроде как вертикаль. Может, уже легло, или мне кажется?! Лезу и лезу. Уже, кажется, и 15 шлямбуров пролез, оттяжки и петли кончаются. Где же промежуточная станция Попова-Шелхакова? А дождь все сильней! В одном кармане куртки у меня фотоаппарат, перчатки, в другом нагрудный кошелек со шлямбурами, гаечным ключом, сменным буром, трубочкой для продувки отверстий. И все это порывами ветра поднимает выше головы (!), а в это время дождь захлестывает под куртку. Виндблок и штаны мокрые насквозь! Вспомнился спуск с ушбинского ледопада в жуткую непогоду. Да, что-то не похоже на «малые» горы! Пролез длинный участок, наткнулся на старую станцию. Что делать? Бить шлямбур и принимать Джона? Бить шлямбур, приспускаться и лезть дальше? Ничего не бить и ехать вниз собирать оттяжки? Что? Вверх смотрю – метров 25 осталось. Может, меньше, может больше. Надо вверх!
Еще метров через 15 дохожу до последнего старого шлямбура. Теперь идет снег, сейчас будет натёчка, а дальше шлямбуров нет! Справа вижу шлямбур «Попова-Шелхакова», потом, на том же уровне еще какой-то ржавый. Все, конец? Хотя, по рассказам Л.Б. Волкова, который ходил этот маршрут в 2001 году с М. Робуком, после шлямбуров Попова-Шелхакова Макс забил еще 4 штуки прямо до выхода. Да, есть! Прохожу по ним траверсом вправо - и все…
Слез ниже. Как тяжело ни было, принимаю решение бить шлямбур. Остались длинный и короткий ВЦСПС. Как-то легко соглашаюсь с собой, что надо бить длинный. Место удобное, начал бить. А вода по стене течет, затекает в ботинки, в рукава и, главное, в дырочку под шлямбур! Но я решил бороться до конца. После 10-15-ти ударов по пробойнику, достаю бур, всю жижу вытираю – и дальше. Замерз окончательно. Жалею про себя Джона – ему вообще, наверное, тоска.
- Джон, перила готовы! И страховка! И включи фонарь! Ты где? Фонарь выплыл из темноты как-то неожиданно. Я уже смотрел на все происходящее почти отрешенно. Но подошел Джон, повесил на самостраховку рюкзак, разобрал железо, отдал мне сидушку, в которую я сразу влез, так как ноги затекли страшно. Стуча зубами, мы попили ледяной воды, обсудили, правильно ли я тут станцию сделал. Решили, что правильно (попробовал бы кто-нибудь поспорить!). Напарник полез. Я понимал, что ему хуже, чем мне, но через каждые 10 минут спрашивал: ну как там? А там было прескверно. От последнего шлямбура был забит на вырыв старый клин. При добивании он хорошо пошел в щель. После этого Джоном был забит наполовину клин, далее ИТО на мелких и средних закладках. И это все при страшных зарядах снежной крупы. Днем, или, в крайнем случае, по сухому, там можно вылезти даже в ботинках, но смазать концовку моему другу не хотелось. После каждого движения приходилось отогревать руки. После каждой положенной закладки и подбитии ее молотком, Джон продвигался вверх. На самом деле там не более 10-15 метров. Но какие это были метры! Я умирал от холода на страховке, пытаясь не прикасаться к стене, по которой текла вода, но ничего не получалось. Но товарищу, уверен, было тяжелее. Когда в один из моментов он сказал: «Кончился рельеф под ИТО!», я понял, что так просто гора не хочет нас отпускать. За право выхода на вершину надо ещё крепко побороться! Бить дырку под съемный шлямбур справа от себя для левши, в пургу, деревянными руками – не много ли для нас? Но все кончается, и Джон уже висит на «съемнике». Бьёт крюк, потом закладка, потом еще крюк, понимает, что забил за живой откол. Дальше – круче. Берет крюк «на клюшку» (скалолазный термин), закидывает вправо пятку в ботинке, выкатывает на ней вверх до откидки, кричит мне: «Выдавай!», ругается и понимает, что не отстегнул самостраховку с предыдущей точки. Это вам смешно, а он чуть не… Слез назад, не снимая пятки, отстегнулся и выкатил опять. Дальше лазаньем на полку, где были забиты два шлямбура Попова-Шелхакова! Это была настоящая неподдельная радость! И пошел Джон до дерева уже по легкому. Хотя это «легкое» представляло собой немного обледеневшую, посыпанную снегом настоящую «крышу»! Как в горах! Потом было все просто. Только очень тяжело. Я еле зажумарил к дереву, цепляясь и наступая на висящее беспорядочно на мне барахло. Сняли с себя все лишнее, и напарник пошел вверх на гребень. Без страховки тут нам не хотелось идти. Ибо можно было запросто попасть к началу «Гипербореи», проскакав сначала по плитам и траве, а потом пролетев, не касаясь стены, еще пару секунд… На гребне была настоящая зима – ветер именно ледяной и снег стеной. Видимость метров 8-12. Что-то я не помню, чтобы в Крыму нельзя было расслабиться после выхода на яйлу. А тут… как в Больших… да нет, мы же в Крыму!
Скажу сразу – путь спуска мы не знали. Но каким-то чудом спустились благодаря тому, что на тропинках лежал снег. Спуск давался нелегко. Повезло, что в ботинках были, в них привычнее.
- Алло, извините, это харьковчане Вас беспокоят. Мы вылезли с «Зенита». Уже у палатки, все нормально, – как было договорено при регистрации, звоним спасателям в любое время. Эпилог таков.
Проснулись в 7 утра. Сбились со счета, какое число сегодня. Лежать нет больше сил. Берем еду, идем в грот в надежде на костер там. Но мы уже едем в Симферополь, не веря до конца, что живые возвращаемся домой, да еще и с какой Горой!!! В заключение хочется сказать огромное спасибо всем, кто ждал, помогал и верил! А главное, спонсору проекта – Экипировочному Центру «Extreme» за классное снаряжение («MILLET», «KONG», «BEAL», «LA SPORTIVA», «BERGSON»). |
||||||||||||
|
||||||||||||