Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Валерий Лаптенок, Красноярск

Столбизм как феномен гармонии человека и природы

Cтолбистскому движению более полутора веков. Природный комплекс причудливых скал с названием "Столбы" неизбежно привлекал множество людей. Среди них выделилась небольшая прослойка постоянных посетителей, именуемых столбистами, со своими традициями, ритуалами, культурными ценностями. "Столбизм" стал для этих людей образом жизни. Это явление уникальное, оно присуще только Красноярску, наверное вследствие того, что в черте миллионного города расположен скальный комплекс. Столбизм многогранен и поэтому его описание в одной статье неизбежно будет носить фрагментарный характер. Постараюсь выделить некоторые характерные черты, отражающие, на мой взгляд, сущность этого явления.

Характерная особенность столбистов - лазание по скалам без страховки. Первые посещения Столбов обычно происходят в детском или молодом возрасте. Группа молодых людей, посетив Столбы и наблюдая величественные скалы, как правило, пытается вскарабкаться на них без какого-либо специального снаряжения. На каждую скалу имеется определенное количество ходов и лазов различной сложности. Новички обычно выбирают для восхождений простые ходы, и это правильно. Хорошо если в составе группы есть такие, кто ранее поднимался на скалы. В любом случае восхождение сопряжено с определенным риском. Падение со скалы чревато травмами или гибелью, поэтому восхождение сопровождается высокой эмоциональной нагрузкой, вбрасыванием адреналина в кровь. Наконец, подъем завершен, и взору открывается прилегающий скальный район. Эмоциональный накал, как правило, велик. После восхождения предстоит еще спуск, обычно более опасный, чем подъем. Преодолев спуск группа молодых людей может расслабиться. Эмоциональная разгрузка и вброшенный адреналин привели к ощущению эйфории. О, да, здесь прикольно и великолепно! Сюда стоит приходить еще. Но не всем это по нутру. Тем, для кого эмоциональная нагрузка была чрезмерной, путь на скалы будет закрыт. Так происходит естественный отбор. Те же, кому лазание понравилось, будут приходить сюда еще и еще, постепенно превращаясь в столбистов.

Бесстраховочное лазание по скалам требует высокой тренированности, внимательности, осмысленности. По мере развития этих качеств растет мастерство и возможности по преодолению все более сложных ходов и маршрутов в различных погодных условиях, летом и зимой. Для того чтобы оставаться живым и невредимым, столбист эмоционально сливается с маршрутом, постоянно оценивая свое состояние, состояние маршрута, степень безопасности прохождения. При этом тренируются физическая сила и выносливость, координированность движений, специфика приемов при прохождении различных участков рельефа, оценка надежности контакта со скалой, контроль и управление своим психическим и эмоциональным состоянием.

Постоянная тренировка этих качеств принимает форму духовной практики с выраженными признаками медитации. Осознание того, что столбизм является одной из разновидностей духовной практики пришло к столбистам в последнее время. А до этого такие представления не носили системного характера, проявлялись на подсознательном уровне.

Классические учения о медитации существуют в более широких рамках духовных учений буддизма, ламаизма, даосизма, христианства и других религий. Во всех этих учениях практика медитации основывается на установлении гармоничных отношений с миром вокруг нас. В последние десятилетия стали доступны учения великих наставников - представителей мировых практик созерцания. Использование предложенных ими техник востребовано на протяжении тысячелетий. Современное возрождение интереса к умственному здоровью и бодрому самочувствию, духовным вопросам и проблемам сознания заставили Учителей вынести известные методы релаксации и медитации из пещер и монастырей в медицинские центры и исследовательские институты. Эти методы подверглись научным экспериментам, в ходе чего была подтверждена их высокая эффективность в плане улучшения самочувствия, повышения работоспособности, пробуждения умственных, физических и творческих способностей.

Рассмотрим классические категории медитативных техник и их использование в столбистской практике. Существуют тысячи разновидностей медитации и все их можно разделить на пять категорий:
- концентрация
- осознанность
- размышление
- творческая медитация
- медитации для сердца.
Неважно какую технику медитации вы практикуете необходимо уметь фокусировать внимание на предмете медитации и удерживать его, не отвлекаясь ни на что. Развивая свое умение концентрировать сознание, мы увеличиваем способность собирать воедино свои мысли и получаемую информацию для достижения более глубокого и мудрого видения ситуации.

В столбистской практике развитие глубокой концентрации происходит совместно с развитием физической силы и техники лазания посредством систематических тренировок на скалах. На первой стадии концентрация достигается только на короткое время. На второй стадии концентрация становится настолько сильной, что никогда не упускается ее фокус. И, наконец, на третьей стадии концентрация и чувство единения со скалой становятся настолько глубоко прочувствованными, что разум буквально поглощает объект концентрации, то есть маршрут, сливается с ним, становится тождественным ему. Медитативные практики, направленные на развитие концентрации традиционно используют мотивацию. В условиях столбистской практики проблем с мотивацией не возникает, поскольку высокая степень опасности при бесстраховочном лазании является эффективным источником мотивации.

Достигнув навыков концентрации ум развивает в себе связанность, необходимую для того, чтобы стать надежным инструментом исследования и понимания многомерной реальности, учитывающей множество факторов и условий преодоления маршрута. Когда ум достигает сосредоточенного состояния повышается действенность других медитативных стилей: осознанности, размышления, творческой медитации.

Два качества ума - осознанность и бдительность необходимы для обретения стабильности и ясности, без которых невозможно достичь полноценной концентрации. Практика осознанности применяется для исследования природы переживаний в реальном времени. Она нацелена на восприятие и созерцание природы, процессов в уме и теле, гармонизацию с глубинной природой вещей. Осознанность крайне необходима столбисту при прохождении сложных ходов и маршрутов. Осознанность помогает ему:
- улучшить концентрацию, фокусировку сознания и координированность движений
- повысить ясность мышления и намерений
- повысить безопасность и работоспособность
- углубить ощущение покоя
- управлять факторами стресса
- увеличить способность к интуитивным озарениям
- укрепиться в вере и доверии к себе.
В каждый момент времени столбист должен контролировать и осознавать сенсорные ощущения контакта со скалой, физические ощущения, дыхание, запахи, эмоции и чувства, страх, тревогу, радость, гнев, контролировать и осознавать мысли. Благодаря осознанности можно выбирать каким мыслям необходимо следовать, а какие мысли нежелательны. Осознание чувств и мыслей постепенно приводит к формированию намерений воли и уравновешенности. Такая практика позволяет нам осуществлять тонкую настройку восприятия и способность действовать, принося уму спокойствие, ясность и свободу.

Медитация размышления, творческая медитация и медитации для сердца не связаны непосредственно с процессом лазания по скалам. Они играют существенную роль в анализе результатов концентрации и осознания, формировании мировоззрения столбизма как образа жизни.

Медитация-размышление помогает нам распознать каким образом и с использованием каких идей мы сооружаем и создаем представления об окружающем нас мире. Поскольку окружающей средой столбиста является природный комплекс, он осознает какое место он занимает в этом природном комплексе и какое отношение у него формируется к природной среде в более широком понимании. Столбисту чуждо понятие: человек - венец природы. Он не покоряет скалы, на которые поднимается. Он четко знает, что всегда найдется ход или трасса, которые он не сможет преодолеть. Он сам является частью той природы, в которой пребывает, и поэтому чувствует себя аборигеном. Основной целью его бытия является гармонизация с природой, изучение и развитие своих представлений и возможностей. Особую роль в развитии столбиста играет трансформация эмоций. Деструктивный потенциал некоторых эмоциональных состояний, таких как страх, зависть, гнев, неуверенность, ревность и т.п. очевиден. Осознание и осмысливание отрицательных эмоций позволяет взять процесс под контроль и возвратить гармонию уму - телу, развивать личность.

Медитация всегда связана с процессом творчества. Творческая медитация позволяет нам осознанно взращивать отдельные свойства нашего ума, такие как восприятие красоты мира, художественные способности, ощущение радости, музыкальное восприятие, экстрасенсорное воображение и способности к самоизлечению. Она позволяет реализоваться творческим способностям столбистов. Не случайно, в среде столбистов много ученых, художников, архитекторов, музыкантов, поэтов, литераторов и деятелей других творческих профессий. Столбисты внесли весомый вклад в культурное наследие города Красноярска.

Медитации для сердца - это проявления разума любви, доброты и сострадания, возникающих из мудрости глубоких отношений. Эти техники позволяют нам наладить полноценный контакт с людьми, проявлять чувства благодарности, прощения, уважения и привязанности. Гармоничная связь друг с другом особенно важна в группах, пребывающих в экстремальных условиях. Участники восхождений должны доверять свою жизнь напарнику по связке. Отношения любви в столбистских коллективах обычно приводят к образованию семьи и созданию условий для воспитания подрастающего поколения в сложившихся традициях. Примеров тому множество.

Проведенный анализ подтвердил обоснованность утверждения - столбизм является духовной практикой, способствующей формированию столбиста как личности. Не менее существенно влияние на развитие столбистов и всего столбистского движения является роль столбистских коллективов - столбистских компаний. Столбистская компания - это круг друзей - единомышленников, объединенных единством целей, занятий и местом пребывания, т.е. столбистской избушкой. Столбистская компания объединяет людей в единый коллектив, способствует их спортивному и духовному росту. В основе формирования столбистской компании лежат совместные восхождения на скалы, хозяйственные работы и отдых, при которых распределяются роли Учителей и Учеников. Эта практика позволяет новичкам быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, почувствовать себя сопричастными процессу развития. История столбизма показывает, что столбистские компании являются весьма стабильными коллективами со своими устоями, традициями, своими лидерами, спортивными и эмоциональными. Столбисты объединяются в компании обычно в молодом возрасте, и далее эти компании существуют продолжительное время, поскольку принятый образ жизни обычно охватывает всю жизнь. В отдельных компаниях происходит естественная смена поколений, поэтому срок существования компании не ограничивается одним поколением.

Ядро столбистских компаний составляют высококвалифицированные спортсмены альпинисты и скалолазы, которые непременно считают себя столбистами, подчеркивая при этом свою приверженность к духовным основам и традициям столбизма. Эта приверженность объединяет столбистские компании в единое сообщество, в котором компании имеют свое представительство. Исторически это общество "Беркуты", а в настоящее время - "Объединение столбистов". В духовной основе столбизма лежит связь поколений. Это проявилось и в том, что был создан мемориальный комплекс погибших столбистов и альпинистов, включающий часовню.

В традициях столбизма не только спорт, но и гармоничное сосуществование человека и природы, экологическая и просветительская деятельность, воспитание подрастающего поколения. Столбисты при достижении своих духовных целей гармонизируются с природой, они заинтересованы в сохранении среды существования и поэтому являются естественными защитниками природы. История столбизма подтверждает эту их роль. Именно по инициативе столбистов был создан заповедник "Столбы". И несмотря на то, что в былые времена некоторые сотрудники заповедника, прикрываясь режимом заповедности, занимали враждебные позиции по отношению к столбизму, столбисты всегда выступали за сохранение заповедника. Иначе сохранить природу вблизи миллионного города было бы нереально. Узковедомственный подход к защите природы со временем был преодолен и налажено сотрудничество с руководством заповедника с целью создания условий существования столбизма и сохранения природного комплекса. Столбистские избушки не содержат излишеств и гармонично вписываются в окружающий ландшафт, являясь визитной карточкой заповедника, его достопримечательностью. Они не являются чьей-то собственностью и поэтому не могут служить яблоком раздора и лазейкой для дачного строительства.

В традициях столбизма - общение компаний. В каждой компании ежегодно проводится День Избы, в котором принимают участие делегации других компаний. Это общение принимает форму настоящих праздников, на которых раскрывается творческий потенциал его участников. Ежегодно проводятся культурно-спортивные мероприятия: "День столбиста", "Рождественские Столбы", "Вечер столбистской песни", которые собирают большое количество заинтересованных участников.

На фундаменте столбизма возникли и культивируются спортивное скалолазание и альпинизм. Заметим, что эти виды спорта сформировались значительно позже столбизма. И не случайно, что эти виды спорта получили широкое распространение в Красноярске. Красноярцы имеют высокие спортивные достижения на Российском и международном уровнях. Альпинизм и скалолазание в Красноярске являются естественным продолжением столбизма, его дальнейшей реализацией и развитием. В их становлении большое участие приняли столбистские компании: "Грифы", "Эдельвейс" "Голубка", "Вигвам", "Уродник", "Нелидовка", "Беркутянка", "Идея", "Сакля". Через достижения в указанных видах спорта столбизм территориально вышел за пределы "Столбов". Духовная практика столбизма помогла сформировать в Красноярске высококлассные команды альпинистов и скалолазов и обеспечить приток в них подготовленной молодежи.

Проведенный анализ показывает, что столбизм по своей сути является одной из разновидностей духовной практики, проводимой в природной среде. Его жизнеспособность связана с глубинной природой человека, осмыслением его места в окружающем мире. Это явление достойно стать предметом серьезных научных исследований и философского осмысления.


ОТЗЫВ
на статью "СТОЛБИЗМ КАК ФЕНОМЕН ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ",
доктора технических наук, профессора Лаптенка Валерия Дмитриевича

К статье В.Д.Лаптенка

Несмотря на довольно большое количество различных научных исследований и художественных публикаций о Красноярских "Столбах" и феномене "столбизма", данная тематика представляется далеко не исчерпанной и, возможно, неисчерпаемой. Дело в том, что познание природы неисчерпаемо в принципе, а взаимодействие человека с уникальными природными комплексами увеличивает сложность и многообразие этих человеко-природных систем. За более чем полуторавековой период существования столбистское движение прошло целый ряд этапов своего развития, каждый из которых достоин стать предметом внимательного рассмотрения. В эпоху экологического и социального кризиса, переживаемого в последнее время, особую актуальность приобретают исследования уникальных примеров гармоничных экосоциальных систем, дающих примеры реального, а не декларативного устойчивого развития. Поэтому очень отрадно появление работ, в которых на конкретных примерах раскрываются возможности гармоничного сосуществования человека и природы, а также демонстрируются мировоззреческие, духовные основания такой гармонии.

Профессор В. Д. Лаптенок, известный ученый, является одним из основателей и руководителей современного этапа столбистского движения, поэтому его огромный личный опыт, помноженный на теоретическую рефлексию столбистской практики в ее различных проявлениях, представляется крайне важным для осмысления и интерпретации как самого феномена "столбизма", так и его духовных основ. В своей статье В. Д. Лаптенок доказывает, что бесстраховочное лазание по скалам способствует тренировке специфических качеств, что фактически принимает особую форму духовной практики с признаками медитации. Это утверждение вполне может быть верифицировано многими спортсменами-альпинистами, активно использующими различные психофизические технологии в своей деятельности. Что же касается дальнейшего вывода В. Д. Лаптенка о том, что и сам "столбизм является одной из разновидностей духовной практики", то данное утверждение представляется если не спорным, то заслуживающим уточнения.

Мне лично ближе представление о "столбизме" как чрезвычайно многогранном явлении, включающем в себя конвергирующие, то есть взаимно усиливающие природно-экологические, социально-культурные, психофизические и эмоционально-духовные аспекты. Сводить все это многообразие исключительно к духовным практикам представляется весьма спорным, поскольку сведение целостного явления к его части может оказаться неоправданным редукционизмом, чреватым обеднением сложного феномена. Мне кажется, что и сам В. Д. Лаптенок далек от подобного редукционизма, поскольку в своей статье он уделяет большое внимание самым разным аспектам столбизма, подчеркивая, например, огромную культурную и воспитательную роль столбовских компаний. Тем не менее, я глубоко разделяю авторский интерес к духовным практикам, в частности, различным видам медитации и убежден в необходимости именно такого ракурса исследования многогранной культуры столбизма.

Поэтому в заключении хотелось бы полностью поддержать авторскую интенцию о необходимости серьезных научных исследований и философского осмысления пересекающихся сфер мировых медитативных практик в природной среде и специфически столбистских культурных форм их реализации.

Зав. кафедрой философии Гуманитарного института
Сибирского федерального университета,
доктор философских наук, профессор,
председатель Красноярского философского общества

В.И. Кудашов
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru