Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Кузин, МГЦТК

Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Тепли - Джимарай- Казбек) в августе 2015 года

Справочные сведения:

Вид туризма: горный
Район путешествия: Восточный Кавказ (Тепли – Джимарай - Казбек)
Категория сложности: третья
Количество участников: восемь
Сроки проведения: 8 – 23 августа 2015 года
Продолжительность маршрута: 13 дней
Протяженность маршрута: 101 км

Маршрут группы:
(заявленный)

г. Владикавказ – пос. Ниж. Зарамаг – р.Цмиакомдон – пер. Бад Восточный/Ветренный (1Б, 3500) – траверс 1Б*: пер. Бад Восточный – в. Корона – пер. Встречный (1Б, 3500)– в. 3649 – п. Инесс – пер. Комлагат Западный (1Б, 3540) – р. Льядон – пер. Сталь Южный (2А, 3400) – р.Бугультадон – р. Дзарамашдон – пер. Динамо (1Б, 3760) – в.Цариут (2А, 4123, рад.) – Мидаграбинский каньон (1Б)(связка 2А) – пос. Джимара – р. Цатадон – пер. Шелестенко (2А, 3870) – ледн. Колка – р. Геналдон – пос. Кармадон– г. Владикавказ

Маршрут группы:
(выполненный)

г. Владикавказ – пос. Ниж. Зарамаг – р.Цмиакомдон – пер. Бад Восточный/Ветренный (1Б, 3500) – траверс 1Б*: пер. Бад Восточный – в. Корона – пер. Встречный (1Б, 3500)– в. 3649 – п. Инесс – пер. Комлагат Западный (1Б, 3540) – р. Льядон – пер. Сталь Южный (2А, 3400) – р.Бугультадон – переезд- пос. Джимара – р. Цатадон – пер. Шелестенко (2А, 3870) – ледн. Колка – р. Геналдон – пос. Кармадон– г. Владикавказ

Пройдено категорийных локальных препятствий:

2 А – 3 пер. Сталь Южный, пер. Шелестенко, пер.Бад+пер. Встречный+пер. Комлагат (связка)
1А – 2 в. Корона, п. Инесс Северный

Максимальная высота: 3870 м (пер. Шелестенко)
Максимальная высота ночёвки: 3500 м (на пер. Встречный)
Маршрут утверждён МКК МГЦТК 25 июня 2015 года (в составе: Деянов Р.З., Смирнов Л.В., Алексеев А.А., Кириллов В.И.).

Список участников

№ п/п

Ф. И. О.

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в походе

1

Кузин Михаил Алексеевич

1978

5Гр – Кавказ, 2014

руководитель

2

Грахов Константин Львович

1976

5Гу – Алтай, Кавказ ,2014

реммастер

3

Буллаева Елена Владимировна

1978

2Гу – Кавказ, 2014

медик

4

Голубинский Андрей Владимирович

1984

2Гу – Кавказ, 2014

снаряженец

5

Бубнова Ксения Владимировна

1983

4Гу – Фаны, 2010

завхоз

6

Ештокин Александр Александрович

1979

1Пу – Камчатка (2х1А пер.)

фотограф

7

Титов Адрей Валентинович

1988

2Гу – Кавказ, 2014

хронометрист

8

Канурина Валентина Ивановна

1982

2Гу – Кавказ, 2014

навигатор

Меры безопасности на маршруте

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников.

  1. Пути аварийного выхода были записаны в маршрутной книжке и показаны на карте всем участникам.
  2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов.
  3. При прохождении перевалов, по возможности, использовалось раннее время суток.
  4. В темное время суток и при плохой видимости движение не производилось.
  5. График движения планировался с учётом забросок, днёвок и запасных дней на случай непогоды.
  6. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при необходимости назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и голосовой контакт (кроме подходов по дорогам).
  7. Где возможно, избегали близости с камнеопасными склонами.
  8. Переправы через реки производились по мостам или имелась групповая страховка.
  9. Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки.
  10. Количество и подготовка участников позволяли при необходимости самостоятельно проводить первичные спасработы или послать нескольких человек за помощью.
  11. Группа активно пользовалась портативными радиостанциями (Midland G-9)
  12. В группе имелся спутниковый телефон.
  13. Все участники и руководитель были застрахованы от несчастных случаев (спортивная страховка, СК «Согласие», страховая сумма – $30 000 ).
  14. Группа регистрировалась в МЧС РСО Алании (ПСС Владикавказ, тел.: 8-8672-40-54-17).

Характеристика района путешествия

Транспортная характеристика района и расходы на поход.

Большая часть школы добиралась до Владикавказа самолетом. Рейс авиакомпании S7 № 0881 Москва-Владикавказ, вылет 10.40 из Домодедово. Обратный рейс этой же компании № 0884, вылет в 18-00 из Владикавказа.

Из аэропорта Беслан (г. Владикавказ) до села Цми добирались на заказаном микроавтобусе. Стоимость поездки составила 6 т.р. Эта же машина затем завезла нашу заброску в село Джимара, расходы на доставку составили 2 т.р. Выезд во Владикавказ из бывшего пос. Кармадон и обошелся группе в 3,5 т.р.

Стоимость оформления погранпропусков - 200 р./чел.

Помощь в покупке газа (Ковея 470, 35 баллонов), оформлении пагранпропусков и обеспечении автотранспортом оказал Дзадзоев Руслан (+7 (928) 486-39-40, ski@tseyski.ru)

Группа была застрахована в СК «Согласие», стоимость полиса по программе «Е» - Медицинские и иные расходы (Спортивная страховка Поиск и спасение) составила 22,6 т.р. Страховая сумма на каждого $30 000.

Группа также оформляла пропуск на территорию Северо-Осетинского природного заповедника. За 8 чел. и три ночевки в заповедной зоне было отдано 4 т.р. Лучше всего списаться с администрацией заповедника по электронной почте zapovednik@lenta.ru или позвонить по тел. +7(919) 428-9795, Светлана Урумова. По телефонам указанным на сайте заповедника в течение месяца было невозможно дозвониться, никто не брал трубку. Администрация заповедника располагается по адресу: г. Алагир, ул. Ч. Басиевой, д.1.

Школа вставала на учет в Управлении МЧС по РСО-Алании по телефону. Для этого в МКК были составлены соответствующие Сообщения на каждую группу в отдельности и отправлены по факсу. Телефон Дежурного ПСС МЧС РФ во Владикавказе: +7 (8672) 40-54-17

Выбор района путешествия

Район был выбран исходя из следующих соображений:

  1. У участников было не более двух недель отпуска
  2. Хорошая транспортная доступность
  3. Не высокий бюджет мероприятия
  4. Компактно расположенная техническая часть маршрута.

Изменения в маршруте и их причины

В связи с началом похода практически в середине августа и малоснежными зимами последних двух лет в Осетии, прохождение всех локальных препятствий потребовало больше сил и времени, чем обычно. Так, прохождение траверса пер. Бад – Комлагат заняло на 1,5 дня более заложенного в графике. Свою лепту внесло и состояние одной из участниц, у которой очень тяжело проходила акклиматизация. Разгрузка ее рюкзака скорость передвижения практически не увеличила. Поэтому инструктор решил сократить маршрут, для сохранения категории похода, от прохождения пер. Динамо 1Б и Мидаграбинского каньона пришлось отказаться.

Погода в районе путешествия

Первую неделю похода погода была солнечная, днем ясно и жарко. Вторую неделю начались ежедневные грозы, туманы и низкая облачность, особенно во второй половине дня. В некоторых случаях приходилось ждать пока растянет туман/облака, чтобы понять оптимальный путь движения. В эти моменты очень выручал GPS-приемник.

Технический отчет

В техническом описании маршрута дается орографическая ориентация элементов местности, либо делается специальная оговорка "по ходу".

Время движения дается в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы и разведок. В случаях, когда техническая работа занимает значительную долю времени прохождения каждого участка, дается общее время прохождения, отсчитанное по последнему участнику.

Высота, категория сложности перевалов, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются по Перечню классифицированных перевалов "Высокогорные перевалы". Выпуск 2001г. [1]

В остальных случаях приводятся принятые среди туристов и альпинистов названия.

GPS-координаты опорных точек маршрута, приведены в приложении.

Расчет перепадов высот сделан по измеренным в походе значениям.

г. Владикавказ – с. Цми – р. Цмиакомдон – пер. Бад Восточный (1Б, 3500)

8.08.15 г. Владикавказ – г. Алагир – село Цми – дол. р. Цмиакомдон (на некоторых картах Цмидон)

Около 14-00 погрузились а/п Беслана в заказанные микроавтобусы и поехали к администрации заповедника для оформления пропусков. Газ и погранпропуска были у одного уз водителей. В администрации заповедника на оформление пропусков потратили 3 часа, ждали сначала бланки, затем человека с печатью. Лучше списываться заранее, добытый номер телефона и эл.почта выше. Цена пропусков, даже нас, москвичей, несколько удивила. 2 тыс. руб в сутки с 8 человек. Договорились заплатить за 3 дня, больше бюджет нашего мероприятия не потянул.

В итоге, в 20-00 в полной темноте прибыли в село Цми. К нему ведет малоприметный съезд с шоссе ДО моста и, затем, ПОД него налево по ходу. Проехали все село (ок. 1,5 км) до автомобильного брода через р. Цмиакомдон. Брод не преодолим для а/м типа Газель. Выгрузились и поставили лагерь вдоль дороги у разворотного круга перед бродом.

В 23-00 отбой.

Весь день солнечно, без осадков.

9.08.15 Подъем вдоль р. Цмиакомдон до перевального взлета пер. Бад

Вышли в 8-30.

Чуть выше автомобильного брода (50 м.) переходим по мостику на левый берег р. Цмиакомдон (Фото 1)и начинаем подъем по автомобильной дороге. Пройдя под осетинскими башнями выходим в луговую зону долины. Дорога здесь сильно заросла, и постепенно переходит в тропу. В 10-00 снова подошли к броду, переходим на правый берег. Затем еще дважды бродим реку и в 12-00 оказываемся на правом берегу р. Цмиакомдон. Бродить можно в легкой обуви, течение не сильное, глубина по колено. Через полперехода проходим через кош, тропа спускается к реке и продолжаем по ней двигаться вверх (Фото 2). В 13-50 встаем на конце луговой зоны на обед (Фото 3). Выходим с обеда в 15-30 и за три перехода в 18-00 выходим на верх первого, самого крупного, моренного вала под взлетом пер. Бад. Еще 30 мин. тратим на поиск мест для стоянок. Нашли два, третье ровняли сами. За водой ходили к единственному оставшемуся снежничку влево по ходу.


Фото 1. Начало подъема от ночевки у дороги на правом берегу реки Цмиакомдон (Цмидон)

Фото 2. Общий вид верховьев дол. р. Цмиакомдон

Фото 3. Вид на пер. Бад Восточный со стороны дол. р. Цмиакомдон (с юга)

Утром – солнечно, с 13-00 небольшая облачность.

ЧХВ – 7 часов

Траверс пер. Бад Восточный (1Б, 3500) – в. Корона + пер. Ветренный (1Б, 3550) + пер. Студент (2Б, 3500)+пер. Встречный (1Б, 3500)+ п. Инесс Сев. + пер. Комлагат Зап.(1Б, 3540), связка 2А

Характер: снежно-ледовый-скально-осыпной
Ориентация: восток – запад
Расположен основном хребте массива Тепли.
Прохождение: 10.08.2015 – 12.08.2015 г. дол. р. Цмиакомдон. Описание дается от ночевки перед перевальным взлетом пер. Бад Восточный до ночевок на озере в дол. р. Льядон.
Необходимое снаряжение: веревки, каски, системы, ледорубы, жумары, спусковые устройства, ледобуры, кошки, петли или расходная веревка.

Пер. Бад Восточный (1Б, 3500)

Характер: скально-осыпной
Ориентация: север – юг
Расположен основном западном хребте массива Тепли.
Прохождение: 10.08.2015 г. дол. р. Цмиакомдон. Описание дается от ночевки перед перевальным взлетом пер. Бад Восточный до ночевок пер. Ветренный.
Необходимое снаряжение: веревки, каски, системы, ледорубы, спусковые устройства, ледобуры, кошки, петли или расходная веревка.

10.08.15 Пер.Бад Восточный – ночевка на пер. Ветренный

Выход в 7-30 (Фото 4, 5). За 3 длинные ходки выходим на перевал. При движении разделились на две плотные группы, первая проводила разведку подъема, вторая просто поднималась. Подъем осыпной, крутизной от 20 до 30 град., в верхней части перевального взлета камни под ногами ползут.


Фото 4. Путь движения на перевальный взлет пер.Бад Восточный со стороны дол. р. Цмиакомдон (с юга)

Фото 5. Группа на подъеме на пер. Бад Восточный со стороны дол. р. Цмиакомдон (с юга)

В 11-10 группа собралась на перевале. В 11-40 вышли на траверс в.Корона, движемся по северным склонам гребня в обход жандармов (Фото 6). Практически сразу повесили на ледобурах на ледовом склоне крутизной 35 град. 40 м. перил, затем на второй террасе еще ок. 30 м. (Фото 7, 8) Выходим на гребень, здесь движение по простым скалам, в основном уже по южному склону гребня. В 13-50 привал у в. Корона, вершина два скальных пера в гребне. Тур найти не удалось.


Фото 6. Путь движения от седловины пер. Бад Вост. на восток, в сторону вершины Корона

Фото 7. Группа на подъеме от седловины пер. Бад Вост. к в. Корона (снято в обратную сторону)

Фото 8. Первая веревка на подъеме к в. Корона со стороны пер Бад Вост.

Здесь гребень сужается, движемся прямо по нему и, в какой-то момент, уходим направо по ходу на южные склоны хребта. В 15-00 подошли под спуск по средне-крупной живой осыпи крутизной до 35 град (Фото 9). Повесили 60 м. перил для страховки уставших участников (Фото 10). В 16-00 спустились с гребня на пер. Ветреный. Решили на нем заночевать (Фото 11), т.к. одной из участниц было нехорошо, а дальше явно требовалось вешать горизонтальные перила.


Фото 9. Путь движения группы с в. Корона, место ночевки на пер. Ветреный и дальнейший маршрут в обход в 3649

Фото 10. Спуск группы с в. Корона на пер. Ветреный

Фото 11. Ночевка группы на пер. Ветреный

Вечером сходили связкой немного обработали завтрашний траверс.

Встали на на ночлег в 16-00, стоянка небольшая, на гребне, ровно на 3 палатки. Вода далее по ходу гребня на леднике северного склона.

11.08.15 Траверс пер. Ветреный – в. 3649 – пер. Встречный.

Вышли в 7-40, сразу начали вешать горизонтальные перила на льду, 2х60 м., затем вверх (50 м. перил) перед в. 3649 (Фото 12, 13). В 9-30 оказались в кармане закрытом от ветра. Есть два выровненных места под палатки. Можно выровнять еще. Воды нет. Отсюда выходит лидирующая связка на провеску перил под и за вершину 3649. В 10-40 выходит основная группа. Движемся по северным склонам под вершиной 3649, первые 50 м. на высокой личной технике, затем начинаем вешать наклонные перила (Фото 14). Повесили 2х60 наклонных перил, затем по краю ярко выраженного кулуара 60 м. + 20 м. вверх на гребень (Фото 15). Крутизна до 50 град. Проходим по одному, т.к. сильно сыпет. В 13-00 собрались на узком гребне за в. 3649 (восточнее ее). Начинаем движение в 13-20 с оборудования узкого гребня (менее 0,4 м.) перилами. Повесили 30 м. Далее гребень расширяется и мы начинаем подъем по нему к в. 3657, которую обходим справа (южнее) по ходу. С в. 3657 начинается спуск на пер. Встречный (Фото 16). В 14-40 встали на обед на перевале. В 15-30 вышли на гребень для продолжения траверса, но через 40 мин. упершись в скальную стенку, стало понятно, что до темноты провесить гребень не успеем. Руководитель принял решение вернуть на пер. Встречный для ночевки. Вернулись на перевал в 17-30.


Фото 12. Путь движения группы под в. 3649

Фото 13. Одна из станций на пути обхода в. 3649.

Фото 14. Вторая веревка вверх, на гребень, после траверса под в. 3649

Фото 15. Третья веревка вверх, на гребень, после траверса под в. 3649

Фото 16. Путь движения группы по гребню к пер. Встречный и путь последующего подъема на в. Инесс Сев. и спуск в сторону пер. Комлагат Зап.

Перевал представляет из себя огромную седловину - «футбольное поле», тур в центре, ближе к южному склону. Места для ночевок много, но готовых стоянок в защищенном от ветра месте всего 2, третью выложили сами. Вода на небольшом снежнике (фото 16).

12.08.15 Траверс пер. Встречный – п. Инесс Северный – пер. Комлагат Западный – ночевка на оз Льядон.

Вышли в 6-30, продолжили подъем по гребню (Фото 17). Гребень сначала широкий, через 300 м. сужается и начинается лазание по разрушенным скалам гребня на высокой личной технике. По пути провешиваем в лоб два жандарма. Первый – 10 метров лазания средней сложности, перила для подстраховки, второй, через 100 м., около 25 м. проходили в лоб чуть правее по ходу, вешали хорошие перила, которые приходилось полноценно нагружать. Далее продолжили движение на карачках под в. Инесс С. Не доходя до вершины около 50 метров, уходим траверсом налево походу. Выходим в 8-20 на широкий гребень ведущий вниз на пер. Комлагат Зап. Здесь отдыхаем и радиально выходим (30 м.) на в. Инесс С. Тур прямо по центру вершины.


Фото 17. Путь подъема по гребню от пер. Встречный к в. Инесс Сев.

Спускаемся на пер. Комлагат Зап. за 20 мин., к 8-50 (Фото 18, 19).


Фото 18. Вид на пер. Комлагат Зап. с в. Инесс Сев.

Фото 19. Группа на пер. Комлагат Зап.

С перевала в 9-30 начинаем спуск вниз по широкому осыпному перевальному взлету. Хорошопрросматривается подъем на наш следующий перевал Сталь Южный (Фото 20). Стараемся держаться по центру взлета. Крутизна первые 200 м. 15 град., затем резко увеличивается по 25-30 град. и мы начинаем спуск зигзагом. Осыпь средняя, камнеопасная, идем плотной группой, периодически скидывая вниз камни. За 40 мин. спускаемся до небольшого снежника, проходим его насквозь и выходим на очередной перегиб морены. Здесь уходим влево под бараньи лбы, спуск 50 м. тяжелый, проходит по конгломератному склону крутизной до 35 град. (Фото 21). Далее спускаемся по распадку до следующего пояса бараньих лбов, аккуратно преодолеваем их по маленькому ручейку (реку слышно левее) , временами приходится хвататься за траву (Фото 22). Здесь устраиваем привал, слева в 10 метрах река с чистой водой. Продолжаем спуск по травянистому склону ок. 15-20 град. крутизной и за полходки выходим на гребень правобережной морены (Фото 23). Тропы по ней нет, но идти проще, чем по траве в распадке. Идем в «своем» темпе и в 13-30 часть группы выходит к озеру Льядон (Фото 24). Основная группа подходит на озеро в 15-00. Все хорошие места на озере заняты геологами из Владикавказа. Знакомимся, но стоять уходим немного обратно, в сторону пересохших к этому времени минеральных источников. Ставим палатки на траве, отдыхаем и купаемся в озере.


Фото 20. Вид на спуск в дол. р. Льядон (на юг). Стрелкой показана долина, ведущая в цирк пер. Сталь Южн.

Фото 21. Движение группы по конгломератному склону примерно по середине спускового склона с пер. Комлагат Зап. в сторону дол. р. Льядон

Фото 22. Путь движения группы на последней трети спуска с пер. Комлагат Зап. в дол. р. Льядон

Фото 23. Путь спуска группы с пер Комлагат Зап. в дол р. Льядон

Фото 24. Общий вид на путь движения группы в дол .р. Льядон от пер. Комлагат

На траверсе сняты записки:

  1. С пер. Бад Восточный: группы туристов г. Москвы, т/к «Вестра», руководитель Ступченко А.А. от 02.08.2014г.
  2. С пер. Студент: группы туристов г. Москвы, горной секции МФТИ, руководитель Отачкин А.Е. от 22.07.2014г.
  3. С пер. Встречный: группы туристов т/к «Ратибор». г. Ставрополь, руководитель Кривоногов В.Г. от 28.07.2014г.
  4. С п. Инесс С.: группы туристов т/к «Ратибор». г. Ставрополь, руководитель Кривоногов В.Г. от 29.07.2014г
  5. С пер. Комлагат Зап.: группы туристов т/к «Ратибор». г. Ставрополь, руководитель Кривоногов В.Г. от 29.07.2014г.

Общее время прохождения траверса от ночевки под перевальным взлетом пер. Бад Восточный до озера в дол. р. Льядон – 21 ч.

Выводы и рекомендации: Траверс в условиях прохождения соответствует 2А к.с. Всего провешено 11 участков перил, из которых 8 длиной не менее 50 м. В отсутствии снега на северном склоне траверса обнажился лед, крутизна спуска которого в долину достигала 45 град. Выкат до ледника 400 м. Прохождение траверсом этого участка (3х60 м) в связках просто опасно. При подъеме на пер. Бад идти следует плотной группой – возможно падение камней. При спуске с пер. Комлагат Зап. необходимо быть крайне внимательным при прохождении первой террасы морены, она очень живая. Кроме вылета камней возможны падения участников при движении по «живой» осыпи.

Не могу рекомендовать этот траверс в бесснежный год для походов 2 к.с. Также не рекомендую его прохождение без акклиматизации минимум в 3 дня.

13.08.15 Ночевки на оз. Льядон – подход под пер. Сталь Южный.

Вышли со стоянок у озера в 9-00 и начали длительный подъем к пер. Сталь Южный. Поднимаемся вдоль осыпного склона красного цвета, около правого борта, темп 35 мин. идем, 10 мин. отдыхаем (Фото 25). Через переход выходим с травы на среднюю осыпь, идем по ней держась левее по ходу (Фото 26). Через 2 перехода подходим к широкому кулуару, заваленному камнями, идем по нему придерживаясь левее по ходу, иногда с легким лазанием по выходам скал слева по ходу. По кулуару за 20 мин. поднимаемся в цирк пер. Сталь Южный, и вылезаем из него направо по ходу (Фото 27). Отсюда за 40 мин. подходим к хорошим площадкам на 3 палатки. Воды нет, снега нет. За водой ходили к противоположному левому борту цирка, там раскапывали камни и искали ручеек.


Фото 25.Начало движения группы от озера в дол. р. Льядон к пер. Сталь Южный

Фото 26. Движение группы в направлении пер. Сталь Южный

Фото 27. Пер. Сталь Южный и путь движения группы по перевальному взлету со стороны дол. р. Льядон (с запада)

Пер. Сталь Южный (2А, 3400)

Характер: скально-осыпной-ледово-снежный
Ориентация: восток – запад
Расположен южном отроге массива в. Тепли, соединяет ледн. Ю. Тепли (дол. р. Льядон) и ледн. Нар 2 (дол. р. Бугультадон)
Прохождение: 14.08.2015 г. со стороны дол. р. Льядон. Описание дается от ночевки перед перевальным взлетом перСталь Ю. до альпинистских ночевок под ледн. Нар.
Необходимое снаряжение: веревки, каски, системы, ледорубы, спусковые устройства, жуматы, ледобуры, кошки, петли или расходная веревка, везение.

14.08.15 Пер.Сталь Ю. – ночевка на ледн. Нар-2.

Вышли в 5-00 сразу в системах. От места ночевки идем по моренам, придерживаясь левого по ходу борта цирка. Под перевальным взлетом осыпь набирает крутизну до 20-25 град. Идем плотной группой по «живой» осыпи и подходим слева по ходу под скалы перевального взлета (Фото 28). В кулуар нас не пустил инстинкт самосохранения (там самопроизвольно летели камни уже в это время) и мы начали лезть слева по ходу по скалам (Фото 29). Лидер при каждой возможности чистил склон, сбрасывая вниз камни, т.к. мы знали, что кроме нас тут пойдут еще 2 группы нашей школы. Первая веревка вдоль кулуара закончилась над 3-х метровой скальной стенкой, сверху прикрытой скальным выступом, что позволило там собираться сразу трем участникам (Фото 30). Вторую веревку перил повесили слева от отрога и дальше вправо-вверх вдоль кулуара. Затем около 30 м. переход ногами (ок. 20 град.).Третья веревка пошла направо-вверх, в верхней части по кулуару, который здесь завален среднекрупными скальными обломками (Фото 31). Поскольку на первых двух перилах одновременно мог находиться только один человек(со второй веревки камни летели прямо на нижнюю), подъем занял много времени. Лидер был на перевале в 9-40, замыкающий поднялся в 12-30. Седловина узкая, завалена крупными камнями, тур в центре на западной стороне. Мест для стоянки нет, воды нет (Фото 32).


Фото 28. Общий вид на верховья цирка пер. Сталь Южный

Фото 29. Провешивание первой веревки перил на пер. Сталь Южный (с запада)

Фото 30. Вторая веревка на перевальном взлете пер. сталь Южный

Фото 31. Последняя, третья веревка на подъеме с запада на пер. Сталь Южный

Фото 32. Группа на пер. Сталь Южный (сзади дол. р. Льядон)

С седловины приспускаемся (10 м.) на восточную сторону перевального взлета и уходим несколько левее. Справа по склону постоянно летят камни, спуск там невозможен. Первую веревку закрепляем за скальный выступ и начинаем спуск влево-вниз в кулуар (средняя крутизна 35 град., Фото 33). Во время прохождения в середине веревки есть отвесная стенка высотой около 5-7 м. В месте окончания веревки, лидер приподнимается из кулуара на скальную полку слева по ходу. Организуем промежуточную точку (может находиться 1 чел.) и вешаем следующую веревку. Следующая веревка идет дальше по кулуару и через 40 м. уходит налево из него на небольшой снежник под большой скальной полкой. В кулуаре одновременно может находиться только 1 человек. От скальной полки на петлях и крючьях вешаем третью веревку влево – вниз через снежник, до очередной скальной полки где может собраться вся группа (Фото 34). Четвертая веревка идет прямо вниз из-под полки и выходит (30 м.)на лед (Фото 35). Крутизна льда 35 град., засыпан мелкими камнями и сильно простреливается со всех сторон. Принимаем решение нарастить веревку и проходить насквозь. Наращенной 120 м. веревки хватает, чтобы уйти по леднику на право по ходу под скалы и перепрыгнуть бергшрунд. Ширина бергшрунда до 1 м., возможно просто перешагнуть. Ниже бергшрунда организуем связки и продолжаем спуск по закрытому леднику Нар-2 (в некоторых источниках Тепли Южный). Последний спустился в темноте в 21-00, при сдёргивании, веревки на покрытом каменным чехлом леднике, зацепились. Было принято решение снять их с утра.


Фото 33. Работа группы на первой веревке перил при спуске с пер. Сталь Южный в сторону ледн. Центральный, дол. р. Бугультадон

Фото 34. Четвертая и пятая спусковые веревки с пер. Сталь Южный

Фото 35. Вид на пятую веревку спусковых перил с пер. Сталь Южный

На ночлег встали по центру пологой части ледника, предварительно выровняв площадки. Воду топили из снега (Фото 36).

Снята записка группы туристов т/к МГУ, г. Москвы, от 06.07.2015г., руководитель Королёва (Кикоть) И.

Ходовое время:

  1. Стоянки – подход под перевальный взлет – 2 ч 20 мин.
  2. Прохождение перевального взлета до седловины -4 ч. 40 мин.
  3. Спуск с первального взлета на ледн. Нар-2 (Тепли Южный) – 7,5 ч.
  4. Спуск до выполаживания ледника - 30 мин.
  5. Подход к месту ночевки по пологой части ледн. – 20мин.
  6. Подъем по третьей ступени ледника – 2 ч. 40 мин.

Общее время прохождения перевала от ночевки под перевальным взлетом на западной стороне (дол. р. Льядон) до ночевки на ледн. Нар-2 (Тепли Южный)– 18 ч.

Выводы и рекомендации: Перевал в условиях прохождения скорее представляет из себя 2Б к.с., чем 2А. Всего повешено 8х60 м. веревок. В отсутствии снега и льда в подъемном западном кулуаре, пришлось повесить слева по ходу от него 3 веревки, лазание не сложное, но и просто пешком идти не безопасно. Средняя крутизна 35 град., местами до 80 град.

Спуск с перевала крайне камнеопасен: камни падают самопроизвольно, от ног участников и при задевании их веревками при спуске. Т.е. можно при спуске закидать самого себя. На спуске мы побили все веревки. При переходе со скал на лед лучше оказаться в кошках, в противном случае придется искать какие-то зацепы для ног. Спуск занял столько времени, поскольку все перебитости веревок пришлось устранять при помощи узлов, которые добавляли сложности при прохождении.

Бергшрунд на спуске можно перепрыгнуть или обойти слева по ходу, но там летят камни.

Не рекомендую этот перевал для первого похода третьей к.с.

15.08.15 Ледн. Нар 2 – спуск по леднику – миниральные источники Хилак- спуск по дол. р. Бугультадон.

Встали в 7-00. Одна связка, в виду оставшейся собирать лагерь группы, вышла снимать веревки. Собравшись, приспустились по открытому леднику до воды в жидком виде и позавтракали. В 11-00 продолжили спуск в долину. Перед видимыми трещинами и разрывами уходим налево (Фото 36) на боковую покровную морену и по ней спускаемся сначала вдоль ледника (Фото 37), а затем по моренным валам понемногу уходя на право к видимым грязным разливам р. Бугультадон. Спускаемся, обходя ледник левее по моренным холмам (Фото 38), чтобы оказаться на левой стороне реки Бугультадон в месте ее разливов. Это заняло у нас 1 час 20 мин. ЧХВ. В разливах прекрасные места для стоянок, чистая вода в небольших ручейках(Фото 39).


Фото 36. Путь движения по по ледн. Нар-2 (Тепли Южный) в дол. р. Бугультадон

Фото 37. Вид на спуск по ледн. Нар-2 (Тепли Южный) от места ночлега (в дол. р. Бугультадон)

Фото 38. Вид на ледн. Нар-2 (Тепли Южный) и маршрут спуска группы по нему в дол. р. Бугультадон

Фото 39. Группа на альпинистских стоянках у р. Бугультадон

Продолжаем спуск по левому берегу реки. Идём сначала по осыпи, затем по травянистому склону не подходя к реке (Фото 40). Начало спуска протурено, иногда и дальше встречаются турики, но тропы нет. В 15-00 встаем на обед у минеральных источников. Здесь много машин набирающих минералку впрок и начинается грунтовка вниз. Река здесь частично течет прямо по колее.


Фото 40. Спуск по слабой тропе левого берега дол. р. Бугультадон

В 17.00 вышли с источников по дороге (Фото 41). Пройдя около 3 км подходим к месту слияния р. Бугультадон и р. Хардотчин. Здесь р. Хардотчин сильно разливается и заливает дорогу. После долгих поисков сухой переправы, обходим разливы слева по ходу. Продолжаем спуск дорога переходит по бетонному мосту на правый берег реки. В 18-30 встаем на ночевку справа на лугу перед началом спуска дороги на нижнюю ступень долины (Фото 42). Вода в чистом ручье (приток Бугультадона).


Фото 41. Дол. р. Бугультадон. Вид вниз по долине от минеральных источников Хилак

Фото 42. Дорога по дол. р. Бугультадон

Ходовое время:

  1. Стоянки – подход к воде на ледн. Нар-2 – 30 мин.
  2. Спуск по леднику до озера и далее до мин. источников -4 ч.
  3. Спуск по дороге до ночевок – 1 ч. 30 мин.

16.08.15 Спуск по дол. р. Бугультадон – слияние р.р. Бугультадон и Дзамарашдон – спуск по дол. р. Фиагдон – переезд в пос. Джимара.

Вышли в 9-30. Спускаемся по дороге в своем темпе и в 11-30 собираемся после слияния р. Бугультадон и р. Дзамарашдон (Фото 43) у пограничного поста. Здесь местами берет сотовая связь. Договариваемся о переезде и продолжаем спуск вниз по дороге вдоль р. Фиагдон. Через 5 км дорога по мосту переходит на левый берег реки. Еще через 7 км выходим к пограничному КПП, который перегораживает дорогу. Здесь нас ждет проверка документов и машина. Далее, в 16-00 на комфортабельном автомобиле типа Газель мы перемещаемся от КПП Фиагдон (около пос. Харисджин) к КПП Джимара около одноименного поселка. Тут у нас снова проверяют документы. Решаем остаться на ночь ввиду поселка у пограничного КПП т.к. началась сильная гроза. Успели поставить лагерь на берегу р. Мидаграбиндон до дождя в 20-00.


Фото 43. Вид на слияние рек Бугультадон и Дзамарашдон

17.08.15 Пос. Джимара – подъем по дол. р. Цатадон.

Вышли в 8-30. Подъем в дол. р. Цатадон начинаем сразу за пограничным КПП (Фото 44). Подъем после ночной грозы по мокрому травянистому склону удовольствие ниже среднего. За 1 час выходим на дорогу идущую сразу за гребнем, идем в тумане по ней вверх. В какой-то момент дорога раздваивается – правая, явно недавно раскатанная бульдозером, уходит резко вверх и скрывается в тумане, левая идет более полого (Фото 45). Выбираем левую дорогу, оказалось, что дальше они соединяться. По левой дороге идем практически без набора высоты. Через переход дорога спускается к левому берегу реки и переходит в тропу. В этом месте находится водозабор пос. Джимара. Далее за 1 переход по тропе вдоль реки выходим на тракторную дорогу, примыкающую справа по ходу. Еще через полперехода оказываемся в месте, где река Цатадон выходит из под земли. Здесь долина становится широкой и идет вверх практически без набора высоты, дорога переходит с левого на правый борт долины (Фото 46). За 1,5 перехода поднимаемся по широкой долине вверх. В 12-40 встали на обед в месте где р. Цатадон уходит под землю. Начался дождь, видимость с 200 м. упала до 50 м. Решили переждать и поставить палатки на травянистом пупыре на левом берегу реки. В общем, так и остались на ночевку.


Фото 44. Путь движения в дол. р. Цатадон от погранпоста в пос. Джимара

Фото 45. Возможные (равнозначный) пути движения к пер. Шелестенко по дол. р. Цатадон

Фото 46. Путь подъема по дороге по правому берегу р. Цатадон. Снято у места выхода воды из под земли

18.08.15 Ночевка в дол. р. Цатадон – стоянки на моренах под пер. Шелестенко.

Вышли в 8-20. Переходим на правый берег реки Цатадон и идем вдоль нее до большого моренного вала (Фото 47). По распадку одного из его отрогов в 11-00 вылезаем наверх (Фото 48). Продолжаем движение по моренным валам придерживаясь правого вала по ходу. Еще через 2 часа в 13-00 выходим по навигатору к стоянкам под перевалом (Фото 50). Стоянки только две. Начинаем делать третью. Воды нет, приходилось ходить дальше в сторону перевала на ледник (около 40 мин.). Дальше безопасных стоянок нет.


Фото 47. Общий вид и путь движения к верховьях р. Цатадон

Фото 48. Путь движения по правому берегу р. Цатадон в ее верховьях

Фото 49. Путь подъема к перевальный взлет пер. Шелестенко от ночевок на моренах

Фото 50. Путь движения по моренам у ночевок под пер. Шелестенко

Весь день переменная облачность, туман. Вечером внизу в долине гроза, у нас из-за разницы давлений дикий ветер. До 02-00 часов строили каменные стенки и держали изнутри палатки руками.

Перевал Шелестенко (2А, 3870)

Характер: скально-осыпной
Ориентация: запад – восток
Расположен в северо-восточном отроге в. Шаухох, между в. Шаухох и п. Геодезист
Прохождение: 19.08.2015 г. со стороны дол. р. Цатадон. Описание дается от ночевок на морене до ночевок на озере под ледн. Гольда.
Необходимое снаряжение: веревки, каски, системы, кошки, жумары, петли.

19.08.15 Ночевки на морене под пер. Шелестенко – пер. Шелестенко – ночевка на оз.под ледн. Гольда.

Вышли в 5-30, после ночных бдений идется с трудом. Подъем идет ближе к правому борту долины Цатадон, ориентир скальный нунатак, который когда-то делил ледник, а теперь морену (Фото 49). Подходим под него наиболее простым маршрутом и карабкаемся вдоль него слева по ходу, по ручью (Фото 51, 52). В 9-00 вылезаем на морену слева (по ходу) от нунатака. Продолжаем движение в сторону перевального взлета пер. Шелестенко. Подход под перевальный взлет – самый левый по ходу кулуар (Фото 53) – выглядит не очень привлекательно. Решаем пройти чуть правее по ходу по скальному гребню, чтобы потом с него зайти в кулуар (Фото 54). За одну ходку проходим скальный гребень и становится ясно, что спуск с него налево по ходу не очень интересен. Продолжаем подъем во второй слева (по ходу) кулуар, в расчете на то, что выше кулуары соединяться или мы перелезем из одного в другой в более удобном месте. Через еще 1 переход наш кулуар соединяется с «правильным», для этого нам пришлось из своего кулуара спуститься с гимнастической страховкой в «правильный». Далее идет изнурительный подъем по осыпному кулуару, придерживаясь на всех развилках правой по ходу стороны. Кулуар сужается к верху, крутизна от 25 до 35 град. Камни без помощи участников сильно не летели. Это единственный положительный момент в отсутствии снега и льда, т.к. таять не чему. Поднимались сначала зигзагом, потом в лоб, в нескольких местах приходилось идти по одному. Выход на седловину слева по ходу по разрушенным скалам. Группа вышла на пер. Шелестенко в 13-00.


Фото 51. Подход к перевальному взлету пер. Шелестенко со стороны дол. р. Цатадон

Фото 52. Обход скального нунатака под пер. взлетом пер. Шелестенко

Фото 53. Вид на кулуар, ведущий на пер. Шелестенко со стороны дол. р. Цатадон

Фото 54. Путь движения группы по перевальному взлету пер. Шелестенко. Рядом показан классический (возможно более простой) путь

Перевальный гребень узкий, воды нет.

Спуск в дол. р. Геналдон начали в 14-00 плотной группой по мелкоосыпному склону до 30 град. крутизной (Фото 55). Погода портится, видимость падает. За 30 мин. спускаемся с восточной стороны перевального взлета и продолжаем движение по моренным грядам ориентируясь в тумане по навигатору. За 1 час выходим к озеру на морене. В связи с отсутствием видимости и общей усталостью группы, решили вставать тут.


Фото 55. Путь движения группы из под перевального взлета пер. Шелестенко в дол. р. Геналдон

В течение для переменная облачность, после обеда туман.

20.08.15 Спуск в дол. р. Геналдон.

Вышли с места стоянки в 10-30, ждали что туман поднимется, но вместо этого еще и дождь начал накрапывать. Решили спускаться, всем хочется на траву. От озера на р. Гольда уходим левее, т.к. по описаниям она дальше течет по бараньим лбам, и начинаем спуск по распадку в моренном склоне. Через некоторое время распадок вывел нас на левый берег реки Гольда, далее идем вдоль реки. Река тут промыла довольно широкое русло, спускаемся по средней осыпи. Через 1,5 ходки от начала спуска переходим в разливах реку на правый берег, оставляя слева водопад. Где то здесь, но на левом берегу должна быть хижина и метеостанция. Мы решили спускаться по прошлогоднему описанию Толстенко С.Н. (г. Королев). Продолжаем спуск по правому берегу реки к моренам ледн. Майли. Через полходки спустись к р. Колка, вытекающей из под остатков одноименного ледника. Переходим ее на правый берег по камням. Проход есть несколько выше по течению. Идем вниз по моренно-травянистым склонам вдоль р. Колка, иногда попадаются турики, но тропы нет. Через 2 перехода выходим на гребень левобережной морены, появляется слабая тропа. Слева слышно как шумит р. Колка, справа обрыв к леднику. Идем до конца моренного вала, тропа резко уходит вправо-вниз и теряется на камнях. Чтобы не заблудиться в тумане идем к руслу р. Колка по промоине и продолжаем спуск вдоль реки. Через один переход у характерных рыжих камней вылезаем снова на левобережную концевую морену. По ней идет тропа, которая выводит к мосту через р. Колка (Фото 56, 57). От моста начинаются места для стоянок на «верхних» кармадонских источниках. Встали в 17-00 недалеко от моста, т.к. ниже, у источников все места заняты.


Фото 56. Общий вид на стоянки у верхних Кармадонских источников. Снято снизу вверх.

Фото 57. Путь движения группы у верхних Кармадонских источников

В течение дня низкая облачность, над ледником туман.

Ходовое время:

  1. Стоянки на морене – подход к перевальному взлету (на нунатак) – 2 ч. 30 мин.
  2. Движение по перевальному взлету -4 ч.
  3. Спуск с перевала и движение по морене до ночевок – 1 ч.
  4. Спуск вдоль р. Гольда до р. Колка – 2 ч.
  5. Спуск по моренам ледн. Колка до мин. источников – 3 ч.
  6. Общее время прохождения перевала от ночевки под перевальным взлетом на западной стороне (дол. р. Цмидон) до ночевки на Верхних Кармадонских источниках – 12 ч. 30 мин.

Выводы и рекомендации: Перевал соответствует 2А к.с.. Средняя крутизна кулуара западной стороны перевального взлета 30 град., местами есть элементы свободного лазания. При прохождении перевала в обратную сторону придется, скорее всего, повесить 2-4 веревки дюльфера. Спуск в дол. р. Гольда (Колка) сложности не представляет. Перевал изматывает физически, поскольку в при подьеме в кулуаре отдыхать практически негде. На протяжении всего подъема нет воды. Последняя вода в ручье под нунатаком. Перевал является единственной 2А в данном хребте.

Спуск по долине р. Геналдон. Выезд в г. Владикавказ

21.08.15 Спуск по дол. р. Геналдон – с. Тменикау – пос. Кармадон.

От ванн источников вниз идет хорошая торная тропа. Сначала она спускается к реке Геналдон, затем идет вдоль нее, а потом, по черной морене поднимается вверх. По тропе за 3 часа в своем темпе дошли до погранпоста, после него начинается грунтовая дорога, по которой за 20 мин. доходим по с. Тменикау (Фото 58). Продолжаем спуск по дороге, после хорошо сохранившейся осетинской башни дорога раздваивается (ориентир манекен пограничника): правая продолжает спуск к р. Геналдон, а левая спускается к погранзаставе и разрушающемуся заброшенному санаторию Кармадон (Фото 59). Машина должна приехать к воротам заставы, поэтому идем левой дорогой. Около ворот заставы обедаем, воду попросили у дежурного. В 17-00 уехали на заказанной машине во Владикавказ.


Фото 58. Вид на путь спуска от Верхних кармадонских источников по дол. р. Геналдон

Фото 59. Вид на остатки пос. Кармадон и погранзаставу

Итоги, выводы, рекомендации

Пройден технически интересный поход 3 к.с. по Центральному Кавказу в районе Приказбечье. Участники получили хороший опыт прохождения скально-осыпных перевалов и гребневых маршрутов в отсутствии снега.

В этом году в данном районе в августе месяце снега нет совсем.

РЕКОМЕНДУЮ посещать этот район в начале июля. В это время можно получить гораздо больше положительных эмоций от маршрута, пойдя его со снегом.

Погода в этом году, можно сказать нормальная (по сравнению с 2014 г.): дожди шли обычно во второй половине дня или по ночам. Следует учитывать однако, большую вероятность туманов.

Ни разу за все время посещения РСО-Алании не было каких-либо проблем с местным населением. Более радушного приема я на Кавказе не припомню.

Очень впечатлила работа Дзадзоева Руслана по организации нашего заезда и выезда. Во время похода он даже хранил наши вещи на выезд абсолютно бесплатно. Никаких накладок, критических задержек или переплат не было. Для заказа машины достаточно написать СМС.

При выезде в г. Владикавказе мы ночевали в гостинице «Коммунальник». Рекомендовать это место для посещения не могу.

Билеты на самолет лучше покупать заранее, поскольку это дешевле. В этом году самый удобные билеты предлагала авиакомпания S7 13,5 т.р. Москва – Владикавказ – Москва.

Приложения

Список использованной литературы
  1. Перечень классифицированных перевалов "Высокогорные перевалы" под редакцией А. Джулий. – М.: "Прест", 2001
  2. www.westra.ru Отчеты т/к "Вестра", Электронный каталог превалов
  3. http://www.mountain.ru, рук. Брошеван, г. Одесса, 2012
  4. http://www.mountain.ru, рук. Жигулевцева Е.Ю., г. Москва, 2007
  5. http://caucatalog.narod.ru, рук. Голубев М., г. Москва, 2008
  6. http://www.mountain.ru, рук. Борисов А., г. Ульяновск, 2012
  7. http://tlib.ru, рук. Толстенко С.Н.,г. Королев, 2014.

Использованный картографический материал

  1. Электронные карты Garmin
  2. Карта районов Центрального Кавказа (р-нТепли), сост. Ляпин В.
  3. Оцифрованная карта генштаба (caucatalog.narod.ru, Голубев М.)

GPS координаты основных точек маршрута

№ п/п

Дата

N град.

Е град.

Дата

1.

Брод №1 на р. Цмидон

42.701752

44.015275

09.08.2015

2.

Брод №2 на р. Цмидон

42.702340

44.017810

09.08.2015

3.

Брод №3 на р. Цмидон

42.701991

44.021424

09.08.2015

4.

Место ночевки 09-10.08.2015

42.728999

44.059093

09.08.2015

5.

пер. Бад Вост.

42.739062

44.060014

10.08.2015

6.

Место провешивания перил на гребень к в. Корона

42.738943

44.061277

10.08.2015

7.

Место ночевки 10-11.08.2015

42.738107

44.066120

10.08.2015

8.

Начало перил под в. 3649

42.737245

44.067117

11.08.2015

9.

в. 3649

42.736750

44.067719

11.08.2015

10.

Конец 2-х перил жумар

42.736039

44.068484

11.08.2015

11.

пер.Встречный

42.735312

44.075232

11.08.2015

12.

Место ночевки 11-12.08.2015

42.735465

44.076073

11.08.2015

13.

пер.Комлагат

42.734429

44.084317

12.08.2015

14.

Место ночевки 12-13.08.2015

42.713458

44.097542

12.08.2015

15.

Место ночевки 13-14.08.2015

42.714542

44.115946

13.08.2015

16.

пер.Сталь Юж.

42.719130

44.127732

14.08.2015

17.

Начало спуска с пер.Сталь

42.719305

44.127901

14.08.2015

18.

Место ночевки 14-15.08.2015

42.722220

44.132875

15.08.2015

19.

Место ночевки 15-16.08.2015

42.715249

44.209845

15.08.2015

20.

Место ночевки 16-17.08.2015

42.809793

44.381020

16.08.2015

21.

Место ночевки 17-18

42.777468

44.413311

17.08.2015

22.

Верхние кармадонские источники

42.753924

44.481304

21.08.2015


Схема маршрута похода

Схема маршрута

Записки с перевалов


Записка 1. С перевала Бад Восточный

Записка 2. С перевала Студент

Записка 3. С перевала Встречный

Записка 4. С в. Инесс Сев.

Записка 5. С перевала Комлагат Западный

Записка 6. С перевала Сталь Южный

Записка 7. С перевала Шелестенко
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru