При подготовке к лыжной поездке на Полярный Урал я просмотрел множество отчетов на сайте tourism.ru. До этого я уже был примерно в этих местах, немного южнее – на вершине Пай-Ер, и понимал, что Полярный Урал – это не Хибины, и отсутствие здесь памятных досок с фамилиями погибших говорит только о том, что сюда идут люди хорошо подготовленные. Выражаю свое уважение всем, кто прошел здесь и «шестерки», и «двойки» с элементами «шестерок», и просто «тройки». Но кое-что в отчетах этих достойных людей вызывает вопросы.
Это, прежде всего, постоянное завышение сложности препятствий во многих отчетах. Понятно, что при сильном ветре, при отсутствии видимости, при низкой температуре все кажется намного сложнее, чем при ярком свете летнего солнца, но все-таки. Приведу несколько выдержек из отчетов достойных (говорю без иронии) людей. Тем более, что это характерно для многих отчетов о путешествиях в разных районах. Еще раз повторюсь, что маршруты могут быть действительно сложными, и совсем незачем нагнетать лишние страхи.
Первое – это скорость ветра, которая в этих широтах, по отчетам, достигает скорости ветра в тайфунах. «Ночью разразилась пурга такой силы, какой я до того никогда не видел (и надеюсь более никогда не увидеть). Около часа ночи ветром сломало каркас шатра, до рассвета мы сидя пережидали катаклизм в мешке вместо палатки, своим весом удерживая его от полета. Попытки вылезти и починить рухнувшую ветрозащитную стенку успехом не увенчались: вышедшие "в космос" герои были едва не унесены навеки ветром. Видимость 0, ледяная крупа сечет лицо. К тому же выяснилось, что чинить нечего... Тяжелые снежные кирпичи унесло ветром! Мы оценили скорость ветра значением не ниже 50 м/с », т.е. 180 км/час. Не бывает таких ветров в северных широтах! И не бывает у нас тайфунов, потому что солнечной энергии падает на 1 кв м меньше, чем в тропиках, и испарение с поверхности водоемов не такое интенсивное, а именно это придает энергию тайфунам. У шатра большая парусность, поэтому и сломалась стойка от штормового ветра. Физическая география указывает максимальную скорость в тундре Заполярья в 42м/сек, т.е. 151,2 км/час, а на побережье Гренландии максимальная зарегистрированная приборами, а не послюнявленным пальцем, скорость в смерче, то есть кратковременная, – 330 км/час. И та, можно быть уверенным, наблюдается не каждый год, и даже не каждое десятилетие.
Информацию об ураганах легко найти в Интернете. Ураган – это ветер со скоростью более 33 м/с, или более 120 км/час, дующий несколько часов или суток. По международной шкале Бофорта скорость ветра оценивается балами: от нулевого до 17 балов. Ветер в 11 балов имеет скорость 28,5 – 32,6 м/с и характеризуется как жесткий шторм, несущий большие разрушения. Ветер в 12 балов имеет скорость 32,7- 36,9 м/с и характеризуется как ураган, несущий опустошительные разрушения. Балами 13-17 оцениваются ураганы со скоростями ветра более 37м/с
Второе – крутизна склонов и организация страховки и самостраховки. Из отчета о прохождении перевала 1Б-2А: «Перевальный склон представляет собой снежный взлет крутизной 45-55 град и перепадом высот 350 м. В верхней части подъема требуется навеска перил…Шли в кошках с самостраховкой ледорубами и лыжными палками…Подъем в кошках с самостраховкой ледорубами и лыжными палками с рубкой ступеней по очень узкому гребню с непокрытыми снегом жандармами, которые обходятся по западному и восточному склонам, крутизной до 65о. Выход на вершину с гребня очень опасен и требует применения навыков скалолазания, поэтому мы не доходя вершины спустились на западный склон, далее шли траверсом под вершину и поднимались на нее вертикально вверх метров 40 по 60градусному склону, покрытому рыхлым снегом»
Теперь комментарии. Лыжные палки пригодны только для сохранения равновесия. Я наблюдал самостраховщиков с лыжными палками, на хорошей скорости скользящих на брюхе около 600 м по склону Эльбруса с косой полки над скалами Пастухова. В лучшем случае они отделывались ободранными руками. А ведь крутизна склона ниже полки не более 25°. Обеспечение самостраховки и тем более страховки на снежном склоне -- это очень непростое занятие. А уж на рыхлом зимнем…Несомненный авторитет, посвятивший всю жизнь изучению лавин М. Отуотер ( Охотники за лавинами. Мир, М.,1980) на стр. 37 пишет: «…на очень крутых склонах – от 45° до 90° - снег почти не задерживается. Во время снегопадов он все время соскальзывает, редко накапливаясь в угрожающих количествах. … При определенных условиях снег прилипает и к очень крутым склонам. Здесь главным фактором является ветер. На наветренном склоне он действует как мастерок штукатура, а на противоположном склоне хребта сооружает карнизы…». О передвижении без использования перил по протяженным склонам, крутизной не то что 45°, а даже более 35° и без тяжелых рюкзаков с рубкой ступеней я просто умолчу.
Третье – оценка сложности перевалов и маршрутов на вершины. Для горных перевалов существует достаточно стандартная шкала сложности. Прохождение перевала 1Б предполагает движение по закрытому леднику или снежному склону до 30° в связках, 2А – снежный склон, перерезанный бергшрундом со снежным мостом, 2Б – ледопад с преодолением ледовых стенок и т.д. Для зимних условий категория сложности перевалов увеличивается на полкатегории. Исходя из чего определяется сложность перевалов Полярного Урала в отчетах – непонятно. Крутизной и протяженностью склонов? Конечно, тяжелые рюкзаки и неблагоприятные погодные условия усложняют прохождение перевала, но не влияют на его техническую сложность. Еще в большей мере это относится к восхождениям на вершины, где категория сложности для зимних восхождений не увеличивается по сравнению с летом. В мае в Лечхумском хребте на маршруте 2А я тридцать минут лез в обледенелом камине 15 метров, а летом этот же маршрут был пройден по скальному склону слева от камина за 5 минут, и тем не менее это одна и та же 2А.
Было бы неплохо каждому руководителю лыжных походов потратить 20 дней и провести хотя бы одну смену на альпинистской базе. Это позволило бы им адекватно определять и сложность маршрута восхождения, и крутизну склонов, и освоить организацию страховки и самостраховки. Не помешало бы это и участникам. Ведь занижение сложности препятствия -- опасно, а завышение – печально. Группа, готовая к прохождению препятствий определенной сложности, вынуждена отказаться от некоторых, которые могли бы стать «изюминкой» всего похода, из-за некорректной субъективной оценки предыдущими группами. А значит поход будет прогулкой и не даст ни морального удовлетворения от сложной, но посильной работы, ни роста мастерства.
Четвертое – отношение к природе и к тому немногому, что привнес сюда человек. Самый наглядный пример с помойкой на склонах Эльбруса ниже приюта 11-ти. А спаленный раздолбаями сам Приют 11-ти?
«… с помощью ломика заготовили дров в остальных разрушенных строениях. Жаль разбирать на дрова труды чьих-то рук, но ничего не поделаешь, тем более что и без нашего участия постройки постепенно гибнут под воздействием местных ветров и осадков. Уютно обжились, отогрев в общей сложности 3 комнаты и коридор. Удается поддерживать температуру в помещении на отметке порядка +10°С». Воздержусь от крепких слов в адрес автора. Понимает ли он, что сделал, и к тому же написал об этом? Почему надо было крушить труд других людей? Он что – замерзал? Надо понимать, что в одной комнате группа спала, во второй была кухня, а в третьей – сортир. Не выходить же на улицу!
В те давние времена, когда еще альпинисты и туристы( не люблю я это слово, но для горных, лыжных, водных, вело путешественников пока другого названия не придумали) ездили на скалы озера Ястребиное на электричках, мы коротали долгую дорогу чтением вслух книги В. Поволяева «Остановка на большой земле» ( ФиС, М., 1983). « В тот тяжелый день у Паши Смелякова – альпиниста хотя и толкового, но еще малоопытного, а потому и излишне смелого, вылетел из скальной породы крюк, на котором он висел, и Паша безмолвной черной птицей, раскрылатив руки, ушел со стенки вниз. Высота – более ста семидесяти метров… Когда человек срывается с такой высоты, он не просто разбивается, его буквально разбрызгивает по камням – лишь мокрые пятна остаются. Локтеву самому как-то пришлось собирать такого разбившегося совком – лазил по скале и соскребал мокроту с камней… Первым очнулся Локтев. Он отстегнулся от связки и в одиночку ушел вниз… Паша Смеляк ( автор уже переделал фамилию персонажа) уже вмерз в снег, тело его прочно окольцевала красная, пропитанная кровью наледь. В свете фонаря Локтев вырубил Пашу из наледи, оттащил в сторону, в безопасное место, начал рыть в снегу пещеру – предстояла трудная ночевка» ( стр. 6,7). « Хорошо, что у него с собой, кроме ледоруба, была тогда маленькая саперная лопатка, американская…» (стр.11). « Наверху, когда они спускались в устье ледника ( после восхождения на Памире на 5Б или шестерку – автор не уточняет) оставили и карабин, и рацию ( а гранатомет?), … а вот с ружьем своим Тарасов не распрощался … Только двухствольная тульская безкурковка и подсобит либо вертолет..» ( стр. 74).
Не знаю, заработал ли В.Поволяев на своем творении денег, но известность в альпинистских кругах приобрел без сомнения. Уважаемые авторы отчетов, вам это ничего не напоминает?
Никифоров Владимир
Лыжный, горный, вело турист, альпинист.
Прилагаю несколько фото из небольшого похода на Полярный Урал.
Маршрут на Пай-Ер через «Рижский» кулуар и спуск по правому гребню на перевал оцениваю в 1А по нашим условиям хорошего снега из-запротяженности. Если в кулуаре будет лед – потянет на 2А-2Б.
Автор на вершине Пай-Ер
Гора Блюхера с Пай-Ер. Траверс ориентировочно 2А-2Б