Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Полезное > Справочная информация >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Сергей Веденин, Москва

Как тормозят страховочные устройства?

Общее.

Вопросы о том, как правильно заправлять веревку в восьмерку или АТС при страховке, какой рывок при этом может удержать страхующий и какие нагрузки будут при этом в страховочной цепи возникают очень часто.
В этой работе я попытаюсь на часть из них ответить.

Испытания.

Часть испытаний (самые популярные и распространенные устройства) была проведена в лаборатории фирмы Венто, информацию об испытаниях других устройств была найдена на сайтах различных лабораторий.

В результатах испытаний указаны два результата - минимум и максимум.
Минимум - это удерживаемая нагрузка в ситуации, когда страхующий держит веревку (до начала проскальзывания) с усилием 100 Н (10 кгс).
Максимум - это удерживаемая нагрузка в ситуации, когда страхующий держит веревку (до начала проскальзывания) с усилием 500 Н (50 кгс).
Почему выбраны эти значения?

По результатам более чем 1000 тестов, проведенных sarvac.ca выяснили, что при неожиданном рывке, человек одной рукой в перчатке удерживает нагрузку от 50 до 400 Н.

Для тестов мы взяли значения – 100 и 500 Н, которые характерны для удержания веревки одной и двумя руками.

Метод испытаний. Испытываемое Страховочное устройство закрепляется на опоре, на свободный конец подвешен груз массой 10 или 50 кг - имитирующий удержание веревки с усилием 100 и 500 ньютонов. Нагрузка перекладывается к рабочему концу веревки до начала движения веревки в страховочном устройстве. Отношение усилий показывает насколько данное страховочное устройство при данной заправке верёвки снижает нагрузку на страхующего.

Ньютон – единица измерения силы, 10 Н примерно соответствует 1 кгс, точная формула 1 Н ~ 0,10197162 кгс.

Выводы.

  • Не рекомендуется использовать для страховки устройство восьмерка, заправленное в спортивный режим.
  • Не рекомендуется использовать для страховки устройство одинарный карабинный тормоз.
  • Устройства типа АТС в режиме «для спуска» (веревка заправлена в неправильную сторону - свободный конец не в клиновые прорези) также не обеспечивают необходимого трения для страховки. При спуске по двойной веревке этот метод может с успехом использоваться.
  • Узел UIAA обеспечивает необходимое торможение и позволяет регулировать усилие торможения в широких пределах.
  • Узел двойной UIAA обеспечивает необходимое усилие торможения для страховки и спуска тяжёлого груза.
  • Далее результаты тестов.

    На рисунках показаны варианты заправки веревки, а не техника испытаний. Устройство: Восьмерка
    Метод заправки веревки: Стандартный
    Нагрузки Н: MIN 700, MAX 2300

    Устройство: Восьмерка
    Метод заправки веревки: Стандартный +дополнительное трение в карабине
    Нагрузки Н: MIN 1500, MAX 3500

    Устройство: Восьмерка
    Метод заправки веревки: Спортивный метод (рекомендован для спуска по веревке)
    Нагрузки Н: MIN 600, MAX 1500

    Устройство: Восьмерка
    Метод заправки веревки: в режиме шайбы Штихта
    Нагрузки Н: MIN 1000, MAX 1900

    Устройство: Восьмерка
    Метод заправки веревки: Для каньенинга
    Нагрузки Н: MIN 1200, MAX 2200

    Устройство: Восьмерка
    Метод заправки веревки: Двойной
    Нагрузки Н: MIN 2000, MAX 5900

    Устройство: Карабинный тормоз
    Метод заправки веревки: удержание вниз
    Нагрузки Н: MIN 500, MAX 900

    Устройство: Карабинный тормоз
    Метод заправки веревки: удержание вверх
    Нагрузки Н: MIN 1000, MAX 2200

    Устройство: Узел UIAA
    Метод заправки веревки: удержание вниз
    Нагрузки Н: MIN 900, MAX 1900

    Устройство: Узел UIAA
    Метод заправки веревки: удержание вверх
    Нагрузки Н: MIN 1200 , MAX 3400

    Устройство: Узел Двойной UIAA
    Метод заправки веревки: удержание вниз
    Нагрузки Н: MIN 3500, MAX 7500

    Устройство: Узел Двойной UIAA
    Метод заправки веревки: удержание вверх
    Нагрузки Н: MIN 4000, MAX >8000

    Устройство: ATC (лукошко, реверсо, стакан)
    Метод заправки веревки: для спуска – свободный конец веревки не через клиновые прорези
    Нагрузки Н: MIN 700, MAX 1700

    Устройство: ATC (лукошко, реверсо, стакан)
    Метод заправки веревки: для страховки– свободный конец веревки через клиновые прорези
    Нагрузки Н: MIN 1100, MAX 2400

    Устройство: Rack
    Метод заправки веревки: удержание вниз
    Нагрузки Н: MIN 1000, MAX 2200

    Устройство: Rack
    Метод заправки веревки: удержание вверх
    Нагрузки Н: MIN 2200, MAX 4600

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru