Материал подготовлен редакцией сайта Фото Леонид Мач, Москва
Александр Степанович Демченко
К 90-летию со дня рождения
Александр Степанович Демченко родился 20 декабря 1925 года в станице Новокубанская, сейчас город Новокубанск. В 1944 году был призван в действующую армию. Победу встретил в Берлине. После войны служил в Германии в танковых частях. В конце сороковых перевёлся в Ленинградскую область, в Выборгский район.
По словам самого Степаныча, к занятиям альпинизмом его подтолкнул трофейный немецкий спальный мешок. Кто, как не будущий путешественник - покоритель гор, в развалинах Берлина среди огромного множества полезных в хозяйстве вещей и красивых безделушек выберет именно спальный мешок?
Участник команды ЦСКМО по альпинизму, неоднократный чемпион СССР, один из первых мастеров спорта международного класса СССР.
В 1975 году стал старшим тренером по альпинизму Спортивного Клуба Армии N13 Московского военного округа (13 СКА МВО) и на базе клуба создал сильную команду профессиональных альпинистов.
В книгу вошли воспоминания друзей и воспитанников Александра Степановича: Валерия Старлычанова, Владимира Кавуненко, Виктора Некрасова, Виктора Володина, Егора Тимме, Валерия Розова, Владимира Яночкина, Вячеслава Дульнева, Сергея Бондаренко и многих других.
Отрывок из книги
Валерий Розов: В 1989 году мы получили право представлять Москву на чемпионате СССР в техническом классе.
Это был первый чемпионат по принципу марафона - максимальное количество восхождений за 20 дней. Всей логистикой руководил Шура Шейнов, вместе со Степанычем они разработали сумасшедший план наших восхождений, с наиболее удобными переходами с одного маршрута под другой.
На всех восхождениях большую часть маршрута мы двигались одновременно, не обвешивая гору традиционными перилами.
6А на Тютю по Хергиани прошли, не доставая верёвку.
На «Семёрке» Донгуза верёвка потребовалась только на шапке.
На маршруте мы связывались только в двух случаях: либо кто-то просил его застраховать, либо Саня (Шейнов) сам решал, что пора связываться.
Лазание длинных микстовых маршрутов с минимальной страховкой и в максимально облегчённом варианте, без бивуачного снаряжения, для меня явилось откровением.
Физически я был готов, но к концу гонки я очень уставал от психологической перегрузки.
Все маршруты мы ходили за день, без ночёвок. Только однажды, при восхождении на Южную Ушбу по Мышляеву, заночевали на перемычке.
Апологетами стиля «лайт» в альпинизме для меня стали Шейнов, Володин и чуть позже Клёнов.
В конце восьмидесятых в стиле «лайт» ходили все ведущие команды.
Когда сегодня на неких альпинистских ресурсах начинается дискуссия о современном альпинизме «лёгкого стиля», надо понимать, что ничего принципиально нового в этом нет.
ВВ начале девяностых, в связи с освоением больших сложных стен, этот «лайт» просто чуть позабылся.
На чемпионате 1989 года мы довольно сильно обошли ближайших конкурентов и, по сути, выиграли чемпионат.
Но из-за судейской накладки откатились на четвёртое место.
Все горы были распределены по рейтингам.
Сначала мы сходили Шхельду по Субортовичу, с севера. Потом, из Сванетии, сходили Шхельду Западную. А в судейском регламенте вся Шхельда значилась как одна гора, хотя в нашем случае это были две разные вершины. И, по непонятным для меня причинам, одно восхождение нам не засчитали. То ли судьи необъективно подошли, то ли Саня Шейнов со Степанычем не разобрались в правилах.
Степаныч назвал судей «пирасами», на этом дебрифинг по поводу чемпионата был закончен.
От составителя. За 20 дней команда должна совершить как можно больше восхождений высшей категории трудности с обязательным днём отдыха перед очередным маршрутом.
По тому же принципу строился зачёт в скальном классе, но здесь к соревнованиям допускались двойки.
Дан старт, и уже не важно - дождь или снег - надо лезть.
В итоге сильнейшие команды сходили по 7 - 8 маршрутов, каждый из которых был призовым на чемпионатах СССР прошлых лет.
А тогда, в 1989 году, все они были пройдены подряд, без ночёвок, многие в «свободном стиле».
Перечень маршрутов, пройденных москвичами: Тютю из Тютюсу 6А (Хергиани), Джайлык 5Б, Донгузорун 5Б (Хергиани), Шхельда Центральная 6А (Субартович), Щуровский 5Б (Хергиани), Ушба Северная 6А (Коломыцев), Шхельда Западная 5Б (Дроблт), Ушба Южная 6А (Мышляев).
Если говорить о моей карьере как альпиниста, без учёта прыжков, 1989 год оказался для меня самым ярким и интересным.
Ещё до чемпионата, в 1989 году мы сходили много кавказской «классики».
«Лёгкий стиль» и минимизация страховки в команде 13 СКА МВО были возведены в культ, и только благодаря очень жёстким критериям отбора в команду мы ходили безаварийно.
Степаныч редко вникал в спортивную часть вопроса, во многом он полагался на Шейнова, решая только общие моменты - едем туда-то и тогда-то, команда формируется по результатам отбора.
Сочетание армейских возможностей со свободой инициативы сильнейших спортсменов, таких как Шейнов и Володин, приводило к высоким результатам.
Степаныч командовал очень жёстко и бескомпромиссно, не прощал тех, кто неоднократно попадался на вранье «сходил - не сходил».
Он всегда шёл навстречу, если ситуация вписывалась в его систему координат и решение способствовало достижению командного результата.
Если же ситуация на командный результат не влияла, он её просто игнорировал.
На чемпионате 1990 года в Фанах команда выступила чуть слабее - из-за травмы ушёл Шейнов, мы заняли второе место, уступив молодой команде из Свердловска, где дебютировал Клёнов.
В 1991 году мы заняли только третье место.
Некоторые принципы Степаныча меня очень сильно удивляли, например, восхождение на Эльбрус в качестве акклиматизации перед зимним сбором.
Конец февраля - начало марта, приезжаем на Кавказ, в первый же день поднимаемся на приют, на следующий день восхождение.
Кто не залез - чуть ли не предатель Родины.
Шли на Эльбрус из последних сил, кто как может - на коленках, ползком.
Если не залез - все решат, что ты плохо тренировался.
Степаныча интересовал только результат.
Народ спускается никакой, помороженный, а Степаныч начинает выяснять: «Ты кого видел, а где был он?» Сказать, что «был», когда не был, было невозможно, врать Степаныч не позволял и всегда делал свои выводы.
Однажды мы приехали под пик Ленина, и Степаныч погнал нас с Луковой поляны сразу на 5300. Дошли, конечно, но там все попадали.
Вопрос стоял предельно жёстко - да или нет: либо ты тянешь, а если нет - в СКА тебе делать нечего.
Степаныч всегда активно помогал, когда дело касалось спорта. Если кому-то требовалось руководство или пятёрка в двойке, он всё запоминал и ставил в план.
Несмотря на некоторое самодурство, к вопросам нашего спортивного роста Степаныч был всегда очень внимателен.
Мне никогда не приходилось думать над тем, куда мы едем и что у нас с документами. Это делал Степаныч.
С 1988 по 1991 год включительно я сходил почти 60 гор пятой Б и шестой категории.
Фоторепортаж Леонида Мача с презентации
Егор Тимме и Виктор Володин
Валерий Старлычанов
Владимир Богданов и Владимир Яночкин
Владимир Богданов и Егор Тимме
Владимир Яночкин
Евгений Кладовщиков и Вячеслав Шувалов
Презентация ВЭБ
Ветеран 13 СКА Евгений Кладовщиков: "Еще раз хочу сказать, что вы сделали большое - по человеческим меркам - дело!
Прожив уже большую часть жизни и кое-что повидав, убедился, что сделанное по зову души никогда не забывается.
Если бы среди гостей была молодежь вашего клуба, я бы им сказал так: "В команде МВО и вообще в армейском альпинизме было много достойных людей, было много старших офицеров, полковников, и даже генерал один затесался (ст. лейтенант Игорь Ушаков, с которым я пересекся в 80-м, ныне - генерал-майор медицинской службы), а столичный клуб носит имя старшины сверхсрочной службы! Вот и делайте выводы, как надо прожить жизнь!"
Москвичи и гости столицы могут приобрести книгу в магазине Бигволл, а в начале января её можно будет заказать в интернет-магазине БАСК.
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.