Я опубликовал эти предложения в мае 2013 и верю, что они актуальны по сей день.
Думаю, что основные проблемы с безопасностью и перезагруженностью маршрута возникают из-за большого числа неподготовленных альпинистов, приезжающих с плохими гидами и тур операторами.
Неподготовленность - это и медленный подъём, и игнорирование проблем со здоровьем, и ненужные риски, чтобы дойти до вершины.
Слишком много появилось операторов, готовых взять клиентов без достаточного опыта, чтобы повысить свои продажи.
Они навешивают тонны лапши про дополнительную поддержку шерпов, впечатляют цифрами, сколько раз их шерпы были на вершине и продают малобюджетные пакеты со множеством ограничений.
Клиент ведётся на их уловки, он слышит только то, что хочет услышать, игнорируя все предупреждающие знаки, истории спасательных операций, тупой логистики, некачественного снаряжения и гибели людей.
Официальная служба статистики несчастных случаев была бы полезна для выявления подозрительных тур операторов.
С очередями - вопрос куда сложнее. Сейчас на Эвересте существует тенденция увеличивать поддержку шерпами, поощряя альпинистов, которые могут посчитать себя недостаточно подготовленными.
Каждый восходитель должен прислушиваться к себе более чутко.
Очереди обычно возникают из-за одного-двух слишком медленных клаймеров. Часто бывает трудно обойти другого альпиниста на Эвересте, особенно если он уже очень устал, или если шерпа несёт двойной груз.
Базовый лагерь Макалу projectmakalu
Очевидное решение - ужесточить отбор клиентов согласно их опыту, навыкам и готовности.
Такую задачу могли бы взять на себя непальские и тибетские власти, контролирующие выдачу пермитов, но коррумпированность сих контор так высока, что они просто станут подделывать документы.
Я не думаю, что если возложить контроль за квалификацией клиентов на самих тур операторов, то схема заработает, многие будут игнорировать риски, чтобы поднять бизнес.
Ступень Хиллари сегодня (фото claytor.com)
Другой вариант борьбы с очередями - ограничить число выдаваемых пермитов каждый год.
Например, на Денали существует предел в 1500 пермитов каждый сезон, который никогда не был достигнут.
Но опять же, коррупция власти - реальная проблема, а пермит на восхождение - реальные деньги.
Для повышения безопасности помогло бы сотрудничество обеих сторон, Непала и Тибета, это предотвратило бы случаи выдачи пермита второй стороной в случае отказа первой.
Тем не менее, я не думаю, что перечисленные меры помогли бы снизить смертность, последние несчастные случаи были связаны с сопутствующими высоте факторами, которые нелегко просчитать до восхождения, или с ошибками во время восхождения, такими как не вщёлкивание в перильную верёвку.
Утренняя Чо Ойу Фото Игорь Ширяев
Для повышения безопасности хорошим шагом было бы ввести требование обязательного высотного опыта на Манаслу, 8156м, в Непале или Чо Ойю, 8201м, в Тибете.
В дальнейшем, это повысило бы шансы выбора правильного гида для восхождения на Эверест, дало бы понимание, как реагирует собственный организм на экстремальные высоты, а также подготовило хорошую базу навыков и необходимый опыт, как вести себя в условиях, с которыми потенциально придётся столкнуться на Эвересте.
Джомолунгма Фото Николай Захаров
Для поощрения таких инвестиций, скажем, предложить единственно возможный пакет на две горы по привлекательной цене.
Регион отобьёт свои деньги за счёт дополнительных услуг портеров, чайных домов и тп.
В итоге, это привлечёт более опытных альпинистов, а желающих потешить тщеславие восхождением на Эверест станет меньше.
Многие тур операторы рекомендуют (но не обязывают) восхождения на Денали или Аконкагуа для получения необходимого опыта.
Не думаю, что это решение вопроса.
Эти горы, сложные каждая по своему, не являются восьмитысячниками и не раскроют трудностей двухмесячной экспедиции.
Может ли Эверест стать безопаснее? Я не знаю, как не знаю, может ли Монблан, Денали, Аконкагуа или любая гора в Колорадо или Франции стать безопаснее.
Иногда это просто вопрос везения, не оказаться не в том месте не в то время.
Вы не можете сделать гору безопаснее, но можете сделать альпинистов квалифицированнее.