Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2014
Отчет о горном туристскомспортивном походе1категории сложности по Центральному Кавказу совершенном с03.08.2014г по17.08. 2014г. Маршрутная книжка №13/14 Руководитель группы Вотинцев Геннадий Анатолиевич Адрес руководителя: Донецкая обл. Макеевка 50 кв-л Шахтёрский 1\\29 Донецк 2014 I. Справочные сведения о походе. 1. Проводящая организацияС/К «Зарево» г. Макеевка. 2. Место проведенияРФ, республика Кабардино-Балкария. Северное Приэльбрусье. 3. Общие сведения о маршруте
Общий набор высоты на маршруте - 10500 м.Максимальная высота – 3600 м. (пер. Терсколак) Маршрутная книжка № 13/14 4. Сокращения, терминология и допущения в. – вершинаг. – город, гора к.с. – категориясложностилев.-левый м.н. – место ночевкин/к – некатегорийныйор. – орографическиос. – осыпнойпер.-перевал прав., пр. – правыйр.,руч. – река, ручейС., Ю., З., В. – северный, южный, западный, восточныйск.-скальныйсн. – снежный тр.-ос. – травянисто-осыпнойЧХВ-чистое ходовое время 5. Данные об участниках
6. Подробная нитка маршрута Маршрут планируемый: Пос. Азау – пер. Єхо войны . (1А, 3200) - оз. Єльбруское – пер. Терсколак (1А, 3600) - уш. р. Ирик - пос.Єльбрус - пос. В. Баксан - оз Сылтран – пер. Сылтран (н/к, 3050) – уш. р. Мукал - пер. Картыкауш (н/к, 3242) - уш.р. Исламчат – пер. Каракайский Северный- ур. Джилису - уш. р. Малка –-мин. ист. Джилысу – р. Малка – р. Харбас – плато Харбас– турбаза Долина Нарзанов -пос.Кичи-Балык Маршрут пройденный: Пос. Азау – пер. Эхо войны . (1А, 3200) - оз. Эльбруское – пер. Терсколак (1А, 3600) - уш. р. Ирик - пос.Эльбрус - пос. В. Баксан - оз Сылтран – пер. Сылтран (н/к, 3050) – уш. р. Мукал - пер. Картыкауш (н/к, 3242) - уш.р. Исламчат – пер. Каракайский Северный- ур. Джилису - уш. р. Малка –-мин. ист. Джилысу – р. Малка – р. Харбас – плато Харбас– турбаза Долина Нарзанов -пос.Кичи-Балык 7. Определяющие препятствия маршрута
II. Общегеографическая и туристическая характеристика района.1. Географическая характеристика района и его туристические возможности. Северное Приэльбрусьеодин из красивейших и загадочных регионов Кавказа. Включает в себя северные склоны Эльбруса, ледниковые поля которых дают начало р. Малке, а также его отроги. Сама Малка имеет длину до впадения в Терек 210 км, она принимает реку Баксан как правый приток, хотя по расходу воды Баксан намного превышает Малку. Туристский центр региона - курорт «Джилысу», с источниками тёплых минеральных вод. С востока район ограничивается ледовым плато Джикауганкёз, с запада - перевалами Балкбаши и Фрунзе. По маршруту Кисловодск – Джилысу - восточная вершина Эльбруса было совершено первовосхождение на Эльбрус (экспедиция генерала Эммануэля,1829г.). Природа и характер рельефа сильно отличаются от южного Приэльбрусья - здесь более сухо, холодно и ветрено. В пределах региона могут быть проведены зимние горные походы I-II категорий сложности. 2. Транспортные возможности района и организация забросок В транспортном отношении район проведения похода хорошо освоен. Верховья Баксана регулярным транспортным сообщением связаны с Тырныаузом, Нальчиком, Минеральными Водами, Пятигорском. Дороги хозяйственного назначения проложены и выше селений в зоне пастбищ и по долинам рек. По ним можно проехать только на транспорте повышенной проходимости. Проходимость таких дорог зависит от погоды и времени года, состояния мостов и проезжей части, о чем следует узнать до начала поездки. 3. Наличие пограничных и заповедных зон Маршрут проходил вне приграничных зон РФ. 4. Взаимодействие со спасательными службами района.Адрес спасательных служб района: Эльбрусский ПСО: Адрес: 361605 Кабардино-Балкарской респ., п. Терскол, тел. код (86639) 7-11-25, о/д 7-14-89, 7-13-10, 7-11-99. 8 (86638) 71278 – противолавинная служба Перед походом информацию о погоде и количестве снега в районе группа отслеживала по материалам сайтовwww.go-elbrus.comиhttp://www.hmn.ru III. Организация похода. 1. Общая смысловая идея путешествияОсновной идеей похода было пройти спортивный маршрут первой категории сложности в доступном, живописном районе. Без дополнительных проблем связанных с оформлением документов в погранслужбе. Северном Приэльбрусье – с удобной организацией закупок продуктов. Можно без особых усилий докупить продукты. В свою очередь это снижало вес рюкзаков. 2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные путиВ случае аварийной ситуации на маршруте возможен выход в цивилизацию по следующим маршрутам: -от дол р.Терскол пос. Терскол. - от дол р. Мкяра по долине к пос. В. Баксан - от р.Исламчат. . В случае плохой погоды или повышенной лавинной опасности отказ от прохождения пер. Северный Каракайский и движение на пер. Шаукол (н/к), до г. Тырныауз. - от источников Джилысу. В случае плохой погоды можно подняться к спасателям, И от туда добраться к пос Хурзук. Запасные пути: Не предусматривалось 3. Изменения маршрута и причины изменения Нет. 4. Сравнение заявленной и пройденной нитки маршрута
IV. Развернутый график.
Общая протяженность – 106 км (с учетом коэфф 1.2) Перепад высот (набор/сброс) –max/ 3600 м/min 1700м. Высотный график
V. Техническое описание маршрута.Высота, категория сложности перевалов и вершин, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются по Перечню классифицированных перевалов (выпуск 2001 г.), путеводителям А.А. Алексеева «Эльбрус и его отроги». Везде, где не оговорено особо, километраж приведен с учетом горного коэффициента 1,2. Если не указано иное, все понятия "левый" и "правый" даны в орографическом смысле.
С лесистого вала древней морены л. Большой Азау, от нижней станции ЭКД (2380 м) спускаемся к тропе левого берега р. Азау. Вскоре сосновый лес заканчивается, и подходим к скальным воротам л. Большой Азау обходим верхом осыпной прижим, затем крупноблочную осыпь и спускаемся на зеленую поляну. Перебравшись на правый берег, оказываемся на небольшой галечной площадке вблизи рыжего селевого выноса. По плотным конгломератам поднимаемся на склон (50 м) На левом борту долины Чиперазау над многочисленными бивачными площадками "Песчаной гостиницы" находится пер. Эхо Войны.
Приезд в пос. Терскол
Долина реки Баксан
перевала Эхо Войны. Перевал Эхо Войны Характеристика перевала Номер по классификатору 1.2.2 Номер на карте –хребтовке 114 Категория сложности 1-А Высота по классификатору 3349 Тип склона сн.-ос. Направление прохождения р.Азау - лед. Б. Азау расположен южнее ледопада л. Б. Азау. Ведет из долины л. Чиперазау на плато Хотютау. Название перевал получил в послевоенные годы за обилие огневых точек, оставленных егерями гитлеровской дивизии "Эдельвейс". Подъем в 5.30 утра, выход в 7.30.Подъем идет тропой вдоль левого берега ручья по осыпи и морене крутизной до 30°. На снежнике усраиваем снежные занятия. Но снизу тянет тумам поэтому при выходе становимся в связки. Выше лежит снежник (30-35°, 30 м), выводящий к перевалу. Снизу тянет туман. Седловина перевала широкая, осыпная, с местами для палаток. Непосредственно под седловиной перевала находится глубокий и широкий рантклюфт, который обходится слева по осыпи. Спуск по леднику 350до выносной морены. Далее по леднику поднимаемся вплотную к ледопаду Б.Азау. Проходим траверсом весь ледник маневрируя между трещинами. Левый борт ледника покрыт моренными отложениями и довольно таки сложен. Под камнями лёд 50 м 400Далее по маркированой тропе мимо озера Эльбрусское подходим под левую морену ледника Б.Азау. На неё поднимаемся в лоб. По гребню проходит тракторная дорога по ней поднимаемся к повороту дороги вправо и переходим речку вброд. До ст. Мир проходит ровная слаломная площядка 500м. 400. От памятника на ст Мир по дороге 300 м. Уходим вправо к площядкам. Там имеется озеро.
Снежно -ледовые занятия
Вид с перевала Эхо Войны на перевал Чиперазау
Спуск с перевала Эхо войны на ледник Азау
ледник большой Азау
Стоянка возле станции Мир
И по среднему конгломерату траверсируем склон в сторону ледника Терскол. Через 6ч. ходьбы останавливаемся на ночёвку у озера, Отсюда великолепная панорама от Эльбруса до ГКХ, метеостанция «105-й пикет».
Преодоление крупных камней при спуске к Ледовой станции
Спуск от станции Мир в сторону ледовой базы
Проход под ледником Гарабаши
Мореный вынос ледника Гарабаши
Стоянка над абсерваторией.
От озера параллельно скального сброса уходим по направлению к Эльбрусу. Подъём не очень крутой, да и камни лежат жёстко. Пройдя метров 400 выходим, на отрожный хребет. С него по мелкой сыпухе плотной цепочкой с забором вправо спускаемся на ледник Терскол. Хоть ледник и закрыт, становимся в связки . Траверсируем ледник с уходом вправо ближе к верхнему ледопаду. При предварительном просмотре ледника нижняя часть показалась сильно изрезанной. Первую и среднюю часть ледника прошли практически, не петляя между трещинами. Концовка преподнесла сюрпризы очень много трещин, попадаются ледовые болота. А в конце ледника моренные выносы на льду. Движемся по направлению перевала Терскол. Пройдя ледник, выходим на средних размеров каменную осыпь. Сбегаем в небольшую долину и переходим реку вброд. От водопада начинаем подъём на морену. По крупным камням идём в направлении перевала к верхнему выполаживанию перевальной долины. Здесьнапротив перевала Скальник становимся на ночлег.
Озеро на отроге возле Ледовой базы
Подход под ледник Терскол. Справа виден перевал Терсколак.
Преодоление ледника Терскол.
Переход реки текущей с перевала Терсколак в районе отрога горы Терскол-Ак
Вид на ледник Терскол от водопада с горы Терскол-Ак
Ночёвка под перевалом Терсколак. Напротив перевала Скальник
Перевальный взлёт хорошо просматривается с левой стороны от седловины по снежному языку . Еще левее виден перевал Скальник. Подъём на перевал от начала взлёта занял 1ч. 20 минут. Перевал Терсколак Характеристика перевала Номер по классификатору 1.1.19 Номер на карте –хребтовке 110 Категория сложности 1-Б Высота по классификатору 3527 Тип склона ск.-ос. Направление прохождения л. Терскол ущ.р.Ирик Расположен в юго-восточном отроге Эльбруса, севернее вершины Терсколак. Соединяет верховья Ирика с верховьями реки Терскол Название перевала дано по одноименной вершине (балк. — «белая вершина над неправильным ущельем»). Впервые описан туристами МГС «Спартак» в 1977 г.,(фото18) Основные опасности Во время спуска возможны падения камней с любого из склонов. Перевальная седловина широкая и длинная. На перевале небольшая стела рядом с туром. Спуск начинаем с правой стороны. Сразу выходим на снежник. По снежнику крутизной 40° с уходом влево спускаемся к каменному островку 100м.. Затем по левой стороне доходим до конца камней (50м.) и уходим вправо к слиянию ледника с вершины Терколак (200м). Далее спуск вниз до конца ледника (300м.). Слева виден водопад. Осторожно камнеопасно. От конца ледника по реке спускаемся к краю морены (300м.). Спуск по морене По мореному кулуару начинаем спуск. Спуск длится около 3 часов (200м.). После спуска выходим к реке Ирик. Погода портиться поэтому становимся на ночлег в 300м от края ледника. На том берегу видна тропа.
Предперевальный взлёт на перевал Терсколак.
Вид с перевала Терсколак в сторону долины Терскол.
Табличка павшим на перевале Терсколак.
Перевальная седловина Перевала Терсколак.
Спуск с перевала Терсколак.
Вид на ледник Ирик и моренный спуск с перевала Терсколак.
Наводим навесную переправу через реку Ирик и переправляемся на левую сторону к тропе. Пройдя кош и спускаемся к водопаду. спуск по хорошо набитой тропе. При выходе с долины она сужается в узкий каньон. Тропа вьётся серпантином мимо столбов торчащих на склоне. Внизу виден посёлок Эльбрус. Здесь есть магазин. В посёлке ловит мобильная связь МТС. Правда, дорого, но СМС можно скинуть. Завхоз нас нагружает. Пройдя посёлок по грунтовой дороге выходим на мост через реку Баксан. Автобус поджидаем возле заправки в 1730. Доехав на автобусе до пос. Верхний Баксан. Сразу уходим за остановку и становимся. Место не очень (сильно загажено) но зато со всех сторон загорожено каменным забором от посторонних глаз. В реке Адыр-Су берём воду для питья.
Навесная переправа через реку Ирик первая Даша.
Второй переправился Руслан.
Светлана над бурным потоком
Долина реки Ирик.
Тропа вьётся по левому берегу реки Ирик.
При выходе из долины Ирик увидели огромные столбы.
Посёлок Эльбрус в ориоле радуги.
От границы леса ещё виден посёлок Верхний Баксан.
Долина реки Сылтран. Река внизу еле слышна.
Высокогорное озеро Сылтран.
Куда идти? Давай ещё поспим. Завтрак не лезет.
С права на лево перевалы Сылтран, Грач.
Перевал Сылтран Характеристика перевала Номер по классификатору 1.1.14 Номер на карте –хребтовке 87 Категория сложности н/к, Высота по классификатору 3441 Тип склона тр-ос. Направление прохождения р. Сылтранссу- р.Мукал расположен в восточном отроге Эльбруса с северо-востока от вершины Мукал. Соединяет долины рек Сылтранссу и Мукал (Кыртык), ведет от озера Сылтранкель в верховья Мукала. Известен издавна местным жителям.От озера Сылтранкель по осыпи (25°) вдоль ручья поднимаемся на седловину. Широкая платообразная седловина. На седловине перевала можно разбить лагерь. Спуск на север в долину Мукала идет по средней "живой" осыпи(30°) вдоль ручья, стекающего с седловины. Верхний участок спуска камнеопасен! Осыпь выводит в долину Мукала (45 мин). Далее по хорошо маркированной тропе спускаемся к скальным сбросам. Далее по той же маркировки подавая руку друг другу очень осторожно, иногда лицом к скалам спускаемся к слиянию рек Мукал и Мкяры. 2 часа. Пройдя 300м. от слияния становимся на ночлег .
Вся тропа отлично маркирована холто-синими полосками.
Слияние рек Мукал и Мкяра.
По тропе доходим к мосту через реку Мкяра . Выходим к кошаре. Вчера там купили молоко и сыр правда цены как в супермаркете. По тракторной дороге начинаем подъём в сторону реки Уллу-Артыкол, Через 2 часа пути подошли к верхней кошаре. В кошаре есть чабаны. В кошаре можно взять сыр и аэран. Ребята очень приветливые. Ну, а картошка с молодым барашком и запитая свежим аэраном полностью лишила покоя руководителя. Одесит Зоренко Владимир Юрьевич наш старый знакомый . Не только отличный и приветливый хозяин но и одарёная личность которая пишет стихи и исполняет свои песни под гитару. Мы как и раньше с упоением слушали песни Володи. Кстати заход в гости к Володе был запланирован изначально.
Долина реки Картык. Движение по правому берегу до моста.
Возле моста кош.
От коша дорога ведёт к верхнему кошу.
Перевал Кыртыкауш Характеристика перевала Номер по классификатору 1.1.10 Номер на карте –хребтовке 47 Категория сложности н/к, Высота по классификатору 3242 Тип склона тр- ос. Направление прохожденияр.Уллуусенчи (Кыртык)- р. Исламчат расположен в Боковом хребте на участке, носящем название Кыртык, к северо-востоку от вершины Исламчат. Соединяет верховья долины Уллуусенчи (Кыртык) и правый приток Исламчата (Малка). Издавна известен местным жителям. От дороги которая уходит на левый берег, мы продолжаем идти по тропе. Впереди открывается перевал. В этом месте переходим на левый берег и идем серпантинами по моренным валам. Верховья долины Уллуусенчи остаются слева. На пер. Кыртыкауш выходим по каменистому и местами заболоченному склону (5 ч из долины Кыртыка,). На седловине установлен памятник. В годы Великой Отечественной войны выходившие из окружения воины 136-го запасного стрелкового полка вывели через этот перевал 70 воспитанников армавирского детского дома. На перевале есть вода и места для палаток.Спускаемся с перевала по тропе, идущей по древним моренам. Справа остается ручей, стекающий с седловины. Через 2 ч выходим на зеленую речную террасу у слияния истоков Исламчата к подножию пер. Южный Каракайский. По тропе не сбрасывая высоты подходим под затяжной взлёт на пер. Каракайский здесь и становимся на ночдег дождь усиливается.
За кошем дорога уходит вправо но маркированная тропа ведёт к перевалу Картыкауш.
Вид на перевал Картыкауш от реки Исламчат.
Долина реки Исламчат.
Характеристика перевала Номер по классификатору 1.1.10 Номер на карте –хребтовке 46 Категория сложности н/к, Высота по классификатору 3154 Тип склона тр- ос. Направление прохожденияИсламчата - Малка Перевал Каракайский представляет собой широкую протяженную седловину. Спуск с перевала по осыпному склону крутизной доходящей до 20°. В перевальный цирк спускаемся по его левому гребню и попадаем на широкий каменный разлив у подножья пер. Каракайский . До каньона, спускаемся траверсом по травянисто-осыпному склону крутизной доходящей до 35°. Тропа выходит на развилку дорог на Тырнауз и Кисловодск. Строительство дороги продолжается. По ней движемся в сторону видеющегося водопада Султан высотой 50 м. Не доходя одну гряду поворачиваем влево по ручью и поднимаемся к самому краю от установленных здесь палаток. Становимся на ночлег.
Подъём на перевал Каракайский. поворот над кошем.
Тропа на перевал Каракайский.
Перевальный взлёт на перевал Каракайский.
Тур на перевале Каракайский.
Вид на долину реки Малка с перевала Каракайский.
Урочище Джилысу. Водопад Султан.
Экскурсии Водопад Султан, Калинов мост, Серебряный источник, Отметка в МЧС, Каменные стольы, Тёплые нарзановые источники, Нижние водопады.
Нижние водопады.
Калинов мост.
Водопад Султан.
Тёплые нарзанные источники.
По хорошо наезженой грунтовой дороге серпантином спускаемся вниз к карьеру. Оттуда через мост серпантином поднимаемся на отрог. Таксы здесь заоблачные поэтому мечтательно провожаем взглядом идущие рядом машины. Иногда радость на нашей стороне когда машины стоят и немогут заехать наверх. Цена за проезд от 1000 рублей с человека .
Дорога грунтовая очень хорошая.
По дороге незабываем себя любимых баловать.
Ура маршрутка!! Нас везут в Нальчик. VII. Материальное оснащение группы. Материальное обеспечение включало обеспечение личным и бивуачным снаряжением, аптечкой, ремнабором и питанием. Личное и специальное снаряжение:- ботинки треккинговые/альпинистские.- кошки. - системы - карабины - ледоруб- очки защитные.- коврик пенополиуретановый.- штормовые костюмы.- рюкзаки. - спальники. - фонарик электрический. Бивуачное и общественное снаряжение - палатка 3-х мест.- газовые горелка Camp4- газ.- стеклоткань. - досочка. - аптечка (стандартный набор для горных походов 1-2 к.с). - рем набор - фотоаппарат. - сотовый телефон ( Билайн). - набор карт, описания. VIII. Итоги, выводы и рекомендации. Поход ПППппол получился интересным и насыщенным, несмотря на то, что не было снега. Маршрут позволил ознакомиться с основными долинами района (Баксан, Терскол, Ирик, Исламчат, Малка,). Пройти по снежным полям Єльбруса . Єто позволило пройти хорошую снежную и ледовую подготовку. Пройти несколько переправ в брод. Один раз с применением навесной переправы (р. Ирик). IX. Список используемой литературы. 1. Отчет о горном туристском походе 1 с элем. 2 к.с. по Приэльбрусью, совершенном 3-13 января 2007 г. http://caucatalog.narod.ru/index.html 2. Отчет о горном туристском походе 3 к.с. по Ц. Кавказу, совершенном группой туристов секции горного туризма МГУ ПС (ТК МИИТ) (Москва) в период с 29.12.2005 по 09.01.2006 года.http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1436&code=1comment 3.http://budetinteresno.narod.ru/elbrus/hrams.htm http://www.nalchik.biz/?id=sta&namefile=_history/070520081446 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||