Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Ирина Москвич, Москва

Поединок

Этим летом я была свидетелем описываемых событий, и этот короткий рассказ казалось нашептали мне тогда горы, объясняя причину того, что не должно было случиться.

13 августа 2015.

Купол сладко потянулся. День обещал быть хорошим: на небе ни облачка, солнце взошло и неназойливо поглаживает его гладкую плоскую голову. Из-за этой дурацкой формы головы и получил он свое имя. Но как-то не обижался, несмотря на туманные намеки соседей на внутреннюю пустоту.

Он огляделся и легонько встряхнулся – не хотелось нарушать грохотанием такую ясную тишину. Всё как всегда. Река торопливо спешит вниз. – Бежит, бежит, а убежать-то не может, и догнать никого тоже не может, – подумал Купол. - Тогда зачем? Что там искать внизу? – Он не признавал и не понимал беготню и суету. Зато вон каменная осыпь спокойно поблескивает острыми гранями, и только улары взбалтывают тишину своим космическим свистом и перелетают с места на место. Дальше в долине вековой стеной стоят могучие алтайские кедры, они вяло обмахиваются ветками, небрежно роняя созревшие шишки. А чуть в стороне, лицом к ущелью, Купол даже прищурился от невыносимой белизны, разлегся самодовольный ледник. - Опять сверкаешь и лоснишься. Как же тебя распирает от гордости и собственной важности!

Быстро скользнув взглядом по привычным местам, он поднял глаза на Актру. Она тоже проснулась и холодно свысока посматривала на ближайших соседей. Купол ее не любил и побаивался. Неприступная блондинка, ростом гораздо выше него, она не снисходила до разговора с плешивым коротышкой, лишь время от времени бросала в него всякие гадости и громко хохотала, видя как он ежится и отфыркивается. Другое дело старик Караташ, мудрый и добрый. Вон стоит, шевелит своими черными усами и никого не трогает, хоть и кажется таким суровым.
- Привет, старик! Сегодня никто не полезет, как думаешь?
- Пусть и полезут, нам какое дело? – ответил Караташ.
- Да по тебе, Купол, каждый день шнурят туда-обратно, - вдруг вмешалась Актру, - Ты ведь у нас безобидный пупырь с пустой головой. Вот ее и долбят. – Она засмеялась и легонько дунула.
Купол тут же покрылся густым туманом и зло закричал, глотая слезы вперемешку с каплями воды, катившимися по щекам: Неправда, я сильный, никого не пущу. Никто не посмеет даже дотронуться до меня, вот увидишь!

Актру презрительно хмыкнула и, разметав снежную фату, передернула плечами. Глухой рокот прокатился по ее склонам, и с высоты, высекая искры, посыпались камни. - Смотри, плешивый, как бы на тебя вообще не наделали, – посчитав разговор оконченным, она зажмурилась и предоставила солнечным лучам ласкать свои белоснежные волосы.

Купол надулся. Туман все еще клубился, загораживая от него солнце. Вдобавок с северо-запада налетела туча, и пошел мелкий холодный дождь.

Внизу, в базовом лагере альпинистка тихонько напевала, упаковывая рюкзак. Наконец-то она вырвалась из душного города, и завтра они идут на вершину. Команда подобралась хорошая – три парня и она сама, все старые друзья, которые не раз ходили вместе и на Кавказе, и в Азии. Спортсменка с трудом выкроила недельный отпуск на работе, чтобы сделать 2-3 горы, да и у ребят время было ограничено, они недавно вернулись из похода и заскочили на Алтай, чтобы закончить сезон каким-нибудь легким, для души, восхождением. После недолгих споров решили подняться на Купол, он стоит рядом с лагерем, делается за один день, несложная пустяковая двойка.

Проснулись по альпинистским меркам поздно. Пока не спеша завтракали и обсуждали маршрут, солнце поднялось, и часы показывали половину восьмого. На небе не было ни облачка, хотя по прогнозу обещали дождь. – Ерунда, - сказал Руководитель, - Быстренько до дождя прошнурим туда-обратно и завтра домой. – Все согласились. Решили идти налегке: палатку не брать, пуховки тоже – вон как солнце печет. Взяли только личное снаряжение, веревки и небольшой перекус.
- Удачи! – пожелали им оставшиеся в лагере, и группа, взяв хороший темп, начала подниматься по поблескивающей под солнцем каменной осыпи. Горы молча наблюдали за подъемом альпинистов, и лишь ручей, легко соскочив с ледопада, звенел где-то под мореной. Скоро и этот шум затих, и все подошли к леднику. Здесь минут десять отдохнули и, не обратив внимания на появившиеся в голубом небе облака, пошли дальше.
Купол не сразу заметил людей, направлявшихся в его сторону. Погруженный в свои мрачные мысли, он размазывал струи дождя по голове. Только когда четверка одолела большую часть ледника, он встрепенулся и с негодованием уставился на идущих.
- Ну нет! Не позволю! – Он расправил плечи, и эхо разнесло по ущелью грохот камнепада. Купол взглянул на небо, над ним все еще висела серая масса, выжимавшая последние капли воды на его серую вершину. А две связки уверенно поднимались по освещенному солнцем леднику, твердо вбивая ботинки в крошащийся лед. Купол напрягся, ледник частично лежал и на его склоне, и начал усиленно потеть, вытаивая замершие камни. Кое-где появилась вода, и ботинки альпинистов стали соскальзывать. Пройдя несколько десятков метров по осыпавшемуся размягченному льду, люди решили не рисковать и перешли на скальные стенки, монолитно окаймлявшие ледник слева.
- Ах, так! – Купол очень гордился своей породой, его скалы были сделаны из самых твердых минералов и ни вода, ни солнце не могли заставить сыпаться его камни. Но тут было дело принципа. Люди поднимались осторожно, тщательно выбирая трещины для закладок и крючьев, страхуя друг друга и бодро переговариваясь. Во что бы то ни стало надо было заставить их повернуть назад. Тогда Купол два раза вздрогнул и попытался взъерошить свои камни, делая так же, как улары, которые встряхивают свои перья после того, как с шорохом, чуть дрожа, замирают на его теле. Ничего не вышло. Восходители выбирали самые надежные места и шли к вершине.
- Актру! Подкинь что-нибудь! – хотел было крикнуть Купол, но передумал. – Сам справлюсь, не пупырь какой-то. – Он опять легонько шевельнулся.
- Живой камень! – закричал парень из первой связки, удерживая огромный валун и оглядываясь вниз, нет ли там остальных, чтобы безопасно сбросить его. Вторая связка была в стороне, и камень с грохотом полетел, увлекая за собой другие осколки скал. С этой минуты живые камни стали попадаться все чаще и чаще, а стенки становились все отвеснее. Люди опять перешли на ледник, верхняя треть которого была уже в тени от наползшей с севера сизобрюхой низкой тучи. Здесь лед уже не таял, но похоже, что туча собиралась с силами, чтобы разразиться ураганным дождем. Купол злорадствовал. – Дождь! Лучше со снегом и северный ветер! Вот что вам нужно! – Он впервые был рад своей голой вершине, которая легко пропустила холодный фронт.
- Ребята, пойдемте вниз, - сказал кто-то не очень уверенно, - Непогода надвигается.
- Вот это правильно! Чешите отсюда да побыстрее! - Купол передернул плечами и глубоко вздохнул. Тут же поверхность ледника в некоторых местах треснула и узкие ломаные линии разбежались в разных направлениях.
Ведущий из первой связки, не останавливаясь, крикнул: Да не волнуйся! Нам чуть-чуть осталось. Вон она, вершина. Что с нами может случиться на этом пупыре?
- Сейчас доберемся вот до той лысины и еще станцевать успеем до дождя, - добавил, смеясь, Руководитель. Горы слышали насмешки людей и кто-то снисходительно улыбался, а кто-то сердито насупливал каменные брови. Купол же от негодования сжался и готов был провалиться сквозь землю, лишь бы увлечь за собой в тартарары непрошенных гостей.
Скоро все потемнело, а дождь застучал по ветровкам и рюкзакам. Группа все же решила вернуться в лагерь. Так же двумя параллельными связками, навешивая мокрые паутинки перил и нащупывая в темноте точки опоры, ребята начали спуск. Но их неожиданный противник ни на шутку разыгрался. Меняя свет и тени на белом полотне ледника, он заставил альпинистов сбиться с маршрута, и они неожиданно выскочили на крутой натечный лед, который почти отвесным зализанным лбом уходил в глубокую трещину.

Весь день Караташ молча наблюдал за поединком, но тут не выдержал: Отпусти их, пусть идут к себе.
- Нет! – закричал Купол, - Возомнили себя богами. Пусть теперь попробуют выбраться!
- Держи! – послышался отчаянный женский вскрик, и через секунду, после рывка, альпинистка неподвижно повисла на страховке. Она видела летевший сверху камень, успела крикнуть, но не смогла увернуться, и он ударил ее по каске на голове. Через какое-то время сознание к ней все же вернулось, и она вогнала клюв ледоруба в ледовый склон.
- Ха-ха-ха! – рокотал Купол, наблюдая за людьми и подпевая буре и черному небу.
Время шло к ночи. Спасатели, получив сигнал бедствия, двинулись наверх, осторожно продвигаясь среди катившихся и скачущих камней, которые лохматили ледник фейерверками брызг. Шел непрекращающийся дождь вперемешку со снегом. Дул ледяной ветер. Освещая себе путь налобными фонарями и выкрикивая имена попавших в беду, десять человек до полуночи тщетно искали товарищей. Затем вернулись в лагерь, чтобы, взяв еще подкрепление, в 3 часа утра вновь отправиться на поиски.
- Нас найдут, - подбадривали друг друга люди в группе. Насквозь промокшие, без теплой одежды, без палатки, они закрепились, как смогли, над пропастью и ждали. Под вой ветра и стук ливня торжествующий Купол уснул. Вместе с ним уснули и все четыре человека.
Их нашли в 10 часов утра. Две связки, припорошенные снегом. Самый молодой, который шел первым, обнимал рацию, а друг загораживал его от ветра. Поодаль, связанные одной веревкой, ждали помощи Руководитель и Женщина. Их так и нашли – они оба продолжали смотреть в сторону лагеря уже невидящими глазами, в которых застыла надежда. Навсегда. Дождь прекратился. Спасатели отметили знаком место трагедии, чтобы вертолет смог их забрать, и пошли вниз. Купол был очень рад победе. – Ну, как? – гордо крикнул он проснувшейся Актру. Она посмотрела на замерших альпинистов, на спасателей, затем подняла глаза на безмолвный горный мир.
– Дурак, - и отвернулась.
- Караташ! Я ведь победил, - недоуменно и обиженно обратился Купол к старику.
- Зачем? Наша участь – стоять, участь людей – идти. Мы первые встречаем и провожаем солнце. Они тоже тянулись к солнцу. А ты смел их с этого пути! Зачем? Ведь Солнце светит для всех.
Памяти погибших томских альпинистов.

Альплагерь Актру. Алтай.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru