Автор: Роман Охотников, Красноярск
Красноярские Столбы: «неприступная» колыбель российского альпинизма
«Детское» восхождение 1851 года на красноярские «Столбы», имевшие до того репутацию неприступных, считается началом истории российской школы альпинизма. Удивительная красота «Столбов», которые называли «российской Швейцарией», привлекала Василия Сурикова, Витуса Беринга, крупнейшего исследователя Сибири Петера Симона Палласа, геолога и писателя Владимира Обручева, писателя Вячеслава Шишкова. В начале 19 века книготорговец Сергей Григоровский разбогател на собственных фотографиях Столбов, объехав Европу и продавая открытки с ними. «Русская планета» собрала малоизвестные истории и факты о «Столбах», которым недавно исполнилось 90 лет.
Первыми считавшиеся неприступными «Столбы» покорили дети. Воспитатель Владимирского приюта Вениамин Капин и его ученики из неблагополучных семей после установки деревянных подставок на всем пути и расчистке ходов поднялись на вершину. Это был первый российский альпинистский рекорд. Вся российская пресса после этого писала о покорении «сибирской Швейцарии», куда не ступала нога человека.
Первый архиепископ Енисейский и Красноярский Никодим счел уникальную красоту красноярских скал свидетельством божественного присутствия. В 63 года он поднялся на Второй Столб и провел там богослужение. С той поры это место называется «Архиерейская площадка».
К концу 19 века появилась новая порода альпинистов-любителей – «столбисты». Их отличием были лапти, а позже калоши на поясах. Хотя до того сибиряки гордились, что лапти не носили никогда. Однако на «Столбах» сапоги скользили, и в 1894 году первая российская скалолазка Александра Качалова поднялась на «Столбы» в лаптях, и «столбисты» вскоре освоили новую обувь. Калоши были обязательным атрибутом всех настоящих «столбистов» до перестройки, когда в российских магазинах появилась настоящая альпинистская обувь. Калошами же старшие учили юных альпинистов: за вылитый на землю суп, разбрасывание мусора, ломание веток. Это был своеобразный обряд «калошевания», или посвящения в настоящие столбисты.
Кроме калош, в дресс-код столбистов и столбисток обязательно входили вышитые тюбетейки, жилетки, широкие шаровары и намотанный на талию кушак до 10 м, бывший и страховочным тросом, и спальником. Первые фотографии «столбисток», снятые в 1910 году, красноярская общественность сочла непристойными.
Труднодоступность Столбов делала их отличным местом сборов вольнодумной молодежи и антиправительственных надписей типа «Социализм», «Пролетарии», «Губернатор – мошенник». После появления последней надписи на «Столбах» прошла облава, одного столбиста ранили, нескольких арестовали, но через несколько месяцев выпустили ввиду недоказанности «преступления». И на отвесной восточной стене Второго Столба появилась двухметровая надпись «Свобода». Полицейских среди столбистов и вообще альпинистов не было, и надпись продолжала доводить до бешенства красноярского губернатора. В 1906 году тому, кто сотрет со Столбов «Свободу», была обещала огромная по тому времени сумма в 25 рублей. Один крестьян успел затереть «С», но столбисты заставили его отступить, и «Свобода» на Столбах осталась. Еще одну попытку полицейские предприняли с местным проводником, но он оказался настоящим Сусаниным, и стражи порядка спустились только через сутки с помощью охотников. Это была последняя попытка. Современные столбисты время от времени подновляют «Свободу», чтоб не потускнела.
На рубеже 19-20 веков в Столбах появились каменоломни, леса вырубали для строительства, уникальный памятник природы постепенно уничтожался. Это крайне дивило военнопленных из Швейцарии, говоривших, что если бы у них были скалы такой красоты, их бы хранили, как зеницу ока, а не разрушали. Этот вандализм закончился в 1920 году объявлением Столбов заповедной территорией. Первый директор Столбов Александр Яворский, подвижник, энтузиаст, готовый отдать за них жизнь, прикрыл появившуюся в конце 20-х на Столбах «малину» под названием «Червонцы». Раз он явился туда глубокой ночью, вооруженный только кавказским ножом за поясом, и потребовал вернуть украденные у столбистов одеяла и баян. Нетрезвая шпана проявила уважение и вернула имущество их хозяевам. За 15 лет служения Столбам Александр Яворский был в 1933 году отправлен в отставку, а в 37-м «награжден» 17 годами тюрем, ссылок и лагерей. Его обвинили в подготовке покушения на пятерых вождей революции (не уточнив, каких именно) и шпионаже в пользу Японии. В 1938 году столбизм был запрещен как очаг контрреволюции, ведущие столбисты репрессированы, все избы и стоянки, которых было более 80, разрушены. Каждый приходивший в заповедник проходил регистрацию на кордоне. Большая часть столбистов покинула эти места. Но полностью столбизм уничтожен не был: слишком сильны были его традиции. Александр Яворский был полностью реабилитирован в 1960 году, вернулся в Столбы и занимался там научной работой, хотя упоминать об этом было нельзя. Столбисты внесли огромный вклад в историю российского и мирового альпинизма. Здесь начали путь к покорению гималайских восьмитысячников легендарные братья Абалаковы. Здесь же в 1921 году появилось придуманное 14-летним Евгением Абалаковым спортивное ориентирование: он ходил по хребтам напрямую по компасу и карте. Уникальная техника столбистов поражала именитых альпинистов других стран. Она была так отточена, что после Великой Отечественной столбист, потерявший на войне зрение, поднялся на Второй Столб по памяти. На рейхстаге выше остальных красуется надпись «столбистов из Красноярска». Символ столбизма, галоши, хранятся в Британском музее альпинизма – в память о подвиге столбиста Александра Губанова. На международных соревнованиях по скалолазанию в Уэльсе пару из Швейцарии подвела страховка. Шедший первым неумело заложил закладки, сорвался и вылетели все, кроме нижней. На ней повисла шедшая с ним в паре Рита Вернли. Александр Губанов надел калоши, без страховки «взлетел» наверх и спас Риту. В Столбах страховка была не особо принята, там развивалось «свободное скалолазание». Западные альпинисты были настолько поражены, что попросили калоши в музей.
|