Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Е.В.Буянов >
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 3.00
Автор: Евгений Буянов, СПб

Пожелание к началу летнего сезона-2015

Уважаемые коллеги!

Летний сезон начинается! Хотелось бы видеть его удачным и безаварийным. Однако ряд последних событий показывает, что общая мировая аварийность пока «выше средней».

Я не драматизирую ситуацию, но, всё же, призываю соблюдать повышенную осторожность и аккуратность на маршрутах.

Опасность на цикле солнечной активности (СА) – это общее глобальное повышение уровня опасности и аварийности. Она вызывает дополнительный энергетический «толчок», который выводит из равновесия неустойчивые состояния и процессы (в том числе и социальные). Из-за неё не надо «вообще не ходить в горы» (такой по глупости вывод мне приписывают те, кто ни в чём в этом вопросе не разобрался). Она, эта опасность – вроде «лавиноопасного склона», - опасность, которую надо увидеть и суметь обойти или пройти с наименьшим риском. А «слепота», пренебрежение опасностью или тактическое неумение могут стоить жизни всей группе. СА влияет и на психику людей, влияя на разумность поведения, - надо видеть это в применении и к другим, и к себе лично. Сейчас опасность повышена после прохождения 24-го пика СА.

В 2014 году аварийность была выше средней (22, при средней 18). Хотя надо понимать, что «средний» показатель завышен. Поскольку он включает и «неоправданные» потери на пике СА, которых можно избежать. 24-й цикл солнечной активности начался в конце 2008 – начале 2009 г. (по разным источникам), - поэтому можно считать его начало отметкой начало 2009 года. Сейчас максимум солнечной активности по всем признакам пройден, - этот фактор аварийности пошёл на спад, но пока это – локальный вывод. Поскольку здесь влияет не только сам уровень СА, но и интегральное накопление энергии на пике СА (последействие энергетики СА), - вот этот показатель пока остаётся высоким. Пик 24-го цикла по числу Вольфа невысокий. А для невысоких пиков характерно некоторое запаздывание пика аварийности по отношению к пику СА. Поэтому возможен новый всплеск, - он возможен и потому, что пик СА раздвоен, и потому, что на графике налицо колебания, которые могут проявиться и на пике. Так что главный пик аварийности на 24-м цикле СА может быть ещё не пройден. Мне ясно, что аварийность-2015, по всем признакам, будет на уровне 15-20 погибших. Но если произойдёт ещё 1-2 крупных трагедии (что возможно, если в наиболее критических случаях факторы аварийности перевесят – это событие случайное), она может перевалить за уровень 2013 г. (32 погибших). По числу погибших я ориентируюсь на официальные источники и на данные Старикова Г.А. (вообще цифры могут немного отличаться, если включать или не включать в статистику горных туристов, погибших на альпинистских и туристских маршрутах).

График аварийности на стыке 23-го и 24-го цикла СА приведён ниже. 24-й цикл ещё не закончен (он начался в 2009 и закончится в 2019-2021). Точных данных по всему 24-му циклу СА ещё нет, - только по его полным шести годам с 2009 по 2014. Поэтому для дополнения цикла до полного к нему добавлен «хвост» предыдущего цикла с 2003 или с 2004 года (синяя и лиловая кривые, - видно, что они различаются незначительно).

По графику видно, что для годовых показателей аварийности характерны «колебания», - нестационарность переходного процесса наблюдается на годовых участках (видимо, - следствие срыва естественного процесса развития массового альпинизма в 90-е годы или, в какой-то мере, эти колебания – просто следствие выбора периода годовых отсечек времени). График аварийности, построенный для периода в 2 года (текущий и предыдущий, - коричневая кривая) – существенно более гладкий. Условно «средний» уровень аварийности на цикле СА – уровень 1,0 соответствует 18 погибшим за год (а «средний» уровень для коричневой кривой периода 2 года – немного ниже, примерно на уровне 0,938 или 19,182 погибших за год).

Данные по аварийности и солнечной активности, заложенные в график, даны в таблице.

Таблица – данные по аварийности и солнечной активности за 2002 – 2014 годы

Примечание*: по источнику: SWPC (средние значения - линия синего цвета, точность: ± 2).

В чём надо проявить осторожность, чтобы не попасть в печальную статистику? Мои рекомендации:
1. Не обострять ситуацию в условиях непогоды, - её проявления могут быть весьма резкими и непредсказуемыми (резкие перепады температур и давлений, аномально сильный ветер, плохая видимость в тумане). Практика показывает: многие крупные трагедии сопровождаются наличием циклонического фронта непогоды. В условиях непогоды могут совершать ошибки самые опытные туристы и альпинисты. Сейчас налицо обострение и циклонической активности в атмосфере, и других погодно-климатических аномалий.
2. Очень тщательно выбирать места биваков в местах, безопасных от схода лавин, камнепадов и селей (селевая опасность обычно возникает после схода большого количества осадков). Надо учитывать, что на пиках СА лавины и обвалы ледников и породы сходят в совсем неожиданных местах, где ранее они никогда не наблюдались (яркий примеры – сход обвала льда на лагерь на «Сковороде» под пиком Ленина в 1990 г. или последние примеры схода лавин на лагерь и маршруты у Эвереста и у Аннапурны). Даже в таких местах предсказать сход обвалов обычно возможно при внимательном изучении окружающего рельефа. На биваке задержка группы всегда на длительное время, а потому это место обязано быть безопасным и его выбор должен «сглаживать» походную ситуацию, - в том числе и в части укрытия от непогоды и возможности быстрого отступления группы.
3. Тактически избегать включения в маршруты потенциально опасных участков, стараться обходить их, «смягчая» условия походов и восхождений. Если всё же не удаётся избежать прохождения опасных участков, - проходить их возможно быстро. Предпочитать гребневые участки прохождения, избегая «кулуарных».
4. Не оборудовать станции страховки в местах возможного схода камнепадов и лавин (особенно в сужениях кулуаров, в вершинах лавинных конусов), - выносить их в безопасные места.
5. Проявлять особую осторожность на спусках и на резких переходах при изменении тактики и техники передвижения. Спуски во многом тактически сложнее и опаснее подъёмов потому, что они хуже просматриваются (и могут выводить на опасные участки). И на спусках обычно заметно больше скорость передвижения, и меньше спасительное трение (при развороте человека и стоп ног «от склона»), чем на подъёмах.
6. Не допускать сильного переохлаждения и длительных отсидок на высоте, в условиях непогоды, при тяжёлых условиях среды и на открытых ветрам частях гор.
7. Конечно, не падать духом и не «терять головы» в любой ситуации, - в том числе и при наличии тяжёлых потерь и тяжёлых травм. Спасать в первую очередь «живых» (т.е. всех, кто не найден и может быть жив), никого не оставлять в беде, используя все возможности для спасения товарищей. Реально оценивать возможности и время подхода спасателей для оказания помощи.
8. Не допускать небрежности и ослабления внимания ни в чём, и использовать весь арсенал средств безопасности: средства страховки, лавинное снаряжение и биперы, средства связи и т.п. Не допускать опасной подрезки снежных пластов (особенно на биваках).
Надо оценивать всю ситуацию похода (восхождения) в целом по уровню «критичности» - в плане её «тяжести», «опасности», общего состояния (ослабления) группы и перспектив нарастания негативных факторов. Надо видеть тревожные симптомы: давление непогоды, состояние морального и физического истощения участников, израсходование продуктов, топлива и снаряжения для продолжения движения. Продолжение движения по маршруту или нелёгкое решение отступить должно быть основано на реальной оценке всех составляющих ситуации.

Кто-то мне скажет: «Всё это нам известно». Я с таким утверждением радостно соглашусь в том случае, если с «ними» ничего не случится. Ну, а если «случится», - ошибки будут обнаружены. Они, «ошибки», - обычно есть и в тех случаях, когда ничего «не случается». Важно, чтобы ошибки не приводили к серьёзным травмам или к катастрофе, - тогда это только «шероховатости» и «предупреждения» о том, что что-то неблагополучно.

Кто-то скажет: «Подумаешь, - речь о каком-то «десятке» погибших!». Но такая «истина» никак не распространяется на тех, кто в этот «чёрный десяток» попадёт. А попасть может любой. Не «попадайте», и не думайте, что «Вас это не касается» (все рассуждения на эту тему – не слишком умные).

Если кто-то что-то может конструктивно добавить к тому, что я сказал, – добавьте в комментарии. Буду благодарен за замечания «по сути дела». Список погибших в этом году – в приложении 1(трое –от лавин, двое – от срывов). Открытое письмо в UIAA – в приложении 2.

  • См. - Статья «Историческая справка…» о взаимосвязи аварийности и солнечной активности»
  • Перевод этой статьи на английский: «Attention! The 24th cycle of solar activity and its peak of accidents»
  • Евгений Буянов, мастер спорта СССР, старший инструктор туризма, 24.05.2015 г.
    Отзывы (оставить отзыв)
    Сортировать по: дате рейтингу

    Конец июля и август подтвердили худшие опасения.

    На 2 сентября, - с учётом трагедии необычайно сильной связки А.Ручкин-В.Иванов, - счёт погибшим альпинистам в этом году по имеющимся у меня сведениям достиг 25 человек. Это уже больше, чем в прошлом году (22), но пока меньше, чем в 2013-м (32). Потери трагичны и совсем "необычны". Двое погибли от отравления угарным газом от газовой лампы. Погибли несколько и очень опытных альпинистов, и из числа достаточно квалифицированной молодёжи в ситуациях, которые, казалось, "не должны были произойти". Но произошли, - не защитили ни квалификация, ни опыт... Ясно, что аварийность в этом году - повышенная. Только пока ещё неясно, - "просто" повышенная" на спаде пика аварийности или повышенная на экстремальном уровне для всего цикла солнечной активности (за год это должно быть не менее 32 погибших, - это повышение примерно на 77,8 или более от "средней" аварийности на цикле СА). К концу года и этот момент прояснится. Очень горько от сознания того, что, возможно, моё предупреждение не остановило трагедии, - особенно тех, кто его прочёл или услышал. Вообще на таких невысоких пиках СА, как текущий 24-й, нередко наблюдается "раздвоенный" пик аварийности, следующий за пиком СА (из-за накопления энергетики на пике). Небольшой спад за промежуточный год, а потом подъём примерно на тот же уровень. Пока события развиваются по этому, "обычному" для таких солнечных циклов сценарию...
     
    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru