Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Макаров, Саранск

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

День 5

7 августа

ледн.Джайлык –пер.Седло Чегема– ледн.Чегем

Пройдено 7,2 км

ЧХВ 9 ч.40 мин.

Набор высоты 706 м

Сброс высоты

306 м

Подьем дежурных в 3:00. Общий подъем в 3:50. Завтракаем.

В 4:40 выходим в сторону перевала Седло Чегема. Столь ранний подъем был обусловлен тем, что склон перевала с нашей стороны – западной экспозиции и почти сразу после рассвета солнце освещает его и, соответственно, начинает растапливать снег. Также были сделаны выводы после неудачного прохождения этого перевала в августе 2012 года группой наших коллег – мордовских туристов, которые не смогли пройти перевал из-за растаявшего льда и обстреливающих их камней из вытаявшего снежника.

Ночевка была непосредственно напротив перевала (фото 24,25) и вечером мы смогли немного рассмотреть склон. В связи с этим решили идти на перевал слева от скального массива («глаза»), а не справа, как пишут во многих описаниях.

Фото 24- предполагаемый путь подъема на пер.Седло Чегема. Фотография сделана накануне вечером.

Фото 25 – начало подъема под перевальный взлет и место ночевки.

Пересекаем морену с правой стороны ледника Джайлык, одеваем кошки. Начинаем подъем в сторону перевального взлета, ледник открыт, все трещины хорошо читаются. Подошли к склону максимально без веревок. От ночевки до перевального взлета дошли за 2 часа.

Фото 26 – вариант подъема на пер.Седло Чегема.

В 7:15 ушел лидер с веревкой. Первый участник в каждом случае поднимался на «3 такта» последний по перилам, с последующим выбиранием. Характер склона – снежный. Склон постоянно сменялся от веревки к веревке – от снежного до ледового. Все станции были выполнены на ледорубах или ледобурах. Высота снежного покрова – от 0 до 50 см в верхней зоне. Перила провешивались немного с уклоном в сторону перевальной седловины.

На фото 26 крестом обозначено место окончания провешивания перил. До этого места было провешено почти 400 метров перил (7 веревок, 4,5 часа от перевального взлета). Средняя крутизна склона – 30-35 градусов. На последней станции стало наблюдаться выполаживание склона до 15-20 градусов. Однако ухудшившиеся метеоусловия не позволяли увидеть седловину из-за сильного тумана. По показаниям GPS-навигатора нам нужно было пройти вправо порядка 60 метров и набрать по высоте 30 метров. Дальнейшее движение было осуществлено траверсом в связках с попеременной страховкой. Глубина снега около 40 см позволяла делать уверенные ступени и надежно выполнять приемы страховки.

Фото 27 – организация станции на 3-х ледобурах.

Фото 28 – сбор всей команды на последней станции перед траверсом.

Название

Седло Чегема

Тип

Перевал

Высота

3956

к.т

Район

Приэльбрусье

Координаты

43 ° 13.604 " N

42 ° 54.778" E

После прохождения 60 метров траверса и сверившись с GPS –навигатором мы увидели бергшрунд, находящийся под перевальным взлетом. Погода немного развеялась и мы увидели широкую снежную мульду, которая и была седловиной перевала Седло Чегема. Один из участников по снежному мосту с командной страховкой преодолел бергшрунд и провесил перила. Остальные участники поднялись последние 40 метров по перилам. В 14:20 вся группа поднялась на перевал. ЧХВ от места ночевки до седловины-8 часов 10 минут.

Перевальная седловина представляет собой широкую мульду. Тур находится в средней части. Снята записка группы туристов турклуба БГМУ Vitalis Респ. Башкортостан, совершавшей поход 4 к.с., рук. Загитов Б.Г., 13.08.2010г.

Перевал Седло Чегема (2Б, 3956 м, ск-л) расположен между вершинами Чегембаши и высотой 3932. Соединяет ледники Джайлык и Чегем. С перевала открывается вид на долину реки Чегем слева и перевал Фрешфильда справа.

Погода немного улучшилась, появилась видимость, но усилился ветер. Быстро перекусываем и начинаем спуск.

Спуск с перевала можно начинать прямо с перевальной седловины. Организуем точку крепления перил за скальный отрог с помощью локальной петли. Для уверенности вешаем веревку 60 метров. Склон для спуска снежный, крутизна до 40-45градусов. Под снегом в некоторых моментах есть лед. Необходимо быть острожным.

После того, как прошли одну веревку продолжили движение по глубокому снегу (до 20 см) вдоль скал (около 30 м) и далее вышли на крупную осыпь.

Продолжили движение по осыпям, пока не спустились на поверхностную морену у ледника Чегем. На морене были в 16:30 (1,5 часа от седловины). Здесь группа рассредоточилась для поиска мест для бивака. Не хотелось спускаться ниже, т.к. следующий перевал – пер.Фрешфильда – находился выше по леднику Чегем. Через 20 минут поисков нашли место под 3 палатки, расчистили и начали готовить ужин.

Настоятельно рекомендуем группам не проходить перевал в обратном направлении из-за резкого снежного сброса, начинающегося почти сразу после перевальной седловины. Для спуска на ледник Джайлык необходимо уходить правее по ходу движения. В случае ухудшения погоды очень опасным может быть поиск пути спуска.

Встретили группу из г.Москва, они также завтра собирались на пер.Фрешфильда.

В 19:00 – ужин. В 20:00 – отбой.

Фото 30 – вариант спуска с пер.Седло Чегема. Съемка с морены ледника Чегем.

Итоги дня:самый технически сложный перевал пройден успешно, а это значит, что не придется изменять нитку маршрута кардинально. Лидеры, выполнили свою работу по организации перил на отлично, все снаряжение было задействовано максимально эффективно. Получены дополнительные навыки по ориентированию в сложных метеоусловиях.

День 6

8 августа

ледн.Чегем –пер.Фрешфильда– ледн.Юном – д.р. Адыр-Су – ледн.Гумачи

Пройдено 18 км

ЧХВ 11,4 ч.

Набор высоты 1375 м

Сброс высоты

1665 м

В 4:00 подъем дежурных. В 5:00 завтракаем. Выход в 6:00. Погода: снег мокрый, слабый ветер. Принимаем решение подняться на верхнюю ступень ледника Чегем по морене, далее следовать по обстановке: видимости, состоянию снега и погоде.

Группа из г.Москва не выходит из палаток и не идет на перевал. Проходим мимо них, продолжаем набор по леднику Чегем с правой стороны по ходу движения. Движемся по морене видимость около 20 метров.

Через час (150 м по высоте) поднимаемся на ледник, откуда должна быть прямая видимость перевала. Видимости пока нет, однако, солнце греет все сильнее, что является верным признаком скорого восстановления погоды. Сверяемся с GPS-координатами и начинаем движение к перевалу. Высота снежного покрова около 10 см, идем, зондируя трещины по центральной части ледника. Через 30 минут облачность рассеивается и перевал становиться видно (фото 32).

Фото 31 – погодные условия при подъеме на пер.Фрешфильда

Фото 32 – пер.Фрешфильда с ледника Чегем.

Движение к перевалу осуществляли серпантинами. Ближе к седловине перевала снег превратился в жесткий фирн. Крутизна склона – 25-30 градусов. В 9:20 вышли на перевал (2:50 от места ночевки). Пытались найти тур в снегу, нашли что-то похожее на него, записки не обнаружили, оставили свою записку. Погода – переменная облачность, поднимается ветер со стороны ледника Юном.

Название

Фрешфильда

Тип

Перевал

Высота

4063

к.т

Район

Приэльбрусье

Координаты

43 ° 13.160 " N

42 ° 52.902 " E

Седловина перевала снежная, гребневая. Скальная с другой стороны. Тур расположен в левой части у скальной мульды. С перевала почти ничего не видно, лишь узкая полоска ледника Юном.

Фото 33 –вариант подъема на пер.Фрешфильда.

Фото 34 – на пер.Фрешфильда.

Перевал Фрешфильда (2Б, 4063 м, сн-ск) находится между вершинами Юномкаратау и Орубаши. Перевал разграничивает ледники Чегем и Юном и долины одноименных рек.

В 9:40 начинаем спуск в сторону перевала Юном. Первая веревка закрепляется на локальной петле прямо у перевального тура. Характер склона – скальный, покрыт свежевыпавшим снегом. Крутизна склона около 45 градусов (местами до 55) под снегом скользкие скалы. После спуска всей группы на длину провешенной веревки 50 м. (отмечена крестом на фото 35)

Фото 35 – после прохождения первой веревки при спуске с пер.Фрешфильда.

спустились порядка 20 метров вправо по ходу движения (от скального лба) и организовали станцию на ледорубах с самосбросом для следующего спуска. После 100 метров от седловины перевала идет выполаживание склона до 35 градусов. Ввиду присутствия весьма глубокого снега остальной путь до ледника Юном проделываем ногами: девушки на «3 такта», юноши – глиссером. Спуск осуществляем с прижимом к скальным отрогам. Сбрасываем по высоте еще порядка 200 метров. На ледник спустились в 12:00. От перевальной седловины до ледника Юном – 2 часа, от начала движения до конца прохождения – 4,5 часа.

С ледника Юном путь на перевал Фрешфильда просматривается крайне плохо, поэтому не рекомендуем проходить его в обратном направлении.

Решаем двигаться вниз в долину без обеда. По крайней мере, пока. Погода стала ухудшаться – начался дождь. Быстро сбрасываем высоту по пологому леднику Юном. При спуске держимся правой по ходу движения стороны. Ледник открыт. В районе Средних Кичкидарских ночевок есть тропа, однако не хочется набирать высоту, чтобы ее найти. После окончания ледника двигаемся по реке, вытекающей из него. Практически под озером 3219м делаем обед и быстро сушим вещи. Погода прояснилась. Во время обеда замечаем группу альпинистов, идущих по тропе к средним ночевкам. Обед 13:00-14:00.

Дальнейшее движение продолжаем по тропе, ведущей сначала до базы Старый Джайлык, а затем до а/л Уллу-Тау. Тропа имеет травянистый характер, местами скальные сбросы. В местах прижимов к реке внимание следует обратить на туры, указывающие верный путь. В любом случае генеральное направление движения – вниз.

В 16:20 заходим в а/л Уллу-Тау. Сразу же подходим к административному зданию. От ворот в альплагерь нужно идти прямо до 2-х этажного здания. Получаем консультацию у спасателей, заполняем анкеты восходителей, пополняем запасы соли. Еще достаточно много идти, уходим далее. От перевала до альплагеря доходим за 3 часа 40 минут.

Фото 36 – путь движения к пер.Гумачи от а/л.Уллу-Тау.

Фото 37 – подъем на моренную ступень у ледника Гумачи.

В 17:00 начинаем движение в направлении ледника Гумачи. От альплагеря около поста пограничников перешли реку по мосту на правую по ходу движения сторону. Движение осуществлялось по тропе. У развилки тропы (через 30 минут после пограничников) выбрали направление в сторону реки, которая вытекает из ледника Гумачи. Как позже выяснилось – нужно было повернуть направо вверх. Когда подошли под ледник, пришлось набирать на ступень морены по крутому склону мелкой осыпи крутизной 25-30 градусов. После подъема находим тропу и продолжаем движение по ней. От альплагеря до ледника – 1,5 часа.

Пройдя по тропе еще около 30 минут выходим на ледник и движемся вдоль скальной гряды г.Чотчат, оставляя ее справа. В описаниях где-то здесь на морене есть ночевка. Выходим на выполаживание ледника Гумачи, откуда виден перевал Гумачи, поворачиваем направо вверх и находим площадки. Воды на площадке нет, она в 30 метрах в камнях (см. фото 38).

На ночевку встаем в 20:00 (3 часа от лагеря). Уже темнеет, быстро готовим ужин. Обсуждаем варианты подъема на перевал: классический – слева от скал или экстремальный – справа по льду. Справа конечно короче, однако дольше технически. Решаем идти наверняка классическим вариантом, потому-что завтрашний день еще более насыщенный, чем сегодняшний.

Итоги дня: после прохождения перевала Фрешфильда группа закрыла техническую сложность маршрута. Подобное напряженное кольцо из 3-х перевалов 2Б за три дня оказалось интересным. Столь длинные переходы оправданны лишь в случае отсутствия запасных дней. Куда рациональнее было бы заночевать на альпбазе и выполнить процедуры личной гигиены в душе. Нам же хотелось как можно больше дней съэкономить для выполнения креста Эльбруса. Используемое снаряжение: веревки, страховочные системы, локальная петля, кошки.

День 7

9 августа

ледн.Гумачи –пер.Гумачи– д.р. Адыл-Су – пос.Эльбрус – д.р. Ирик

Пройдено20,4 км

ЧХВ 9 ч. 30 мин.

Набор высоты 610 м

Сброс высоты

1770 м

Подъем в 5:00, в 6:00 завтрак. В 7:00 выход.

С места ночевки (фото 38) на морене напротив перевала спускаемся на ледник Гумачи, одеваем кошки и быстро траверсируем к перевальному взлету (фото 39).

Фото 38 – ночевка под пер. Гумачи и начало движения по леднику (фото с пер.взлета).

Фото 39 – вариант подъема на пер.Гумачи (фото с места ночевки)

Название

Гумачи

Тип

Перевал

Высота

3582

к.т

Район

Приэльбрусье

Координаты

43 ° 11.618 " N

42 ° 46.442 " E

Подниматься на перевал решили по левой стороне ледника. В 7:20 подошли к разломам ледника (20 минут от места ночевки), связались. Начали подъем серпантином с одновременной страховкой, обходя трещины. Ледник закрыт в нижней трети, далее открыт. Глубина снега небольшая, все трещины читаются. Средняя крутизна склона – 30 градусов. Встретили спускающуюся группу из Чувашии. Через 40 минут (200 метров по высоте) серпантинов вышли на пологую часть ледника, откуда видна вершина Гумачи и сам перевал Гумачи (1,5 часа ходового времени от места ночевки). Продолжили движение траверсом по прямой видимости до седловины перевала. Седловины как таковой нет. Имеется несколько мест под палатки, есть озеро с водой. Установлены несколько мемориальных табличек, висят локальные петли для организации перил.

Перевал Гумачи (2А, 3582 м, сн-ск) соединяет ледники Гумачи (с исходной стороны) и Джанкуан. Перевал находится между вершинами Гумачи и Уятау, ведет из долины реки Адырсу в Адылсу. С перевала открывается вид на другие первалы ГКХ, на г.Джантуган слева и Эльбрус справа. Снята записка группы туристов Турклуба «Кредо» г. Новочебоксарск,

совершавших поход 3 к.с., рук. Швецов Д.В., 09.08.13г.

По словам местных жителей прохождение перевала Гумачи – залог успешной акклиматизации при восхождении на г. Эльбрус.

Фото 40 – на перевале Гумачи.

В 9:10 начали спуск. Многие группы в описаниях используют перила. Однако при крутизне склона около 25-30 градусов, продолжительности спуска до ледника Джанкуан около 300 метров и скальной подготовке всех участников начинаем спуск свободным лазанием с использованием гимнастической страховки. Идем плотной группой по выступам под ногами средняя и мелкая осыпь. Для групп проходящих перевал в обратном направлении советуем оборудовать перильной страховкой последние 50-60 метров перевального подъема.

Фото 41 – на спуске с пер.Гумачи

Фото 42 – вариант спуска с пер.Гумачи

В 9:50 вышли на ледник Джанкуан (40 минут от седловины), дошли до серединой части, сели на перекус в 10:00. В 10:20 продолжили спуск. Ледник открыт. Некоторое время двигаемся без кошек. В начале зоны трещин одеваем кошки. Трещины обходим, траверсируя ледник слева-направо. Внизу виднеется гляциологическая база МГУ от которой идет тропа в долину реки Адыл-Су. Спуск по долине не представляет технической сложности, вся тропа маркирована турами. Чуть ниже встали на обед в 12:50, на поляне, заросшей малиной. В 14:00 двинулись дальше, дошли до базы МГТУ им. Баумана откуда началась хорошая грунтовая дорога. Спустя час вышли на асфальт. В 15:30 дошли до погран. заставы, прошли проверку пропусков.

В 16:20 вышли на трассу (5 часов ЧХВ от перевала) и продолжили движение до пос.Эльбрус. В 17:30 пришли в поселок и начали подъем по долине реки Ирик. Небольшую сложность представляет собой найти верный путь на серпантин, но его всегда можно уточнить у местных жителей, что мы и сделали, зайдя в магазин.

Самое сложное при начале движения от пос.Эльбрус – это первые несколько серпантинов до поляны с источниками минеральной воды (от поселка 1 час). Подъем по хорошей грунтовой дороге, далее тропе. Долина относительно пологая, с небольшим набором высоты ступенями. Хотели пройти еще немного дальше источника, чтобы избежать ветра из долины. Тем более, что по карте воды было достаточно. Однако, мы прошли по долине до первых хороших ночевок с водой еще около 1,5 часов. Нормальные стоянки есть только около коша.

В 20:00 встали на ночевку у коша в долине реки Ирик (фото 44), пройдя примерно 1/3 пути до перевала Ирикчат (2 часа от поселка Эльбрус), приготовили ужин, в 21:30 отбой.

Особое внимание при такой ночевке стоит уделить вещам в тамбуре палатки. По возможности необходимо все убрать вовнутрь. Во-первых стадо коров может заинтересовать посторонний запах, а во-вторых – во избежании случаев кражи.

Фото 43 – вид на пос.Эльбрус от минерального источника

Фото 44 – вид на г.Эльбрус с места ночевки в д.р. Ирик

Итоги дня: при спуске на асфальт при возможности необходимо сменить обувь. В горных ботинках при ходьбе по асфальту быстро могут быть потертости и последующие неудобства. При выходе к поселку Вам будут предложены множество маршрутных такси, чтобы доехать куда угодно. Однако, если вы не знаете цен и примерных расстояний, то можно существенно переплатить за несколько километров пути. Обстановка с питьевой водой на карте не соответствует действительности.

День 8

10 августа

д.р. Ирик – д.р. ИрикЧат

Пройдено 18 км

ЧХВ 5,5 ч.

Набор высоты 1250 м

Сброс высоты

- м

Подъем в 6:00. Вышли в 8:00.

Продолжили подъем по долине р. Ирик по правой по ходу движения стороне. Движение по долине не представляет технической сложности и проходит по тропе. По ходу движения много стоянок и хорошей питьевой воды. В долине отчетливо видно разделение долин реки Ирик и Ирик-Чат. Ирик-Чат уходит вправо крутым набором вверх. Разделение уходит направо вверх у небольшого коша. До разделения троп набор не большой. У поворота в долину р.Ирик-Чат в 10:30, чистого ходового времени 2 часа 10 минут.

Фото 45 – подъем по долине реки Ирик-Чат

После первого подъема на моренную ступень долины р.Ирик-Чат дальнейший набор идет ступенями. В 13 часов обед на второй ступени морены.

В 15:30 (5,5 часов от исходного бивака) встали на ночевку слева от тропы на перевал Ирикчат. До ледника под пер. Ирикчат около 300 метров. Бивак организовали в прямой видимости от перевала Ирикчат на доступных ночевках. Судя по карте и разведке местности – это самые близкие ночевки к перевалу, кроме площадок на самом перевале. Отказались от варианта ночевки на перевале из-за обычно сильного ветра и возможности отдохнуть и просушить снаряжение в остатках солнечного дня.

Итоги дня:долина Ирик-Ирикчат вместе со взятием перевала ИрикЧат возможно за один ходовой день. Однако для акклиматизации или первых дней маршрута – лучше разделить на 2 дня. В долине встретили группу путешественников из Челябинска, которые хотели совершить восхождение на Эльбрус. Я поделился с ними нашими планами по совершению креста и ребята очень заинтересовались посещением обоих вершин. Однако у них был хороший высотный и технический опыт восхождений на Алтае, а вот Кавказ – вовсе не известен. Группа из Челябинска решила продолжить движение вместе с нами и постараться быть максимально готовыми к восхождению.

День 9

11 августа

д.р. ИрикЧат –пер.Ирикчат- г.Рыжий бугор –

Ачкерьякольский лавовый поток

Пройдено 9,6 км

ЧХВ 4,1 ч.

Набор высоты 850 м

Сброс высоты

- м

5:00 подъем, 6:35 выход.

Выходим в направлении перевала ИрикЧат по моренной тропе на правом по ходу движения (левом орографически) берегу реки Ирикчат. Тропа теряется в морене из-за частых обвалов, однако легко угадывается из-за перевала. Подъем на перевал начинается от ранклюфта ледника ИрикЧат и идет серпантинами вверх по правобережной по ходу движения морене. На седловине перевала есть места под 3-4 палатки, вода на леднике с другой стороны перевала. Седловина широкая, осыпная, тур в середине хорошо заметен. В 7:15 на перевале Ирикчат(40 минут от ночевки).

Фото 46 – на перевале Ирикчат.

Снята записка группы туристов Хмельницкой областной федерации спортивного туризма (Украина), совершавшей горный поход 2 к.с., рук. Загоруйко Ю.М., 09.08.13г.

Название

Ирикчат

Тип

Перевал

Высота

3667

к.т

1Б*

Район

Приэльбрусье

Координаты

43 ° 20.39 " N

42 ° 32.21 " E

Перевал Ирикчат (1Б*, 3643 м, лд.-ос.,) находится на восточных склонах Эльбруса в Ачкерьякольском лавовом потоке. Соединяет верховья Ирикчата (бассейн Баксана) с верховьями Малки. Ведет с л. Ирикчат в снежную долину Джикаугенкез. Самый популярный перевал, ведущий на северные склоны Эльбруса. С пер. Ирикчат видны снежная долина Джикаугенкез, пик Калицкого и ледовые поля Эльбруса.

Поднимаемся от перевала по тропе налево на г.Рыжий бугор. Здесь есть еще несколько обустроенных биваков, однако, последние по ходу движения менее всего защищены от ветра, однако самые близкие к воде.

Спускаемся с Рыжего бугра, одеваем кошки и начинаем движение в сторону Ачкерьяколького лавового потока, который находится в прямой видимости. Начинаем движение в 9:00.

Выбор такой стратегии траверса Северных полей Эльбруса и пути движения к Северному приюту обусловлен максимальным уровнем безопасности участников группы. Можно было начать движение к Северному приюту прямо от перевала Ирикчат и не подниматься на поток, однако прямо от перевала в видимости большие зоны трещин и ледопадов. Судя по описаниям и предшествующему опыту траверс полей необходимо начинать с высоты 4200 и двигаться вдоль подошвы с небольшой потерей высоты. Именно так и решено было сделать еще и с целью высотной акклиматизации.

Фото 47 – путь движения к Лавомому потоку от г.Рыжий бугор. Предполагаемый путь движения к Северному приюту.

Движение от Рыжего Бугра до потока в первой половине обозначенного пути не представляет трудности. Набор высоты очень плавный, ледник открыт. Далее начинается зона трещин, однако здесь на помощь приходит маркированная тропа, которая позволяет видеть проход между трещин и максимально коротким путем выйти на лавовый поток. Время движения от Рыжего Бугра до Ачкерьякольского лавового потока – 1 час 40 минут.

Подойдя к потоку начинаем набор по крупной и средней осыпи. Крутизна склона около 25 градусов. Набор имеет ступенчатый характер. Камни – легкие, черного цвета. Иногда размер обманчив и, наступая на большой камень можно упасть, из-за его маленького веса. Прямо у выхода на поток есть несколько мест под палатки со стенками, однако продолжаем набор далее, примерно до высоты 4200, чтобы пройти ледопад и скальный останец, и сразу выйти в сторону Северного приюта.

Достигаем высоты 4200 в 12:40 (2 часа от начала потока). Снимаем рюкзаки и делаем разведку бивачных мест. Делимся на 2 группы, обследуем моренные ступени снизу и сверху. Найдя подходящее место, строим стенки для палаток, оборудуем кухню. Несмотря на ясную солнечную погоду весьма ветрено и прохладно.

В 13:00 – обед. После обеда выходим на ледник и проводим тренировку по обустройству бивака в сложных рельефных и погодных условиях. Расчищаем лед под площадки, растягиваем палатки. Тренировка проводилась с целью подготовки к ночевке на скалах Ленца, запланированной на послезавтра, а также на случай экстренной ночевке на седловине Эльбруса.

Итоги дня:путь дня был пройден до обеда, соответственно это время необходимо чем-то занять. Было бы правильным совершить радиальный выход в район подковы Эльбруса (что и сделали Челябинцы), однако наша группа, имея высотную акклиматизацию, решила совершенствовать навыки организации бивака на сложном рельефе, что могло пригодиться в дальнейшем. Отдых также незаменим перед ключевым участком маршрута.

День10

12августа

Ачкерьякольский лавовый поток – траверс Северных полей Эльбруса – Северный приют

Пройдено 8,4 км

ЧХВ 3 ч.

Набор высоты

- м

Сброс высоты

400 м

Подъем дежурных в 6:00.Выход группы – 8:00.

Группа по предыдущему опыту (маршрут 3 к.с. в 2012 г.) знает, что движение до Северного приюта займет примерно половина ходового дня. Поэтому никто особо не торопиться. Единственное, что нужно успеть на приюте – разузнать последние сводки погоды и состояние тропы на восточную вершину.

С места ночевки на потоке сразу выходим на ледник и одеваем кошки. Движемся в сторону правой по ходу движения морены ледника Кыкчырсырт. Она видна на горизонте. Траверсируем Северные поля Эльбруса по открытому льду, иногда обходим трещины. Видимость отличная, ветра почти нет. Единственная трудность при траверсе полей – постоянный наклон ступней. В 10:00 делаем перекус примерно на середине ледника. Через 30 минут выходим на верхнюю часть правобережной морены ледника Кыкчырсырт (2 часа от потока).

От морены, на которой находится северный приют, нас отделяет ледник Микельчиран. Ледник и морена Приюта хорошо просматриваются. Начинаем движение траверсом по леднику, стараясь не сбрасывать высоту. Немного набираем вверх, чтобы избежать зоны разломов. Ледник открыт.

Фото 48 – путь движения на правую морену ледника Кыкчырсырт и далее до северного приюта через ледник Микельчиран. Фото сделано с места перекуса.

В 11:20 выходим на морену у Северного приюта (3 часа от потока). Видим тропу на вершину, она маркирована. Начинаем разведку места для бивака. Стоит много пустых палаток, а это значит, что люди еще не вернулись с восхождения.

В 11:35 разбиваем лагерь, готовим теплые вещи для восхождения, просушиваем спальники. Группа из Челябинска относит к скалам Ленца заброску. У них акклиматизация в самом разгаре. Подкармливаем одного из них таблетками Гипоксен для лучшего усвоения кислорода в крови.

Восходители вернулись около 13:00. Узнаем о хорошем состоянии тропы до Восточной вершины, наличии тропы до седла Эльбруса (тропа раздваивается на 100 метров выше скал Ленца), закрытой и маркированной «профессорской трещине». Погода обещает продержаться благоприятной для восхождения еще несколько дней.

Итоги дня:траверс северных полей Эльбруса возможен только в хорошую погоду и видимость. Иногда встречаются резкие ледовые перепады, которые необходимо видеть издалека, чтобы беспрепятственно их преодолеть. Возможно, при дальнейшем пути движения на пер.Седловина Эльбруса можно отнести часть вещей на скалы Ленца, чтобы максимально эффективно и быстро совершить подъем.

День 11

13 августа

Северный приют – скалы Ленца

Пройдено 6 км

ЧХВ 4,4 ч.

Набор высоты 1000 м

Сброс высоты

- м

Подъем дежурных в 6:00. Выход группы в 8:30. Группа и дежурство задержалось из-за неожиданно выпавшего снега. Снег не прекращался до 8:30. Сразу же после окончания осадков группа вышла на маршрут. Снега не было, однако не четкая видимость сохранялась еще около часа. Вешки на тропе видно было достаточно четко.

Фото 49 – начало движения от морены Северного приюта (3800м.)

Фото 50 – улучшение погодных условий на подъеме (3950м.)

Еще до выхода на подъем к скалам Ленцам группа была проинструктирована о выдержке «своего» темпа. Каждый участник поднимался с рюкзаком на плечах в удобном для него темпе. Кто-то чуть быстрее, кто-то чуть медленнее. Остановки на отдых и привыкание к высоте совершались каждые 150-200 метров набора. Подъем совершался по тропе, крутизна склона около 30 градусов характер склона – снежный.

По показаниям альтиметра 150-200 метров высоты группа набирала за 30-40 минут. Однако перерывы на отдых специально были увеличены до 15-20 минут для лучшего усвоения кислорода и акклиматизации. В таком темпе обе группы продолжали движение до первых скал Ленца (с крестом). Именно там была заброска группы из Челябинска (2 часа от Сев.Приюта). Пока группа перераспределяла вес примерным местом ночевки был определен ранклюфт у разбившегося вертолета. У нас были точные координаты трагедии. По словам спасателей там есть кунг, в котором так же можно было переночевать, однако, как выяснилось позже места там всего лишь на 2-3 человек в полусидячем состоянии.

Фото 51 – процесс подъема к скалам Ленца.

Фото 52 – у начала скал Ленца

Ранклюфты у скал отличные места для отдыха групп. Там практически безветренно некоторые восходители оставляют продукты, однако питаться ими не советуем, т.к. нами были замечены мыши – грызуны – переносчики болезней.

В 13:30 группа подошла к очень глубокому ранклюфту на высоте 4803м (4:40 ЧХВ). По данным GPS-навигатора до места гибели вертолета осталось 30 метров по высоте и около 300 метров расстояния. 3 человека отправились в разведку, вооружившись навигатором. Именно разведка и обнаружила наличие маленького кунга, непригодного для ночевки 12 человек.

В 14:00 после небольшого перекуса начинаем готовить места под палатки. Вырубаем в фирне полки, укрепляем стенки палаток, закрываем пологи, чтобы не дуло. К 15:00 начался сильный ветер, однако вышло солнце. Последние приготовления для установки палаток заканчивали уже при сильном ветре.

Фото 53 – ранклюфт на высоте 4800 (около разбившегося вертолета)

Фото 54 – организация бивака

Удачный выбор стратегии позволил каждой палатке в нашей группе действовать максимально обособленно. У каждой палатки была своя снеговая лопата, которая позволила не отвлекаться на других и не ждать лопаты. В итоге в 16:00 каждая из палаток уже обедала, приготовив еду в тамбуре.

Ветер сильный, солнечно, морозно. Ужинаем в 20:00. Погода не дает выйти и осмотреться. Надеемся на хорошую погоду. Отбой в 21:00. Завтра подъем дежурных запланирован на 2:00 утра.

День12

14августа

скалы Ленца –пер.Седло Эльбрусаверш.Эльбрус Зап. – пер.Седло Эльбруса –верш.Эльбрус Вост. – Приют 11

Пройдено14.4км

ЧХВ 10,5 ч.

Набор высоты 1163 м

Сброс высоты

2204 м

Подъем дежурных в 2:00 неутешительный. Ветер по-прежнему штормовой, из палаток даже не выходили. Подъем переноситься на 4 утра.

В 4:00 ветер немного стих. Вышли из палаток, небо затянуто облаками, прямой видимости нет. Решаем еще отсрочить подъем на час.

В 5:00 выходим снова. Ветра практически нет, видимость примерно 150-200 метров. У нашего ранклюфта останавливается коммерческая группа восходителей. Интересуюсь у инструктора-гида прогнозом и их планами. Он сказал, что сегодня штилевой ветер, однако видимость маленькая. Группа собирается на Восточную вершину. Чтобы не терять день на скалах Ленца принимаем решение подниматься на пер. Седло Эльбруса и дальше принимать единственно верное решение: восхождение или спуск на Приют 11. Спуститься оттуда можно в любую погоду при наличии навигатора и маркированной тропы. А в случае очень плохой погоды – экстренная ночевка в приюте RedFox 5300.

Фото 55 – начало движения пути вдоль скал Ленца

Фото 56 – начало траверса на пер.Седло Эльбруса.

Быстро собираемся и в 6:00 без завтрака начинаем подъем на перевал. Вместо завтрака используем высококалорийное спортивное питание «Арена», заготовленное специально для восхождения. Начинаем подъем серпантинами вдоль скал Ленца. Крутизна склона 25-30 градусов, характер склона – снежный, фирновый. Движение осуществляем в кошках, с рюкзаками. Двигаемся в удобном для каждого темпе. Через час подъема погода улучшается, поднимается солнце, ветер успокаивается.

Не доходя 50-70 метров до окончания скал Ленца в прямой видимости оказывается перевал Седло Эльбруса. Принимаем решение траверсировать прямо на перевал (фото 56), тем более, что впереди видны чьи-то следы, скорее всего остатки тропы, идущей на седловину Эльбруса. Для безопасности траверса первые два наиболее опытных участника идут в связке с одновременной страховкой. Остальные участники маршрута след-в-след продолжают движение за связкой лидеров. На участке траверса от скал Ленца до пер.Седло Эльбруса была всего одна трещина, да и та открытая. Все остальные разломы остались ниже. Несмотря на снег и сильный ветер вчера все трещины открыты и прогнозируемы.

Фото 57 – высотная станция RF 5300 на седловине Эльбруса. Перед восхождением.

Название

Седло Эльбруса

Тип

Перевал

Высота

5373

к.т

2А*

Район

Приэльбрусье

Координаты

43 ° 21.099 " N

42 ° 26.841" E

Перевал Седло Эльбруса (2А*, 5373 м, сн-л.) расположен между Западной и Восточной вершинами Эльбруса. Тура на перевале нет. Отличительной особенностью является Хижина RF 5300.

В 11:00 поднимаемся на перевал Седло Эльбруса (4:10 ЧХВ от места ночевки). Снимаем рюкзаки, осматриваем хижину RF 5300 на предмет размещения внутри. Организуем небольшой перекус (чай/кофе, колбаса, перевальный шоколад), формируем

Название

Эльбрус Западный

Тип

Вершина

Высота

5642

к.т

2А(альп.)

Район

Приэльбрусье

Координаты

43 ° 21.152 " N

42 ° 26.274" E

штормовые рюкзаки с аптечкой, ремнабором, перекусом и теплыми вещами. Пристраховываем свои рюкзаки у хижины, отмечаем на навигаторе точку возврата и начинаем восхождение на Западную вершину Эльбруса в 12:00. В этот момент большая группа спустилась с вершины. Погода – штиль, переменная облачность. Группа из Челябинска следует с нами.

Фото 58 – последний подъем перед вершиной Эльбрус Западный. Съемка с вершины

Фото 59 – на Западной вершине Эльбруса

Фото 60 – группа из г.Челябинск на Зап.Вершине Эльбруса

Фото 61 – группа из г.Саранск на Зап.Вершине Эльбруса.

Путь подъема на Западную вершину Эльбруса проходит по тропе, маркированной красными сигнальными вешками. Начало подъема – крутизна склона – 30 градусов, 200 метров, рыхлый снег далее выполаживание до 15 градусов, 100 метров, снег далее перильная страховка – 120 метров, крутизна 35градусов, лед, фирн далее выполаживание до вершины – 300 метров, снег. Вершина представляет собой возвышение около 10 метров с установленным на камень памятной доской. Подъем не представляет технической сложности. Движемся в кошках, с трекинговыми

палками, в страховочных системах.

В 12:35 на Западной вершине Эльбруса (35 мин от седловины). Во время нахождения на вершине погода менялась несколько раз. То постоянно появлялись облака, то идеально чистое небо. На вершине около 15 минут, быстро съедаем подкормку и начинаем спуск обратно к седлу. Спуск по пути подъема около 20 минут.

Спускаемся к хижине RF 5300. С вершины уже почти все ушли, снег превратился в кашу. После восхождения на Западную вершину начинает болеть голова. Усиливается ветер и облачность. Решаем готовить обед и ждать состояния погоды. Готовим в хижине. Обед начинаем готовить в 14:00.

Пока готовим обед с восточной вершины Эльбруса спускается коммерческая группа, которую мы встретили у места ночевки. Их спуск проходил вдоль камней на запад с вершины на седловину.

Фото 62 – направление движения и начало подъема на Восточную вершину Эльбруса.

Сверившись с картой и наличием трещин в 15:00 начинаем подъем на Восточную вершину Эльбруса по пути спуска коммерческой группы.

Движение на Восточную вершину осуществляется вдоль скальной гряды. Максимальная крутизна склона – до 25 градусов. Двигаемся в кошках по снегу, иногда перемещаясь по камням. Идем в плотной группе. Выше вершине склон выполаживается. Виднеется «подкова» вершины. Восточная вершина представляет собой возвышение в виде подковы, имеющая 2 тура. Истинный тур – треугольный памятник из нержавеющей стали.

Фото 63 – на Восточной вершине Эльбруса.

Погода устойчивая, переменная облачность, ветра нет. На вершине в 15:40 (40 мин. от седловины). Встречаем на вершине еще одного восходителя из г.Москва. Он в одиночку поднялся с Северного приюта. По словам имеет значительный горный опыт.

Название

Эльбрус Восточный

Тип

Вершина

Высота

5621

к.т

2А(альп.)

Район

Приэльбрусье

Координаты

43 °20.809 " N

42 °27.228 " E

На второй вершине начинают проявляться признаки горной болезни – небольшая эйфория, у некоторых участников – апатия. Немного перекусываем спортивным питанием и в 16:00 начинаем спуск.

Спуск по пути подъема занимает около 30 минут. Спускаемся медленнее, чем обычно, сказывается усталость. В 16:30 начинаем спуск в сторону Приюта 11. Тропа маркирована. Снег уже начал смораживаться, идти гораздо быстрее и легче, чем днем. Сбрасываем достаточно быстро. По мере снижения высоты отступают признаки гипоксии, однако усиливается усталость. Подолгу сидим на привалах, однако подгоняем сами себя наступающей темнотой. Делаем длинные ходки: после траверса косой полки отдыхаем лишь на скалах Пастухова, далее у начала морены Приюта 11, далее не доходя 50 метров до поста спасателей.

В 19:30 ставим палатки на морене у спасателей. Думаем, что мы последние, кто пришел на Приют в этот день. Однако, через 20 минут со стороны ледовой базы уже в темноте приходит группа альпинистов.

Готовим усиленный ужин, доедаем лишние продукты, восстанавливаемся компотом. В 21:00 отбой. На следующий день решили рано не вставать, спуск до г. Терскол займет не более 6-7 часов.

Итоги дня: подобный маршрут возможен только при хорошо подготовленной группе и хорошо распланированному маршруту. В составе группы необходимо быстро принимать ключевые решения: спускаться или идти, обедать или перекусывать. Снаряжение и питание группы должно быть спланировано таким образом, чтобы использовать их по максимуму. Тяжелый, но очень красивый день, полный впечатлений. Прохождение перевала Седло Эльбруса с рюкзаками рекомендуется только в сложных походах и схоженной команде.

День 13

15 августа

Приют 11 – ледовая база – д.р. Терскол – г.Терскол

Пройдено 19,2км

ЧХВ 4,5 ч.

Набор высоты -м

Сброс высоты

2000 м

Встаем все вместе в 8:00. Дежурные начинают готовить завтрак, группа убирает ненужные далее вещи, элементы снаряжения, собираем весь мусор не только на нашем биваке, чтобы спустить его вниз.

В 10:00 выход от морены у спасателей. Снег уже начинает подтаивать, идем без кошек. Сбрасываем по высоте около 100 метров, делаем фото г.Эльбрус и начинаем забирать налево по ходу движения от Приюта 11 в направлении Ледовой базы, откуда только что поднялась достаточно большая группа восходителей.

Фото 64 – начало движения к Ледовой базе

Движение по леднику в сторону ледовой базы не представляет технической сложности. Мы идем с небольшим сбросом высоты, без кошек, потому-что ноги вязнут в снегу. Снежный покров около 10 см. При подъеме от ледовой базы до Приюта 11 и в более раннее время – кошки обязательны!

В 12:30 у ледовой базы (2 часа). Делаем небольшой перекус и в 13:00 начинаем движение в направлении обсерватории. Дорога от Ледовой базы до обсерватории в хорошем состоянии, накатана грузовыми автомобилями. Далее от обсерватории дорога начинает серпантинить. Продолжаем движение с трекинговыми палками в хорошем темпе спуска. Практически не отдыхаем. Темп движения сменился на 50 минут хода – 10 минут отдыха.

В таком темпе продолжаем движение до г.Терскол. Спустились в город к 16:00 (2:30 ЧХВ от ледовой базы). Сразу же после спуска отправились к ЦАО «Терскол», который теперь является центром горной подготовки Министерства обороны РФ. Пройдя сквозь этот центр и перебравшись на другой берег р. Баксан располагаемся там на ночлег. Это место для ночлега у маленького озера нам несколько лет назад показал местный лесник. Там и располагаемся на 2 ночевки.

Если вашей группе не известно место, где расположиться на ночевку, советуем обратиться в Эльбрусский спасотряд (новое здание у кафе «Баймарук») и поинтересоваться у оперативного дежурного где можно поставить палатки. Он любезно подскажет и место под палатки и где взять питьевую воду.

Сообщаем Председателю МКК и в Нальчикский спасотряд об окончании спортивного маршрута и хорошем состоянии группы.

Фото 65 – вид на Ледовую базу из низовий д.р. Терскол

Фото 66 – в городе Терскол

В течении следующего дня, который должен был быть запасным, совершаем экскурсии на шерстяной рынок в пос.Чегет, гуляем до Азау, осматриваем долину Нарзанов в пос. Иткол. На 6 утра следующего дня у нас заказан трансфер до Мин. Вод.

Итоги дня: движение от Приюта 11 до г.Терскол возможно двумя способами: по канатной дороге и пешком от Ледовой базы. Нами был выбран второй вариант из-за того, что давно хотелось посмотреть на эту базу и в целях экономии денежных средств. Новая канатная дорога стоит 200 и 350 рублей с человека за две очереди соответственно. За эти деньги каждый из нас добрался до г. Мин.Воды. Вторым аргументом за переход к Ледовой базе стал плавный сброс высоты и привыкание, в отличие от быстрого сброса по канатной дороге.

9.Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Итоги каждого дня изложены и сформулированы руководителем похода после технического описания. Говоря об общих выводах и рекомендациях можно отметить, что данный маршрут являлся одним из самых сложных горных путешествия за последние несколько лет в истории спортивного туризма Республики Мордовия. Команда, проходившая маршрут была подготовлена в течение нескольких лет, как физически, так и морально.

Напряженность маршрута говорила о себе первые 7 дней, за которые была полностью закрыта техническая сложность. 3 перевала 2Б к.с. за 3 дня – это дорогого стоит лишь только из-за того, что нет запасных дней и права на ошибку. Ключевые моменты маршрута были пройдены группой на «отлично». Каждого из участников можно рекомендовать к участию в маршрутах высших категорий сложности. Каждый справился с поставленной перед ним задачей и функциональными обязанностями.

Данный спортивный маршрут может быть рекомендован к прохождению только подготовленным спортивным группам.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru