Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 с эл. 2 к.с. по З.Кавказу в сентябре 2014
ФСТ Московской области Федерация спортивного туризма города Долгопрудный ОТЧЁТ о горном спортивном походе первой (с эл. 2-ой) категории сложности по Западному Кавказу в период с 07 сентября по 17 сентября 2014 года дол. Узункол (погранзастава) – дол. Мырды – пер. Джалпакол сев. (1А, 3400м) – дол. Джалпакол – пер. Джалпакол юж. (1А, 3330м) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты юж. (1А, 3350м) – дол. Чиринкол – пер. Нефтяник (1А, 3200м) – дол. Вост. Кичкинекол – пер. Хотютау (1Б, 3550м) – ледовые поля Эльбруса – ст. Старый кругозор – пос. Терскол Маршрутная книжка №32/2014 Руководитель группы: Мартынов А.В. e-mail: martinov_85@bk.ru 1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода) 1.1. Проводящая организация. Федерация спортивного туризма города Долгопрудный (Московская область) 1.2. Место проведения. Россия, Западный Кавказ 1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
1.4. Подробная нитка маршрута.
дол. Узункол (погранзастава) – дол. Мырды – пер. Джалпакол сев. (1А, 3400м) – дол. Джалпакол – пер. Джалпакол юж. (1А, 3330м) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты юж. (1А, 3350м) – дол. Чиринкол – пер. Нефтяник (1А, 3200м) – дол. Вост. Кичкинекол – пер. Хотютау (1Б, 3550м) – ледовые поля Эльбруса – ст. Старый кругозор – пос. Терскол 1.5. Определяющие препятствия маршрута.
1.6. Руководитель группы. Мартынов Андрей Владимирович e-mail: martinov_85@bk.ru 1.7. Состав группы
1.8. Поход рассмотрен МКК. Федерацией спортивного туризма Московской области. 2. Вводная часть
2.1. Общая смысловая идея похода Поход проходил в рамках «Школы горного туризма» базового уровня. На маршруте необходимо было провести занятия, этот фактор приходилось учитывать при разработке маршрута. В походе участвовало 12 человек, под них готовилось снаряжение, прорабатывалась тактика. Район мероприятия был выбран исходя из удобства подъездов и наличия удобных мест проведения занятий «школы», компактного расположения и разнообразия препятствий, а также с целью знакомства с известнейшим спортивным районом Западного Кавказа (Гвандра). 2.2. Предпоходная подготовка Регулярно проводились лекционные и практические занятия на склонах реки-Москвы в районе деревни Полушкино. 2.3. Варианты подъезда и отъезда Из Москвы группа добиралась поездом до Невинномысска. Заранее были заказаны микроавтобус и пограничные пропуска. Из Невинномысска доехали до погранзаставы (выше посёлка Хурзук). На обратном пути от поселка Терскол до Минеральных вод группа добирались на микроавтобусе. Из Минеральных вод летели самолетом в Москву. 2.4. Аварийные выходы и запасные пути В случае возникновения аварийных ситуаций из любой долины можно было спуститься в населенный пункт. Варианты запасных путей: Перевал Джалпакол южный (1А) – запасной перевал Джалпакол центральный (1А) Перевал Доломиты южный (1А) – запасной перевал Кичкинекол малый (1А) Перевал Хотютау+ледовые поля Эльбруса (1Б) – запасной вариант связка перевалов Хотютау+Эхо войны (1А) Не один из вариантов использован не был. 2.5. Организационные сведения Для оформления пропусков в пограничную зону, заказа автобуса, покупки газа связывались с туристской фирмой ТАУ-СЕРВИС. Тел. моб. +7-929-884-31-75 8-928-950-38-68 Борис e-mail: bezonec@list.ru На учет в ПСС встали в городе Черкесск 2.6. Заявленный и пройденный маршрут Заявленный маршрут: дол. Узункол (погранзастава) – дол. Мырды – пер. Джалпакол сев. (1А, 3400м) – дол. Джалпакол – пер. Джалпакол юж. (1А, 3330м) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты юж. (1А, 3350м) – дол. Чиринкол – пер. Нефтяник (1А, 3200м) – дол. Вост. Кичкинекол – пер. Хотютау (1Б, 3550м) – ледовые поля Эльбруса – ст. Старый кругозор – пос. Терскол Пройденный маршрут: дол. Узункол (погранзастава) – дол. Мырды – пер. Джалпакол сев. (1А, 3400м) – дол. Джалпакол – пер. Джалпакол юж. (1А, 3330м) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты юж. (1А, 3350м) – дол. Чиринкол – пер. Нефтяник (1А, 3200м) – дол. Вост. Кичкинекол – пер. Хотютау (1Б, 3550м) – ледовые поля Эльбруса – ст. Старый кругозор – пос. Терскол Изменений от заявленного маршрута не было. Однако был задействован один запасной день по причине плохой погоды.
3. Характеристика района – Западный Кавказ (Гвандра). Западный Кавказ хорошо освоен горными туристами и альпинистами. К наиболее популярным центрам относятся районы Гвандра, Архыз, Домбай, Теберда. Популярность Западного Кавказа объясняется природно-климатическими условиями, удобством подъезда. Остроконечные вершины Западного Кавказа покрыты снегом. Ледники спускаются до зелёных долин, богатейшая растительность. Всё это привлекает и новичков и опытных туристов. Климат Западного Кавказа отличается высокой влажностью, большим количеством осадков. В то же время среднесуточная температура в долинах достаточно высокая – около 15°С. Летним днём воздух прогревается до 25°С. Осень сухая и тёплая вплоть до ноября. Зима мягкая, многоснежная. Наиболее удобные подъезды до Гвандры находятся с севера - это Черкесск, Нальчик, Минеральные воды. 5. График движения
Средняя высота ночевок - 2589 м 6. Высотный график
7. Техническое описание прохождения группой маршрута 7 сентября в 15.50 наш поезд прибыл на станцию Невинномысская. Где нас встречал автобус, предоставленный турфирмой «Тау-Сервис». В 22.00 нас довезли до погранзаставы в долине Узункол. Лагерь организовали вблизи погранзаставы. 7.1. Перевал Джалпакол северный. Категория сложности – 1А, высота – 3400м Перевал Джалпакол севеный расположен в северном отроге ГКХ (хребет Куршо), между вершинами Джалпаколбаши и безымянной вершиной 3573. Соединяет верховья рек Джалпакол (северные истоки) и Мырды. Ориентация склонов – северо-запад – юго-восток.
В 09.45, после проверки пограничных пропусков, выходим по автомобильной грунтовой дороге в сторону а/л Узункол. Через 55 минут ходового времени дорога переходит на левый берег. А ещё через 25 минут дорога возвращается на правый берег. Качество дороги среднее, но «Газели» по ней проезжают (фото №2). По пути встречали много мест, где можно поставить палатки, а также находили много малины и черники. Чхв до а/л Узункол составило 2 часа 25 минут. От а/л Узункол пересекаем речку по мосту на левый берег долины. Дорога резко портится, по ней способны проехать только автомобили с высокой проходимостью, такие как УАЗ или ГАЗ 66. В месте слияния долин Мырды и Кичкинекол находится заброшенная погранзастава. Немного поднявшись выше неё – обедаем и прячем заброску под камнями. Чхв от места ночевки до слияния долин составило 2 часа 55 минут. Через один переход от слияния долин проходим мимо коша к мосту на правый берег реки. Здесь автомобильная дорога сменяется тропинкой. Пройдя переход от моста, проходим мимо ещё одного коша. Здесь долина становится пологой и широкой, по её заболоченным полям пасутся яки и коровы. Около коша переходим по мосту речку на левый берег. Разбиваем лагерь перед взлётом, ведущим к перевалу Джалпакол северный. Чхв от слияния долин до заболоченной поляны долины Мырды составило 55 минут.
С утра идёт дождь, пережидаем в палатках. После обеда погода немного улучшается. Быстро собираем вещи и выходим в 14.50. Ориентиром начала подъёма на перевал Джалпакол северный из ущелья реки Мырды может служить ручей, вытекающий из цирка перевала Беляева (фото №3). Примерно в 200 метрах левее (если смотреть лицом на ручей) начинается тропа. Склоны травянистые, крутизной 25°. Тропа идёт серпантином, петляя то вправо, то влево по склону (ближе к склонам вершины Джалпаколбаши). Доходим до ровных полян с озером и ставим лагерь. С поляны хорошо просматриваются перевалы Мырды и перевал Мырды-Сакен (фото №4). Тут можно поставить множество палаток, вода из ручья.
Выход в 09.00. Идём в сторону гребня, а далее по гребню. Вскоре гребень заканчивается, и склон переходит в среднюю осыпь. Проходим мимо ещё одного озера, тут есть несколько мест под палатки. Дальнейшее движение по средней/крупной осыпи до верхнего цирка с озером под перевальным взлётом (фото №5). Здесь есть множество мест под палатки, вода из ручья. Чхв от места ночевки до верхнего озера составило 1 час 50 минут. В 11.50 выходим под взлёт перевала Джалпакол северный. Обходим озеро слева по ходу движения по средней осыпи (фото №6). Взлёт представляет собой 100 метровый по высоте скально-осыпной склон крутизной 25-30°. Камнеопасно, движение осуществляли плотной группой. За 55 минут ходового времени доходим от места ночевки до седловины перевала Джалпакол северный. Седловина перевала узкая, палатки не поставить, воды нет, тур по центру. Сняли записку Петроградского клуба туристов в количестве 11 человек от 10 сентября 2014 года под руководством Бородзича А.И. С перевала хорошо виден путь подъёма, а также вершина Куршо и путь подъёма в цирк перевала Беляева. В 13.20 начали спуск с перевала Джалпакол северный по скально-осыпному склону, высотой 30 метров, крутизной до 35° (фото №8). Далее по открытому леднику крутизной до 20°, 150 метров по высоте. Проходим без кошек. Ледник переходит в моренные валы крутизной 10-15° (фото №9). Проходим ближе к левому борту, дабы избежать выхода на скальные сбросы. На северо-западе открывается панорама с перевалами Ленинградец, Куршо, Мурсалы (Невский). Перед мощной ступенью, в виде конгломератного склона, имеется ровная травянистая полянка с чистым ручьём. Организуем обед в этом месте. Далее находим турики, которые обозначают тропу, и спускаемся по крутому конгломератному склону, крутизной 20-25°. Конгломератный склон сменяется травянистыми склонами, появляются хорошие места под палатки на траве. Отсюда идём по тропе, которая ведет правым бортом долины. По пути встречаем чернику. Доходим до слияния долин, где встаем на ночевку. Поляна большая и есть множество мест под палатки, вода из ручья. Расклад времени на прохождение перевала Джалпакол северный.
Выводы и рекомендации: перевал Джалпакол северный является красивым классическим перевалом сложностью 1А. Позволяет увидеть начинающим разные виды рельефа: осыпь, скалы, лёд. Рекомендую перевал для прохождения.
7.2. Перевал Джалпакол южный. Категория сложности – 1А, высота – 3330 метра. Перевал Джалпакол южный расположен в северном отроге ГКХ (хребет Куршо), соединяет южный исток реки Джалпакол с долиной Мырды. Выходим в 08.30 в направлении перевала Джалпакол южный. Переходим по камням речку, текущую с долины перевала Джалпакол северный, а далее прыгаем по камням через речку Джалпакол. Идём по тропе левого борта долины Джалпакол (фото №11). Направляемся в сторону ригеля, запирающего вход в верхний цирк (фото №10). По пути встречаем целые поля, усеянные черникой. Ригель обходим по тропе слева. Оказавшись выше скал, на ровных травянистых площадках, попадаем под сильный дождь. Вначале пережидаем под тентом, но дождь не прекращается, поэтому ставим лагерь.
Выход в 08.00. Продолжаем движение по тропе. Вскоре доходим до широкой болотистой поляны. Здесь есть варианты перебродить речку Джалпакол до её разливов или обойти болото выше по склонам. Выбираем второй вариант. Далее движение по крутому травянистому склону, ведущему в цирк перевалов Джалпакол южный и Джалпакол центральный. Выйдя на выполаживание, встречаем множество ровных площадок на траве, а вода есть в чистом ручье. Далее, идем по слежавшейся осыпи, огибая долину справо налево в сторону взлёта нашего перевала (фото №12). Взлёт перевала Джалпакол южный представляет собой среднюю живую осыпь, крутизной до 25° (фото №13). Высота взлёта – 50 метров. Чхв от места ночевки до седловины перевала составило 2 часа 15 минут. Седловина перевала – скально-осыпная, узкая, её ширина 4-5 метров. При желании можно поставить пару палаток. Воды нет. Тур располагается по центру. Записки в нём не оказалось. Снимаем две записки из тура с ложной седловины, которая находится на 50 метров левее относительно нашего подъёма. Первая – туристов турклуба МГУ в составе 16 человек под руководством Мартьянова Артёма от 20 июля 2013 года. Вторая – туристов Ставропольского края в составе 12 человек под руководством Андрианова Е. от 11 июля 2014 года. Спуск с перевала по осыпному кулуару крутизной до 25° (фото №16, 17). Высота взлёта – 100 метров. Далее пересекаем крупную осыпь в виде гряд. Наше общее направление в сторону двух озер, которые видны с перевала (фото №14). Дойдя до озёр, встаём на обед. Место очень живописное, есть множество мест под палатки. Чхв на спуск от седловины перевала до озёр составило 40 минут. Далее спускаемся от озёр по руслу ручья – примерно 200 метров, а после необходимо пойти круто влево, ещё 100 метров. Здесь необходимо пройти гребень, разделяющий спусковые коридоры. Если вы дошли до нужного спуска, то увидите 2 крупных озера снизу (примерно на 150 метров ниже по высоте) (фото №19). Нужный спусковой коридор необходимо обязательно найти! До озёр спуск проходит по осыпи крутизной 25° (фото №20). От правого озера появляется тропа на её левом берегу. В конце озера ставим лагерь на хороших травянистых площадках. Чхв от места обеда до места ночевки составило 1 час 50 минут.
Выход в 07.55. От русла ручья, стекающего с озера начинаем спускаться влево к виднеющемуся снизу круглому озеру по форме бублика (фото №21). Это то самое озеро, от которого подымаются к перевалу Джалпакол северный. Наш путь проходит по скотогонной тропе. Встречается много туров. За 25 минут доходим до озера. От озера идём левее. Разыскиваем тропу, которая спускается до самой долины Мырды. Спустившись на пологую часть долины Мырды, переходим речку на правый берег по мосту. Проходим мимо коша. Далее спускаемся по тропе до слияния долин Мырды и Кичкинекол. Забираем заброску. Оказалось, что грызуны немного её погрызли, но ущерб совсем незначительный. Чхв от места ночевки до слияния долин составил 1 час 40 минут.
Расклад времени на прохождение перевала Джалпакол южный.
Выводы и рекомендации: перевал Джалпакол южный является осыпным перевалом. Имеется опасность попадания на скальные сбросы при неправильном выборе спускового кулуара из верхнего цирка со стороны долины Мырды. При прохождении перевала большой интерес вызывают озёра со стороны долины Мырды. Верхние озёра в сочетании с общим пейзажем можно сравнить с берегом средиземного моря в миниатюре, а средние озёра имеют очень необычный зелёный оттенок воды. Перевал соответствует 1А категории сложности. Рекомендую его для прохождения.
7.3. Перевал Доломиты южный. Категория сложности – 1А, высота – 3350 метра. Перевал Доломиты южный расположен в северном отроге ГКХ, между вершинами Доломиты и 40 лет Татарии. Соединяет верховья рек Кичкинекол и Чунгур-Джар. От слияния долин Мырды и Кичкинекол поворачиваем в долину Кичкинекол. В этом месте есть хороший автомобильный мост. До взлёта в висячую долину, ведущую к перевалу Доломиты южный, идём по грунтовой автомобильной дороги. Дорога используется лесовозами и достаточно сильно разбита. По ней способны проехать только автомобили высокой проходимости типа УАЗа. Место поворота в висячую долину невыраженное. В качестве ориентира служит большой камень у коша, откуда и начинается хорошо натоптанная тропа, ведущая в висячую долину (фото №22). Ходовое время составило 35 минут. От коша тропинка круто набирает вверх, траверсируя склон то вправо, то влево. Поднявшись в висячую долину, обедаем недалеко от водопада. Место вполне пригодное для отдыха, но палатки поставить - возможности нет. Далее идём по тропе на ещё одну ступень. По пути встречаются каменные завалы в виде крупной осыпи. Поскольку перевал очень популярен у туристов, тропа тут основательно набита. Поднявшись на вторую ступень, обнаруживаем очень хорошие места под палатки на траве, недалеко протекает ручей. Далее поднимаемся на следующую ступень (фото №24), наверху которой находятся три озера (фото №26). Вблизи каждого озера имеются обустроенные места под палатки. При этом первое и третье озера - мутные. Мы встаём у первого озера, воду берём из ниже протекающего ручья.
Выход в 07.45. Продолжаем движение по тропе, которая подымается на гребень моренки, а далее петляет по осыпям (фото №25). Взлёт перевала Доломиты южный представляет собой осыпной склон, крутизной 25° (фото №27, 28). Чхв от места стоянки до седловины перевала составило 1 час 15 минут. Седловина перевала широкая, есть возможность поставить палатки на необустроенных стоянках (фото №29). Воды нет. Тур стоит по центру седловины. Сняли записку туристов из города Ростов-на-Дону турклуба «Планета» в составе трёх человек под руководством Семотина А.С. от 27 августа 2014 года. Спуск с перевала проходит по осыпному склону, крутизной до 25°, высотой – 50 метров. Далее по пологому снежнику – 100 метров. От снежника появляется тропа, которая спускается по осыпному склону, крутизной 25° (фото №30). Вскоре осыпи сменяются травой. Тропа выводит нас на широкую поляну под названием - аэродром. Чхв на спуск от седловины перевала до аэродрома составило 1 час 30 минут. Тропа идёт по левому борту долины. На протяжении всего пути постоянно встречаем туры. Аэродром - прекрасное место для организации лагеря, однако световой день ещё не закончен, и мы идём дальше. Выход с аэродрома обрывается крутой скальной ступенью с возможностью прохода по широкой травянистой полке, по которой, собственно, и ведёт тропа. В месте слияния реки Чунгур с рекой Чиринкол обедаем в сосновом лесу. Чхв на спуск от конца аэродрома до слияния рек составило 1 час 10 минут. Расклад времени на прохождение перевала Доломиты южный.
Выводы и рекомендации: перевал Доломиты южный имеет скально-осыпные склоны. В июне-июле часть осыпных склонов покрыта снегом и представляет дополнительную сложность. Перевал очень популярен среди туристов. За исключением взлёта, с обеих сторон перевала идёт хорошо набитая тропа с большим количеством туров. Перевал соответствует 1А категории сложности.
7.4. Перевал Нефтяник. Категория сложности – 1А, высота – 3200 метров. Перевал Нефтяник расположен в ГКХ. Соединяет долины Чиринкол и Восточный Кичкинекол. Ориентация склонов юго-запад – северо-восток. От слияния рек Чиринкол и Чунгур спускаемся 500 метров вниз по долине до бревна, переброшенного через речку Чиринкол (фото №32). В качестве ориентира служит кош на противоположном берегу реки. Переходим по бревну на правый берег реки. Далее поднимаемся по грунтовой лесовозной дороге, до верховьев долины Чиринкол. Дорога находится в очень плохом состоянии и по ней способны проехать автомобили с высокой проходимостью. Через один переход дорога сменяется тропкой, которая нас выводит к подъёму на перевал Нефтяник. В этом месте река разливается на множество рукавов (фото №33). Напротив находятся склоны, ведущие к перевалу Переметный. Ставим лагерь на ровных травянистых площадках. Чхв на подъём от слияния рек до места ночевки составило 1 час 25 минут.
Выход в 07.45. Начало подъёма на перевал проходит по травянистому склону крутизной 30-45°. Перевал малопосещаемый, тропы нет. Затем склон становится более пологим, начинаются морены. Через 1,5 часа ходового времени выходим на небольшую террасу с озером (фото №35). Рядом с ним есть места для палаток. Поднимаемся, обходя озеро и скальный участок за ним слева по ходу, по широкой дуге. Отсюда открывается вид на перевал Нефтяник (фото №34). Правда, самой перевальной седловины пока ещё не видно. Дальнейший подъём проходит по ровной широкой травянистой-осыпной долине, пересекая её справа налево по ходу. Подходим к правому борту и идём вдоль него. Долина поворачивает слегка направо по ходу. Нам же надо подняться на её борт. С локального перегиба уже видна наша седловина перевала. Перевальный взлёт осыпной, его крутизна 25-30°, длина около 200 м. Чхв от места ночевки до седловины перевала составило 2 часа 20 минут. Седловина довольно узкая скально-осыпная, с её двух сторон скальные выходы. Палатки не поставить. Воды нет. Тур в центре седловины. Сняли записку туристов из Ростова-на-Дону от 18.08.13 под руководством Коняева А.В. Спускаемся прямо вниз от тура по осыпному кулуару крутизной до 35°. Примерно через 50 метров спуска склон начинает выполаживаться и переходит в крупную осыпь. Здесь есть небольшая грязная лужа, размером – 2х2 метра – отмечу, что это единственное место на спуске, где есть вода. Уходим к левому краю висячей долины (фото №37). В месте её падения спускаемся по крутому травянистому склону, крутизной 30-35°. Местами – выходы бараньих лбов среди травы, между ними широкие травянистые кулуары. Необходимо соблюдать осторожность при прохождении бараньих лбов, так как крутизна склона возрастает до 45°. В нижней части склона встречаем много брусники. Спустившись в широкую долину реки Восточный Кичкинекол, ставим лагерь, так как идёт сильный дождь. Чхв от седловины перевала до пологой части долины Восточный Кичкинекол составило 1 час 45 минут.
Выход в 07.45. Переходим вброд речку Восточный Кичкинекол. С утра уровень воды не выше колена. На правом берегу реки идёт хорошо набитая тропа. Через 1 час 15 минут ходового времени доходим до погранзаставы на слиянии рек Восточный Кичкинекол и Уллукам. 30 минут занимает проверка погранпропусков. Расклад времени на прохождение перевала Нефтяник.
Выводы и рекомендации: перевал Нефтяник – малохоженый перевал. Тропы на подъём и на спуск нет. Перевал с обеих сторон имеет травянистые склоны. Имеются проблемы с водой – единственное место, где она есть – это озеро в висячей долине со стороны долины Чиринкол. Перевал соответствует - 1А категории сложности. 7.5. Перевал Хотютау+ледовые поля Эльбруса. Категория сложности – 1Б, высота – 3550 метров. Перевал Хотютау расположен в перемычке Хотютау к северу от вершины Уллукамбаши. Соединяет долину реки Уллукам (Кубань) и ледовое плато Хотютау (реки Баксан). От погранзаставы переходим по бетонному автомобильному мосту на правый берег долины Уллукам. Долина реки плоская, идёт практически без набора высоты. Дорога (колея), идущая от моста, местами теряется, местами переходит в тропинку, местами заболочена. Наше общее направление в сторону слияния долин Уллукам и Уллуозень. В этом месте находится крутой подъём, ведущий в висячую долину к нашему перевалу (фото №38). Не доходя до подъёма 500 метров, тропа переходит по мосту на левый берег долины. Чхв от погранпоста до подъёма составило 1 час 20 минут. Далее тропа идёт серпантином в висячую долинку (фото №39). Постепенно склон выполаживается, тропа продолжает идти вдоль речки. Регулярно встречаются хорошие места под палатки. Дойдя до ручья, текущего с перевала Хотютау, встаём на обед. Далее идём в направлении ручья, переходим на его правый берег и по хорошо набитой тропе начинаем подъём на перевал. Подойдя под перевальный взлёт, обнаруживаем несколько хороших мест под палатки на осыпи. Тропа в этом месте заканчивается, мы продолжаем движение по осыпи крутизной до 30° (фото №40). Высота перевального взлёта – около 100 метров. Время подъёма на перевал от места обеда составило – 2 часа. На перевале встаём на ночевку. Седловина перевала широкая – скально-осыпная. Множество хороших мест под палатки. За водой приходится спускаться до ледовых полей, так как на перевале воды нет. На перевале множество памятных табличек. С перевала виден разбившийся вертолёт МИ-8. В хорошую погоду можно видеть величественный Эльбрус. Тур в центре седловины. Сняли записку турклуба «Азимут» от 02.09.2014 г., под руководством Овчинникова Ильи.
С утра погода великолепная, наслаждаемся видами на Эльбрус. С учётом проблем с водой собираемся и выходим без завтрака. Наше направление в сторону Эльбрусского озера (фото №42). Основная сложность при спуске – найти место, где пересечь ледник и слезть с левого борта на морену. С перевала видно две характерные гряды камней. Если уходить от них по линии падения воды, упрётесь в ледопад. Если пересечь их слишком рано, попадёте в зону разломов (фото №44). В 08.25 начинаем спуск с перевала. Плотной группой спускаемся по довольно крутому осыпному склону на лёд (фото №43, 45). Ледник открытый, пологий, трещин нет. По шершавому льду комфортно идти без кошек. Оставляя справа по ходу мульду, уходим к характерным грядам камней. Пересекаем первую гряду и на второй делаем привал. Будьте внимательны, когда передвигаетесь по камням, иногда совсем тонкий слой камней лежит на льду, и камни очень хорошо по этому льду едут. Движемся преимущественно вдоль трещин к левому борту открытого ледника. Встречается большое количество трещин шириной от одного и более метров (фото №46). Через многие приходится прыгать (фото №47). Стараемся, немного отклоняться правее по ходу, но не уходить в зону крупных трещин. Доходим до начала спуска с ледника. В этом месте ледник покрыт тонким слоем камней. Пологий и очень скользкий спуск заканчивается простым выходом на морену. Делаем 15 минутный переход до озера Эльбрусское по моренным холмам. Чхв от седловины перевала до озера Эльбрусское составило 3 часа 20 минут. Озеро очень грязное, желание обедать не возникает. В этом месте очень ровная мелкая осыпь, что позволяет поставить неограниченное количество палаток. Озеро обходим справа. Далее появляется хорошо набитая тропа, ведущая к поселку Азао. Оттуда идёт дорога до поселка Терскол. Расклад времени на прохождение перевала Хотютау.
Выводы и рекомендации: перевал Хотютау – часто посещаемый перевал. Представляет интерес в прохождении вместе с ледовыми полями Эльбруса. С перевала в хорошую погоду виден Эльбрус – виды потрясающие. Для новичков, несомненно, это оставит наибольшее впечатление в походе. Прохождение ледовых полей позволят увидеть всю мощь ледников Эльбруса. Основной сложностью является прохождение трещин на леднике Большой Азао. Трещин там действительно очень много, они весьма значительные по размеру. Кроме того имеются сложности в ориентировании при выходе к Эльбрусскому озеру. Перевал соответствует категории сложности – 1Б. Рекомендую его для прохождения.
8. Материальное обеспечение группы. 8.1 Групповое снаряжение.
Вес группового снаряжения + продуктов на 1 мужчину составил - 6,8кг, на 1 женщину - 2,5кг 8.2. Финансовые расходы.
9. Перечень перевалов, отражённых в фотоматериалах.
1. Двойняшка (Кичкинекольский провал) (3А, 3350 м) – фото № 23 2. Джалпакол северный (1А, 3400 м) – фото № 3,5,7 3. Джалпакол центральный (1А, 3350 м) – фото № 18 4. Джалпакол южный (1А, 3330 м) – фото № 12,13,16,17,20,21 5. Доломиты северный (1Б, 3450 м) – фото № 6,33 6. Доломиты южный (1А, 3350 м) – фото № 6,22,24,25,26,27,30 7. Замок (3А, 3600 м) – фото № 23 8. Мырды (1А, 3140 м) – фото № 4 9. Мырды-Сакен (2Б, 3250 м) – фото № 4 10. Нефтяник (1А, 3200 м) – фото № 34,37 11. Переметный (1А, 3200 м) – фото № 31,35 12. ТБ (1Б, 3300 м) – фото № 31 13. Хотютау (1Б, 3550 м) – фото № 40 14. Эхо войны (1А, 3400 м) – фото № 42,43,45 10. Записки, снятые с перевалов.
11. Заключение Группа туристов Федерации Спортивного Туризма города Долгопрудного в количестве 12 человек прошла горный маршрут первой категории сложности по Западному Кавказу, в районе Гвандра с 07 сентября по 17 сентября 2014 года. Поход проходил в рамках «Школы горного туризма» базового уровня. Целью похода было практическое применение знаний, полученных во время учебного процесса в «Школе горного туризма». А также получение опыта прохождения перевалов 1А и повышение туристического опыта в горно-спортивных путешествиях. Запланированный маршрут, который прошла группа, соответствует заявленной, первой (с эл. 2-ой) категории сложности. В итоге было пройдено пять перевалов, из них четыре – 1А и один 1Б. Высота перевалов составляет 3200 - 3550 метров. Погода была типична для данного района. С утра ясно, к обеду набегали облачка, а после обеда начинался слабенький дождик. Так примерно половину дней похода проходили дождики во второй половине дня. В процессе маршрута команда показала себя организованной и сплочённой. В группе были тёплые, доброжелательные отношения и взаимовыручка. Все участники смогли преодолеть сложности похода, первой категории. Физический и моральный потенциал нашей группы был высоким, что позволило полностью пройти запланированный маршрут. 11. Список используемых источников Зеленцова Е.В. 1 к.с. 2000 г. (пер. Джалпакол сев., пер. Джалпакол юж., пер. Доломиты юж., пер. Нефтяник, пер. Хотютау) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32184&page=1 Мартьянов А. К. 1 к.с. 2013 г. (пер. Джалпакол юж., пер. Доломиты юж. пер. Хотютау) http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6664 В отчете использованы фотографии: Колотова Антона Фролова Александра |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||