Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц.Кавказу в мае 2014. Часть 1
Отчет о горном походе I кс по Центральному Кавказу (КБР, район Чегем) со 2 мая по 7 мая 2014 г. Руководитель:Елена Дубинина, winkyblaze@gmail.com Ниткапройденного маршрута: дол. Чегем - дол. Кёкташ - дол. Кестанты - траверс г. Згирасырце (2592) - [траверс г. Коджихо (2895) + пер. «Устур» (1A, 2728)] (связка, суммарно 1А) - [траверс в. 2973 + пер. Ворлан (1А, 3149)] (связка, суммарно 1А) - дол. Джилгису - пер. Первомайский (1А, 3502) - плато Кумтюбе - [траверс пер. Джилги Вост. (1А, 3521) + пер. Джилги (1А, 3527)] (связка, суммарно 1А) - дол. Сарынсу - пер. Турист (н/к, 2611) - дол. Джайлыксу - дол. Башиль-Аузусу - дол. Чегем - пос. Верх. Чегем. Маршрутная книжка № 1/3-101, выпускающая МКК - ФСТ-ОТМ, в составе Р.Деянов, В. Мартынов, И.Овчинников, С.Костин.
Список группы:
График маршрута:
Пройденные локальные препятствия:
"В отдельных случаях, по согласованию с судьями маршрутной квалификации, протяженность может быть уменьшена, но, как правило, не более чем на 25 по сравнению с указанной в Таблице 2 при превышении номинального числа ОП или ОФ". Таким образом, для горного похода 1 к.с. при превышении количества ЛП вдвое от минимального (4 трудных с учетом межсезонья 1А), достаточно протяженности 75 км. Протяженность настоящего похода составила 84,1 км. С коэффициентом 1,2 получаем потребные 100,92 км. Длительность составила суммарно 6 полноценных ходовых дней, что соответствует минимальной длительности походов 1 к.с. Исходя из вышесказанного, маршрут соответствует 1 к.с. Заявленная нитка маршрута: дол. Чегем - дол. Кёкташ - дол. Кестанты - траверс г. Згирасырце (2592) - [траверс г. Коджихо (2895) + пер. «Устур» (1A, 2743)] (связка, суммарно 1А) - пер. Ворлан (1А, 3194) - радиально верш. 3675 м - дол. Джилгису - [пер. Первомайский (1А, 3600) - верховье плато Кумтюбе - траверс пер. Джилги Вост. + пер. Джилги, радиально верш. Кестантытау (3774 м)] (связка, суммарно 1А) - дол. Сарынсу - пер. Турист (н/к) - дол. Джайлыксу - пер. Нарзанный (1А, 3200) - дол. Джетыауз - дол. Гарааузсу - дол. Чараксу - пер. Чарак Южный (1А, 3386) - дол. Кору - пер. Коргашиль Сев. (1А, 3417) - дол. Булунгусу - пос. Верх. Чегем. Изменения в маршруте:
Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута
Аварийными выходами с маршрута являются выходы по дол. Кёкташ, дол. Джунгусу, дол. Джилгису, дол. Башиль Аузусу, дол. Гарааузсу, дол. Чегем, дол. Чараксу, дол. Кору, дол. Булунгусу. Пограничная зона В России существует «пограничная зона» и «пятикилометровая полоса…», первая включает в себя вторую. Согласно приказу ФСБ РФ № 515 от 15.10.2012 http://www.fsb.ru/fsb/npd/more.htm21id3D1043731040fsbNpa.html , пункт 1.2.1.4.м) гражданам России для входа в пограничную зону, но не входя в пятикилометровую полосу, достаточно паспорта. На местности на границе пятикилометровой зоны на тропах стоят соответствующие знаки. Иностранным гражданам для входа в пограничную зону и россиянам для входа в пятикилометровую полосу необходимы пропуска. Заявление на оформление пропусков можно подать по факсу, обычной почте, электронной почте и лично http://www.fsb.ru/fsb/gosuslugi/detail.htm21id3D4840fsbService26agrp3D10436604.html ,http://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10002709846_.html_deion . Срок оформления: до 30 дней для граждан России (хотя может повезти и через 2 дня дают, но рисковать не стоит) и до 60 дней для иностранцев. Получить пропуска можно только лично либо по обычной почте. Турфирмы могут оформить пропуска и передать их с водителем трансфера в «Тау-Сервис» (Борис Саракуев) bezonec@list.ru это стоит 100р/чел. По вопросам, связанным с оформлением пропусков, можно обращаться в соответствующие пограничные управления ФСБ, они готовы отвечать на вопросы. Пропускные пункты находятся на границе пограничной зоны (не пятикилометровой полосы) в основных долинах: http://kbr-time.ru/uploads/posts/2012-04/1333992867_pogranichnaya-karta.jpg . Кроме того примерно на границе пятикилометровой полосы http://www.sk-news.ru/upload/medialibrary/41a/POGRAN-ZONA-KBR.jpg в ключевых местах (как правило мосты на тропах) дежурят пограничные наряды. Также наряды патрулируют в пятикилометровой полосе. Наш маршрут не проходил в пограничной зоне, но пропуска мы всё же оформляли – вероятность встретить на маршруте пограничников была большая. Так и получилось: на пятый день при спуске в дол. Джайлыксу и далее к т/б Башиль с пер. Турист (н/к) нас принял пограничный наряд (сержант и два срочника, вооруженные автоматами). Мы подошли к границе пограничной зоны, проходящей по реке Джайлыксу. Погранпропуска помогли, но не сильно – турфирма не сообщила о нас в пп «Булунгу», ожидая, что нас «не поймают». До кучи наше появление совпало с проверкой и приездом начальства – в общем, «повезло». Подъехало подкрепление (6 автоматчиков с майором во главе). Квест с проверкой документов затянулся на час. В итоге нас зарегистрировали «с нуля» в пп «Булунгу», куда мы заглянули на следующий день по пути в Верхний Чегем. Нас приняли при спуске в лес к т/б Башиль: у ребят оборудованы лежанки на деревьях. Работают пограничники чётко: один смотрит документы и передает данные по рации на погранзаставу, двое с автоматами всегда чуть сзади. Смотрят пропуска и паспорта, иногда расспрашивают про маршрут. Всё очень корректно и законно. Данные о группах они отправляют на заставу, ходящие по их району группы отслеживают. Чтобы не было разбирательств с пограничниками на маршруте, целесообразно выдавать в турфирму данные о маршруте с прохождением через погранзаставу. Есть надежда, что тогда турфирма выполнит свои обязательства добросовестно и зарегистрирует группу, не полагаясь на авось. Ещё один умный мысль – заезжать на погранзаставу и регистрироваться самостоятельно. Но это время. Долина Башиль-Аузусу входит в заповедную зону. Мы что-то такое предполагали, но турфирма «Тау-Сервис» нас переубедила. В итоге на погранзаставе встретились с директором заповедника, от которого и узнали про последний. Прикинуться шлангами помогло – нас отпустили без претензий, поможет ли ещё – не известно. В МЧС мы регистрировались самостоятельно – в Эльбрусском ПСО +7(86638)7-14-89 и параллельно в Нальчикском МЧС +7(8662)42-24-56, +7(8662)74-35-38. Впоследствии регистрировались перед заброской на маршрут в Нальчикском ПСО, т.к. данные о нашей группе ни электронной почтой, ни факсом МЧС г. Нальчика не получили. В КБР у спасателей есть вертолёт, который при необходимости должен вас бесплатно спасать, так как «Российская Федерация – социальное государство» (Конституция РФ, ст. 7, п. 1), и, согласно новостям и рассказам знакомых, действительно это делает. Дополнительное страхование на период похода в межсезонье было признано целесообразным. Оформляли полисы в ООО «Альянс». Стоимость одного полиса на 15 000 $ на 6 человек вышла по 510 руб. Добирались из Москвы до Нальчика по-разному. Основная группа (5 человек) ехала фирменным поездом 062Ч «Эльбрус» сообщением Москва - Нальчик. Отправление 30.04 в 19:50. Прибытие 02.05 в 6:10. Цена 3054 руб. (плацкарт). Участница ехала в спартанских условиях до Нальчика на автобусе. Отправление 29.04 в 19:00 с Казанского вокзала. Прибытие 1.05 в 0:00 (время прибытия сильно зависит от пробок на дорогах). Цена 2200 рублей. Из Нальчика до коша Актопрак (район впадения р. Кёкташ в р. Чегем) добирались уже все вместе на заказанном автомобиле «Газель», чистое время в дороге заняло с учетом езды по городу около 1 часа. Дорога асфальтированная, приемлемого качества. Добраться туда и оттуда можно и на легковом автомобиле – местные везут за 400 и более руб. с человека. В общей сложности (с учетом приключений) заброска на маршрут заняла 2 часа 30 минут. Стоимость – 3000 руб. за машину в один конец. Маршрут заканчивали в поселке Верхний Чегем (Булунгу), откуда до Нальчика добирались так же, расстояние по дороге ~70 км, доехали за 2 часа. Цена за машину та же. Из Нальчика в Москву добирались по-отдельности тремя группами. Первая группа (3 человека) поменяла билеты и уехала фирменным поездом 061С «Эльбрус» сообщением Нальчик – Москва. Отправление 7.05 в 18:28. Прибытие 9.05 в 05:23. Цена 3050 рубль (плацкарт). Вторая группа (участница) уехала тем же поездом 8.05. Стоимость проезда составила 1516 рублей (плацкарт, сезонный коэффициент цены на билет 0,5). Третья группа (2 участника) предпочла не менять билеты и уехала тем же поездом 9.05. Стоимость проезда 2510 рублей (купе, сезонный коэффициент цены на билет 0,5). Вторая и третья группы снимали двухместные номера в гостинице «Альпинист» (г. Нальчик, ул. Пачева, д. 34), стоимость 1500 рублей в сутки. В Нальчике приехавшая накануне заброски участница приобрела местную SIM Мегафона – крайне полезная наряду с московской SIM Мегафона вещь на маршруте. Мобильная связь в районе, как и ожидалось, была редко. Сотовая связь на маршруте ловит только: 1) на хребте справа от первого м/н (местный и московский Мегафон) 2) на хребте к пер. Ворлан между в. 2973 и узловой вершиной (местный и московский Мегафон) 3) в районе т/б Башиль (только местный Мегафон, при этом необходимо залезать на дерево и включать громкую связь – способ, которому научили нас пограничники) 4) в 20 минутах по грунтовой дороге от т/б Башиль вниз по дол. Башиль-Аузусу (возможна только отправка SMS и только с местного Мегафона) 5) в долине Чегем, начиная с вдп. Абай-Су (местный и московский Мегафон). Другие операторы на маршруте не ловили. Спутникового телефона не было. Хотя он был бы кстати, а лучше – SPOT-трекер. Закупить в Нальчике газ к нашему приезду за два месяца не успели, поэтому газ везла участница автобусом из Москвы. Провезти газ поездом – та ещё авантюра. На входе в вокзал г. Нальчика багаж досматривается, газ конфискуют. Смета основных затрат по походу на человека:
Чегем – горный район Центрального Кавказа, расположен в бассейне одноименной реки, вытянувшись вдоль реки Чегем с юго-запада на северо-восток. Территория района расположена на высоте от 500 до 4617 м над уровнем моря. Поход проходил по хребтам и долинам левых притоков р. Чегем, маршрут был ограничен Скалистым хребтом с севера и северо-востока, р. Чегем с востока, хребтом Коргашинлитау с юго-востока, Главным Кавказским хребтом с юга, долиной р. Кестанты и р. Джайлыксу с запада. Горный рельеф здесь имеет ярко выраженное вулканическое происхождение. Средняя высота перевалов – от 3300м до 3500м. Реки неширокие, но полноводные и очень бурные. Долины рек в основном достаточно широкие. Это не относится к левым притокам Чегема, которые, напротив, образуют каньоны-теснины, которые труднопроходимы – на это стоит обратить внимание при планировании маршрутов. Скот в настоящее время в районе похода выпасают активно, поэтому воду из рек и ручьёв следует использовать для приготовления пищи и питья с осторожностью. По этой причине ручьев с пригодной для питья сырой водой мало, снежники на водоразделах, в основном, не многочисленны. Снеговая линия проходит на высоте от 2800 м до 3000 м. Широкие долины рек, как правило, имеют хорошие тропы по бортам и в верховьях, тропы или даже дороги есть во всех крупных долинах. Особенно важно не потерять их на входе в зону леса, граница которой находится на высоте 2000-2500 м. Долины рек, закрытые каньонами-теснинами, напротив, посещаются редко, и троп здесь фактически нет. Погода в данном районе неустойчивая и переменчивая. Даже в течение одного дня (а порой в течение 5 минут) солнечные периоды могут неоднократно сменяться ливневым дождём, снегом или градом и наоборот. В высокогорье часто лежат облака, видимость может и падает до 10-15 метров. Впрочем, бывают и довольно продолжительные периоды ясной погоды, что не относится к периоду межсезонья в данном районе, который длится до середины мая. В любом случае, планируя поход в данном районе, следует либо заложить много запасного времени на отсидки, либо готовиться, что придётся ходить в непогоду. Так как видимость может быстро, непредсказуемо и надолго исчезать, крайне рекомендуется иметь GPS-навигатор с подробной картой. Снежно-ледовая обстановка сильно меняется в разные годы и в зависимости от времени года. В период проведения нашего похода, в мае 2014 года, снега было немного. Перед походом желательно попробовать выяснить, насколько снежный год, и, исходя из этого, скорректировать снаряжение и график движения. В частности, при большом количестве снега тропёжка замедляет движение в 1,5-2 раза, а наличие у всех участников бахил, а лучше – снегоступов, является крайне желательным. Крутой рельеф и переменчивая погода способствуют камне- и лавиноопасности. Мы наблюдали оползни и слышали камнепады в долинах Джайлыксу и Башиль-Аузусу, слышали на плато Кумтюбе сход лавины. Перевалы данного маршрута редко либо вовсе не посещаемые, следует проявлять бдительность и внимательность. В период межсезонья настоятельно рекомендуется ходить по хребтам и по возможности брать перевалы траверсом. Общая идея и организация похода За основу был взят отчет М. Голубева о прошлогоднем походе 1 кс по Чегему, КБР. Привлекла редкая посещаемость района, красота открывающихся по ходу движения панорам, водопадов и древних построек, удобство аварийных сходов с маршрута, хорошее описание маршрута. По словам местных служб МЧС, зима на Кавказе в этом году выдалась малоснежная, лавины сошли. Дополнительно связались с участником команды Голубева (А. Чаплыгин), от которого узнали о трудностях преодоления пер. Нарзанный, погодной и лавинной обстановке на маршруте. Брали обязательный минимум специального снаряжения, а поход закладывали без запасных дней, с полудневками для восстановления сил. Предполагалось, что ЛП в случае невозможности прохождения без специального снаряжения будем попросту обходить по долинам и запасным путям, оговоренным в маршрутной книжке. В итоге разработали сложный, насыщенный препятствиями, но вместе с тем интересный и красивый маршрут, который должен был проходить в основном по хребтам, а препятствия браться связками. Чтобы не повторять ошибку М. Голубева с незаявленным пер. Первомайский, заявили в МКК множество дополнительных долин, радиальных выходов и путей обхода ЛП. Для первой половины маршрута было предусмотрено и заявлено 3 запасных м/н, совпадавших с м/н группы М. Голубева. Информации о перевале Устур (1А, 2728) найти не удалось, собирались разведать прохождение пер. Устур в связке с пер. Ворлан напрямую по хребту, без обхода через в. 2973. Команда под амбициозный маршрут подобралась опытная и разделяющая идею похода. Коллектив группы получился дружный и сплоченный, несмотря на свою разношёрстность и трудности похода. Костяк команды (5 из 6 человек) остался с прошлогоднего майского похода в Архыз, где показал себя с лучшей стороны. Все участники имели опыт горных походов, в том числе и в межсезонье. Половина команды имела опыт лыжных походов, что также сыграло положительную роль в походе. Заезд группы Поезд прибывает в Нальчик в 6:10 утра. Проходим вокзал, на привокзальной площади нас ожидает участница нашей группы, которая приехала в Нальчик накануне автобусом из Москвы. Нас ожидает Баргузин турфирмы, загружаемся в него. На выезде с вокзальной площади отзваниваемся в ПСО г. Нальчика и узнаем о накладке, из-за которой нас не зарегистрировали. Основное здание ПСО временно не работает, в 7:00 регистрируемся «с нуля» в домике по соседству. Выезжаем из ПСО и на всякий случай заранее просим водителя выдать наши пограничные пропуска. Погранпропуска он выдает, вот только не наши, а отделения С. Ганаховского. Оказалось, что машины были перепутаны турфирмой. С учетом задержек на пересадки выехали в 7:30. До точки выхода на маршрут – моста через р. Кёкташ, у коша Актопрак доехали быстро – за 40 минут. В 8:15 выходим на маршрут. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЛП 2 мая Долина Кёкташ – долина Кестанты
Выход на маршрут в 8:15 в верховья дол. Кёкташ по грунтовой дороге, периодически проходя мимо летовок и МТФ и четырежды пересекая реку Кёкташ и её притоки по камням с гимнастической страховкой для желающих (фото 1.1-1.6). В долине активно выпасается скот.
В 11:00 (через 2 ч 10 мин. ЧХВ) поворачиваем по грунтовой дороге на юг по правому борту дол. Кёкташ вдоль верхнего притока к паре летовок. Чуть выше ещё пара летовок, на которых дорога заканчивается. Не доходя до последних, траверсируем восточный склон крутизной 15-20° водораздела Кёкташ и Кестанты по северо-восточному отрогу г. Згиразырце – по руслу пересыхающего ручья западнее нижней пары кошей (фото 1.7).
Переваливаем через вышеуказанный водораздел (фото 1.8), в 13:05 (через 1 ч 35 мин. ЧХВ) приспускаемся в дол. Кестанты к м/н на северном склоне г. Згирасырце по правому борту дол. Кестанты на полке над истоком ручья (фото 1.9). Координаты м/н 43&18621.689\'С 043&18604.477\'В.
РасчётЧХВ:
3 мая г. Згирасырце (2592) – г. Коджихо (2895) – пер. Устур (1А, 2728)
Перевал Устур
Подъем дежурного в 4:00, подъем группы в 5:00. Выход на маршрут в 6:17. Облачно. От м/н начинаем траверс на запад по северному лесистому склону (по нижней ГЗЛ) г. Згирасырце с небольшим набором высоты по звериным тропам (фото 2.1).
Выходим на гребень северо-западного отрога горы, продолжаем набор высоты по лесистому гребню, далее забираем правее (по ходу) по склону, переходим кулуар к соседнему отрогу ниже западного гребня г. Згирасырце, затем в 7:10 левее (по ходу) по лесным звериным тропам до подсечения тропы севернее в. Згирасырце (фото 2.2).
Далее по тропе через 53 мин. ЧХВ поднимаемся на западный гребень горы. В 7:35 замечаем активное образование тумана в районе вершины, по выходу в 8:08 видимость составляет порядка 200 м. Движемся далее по тропе плотной группой (Фото 2.3), выходим в 8:30 южнее в. Згирасырце к «озеру» (а по сути вытоптанной скотом большой луже), его координаты 43°21.013\'С 43°04.196\'В, высота 2507 м.
Приспускаемся на восточный склон водораздела, где видимость немного лучше и можно различить г. Коджихо (2895) г. Кёкташ (2886) и целевую снежную седловину между ними. Идем траверсом травянистого склона на юг примерно на одной высоте, периодически сверяясь с показаниями GPS, до подсечения четкой тропы к истокам верхнего притока р. Кёкташ. Через 57 мин. ЧХВ по чёткой тропе доходим до пересыхающего ручья непосредственно перед западным истоком притока р. Кёкташ. Вода есть под выносом ниже тропы в кулуаре. В 9:20 преодолеваем лавинный вынос по старым следам, продолжаем движение по тропе до гребня отрога между истоками верхнего притока р. Кёкташ. Пользуясь прояснениями («окнами») в тумане, траверсируем травянисто-осыпной, а выше снежно-осыпной гребень вплоть до седловины между гг. Кёкташ и Коджихо. Путь от г. Згирасырце до гребня см. на фото 2.4. Далее траверсируем снежно-осыпной северо-восточный склон г. Коджихо, на последних сотнях метров простое лазание, снежные участки непосредственно вдоль скал, крутизной до 30°. Через 1 ч 25 мин. ЧХВ выходим на седловину и тропу. Координаты места выхода на седловину 43&18619.869\'С 43&18604.589\'В, высота 2834 м.
Пасмурно, туман (видимость снижается до 25 м), периодически сыпет град. В 11:15 идем по тропе в верховья дол. Джунгусу на юг на запасную ночевку (Фото 2.5-2.6). По тропе движемся вдоль восточного склона водораздела Устур и Джунгусу до пересечения тропой ручья. Координаты пересечения 43°19.520\'С 43°04.178\'В, высота 2670 м.
Набираем воду, делаем холодный обед и разведку продолжения тропы: тропа ведет прямиком на пер. Устур (1А, 2728) (фото 2.7).
Плотный туман не дает возможности сойти с тропы, поэтому в 12:30 продолжаем движение по тропе на юг, через 16 мин. ЧХВ выходим под пер. Устур. В 13:14, через 5 мин. ЧХВ по тр. с промоинами склону крутизной 20° группа поднимается на пер. Устур. Координаты каменной стенки (она же – тур) 43&18619.263\'С 43&18604.068\'В, высота 2728 м. Оставляем в туре записку. Желание спуститься в дол. Джунгусу на запасную ночёвку с водой подавляет туман и снежная крупа. Ставим лагерь на широкой тр.-ос. с промоинами перевальной седловине (фото 2.8). На ужин используем запасенную переход назад воду из ручья.
Вечером видимость ненадолго улучшилась, провели разведку скального зуба к западу от перевала. Его можно только обойти, причем с востока по лавиноопасным склонам цирка, образованного хребтами данного зуба и в. 2973, а с запада по крутому (до 35°) мелкоосыпному живому склону, плотно прижимаясь к зубу. С запада продвинулись по данному склону на 25 метров вдоль зуба, дальше рельеф скрывал туман, и было непреодолимое желание провешивать перильные веревки. Предстоит обход зуба по заявленному в МКК запасному варианту через в. 2973. Всю ночь шел снег, его нападало порядка 5 см. Расчёт ЧХВ:
4 мая Вершина 2973 – пер. Ворлан – дол. Джилгису
Перевал Ворлан
Общий подъем группы в 5:00, сборы и ожидание прояснения тумана, выход группы в 6:20. На завтрак нет ни времени, ни воды – спешим спуститься в дол. Джунгусу, пока небо снова не заволокло туманом. Спускаемся с перевала (Фото 3.1), забирая севернее и обходя по сн. склону скальные гребешки левого берега притока р. Джингису подходим к месту удобной переправы сев. притока Джунгусу (в основном приток в глубоком каньоне), переходим приток в брод по камням через 34 мин. ЧХВ. Холодный завтрак, набор воды. Есть стойкое желание поскорее уйти из этой долины и ночевать сегодня на травке в дол. Джилгису, погода подгоняет. Пока облачно с прояснениями.
В 7:05 поднимаемся из каньона по «ребру» на заснеженное поле в нижней части цирка, образованного хребтами скального зуба и в. 2973, поднимаемся в вышеназванный цирк по крутому осыпному склону конечной морены (Фото 3.2), через 25 мин. ЧХВ приваливаемся под его нижним скальным выходом (ступень 1).
В 7:40 обходим справа по ходу ступень 1, траверсируем крутой среднеосыпной с живыми камнями западный склон северного хребта в. 2973, выходим на данный хребет. Через 70 мин. ЧХВ доходим по хребту до верхнего скального выхода (ступень 2, Фото 3.2). В 9:10 проходим по ступени 2 и продолжаем движение по северному сн.-ос. сужающемуся гребню средней крутизны до в. 2973 через 33 мин. ЧХВ (Фото 3.3). Координаты вершины 43&18618.797\'С 43&18604.853\'В. На соседних хребтах и вершинах появляется туман, но хребет на г. Ворлан (3369) пока видно отчётливо.
В 10:00 движемся от в. 2973 по седловине перевала между сев. и юж. притоками р. Джунгусу и очередные два скальных выхода (ступень 3 и 4) со стороны тр. юго-восточного склона на узловую вершину 1, венчающую хребты в. 2973 и скального зуба (Фото 3.4-3.5). Северный склон вышеназванного перевала лавиноопасен, о чём свидетельствуют маленькие сошедшие лавинки. С этого перевала можно выйти по гребню на основной водораздел долин Джунгусу и Кестанты, по которому, в свою очередь, нам надо выйти в район горы Ворлан, на водораздел уже долин Джилгису и Джунгусу.
Ступень 4 преодолеваем простым свободным лазанием. Далее траверсируем юго-восточный осыпной со снежниками склон: через 38 мин. ЧХВ мы под узловой вершиной 1, на высоте h~3336 м, ещё через 35 мин. ЧХВ – под второй. На хребет не выходим из-за наличия на нём снежного карниза. Небольшие участки снежников преодолеваем с наблюдателями по одному. В 12:00 по итогам разведки идём по хребту на снежную вершинку 2 (Фото 3.6): за которой хребет водораздела Кестанты и Джунгусу поворачивает на юг и вполне проходим по осыпным участкам.
Движемся далее на юг по хребту с зап. осыпной стороны (Фото 3.7). Гребень хребта становится пологим, ск.-ос. со снежными участками. Туман периодически заволакивает путь по хребту к пер. Ворлан (1А, 3149).
Движемся с прояснением тумана, через 48 мин. ЧХВ во время очередного ожидания делаем долгожданный холодный обед. Запасы воды, набранной ещё на первом привале, заканчиваются. Продолжаем движение в 13:10, через 20 мин. ЧХВ подходим к подъему хребта к г. Ворлан (3369). По итогам разведки в 13:55 поднимаемся на невыраженную в. 3297 (координаты 43&18617.725\'С 43&18604.125\'В) к западу от г. Ворлан и в 14:05 спускаемся с неё на запад на широкую перевальную седловину пер. Ворлан (Фото 3.8). Спуск с вершины на перевал по ос. гребню (Фото 3.9).
Туман, будто преследуя нас, закрывает обзор на север. Тур разобран и раскидан. Ремонтируем, оставляем записку. Координаты тура 43&18617.698\'С 43&18603.918\'В. В 14:30 спускаемся с пер. Ворлан в целевую дол. Джилгису вдоль левого притока р. Джилгису. Здесь солнечно. Путь проходит по ячьей тропе сначала по пологой мелкой живой осыпи, затем (тропа заканчивается) средней осыпи и травянистым склонам по дну небольшой долины – левого притока Джилгису, по стоку воды (Фото 3.10).
Через 43 мин. ЧХВ спускаемся к ровным травянистым площадкам запасной ночевки, сушим вещи и снаряжение. Ниже долинка становится V-образной вплоть до впадения в Джилгису (Фото 3.11).
В 16:10 продолжаем спуск по осыпному кулуару, переходящему в ущелье, русла притока р. Джилгису. Через 46 мин. ЧХВ выходим из ущелья на выполаживание перед впадением притока в Джилгису, приваливаемся. В 17:05 спускаемся к Джилгису, переходим её вброд по камням с гимнастической страховкой, через 19 мин. ЧХВ ставим лагерь на ровных площадках на правом берегу Джилгису (Фото 3.12). Координаты м/н 43&18616.456\'С 43&18604.123\'В.
РасчётЧХВ:
5 мая Пер. Первомайский – плато Кумтюбе
Перевал Первомайский
На сегодня в качестве программы-минимум предстоял 1200 метровый подъем на пер. Первомайский (1А, по имевшимся данным 3600), а в идеальном виде – ещё и связка перевалов Джилги со спуском к т/б Башиль. В общем, день предстоял насыщенный. Посему подъем дежурного в 4:20. Выход группы на маршрут в 6:00. Погода ясная, то же можно сказать про небо над пер. Первомайский. Поднимаемся по крутому травянистому склону слева (по ходу) от ущелья правого притока р. Джилгису на юго-запад до выполаживания (Фото 4.1), начинаем траверс вправо (по ходу) крупной осыпи ниже пояса скал. Через 44 мин. ЧХВ выходим под широкое снежно-осыпное крутизной склонов до 15° «ребро» (Фото 4.2).
Малооблачно, дует ветерок. Продолжаем движение вверх по «ребру» в 6:50, проходя участки снежников. Снежный наст держит. В 7:30 выглядывает солнце. Через 54 мин. ЧХВ доходим до снежного пригорка (Фото 4.3).
В 7:51 поднимаемся по снежному нелавиноопасному склону на сн. пригорок с крупной осыпью. Отсюда открывается снежная седловина перевала и длинный снежный кулуар, ведущий к ней (Фото 4.4). В 8:36 начинает дуть порывистый ветер, но по-прежнему малооблачно.
Продолжаем движение по сн.-ос. выполаживанию пригорка по крупной осыпи, через 84 мин. ЧХВ приспускаемся с него к основанию сн. кулуара перевала. Надеваем ветрозащиту и теплые вещи. Снег не раскисший, отлично держит нетяжёлых участников. В 9:30 проходим по кулуару до его выполаживания перед верх. цирком перевала через 45 мин. ЧХВ. Один участник периодически проваливается под собственным весом в снег, начинает отставать от группы, разгружаться отказывается. Дожидаемся его, ставим тропящим. В 10:30 идем плотной группой по кулуару верхнего цирка перевала. Между тем порывы ветра усиливаются, а скорость движения группы замедляется. Справа (по ходу) склон имеет осыпные участки, что в нашем случае увеличит скорость группы, траверсируем его (Фото 4.5). По выходу на осыпной участок склона небо затягивает дымкой. Через 45 мин. ЧХВ приостанавливаемся на осыпном выполаживании вышеуказанного склона. В 11:30 с прояснением тумана продолжаем движение к перевальному взлету, доходим до него за 20 мин. ЧХВ. Дует порывистый ветер. Логичнее спускаться в дол. Джилгису, но есть уверенность, что второй раз непогода пройти Первомайский не позволит, а вот уверенности, что без спецснаряжения удастся выйти по скальным каньонам р. Джилгису к пер. Джилги или пос. Эльтюбю – нет. Несмотря на непогоду, принимаем решение уходить на плато Кумтюбе, где есть скальные выходы с осыпными бортами – должна выйти неплохая защита от ветра.
В 12:40 берем перевальный взлёт– снежный участок крутизной 30°, 100 м, преодолевая его вертикально вверх, на три такта. Снег здесь не держит, отнимая немало сил. На седловине ураганный ветер с метелью валит с ног, поэтому, не задерживаясь на перевале, спускаемся с него по сн.-ос. склону крутизной 20° на плато Кумтюбе, забирая левее, так как ветер юго-западный и против него прямо с седловины перевала не попрёшь. В верховьях плато ветер уже не такой силы как на перевале. Справа чуть ниже (по ходу) видим скальную гряду, направляемся к ней (Фото 4.6). В 13:00, через 90 мин. ЧХВ, приваливаемся под скальной грядой, защищающей от ветра.
Перевал широкий, осыпной. Тур замечен. На следующий день, когда ветер был слабее, разведка сняла записку группы М. Голубева гг. Москва-Дмитров-Киев от 1.05.13 (см. Приложение I) и оставила нашу. Координаты тура 43&18615.230\'С 43&18602.524\'В, высота 3502 м. Самое правильное сейчас – найти желательно безветренное место и ставить там лагерь. Поиски логично начинать ниже скальной гряды, севернее в. 3707. В 13:15 спускаемся к основанию ск. гряды, обходя последнюю с востока. Под восточным «крылом» скальной гряды присматриваем снежный холмик, лавинной опасности здесь нет, озер и водоемов (недалеко на карте обозначены озёра Кум), куда можно провалиться под снег, под холмом быть не должно. Через 45 мин. ЧХВ вытаптываем на снежном холме места под палатки. Координаты м/н 43&18615.012\'С 43&18602.234\'В. Тут пригодились навыки лыжного туризма. На холм периодически задувает ветер. Строим ветрозащитную снежную крепость вокруг вытоптанной полянки, благо, снега на ней много (Фото 4.11-4.12). Лопата made in China быстро разламывается у основания, орудуем ею уже как лавлистом. Общий труд по постройке крепости быстро возвращает команде бодрое расположение духа. В 15:00 параллельно топим снег на горячий обед, ставим палатки. В 15:30 крепость готова (Фото 4.7), в 16:10 готов обед. Далее ужин, топка воды на завтрак, в 18:00 отбой.
Ночью примерно с 4:00 порывы ветра начали прогибать палатки сверху. Величина прогиба палатки, замеренная на глаз, порой доходила до 20 см. Спалось плохо. Помимо ветра всю ночь шёл снег, нападало его порядка 7 см. Расчёт ЧХВ:
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||