Руководитель: И.Кузнецова, Москва
Отчет о горном походе 1 с эл. 2 к.с. по Алтаю в июле 2013. Часть 1
Отчет
о горном походе
первой категории сложности с элементами второй
по Северо-Чуйскому хребту (Алтай),
совершённому в июле 2013 года
Маршрутная книжка №1/3-203
Руководитель: Кузнецова Ирина Викторовна
e-mail: ira.kyznetsova@gmail.com
Справочные сведения о походе
Общие сведения о походе
1
|
Район похода
|
Алтай, Северо-Чуйский хребет
|
2
|
Вид туризма
|
горный
|
3
|
Категория сложности
|
Первая с элементами второй
|
4
|
Клуб
|
ТК МПГУ
|
5
|
Город
|
Москва
|
6
|
Руководитель
|
Кузнецова Ирина Викторовна, ira.kyznetsova@gmail.com
|
7
|
Нитка маршрута
|
пос.Чибит – пер.Орой (н/к) – пер.Орбита (1Б) – пер.Москвич (1Б) – пер.Терешковой (1Б) – Карагемский перевал (н/к) – пос.Бельтир
|
8
|
Продолжительность
|
12 дней (активная часть)
16 дней (с учётом самолёта Москва-Барнаул-Москва)
22 дня (с учётом поезда Москва-Барнаул-Москва)
|
9
|
Сроки похода
|
Активная часть: 7-19 июля
От Москвы и обратно: 5-21 июля (самолёт)
3-24 июля (поезд)
|
10
|
Протяженность
|
139 км
|
11
|
Выпускающая МКК
|
МКК ФСТ-ОТМ
|
12
|
Маршрутная книжка
|
№1/3-203
|
Состав группы
№
|
Фамилия, имя
|
Год рождения
|
Опыт
|
Должность
|
1
|
Кузнецова Ирина
|
1984
|
4 ГУ, 1 с эл.2 ГР
|
Руководитель
|
2
|
Соловьев Алексей
|
1992
|
1 с эл.2 ГУ
|
Хронометрист
|
3
|
Ионов Сергей
|
1967
|
1 с эл.2 ГУ,
1 ЛУ
|
Реммастер
|
4
|
Киселёв Кирилл
|
1988
|
1 ГУ, 1 ЛУ,
1 ПУ
|
Помощник фотографа
|
5
|
Кучумова Светлана
|
1989
|
1 с эл.2 ЛУ
|
Финансист
|
6
|
Крыгина Наталья
|
1994
|
1 ЛУ
|
Медик
|
7
|
Коваленко Екатерина
|
1984
|
1 ЛУ, 1ПУ
|
Завпит, фотограф
|
8
|
Асеев Алексей
|
1981
|
ПВД
|
Снаряженец
|
Все участники прошли поход полностью.
Определяющие препятствия
Дата
|
Название
|
Категория трудности
|
Характеристика препятствия
|
Путь прохождения
|
11.07
|
Связка перевалов Орбита-Москвич
|
1Б
|
Высота пер.Орбита – 3100 (по GPS)
Пер.Москвич – 3075 (по GPS)
Ведёт из д.р.Шавла в д.р.Юнгур
Подъем на пер.Орбита – снежно-осыпной склон крутизой 35-40 о
Спуск на ледник с пер.Орбита – снежно-ледовый склон крутизной 30-35 о
Спуск с пер.Москвич – снежно-осыпной склон крутизной 40 о
Между перевалами пологий закрытый ледник с трещинами
Ориентация – СВ-ЮЗ
|
С северо-востока на юго-запад.
Подъем со стороны р.Шавлы сначала в связках по закрытому леднику, по лавинному выносу и открытой осыпи с ледорубами, после осыпи по крутому снежнику – перила 4х50 м.
Спуск на ледник – перила 50 и 25 м.
На закрытом леднике связки, движение по правому краю в обход трещин.
Спуск с пер.Москвич по обледеневшей осыпи, покрытой тонкой снежной коркой, в кошках, с ледорубами «на три такта». Затем по средней и крупной осыпи.
|
14.07
|
Перевал Терешковой
|
1Б
|
Высота пер.Терешковой – 3000 м (по GPS)
Ведёт из д.р.Юнгур в д.р.Камрю
Подъем – скально-осыпной-снежный. Крутизна до 40 о
Спуск – снежно-осыпной. Крутизна – 30 о-40 о
Ориентация З-В
|
С запада на восток.
Подъем из д.р.Юнгур. Первая ступень – скальные пояса, средняя осыпь. Движение плотной группой с треккинговыми палками.
Вторая ступень – снежник. Поднимались в кошках с ледорубами.
Спуск – глубокий снег крутизной, под снегом обледеневшие камни. Движение в кошках с ледорубами «на три такта»
|
Финансовые затраты группы, полезные контакты
Категория
|
Расходы на группу из 8 человек, руб.
|
Поезд Москва-Барнаул, Барнаул-Москва (5 человек)
|
47199
|
Самолет Москва-Барнаул, Барнаул-Москва (3 человека)
|
69000
|
Трансфер Барнаул-Чибит-Барнаул
Транспортная компания "AltaiTransport" Офис: 659305 Алтайский край г. Бийск ул. Трофимова 53/1 Кузнецов Дмитрий сот. 8 913 245 13 33
|
23400
|
Машина ГАЗ-66 от посёлка Чибит до Оройского моста
|
1600
|
Машина Бельтир-Чибит
(Водитель из Кош-Агача, зовут Нурбол(Нурик) - 8983 327 76 43)
|
4500
|
Проживание на турбазе "Кочевник" (место под палатки, баня, еда, беседка со столом и лавками)
Олег-8903 990 69 01
|
5640
|
Заявка в МКК ФСТ-ОТМ 20 руб./чел.
|
160
|
Батарейки для GPS
|
700
|
Репелленты (от комаров, от клещей)
|
977
|
Бензин
|
705
|
Раскладка
|
18127
|
Обновление рема
|
100
|
Обновление аптеки
|
656
|
Лепешки, молоко и пр.
|
860
|
Еда по дороге Барнаул-Чибит-Барнаул
(Кафе-Бар "Охотничий":
Гигантский чебурек 80 руб./чел., Лимонад 25 руб./чел.)
|
1387
|
Итого:
|
175011
|
Поисково-спасательная служба
ПСО Горно-Алтайск, тел. 8 (3882) 222-914
http://www.04.mchs.gov.ru/ - в разделе «Информация для населения» есть меню «Рекомендации для населения» - «Информация туристам» - «Турист, не забудь зарегистрироваться!». Там подробно написано, что нужно для того, чтобы встать на учёт в МЧС. В частности, необходимо заполнить и отправить анкету о походе по электронному адресу. Затем, на месте сделать звонок о начале и окончании маршрута в указанные дни. Заявку просят оставлять не менее, чем за 10 дней до начала маршрута. Но всегда идут навстречу, главное корректно информировать службу.
График заявленного и пройденного маршрутов
Заявленный график похода
|
|
Даты
|
Дни пути
|
Участки маршрута
|
Км
|
Способы передвижения
|
|
|
06.07
|
1
|
г. Барнаул – пос. Чибит
|
-
|
авто
|
|
07.07
|
2
|
пос. Чибит.- ручей Орой – м/н под пер. Орой
|
10
|
пешком
|
|
08.07
|
3
|
м/н – пер. Орой (н/к) – д. р. Шавлы
|
16
|
пешком
|
|
|
09.07
|
4
|
м/н – Шавлинские озера – м/н под пер. Орбита (1Б)
|
11
|
пешком
|
|
10.07
|
5
|
м/н – пер. Орбита (1Б) – пер. Москвич (1Б) – м/н в д. р. Юнгур
|
10
|
пешком
|
|
11.07
|
6
|
Днёвка
|
-
|
-
|
|
12.07
|
7
|
д. р. Юнгур – пер. Терешковой (1Б*) – озёра под пер. Терешковой
|
6
|
пешком
|
|
13.07
|
8
|
м/н – оз. Камрю – д. р. Йолдо-Айры
|
16
|
пешком
|
|
14.07
|
9
|
м/н – подход под пер. Мохро-Оюк Южный (1Б)
запасной вариант: м/н – д. р. Йолдо-Айры – ручей Паспалагачиоёк
|
10/11
|
пешком
|
|
15.07
|
10
|
м/н – пер. Мохро-Оюк Южный (1Б) – слияние рек Талдура и Джело
запасной вариант: м/н – пер. Эренбурга (1А) – под пер. Купол
|
14/7
|
пешком
|
|
16.07
|
11
|
м/н – подход под пер. Купол
|
15
|
пешком
|
|
17.07
|
12
|
м/н – в. Купол трех озер(1Б) – пер. Купол (1Б) –а/л «Актру»
|
9
|
пешком
|
|
18.07
|
13
|
День запаса
|
|
пешком
|
|
19.07
|
14
|
День запаса
|
|
пешком
|
|
20.07
|
15
|
Пос. Курай – пос. Чибит – г. Барнаул
|
-
|
авто
|
|
Пройденный график похода
|
|
Даты
|
Дни пути
|
Участки маршрута
|
Км
|
Способы передвижения
|
|
|
06.07
|
1
|
г. Барнаул – пос. Чибит
|
-
|
авто
|
|
07.07
|
2
|
пос. Чибит.- ручей Орой – м/н под пер.Орой
|
6,8/5,5
|
Пешком/авто
|
|
08.07
|
3
|
м/н – пер. Орой (н/к) – д. р. Шабага
|
15,6
|
пешком
|
|
|
09.07
|
4
|
м/н – Нижнее Шалинское озеро
|
13,2
|
пешком
|
|
10.07
|
5
|
м/н – морена под пер. Орбита
|
8,4
|
пешком
|
|
11.07
|
6
|
м/н - с вязка перевалов Орбита-Москвич (1Б) – морена под пер. Москвич
|
4,8
|
пешком
|
|
12.07
|
7
|
м/н - д.р. Юнгур – нижнее озеро левого притока Юнгура, полуднёвка
|
7,6
|
пешком
|
|
13.07
|
8
|
м/н – цирк под перевалом Терешковой, полуднёвка
|
3,5
|
пешком
|
|
14.07
|
9
|
м/н – пер. Терешковой (1Б) –верховья притока Камрю
|
6,4
|
пешком
|
|
15.07
|
10
|
м/н – слияние Камрю и Карагема
|
10,6
|
пешком
|
|
16.07
|
11
|
м/н – д.р. Карагем – Карагемская поляна
|
11
|
пешком
|
|
17.07
|
12
|
м/н – Карагемский перевал – озера под перевалом
|
15,1
|
пешком
|
|
18.07
|
13
|
м/н – д. р. Талдура
|
28
|
пешком
|
|
19.07
|
14
|
м/н – пос. Бельтир, отдых в Чибите
|
8,3
|
пешком
|
|
20.07
|
15
|
пос. Чибит – г. Барнаул
|
-
|
авто
|
|
Пояснения к техническому описанию
Ходовое время – «грязное» (с привалами, обедами, ожиданиями отстающих).
Характеристики «левый» и «правый» даны орографически, если не оговорено иное.
Километраж посчитан с учётом коэффициента горной местности.
7 июля. Посёлок Чибит – верховья ручья Орой
Технические характеристики участков пути
Восхождение в банк
№
|
Участок пути
|
Характеристика пути
|
км
|
Набор / сброс высоты
|
Направление
|
Ходовое время
|
Погода
|
1
|
Посёлок Чибит – Оройский мост
|
Грунтовая дорога, авто
|
5,5
|
+90
|
Ю
|
0-40
|
Облачно
|
2
|
Оройский мост – верховья ручья Орой
|
Тропа
|
6,8
|
+750
|
ЮЗ
|
7-15
|
Облачно
|
Протяженность пути: 12,3 км, из них 5,5 - на машине
Ходовое время: 7-15
Перепад высот: 840 м
Пасмурное утро 7 августа мы встречаем в окрестностях посёлка Чибит. Ночь выдалась спокойной, несмотря на близость населённого пункта, но ледорубы и ценные вещи мы на улице не оставляли.
В планах на день – подойти под перевал Орой. По описаниям туда ведёт «народная тропа» и проблем с поиском быть не должно. Главное, чтобы уцелел Оройский мост, самый удобный из существующих в районе подходов к перевалу.
Посёлок Чибит – Оройский мост
Собираем лагерь и выходим в посёлок. После общения с водителем, который нас привёз сюда из Барнаула, у нас появилась информация о ПСО в Чибите. И правда – виден дом с флагом РФ. Подошли ближе – оказалось отделение полиции. Зато «вынесли» мусор на местную помойку и встретили попутный ГАЗ-66, водитель которого любезно предложил нас подвезти до Оройского моста, уверив в его существовании.
Из центра посёлка выезжаем по грунтовой дороге, идущей по левому берегу р.Чуя в ЮЮВ направлении. Вначале машина преодолевает крутой подъём, но это не самое впечатляющее: после ровного участка, на котором виден след от вчерашнего обвала дороги, следует резкий спуск к мосту. Пассажиры здесь идут пешком, а водитель показывает чудеса на виражах. И вот мы у моста.
Мост в отличном состоянии, и водитель Юра нам сообщает, что ремонтирует его он сам по осени, т.к. строит на противоположном берегу баню и домик для отдыха туристов, поэтому считает справедливым, собирать с проходящих по 100 рублей с человека… В общем, после аргумента, «что в Москве и туалеты платные», мы решаем не спорить и не жадничать, надеясь, что детские группы здесь пропускают бесплатно, ну а взрослые пусть помогают, кто как может.
Оройский мост – верховья ручья Орой
Переходим р.Чуя на правый берег. Стоит заметить, что правый берег покрыт смешанным лесом с преобладанием лиственниц, а левый практически безлесый.
После моста налево уходит свежая дорога для минитрактора, справа – тропа, по которой поднимаемся мы.
Выходим на пологую лужайку. От неё забираем левее. Далее тропа уходит в лес и поднимается по склону серпантином. На месте первого встреченного костровища устраиваем обед.
Далее по плану поднимаемся до последней ночёвки в зоне леса под перевалом Орой. Тропа после дождя и лошадей разбита.
8 июля. Перевал Орой – долина реки Шабаги
Технические характеристики участков пути
№
|
Участок пути
|
Характеристика пути
|
км
|
Набор / сброс высоты
|
Направление
|
Ходовое время
|
Погода
|
1
|
Верховья ручья Орой – перевал Орой
|
Тропа
|
2,6
|
+210
|
З
|
1-30
|
Перем. облач-ность, град
|
2
|
Перевал Орой – долина реки Шабаги
|
Тропа
|
13
|
-500
|
ЮЗ, З
|
8-05
|
Перем. облач-ность
|
Протяженность пути: 15,6 км
Ходовое время:9-35
Перепад высот:710 м
Верховья ручья Орой – перевал Орой
Утром ясно. Выходим по тропе наверх. Перед самым перевалом видим указатель «Молоко. Хлеб. Пиво. Водка. Сигареты». Нас заинтересовали первые два наименования. В результате у нас появились перевальная лепешка и бутылка вечернего молока.
На перевал ведет разрушенная дорога. Пасётся скот. Седловина представляет собой широкое пространство, поросшее ерником и луговыми травами. Местами болотисто. Записку группы иногда оставляют в пластиковой бутылке на шесте, укрепленном грудой камней. Но мы её там не обнаружили. Свою записку оставлять не стали.
Перевал Орой – долина реки Шабаги
Спускаемся вниз в обход болота на плато Ештыкол: держимся левой стороны. Навстречу нам идут многочисленные детские группы и туча с градом.
Переходим р. Ештыкол первый раз и не можем удержаться от купаний. Группа счастлива!
Идём по правому берегу р.Ештыкол до следующего брода. Он также не представляет сложности: вода прозрачная, дно в мелких камешках, глубина – до середины икры, течение спокойное. На левом берегу обедаем.
Далее спускаемся и траверсируем левый борт реки Шабаги. Тропа то набирает высоту, то сбрасывает. Проходим небольшие прижимы.
Примерно через час от начала траверса выходим на первую стоянку после перехода ручья (переход простой, по камням).
Следующий приток гораздо более бурный, широкий (6-7 м) и полноводный. Его переходим по бревнам.
К вечеру оказываемся на крайней ночевке на р. Шабага. Последнее место, где есть дрова. В низовьях Шавлы их нет, как и больших ровных полян. После стоянки рекомендуется уходить выше по склону в обход болота у слияния Шавлы и Шабаги, выбирая самую левую (верхнюю) тропу на развилках.
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |