...Первая поездка в горы в 1979 году. Она задала направление всей моей дальнейшей жизни. Отныне попасть в горы еще и еще раз стало главным, а все прочие земные бытовые дела отошли на второй план. Может, по этой причине решение этих самых бытовых проблем у меня и выходило проще, чем у рядовых обывателей. Мечта помогала жить..." />
Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Антонина Малама, г. Минск

Безенги 2005,
или Женский взгляд на мужские забавы

Первая поездка в горы в 1979 году. Она задала направление всей моей дальнейшей жизни. Отныне попасть в горы еще и еще раз стало главным, а все прочие земные бытовые дела отошли на второй план. Может, по этой причине решение этих самых бытовых проблем у меня и выходило проще, чем у рядовых обывателей. Мечта помогала жить. Вид облаков в вышине и просто вид голубого неба напоминал о горах, поэтому в трудные минуты я поднимала голову, видела небо и думала: "Но стоят же еще горы! Но попаду же я туда еще!" Значит, нужно жить, сохранить здоровье, силы, оптимизм.

Наша семья сложилась из двух альпинистов. Если двое будут ходить в горы, то кто же детей воспитывать? Муж стал кандидатом в мастера, имеет спасжетон. За спиной много альпинистских сезонов, красивейшие восхождения, участие в чемпионатах, а также шитье и вязание теплой специальной одежды, волнения и долгие тревожные ожидания, спасработы, будни, уходящие друзья.

Все это прокрутилось перед внутренним взором, когда я, онемев, стояла на легендарном Безенгийском леднике, смотрела «вживую» на легендарные Шхару, Дыхтау. Мне хотелось себя ущипнуть.

"Мечтайте осторожно - мечты имеют тенденцию сбываться" (Стругацкие).

Видимо, чтоб оценить силу и красоту своей мечты, мне нужно было попасть в горы именно таким долгим путем, с перерывом более, чем 10 лет, и не по путевке, и не за чьим-то надежным плечом. А еще пережить гибель друзей-альпинистов, близкой подруги - кандидата в мастера спорта по альпинизму, расставание с любимым мужем.

Ну а само пребывание в горах летом 2005 года в районе АУСБ "Безенги" вылилось в такой вот рассказ: "Женский взгляд на мужские забавы".

Альпклуб, называющийся ныне "Надир" (раньше у него было другое название), создала моя подруга - кандидат в мастера спорта по альпинизму, инструктор Екатерина Ковган. В 2004 году она выезжала в горы руководителем спортивных сборов, во время которых и погибла на спуске с вершины пик Германского комсомола. Когда я виделась с Катей в последний раз перед ее поездкой в горы, у нас состоялся такой разговор:

- Хорошее дело, Катерина, делаешь.
- Ты не представляешь, как это трудно!
- Представляю. И могу оценить. В следующем году помогу тебе воспитывать новичков.

Судьба распорядилась по-своему. Новичков сезона 2004-2005 мы воспитывали без Кати, и мне казалось, что не я ей, а она мне незримо помогает. В течение года были тренировки, было много размышлений, споров и разговоров. И вот в мае мы стали списываться с АУСБ "Безенги". Ближе к отъезду к нам обращался не один желающий поехать вместе с нами. Таким мы отказывали. Помня Катины трудности ("Представляешь, некоторых участников я вообще не видела до сих пор!"), я изначально поставила условие: еду в горы либо с теми, кто со мной тренировался в течение года, либо с теми, кого знаю по прошлым восхождениям. Это правило будет действовать в клубе и впредь.

Группа из 17 альпинистов, из них 3 женщины (одна из них - автор этих строк), получилась довольно организованная и дисциплинированная. Предлагерные сборы прошли успешно, и 7 июля вечером, распрощавшись с большой толпой провожающих, мы уехали. Альплагерь также четко и организованно подал автобус на вокзал. Доставили, разместили, покормили горячим ужином. Домики мы не забронировали - планировали жить в палатках. Но одну комнату на всех нам выделили: для женщин, продуктов и снаряжения. Продукты мы привезли с собой, снаряжения у 17 человек было предостаточно, так что хаос в комнате был невообразимый, для женщин места было маловато. Благо, жили в лагере мы совсем мало, только провели скальные занятия - и сразу на выход на 4 дня.

Это был тренировочный выход, где выяснилось, что у нас все здоровы, хорошо переносят набор высоты, умеют готовить и не теряют аппетит в любых условиях. Мы провели снежные и ледовые занятия, сделали совместное для всей группы тренировочное восхождение на 1Б. Далее восхождения были по отделениям. Провели традиционное посвящение новичков в альпинисты. В свободное время ели, пели (не поленились тащить гитару!), любители острых ощущений купались в ледниковом озере и даже пытались заловить на ужин козленка (стадо козлов бесцеремонно бродило между палатками, вылизывало брошенные без присмотра миски). К счастью, козлята оказались проворнее альпинистов.

Далее мы на один день вернулись на базу, где был душ, кормежка в столовой. За этот день подлечили синяки и ссадины, потертые пятки и обгорелые носы, выбрали маршруты для следующих восхождений и сделали еще кучу неотложных дел: досконально изучили меню местных баров, пообщались с новыми знакомыми, позвонили мамам и подругам.

Следующий выход был на ночевки "Джанги-кош" на 7 дней, под Безенгийскую стену. Тут уж начался настоящий альпинизм прямо с подхода, когда несносная пыльная жара сменилась дождем и ураганным ветром при переходе на ледниковую морену, резко понизилась температура. После долгого трудного перехода в таких условиях пришлось ставить палатки. А трое наших товарищей в это время где-то под вершиной противостояли непогоде, отстаивая право выжить. Кое-кто испуганно забился в хижину спасателей, был и такой участник, который решил умереть на тропе, даже не доходя до хижины. Пришлось вернуться, поднести ему рюкзак. Дошел сам.

Буря продолжалась весь вечер и ночь. К утру погода улучшилась. Мы сделали день отдыха, чтоб перевести дух, привести себя в порядок, осмотреться и - замерли... Настолько здесь было все грандиозно, сурово, величественно и непостижимо красиво. Это место на Безенгийском леднике, где мы решили временно пожить и откуда собирались сделать несколько восхождений, вынуждало благоговейно понижать разговор на полтона, воздерживаться от проявления эмоций. Здесь нам пришлось поучаствовать в спасении парня из Питера, с которым накануне успели подружиться, пришлось пережить тревогу за наших товарищей, которые, как мы потом узнали, по причине непогоды 3 дня не могли спуститься, а также связаться по рации с нами или лагерем. К счастью, они потом вернулись живые и здоровые, только очень устали.

Опять возвращение на базу, день отдыха, заявка на следующие восхождения из другого района. Торжественность и грандиозность Безенгийской стены сменили виды неповторимых теплых закатов "Теплого угла".

Пребывание наше в горах перевалило на вторую половину, мы уже стали большие, мы почти научились ходить по горам, вовремя без инструктора вставать, не забывать брать основную веревку на восхождения, быстро собираться и готовить завтрак, не задавать лишних вопросов. Мы стали ценить теплоту наших взаимоотношений и сносить палящие лучи горного солнца. К этому времени несколько человек покинуло нас: один уехал к заболевшей теще, у другого закончился отпуск. Еще пара новичков нашли друг друга здесь, в горах, и уехали продолжать отпуск вдвоем к морю. Что ж, известно, что альпинизм - школа мужества, а иногда и замужества. Уехали еще двое. Они ехали в составе нашей группы, но работали по индивидуальной спортивной программе. Очень скоро грустные, помятые непогодой на трудном маршруте, они пришли к нам. Добрые незлопамятные новички великодушно приняли, щедро накормили, проводили.

У нас же - новичков и 3-разрядников - программа выполнена полностью и с превышением. В эту поездку горы были благосклонны к нам. Погода на всех восхождениях нашей группы была хорошей. Непогода выпадала на переходы и дни отдыха. Даже "холодная ночевка" по организованности и дружной работе группы в тех условиях, по красоте рассвета, которым мы любовались на заоблачной высоте, оказалась неповторимой. Если бы она - холодная ночевка - не оказалась случайной, ее следовало бы спланировать.

Последний день на ночевках можно было сделать днем отдыха. Уставшая и несчастная после предыдущего восхождения я так и собиралась сделать. Но, встав по привычке в 5 часов, отхлебнув горячего кофе, заботливо приготовленного командиром, я поняла, что мне будет грустно, когда товарищи уйдут на восхождение. В общем, впятером мы отправились на пик Архимеда, не спеша, прогуливаясь, как на пикник. Тут у нашей второй дамы заболела ножка, а может, и не ножка, а может, и не заболела, а только почудилось. Счастливый верный рыцарь, грустно посмотрев вверх на горы, повел ее вниз, приложив к своему неподъемному рюкзаку ее рюкзак-косметичку. Ну что ж, альпинизм - школа мужества. Оставшись втроем, мы бодро влезли на высокий "жандарм", оттуда задумчиво посмотрели на Архимеда, все еще далеко маячившего впереди. А нужен ли он нам в этом сезоне? У палаток нас ждут товарищи, чтобы вместе вернуться на базу, ведь послезавтра рано утром отъезд в Минск. Как заманчиво лихо дюльфернуть отсюда!

На крутой снежник и далее по осыпи прямо к нашим палаткам, вон они - рукой подать! Мы так и сделали. Непростительное мальчишество и озорство в суровых условиях гор и при наших-то сединах. Но горы и на этот раз великодушно подтвердили свою благосклонность к нашей группе. Среди камней я даже нашла блестящую ложку, которую тут же подарила любимому командиру взамен утерянной.

Вскоре мы уже дружно спускались по тропе. Участник, который умирал на подходе, на спуске задал темп похоронной процессии. Отобрали у него часть груза и под "Катюшу" весело все вместе прошли крутую часть тропы. На безопасном участке самых резвых отпустили вперед заказывать ужин в столовой. И потом - горячий душ, бар с бесконечным пивом, приехавшими новыми участниками (знакомыми из Минска), с песнями до полуночи. Но это было на следующий день, перед самым отъездом в Минск, а в тот вечер после ужина мы мирно, устало попели в комнате под шум дождя и завалились спать.

Провожать автобус утром вышло лагерное начальство. Я рассчиталась с бухгалтерией, обнялась с начальником лагеря. Прощай, лагерь "Безенги"! Спасибо тебе. Нынешняя поездка в горы была для нас, и для меня лично своеобразным экзаменом. Похоже, мы его выдержали.

В Пятигорске мы зашли на рынок. Одна торговка негромко обратилась ко мне: "Подойдите сюда". Мы подошли. Хозяйка поняла, что мы недавно спустились с гор, и щедро угощала нас. Так же щедро задешево продала нам гору еды - пришлось буквально убегать, чтоб не разорить добрую женщину. Купили еще еды на дорогу и огромный - самый большой - арбуз. Удивительно, но весь этот запас закончился задолго до Минска, а мне казалось, неделю кормиться можно... Нас еще подкармливали альпинисты альпклуба "Зенит", они тоже возвращались в этом же вагоне.

И вот мы в Минске. Целые, живые и здоровые, в полном составе вернулись домой. Альпклуб "Надир" подтвердил свое право на жизнь. Спасибо вам, господа участники и инструктора, спасибо тебе, наш замечательный командир, за сезон в "Безенги". Прощайте "до послевосхождения, до будущей горы". Едва успев вернуться, мы уже строим планы на будущее. "Надир" ждет новых новичков и спонсоров клуба.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru