Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Д.Луговой, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Архызу (З.Кавказ) в августе 2013. Часть 1

ТУРКЛУБ МИФИ

Отчет о горном туристском походе I категории сложности по Западному Кавказу (Архыз),

совершённом группой туристов тур. клуба МИФИ (г. Москва) в период с 3 по 18 августа 2013 года

1. Справочные сведения о походе

1.1. Краткая справка

Вид туризма: горный

Категория сложности похода: первая

Район проведения: Западный Кавказ, Карачаево-Черкесская Республика, Архыз

Сроки проведения: 03.08.13 - 18.08.13

Продолжительность: 16 дней - общая, 12 дней - ходовая часть

Протяженность активной части похода: 101 км (121 км с коэф. 1,2)

Проводящая организация: туристский клуб МИФИ (г. Москва)

Количество участников: 8 человек

Руководитель: Луговой Дмитрий

Контакты

E-mail: dmitry.andreyevich@gmail.com

Страница в соц. сети VK: http://vk.com/dima_lugovoy

Можно задавать вопросы, запрашивать трек и фотографии.

Список сокращений

г. - гора

ГКХ. - Главный Кавказский Хребет

дол. - долина

н/к. - не категорийный

оз. - озеро

ор. - орографически

пер. - перевал

пос. - посёлок

ПСП - ПоисковоСпасательное Подразделение

ПХД. - по ходу движения

р. - река

рад. - радиально

ур. - урочище

ЧХВ. - чистое ходовое время

1.2. Нитка и схема маршрута

Фактическая

База МЧС (ПСП Архыз) – пер. Речепста (1А) – оз. Кяфар – пер. Мылгвал (1А) – пер. Агур (1А) – пер. Федосеева (1А) – пик Динника (рад.) – База МЧС (ПСП Архыз) – долина р. Псыш – пер. Караджаш (1А) – г. Минги Кель Баши (рад.) – пер. Иркиз (1А) – долина р. София (Ледниковая ферма) – пер. Софийское седло (н/к, рад.) – поляна Таулу

Заявленная

Пос. Архыз – т/б Романтик – пер. Речепста (1А) – г. Речепста (н/к, рад.) – оз. Кяфар – пер. Мылгвал (1А) – пер. Агур (1А) – пер. Федосеева (1А) – пик Динника (н/к, рад.) – т/б Романтик – долина р. Псыш – пер. Кара-джаш (1А) – пер. Иркиз (1А) – долина р. София – пер. Софийское седло (н/к) – долина р. София – приют Таулу – пос. Архыз

Примечание: значительных изменений в маршруте не было, описание и причины существующих отклонений см. в п. 2.5.3.

Ссылки на GPS-трек похода: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=rygksssjtewpjksl http://gpslib.ru/tracks/info/45694/Arhiz-13.-ob27edin.-skorrektir..html


Рис. 1.1. Схема похода (фактическая)

1.3. Высотный график


Рис. 1.2. Высотный профиль маршрута

Примечание: График построен по GPS-треку с помощью программы Garmin BaseCamp. Трек скорректирован, удалены ошибочные и лишние точки. Высоты перевалов указаны согласно GPS-треку.

1.4. Технические характеристики

Продолжительность похода: 12 ходовых дней

Пройденное расстояние: 101 км (121 км с коэф. 1,2)

Основные препятствия

Перевалы

6 перевалов 1А, 1 – н/к

Вершины

1 – н/к (пик Динника, радиально с пер. Федосеева)

1 – 1Б (г. Минги-Кёль-Баши, по факту не выше 1А, радиально с пер. Караджаш)

Максимальная высота: 3246 м (г. Минги-Кёль-Баши)

Минимальная высота: 1532 м

Максимальная высота ночевки: 2875 м (стоянка в цирке под пер. Федосеева и Агур)

Средняя высота ночевки: 2148 м

Максимальный дневной набор высоты: 999 м (при подъеме от дол. р. Псыш к пер. Караджаш)

Максимальный дневной сброс высоты: 1650 м (спуск с пер. Федосеева)

Суммарный набор высоты: 6813 м

Суммарный сброс высоты: 6894 м

Примечание: высоты приводятся согласно данным с GPS-навигатора

1.5. График похода

Дата

День пути

Участки маршрута

Высота начальн. и конечн., м

Высота макс. и мин, м

Всего набора и спуска, м

Расстояние, км

ЧХВ

Способы передвижения

03.08.13

В поезде «Москва – Невинномыская»

-

-

-

-

-

поезд

04.08.13

В поезде «Москва – Невинномыская»

Невинномыск – пос. Архыз – Поляна у базы МЧС

-

-

-

-

-

поезд

машина

05.08.13

1

Поляна у базы МЧС (заброска) – слияние р. Дукка и р. Архыз – травянистая полка у притока р. Архыз (Речепста) под пер. Речепста

start 1668

finish 2280

max 2340

min 1640

+980

-367

14,89

3 ч 55 мин

пешком

06.08.13

2

Полуднёвка под пер. Речепста – пер. Речепста (1А) – спуск к оз. Перевальное (2769)

start 2280

finish 2773

max 2889

min 2229

+661

-169

3,73

2 ч 13 мин

пешком

07.08.13

3

Оз. Перевальное (2769) – оз. Рыбное – оз. Кяфар – полуднёвка

start 2773

finish 2345

max 2787

min 2167

+316

-742

7,7

2 ч 19 мин

пешком

08.08.13

4

Оз. Кяфар – пер. Мылгвал (1А) – Пер. Агур (1А) – стоянка в цирке под пер. Федосеева и Агур

start 2346

finish 2875

max 2980

min 2344

+794

-265

6,63

3 ч 10 мин

пешком

09.08.13

5

Стоянка в цирке под пер. Федосеева и Агур – пер. Федосеева (1А) – пик Динника (рад.) – Поляна у базы МЧС

start 2875

finish 1650

max 3182

min 1637

+429

-1650

12,12

4 ч 28 мин

пешком

10.08.13

6

База МЧС (забираем заброску) – поляна Таулу – полуднёвка

start 1650

finish 1572

max 1657

min 1532

+177

-253

6,12

1 ч 31 мин

пешком

11.08.13

7

Поляна Таулу – полуразр. мост перед слиянием р. Псыш и р. Аманауз

start 1572

finish 1698

max 1723

min 1556

+492

-373

12,61

3 ч 2 мин

пешком

12.08.13

8

Полуразр. мост перед слиянием р. Псыш и р. Аманауз – подход к пер. Караджаш, озеро 2554 м

start 1698

finish 2550

max 2551

min 1684

+999

-147

6

3 ч 21 мин

пешком

13.08.13

9

Озеро 2554 м. – Пер. Караджаш (1А) – г. Минги?Кель?Баши (1Б, рад.) – Софийские озёра

start 2550

finish 2815

max 3246

min 2544

+844

-580

7,22

3 ч 27 мин

пешком

14.08.13

10

Софийские озёра – пер. Иркиз (1А) – ур. Ледниковая ферма

start 2815

finish 2062

max 2875

min 1945

+186

-938

5,69

2 ч 28 мин

пешком

15.08.13

11

Ур. Ледниковая ферма – Софийское седло (н/к, рад.) – Ур. Ледниковая ферма, полуднёвка

start 2062

finish 2062

max 2560

min 1986

+815

-815

8,61

3 ч 41 мин

пешком

16.08.13

12

Полуднёвка. ур. Ледниковая ферма – поляна Таулу

start 2062

finish 1572

max 2062

min 1572

+120

-595

9,6

2 ч 11 мин

пешком

17.08.13

Поляна Таулу – пос. Архыз

В поезде «Невинномыская – Москва»

-

-

-

-

-

машина

поезд

18.08.13

В поезде «Невинномыская – Москва»

-

-

-

-

-

поезд

За все дни

-

-

max 3246

min 1532

+6813

-6894

101

(121 км с коэф. 1,2)

35 ч 46 мин

-

Примечания: Высоты приводятся согласно данным с GPS-навигатора. Величина суммарного набора/спуска и пройденное расстояние определялись по треку в программе Garmin BaseCamp.

1.6. Состав группы

Фамилия, Имя, Отчество

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Луговой Дмитрий Андреевич

Горн. 3 к.с. (у)

Руководитель, финансист, фотограф

2

Антипова Марина Вячеславовна

ПВД, лыжн. 1 к.с., альпсборы (значок)

Реммастер

3

Абраменко Дмитрий Борисович

Горн. 3 к. с. (у)

Хронометрист, реммастер

4

Богатырева Ольга Андреевна

ПВД, вело 2 к.с.

Завснар, медик

5

Гейко Роман Вадимович

ПВД

-

6

Коротков Василий Сергеевич

ПВД

Музыкант, летописец

7

Русаков Алексей Борисович

Горн. 3 к.с. (у)

Эколог

8

Степанова Анна Леонидовна

ПВД

Завхоз, фотограф

к.с. – категория сложности у – участник ПВД – поход выходного дня

2. Организация и проведение похода

2.1. Выбор района путешествия

В первую очередь, была выбрана горная область для похода – Кавказ. Причины – район высокий, интересный, красивый и один из самых близких по расстоянию к Москве. Значительная часть Кавказа выходит в состав России, общаться с местными, организовать заезд и выезд не представляет сложностей. Также все мои прежние горные походы проходили на Кавказе, поэтому в качестве района для первого руководства взгляд был обращен, в первую очередь, в эту сторону. На поезде ехать сутки, рейсов множество. Общие финансовые затраты на дорогу и трансфер одни из самых низких по сравнению с другими горными областями. Кавказ хорошо изучен и исхожен, есть большая база данных отчётов и описаний.

Район Архыз был выбран, исходя из следующих аргументов.

  • Знакомый руководителю похода район, уже проходил там горный поход 1 к.с.
  • Хорошо подходит для первого похода начальной категории сложности. Район не очень высокий по сравнению с другими на Кавказе. Множество перевалов 1А, есть большая свобода в вариантах планирования маршрута.
  • Хорошая транспортная доступность. До пос. Архыз ведёт асфальтовая дорога, легко организовать трансфер от ж/д вокзала.
  • Есть база МЧС.
  • Популярность района для походов первой-второй категории сложности, много актуальных отчетов.
  • Хорошие климатические условия.

2.2. Физико-географические и туристские особенности района

«В туризме Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ (от г.Фишт до Эльбруса), Центральный (от Эльбруса до Казбека) и Восточный (восточнее Казбека).

Климат Большого Кавказа определяется его южным расположением, близостью Черного и Средиземного морей, а также значительной высотой горных хребтов. Большой Кавказ является барьером на пути движения масс влажного теплого воздуха с запада. Больше осадков приходится на южные склоны, максимальное количество - в западной части. Северный склон Большого Кавказа в целом суше южного.

Стержень горной системы Западного Кавказа составляет Главный Кавказский хребет (ГКХ). Цепь массивов в многочисленных северных отрогах ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Еще севернее, параллельно ГКХ, тянется Скалистый хребет. К югу от ГКХ выделяют Кодорский, Абхазский (Чхалтский), Бзыбский, Гагрский хребты.

Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Линия ГКХ в середине его протяжения достигает границы леса (2000—2200 м над уровнем моря), около горы Чугуш (3240 м) выходит за 3000 м, а высшей точки достигает в восточной части (гора Домбай&8209Ельген - 4046 м). Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Многие ледники здесь опускаются почти до границы леса. В выработанных древними ледниками каменных чашах множество прозрачных синих и зеленых озер в оправе альпийских лугов, скал и осыпей.

Особенность климата - высокая влажность.

Западный Кавказ - старейший и хорошо освоенный район горного туризма. Технически сложные участки с перевалами до 3А в основном сосредоточены в районе Аксаут-Домбай. Район наиболее предпочтителен для походов 1-3 к. с., но есть возможность построить интересные маршруты 4-5 категории.

Подъезды короткие. Почти по всем ущельям проложены автомобильные дороги, до ряда пунктов имеется автобусное сообщение (из Минеральных Вод, Черкесска, Карачаевска, Зеленчукской, Сухуми, Гудауты, Адлера). В верховья долин и на пастбища по хребтам есть тропы.»

По материалам классификатора высокогорных перевалов («Высокогорные Перевалы», http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/kavkaz.shtml)

«Архыз - климатическая курортно-рекреационная местность, расположенная в долине реки Большой Зеленчук (приток Кубани), на высоте 1450 м. на Архызском участке Тебердинского заповедника. Местность живописна, окружена высокими и крутыми горными хребтами, из которых выделяются гора София (3638 м.), хребты Чегет-Чат (2940 м.), Ужум, Аркасара, Абишира Ахуба, Эхреску (высотой в среднем 2500 м.), гора Косая (2749 м.) и др. Район сильно расчленен густой сетью рек. Основной водной артерией является река Большой Зеленчук с притоками, София, Белая и др. В окрестностях Архыза имеется около 60 горных озер, которые отличаются редкой красотой. Незабываемое впечатление оставляет Софийский ледник, из-под которого с высоты 120 м низвергаются 12 водопадов.»

По материалам из интернета, источник не известен.

2.3. Транспорт (подъезд /отъезд)

2.3.1. Поезд

Между Москвой и Кавказом регулярно курсирует несколько рейсов в день. Ближайшая к Архызу железнодорожная станция остановки дальних поездов – Невинномысская. Стоимость проезда в плацкарте, что туда, что обратно, на август 2013 года составила 2 620 руб. 90 коп. на человека.

Группа отправлялась на Кавказ поездом 062ЧА Москва (Казанский вокзал) – Невинномысская. Отправление 03.08.2013 в 19:50, прибытие 05.08.2013 в 00:42.

Уезжали обратно поездом 143СА Невинномысская – Москва (Казанский вокзал). Отправление 17.08.2013 в 14:04, прибытие 18.08.2013 в 15:38.

Стоить отметить, что, не смотря на не малое количество различных рейсов в Невинномысск и обратно, в «горячий сезон» билеты на удобные поезда раскупают очень быстро. Рекомендуется покупать за 45 дней рано утром на сайте РЖД.

2.3.2. Машина

На ж/д станции, как правило, всегда дежурят водители, предлагающие услуги по трансферу в любой район Кавказа. Однако стоимость таких услуг может оказаться достаточно высокой.

Существует несколько фирм, предоставляющих возможность заранее заказать себе транспорт для подъезда к месту начала похода и отъезда. Часто эти фирмы предоставляют услуги и по оформлению погранпропусков.

Группа пользовалась услугами фирмы «Барс». Телефон / факс: +7 (87879) 58-3-48 моб.: +7 (928) 656 31 40 E-mail: bars@dombai.info

Договаривались посредством электронной почты. Трансфер от Невинномысска до базы МЧС (ПСП Архыз) составил 5500 руб. за машину (со всех). МЧС находится в 10 км от пос. Архыз, непосредственно до посёлка было бы 5000 руб. Обратно от поляны Таулу до ж/д вокзала Невинномысска цена была так же 5500 руб. Машина – Газель. Время в пути около 3-х часов. Водитель встречает у вагона. В предыдущих походах турклуба уже пользовались услугами этой фирмы, никаких нареканий нет. На обратном пути вполне можно попросить остановиться на некоторое время у какого-либо посёлочного рынка, если группа хочет приобрести нечто сувенирное домой.

2.4. МЧС, погранзона, инфраструктура

2.4.1. МЧС

В Архызе построена новая база МЧС (ПСП Архыз) в новом месте (см. Рис. 2.1 и Рис. 2.2). Это теперь территория с большим новым жилым комплексом, вертолётной площадкой, стоянкой и гаражами. Координаты места - N43° 32.275\' E41° 12.128\'.


Рис. 2.1. Въезд на базу (фото со страницы «Архыз информ»)


Рис. 2.2. Поляна рядом с базой (фото со страницы «Архыз информ»)

Приятно обновилась не только база, но и возможные способы коммуникации со спасателями.

Во-первых, появилась страница в социальной сети «В Контакте»: http://vk.com/public41989780 («Архыз информ») На этом ресурсе можно найти информацию о погоде, состоянии дорог, карту расположения водных переправ, погранпостов и других объектов, а также прочую информацию, которая может быть интересна туристам.

Во-вторых, появилась возможность пройти заочную регистрацию в МЧС. Для этого надо на сайте скачать бланк (см. раздел «ссылки» на странице сообщества «Архыз информ»), заполнить и отправить по электронному адресу: acsaut@gmail.com. После этого достаточно будет по прибытии в регион позвонить на пост МЧС, сказать о готовности выйти на маршрут и получить по телефону регистрационный номер, а при завершении похода позвонить, сняться с маршрута.

Оперативный дежурный ПСП Архыз: +79283964787 (Мегафон) или +79632861267 (Билайн) Оперативный дежурный ПСО Черкесск: 88782239060 Начальник ПСП Архыз: 89286591379 (Юрий Ив.)

Также есть возможность связываться со спасателями по рации.

По вышеуказанной почте можно войти в переписку и получить интересуемую актуальную информацию (например, о состоянии переправ через реки). Также информацию можно узнавать по телефону – 89283878840 (спасатель Анатолий Варченко).

На базе можно оставлять заброску, для этого есть даже специально отведенная комната. Никаких «поощрений» при этом не требуется.

Рядом с базой в лесу есть полянка, где установлена специальная большая палатка в несколько секций, в которой может остановиться любой путник! Более того, тут же есть стол, скамейки и на дереве висит розетка в водозащитной коробке! Достаточно места и чтобы поставить свои палатки. Питьевых ручьев рядом замечено не было, до р. Архыз около 300 м. После разрешения воду можно брать на базе. Вокруг лагеря крупные заросли малины и неоднократно были замечены люди с корзинами грибов. Можно попробовать договориться насчёт того, чтобы утомлённые походом туристы смогли помыться на базе в тёплом душе (невиданная роскошь!). В нашем случае сначала пошли просить девушки. Потом пошли парни, но их заведующая хозяйством, немного поворчав, пустила уже за деньги, впрочем, не очень большие.

2.4.2. Погранзона

Территории, прилегающие к Главному Кавказскому Хребту, относятся к пограничной зоне. Существуют зоны, куда пограничники свободно пропустят, если у вас есть российский паспорт, существую зоны, куда нужно заранее оформлять пропуск и наконец, есть территории, запрещенные для прохождений. Границы этих зон каждый год могут меняться. Уточнять можно, например, в ПСП Архыз по приведенным в п. 2.4.1 контактам.

Долина р. Архыз всегда открыта. Долина р. София на момент похода тоже была открыта для свободного посещения. В долине Иркис стоит погранзастава. Туристов, идущих на пер. Караджаш, пропускали без пропусков, если они имели российский паспорт.

Если маршрут затрагивает зоны, куда нужны попуска, то их можно получить бесплатно в Пограничном управлении ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике в г. Черкесск. Но такой способ требует заезда в Черкесск и зависит от расписания работы отделения. Можно заказать оформление пропусков сторонним фирмам. Группа воспользовалась услугами фирмы «Барс», осуществляющей наш трансфер. Тарифы были: оформление коллективного пропуска – 200 руб./чел оформление индивидуального пропуска – 300 руб./чел.

Но, как выяснилось позже, маршрут похода не затрагивал регион, требующий обязательного пропуска.

Обращаю внимание, что для иностранных граждан особые условия пребывания в погранзонах и заявление необходимо подавать за 60 дней до приезда.

2.4.3. Заповедники

Часть района Архыз, а именно долина Кизгыча, входит Архызский участок Тебердинского заповедника. Сюда свободный проход запрещён.

В нашем маршруте, мы не затрагивали зоны заповедников.

2.4.4. Связь

В пос. Архыз стоит сотовая вышка. Сигнал от неё уверенно принимается на базе МЧС, в поляне Таулу, а также в более отдаленных и высоких местах - на склонах, смотрящих в сторону вышки, т.е. в зоне прямого распространения сигнала. Например, связь можно поймать на пике Динника и перевале Федосеева, перевале Караджаш. Вышесказанное проверялось применительно для мобильного оператора «Мегафон». Для этого оператора работает и мобильный 3G интернет.

2.4.5. Инфраструктура района (дороги, жилые места)

На схеме, взятой со страницы «Архыз-информ» (см. Рис. 2.3), желтым отмечены асфальтовые дороги, зелёным – грунтовые, хорошо проезжаемые, коричневым же – дороги, проезд по которым может быть затруднителен (по состоянию на лето 2013).

В долине реки Архыз в 10 км от посёлка располагается база МЧС (см. п. 2.4.1). От базы приблизительно в километре вверх по течению в урочище Верхний Архыз развернулась масштабная стройка горнолыжного курорта. Почти до самой стройки ведёт хорошая асфальтированная дорога. Затем она переходит в грунтовую дорогу, которая в сухую погоду хорошо проезжаема на легковом автомобиле. По дороге постоянно курсируют строительные КамАЗы и легковые автомобили. У слияния рек Речепста и Дукка дорога разветвляется по рукавам этих рек (через Дукку есть мост). Вдоль реки Архыз (Речепста) ведёт такая же грунтовая дорога, тянется она 3-4 км до моста через реку, а затем уходит в сторону перевала Пхия.

Место северо-восточнее слияния рек София и Архыз называется поляна Таулу. Местный центр «матрасного» отдыха на природе. Сюда любят съезжаться компаниями, жарить шашлыки, включать громкую музыку и т.п. По выходным отдыхающие заполоняют территорию поляны и левый (ор.) берег р. Псыш на пару километров вверх по течению относительно моста. Рядом с мостом через р. Псыш раскинулся рынок, ориентированный на туристов (сувениры, айран, хычины, продукты, экскурсионно-развлекательные услуги). Также поляна является пастбищем для скота. Недалеко от моста находится мемориальный комплекс защитникам перевалов Кавказа.

Вдоль реки Псыш левым (ор.) берегом тянется грунтовая дорога до погранпоста, ближе к погранпосту и за ним дорога становится трудно проезжаемой.

Район верховьев р. София, где Софийские водопады, слияние с Ак-Айры, называется Ледниковой Фермой. От поляны Таулу вдоль р. София сюда правым (ор.) берегом идёт грунтовая дорога. Дорога трудно проезжаемая, во время дождей её местами затапливает София. В полукилометре выше слияния с Ак-Айры разбит небольшой туристический рынок (сувениры, еда, баня, конные прогулки). Софийские водопады очень красивы, их посещают достаточно много туристов и отдыхающих.


Рис. 2.3. Схема района со страницы «Архыз-информ»

2.5. О маршруте

2.5.1. Цели маршрута и тактические идеи

Поход задумывался с целью сводить новобранцев турклуба «МИФИ» в их первый горный поход. К затее примкнуло и пара более опытных «бывалых» походников. Из восьми участников новичков было трое, и ещё один приобрёл свой первый горный опыт на альпсборах непосредственно перед походом.

Маршрут планировался спортивным, но в весьма умеренной степени, т.к. первоначально ожидалось, что половину участников будут составлять девушки-новички. В связи с этим дневные переходы получились не очень большими.

Схема маршрута – два кольца. Заброска на базе МЧС (ПСП Архыз).

Первое кольцо – это один из «классических» вариантов маршрута по хребту Абишира-Ахуба, но с одним отличием. В большинстве случаев группы проходили перевалы в обратном направлении, причём очень много отчётов, где группы начинали поход сразу с подъема на перевал Федосеева. Посчитал не целесообразным новичковую группу без акклиматизации, без разминочного первого дня сразу вести на достаточно высокий перевал с крутым подъемом. В связи с этим кольцо строил, начиная с пер. Речепста. Ощущался нехваток актуальных описаний и фотографий прохождения всех перевалов с другой стороны. Представленный отчёт пытается это скомпенсировать.

Второе кольцо также проходит по популярным среди туристов, красивым местам. Из долины р. Псыш через перевал Караджаш к Софийским озёрам, а затем через перевал Иркиз в ур. Ледниковая ферма к Софийским водопадам. Выбрано именно это направление движения (а не обратное), чтобы завершать поход в Ледниковой ферме. Если появляется свободное время, то там есть на что посмотреть, а именно на Софийские водопады.

2.5.2. Альтернативные и аварийные варианты

На маршруте были предусмотрены следующие запасные варианты:

1) отказ от восхождений на вершины Речепста, Динника, Минги-Кёль-Баши

2) после пер. Караджаш отказ от Софийских озёр и Ледниковой фермы, аварийно выйти в дол. р. София по тропе от оз. Верх. Запятая

3) отказ от радиального восхождения на пер. Софийское седло и от осмотра водопадов.

Аварийные пути выхода с маршрута

1) На первом кольце выходить в дол. р Архыз и двигаться к базе МЧС. На автомобильной дороге можно встретить машины отдыхающих или КАМАЗы строителей.

2) На втором кольце по дол. р Псыш до погранзаставы. По дол. р. София до поляны Таулу или до ур. Ледниковая ферма (для возможной экстренной эвакуации там можно взять лошадей).

2.5.3. Заявленный план-график похода и причины изменений

Заявленный график

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

03.08.13

В поезде «Москва – Невинномыская»

-

поезд

04.08.13

В поезде «Москва – Невинномыская «

Невинномыск – пос. Архыз – т/б Романтик

-

поезд

машина

05.08.13

1

т/б Романтик (заброска) – слияние р. Дукка и р. Архыз – подход под пер. Речепста, крутой изгиб р. Речепста

12,5

пешком

06.08.13

2

пер. Речепста (1А) – г. Речепста (н/к, рад.) – спуск к оз. Речепста нижнее

4,5

пешком

07.08.13

3

оз. Речепста нижнее – оз. Рыбное – оз. Кяфар – полуднёвка

7

пешком

08.08.13

4

оз. Кяфар – пер. Мылгвал (1А) – оз. 2753 м. – пер. Агур (1А) – оз. Турье

5

пешком

09.08.13

5

оз. Турье – пер. Федосеева (1А) – пик Динника (н/к, рад.) – т/б Романтик

8,5

пешком

10.08.13

6

т/б Романтик (заброска) – поляна Мостовая – днёвка

7,5

пешком

11.08.13

7

поляна Мостовая – слияние р. Псыш и р. Аманауз

14

пешком

12.08.13

8

слияние р. Псыш и р. Аманауз – подход под пер. Караджаш, озеро 2554 м.

3,5

пешком

13.08.13

9

озеро 2554 м. – пер. Караджаш (1А) – Софийские озёра

4,5

пешком

14.08.13

10

Софийские озёра – пер. Иркиз (1А) – ур. Ледниковая ферма

4

пешком

15.08.13

11

ур. Ледниковая ферма – Софийское седло (н/к) – ур. Ледниковая ферма – полуднёвка

8

пешком

16.08.13

12

ур. Ледниковая ферма – поляна Таулу – полуднёвка

8,5

пешком

17.08.13

Поляна Таулу – пос. Архыз

В поезде Невинномыская – Москва

-

машина

поезд

18.08.13

В поезде Невинномыская – Москва

-

поезд

Значительных отклонений от маршрута не было, изменения носили ситуационный коррекционный характер.

Изменения

1. Вместо «т/б Романтик» - «Поляна у базы МЧС». Как оказалось, на базе гарантированно можно оставить заброску и рядом есть хорошее место для стоянки.

2. 06.08.13: вместо «спуск к оз. Речепста нижнее» - «полуднёвка под пер. Речепста, спуск к оз. Перевальное (2769)». Из-за вынужденной полуднёвки.

3. 08.08.13: оз. 2753 м было ошибочно указано, к нему не было необходимости спускаться.

4. Вместо «поляна Мостовая» - «поляна Таулу».

2.6. Полезные материалы и дополнительные сведения

2.6.1. Полезные онлайн-ресурсы

http://www.mountain.ru/mkk/ Сайт Маршрутно-Квалификационной Комиссии (г. Москва). Большая база данных отчётов, а также официальные положения, классификаторы и прочие документы.

http://westra.ru Сайт турклуба «Вестра» (г. Москва). Удобный каталог перевалов, для каждого из которых есть список отчётов, в которых он встречается. Также на сайте статьи, лекции и прочие материалы.

http://caucatalog.narod.ru Сайт Михаила Голубева. Наиболее обширный и актуальный каталог перевалов и других объектов Кавказских гор. Есть карты в высоком разрешении, на которые нанесены перевалы и прочие объекты.

http://tlib.ru Крупнейшая библиотека отчетов о спортивных походах.

http://wkavkaz.narod.ru/ Карты Западного Кавказа и некоторая другая информация.

http://arhiz.yanval.ru Некоторые материалы по Архызу - описание района, перевалов.

2.6.2. Картографические материалы

Все представленные ниже ресурсы являются свободно распространяемыми.

На ресурсе http://caucatalog.narod.ru (далее будем называть просто caucatalog) представлена хорошая топографическая карта Западного Кавказа (масштаб 1 см – 1 км) с нанесенными на неё перевалами и другими объектами (например, места ночёвок).

Хребтовки Западного Кавказа можно взять с ресурса http://wkavkaz.narod.ru/.

Пожалуй, самым замечательным средством для работы с картами является программа «SAS.Планета» (http://sasgis.ru/sasplaneta/). Это «свободная программа, предназначенная для просмотра и загрузки спутниковых снимков высокого разрешения и обычных карт, представляемых такими сервисами, как Google Earth, Google Maps, Bing Maps,..., Яндекс.карты,…, OpenStreetMap,…, карты Генштаба». Программа позволяет сохранять карты в различных картографических форматах, которые затем можно использовать в навигаторах, а также в других устройствах и программах. Также в программе можно работать с треками и точками.

Наиболее поразительной и весьма полезной оказалась возможность просмотра топографических карт ГосГисЦентра РФ масштабом 1 см – 250 м! В программе они обозначены как «Генштаб->ТопоКарта (Маршруты.ру)».

Также интерес представляют карты проекта «OpenStreetMap» (сокращённо OSM) -www.openstreetmap.org/. Это намного более подробные карты-схемы, чем в популярных ресурсах типа Google Maps, Яндекс.карты. Нанесены многие основные тропинки, некоторые стоянки и прочие объекты, есть режим отображения линий высот (Open Cycle Map).

Для части территории Архыза есть спутниковые снимки с очень высокой степенью детализации (видно вплоть до отдельных деревьев!), представленные ресурсом Bing Maps: http://www.bing.com/maps/.

С картами OSM и Bing Maps также можно работать в «SAS.Планета».

С помощью Google Earth (https://www.google.com/earth/) можно просматривать спутниковые снимки в трехмерном формате ­- очень эффектно, особенно, если хорошая детализация снимков. Есть возможность поверх снимков наложить трек и точки.

2.6.3. Средства работы сGPS-треками

В ходе подготовки отчёта использовалось сразу несколько программных средств для работы с треками и маршрутными точками.

Основная программа – это «SAS.Планета», из которой получены все схемы движения представленного отчёта.

Экспортировав трек и точки в Google Earth, получены схемы движения на спутниковых снимках в трехмерном формате.

Для корректировки трека (удаление ошибок и некоторых лишних точек), склейки нескольких треков, просмотра графика высот и пройденного расстояния использовалась программа Garmin BaseCamp (http://www.garmin.com/en-US/shop/downloads/basecamp).

Сайт GPSLib.ru (http://www.gpslib.ru/) – интернет-хостинг GPS-треков, используется для хранения, просмотра и выгрузки трека в различные форматы, приводит некоторые технические характеристики маршрута. Ключевая особенность, которая и использовалась – удачно реализован интерфейс анализа скоростей, гораздо удобнее, чем в Garmin BaseCamp. По графику скорости можно восстанавливать ходовые характеристики дня (длительности остановок и периоды движения). Сайт требует регистрации, но никакого спама от данного ресурса замечено не было и производит он, в целом, приятное и доверительное впечатление.

Сайт Gpsies (http://www.gpsies.com/) – публичный онлайн-сервис для маршрутов. Использовался при подготовке к походу для создания трека. Ключевые особенности – работа с большим количеством картографических онлайн-ресурсов (в том числе Open Cycle Map, Bing Maps), прокладка маршрута с привязкой к дорогам и тропинкам, сохранение трека в различных форматах.

2.6.4. Дополнительные информация

Примечания о походе и отчёте

Группа оказалась достаточно крепкой по уровню физической подготовки участников. Запланированные дневные переходы давались легко. Шли неплохим и однородным темпом, отстающих не было.

На всём маршруте, если делали стоянку рядом с озером, значит, из этого озера можно было брать чистейшую питьевую воду.

Поход проводился в августе, все перевальные восхождения и спуски были свободны от снежного покрова.

В ходе похода получено большое количество фотографий местности, в том числе много обзорных панорам. В отчёте представлено не всё, дополнительные фотоматериалы можно запрашивать по указанным контактам.

Отчёт носит практичный, техническо-описательный характер. Гитара, песни, варенье, день рождения, блины, стихотворения, книги вслух, задачки по физике, игры и прочий креатив опущены. =)

Технические примечания

На фотографиях высоты перевалов и вершин указаны согласно картам и классификатору с caucatalog.

В сведениях о перевалах координаты даны в системе «WGS 84» в формате ГГ°ММ.МММ'

На карте caucatalog часть реки Архыз выше слияния с Дуккой называется рекой Речепста (на других картах она называется Архыз).

3. Описание маршрута

3.1. Общие характеристики первого кольца

Нитка: База МЧС (ПСП Архыз) – пер. Речепста (1А) – оз. Кяфар – пер. Мылгвал (1А) – пер. Агур (1А) – пер. Федосеева (1А) – пик Динника (рад.) – База МЧС (ПСП Архыз)

Длительность: 5 дней

Пройденное расстояние: 45 км

Суммарные набор и сброс высоты: 3180 м


Рис. 3.1. Схема первого кольца на спутниковом снимке

3.2. Выход на маршрут, подход к пер. Речепста

5 августа

Поляна у базы МЧС (заброска) – слияние р. Дукка и р. Архыз – травянистая полка у притока р. Архыз (Речепста) под пер. Речепста

Подъем

-

Время дня

Утро

День

Вечер

Выход

11.45

Метеорологи-ческие условия

облачно, с прояснениями

переменная облачность

переменная облачность

Обед

13.32

Лагерь

18.46

Отбой

-


Рис. 3.2. Схема движения 5 августа

Ходовая часть дня

Участок движения

Время движения

Примечание

стоянки у базы МЧС – стройка горнолыжного комплекса – место слияния р. Дукка и р. Архыз

11.45 – 12.12

12.20 – 13.12

13.25 – 13.32

Привал у стройки и у ручья перед слиянием Дукки с Архызом

место слияния р. Дукка и р. Архыз – мост через р. Архыз (Речепста)

13.32 – 14.08

Обед у моста

мост через р. Архыз (Речепста) – стоянки под пер. Речепста

15.52 – 16.23

16.36 – 16.58

17.20 – 17.55

18.13 – 18.32

18.40 – 18.46

С 17.55 до 18.13 привал для срочного ремонта снаряжения

Итого за день (ЧХВ):

3 ч 55 мин

Группа приехала поездом на вокзал Невинномысска в ночь с 4 на 5 августа в 0:45. На платформе нас ждал водитель от фирмы «Барс», у которой мы заказывали машину. Приблизительно к четырём часам ночи доехали до новой базы МЧС в долине реки Архыз и встали на ночлег в лесу близ спасателей. Место для стоянки удобное, обустроенное, в п. 2.4.1 приводится подробное описание базы и мест для ночлега. Высота ночёвки 1668 метров.

С утра получили в МЧС регистрационный номер и оставили там же заброску. Для забросок туристов на базе есть отдельная комната, на вопросы о какой-либо плате за хранение, говорят, что нет, ничего не надо.


Рис. 3.3. Автомобильная дорога и стройка горнолыжного курорта в районе урочища Верхний Архыз


Рис. 3.4. Вид на пер. Речепста рядом с мостом через Архыз

В 11:45 выдвинулись на маршрут, начинаем первое кольцо, что пройдет в районе хребта Абишира-Ахуба. Вдоль реки Архыз левым (ор.) берегом тянется автомобильная дорога. От посёлка Архыз до базы МЧС она асфальтовая, далее переходит в хорошую укатанную грунтовую. Выходим на дорогу и идём по ней на запад. В километре от базы, выше по долине, в урочище Верхний Архыз развернулась масштабная стройка горнолыжного курорта. После стройки проходим Лунную поляну, здесь открывается вид на перевал Федосеева, с которого мы будем спускаться, завершая кольцо. По дороге периодически ездят КамАЗы. Доходим до слияния р. Дукка и р. Архыз (на карте caucatalog часть реки Архыз выше слияния называется рекой Речепста). Продолжаем движение по грунтовой дороге вдоль левого ор. берега Архыз. Река и дорога делают 90-градусный изгиб вправо (ПХД). Дорога по-прежнему широкая автомобильная. Доходим до моста через Архыз (Речепсту), где дорога переходит на другой берег. Переходим и делаем обеденный привал. Путь от базы МЧС занял около 2 часов 20 минут (с двумя привалами по дороге), темп движения нормальный, задержек и медленно идущих нет. Место привала справа (ПХД) от моста, есть костровище, вокруг деревья, создающие тень, валяется немного мусора. Воду берём из речки, рядом есть и ручей. Отсюда открывается вид на перевал Речепста. Высота – 1865 метров.

После моста автомобильная дорога начинает уходить на запад в сторону Пхии. Для подхода к перевалу Речепста следует по натоптанной скотопрогонной тропе подниматься на холм между рекой и дорогой. Вдоль реки идти не следует, там тропы заканчиваются, и начинается каньон. Движение начали в 15:52, путь постепенно набирает высоту над рекой.

Шли по тропе, сверяясь с картами и навигатором. На картах OSM и ГосГИСа эта тропа обозначена, что позволяет не сбиваться с направления. Однако на одном из разветвлений ушли по тропе параллельной относительно планируемой, через некоторое время выбранная тропа разбрелась и затерялась. Движемся траверсом по травянистому склону и через некоторое время снова выходим на нужную тропу (см. Рис. 3.5, синим отмечен правильный путь).

Склон травяной, деревья растут лишь со стороны подъема, вокруг пасётся скот. После 90-граудсного изгиба налево (ПХД), тропа идёт траверсом по склону, а потом постепенно снижается, доходя до реки. Перед большим ручьем, который впадает в Архыз (Речепсту), видим большую ровную травянистую площадку, устраиваем там ночлег (координаты - N43° 36.082\' E41° 05.578\'). Время – 18.46, т.е. переход от моста занял около трёх часов. Мест для палаток много, рядом протекают ручейки. Высота ночевки 2280 метров.


Рис. 3.5. Схема движения от места обеда до ночёвок


Рис. 3.6. Начало подъема по тропе на склон


Рис. 3.7. Продолжение подъема


Рис. 3.8. Стоянка под пер. Речепста


Рис. 3.9. Вид на долину Архыза со стороны подъема на пер. Речепста

3.3. Перевал Речепста

Категория трудности

1А (фактическая и по классификатору)

Высота

2889 м (по GPS)

3000 м (по офиц. классификатору)

2892 м (по caucatalog)

Характер перевала

Травянисто-осыпной (по факту прохождения)

Скально-осыпной (по классификатору)

Расположен

Хребет Абишира-Ахуба, в километре восточнее вершины Речепста

Ориентация

Север – Юг

Соединяет

Верховья рек Зап. Кяфар и Архыз (Речепста).

Номер в классификаторе

4.1.8

Координаты по GPS

N43° 36.904\' E41° 06.183\'

Прохождение

6 августа 2013 года со стороны р. Архыз.

Описание дается от стоянки напротив склона перевала до оз. Перевальное (2769)

Снята записка

Группы туристов из Харькова, Киева, Черкасс, Запорожья под рук. Ломова С.А. от 3 авг. 2013 г.

Необходимое снаряжение

-

Примечания

С восточной стороны от перевала пологая вершина, за которой седловина перевала Речепста-Восточный (по caucatalog) или по-другому - Репечста?ложный, туда иногда ошибочно выходят туристы. Сложность 1А?1Б. С Речепста-Восточный в южную сторону более крутые сбросы вниз.

С южной стороны

Внизу параллельно хребту Абишира-Ахуба протекает река Архыз (Речепста). Весь южный склон перевала травянистый, при подъеме крутизна до 20-25 градусов. Во время подъема на перевал или спуска в долину в качестве ориентира может служить то, что правильный путь будет на участке между двумя ручьями (см.Рис. 3.12). Седловина перевала широкая, заключена между небольшими пологими вершинками. Подходить к перевальному седлу следует с левой (ПХД) его стороны, там можно выйти на тропинку. Перевальный взлет травянисто-осыпной, крутизной до 20 градусов.

Седловина

Очень широкая, ровная, травянисто-каменистая. Дует сильный ветер с южной стороны. Воды нет. На момент похода (август 2014) снега не было. Для возможной разбивки лагеря лучше спуститься 100 м вниз к оз. Перевальное (оз. 2769), что с северной стороны перевала.

С северной стороны

Северный склон травянистый с мелкой осыпью, сразу под перевалом располагается цепь озёр, которые служат истоком безымянной реки, притока реки Кяфар. Вдоль рукава реки идет тропа. Перевальный взлет травянисто-осыпной до 100 м крутизной до 15 градусов. Из озёр ближе всего к седловине оз. Перевальное (оз. 2769). На его берегах множество мест для разбивки лагеря.

6 августа

Полуднёвка под пер. Речепста – пер. Речепста (1А) – спуск к оз. Перевальное (2769)

Подъем

-

Время дня

Утро

День

Вечер

Выход

16.15

Метеорологи-ческие условия

малооблачно

переменная облачность

облачно

Обед

-

Лагерь

19.25

Отбой

-


Рис. 3.10. Схема движения 6 августа

Ходовая часть дня

Участок движения

Время движения

Примечание

стоянки под пер. Речепста – седловина перевала Речепста

16.15 – 17.00

17.10 – 17.38

17.50 – 18.20

18.27 – 18.40

Вынужденная полуднёвка

седловина перевала Речепста – стоянка у оз. Перевальное (оз. 2769)

19.08 – 19.25

Итого за день (ЧХВ):

2 ч 13 мин


Рис. 3.11. Подъем по склону


Рис. 3.12. Южный склон перевала Речепста, схема подъема

В этот день пришлось сделать полуднёвку из-за болезни одного из участников. В 16:15 группа выдвинулись на перевал Речепста. Спускаемся от стоянок к реке Архыз (Речепста) к тому месту, где в неё впадает ручей с нашего склона, переходим речку по камням. Начинаем подниматься серпантином по травянистым склонам. Ориентир – подъем должен заключатся между двумя небольшими ущельями с ручьями. У перевального взлёта выходим на тропинку. Взошли на седловину за 2,5 часа (в 18:40), темп держали неплохой, девушки молодцы.

Стоит отметить, что накануне во время вынужденной для группы полуднёвки, часть участников успела налегке радиально сбегать на перевал и заодно посетить соседний перевал Речепста-Восточный.

На перевале был очень сильный ветер, наполз туман, стало промозгло. От запланированного восхождения на вершину Речепста отказались. Для половины группы это был первый горный перевал, я оперативно (т.к. было ветрено и холодно) провёл для них обряд посвящения в горные туристы.

В 19:08 начинаем спуск с перевала, он не представляет какой-либо сложности, склон некрутой травянисто-каменистый. Через 15 минут доходим до ближайших озёр под перевалом (оз. Перевальное и маленькое озерцо рядом). У озёр можно найти несколько удобных мест для стоянок . Мы останавливаемся на перемычке между водоемами у берега меньшего из них (координаты N43° 36.955\' E41° 06.669\'). Ветер значительно слабее, чем на перевале. Высота ночевки 2773 м.


Рис. 3.13. Тропа, ведущая к седловине. Туман


Рис. 3.14. На седловине. Новички перед посвящением


Рис. 3.15. Лагерь


Рис. 3.16. Северный склон перевала. Схема спуска (фото сделано во время незапланированного дневного радиального восхождения)

3.4. Переход между перевалом Речепста и перевалом Мылгвал

7 августа

Оз. Перевальное – оз. Рыбное – оз. Кяфар – полуднёвка

Подъем

-

Время дня

Утро

День

Вечер

Выход

10.10

Метеорологи-ческие условия

облачно

облачно, временами дождь

облачно, временами дождь

Обед

13.35

Лагерь

13.35

Отбой

-


Рис. 3.17. Схема движения 7 августа

Ходовая часть дня

Участок движения

Время движения

Примечание

стоянка у оз. Перевальное (оз. 2769) – слияние рек у оз. Рыбное

10.10 – 11.15

11.24 – 11.47

слияние рек у оз. Рыбное – стоянка у оз. Кяфар

11.56 – 12.13

12.29 – 12.51

13.13 – 13.35

Итого за день (ЧХВ):

2 ч 19 мин

Выходим в 10:10. Погода – сильная облачность. Следующий перевал, который нам нужен – Мылгвал. Через перевал Семнадцати (1Б, 2956) мы не пойдем, а будем обходить хребет, на котором он находится. Спускаемся ко второму озеру (оз. Глубокое, 2582). Спуск травянисто-осыпной, местами крутизной до 20-25 градусов (см. Рис. 3.19).


Рис. 3.18. Спуск к оз. Глубокое


Рис. 3.19. Спуск к оз. Глубокое (крутой участок)

Из озера вытекает река, которая, стекая вниз по долине, впадает в р. Кяфар. Ниже места слияния раскинулось оз. Рыбное. Вдоль правого (ор.) берега реки, вытекающей из оз. Глубокое, до места слияния рек тянется тропа, по которой мы и продолжаем движение.


Рис. 3.20. Спуск по тропе отходящей от оз. Глубокое


Рис. 3.21. Долина ниже оз. Глубокое

К 11:47 доходим до слияния рек у оз. Рыбное. Облачно, горы в тумане (облаках). Высота 2170 м, т.е. сброс высоты с мест ночёвок – 600 м. Время, затраченное на спуск - 1,5 часа, задержек не было, промежуточный привал – 10 минут. Огибаем хребет справа (ПХД) и поднимаемся к оз. Кяфар вдоль тропы, что идет правым (ПХД) берегом р. Кяфар, вытекающей из озера.


Рис. 3.22. Озеро Рыбное


Рис. 3.23. Огибаем хребет


Рис. 3.24. Начало подъема к оз. Кяфар


Рис. 3.25. Долина-«ступенька» перед оз. Кяфар

Тропа ведёт вверх до озера, подъем травянистый, периодически встречаем стада пасущегося скота.

В 12:51 выходим к озеру Кяфар справа (ПХД) от реки, вытекающей из него, переходим вброд реку (глубиной по щиколотку) и движемся по тропе вдоль левого (ПХД) берега озера. Дойдя до дальней северной оконечности озера, останавливаемся, разбиваем лагерь, готовим обед (координаты - N43° 36.757\' E41° 09.104\'). Полуднёвка. Время – 13:35, на подъем от места слияния рек до оз. Кяфар ушёл 1 ч 50 мин. После обеда периодически идёт дождь. Место для стоянки ровное, рядом с озером, мест для палаток множество, следует только обращать внимание на «лепешки», оставленные пасущимся здесь скотом. Высота – 2345 м.


Рис. 3.26. Озеро Кяфар. Вид с северной оконечности


Рис. 3.27. Путь к стоянке и затем от стоянки в сторону пер. Мылгвал


Рис. 3.28. Стоянка у оз. Кяфар и панорама склона к югу от озера

8 августа

Оз. Кяфар – пер. Мылгвал (1А) – Пер. Агур (1А) – стоянка в цирке под пер. Федосеева и Агур

Подъем

-

Время дня

Утро

День

Вечер

Выход

10.23

Метеорологи-ческие условия

переменная облачность

облачно, временами дождь

облачно

Обед

14.44

Лагерь

18.27

Отбой

-


Рис. 3.29. Схема движения 8 августа

Ходовая часть дня

Участок движения

Время движения

Примечание

оз. Кяфар – пер. Мылгвал

10.23 – 10.46

10.56 – 11.18

11.32 – 12.00

13.18 – 14.10

пер. Мылгвал – пер. Агур

14.30 – 14.44

16.55 – 17.21

Обед в 14.44

пер. Агур – стоянка в цирке под пер. Федосеева и Агур

18.02 – 18.27

Итого за день (ЧХВ):

3 ч 10 мин

Подъем, в 10:23 начинаем движение, от стоянок уходим влево, вверх, в сторону перевала Мылгвал. Начинать подъем лучше справа (ПХД) от расщелины (см. Рис. 3.30). Склон травянистый, не сильно крутой, есть тропа, которая, правда, местами теряется.

Погода утром – сильная облачность, без дождя.


Рис. 3.30. Путь в сторону пер. Мылгвал от оз. Кяфар


Рис. 3.31. Подъем по склону от оз. Кяфар в сторону оз. Проавльное


Рис. 3.32. Панорама долины с озером Кяфар

Через 50 минут (в 11:15), набрав 260 метров, выходим на пологую «ступеньку», небольшую долину, на которой раскинулось озеро Провальное (2600 м.) и ещё несколько мелких озёр. На их берегу много площадок для возможной организации бивуака.

Оз. Провальное любопытно тем, что вода из него низвергается в провал в земле, и по подземному тоннелю глубиной около 200 метров выливается прямо в оз. Кяфар!


Рис. 3.33. Вид на долины-«ступньки» с озёрами


Рис. 3.34. Подземный сквозной провал


Рис. 3.35. Водопад, низвергающийся в провал, вода из которого вытекает в оз. Кяфар


Рис. 3.36. Долина-«ступенька» с озером Провальное и путь к пер. Мылвал

Насмотревшись и пофотографировав у провала, в 11:30 продолжаем движение в сторону пер. Мылгвал. Огибаем озеро с левой (ПХД) стороны и по травянисто-осыпному склону по тропе поднимаемся к следующей «ступеньке», к озеру раскинувшемуся в цирке под пер. Мылгвал.

3.5. Перевал Мылгвал

Категория трудности

1А (фактическая и по классификатору)

Высота

2833 м (по GPS)

2800 м (по классификатору)

2848 м (по caucatalog)

Характер перевала

Скально-осыпной (по факту прохождения и по классификатору)

Расположен

Хребет Абишира-Ахуба, северо-восточнее вершины 3063 м

Ориентация

Запад – Восток

Соединяет

Ущелье с озером Кяфар с истоками реки Кяфар-Агур

Номер в классификаторе

4.2.5

Координаты по GPS

N43° 35.872\' E41° 10.382\'

Прохождение

8 августа 2013 года со стороны р. Архыз.

Описание дается от озера с западной стороны (оз. 2765 м) до спуска в цирк между перевалами Мылгвал и Агур

Снята записка

Группы туристов МБОУ ДОД «ДЮСШ» (МКК т/к «Абрис») г. Королёв (Московская обл.) под рук. Кравченко Н.И. от 8 авг. 2013 г.

Необходимое снаряжение

Каски, ледорубы или трекинговые палки

Примечания

С западной стороны Под перевалом как в котловине раскинулось озеро 2765 м, с трех сторон окруженное горами. С западной оконечности водоема, со стороны седловины крутые скальные сбросы. С северной оконечности озера склон крутизной 30 градусов с крупноблочной сыпухой, с южной оконечности бараньи лбы. Идти можно как по камням осыпного склона, так и по полкам бараньих лбов. Перепад высот между озером и седловиной – 115 м.

Седловина Достаточно широкий травянистый участок гребня с вкраплениями осыпи, при желании можно поставить палатки. Внизу с восточной стороны есть озеро.

С восточной стороны Перевальный взлёт слабо выражен, почти без набора высоты, есть тропа. Под перевалом небольшое озеро. Характер склона – мелкая трава с камнями, осыпью. Подъем/спуск с этой стороны какой-либо сложности не представляют.

К моменту похода (август 2013) снега на перевале почти не было.


Рис. 3.37. Путь подъема на перевал от оз. 2765 м

В 12:00 группа выходит в предперевальному озеру 2765 м. Здесь есть небольшая площадка для палаток.

Как было упомянуто, на перевал можно идти двумя путями: слева от озера по крутой крупнокаменистой сыпухе или справа по полкам бараньих лбов.

Начался дождь, я оставил группу под тентом пережидать непогоду, а сам сбегал разведать путь справа, по участку старых полуразрушенных «бараньих лбов». Мне этот путь совсем не понравился. Выбрать безопасный маршрут было проблематично, встречались участки, прохождение которых с рюкзаком было бы неприятным, тем более в сырую погоду. К тому же этот путь заставлял забираться выше уровня самого перевала.


Рис. 3.38. Вид на цирк с озёрами 2765 м, Провальное, Кяфар

Дождь закончился и мы в 13:18 выдвинулись на перевал, обходя озеро слева (ПХД). Здесь склон потенциально может быть камнепадопасен, но никаких камнепадов, ни пока пережидали непогоду, ни во время движения, не было, и в просмотренных до похода отчётах тоже никаких упоминаний. Однако внимание ослаблять не стоит.

Склон – осыпь крупных камней, наклон 30 градусов. Снега почти нет. Аккуратно траверсируем склон, постепенно набирая высоту. После травяного участка и перед бараньими лбами лучше заранее резко набрать высоту, чтобы не идти потом по крутой сыпухе у бараньих лбов.


Рис. 3.39. Траверс склона в начале подъема на Мылгвал


Рис. 3.40. На седловине


Рис. 3.41. Седловина и озерцо с восточной стороны

К 14:10 выходим на седловину перевала, высота – 2833 м. ЧХВ от оз. Кяфар до седловины – 2 часа. Перевал окутало облако. Съедаем положенный перевальный шоколад, и в 14:30 по совсем простому, не крутому склону спускаемся по тропе вниз. Следующая наша цель – перевал Агур. Цирк между перевалами Мылгвал и Агур представляет собой висячую долину, сильно изрезанную моренными валами. Есть несколько озёр и ручьев.

Спустившись в цирк, на одной из морен устраиваем обед. Время – 14:44, высота – 2815 м.


Рис. 3.42. Вид на цирк между перевалами Мылгвал и Агур со стороны пер. Мылгвал

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru