Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону
Идея Владимира Башкирова
Сычуань, Юннань, Ньингчи /Кхам/ - взболтать, но не перемешивать...
Экспресс экспедиция в малоизвестные /прежде всего для россиян/ горные районы Китая.
Решние ехать в экспедицию было принято после того как источники в Китае мне сообщили, что в следующем году возможно откроют район Ньенчентангла Восточная, хотелось определиться с будущими объектами для восхождений.
Что в моем понимании имеет ценность? Наверное то, что вдохновляет своей уникальностью двигаться к нему через преграды. В нашем мире серийного производства, когда тиражируются не только вещи, но смыслы и образы, поиск подлинного, незатронутого билибердой шума становится важной частью реализации. Для меня альпиниста и исследователя это конечно прежде всего новые малоизвестные горные районы и харизматичные непройденные вершины и стены.
Экспедиция получилась разноплановой, мы /а мы были только вдвоем с Сергеем Шмигельским/, конечно прихватили с собой снаряжение, но оно пригодилось только в Лаоджуне /Юннань/.
В Сычуане мы обследовали малоизвестное в нашей русской среде ущелье Шуанг /Shuangqiao/, не обошли вниманием и более известное соседнее Ченпинг, верховья обеих ущелий были сильно заваленны снегом. Но мы все же сделали попытку проникнуть в Ченпинг с полными рюкзаками, чем завершилась попытка это отдельная история про уже, к сожалению для некитайцев, сформировавшуюся систему китайских национальных парков и китайского туризма в целом.
Вторым пунктом нашей программы стал нациаональный парк Горы Лаоджун /Laodjunshan/ в Юннане, близ административного центра Лицзян. Здесь в 2011 году произошли тектонические сдвиги в сознании местной администрации и она, т.е. начальство разрешило в парке Лазить!!! Район только начал развиваться как альпинистский и скалолазный и про него в мире пока мало известно. Думаю, мы были первыми из России, кто пролез на этих скалах свои первые питчи. В 2012 году здесь прошел фестиваль трэда, участники освоили ближние стены /на всех маршрутах пробиты только станции/ и даже выпустили гайдбук. Надо отметить, что скалолазание здесь традиционно, местный малый народ Лису, с давних пор лазил по скалам, пробавляясь бортничеством. Парк занимает немалую территорию, скальные вершины сложенны в основном из красного прочного известняка с хорошим трением, пронизанного во многих местах трещинами различной формы и сложности. После уплаты входа в парк к тебе никто больше не пристает. Можно спокойно жить в деревне Лиминг. Для любителей виаферрат здесь пробиты два довольно напряженных маршрута. В глубине парка имеются вершины до 4500м.
1000 Черепах, Горы Лаоджун, Юннань.
Перепады стен от 50 до 400 м.
На Диннер волл под карнизом.
Структура скал.
После Юннаня мы вернулись в Чэнду, где наконец были готовы наши разрешения на посещение района озера Басонг /Basum tso/ в горах Ньенчентангла Восточная. Этот район был долгое время закрыт для некитайцев вообще, сейчас в него дозированно пускают иностранные группы. Но условия пребывания могут поменяться в любой момент по прихоти местной администрации, которая действует по принципу "как бы чего не вышло".
Японский исследователь Томотсу Накамура, первый широко известил международный альпинистский мир о невероятном количестве нехоженных вершин /пятитысячников и шеститысячников/ этого района, назвав его Тибетскими Альпами. Все восхождения, которые были успешно совершены после этого до закрытия Восточного Тибета /Ньингчи/ в 2008 году можно пересчитать на пальцах одной руки.
Больше всего в районе поражает концентрация на относительно небольшой площади красивых, интересных вершин, на которых еще никто не был.
Пятитысячники и шеститысячники к северу от западного берега озера Басонг.
Пока безымянная вершина около 6000 м., район озера Басонг.
p.6190, к СВ озера Басонг.
К сожалению, наше пребывание в районе внезапно, при всех выправленных бумагах, было ограниченно местными властями с 6 до 1 дня. Это не дало нам возможность реализовать первоначальный план детального исследования двух ущелий, раскрывающихся к озеру. Тем не менее кое что нам сделать удалось, мы пронеслись вдоль озера бешено выхватывая в объективы, периодически проглядывающие сквозь вуаль облаков, заснеженные островерхие пики. Поздним вечером за 100 км. от Басум цо, нас поселили /не с первого раза/ в гостиницу в ненормативном населенном пункте в присутствии полицейского, такой жести я даже в Тибете до сих пор не видел. Да до самих стен в районе Ньингчи мы не добрались, нас перевезли ближе к Лхасе и дали возможность обследовать другой район на западе Ньенчетанглы.
Дедром, район в 150 км. на северо-запад от Лхасы.
Скальные пики сложенные известняком.
Сергей и Тибетцы, на удивление, здесь не было никаких ограничений на общение с местными. Кстати очень открытые, сердечные люди.
В этом районе Тибета также нет особых ограничений на неофициальные восхождения, вершины близки к 6000 м.
Национального парка нет, можно сделать восхождение на любую вершину, но той красоты и харизматичности, как и необходимой сложности пиков, что на востоке Ньенчентанлы здесь, увы, нет.
Настоящей жемчужиной региона Ньингчи конечно является Намчабарва 7782 м., это одна из самых величественных вершин Восточных Гималаев, именно вокруг нее Ялунг Тзанпо делает крутой изгиб, чтобы потом устремиться на юг и превратиться в Брахмапутру. Ее западная стена один из самых красивых вызовов будущим восходителям.
Район пока наглухо пркрыт, после 1992 г. когда японцы уговорили китайцев сделать для них исключение, оплатив это исключение 50 ю крузерами.
Кроме Ньенчетанглы и района Намчабарвы и Гьялапери в Восточных Гималаях имеется еще совсем мало обследованный район Кангри Гарпо, это огромная горная страна на ЮВ Тибета /бывшей провинции Кхам/. Ближе к Юннаню также примечателен район пика Геньен, это практически продолжение знаменитого хребта Мейли с сакральной и не пройденной Кавагебо.
Постоянные партнеры проектов: НОВОЕ СОДРУЖЕСТВО, НПФ БАСК
|