Автор: Денис Урубко, Рязань
Фитнес
Вытянув руку, я нашел интересный «хват». Места для правой ладони было явно мало, но, придавив, удалось удержать себя в равновесии… едва-едва… только чтобы не соскользнуть. Ногами я четко расположился – порадовала интеллектуальная постановка правой ступни, с разворотом «внутрь». Вау! Какой умник! Но руки… руки плыли, а теперь на это место предстояло делать шаг. Зацепов не было. Бицепсы крутило жгутами от напряжения, бугры выпирали под кожей. Запястья скрипели в невероятной нагрузке – через боль. Я изо всех сил тянул левой рукой за крохотную точку, и отрешенно наблюдал за игрой мышц. Было ощущение, что тело стало рельефным пособием по анатомии. Что дальше? – лихорадочно соображала голова. Требовалось нестандартное решение… метром выше словно в другом измерении видна была «дырка» под карнизом. В скальном блоке крохотный зацеп для двух пальцев… именно за него надо было взять. Но! – невозможно.
- - Как ты это сделал? – потом спросила моя жена. Она страховала, выдавала веревку. – Там же выход через нависание!
- - Чуть-чуть подумал, - улыбка получилась победной. – И чуть-чуть напрягся.
- - Чуть-чуть?! – засмеялась Ольга. – Ты бы себя видел! Весь мышцами покрылся, даже волосы дыбом. А на лице не свойственное тебе выражение мысли, как у Эйнштейна.
Итак, это СКАЛОЛАЗАНИЕ. В базовом, так сказать, современном виде.
- 1. Интересно? Да.
- 2. Трудно? Обязательно.
- 3. Рискованно? Ровно настолько, чтобы НЕ было опасным.
Вот основные составляющие. Следует понимать, что в современном скалолазании упразднены детали, которые делали его «натуральным». Найден компромисс, позволяющий заниматься интересной активной деятельностью на природе практически безопасно. То есть – приключение, тренировка, игры разума, нервы и хорошая компания в хорошей обстановке.
Сперва, отправляясь в новый скальный район приходится искать информацию, штудировать описания, изучать дороги, пути подхода-отхода. Как, например, добраться до «Писаных скал» на реке Или? Где расположен скальный массив «Лесничество»? А если в другую страну… Турцию. Или Италию! Придется говорить на чужом языке среди чужой культуры и обычаев. И при этом искать дорогу в… (различные варианты). Кто хочет (для примера), может прямо сейчас попытаться «просчитать» для себя путь из Алматы на очень известный скальный массив Корналба. И понять, как пожить там пару недель.
Кроме того, после тренировок положен законный отдых. И есть возможность заняться изучением достопримечательностей в окрестностях. Разглядывать старинную крепость в Бергамо, или любоваться наскальными рисунками на берегу реки Или. А еще можно в ней купаться сентябрьской порой, когда вода напоминает парное молоко, или растворяться в майском Средиземном море возле скал Муццероне. Ах! Эти чудесные белые пляжи под стенами старинных замков! Приключения обеспечены.
Если не задаваться сложными вопросами, а принять мысль, что человек произошел от обезьяны, становится понятно, насколько скалолазание естественно. Все движения, рывки, статика – они изначально «прописаны» в каждой мышце. Нет, пожалуй, более гармоничного вида спорта, развивающего каждый сантиметр тела. И трудно отказаться от него, когда чувствуешь отдачу от проснувшихся вековых инстинктов. Это упоение своими возможностями в пластике похоже на танец. На жестко подобранные акробатические этюды с музыкой в сердце.
Задача раскинуть мозгами в поисках оптимального решения тоже доставляет удовольствие. Иногда бывает достаточно грамотно расположить ноги, или перенести вес тела десятью сантиметрами в сторону. И сразу все меняется! И место, которое ты не мог пролезть напряжением всех сил, дается просто. Или, невидимый глазу ранее, откроется новый зацеп. А может, просто начнет сказываться опыт – наработанная техника лазания. И тогда все движения вложатся в четко рассчитанный вектор. Приходит понимание, что полгода тренировок затрачены не зря. Великолепное чувство самоконтроля и владения телом не сравнимо ни с чем. Такое за деньги не купить. В карты не выиграть. Родственники не подарят.
Кстати, об азартных играх! Человеку, который любит долю риска в приключениях, очень интересным покажется шанс «пройти по грани». То есть, делать интересное движение, не зная, чем оно завершится. Или повиснуть на усталых пальцах, мечтая, чтобы они выдержали нагрузку. А если нет? Риск падения придает тренировкам некоторую изюминку. При том, что он практически безопасен.
На скалах, если ты «работаешь» стандартно, с веревкой, крючьями и внимательным напарником, возможности для суицида минимальны. Гораздо проще убить себя штангой, попасть в аварию на велосипеде, захлебнуться в акваланге или покалечиться при выполнении гимнастического номера. Максимум, на что способен зазевавшийся скалолаз – сломать себе что-нибудь. Причем, для этого надо очень постараться.
Стандартные трассы коротки – начинаются от земли и заканчиваются через 20-30 метров. То есть, всегда есть возможность вернуться вниз – в любом, даже самом экстремальном случае. Потому что стандартная длина веревки – шестьдесят метров, для варианта «туда-обратно». Маршруты оборудованы стационарными скальными крючьями. То есть, они забиты «на-веки-вечные» добрыми людьми, которые хотели сделать Вашу жизнь приятнее. И выдерживают нагрузку около полутора тонн.
- - Сколько стоит твой вид спорта? – спросил меня как-то дайвер на берегу моря.
- - Купить веревку, пару десятков карабинов, восьмерку, скальные туфли и пакет магнезии, - пожал я плечами. – Легко вложишься в триста евро.
Он с грустью поглядел на свои баллоны и насосы, вспомнил аренду катера.
- - А научить! Инструктор нужен, – озарило его. – У вас дорого?
- - Не думай. Вокруг всегда будет много народа, друзей… обязательно научат.
Как я уже писал, важным фактором является напарник. Лучше всего, конечно, открывать новое вместе с девушкой, любимой, женой, подругой. Тогда познание окружающего мира и самого себя является зеркалом ЕЕ возможностей. Черпать радость и вдохновение из счастья дорогого человека. Помните? – горе на двоих, это полгоря, а радость на двоих, это двойная радость. Встречать рассветы, провожать падающее в океан солнце, чувствовать глоток вина, вдыхать горный ветер… Романтика отношений придает особый вкус приключениям. Существование «на острие» физических нагрузок, обнажаясь нервами – момент достаточно деликатный, и поэтому поддержка слабых рук дорогого стоит.
Однако, с закаленным скалолазом-приятелем, который выдерживает неимоверные нагрузки, путешествовать не менее интересно. Тогда возникает своеобразное духовное родство, люди живут одними целями, помогая друг другу. Словно воины древности вы преодолеваете препятствия, «завоевываете» города, покоряете сердца девушек. В общем, рискуете и бездумно прожигаете жизнь подобно далеким предкам. Не думая о завтрашнем дне, не помня вчерашнего. Такие периоды погружают человека в транс, делают философом.
- - Здесь проложены несколько трэдовых линий, - сказал Симоне.
- Мы катили с ним по садам и виноградникам Южного Тироля. То есть «прожигали»… или «зажигали» - уж как кому больше нравится! Вокруг поднимались крутые скальные стены. Местный народ жил в горном раю, впрочем, не догадываясь об этом. Зато Симоне Моро знал, куда направить колеса автомобиля. И какую трассу предстояло осилить.
- - Трэд? Ты поэтому столько «железа» набрал? – поинтересовался я.
- - Конечно! Это ближе к альпинизму! – гордо пожал плечами итальянец.
Альпинизм – прекрасный вид спорта, с замахом на философское познание смысла жизни. Часто потому, что этой «жизнью» приходится рисковать больше, чем в скалолазании. Обычно, трассы для восхождений никто не чистит от свободных камней, не пробивает стационарными крючьями. Точки страховки приходится организовывать самостоятельно. На Западе такой стиль называется – Трэд. А это менее надежно, чем с намертво прикрученными к скале анкерами. Но более «натурально», подразумевает честное состязание с маршрутом.
На правом боку у меня были закреплены «Френды», слева на поясе болтались закладные элементы, присутствовали и скальные крючья с молотком, чтобы их забивать. Это специальные приспособления, которые можно крепить в скальных трещинах. И надеяться, что при рывке сорвавшегося семидесятикилограммового тела они выдержат.
- - Правее, Ден! – покрикивал снизу Симоне. – В угол надо двигать!
- - В угол, в угол, – скрежетал я зубами. – Предупреждать надо!
Мы болтались на высоте сотни метров над землей. Скальная стена была крутой и сложной. Мой приятель замер двадцатью метрами ниже, и страховал, я постепенно лез выше. Пришлось вспоминать все наработанное в последние месяцы. Еще в начале весны я бы ТАКОЕ не пролез. А теперь аккуратно «накатывал» ногами на крохотные зацепы, и пальцами – в щипок! – надежно держался за микрухи. Иногда позволяя себе откидываться, делать шаг на трении… или вообще повисать на руках.
Вокруг простиралась грандиозная панорама. И над этой теплой Италией мы упоенно рвали мышцы в стремлении достичь верхушки скального бастиона.
- - Как вам только не лень… в этот солнечный день… в яркий солнечный день играть со смертью!? – сбивая дыхание, напевал я веселую песню. – Дьявол только и ждет…
И в этот момент, когда я выкинул ноги из-под очередного карниза, зацеп под правой рукой предательски обломился. Он был таким крохотным… что я едва доверился. Нагрузил, почувствовал, как легонько хрустнул сустав. А затем, раздался щелчок… и маленький кусочек известняка остался в моей ладони. И я почувствовал, что лечу! В такие моменты не успеваешь испугаться, не успеваешь ничего подумать… просто ждешь, чем ОНО закончится. Вах! Скала серой тенью пронеслась мимо… метр, три, пять… я затаил дыхание, подобрался… а затем – рраз! веревка задержала падение. Лишь звякнуло «железо», развешенное на поясе. Симоне оказался готов, и надежно поймал меня.
- - Ден?! – весело загоготал он. – Какого черта?! Предупреждать надо!
Как раз перед карнизом я заклинил в трещине хороший «френд». И теперь висел на нем, раскачивался над бездной, видя глубоко под ногами вечнозеленые оливковые рощи. Это был альпинизм – что придавало особый смак жизни.
- - Как такое можно променять на тренажерные залы? – задал я себе риторический вопрос. Теперь после срыва хотелось пофилософствовать. – Красота! И свобода.
Здесь несколько сравнений. В наше время придуманы способы тренировок на скальных тренажерах в закрытых помещениях. Вот только скалолазанием такой вид деятельности не назовешь. Потому что важна свобода, реализованная в приключении на природе. Когда есть солнце, а не электрический фонарь. Когда свежий ветер, а не прогорклый запах чужих носков и пыли. И вокруг будет необъятный простор мира, а не четыре стены.
Как не станет велотренажер настоящим пробегом по убегающей к горизонту трассе или по бездорожью. Как не станут компьютерные симуляторы заменой детской активности «на улице». Как не даст истинного удовлетворения беговая дорожка – а не крутая тропинка по склону горной вершины! Вот что надо учитывать.
Город Алматы находится в интересном месте. Неподалеку поднимается горный хребет. Его белоснежные лезвия цепляют солнце, видны отовсюду. Есть много сложных скальных массивов, по которым приятно лазить. Есть много троп, по которым интересно путешествовать. Закатное небо над рекой Или прекрасно не менее, чем багрянец догорающего дня на побережье Адриатики. А девушки… мммм! В общем, есть, где проводить параллели.
- - Сры-ыв! – кричал я, слетая по нависанию на южной стене пика Пионер.
И – несколько метров скалы перед глазами! И – пауза на вдохе! И одна только мысль – чем завершится?! А затем – рывок, и плавный «приход» на точку. Есть! Поймал. Держит.
- - Ты френд хорошо положил! – прокомментировал снизу Борис Дедешко. – Браво!
- - Жить хотелось, потому и надежно, – отшутился я. – Эх, люблю это дело!
А затем, стоя на вершине, облегченно вдохнув кусочек синего неба, я переживал спокойствие и счастье хорошо выполненной работы. Это было нужно мне… никому более. Но тем и прекрасна жизнь, что в ней есть место искусству и вдохновению, спорту и достижению цели… а не только логике зарабатывания денег и прагматизму своей востребованности обществом. Победа на грани фола задевает в душе сложные струны прекрасного. Любуясь панорамой горных вершин, я думал, что мое счастье витает где-то рядом.
Возможностей для скалолазания много. После сомнений и споров мы начали брать пример с иностранцев, не перечеркивая при этом своего опыта. Мир раздвинулся, стал шире, и скальные массивы Италии, Франции, Англии, где зарождался альпинизм, в нашем распоряжении. При уровне, что там считается нормой. А в последнее десятилетие энтузиастами оборудовано много новых маршрутов неподалеку от Алматы – в урочище Туюксу, на Лесничестве, на писаных скалах правобережья Или. Это рядом. В магазине Лимпопо-спорт продается все необходимое – от минимального набора, описанного мной, до предела мечтаний любого спортсмена. Компания друзей тоже всегда найдется. И можно выходить на трассу.
Было бы желание тренироваться. Удачи! |