Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру в августе 2013. Часть 1
Московская областная общественная организация «Региональная спортивная федерация спортивного туризма»
О Т Ч Ё Т
о прохождении горного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Центральному Памиру совершённом группой Московской области в период с 05 августа по 31 августа 2013 года
Нитка маршрута: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. РГО – пер. Кашал-Аяк (2Б,4330) - лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович – пер. Наука Вост. (3А,5250) – лед. Академии Наук – пер. Красноармейский (2Б,5300) – лед. Красноармейский – лед. РГО – дол. Абдукагор – лед. Абдукагор – пер. Дорофеева (3Б,5450) – лед. Федченко – Большая фирновая мульда – пер. Паустовского (3А,6200) – лед. Грум-Гржимайло – пер. Челябинцев (3А,5500) - лед. Башурвдара – пер. Оптимальный (1Б,4850) – дол. Хабарвивхац – дол. Бартанг – киш. Савноб - г. Душанбе
Маршрутная книжка № Р13/3-603 Руководитель группы: Мартынов Владимир Викторович
e-mail: martynov_vv@bk.ru
I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1.1. Проводящая организация: Московская областная общественная организация «Региональная спортивная федерация спортивного туризма»
1.2. Место проведения: Таджикистан, район «Центральный Памир»
1.3. Общие справочные сведения о маршруте:
1.4. Подробная нитка маршрута:
г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. РГО – пер. Кашал-Аяк (2Б,4330) - лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович – пер. Наука Вост. (3А,5250) – лед. Академии Наук – пер. Красноармейский (2Б,5300) – лед. Красноармейский – лед. РГО – дол. Абдукагор – лед. Абдукагор – пер. Дорофеева (3Б,5450) – лед. Федченко – Большая фирновая мульда – пер. Паустовского (3А,6200) – лед. Грум-Гржимайло – пер. Челябинцев (3А,5500) - лед. Башурв – пер. Оптимальный (1Б,4850) - лед. Башурв – дол. Хабарвивхац – дол. Бартанг – киш. Савноб - г. Душанбе
1.5. Определяющие препятствия маршрута :
1.7. Состав группы
1.8. Поход рассмотрен МКК: ЦМКК Федерации спортивного туризма России 100-00-666666656
2. Вводная часть
2.1 Общая смысловая идея похода
Категория сложности похода и выбор района определялась желанием повысить спортивно-туристскую квалификацию участников и приобрести высотный опыт, а так же принять участие в чемпионате России.
2.2 Пред-походная подготовка
Тактико-техническая подготовка к походу проходила исходя из особенностей района проведения похода и сложности перевалов. Проводились занятия на склонах Москвы реки в районе Филёвского парка и в карьерах вблизи «Полушкино» Рузского района Московской области.
2.3 Особенности стратегии и тактики
В связи с тем, что маршрут проходил на высотах 5000 метров и более, его начали с акклиматизационного участка через перевал категорией трудности 2Б и высотой - 4330 метров. Второй и третий - 5300 метров, со спуском до 3200 м. Каждый следующий перевал превышал предыдущий на несколько сот метров и так до шести тысяч. Перед прохождением акклиматизационного участка заброску оставили у моста через реку Абдукагор.
2.4 Варианты подъезда и отъезда
Из Москвы до Душанбе добирались самолётом. Откуда в долину реки Ванч до кишлака Поймазар на двух машинах. Из района выходили на юг до кишлака Савноб долины реки Бартанг. Отсюда также на машине выехали до г.Куляб и самолётом добрались до Москвы. Прилетев в г.Душанбе расположились на детской туристской базе. На рынке и в магазинах приобрели основную часть продуктов. Оформив регистрацию и пропуска в пограничную зону, выехали в Ванч.
2.5 Аварийные выходы и запасные варианты
В случае возникновения аварийных ситуаций планировался спуск в долину Ванча через перевалы Кашал-Аяк и Абдукагор и в сторону долины Бартанг через перевал Холодный. На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов были запланированы запасные варианты: Перевал Наука Восточный (3А) – запасной перевал Размирович(2А) Перевал Дорофеева (3Б) – запасной перевал Ребро (3А) Перевал Революции (3Б) – запасной перевал Паустовского (3А) Перевал Челябинцев (3А) – запасной перевал Бартанг (2Б). При прохождение маршрута был пройден перевал Паустовского, запасной вариант.
2.6 Организационные сведения
Вопросы регистрации, оформления пропусков в пограничную зону и транспортных средств решали через “Association for Development of Tourism Industry” моб. (+992)918 61-01-89 факс (+992 47 701-03-33 e-mail: D.Khabibov@gmail.com руководитель: Давлат Хабибов адрес: г.Душанбе, пр.Рудаки, д.44, офис 191 Оформляли документы в течение одного дня, на руки получили в 16.30. Группа перед выездом из Москвы застраховалась в страховой компании «ZURICH» на 30 000 $, каждый.
2.7 Заявленный и пройденный маршрут
Заявленный маршрут: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. РГО – пер. Кашал-Аяк (2Б,4330) - лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович – пер. Наука Вост. (3А,5250) – лед. Академии Наук – пер. Красноармейский (2Б,5300) – лед. Красноармейский – лед. РГО – дол. Абдукагор – лед. Абдукагор – пер. Дорофеева (3Б,5450) – лед. Федченко – Большая фирновая мульда – вер.Фиккера (рад.3А,6718) – пер. Революции+пик.Революции (3Б,6974) – лед. Грум-Гржимайло – пер. Челябинцев (3А,5500) - лед. Башурв – пер. Оптимальный (1Б,4850) - лед. Башурв – дол. Хабарвивхац – дол. Бартанг – киш. Савноб - г. Душанбе
Пройденный маршрут: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. РГО – пер. Кашал-Аяк (2Б,4330) - лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович – пер. Наука Вост. (3А,5250) – лед. Академии Наук – пер. Красноармейский (2Б,5300) – лед. Красноармейский – лед. РГО – дол. Абдукагор – лед. Абдукагор – пер. Дорофеева (3Б,5450) – лед. Федченко – Большая фирновая мульда – пер. Паустовского (3А,6200) – лед. Грум-Гржимайло – пер. Челябинцев (3А,5500) - лед. Башурв – пер. Оптимальный (1Б,4850) - лед. Башурв – дол. Хабарвивхац – дол. Бартанг – киш. Савноб - г. Душанбе
В верховьях ледника РГО заболел один из участников, вышли через 1,5 суток, после того как он пришёл в себя. Под перевалом Наука Восточный отсидка (сутки) из-за сильной метели и плохой видимости. С момента выхода на основной маршрут после акклиматизационного кольца резко испортилась погода. Шли осадки, низкая облачность. Из-за нехватки времени отказались от пика Фиккера и обошли по запасному варианту связку перевал и пик Революции. Хорошая «Памирская» погода установилась, когда мы подходили к перевалу Паустовского. Завершали маршрут согласно заявленному.
3. Краткая географическая характеристика района.
Памир – самая высокогорная система на юге СНГ. Территориально Памир относится к двум независимым государствам – Таджикистану и Киргизии. Он занимает площадь около 60000 кв.км и представляет собой разветвлённую сеть вечно заснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующих Памирское нагорье. Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928-1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и долгое время был одним из наиболее популярных туристских горных районов СССР. В альпинистско-туристской практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которого проходит государственная граница Киргизии и Таджикистана с КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу, последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского. Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырёх семитысячников СНГ, в том числе наивысшая точка – пик Коммунизма (7495 м). Нагорье, поднятое до 4000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных, лишь однажды прерывается хребтом Музкол. Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой – пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню. Учёные – биологи, гляциологи, климатологи и другие – разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т.п. При таком делении, часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая – в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах. Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно чётко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира – многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира. К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения с хребтом Академии наук. Северо-Восточный Паимир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта – горы южной группы ледника Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский. Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру – долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами. От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции. Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира. Однако, его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы. Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовки туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категории сложности проблематичным. Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены автодороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и Танымас. Местные авиалинии связывают г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргиталь, находящимися на западных границах Памира.
4. Схема движения команды на маршруте
5. График движения
7. Техническое описание прохождения группой маршрута
Группа в полном составе собралась на детской туристской базе в г.Душанбе вечером 3 августа. Следующий день посвятили решению организационных вопросов и закупки недостающих продуктов. Через фирму ADTI «Association for Development of Tourist Industry» , руководитель – Давлат Хабибов, оформили регистрацию и погранпропуска в Горно - Бадахшанскую автономную область. Так же, он нам помог с организацией автотранспорта до верховьев долины Ванч. Оформление документов в понедельник 5 августа затянулось, и нам их предоставили уже около пятнадцати часов. При этом часть документов имели ошибки, попросили их переделать. Представитель фирмы пытался здесь же их поправить, в результате снова допустил ошибки, документы окончательно были испорчены, забрав их, он уехал. Вернулся довольно быстро с переделанными документами. Хотя заказанные машины стояли с одиннадцати часов выехать в сторону кишлака Поймазар мы смогли только в 16.00. Дорога очень живописная, проходит по горным ущельям. Асфальтовое покрытие только на первых 100-150 км. Остальная часть пути по дорогам без покрытия, а в верхней части долины Ванч местами по разливам реки. Ночью остановились часа на 2 отдохнуть. Ближе к границе стали интересоваться и нашими документами. На всём пути имеются места, где можно перекусить и отдохнуть. Довезли нас до реки Дарасунгат, стекающей с левого склона долины Ванч, в нескольких километрах от кишлака Поймазар. Здесь обычно машины проезжают по разливам этой реки, но в связи жаркой и сухой погодой в районе уже на протяжение двух недель в предыдущий день сошли ряд селей в верховьях Ванча, в том числе и здесь. Машины пройти не могли, пришлось выгружаться. Через реку переправлялись вброд. Созвонились по телефону с местным жителем и из кишлака Поймазар, к нам навстречу выехал ГАЗ-66. Забрав, всю команду и снаряжение, он доставил нас в руки представителя национального парка. Заплатив, за нахождение в зоне национального парка мы остановились на ночлег на лужайке за кишлаком. Договорились с водителем ГАЗ-66, что он нас утром попробует довести к мосту через Абдукагор, началу нашего маршрута. Как в самом г.Душанбе, так и по дороге до кишлака Поймазар местное население миролюбиво и гостеприимно. Протяжённость дороги около 400 км, а по времени она заняла сутки.
И так, 7 августа в 8.00 как было обещано подъехала машина. К этому времени мы были собраны и готовы к погрузке. Грунтовая дорога идёт левым склоном долины реки Ванч. Далеко отъехать не удалось, мост через реку Шаугадо, левый приток реки Ванч, был смыт. Ниже места расположения моста, около 300 метров, провели строительные работы по выравниванию ложа реки для прохождения нашей машины. Не бес труда, но она оказалась на противоположном берегу. Продолжили путь по верхней дороге. Следующим препятствием стала река Равак, также левый приток реки Ванч. Мост тут был цел, но его состояние не позволяло проезжать машинам. Снова залезаем в реку и выравниваем её оснований. С этой задачей справились и продолжили путь пока на машине. В километре от реки Абдукагор дорогу перегородил вал оползня. Снова вылезаем и просматриваем возможность прохода машины. Намечаем возможный путь и водитель машины справляется с очередной задачей. И так за три часа, преодолев 12 километров, мы остановились перед мостом через реку Абдукагор (ф.№ 1).
С этого места и началась спортивная часть нашего мероприятия. То, что мост разрушен, мы это знали ещё из прошлого похода в 2011 году. Состояние его ухудшилось. Два года назад был разрушен только первый пролёт, а сейчас и второй. Делаем осмотр остатков моста и решаем первый пролет пройти по балке, а для прохождения второго навесить перила. Для этого первому участнику пришлось, используя косо натянутый трос переправиться на противоположный берег. Натянув верёвочную переправу, команда в полном составе вместе со снаряжением переправилась на правый берег реки Абдукагор. На это ушло 2 часа. Сразу за мостом ушли влево под левобережную морену ледника РГО. Здесь мы расположились на хороших песчаных площадках, где обедаем и в камнях оставляем заброску на вторую часть маршрута. Здесь имеются хорошие площадки для ночлега, чистая вода в ручье текущем через кусты параллельно реке Абдукагор. Распределив, снаряжение решаем не ждать утра, а выходить вечером.
7.1 Перевал Кашал-Аяк: категория трудности - 2А, лд-сн высота - 4330 метров
Перевал Кашал-Аяк (от таджикского «падающий лёд») расположен в хребте Академии Наук в верховьях ледника РГО, соединяет долины Ванча и ледника Федченко, ведёт с северо-восточного истока РГО к ГМС «Ледник Федченко». Ориентация перевала юго-запад – северо-восток. Определяющая сторона юго-западная. Издавна известен местным жителям. Впервые пройден в 1928 году участниками таджикско-памирской экспедиции Н.В.Крыленко.
Выходим в 15.30. Обходим морену справа и у примыкания её к правому склону долины Абдукагор переходим через неё и спускаемся на ледник РГО (Российского географического общества). Ледник, волнист и сплошь покрыт осыпью. В начале, движемся по карману левого борта, но постепенно отклоняемся влево. По волнистой поверхности ледника движемся до начала левобережного кармана ледника, поросшего густой высокой травой. Двигаясь по заросшему карману к его верхней части пересекаем ручей с мутноватой водой, за которым в ста метрах, на пологих площадках, останавливаемся на ночлег в 18.30. Ходовое время от моста через реку Абдукагор 2 часа.
Выход в 7.10. Облачно. Из кармана выходим на волнистую поверхность ледника, покрытую сплошным моренным панцирем. Плавно отклоняемся к его центру, где и продолжаем движение к верховьям. Через 1 час 35 минут, ходового времени, выходим к полосе открытого ледника, по которому подходим к моренному порогу. Ещё 30 минут. До этого места по леднику РГО идти вполне удобно, морена слежавшаяся. За порогом камни «живые», поверхность ледника более холмистая, появляются трещины и провалы. С водой плохо. Продолжая двигаться по центру ледника, через 2 часа 50 минут выходим на ровную, открытую поверхность ледника напротив слияния с ледником Красноармейским. Далее двигаемся опять же по центру ледника РГО под небольшой ледопад, где приходится лавировать между достаточно длинными трещинами. Постепенно отклоняемся влево и по границе открытого ледника и центральной мореной поднимаемся наверх ледопада. Трещины расширились, и длина их увеличивается до несколько сотен метров. Выйти из зоны трещин не успеваем, смеркается. Среди них выбираем по шире площадку и останавливаемся на ночлег. Время 19.30. Ходовое время от выхода на открытый ледник 2 часа. Погода портится, пасмурно.
Утром выясняется, что один из участников Игорь Болотин заболел. Выясняем симптомы, по спутниковому телефону связываемся со специалистами в Москве, выносим вердикт – отравление. По рекомендациям даём таблетки, покой. Дальнейшее движение откладывается. Наблюдаем за заболевшим. В течение дня еще несколько раз связываемся со специалистом, от которого получаем рекомендации. Оставив больного под присмотром и взяв с собой рацию, шестеро участников поднялись под ледопад перевала Кашал-Аяк посмотреть на ледовую обстановку. Ходовое время туда и обратно 3 часа. Вечером у заболевшего падает температура, самочувствие улучшается, но слабость. Обсуждаем сложившуюся ситуацию, прорабатываем варианты на случай эвакуации. В ночное время организовываем присмотр.
К утру самочувствие больного улучшается, температура в норме легкая слабость. Принимаем решение, разгрузив больного выйти под перевал Кашал-Аяк, а далее по его самочувствию. Выход в 8.10. Облачно, слабый ветер. Обходим ряд трещин выше и продолжаем движение по центру, открытого, пологого ледника РГО. По мере приближения к ледопаду расположенному у подножья нашего перевала откланяемся вправо (ф.№ 3).. Проходим вдоль ледопада и у его правого борта останавливаемся на обед. Ходовое время, от места ночлега 1 час 55 минут. Двигались не спеша, часто останавливались.
Состояние у Игоря улучшилось. Отдохнув после обеда, решили выйти на ледовую полку выше нижнего ледопада и там остановиться на ночлег. У правого борта ледник открытый, сильно разорван. Одеваем кошки. Перед выходом на ледовую полку ряд широких трещин упираются в правый склон. Делаем разведку с целью обойти их по осыпям выше скального прижима. Поднявшись выше скал пути спуска на ледник не находим. Вернувшись, обследуем скалы и находим проход, который выводит нас на ледовую полку между двумя ступенями ледопада. Отсюда хорошо просматривается верхняя ступень ледопада. Отдохнув, пересекаем ледник по ледовой полке к левому борту, где останавливаемся на ночлег. Время 16.30. Ходовое время от подножия нижнего ледопада 2 часа. В прошлом походе проходил перевал Кашал-Аяк в обход нунатака, по ходу справа. В этом сезоне решил подняться на него новым для себя путём – вдоль левого борта ледника. Состояние больного улучшилось, активно принимает участие в организации ночлега. С места бивуака хорошо просматривается дальнейший наш путь вдоль левого борта ледопада (ф.№ 5). Вечером, одна связка вышла для разведки прохода, где на нижней ступени крутизной 35-40 градусов навесила перила 50 метров и выше небольшой полки на склоне крутизной 40-45 градусов навесила еще 2 верёвки по 50 метров. На фотографии место навески перил обозначено синим цветом. К ночи погода портится. Небо затягивает облаками, а ночью шёл небольшой дождь.
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||