Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Вегенер Леонид Винфридович
Овеянной вьюгой и солнцем сожженной, И Черное море, в туман погруженное, Шумело тихонько и шло стороной». В 1932 году он закончил Московский техникум изобразительных исскуств. Работал театральным художником у знаменитого постановщика Меерхольда. В 1935 году Л. Вегенер организует обследование района Эльбрус-Чегем. Затем следуют первые походы из долины Баксана в долину Джайлыксу: через перевал Килар (названного по имени первовосходителя на Эльбрус балкарца Килара Хаширова), а также перевала Грановского.
Вегенер Л.В. Где-то середина 30 годов
Летом 1957 года Вегенеры опять прилетели в Москву, и опять втроем были на Кавказе, в Архызе. В этом году Леонид завел знакомство с Архызской турбазой Московского дома ученых, которое продолжалось десять лет. Вначале, с 1957 по 1960 год, Леонид просто приглашал оттуда желающих присоединиться к нам в наших «блужданиях» по нехоженым горным тропам, а потом, в 1961 году, на турбазе уговорили его работать инструктором.
С обитателями турбазы Леонид излазил все архызское и окрестное высокогорье, заглядывал во все «медвежьи углы», открывал новые перевалы, даже делал восхождения. Он расшифровывал многие местные названия и многому дал имена. С Леонидом любили ходить. С ним было интересно. Интересно и в познавательном отношении, и потому, что Леонид был интересен сам по себе — своей разносторонностью, эрудицией, умением общаться с людьми. Иногда над ним подтрунивали — над его фанатичной любовью к горам, над его требовательностью к неукоснительному выполнению правил поведения на маршруте. Но ему доверяли и с ним ходили спокойно. Среди отдыхающих на Архызской турбазе было много интересных людей, вплоть до академиков, и со всеми у Леонида находились общие темы для разговоров.
Помимо своих прекрасных душевных качеств, Л. Вегенер был богато одаренным человеком. В нем не было ничего заурядного. Оригинальное нестандартное мышление, великолепная память, ясный ум и, несмотря на разнообразие интересов, — ничего поверхностного. За что бы Леонид ни взялся, он уходил с головой, не замечая ничего другого вокруг себя. Вкус его в живописи, литературе, музыке был безупречен. От него осталась тоненькая тетрадка его стихов...
«Горы, погружённыеВ тишину и мох. Кустарники сожжённые Корчатся у ног. У корневища стынет Глухой болотный ключ. Над северной пустыней Неслышный бродит луч. Так глухонемая Природа Колымы Нас слепо обнимает, И ей подвластны мы».
(Написано в сентябре 1938 года на Аркагалинском перевале, его высота почти километр. Памятник узникам Колымы)
Памятник узникам Колымы на Аркагалинском перевале
Дальнейшие его Кавказские походы, с очевидной ясностью показали ему существовавшее в те времена несовершенство топографии в тех высокогорных районах, которые он успел к этому времени посетить. Он занялся корректировкой имеющихся карт и схем. Итогом стали выполненные самим Вегенером схемы и описания маршрутов, которые вошли в книгу «Перевалы Центрального Кавказа».
После непрерывных допросов на Лубянке и жуткой камеры в Бутырках, Вегенер получил восемь лет колымских лагерей по литере «ПШ» – «Подозрение в шпионаже». Подобные литеры в те годы были разновидностью 58-й статьи. После конца срока – он был определен на «спецпоселение» с обязательной ежемесячной явкой в спецкомендатуру НКВД Магадана для отметки.
В пересыльном пункте Владивостока именно в 1938 году появились на свет следующие строки, написанные Вегенером на клочке старой газеты:
«Заглушенный гул трубы – Звук могучий, звук печальный, Зов скитальческой судьбы. Чаек реющих крики Рвут редеющий туман, Дышит светлый и великий Тихий, синий океан. Не горюй, моя родная, Кара*, не жалей меня, – Я – пустая запятая В трудной книжке бытия». * Кара – любовное имя жены Е. В. Гриневецкой, которое дал ей Леонид Винфридович за черный цвет волос (в топонимах Центрального Кавказа часто встречается тюркская основа «кара» – черный). Поздней осенью тридцать восьмого судно «Джурма» доставило заключенных в бухту Нагаева (Нагаев А.И., российский гидрограф и картограф, адмирал).
Бухта Нагаева. Тауйская губа. Охотское море.
Уже снег выпал. Из бухты – этапом в тайгу. На речку Контрандья. Никакого
прииска и никаких домов там не было. Их не кто не ждал, да и ждать то было не кому. Всё делали сами: рубили лес, ставили палатки, прокладывали дороги. Охраны тоже никакой не было. На месте поселения всем практически заправляли уголовники. Начальник лагеря появлялся крайне редко, его почти не видели. Да и бежать куда – никто из новеньких не знал в какой стороне что находится. Зима была ужасной. Голод, мороз. Совершенно непосильный труд, дикие нормы. Если норма не выполнялась, еду не давали или сокращали до минимума. Непосильный труд и массовая смерть заключенных. Из всей большой партии заключенных, привезенных с материка осенью, к лету следующего года осталось в живых только 15 человек.
Той страшной первой колымской зимой, когда в какой то одежонке и обувке при морозе в 50°, Вегенер ломом кайлил (рубил) лед. Однажды от истощения и холода он потерял сознание и упал. Один уголовник случайно наткнулся на него и приволок (по другому там и не говорили) в лагерную палатку. Тогда у Вегенера свалилась рукавица, пальцы правой руки были обморожены, В результате на указательном пальце он потерял фалангу, были обморожены ноги – и отняты большие пальцы на обеих ногах. Это его и спасло. (На уголовном жаргоне, он стал «доходягой»). До весны он был избавлен от наружных работ. В марте 1939 года участок закрыли из-за его нерентабельности. Осталась лишь огромная яма с трупами, заваленная сверху дресвой (Дресва-мелкий щебень, крупный песок, образующийся при разрушении некоторых горных пород). Остатки доходяг (всего 15 человек) посадили на машины и отправили в Магадан, на 23-й километр, в так называемую «инвалидку».
Первое время Вегенер работал в художественной мастерской, которую организовала в Магадане Гридасова, жена «начальника Колымы». Кроме Вегенера, там работали многие видные художники: В.И Шухаев, Исаак Махлис - известный по кинофильму «Чапаев» и «Золушка» Анатолий Цветков, скульпторы Алексей Иванович Карпенко и Лузан…
Работать (писать картины по своему усмотрению) самостоятельно никому из них не разрешалось, и они делали бесконечные копии портретов Сталина и иже с ним и, копии картин типа «Незнакомки», «Запорожцев» и цветочных ярких натюрмортов на потребу начальства.
В самом начале 1940-х завершалось строительство Магаданского театра, и часть художников и скульпторов из мастерской была направлена в Магадан на оформление здания театра. Л. Вегенер был в их числе, и по окончании работ его оставили в театре сначала в качестве театрального художника (1943), а затем с 1944 года - художника-постановщика.
В этот период свершилось окончание лагерного срока, наступило освобождение и перевод на …вечное поселение. Переселение из лагерного барака в 10-метровую комнату при театре и ни куда более. Вот и вопрос очередной – какое зло меньшего характера – лагерь с природой за стенами барака или вечное поселение?
За время работы в Магаданском театре (1944–1958), Вегенер сделал больше семидесяти спектаклей, в том числе с режиссером Л. В. Варпаховским (ученик и друг Мейерхольда) и другими видными театральными деятелями.
Л.В.Вегенер. 1950 год.
Театральные работы Вегенера отличались глубоким проникновением в смысл и характер пьесы, в эпоху и стиль, неизменным вкусом и органичной связью с замыслом режиссера, а иногда служили и подсказкой режиссерскому решению спектакля. Никогда его оформление не было ради самого оформления, на публику. Все его спектакли этой публикой принимались очень хорошо.
После реабилитации в 1958 году Л.Вегенер вернулся в Москву. До 1968 года работал художником ряда спектаклей в Малом театре, театре им. Ермоловой, Моссовета и студенческом театре МГУ.
Поражала удивительная цельность натуры Л.В.Вегенера - никакой раздвоенности, расплывчатости. Он был человеком большого мужества и сильной воли и, вместе с тем, удивительно добрым и чутким.
После математики Леонид Вегенер увлеченно занимался гляциологией и климатологией — «снеговой линией» в горах. Многие его появления в горах носили именно научно-исследовательский характер. Появились фундаментальные книги по физической географии, гляциологии появились и собственные чертежи, выкладки. Он разрабатывал свою методику вычисления высоты нижней границы вечных снегов в связи с изменением климатических условий.
Как-то в 1960-х годах на Кавказе Леонид в горах встретился с профессором МГУ гляциологом Г.К.Тушинским. Вечером, у костра, они разговорились, и Тушинский сказал ему: «Я был бы счастлив, если бы мои аспиранты так знали литературу, как знаете ее Вы». А утром Тушинский разбудил Леонида возгласом: «Так все-таки смещаются или не смещаются?!» Накануне они говорили о теории расхождения материков немецкого ученого, однофамильца - Альфреда Вегенера.
С 1962 года вместе с большим знатоком Абхазии Н.Д.Бондаревым до конца своих дней вел исследование малоизученного высокогорья Архыза и Абхазии. Совершал исследовательские походы в районе Архыза (Зап. Кавказ),на его счету был ряд первопрохождений, он сделал первое описание Софийских озер.
1972 год – Вегенер и Бондарев передали в Московский клуб туристов крупномасштабную картосхему «Архыз-Бзыбь», этой схемой туристы всей страны пользуются до сих пор. В путеводителе «Архыз», созданном в соавторстве со своим давнишним другом и товарищем по походам Н.Бондаревым и В.Савельевой (Ставропольское книжное изд-во), помимо описания ряда маршрутов, им был сделан словарь географических названий (рек, вершин, перевалов). Глубокое знание процессов горообразования делало его описания интересными и познавательными. Вегенер изучал местные географические названия, традиции в присвоении названия тому или иному объекту ландшафта, топонимики разных народов Кавказа. Ему удалось сделать много расшифровок кавказских названий, которые были признаны авторитетными специалистами в области топонимики. Это позволило в дальнейшем при описании новых районов Западного Кавказа присваивать вершинам и перевалам «местные» названий.
Л.В.Вегенер.
Описания туристских маршрутов и топонимические словари Л.В.Вегенера были включены в книги В.Арсенина, Н.Бондарева, Э.Сергиевского «Горные путешествия по Зап. Кавказу» (ФИС, 1976) и Н.Бондарева «В горах Абхазии» (ФИС, 1981). Главные, наиболее обстоятельные его труды в этой области, так и не появились на свет, поскольку с развалом страны краеведческие книги «Горы у моря» (Сост. Н.Бондарев, Профиздат) и «Западный Кавказ» (В.Арсении и Н.Бондарев, ФИС), были исключены из планов издания.
П.П.Захаров (По материалам Е.В.Гриневецкой, К.Вегенера, Б.Савченко, Mountain RU, Risk RU, Sakharov-center RU, Memo RU,Mound RU, Maggorduma RU. Фото: из архива К.Вегенера, М.Голубева, из публикаций Интернета) |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||