Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. по Терскею в августе 2013 г. Часть 4

Продолжение. Часть 3 здесь

22 августа мы вышли в 645. По навешенным с вечера перилам поднялись на западное седло (50 м, 40 - 45o, бергшрунд в нижней части, верхняя станция на снежном щите).


ГСН: седловина западного гребня Каракола, вид с места ночевки в верхнем цирке; видна красная хоба, отмечающая начало перильной веревки
Затем прошли 3 веревки, предварительно навешенные по ледовому гребню (150 м, ~ 45o, все станции на ледобурах), и продолжили провеску. 5-я веревка (50 м, станции на ледобурах) от верха вчерашних перил шла еще метров 30 по льду прямо вверх,

ЕС: подъем на пик Каракол
а после промежуточной перестежки, следуя направлению ледового галстука, поворачивала косым подъемом налево за угол. Здесь крутизна несколько возросла до 50 - 55o.

ЕС: характер западного гребня пика Каракол
Слой снега на льду был слишком тонкий, он не позволял утаптывать ступени, а только мешал кошкам. Следующие 2 веревки (100 м, 45 - 50o) шли по несложному миксту - большей частью по ледовым ручейкам, иногда ступая на торчащие из натечки разрушенные скальные выступы. 6-я веревка была закреплена петлей на таком выступе, 7-я - снова на ледобурах. Последняя, 8-я веревка (50 м, станция на ледорубе) по выполаживающемуся снежному склону выходила непосредственно на купол северной, главной вершины пика Каракол.

ГСН: выход на вершину Каракола; на дальнем плане Иссык-Куль и Кунгей Алатоо
Погода была пока еще приемлемая, облачность довольно высоко, так что на вершине мы провели полтора часа с 1100 до 1230, собирая снаряж (на сегодня, кроме связок, больше ничего не понадобится) и любуясь на ежеминутно меняющиеся по мере смены декораций облаков круговые панорамы.

ГСН: вид на запад с вершины Каракола; по центру пик Огуз-Баши

ГСН: группа на вершине Каракола; слева направо стоят: Короленко, Палесский, Мамонтов, Науменко; сидит: Сенченко; фотографирует: Сальников
Купол Каракола снежный, так что тур на нем отсутствует.

Затем мы за полчаса спустились в связках и кошках по фирновому гребню каракольского массива на плато под его центральной вершиной - той, с которой начинается наш спусковой восточный гребень.


СН: верхнее плато массива Каракола
Там с 1300 до 1500 мы пообедали и переждали под полиэтиленом внезапно налетевший кратковременный запердон. После обеда мы в связках за 2 ходки дошли по пологим буграм до места сужения гребня, откуда с утра надо было начинать резвиться с веревками. Заночевали в 1700 чуть левее линии гребня на дне забитого снегом разлома. Этот разлом - последнее удобное место ночевки перед протяженным перильным участком.

ГСН: ночевка на плато Каракола перед восточным гребнем

ГСН: восход с места ночевки перед гребнем Каракола; виден пик Джигит
Координаты: N 42o10.387', E 78o28.837' высота 4960 м.

Таким образом, за этот день, как и планировалось, мы прошли весь подъем на пик Каракол и спустились непосредственно до начала технически сложного участка на той стороне. На подъеме потребовалось 8 перильных веревок: 4 по льду, 2 по миксту, первая и последняя по снегу, итого 400 м перил. 4 веревки из 8 были провешены с вечера. По нашим представлениям, вариант подъема на вершину по водораздельному западному гребню имеет сопоставимую сложность с вариантом по западному склону 1996 г. Преимущество пути по гребню не в том, что там технически проще, а в том, что безопасно независимо от времени года.

23 августа в 650 мы вышли с места ночевки и, пройдя еще несколько десятков метров по извилистому гребню в связках и кошках, приступили к навеске перил.


ЛК: восточный гребень Каракола; 1-я веревка на спуске
На следующем участке мы навесили непрерывной ниткой 7 веревок по 50 м.

ЛК: предстоящий путь по восточному гребню Каракола
Первую и последнюю из этих семи веревок мы сдернули с помощью щита-снегосброса. Остальные пять крепились чаще на ледобурах, но иногда и на ледорубах, если не удавалось докопаться до льда. Пройдя эти 350 м перил, мы оказались на широком условно горизонтальном участке гребня длиной около 150 м. Это единственное место посреди восточного гребня Каракола, где при необходимости можно комфортно ночевать.

СН: расширение посередине восточного гребня Каракола, на котором можно поставить палатку
Здесь с 1140 до 1220 мы молниеносно пообедали, а потом продолжили работать вперед и вниз. После обеда мы навесили вдоль гребня еще 15 веревок.

ГСН: восточный гребень Каракола, пики Слоненок и Джигит; показан спуск группы с пер. Металлург
Первая из них опять была на снегосбросе, и еще один снегосброс мы дергали где-то в середине этого пути. Остальные 13 послеобеденных веревок крепили на ледобурах, если удавалось дорыться до льда, или реже на ледорубах, если на досягаемой глубине льда не было.

Весь восточный гребень Каракола, за исключением упомянутого короткого участка посередине, узкий и острый.


СН: пик Каракол, вид с Онторской поляны

ГСН: спуск по восточному гребню Каракола; отмечено место ночевки в разломе (снято автором с вершины Джигита в 2010 г.)
Северная сторона гребня представляет собой километровую снежно-ледовую стену крутизной 50 - 60o, явно лавиноопасную. С южной стороны узкая полоска крутого заснеженного ледового склона (крутизна 35 - 50o, ширина 5 - 15 м, глубина снега в разных местах от нуля до "по колено"), а дальше на несколько сотен метров вертикальные скальные сбросы. На всем протяжении сплошные карнизы на обе стороны, чаще на север. Ни по самой линии гребня, ни траверсом крутого северного склона идти нельзя, можно обрушить карниз или сорвать лавину. Приходится траверсировать ледовый косогор с южной стороны, балансируя между карнизами и скальными сбросами.

СН: восточный гребень Каракола; вид назад в сторону вершины

ЕС: восточный гребень Каракола; вид вперед в направлении пер. Металлург

ЕС: движение по восточному гребню Каракола
Неудобство усугубляется тем, что гребень идет поперечными волнами, из-за этого регулярно встречаются участки большей крутизны или такие вогнутые, что середина натянутой по хорде веревки не достает до склона.

ГСП: "тропа" по восточному гребню Каракола
В октябре 1996 г. было холодно и ясно, гребень был чисто ледовый на всем протяжении. Несколько напрягала необходимость все время идти на передних зубьях, зато не было никаких вопросов с организацией страховки. В августе этого года с погодой не повезло, было тепло и сыро, а гребень заснеженный. Мокрый снег на льду почти не держал, больше мешал движению. Ступени утаптывались плохо и оставались ненадежными, казалось, что вот-вот уедешь вместе со снегом на скалы и потом замучаешься выбираться оттуда по веревке с маятником. Чтобы закрутить ледобур, лидеру приходилось утомительно копать по локоть в снегу. Погода во второй половине дня постепенно ухудшалась, пока не превратилась в полный запердон. Плохая видимость временами мешала правильно выбирать путь по волнистому гребню: вблизи непонятно, где линия водораздела, а где локальный надув, вдали же вообще ничего не видно. Хочется запурговать, но на узком гребне расположиться негде, а далеко ли до ближайшего плоского места на седловине пер. Металлург, сквозь снегопад не видно. Наконец, уже поздно вечером, в 1900, попалась подходящая мульдочка, мы занырнули в нее и молниеносно запурговали. Координаты ночевки в мульде: N 42o10.325', E 78o29.936' высота 4510 м. В этот день с утра мы повесили ни много, ни мало, 22 веревки (1100 м перил). Было видно, что дальше мульдочки надо еще вешать, но не видно, сколько. Всю ночь шел снег.

24 августа, желая достичь как минимум седловины пер. Металлург, мы сделали обычный ранний подъем. Хотя погода не радовала устойчивостью, мы позавтракали, свернули стоянку, собрали рюкзаки и даже, кажется, успели связаться. Было где-то около 7 утра. Но как только мы подошли к месту, откуда надо было продолжать вешать перила, нам снова "выключили свет": повалил мокрый снег, и пропала видимость. Как раз в этом месте рельеф был неоднозначный: то ли обходить большой карниз справа, то ли слева, а что за карнизом, не видно из-за непогоды. Потусовались на гребне с полчаса - мокнуть надоело. Вернулись в нашу мульду, благо до нее 30 м, и залезли под полиэтилен.


ГСП: пургуем под полиэтиленом на восточном гребне Каракола
Еще пару часов терпели под полиэтиленом, время от времени командируя дежурного участника на гребень посмотреть на предмет просветов в тумане. После этого поставили палатку на привычном месте и запурговали до лучших времен. Запердон продолжался весь день, снегопад не прекращался, видимость не улучшалась, погода менялась от плохой к еще худшей.

25 августа с утра расклад почти такой же, что и вчера: погода плохая, но видимость таки была немножко. В 730 мы сняли стоянку и приступили к навеске перил. Через полторы веревки нас снова накрыл запердон, еще хуже, чем вчерашний: все то же самое, снегопад, отсутствие видимости, но впридачу еще и сильный ветер. По-хорошему надо бы запурговать, но уже негде: группа развешана гирляндой по перилам. Пришлось напрячься и продолжать работать.


ГСП: восточный гребень Каракола; 24-я веревка на спуске
Навесив в ужасных условиях 3 веревки (150 м перил), мы в 1145 таки достигли широкой седловины пер. Металлург, где молниеносно запурговали. К тому времени запердон усугубился, ветер усилился до штормового, идти по маршруту в таких условиях нечего было и думать. Слава богу, что у нас была прочная палатка "Канченджанга". От напора бурана палатка чуть не подпрыгивала (http://www.youtube.com/v/eduF_zvKLsY),

СН: буран на седловине пер. Металлург
при том, что внутри сидели шесть человек. Устав держать торец палатки спинами, мы выстроили внутри баррикаду из мешков со шмотками. Построить снежную стенку здесь было нереально: снег неподходящей консистенции. Светопреставление продолжалось до утра. Но, несмотря ни на что, палатка выстояла!

Таким образом, всего на восточном гребне пика Каракол мы повесили 25 веревок (1250 м перил). В октябре 1996 г. мы обошлись здесь меньшим количеством тогда веревок было 20. Большее количество веревок в августе 2013 г. объясняется, очевидно, ненадежным характером снежного покрова на ледовом гребне, усугубленным отсутствием видимости на самом неудобном завершающем участке пути. В 1996 г. мы потратили на прохождение траверса Каракола от верхнего плато Кичеборду до пер. Металлург 2 дня, в 2013 г. - 4 дня. Но и сейчас пер. Траверс Каракола вполне можно было бы успеть перемахнуть за 2 дня, будь благоприятной погода: практически два дня из четырех мы пурговали.

Могли ли мы где-то еще наверстать время? Теоретически, да. Мы могли бы сразу после спуска с пер. Терскей на верхнее плато в тот же день подойти под пик Каракол. Но пришлось запурговать, так как совершенно не было видно ни пика Каракол, ни рельефа, ни расположения трещин на леднике. Можно было бы на следующий день вместо предпровеса с ходу подниматься на пик Каракол с полной выкладкой. Но делать это на ночь глядя, да еще и в условиях ухудшения погоды было бы рискованно. Короче говоря, небольшой шанс пройти быстрее снова был, но опять с определенным ущербом для безопасности. Мы снова перестраховались!

26 августа: позади три дня подряд ужасно плохой погоды на восточном гребне Каракола, двое суток пургования. Если не считать позавчерашнюю пурговку, то уже десятый день, как мы непрерывно вешаем веревки, ни дня без веревки, с момента начала подъема на пер. Терскей мы их повесили уже 78 штук! Подходит к концу жратва. Сегодня с утра по прежнему очень крепкий порывистый ветер, но видимость хорошая. Значит, надо что-то делать. А именно, делать отсюда ноги, и чем скорее, тем лучше!

По плану мы должны были бы продолжать траверс через вершину пика Слоненокс последующим спуском через пер. Слоненок на север. Но в настоящий момент вопрос о траверсе Слоненка на повестке не стоял по следующим соображениям.

  • Хотя с утра и было в основном ясное небо, но шторм продолжался. Траверс Слоненка и так является весьма технически сложным препятствием. Проходить его в штормовой ветер в условиях неустойчивой погоды было бы опрометчиво. В такой шторм можно либо продолжать пурговать, либо спускаться, "линять" с гребня вниз на любую сторону. Куда спускаться - вопрос отдельный, но как только свалим с хребта, ветер должен стихнуть.
  • После трех дней снегопада определенные участки стали лавиноопасными. Один из них был непосредственно перед нами - снежный галстук, выводящий с седловины Металлурга на гребень пика Слоненок.

    ГСП: гребень пика Слоненок
    Этот участок в принципе можно было бы обойти по более сложным скалам. Но позже встретился бы еще снежный спуск с пика на пер. Слоненок, а затем спуск по северной стене самого пер. Слоненок, верхние 400 м которой представляют собой крутой снежный склон. Эти два потенциально опасных участка не обходятся.
  • До сих пор мы абсолютно контролированно двигались по маршруту, не отклоняясь от запланированного. Темп движения у нас тоже соответствовал плану в те дни, когда мы действительно шли. Но в условиях плохой погоды, периодически пургуя, мы накапливали отставание от графика. К 26 августа у нас накопилось уже 6 дней отставания. Больше ждать мы уже не могли, разве что выбросив обратные билеты. Еда тоже подходила к концу. Но бензина хватало, а еду можно и порастягивать. Так что главными факторами были значительное отставание от графика и лавиноопасная обстановка из-за предшествующей неблагоприятной погоды.

Таким образом, от продолжения траверса главного хребта мы отказались. За сим последовал спуск с пер. Металлург, но о нем речь пойдет в следующем разделе. Тура на пер. Металлург не было.

Итак, при прохождении пер. Траверс Каракола от верхнего плато Кичеборду до седловины пер. Металлург нами было навешено в сумме 33 веревки (1650 м перил), из них 8 на подъеме и 25 на гребневом спуске. Перевал проходился в условиях плохой погоды (снегопад, буран, отсутствие видимости). На прохождение потребовалось фактически 4 дня, 2 из которых мы пурговали. В хорошую погоду траверс Каракола за два дня проходим, хоть это и напряженный темп. Для прохождения в противоположном направлении, с востока на запад, маршрут и характер препятствий будет тем же самым.

Следует ли считать траверс Каракола перевалом? Мы убеждены: безусловно, да! Траверс Каракола с туристской точки зрения является типичным перевалом, и притом исключительно логичным! Он связывает два разделенных протяженным отрогом места - плато Кичеборду и седловину Металлурга, проход между которыми по любому другому маршруту потребует больше времени и будет связан либо с длинным обходом по долинам рек, либо с последовательным прохождением нескольких перевалов сложностью не ниже 3А*. То, что пер. Траверс Каракола проходит непосредственно через вершину, притом через высшую точку всего района, можно считать удачным совпадением. Дополнительными "бонусами" служит то, что пер. Траверс Каракола благодаря гребневому характеру совершенно безопасен в любой сезон и в любых погодных условиях, а также то, что в ясную погоду этот перевал исключительно видовой!

По вопросу классификации пер. Траверс Каракола у нас такое мнение. Классифицировать его от ледника до ледника в принципе можно, но неудобно. В этом случае в зависимости от того, с какими сторонами других известных перевалов он будет связан, суммарный путь через перевал будет сильно отличаться. Траверс Каракола тогда может связывать четыре ледника: Айланыш, Кичеборду, Металлург и Онтор, являющиеся истоками трех больших рек: Джетыогуза, Сарычата и Каракола, в любом сочетании. Причем в любом из возможных сочетаний наиболее сложная часть пути, определяющая категорию перевала 3Б, останется одна и та же - траверс восточного и западного гребней. Так что куда удобнее считать Траверс Каракола перевалом, связывающим верхнее плато Кичеборду с седловиной пер. Металлург, и это будет полноценная 3Б без халтуры: свыше 30 веревок, и не проходимая быстрее, чем за два полных дня.

Короткое видео, наглядно иллюстрирующее испытания, которым группа подверглась во время траверса Каракола, можно посмотреть по адресу:
http://www.youtube.com/v/eduF_zvKLsY

Пер. Металлург (3А*, 4600)

Местонахождение:
в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Каракол и Слоненок разделяет долины рек Онтор (приток р. Каракол) и Чонборду (приток р. Сарычат).

Категория сложности:
3А*.

Ориентация:
север - юг.

Характер:
ледовый.

Определяющая сторона:
перевал двусторонний северная сторона более сложная и является определяющей.

Направление прохождения:
спуск на север, по определяющей стороне.

Время подъема:
группа не поднималась на перевал из цирка, а спускалась к его седловине с пика Каракол по хребту.

Время спуска:
5 часов.

Фактическое время прохождения:
26 августа 2013 г.

Ночевки:
на седловине.

Навешено перильных веревок:
6 по 50 м (все на спуск по льду).

Перепад высоты (по GPS):
около 800 м на спуск.

Итак, как уже говорилось, по причине значительного отставания от графика, неустойчивой погоды и предполагаемого лавиноопасного состояния заряженных трехдневным снегопадом склонов мы отказались от продолжения траверса через пик Слоненок и приняли решение "сваливать" с хребта по заявленному запасному варианту через пер. Металлург, пока нас не "приперло" еще покруче. Но оставался не праздный вопрос: как, и на какую сторону, на юг или на север? Дело в том, что пер. Металлург славится лавиноопасностью на обе стороны. Северный склон гораздо более протяженный и определяет категорию сложности перевала 3А*. Южный склон не такой длинный, хотя тоже крутой, в октябре 1996 г. мы повесили там на спуск 3 веревки (http://nmr.nioch.nsc.ru/ters96h/node15.html). Но если мы и спустимся с Металлурга на южную сторону, все равно потом нам нужно будет возвращаться на север, к заброске, через перевалы ФКТ (либо Облачный) + Слоненок (либо Джигит).

С седловины пер. Металлург были хорошо видны взлеты перевалов ФКТ и Облачный. Оба были заряжены снегом, и лавины там еще не сошли. Мы предполагали, что на южном склоне пер. Металлург, скорее всего, примерно то же самое. Северные склоны Слоненка и Джигита - тоже не подарок, и спускаться где-то там на следующий день тоже придется... А нельзя ли как-нибудь сразу сдюльферять на северную сторону прямо с самого Металлурга?

Мы рассуждали так. Как уже было сказано, в течение предшествующих суток дул штормовой ветер. Причем ветер дул не с юго-запада, как обычно бывает, а с северо-запада - вдоль хребта, фирнуя его северные склоны и сдувая с них плохо лежащий свежевыпавший снег. Мы рассчитывали, что большая часть снега на северном взлете Металлурга может оказаться сдута или зафирнована, а лавинная опасность в этих специфических условиях может отсутствовать или быть минимальной. Забегая вперед, скажем: практика показала, что мы абсолютно верно просчитали ситуацию! Описание спуска с пер. Металлург дается от седловины до лед. Онтор.

26 августа в 920 мы снялись с пурговки на седловине пер. Металлург.Несколько более поздний выход, чем обычно, объяснялся необходимостью аккуратно откапывать палатку после бурана, да и сами сборы были затруднены сильным порывистым ветром (как бы чего не сдуло). Тура на пер. Металлург не было видно, и искать его мы не стали за недостатком времени. Сначала мы подошли на самый восточный край седловины Металлурга, под скалы пика Слоненок, и внимательно рассмотрели предстоящий путь спускана предмет лавинной опасности. Мы не ошиблись! На всем протяжении видимой части спуска (на глаз порядка трех веревок) снег был сдут, и обнажился голый лед.


ГСП: спуск с пер. Металлург; 1-я веревка
Затем путь заворачивал правее, под стены пика Слоненок, и с седловины виден не был. Но мы рассчитывали, что, продолжая держаться под скалами Слоненка, можно будет безопасно пройти и дальше. С центра широкой седловины Металлурга прямо вниз приемлемого спуска не было.Там склон более пологий, он пересечен многочисленными бергшрундами и явно лавиноопасен.

В 1000 мы приступили к навеске перил. Первых трех веревок (150 м, 50 - 55o),


ГСП: спуск с пер. Металлург; 3-я веревка
как мы и предполагали, хватило до нижнего угла скального массива, рядом с которым мы спускались. Дальше по-прежнему был голый лед, но прямо под нами находился неприятный ледовый сброс. Мы взяли орографически правее и пошли в обход сброса косым спуском, продолжая находиться под прикрытием стены Слоненка (еще 2 веревки, 100 м, 45 - 50o). Скальная стена над нами не была освещена солнцем и потому оставалась безопасной. 6-ю веревку, которая оказалась последней на пер. Металлург, мы повесили прямо вниз, и далее через бергшрунд (голый лед, 50 м, 40 - 45o).

ГСП: спуск с пер. Металлург; 6-я веревка
Все 6 веревок крепили на ледобурах и сдергивали с помощью ледосброса.

В 1250 мы сдернули последнюю веревку. Теперь нужно было как можно быстрее уходить с перевального склона, пока солнце не осветило его и не сделало опасным. Крутизна в этом месте была предельная для движения в связках и кошках с одновременной страховкой ( 35 - 40o), но зато под ногами оказался смерзшийся лавинный вынос, на котором кошки держали вполне надежно. В некоторых коротких местах фирн становился смерзшимся почти до состояния льда там мы переходили на движение лицом к склону. Все три встретившихся по пути бергшрунда нам также удалось обойти по смерзшимся лавинным выносам и обойтись без навески перил.


ГСН: перевал Металлург, вид с севера: красная линия - путь по перилам, синяя линия - путь в связках
На отдых мы не останавливались.

В 1400 мы вышли на ровный ледник. В это время перевал осветило солнце, и началось активное снеготаяние. Со стены Слоненка начали сходить маленькие пылевые лавинки. Но мы уже были внизу в полной безопасности! Маленький ледопад у подножия взлета пер. Металлург обходится орографически слева. Пройдя еще ходку в связках по закрытому леднику, мы как раз успели с него уйти, пока снег не начал сильно проваливаться. С 1500 до 1545 мы наскоро перекусили, а к 1645 дошли до живописной поляны на правой боковой морене перед пер. Онтор.

Считать ли пер. Металлург в том варианте, как мы его прошли, отдельным препятствием, или считать его в связке с пер. Траверс Каракола? Можно дать ответ на этот вопрос, формально обратившись к первоисточникам. В методических указаниях к классификации написано: "Последовательное прохождение двух и более перевалов, когда существенная по протяженности или сложности часть пути подъема или спуска каждого из них выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал". В данном случае мы полностью прошли и весь Траверс Каракола (обе стороны, 8 веревок на подъем и 25 веревок на спуск), и всю определяющую сторону пер. Металлург (6 перильных веревок плюс полкилометра на индивидуальной технике). Из полного пути для пер. Металлург выпадает несущественная, неопределяющая часть, а для Траверса Каракола вообще не выпадает ничего. Уж так сложилась судьба, что между тем и другим совсем не оказалось "пешеходного прогона". Поэтому мы полагаем, что Траверс Каракола и Металлург следует считать по отдельности, ибо мы полностью прошли участки, определяющие сложность и того, и другого.

Тем более не годилось бы на основании отсутствия прогона по долине считать три перевала Терскей + Траверс Каракола + Металлург как одно препятствие. Таких "перевалов" - требующих 84 перильных веревки и 11 дней для прохождения - извините, даже категории 3Б не бывает!

Таким образом, группа прошла на спуск по определяющей стороне пер. Металлург, навесив 6 веревок (300 м перил) по льду. Полкилометра оставшейся части перевального взлета пройдены по твердому фирну с одновременной страховкой. В сложных погодных условиях (потенциальная лавинная опасность после снегопада) группа смогла безопасно спуститься с этого перевала, благодаря тонко просчитанной траектории спуска и весьма высокой скорости движения (тройка-А полностью пройдена по определяющей стороне всего за 4 часа ЧХВ). Тем не менее, в других условиях или в случае прохождения на подъем перевал мог оказаться более сложным и потребовать больше времени. Он мог оказаться и более опасным, если бы, например, во время снегопада не было сильного северного ветра, сдувшего снег, или если бы мы не успели уйти со взлета до того, как его осветило солнце. В любом случае к потенциально опасному пер. Металлург следует относиться со всей ответственностью, а планируя его прохождение в маршруте, заранее предусматривать запасные варианты.

Пер. Онтор (1Б, 3900)

Перевал Онтор можно без преувеличений назвать уникальным: это исключительно простая технически и совершенно не утомительная по затратам сил седловина (независимо от того, в каком направлении ее проходить), находящаяся вплотную к самому подножию знаменитой северной стены Джигита


ГСН: западная сторона пер. Онтор, вид из цирка пер. Карбышева

СН: северная стена Джигита; стрелкой показана правильная седловина пер. Онтор
и предоставляющая прямой путь с лед. Онтор на лед. Кельтор. Описание дается от поляны на правобережной морене лед. Онтор до лед. Кельтор.

Местонахождение:
во второстепенном северном отроге хребта Терскей Алатоо, разделяющем долины рек Онтор и Кельтор (обе - истоки р. Каракол), вплотную к северной стене пика Джигит. Координаты седловины по GPS: N 42o11.762', E 78o31.339' высота по Классификатору 3900 м, по GPS 4050 м.

Категория сложности:
1Б.

Ориентация:
запад - восток.

Характер:
с обеих сторон пологие ледники с умеренным количеством трещин и короткие осыпные взлеты, равноценные по сложности и не требующие перильной страховки.

Направление прохождения:
с запада на восток.

Фактическое время прохождения:
пренебрежимо мало перевал пройден 28 августа 2013 г. в один день с пер. Эпюра.

27 августа мы сделали дневку на правой боковой морене лед. Онтор.На этой морене очень живописные травянистые поляны, но надо знать, где искать чистую воду. Родники с водой находятся по координатам: N 42o11.769', E 78o29.291' - нижний N 42o11.780', E 78o29.858' - верхний. Мы стояли на верхнем роднике.


ГСН: дневка на Онторской поляне; слева пик Джигит
Высота поляны около 3700 м. Дневка нам была нужна не только для того, чтобы отдохнуть после длительного напряженного участка, посушить и починить снаряжение. 4 часа - с 815 до 1220 - мы ходили через весь ледник к цирку пер. Карбышева за заброской. Что характерно, наша заброска была запакована в два "сахарных" мешка, и на одном из них была наклеена записка о принадлежности с просьбой не трогать содержимое до истечения контрольного срока. Второй мешок лежал рядом. Честные, но хитрые грамотные сурки не притронулись к мешку с запиской, а вскрыли неподписанный и сожрали оттуда весь сыр, сушеную рыбу, часть конфет и еще что-то по мелочи. К счастью, самые важные продукты - сало и плов - находились в том мешке, который было велено не брать. В следующий раз специально для этих грамотных, но прожорливых животных подписывать нужно будет все мешки, а не только верхний.

Во время дневки нас побаловала хорошая погода, от которой за 20 ненастных дней мы уже успели отвыкнуть. Весь день мы наблюдали за поведением северных склонов перевалов главного хребта, которые отлично видны с поляны. Со склонов перевалов Джигит, Слоненок, Металлург часто сходили лавины после снегопада, длившегося предыдущие три дня. Эти наблюдения окончательно убедили нас в целях безопасности отказаться от записанной в маршрутной книжке попытки прохождения пер. Джигит Вост., на который нам, впрочем, все равно уже не хватало времени. Вместо этого мы решили после прохождения пер. Онтор "отползать" к конечной точке маршрута - долине Арашана - заявленным запасным вариантом через перевалы Эпюра и Украина. Забегая вперед, скажем, что в ближайшем будущем правильность этого решения подтвердилась. Проходя на следующий день между перевалами Онтор и Эпюра, мы наблюдали многократные пылевые лавины со стены и склонов Джигита, а в середине того же дня погода снова испортилась и еще добавила "перца".

Выходить на пер. Онтор после обеда, сразу после рейда за заброской, было в принципе можно, но нецелесообразно. Перевал находился настолько близко, что можно было очень быстро пройти его и завтра с утра. Так что вечером мы хорошо отдохнули и обожрались примерно четырехкратной порцией плова. Праздничная обжираловка исключительно благотворно повлияла на темп движения группы на следующий день и явилась важным фактором обеспечения безопасности.

28 августа, доев вчерашний плов, мы стартовали в 705. В этот день мы планировали пройти сразу два перевала: Онтор (1Б, 3900) и Эпюру (2А, 4300). Первую ходку по направлению к пер. Онтор мы плавно набирали высоту по правобережной морене. Затем поднялись на открытый ледник и подошли под перевал.


ЛК: подход по леднику к пер. Онтор; стрелкой отмечена правильная седловина
Взлет Онтора с этой стороны покрыт мелкой едущей осыпью, ~30 м, 30 - 35o. На седловину мы поднялись в 835 координаты: N 42o11.762', E 78o31.339'. Сняли записку группы туристов МГУ под рук. К. Домбровской от 23.08.2013

Записка с пер. Онтор
, прошедших перевал в том же направлении, что и мы.

На седловине Онтора есть площадка для палатки.


ГСН: группа на седловине пер. Онтор на площадке для палатки; внизу на леднике видна тропа москвичей
Восточная сторона перевала похожа на западную: те же ~30 м, 30 - 35o, только вместо мелкой осыпи тропка по легким разрушенным скалам. Затем закрытый ледник, который открывается через несколько сотен метров.

ГСН: вид с седловины пер. Онтор; показан путь в цирк пер. Эпюра

ГСН: спуск с пер. Онтор; показан путь обхода рвани на повороте ледника
По леднику сначала идут вдоль левого борта. Зону трещин на повороте обходят справа. Затем можно выходить на центр или ближе к правому борту ледника и двигаться вниз. Нам вниз было не надо сразу же после обхода рвани мы взяли прямой курс без потери высоты к нашему следующему перевалу. В 910 мы приступили к спуску с седловины Онтора, а в 1000 уже стояли перед подъемом в верхний цирк пер. Эпюра.Но о прохождении с ходу в этот же день второго перевала речь пойдет в следующем разделе.

Таким образом, группа в очень быстром темпе прошла пер. Онтор, меньше чем за 3 часа от поляны до цирка следующего перевала. Пер. Онтор исключительно видовой и очень популярен среди туристов. Группам нашего турклуба приходилось бывать на нем во все времена года. Онтор совершенно безопасен и надежно проходим в любых условиях, так что настоятельно всем его рекомендуем!

Пер. Эпюра (2А*, 4300)

Местонахождение:
в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Джигит и Альбатрос разделяет долины рек Кельтор (приток р. Каракол) и Караколтор (приток р. Куйлю Вост.). Эпюра - ближайший к пику Джигит относительно несложный перевал.

Категория сложности:
2А*.

Ориентация:
север - юг.

Характер:
снежно-ледовый.

Определяющая сторона:
северная.

Направление прохождения:
с севера на юг, на подъем с определяющей стороны.

Время подъема:
3 часа (от основного ледника).

Время спуска:
1 час (до конца ледника).

Фактическое время прохождения:
28 августа 2013 г. 5 часов "грязного" ходового времени.

Навешено перильных веревок:
1 (50 м на подъем, снег - лед).

Пер. Эпюра характерен тем, что с северной стороны проходится по снежно-ледовому гребню. Это очень красивый перевал. Мы его проходили сразу после пер. Онтор, реализуя запасной вариант продолжения маршрута. Описание дается от верховьев лед. Кельтор до правых боковых террас лед. Караколтор Вост.

28 августа, меньше чем за 3 часа перемахнув через пер. Онтор, в 1000 мы с ходу устремились на пер. Эпюра.Проходили перевал по стандартному пути. Сначала за 2 ходки через ледовый лоб, покрытый жестким фирном, в связках и кошках мы поднялись в верхний перевальный цирк (~300 м, 20 - 25o).


ГСН: заход к пер. Эпюра
В районе перегиба в верхнем цирке приходится распутать пару трещин, что, впрочем, не представляет особых проблем. К 1200, когда мы оказались в верхнем цирке, потеплело, снег начал подтаивать и местами проваливаться. Так как после недавнего большого снегопада можно было ожидать потенциальную повышенную лавинную опасность, мы заторопились скорее на перевал, чтобы успеть проскочить до того, как снег раскиснет. Лезть на седловину Эпюры в лоб не следует: там взлет значительно более крутой, с большими бергшрундами, и к тому же явно перегружен лавиноопасным снегом. Нужно подняться направо (по ходу) на разделительный гребень,

ГСН: подъем на пер. Эпюра по гребню
который уже заведомо безопасен и ведет до самой седловины. Для подъема на гребень мы избрали оптимальный путь, наиболее приближенный к линии падения воды, имеющий минимальную крутизну, без карниза в верхней части, и приступили к навеске перил. У подножия снега было много, но ближе к верху гребня снег практически сошел на нет, там мы сделали промежуточную перестежку на ледобуре. Верхняя станция была на снежном щите уже наверху до гребня нам хватило одной веревки (50 м, 40 - 45o). Снег раскисал на глазах, под участниками уже начали оседать доски, так что можно было наглядно убедиться в большой пользе нашего стремительного движения в этот день. Опоздай мы с подъемом на гребень на какой-то час, и вполне реально было бы столкнуться с проблемой высокой лавинной опасности!

Гребень Эпюры был на всем протяжении покрыт снегом,


ГСН: гребень Эпюры в 12:47

ГСП: гребень Эпюры в 13:06
по нему мы в связках совершенно безопасно вышли к седловине, плавно набрав еще около сотни метров высоты. В это время погода стала резко меняться с тенденцией в сторону ухудшения. На пер. Эпюра мы были в 1320.

ГСН: группа на пер. Эпюра; первый ряд: Палесский; второй ряд слева направо: Мамонтов, Науменко, Короленко, Сенченко; фотографирует: Сальников
Сняли записку группы туристов г. Витебска под рук. А. Шипунова от 19.08.2013

Записка с пер. Эпюра
, прошедших перевал в противоположном направлении. Здесь нас таки настиг запердон и не дал расслабиться. Чтобы поскорее уйти от шквалистого ветра со снежными зарядами, в 1340 мы поспешили вниз с седловины.

ГСН: вид на юг с пер. Эпюра
Пер. Эпюра практически односторонний, взлет с южной стороны символический: 15 - 20 м, 25 - 30o. Снег на льду нелавиноопасен, так как крутой участок не протяженный. Мы спустились в связках и кошках спиной к склону, держась левее, вплотную к скальному выходу.

ГСН: спуск на юг с перевального взлета Эпюры
Ветер стих, как только мы покинули седловину.

После перевального взлета дальше идет ровный закрытый ледник. Нам было известно, что на перегибе этот ледник сильно разорван, так что мы решили пройти еще ходку, чтобы поскорее уйти с раскисающего снега. Обойдя небольшой ледопад вдоль левого борта,


ГСП: обход ледопада в южном цирке пер. Эпюра
в 1450 мы перешли на левую боковую морену, где, наконец, остановились на обед у теплого, но неприветливого озера. Таким образом, эффект от сожранного группой вчера вечером на Онторской поляне плова оказался настолько ошеломляющим, что мы не просто прошли два перевала в один день, как было запланировано. Мы полностью перемахнули оба перевала - Онтор и Эпюру от морен до морен - от завтрака до обеда! К сожалению, спокойно пообедать нам опять не дала погода. Налетел конкретный запердон и загнал нас под полиэтилен. Наспех закончив обед, в 1540 мы двинулись дальше.

Если от этого места маршрут группы лежит не по долине реки Караколтор и не направо к южным отрогам пиков Джигит и Слоненок, а, как для нас, налево на лед. Караколтор Вост., то спускаться дальше вниз по лед. Эпюры невыгодно. Нужно прямо отсюда повернуть налево, выйти на боковые террасы и по ним траверсировать в направлении лед. Караколтор Вост., обходя гору и по мере необходимости немного сбрасывая высоту.


ГСН: траверс по террасе с лед. Эпюры к лед. Караколтор Вост.; внизу остается лед. Караколтор Зап.
В верхней части террасы сложены из крупного курумника. Камни живописно выветрены, покрыты пустынным загаром, встречаются ярко-желтые породы, как будто перевал ведет к волшебнику Изумрудного города. Затем среди каменных полей начинают попадаться травянистые участки, их становится все больше. В конце концов удобная терраса приводит на небольшую травянистую поляну с чистым ручьем, с которой практически без набора высоты можно сразу попасть на центральную часть лед. Караколтор Вост. На этой поляне в 1730 мы и заночевали координаты: N 42o11.466', E 78o34.995' высота 3750 м. К вечеру погода было наладилась, но ночью запердон пришел снова.

Таким образом, группа в неблагоприятную погоду в стремительном темпе прошла за один день от травы до травы два перевала - Онтор и Эпюру, повесив одну веревку (50 м) на льду при подъеме из цирка на гребень пер. Эпюра. Отметим, что при сложившихся в этом сезоне погодных условиях такой быстрый темп имел особенно важное значение: мы вовремя успели проскочить пер. Эпюра, до раскисания снега и образования лавиноопасных досок на склонах. Как и Онтор, пер. Эпюра очень видовой, в нормальную погоду, как правило, безопасный, и настоятельно рекомендуется к прохождению. Образно можно сказать, что пер. Эпюра - это ворота через хребет Терскей к горному узлу Куйлю. В случае особенно высокой лавинной опасности обычного пути на перевал с севера (что маловероятно) в принципе можно подниматься на гребень не из верхнего цирка, а гораздо ниже, с самого ледника, по технически несколько более сложному, но безопасному пути.

Пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350)

Согласно первоначальному замыслу, мы должны были завершить свой маршрут прохождением с лед. Караколтор Вост. в долину р. Арашан через красивый перевал Украина (3А). Забегая вперед, скажем, что из-за неблагоприятной погоды и отсутствия запаса времени на пургование мы были вынуждены отказаться от сквозного прохождения пер. Украина и "отползти на Арашан огородами" - через связку из двух перевалов Каракольский Вост. + Туристов Татарии. Строго говоря, третий перевал - Украина - в этой связке является излишеством. У нас Украина осталась включена в маршрут, так как, до последнего момента рассчитывая пройти ее насквозь, мы поднялись до самой седловины и заглянули на спусковую сторону. Описание связки дается от лед. Караколтор Вост. до р. Арашан.

Подъем на пер. Украина

Описание подъема на пер. Украина дается от лед. Караколтор Вост. до седловины.

Местонахождение:
в главном хребте Терскей Алатоо восточнее невыраженной узловой вершины, принадлежащей северному отрогу, разделяющему долины рек Каракол и Арашан. Пер. Украина связывает дальний северо-восточный угол лед. Караколтор Вост. (долина р. Караколтор) и дальний юго-западный угол лед. Чон-Узень (долина р. Арашан). Украина - единственный перевал, непосредственно связывающий эти ледники. Координаты: N 42o13.923', E 78o36.612'. Высота 4350, указанная в Классификаторе, выглядит заниженной GPS дает 4520 м.

Категория сложности:
3А для сквозного прохождения 2А для радиального (как у нас) выхода с юга.

Ориентация:
юг - север.

Характер:
снежно-ледовый.

Определяющая сторона:
северная.

Направление прохождения:
подъем с юга, с неопределяющей стороны.

Время подъема:
1 час (из верхнего цирка).

Время спуска:
группа с перевала не спускалась 20 мин траверса по хребту до пер. Каракольский Вост.

Фактическое время прохождения:
30 августа 2013 г.

29 августа в 700 мы вышли с места ночевки на курумно-травянистой террасе над стыком ледников Караколтор Зап. и Вост. Первую ходку двигались по удобной правой (орографически) боковой морене, не теряя и почти не набирая высоты. Пройдя по этой морене мимо взлета пер. Бригантина, в 800 мы попали с нее сразу на центральную часть открытого ледника Караколтор Вост. примерно в районе взлета пер. Каракольский Зап. Этот ледник выглядит довольно необычно для Терскея, он большой и весь испещрен многочисленными ледовыми мульдами.


ГСН: путь по лед. Караколтор Вост. к пер. Украина
В верхней части ледника имеется маленький несложный ледопад, наиболее разорванный у краев ледника. По центру этот ледопадик легко распутывается. Как раз в этом месте ледник закрылся, и мы связались. Из долины со стороны хребта Куйлю опять нанесло какую-то "чачу", посыпал снег. В 1020 мы подошли в верхний цирк под пер. Украина. Седловина была отсюда в двух ходках, и в нормальных условиях мы нацелились бы на прохождение перевала в этот же день. Но погода на глазах менялась от совсем плохой к еще более худшей, так что мы лихорадочно размышляли уже не о перевале, а о запердоне и об экстренном пурговании. Из верхнего цирка к седловине ведет плавный подъем по леднику, а слева от него (по ходу) несколько больших ступенчатых ледовых сбросов с широкими полками в промежутках. Мы нашли поблизости подходящий сброс с ровной полкой, неплохо защищающий от ветра, в 1050 поднялись туда и молниеносно запурговали.

ГСН: пургование под пер. Украина

Если бы мы уже сейчас решили вместо Украины проходить Каракольский Вост., мы могли бы не пурговать, а пробиваться дальше сквозь запердон. Как оказалось впоследствии, именно этот расклад нам был уготован на следующий день. Но проходить в такую непогоду технически сложный пер. Украина было бы безрассудно. В то же время, благодаря быстрому темпу движения, мы еще имели один запасной день, так что вполне успевали переждать запердон и пройти Украину завтра утром.

Часть 5 >>>>>>>>>>>>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru