Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Терскею в августе 2013 г. Часть 1
Новосибирское отделение
туристско-спортивного союза России
Секция горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета
С Т
О И О Д Н
А В Е Р Е В К А
О Т Ч Е Т
о горном походе шестой категории
сложности
по хребту Терскей Алатоо, совершенном с 6 по 31 августа 2013 г. по маршруту:
кур. Джетыогуз - р. Арчалытор -
пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) -
пер. Карбышева (3А* п/п, 4500) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б, 4950, 2-е прохождение, новая линия) - лед. Кичеборду - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) - пер. Металлург (3А*, 4600) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 3900) - лед. Кельтор - пер. Эпюра (2А*, 4300) - лед. Караколтор Вост. - пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350) - р. Арашан - пос. Аксу
МКК СФО рассмотрела отчет и считает, что маршрут
соответствует
6 к. с. и может быть зачтен всем участникам и руководителю
Отчет использовать в библиотеке
г. Новосибирск, 2013 г.
Данный отчет представляет собой свободную информацию. Электронная версия отчета находится на WWW сервере автора http://nmr.nioch.nsc.ru/ters136/, а также может быть размещена и на других серверах по желанию их администраторов. Анонс отчета представлен на портале Risk.ru по адресу:
Короткие видеоклипы, отражающие техническую работу группы
на перевалах Карбышева, Терскей, Траверс Каракола, можно посмотреть
по адресу соответственно:
В процессе работы над отчетом использовалось свободное программное обеспечение:
Краткая характеристика района похода и концепции маршрута
Хребет Терскей Алатоо - уникальный район для проведения горных походов, практически единственный, в котором можно организовывать интересные и логичные маршруты любой категории сложности от первой до шестой. Высокогорная часть хребта (бассейны рек Джууку, Чон-Кызылсу, Джетыогуз, Каракол, Арашан и Аксу) довольно компактна. Простые подъезды при приемлемых денежных затратах, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы, весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра. Все пятитысячники Терскея: Каракол (5281), Огуз-Баши (5163), Джигит (5130), Палатка (5020), а также все перевалы категории сложности 3Б, находятся в главном хребте, а именно, в его центральной части. Поэтому не удивительно, что именно в этой части Терскея мы запланировали основные технически сложные элементы. К дополнительным преимуществам Терскея относятся наличие на подходах леса (тяньшаньская ель растет до высоты 3000 м), а также горячие радоновые источники во всех северных ущельях, за исключением долины р. Каракол. Хребет Терскей Алатоо давно и хорошо освоен, в том числе и нашим клубом. Поэтому мы не ставили себе цель посетить в этом походе все-все-все. Вместо этого мы запланировали маршрут в несколько нетрадиционном стиле: с весьма скромным километражем, но исключительно насыщенный технической работой. Такой подход нам показался вполне логичным. Ведь не наматывание километров по различным долинам, а именно прохождение технически сложных перевалов и траверсов вершин задает набор специфических препятствий, характерных для спортивной дисциплины "маршрут-горный"! Запланированный нами маршрут логически делится на следующие части.
Несмотря на то, что нам не удалось пройти многие из запланированных "хотелок", все равно поход отличается исключительной насыщенностью технически сложными препятствиями. И хотя непогода сильно скорректировала сам маршрут, она практически не повлияла на безопасность его прохождения. Но речь об этом пойдет еще впереди, а оценить результат представится благосклонному читателю... В былые времена в августе на Терскее была вполне предсказуемая погода: с утра ясно, в обед облачно или символический дождик, поздний вечер и ночь снова ясные. Похоже, что в последние годы наблюдается тенденция к ухудшению, а главное, к полной непредсказуемости погоды. В нашем походе дождь или снегопад (причем обычно сильный, сопровождающийся бураном или даже грозой) бывал очень часто и без всякого расписания. Например, запердон (резкое ухудшение погоды, препятствующее или существенно затрудняющее движение по маршруту, имеющее ярко выраженный задничный характер) мог прийти с самого утра, или продолжаться несколько дней без перерыва. Раньше мы много раз ходили на Терскей, но никогда еще не сталкивались с погодой, которая настолько сильно мешала бы планомерному прохождению маршрута. ТАКУЮ неблагоприятную погоду мы никак не могли предвидеть заранее. Туристов и альпинистов на Терскее, как правило, много, в том числе иностранцев. Однако в этот раз мы вообще не встретили на маршруте ни одной группы. Очевидно, потому, что на особо технически сложных участках, где проходил по сути почти весь наш маршрут, большинство других групп просто так путешествовать не могут. Заезд на Терскей не представляет проблем. Например, мы добирались из Новосибирска на поезде до Алма-Аты, а дальше на бусике до г. Каракол по дороге, обходящей оз. Иссык-Куль с востока, через вновь открытый погранпереход Кегень. На обратном пути мы ехали из Каракола в Алма-Ату через Бишкек. Ни виза, ни загранпаспорт россиянам не требуется. Проезжая через территорию Казахстана, нужно заполнять миграционные карты. В Киргизии миграционные карты не требуются, срок пребывания без регистрации до 90 суток. Пропуск в погранзону для Терскея также не нужен. Нашим туроператором в Караколе был Игорь Ханин, фирма "Альп-Тур Иссык-Куль ЛТД", ул. Карасаева, 158, 722200 Каракол, Кыргызстан, тел. +996(3922)59486, +996(3922)59448, khanin@infotel.kg, khanin2003@mail.ru, alp-tour@yandex.ru. С Ханиным мы дружим уже давно, и в этот раз у нас с ним также не возникло никаких накладок. В местной МЧС мы регистрировались по телефону, а у Ханина на базе оставили специально заготовленную копию маршрутной книжки со схемой маршрута и всеми необходимыми координатами, а также копию страхового полиса. За поддержку нашего мероприятия выражаем Игорю Ханину отдельную благодарность!
Справочные сведения о группе и маршруте
Проводящая организация:
Спортклуб Новосибирского госуниверситета,
Место проведения:Республика Кыргызстан Центральный Тянь-Шань хребет Терскей Алатоо Общие сведения о маршруте:
Нитка маршрута:кур. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) - пер. Карбышева (3А* п/п, 4500) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б, 4950, 2-е прохождение, новая линия) - лед. Кичеборду - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) - пер. Металлург (3А*, 4600) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 3900) - лед. Кельтор - пер. Эпюра (2А*, 4300) - лед. Караколтор Вост. - пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350) - р. Арашан - пос. Аксу Определяющие перевалы:
Маршрут рассмотрен
МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154-00-666656555, г.
Новосибирск,
Красный пр., д. 98/1, т. 8-383-2163788, ф. 8-383-2363814,
Отчет, фото- и видеоматериалы к нему доступны
в МКК СФО у автора
Анонс отчета представлен на портале Risk.ru по адресу:
Короткие видеоклипы, отражающие техническую работу группы на
перевалах
Карбышева, Терскей, Траверс Каракола, можно посмотреть по адресу
соответственно:
Состав группы
Вся группа прошла маршрут в полном составе. Подробная нитка маршрута
Заявленный основной вариант маршрутаКур. Джетыогуз - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) - пер. Сказка (3А*, 4400) - пер. Терскей (3Б, 4950) - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) - траверс пика Слоненок (3Б, 4726) - пер. Слоненок (3А*, 4700) - пер. Онтор (1Б, 3900) - пер. Джигит Вост. (3Б, 5000) - пер. Украина (3А, 4350) - пос. Аксу. Заявленные запасные варианты маршрута
Пройденный вариант маршрутаКур. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) - пер. Карбышева (3А* п/п, 4500) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б, 4950, 2-е прохождение, новая линия) - лед. Кичеборду - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) - пер. Металлург (3А*, 4600) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 3900) - лед. Кельтор - пер. Эпюра (2А*, 4300) - лед. Караколтор Вост. - пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350) - р. Арашан - пос. Аксу. Отличия между основным заявленным и пройденным вариантами
Материальное обеспечение группы
Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно. В группе был спутниковый телефон системы "Thuraya" старой модели (вес 250 г). Старые модели "Турайи" считаются лучше новых. У них отсутствуют современные "навороты", благодаря чему они более экономно расходуют электричество. В последние годы многие группы жалуются на нестабильную связь со спутниками "Турайи" в Киргизии. Этого мы подтвердить не можем. В течение похода мы неоднократно отправляли СМС с маршрута в Новосибирск (через симкарту "Билайн"), и никаких проблем со связью ни разу не замечали. Носили мы телефон в выключенном состоянии отдельно от аккумулятора, во избежание саморазряда. Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в страховой компании "Согласие", страховой агент Мамонтова Валентина Васильевна. Страховка была двойная: от несчастного случая плюс на медицинское обслуживание. Насколько надежную гарантию выплаты обеспечивает именно эта страховая компания, мы, к счастью, сказать не можем. Всегда уделяя особое внимание требованиям безопасности на маршруте, мы всеми силами старались избежать прецедента наступления страхового случая и гордимся тем, что нам это удалось! Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Бензин брали на заправке в Караколе в количестве около 27 л и затаривали в пластиковые бутылки из-под минеральной воды. Около 5 л горючего оказалось сэкономлено. Некоторый избыток бензина мы носили с собой преднамеренно. Это позволило нам, в частности, не отказывать себе в удовольствии во время пургований пить чаю столько, сколько захочется. А значит, повышало безопасность всего мероприятия! Когда мы затаривали бензин, то сыпали на дно каждой бутылки по ложке предварительно прокаленного гранулированного силикагеля. Силикагель эффективно сорбирует вредные примеси, превращая любую "ослиную мочу" во вполне качественное топливо для примусов. Чтобы закончить рекомендации относительно горючего, отметим, что имеющийся в продаже в хозяйственных магазинах бензин марки "нефрас" для примусов не годится. Это не топливо, а бензин-растворитель, он готовится из ароматических фракций, которые сильно коптят и разъедают резиновые прокладки. Еще советуем не заливать бензин в бутылки из-под пива и сладких напитков, так как растворенные в бензине следы неотмытого сахара приводят к быстрому забиванию нагретых частей примуса коксом. В походе мы пользовались самодельным примусом системы "Горын", сделанным из трех модифицированных для увеличения мощности голов от "Шмеля-2" с выносным пластиковым бачком от автомобильного огнетушителя и велосипедным насосом. Горын работал на киргизском бензине весь поход безукоризненно. Особо интересующиеся могут ознакомиться со всеми подробностями материального обеспечения группы из файла lena2.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на поход. Весь поход, включая расходы на дорогу, страховку и продукты питания, обошелся приблизительно в 20 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.
Большая часть снаряжения на маршруте интенсивно использовалась, так что лишнего у нас оказалось совсем немного. Не потребовалось снаряжение для установки ИТО, хотя крюконоги было удобно использовать вместо обычных стремян. Наличие второго зажима и стремени у каждого участника пригодилось для подъема по перилам на некоторых крутых скальных участках. Мы преднамеренно не брали с собой вспомогательную веревку, так как на маршруте не предполагалось очень протяженных снежно-ледовых спусков, где было бы неудобно при сдергивании обходиться одной из основных веревок. Расходную веревку не израсходовали, так как на маршруте у нас совсем не оказалось спусков по скалам. Но мы один раз провесили ее вместо основной на безопасном участке, а также дважды использовали для страховки палатки. Когда мы раньше ходили в сложные походы на Терскей зимой, то из ассортимента скальных крючьев у нас больше всего шли в дело якоря и лепестки. В этом походе, летом, примерно поровну использовались все разновидности крючьев и закладок. Возможно, такая зависимость от сезона связана с тем, что зимой большинство широких трещин были забиты льдом или снегом, и использовать их для точек страховки было затруднительно. В этом походе мы старались по возможности делать перильные станции на скальных выступах, и в большинстве случаев подходящие выступы вовремя находились. Поход характерен исключительно массированным использованием перильных веревок, всего их было навешено 101 штука. Это значит, что, при наличии четырех основных веревок в группе, каждая из них была навешена в среднем 25 раз, и каждый раз по ней прожумарили 6 человек. Итого за поход в среднем по 150 подъемов на веревку, причем примерно половина из них по шершавым скалам! Из-за этого к концу похода наши веревки заметно поизносились, хотя в основном мы ходили по контрфорсам, где камнями их не било. Хорошо, что мы не экономили "на спичках" и не набрали тонких веревок, как это иногда бывает модно... Личные ледорубы на шестерых участников мы подобрали таким образом, что у двоих были ледовые инструменты с коротким древком, у двоих - самодельные инструменты-"шакалы" с длинным прямым древком, с которыми тоже можно лезть по любому льду, но можно и страховаться на снегу, у двоих - традиционные ледорубы с прямым древком и умеренным изгибом клюва. В том числе один инструмент и три ледоруба были с молотками для скальной работы, а один инструмент и один ледоруб - с лопатками, чтобы при необходимости долбить фирн. Специальный скальный молоток мы не брали. Напоследок надо отметить нашу палатку. Мы брали на 6 человек 8-местную палатку-полубочку "Канченджангу" производства Екатеринбурга.Эта палатка плоховато подходит для дождливых районов, так как пропускает воду и сквозь крышу, и сквозь пол, так что ей обычно требуется в придачу тент и полиэтилен снизу. Но все недостатки с лихвой компенсируются двумя достоинствами. Во-первых, благодаря прочной ткани и силовым 20-миллиметровым дугам "Канченджанга" исключительно ветростойка. В буран, который мы пережили на гребне Каракола, никакая другая палатка, наверное, не выстояла бы. Во-вторых, при недостатке места "Канченджангу" можно надежно растянуть всего на двух точках, и хоть на потолке. Мы предполагали, что именно это качество может нам пригодиться для ночевки на протяженном технически сложном участке. Так оно и оказалось. Чтобы в случае необходимости внутри палатки было удобно страховаться, мы ее усовершенствовали: вшили в каждый из четырех углов по силовой оттяжке. Для организации такой страховки торчащие снаружи палатки концы пары оттяжек привязываются к соответствующим точкам страховки перильными веревками, а внутри палатки другие концы этих же оттяжек связываются внатяг отдельной веревкой. В результате внутри оказываются надежные перила, которые не требуется пропускать через полуоткрытый тубус, напуская в палатку холод. График движения
Все "лево" и "право" указаны орографически километраж с учетом районного коэффициента 1,2. Фрагмент схемы Терскей Алатоо (автор схемы В. Завьялов, http://slazav.mccme.ru/maps/ters/) в масштабе 1:100000 с отмеченным на ней маршрутом и местами ночевок помещен на вклейке.
Общая статистика:
Горная статистика:
самая длинная непрерывная нитка перил:
Все перильные веревки были объективно необходимы.
Техническое описание переваловВсе "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное бишкекское (UTC+6), которое отличается от московского на +2 часа. Это же время выставлено и в полях информации EXIF цифровых фотографий. Светлое время суток от 530 до 2000. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время мы не приводим. Его бывает так сложно определить, а главное, оно не очень-то привязано к реальности: ведь никто же все равно не будет пытаться проходить маршрут "чисто" - без привалов, без перекусов, без необходимых разведок, без передышек на "чесание репы", наконец! Кроки и полные паспорта давно классифицированных и хорошо известных перевалов не приводятся. Мы рассчитываем на то, что достаточно подробное описание и информативные фотоматериалы, тем более при наличии богатой информации из других источников, делают их фактически излишними. Паспорт нового перевала Карбышева, впервые пройденного насквозь нашей группой, приведен в дополнительном разделе. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях. Пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200)
Для акклиматизации мы запланировали кольцо через два перевала: Арчалытор Сев., предоставляющий самый простой и короткий путь из верховьев ущелья Джетыогуз в верховья ущелья Каракол, и еще один - наоборот, один из самых сложных перевалов в этом узле, речь о котором пойдет в следующем разделе. Описание прохождения пер. Арчалытор Сев. дается от р. Джетыогуз до левых боковых террас лед. Онтор.
Ночевку с 6 на 7 августа мы провели на слиянии рек Айланыш и Байтор в исключительно живописном месте, которое мы называем Манжалейскими стоянками.
Чтобы попасть на Манжалейские стоянки с тропы, идущей по правому берегу р. Джетыогуз, нужно перейти речку Айланыш. Обычно это удается сделать легко и непринужденно, не замочив ног - по бревну. Подходящие бревна здесь всегда валялись с берега на берег в достаточном количестве. Однако в этом году лето выдалось на редкость дождливым, и воды в реках было на вид впятеро больше обычного. Многие старые бревна смыло. Осталось только одно, самое большое, но высокая вода его захлестывала, к тому же оно было очень скользким. Пришлось переправляться по бревну в кошках.
Забегая вперед, отметим, что кошки чуть было не понадобились и в самый последний ходовой день примерно для того же самого на реке Арашан. Часть 2 >>>>>>>>>>>> Читайте на Mountain.RU:
Видео: Терскей Алатоо, горный поход 6 к.с. 2013 г. секции горного туризма НГУ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||