Автор: Павел Павлович Захаров, Москва
Памяти Виталия Воловича
5 сентября 2013 года на 91 году ушел из жизни Виталий Георгиевич Волович - академик Академии космонавтики, легендарный исследователь Арктики, врач космической медицины и просто редкой души человек.
Виталий Георгиевич Волович (1923, Гагры, Грузинская ССР - 2013, Москва) — участник Великой Отечественной войны, полковник медицинской службы в отставке, доктор медицинских наук, профессор. Действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Почетный полярник. Член Союза журналистов России. Член Клуба исследователей (США), председатель экспертного совета федерации «Мэй Хуа Бань Кунг Фу» по курсу «Выживание в экстремальных ситуациях». Посол доброй воли WFF, WFF Life Supporter. Инструктор парашютного дела. Первый человек в мире, совершивший в 1949 году, вместе с А.П. Медведевым, прыжок на парашюте на Северный полюс (всего у Воловича 175 прыжков).
За успешное выполнение правительственных заданий В.Г.Волович награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, тремя орденами Красной Звезды и 20 медалями, Дипломом Ю.А. Гагарина, 5 медалями Федерации космонавтики и орденом Берегового (общество Берегового) за непосредственное участие в подготовке космических полетов.
В Кремле Виталию Воловичу вручили «Державного орла» и орденскую звезду - атрибуты Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность».
Это только малая толика всего того, чем в жизни занимался этот удивительный человек. Круг его интересов и круг его друзей обширен, о нем можно много и долго писать и говорить. Но мы ограничимся его самыми крупными и выдающимися делами и событиями, т.к. места в данной публикации все равно будет мало.
Знаменитый полярник и исследователь Виталий Волович и не менее
известный полярный путешественник Владимир Чуков
Курортный мальчик, сын главврача Кисловодска, Виталий Волович учился в кисловодской школе № 1. В связи с переездом родителей к новому месту работы, среднюю школу заканчивал в Сочи 20 июня 1941 года, а в момент начала Великой Отечественной войны — поступал в Ленинградскую Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова.
Курсант Волович в сентябре - ноябре 1941 года, участвовал в обороне Ленинграда. Нёс дежурство на крышах домов, вместе с другими курсантами тушил зажигательные бомбы и ловил диверсантов, которые фонариками и ракетами с крыш домов подавали сигналы и наводили на цели немецкие бомбардировщики. После окончания Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (уже в Самарканде), где Виталий Георгиевич закончил её в 1946 году, попал по распределению уже в звании капитана медицинской службы в десантные войска в городок Ефремов под Тулой, на должность врача 351 –го батальона Парашютно-Десантных Войск. В батальоне он лечил бойцов и офицеров, прыгал с парашютом.
В один из дней, отправляясь на старой «санитарке» за медикаментами в Тулу, он не подозревал, что именно сегодня получит путевку в небо. Молодой полковой врач давно грезил парашютным спортом. Пока ждал начальника медсанбата, подошел высокий светловолосый майор. Представились друг другу: «Гвардии капитан Волович!» — «Буренин». Оказалось, это тот самый, знаменитый Павел Иванович Буренин, который в 1946 году первым прыгнул на остров Бунге в Арктике, чем вдохновил поэта Маршака написать поэму. «Ты в Арктике был?» — спросил Буренин. «Нет». — «А хотел бы?» — «Очень!» — «С парашютом прыгал?» — «74 прыжка!» — «Хирургию знаешь?» — «Знаю!» — «Воевал?» — такой вопрос задавали друг другу мужчины в послевоенные годы. Звучало как пароль. Положительный ответ автоматически означал: «свой человек».
«Да». «Я замолвлю словечко».
— Через несколько месяцев, Виталия Георгиевича вызывает начальство. Командующий спрашивает: «На Северном полюсе был?» — «Никогда!» - «Собирайся, через час отправление». И первый, кому он попал в руки, был знаменитый летчик Михаил Васильевич Водопьянов. «Твои обязанности — изображать скорую помощь. Ты будешь Склифосовский. Только имей в виду: это совершенно секретно!». Воловича назначили флагманским врачом экспедиции. В случае катастрофы самолета он должен был прыгнуть с парашютом и оказать первую помощь летчикам.
В 1949 году Виталий Георгиевич был откомандирован в распоряжение Главного управления Северного морского пути в качестве флагманского врача (Флагманский врач-заведует медицинскою частью, как во врачебном, так и в гигиеническом отношении. Он изыскивает меры для сохранения и во время кампании здоровья команд для предупреждения болезней). Воловичу предстояло лечить участников экспедиции, но главное &8213 при необходимости оказывать неотложную помощь экипажам самолётов в случае аварии или вынужденной посадки на дрейфующую льдину и с этой поры на многие годы связал свою жизнь с Арктикой. В 1949 и 1950 годах участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях в Центральном полярном бассейне.
Оказавшись в составе экспедиции Севморпути, врач-десантник попутно выполнил особо важное государственное задание: 9 мая 1949 года он вместе с А. П. Медведевым совершил прыжок с парашютом на Северный полюс. За этот первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс их наградили орденами Красного Знамени.
А.П.Медведев (слева) – мастер спорта, известный парашютист, имевший на тот день 750 прыжков и В.Г.Волович (справа) врач – десантник с опытом 75 прыжков, после «приземления» на Северный полюс на дрейфующую льдину (9 мая 1949 года). Оба парашютиста опустились точно в выбранную точку, установили флаг СССР. Потом их забрал севший неподалеку на льдину самолет Ли-2.
Напрашивается вопрос - как такое могло произойти? Ну, во первых, это была военная тайна (даже американцы о том не знали).И сами ее исполнители даже в кругу родных не могли этим достижением похвастаться.
Существует официальный акт приземления советских парашютистов, но он предназначался для служебного пользования. Позже Воловича тихо наградили боевым орденом Красного Знамени. Кому интересно, загляните в Книгу Гиннеса, в ней самый северный прыжок записан за доктором Джеком Уиллером и летчиком Роки Парсонсом. Оба - американцы, прыгали они в 1981 году. Только прыгали они в районе Северного полюса через 32 года после того, как на полюс с парашютами приземлились два советских человека: А.П.Медведев и В.Г.Волович.
Волович однажды сделал попытку восстановить справедливость, юристы долго воевали с англичанами, но без государственной поддержки ничего не получилось – так и остались «рекордсменами» - Д.Уиллер и Р.Парсонс
1949 год. В.Г.Волович незадолго перед своим
эпохальным прыжком на Северный Полюс.
С осени 1950 года по апрель 1951 года работал на дрейфующей станции «Северный Полюс-2» на Полюсе относительной недоступности. В 1954-1955 годах Волович был назначен врачом и научным сотрудником дрейфующей станции «Северный Полюс-3».
Дрейфующая станция «Северный полюс»-3 – «родной» дом В.Воловича
Как флагманский врач Волович участвовал в высокоширотных экспедициях «Север-4» и «Север-5».
В 1952 году В.Г. Волович перешел на работу в Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины Министерства обороны СССР, где приступил в лаборатории ударных перегрузок к решению проблемы жизнеобеспечения летных экипажей и космонавтов после вынужденного покидания летательных аппаратов и разработке средств спасения лётного состава воздушных судов различного типа. Возглавив лабораторию выживания, Волович организовал десятки сложных экспедиций в Арктику, тайгу, пустыни, горы, джунгли Вьетнама, в тропическую зону Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Там в условиях автономного существования, максимально приближенных к реальным, были проведены сложнейшие эксперименты по выживанию. Во время этих испытаний изучалось поведение человека в экстремальных условиях природной среды, особенности влияния на организм различных неблагоприятных природных факторов, испытывалось штатное и экспериментальное аварийное снаряжение, аварийные пищевые рационы и т.д. Полученные материалы позволили разработать памятки, инструкции для летчиков и космонавтов, рекомендации по поведению и использованию природных средств, для поддержания жизнедеятельности в экстремальных условиях.
Более 40 лет Виталий Георгиевич занимался вопросами выживанием летчиков, космонавтов и вообще любых людей, оказавшихся в экстремальных условиях.
Воловичу принадлежат медицинские исследования по выживанию человека, выполненные в условиях автономного плавания на спасательных плавсредствах в тропической зоне трех океанов. Руководил и непосредственно участвовал в исследованиях, направленных на изучение возможностей автономного существования в условиях пустынь и джунглей готовил первых российских космонавтов по выживанию на случай посадки во внерасчетном районе.
По заказу авиации флота разрабатывал технологии спасения летчиков от акул. И в Афганистане наши солдаты и офицеры выживали по методикам Воловича.
Еще одной – и не менее знаменитой - страницей в биографии В.Г.Воловича стала работа в НИИ авиационной медицины, решение задач выживания летчиков после аварийных ситуаций. Позже эта деятельность привела его к опеке и обследованиям первых кандидатов в космонавты. (Эта часть деятельности Воловича стала причиной еще одного, пусть не совсем официального, но твердого по своей сути определения – В.Г.Волович – это Отец медицины выживания.
В 1959 году Виталий Георгиевич был переведён в специальную научно-исследовательскую лабораторию, занимавшуюся проблемами выживания лётчиков, а впоследствии и космонавтов, после вынужденного приземления и приводнения. В 1960 году он организовал и возглавил группу врачей-парашютистов для оказания медицинской помощи и медицинского обследования космонавтов на месте приземления.
В 1960 году В.Г. Волович возглавил группу врачей-парашютистов, участвовавших в операциях по поиску и спасению космонавтов. Виталий Георгиевич был первым врачом, который провел медицинский осмотр Юрия Гагарина после его возвращения на Землю. Он провел обследование космонавтов А. Николаева и В. Быковского на месте приземления, спустившись к ним на парашюте.
Медосмотр Ю.А.Гагарина в самолете, после космического
полета. Слева – врач Гагарина – В.Г.Волович
С 1971 года Виталий Георгиевич возглавил научно-исследовательскую лабораторию и под его руководством и непосредственном участии, в качестве экспериментатора и испытателя, было проведено свыше 40 экспедиций в Арктику, Заполярье, тайгу, пустыни, горы.
После демобилизации в 1983 году Виталий Георгиевич перешёл на работу в Институт медико-биологических проблем на должность старшего научного сотрудника, где был ответственным исполнителем ряда научных тем, связанных с проблемой жизнеобеспечения человека в экстремальных условиях жаркой пустыни и Арктики, принимал участие в испытаниях и разработке специального аварийного снаряжения. Осуществлял научное руководство научно-спортивными экспедициями: «Человек и пустыня», «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Метелица», неоднократно проводил тренировочные занятия с космонавтами по выживанию в пустыне, горной местности и на плаву.
В 1988—1991 годах В.Г.Волович руководил осуществлением совместного советско-индийского эксперимента «Химдом» — «Физиологические реакции человеческого организма на быструю смену климата с тропического на арктический», проводившегося в Индии и в Кольском Заполярье с участием индийских военнослужащих.
В 1999 году исполнилось 50 лет со дня исторического прыжка на Полюс. Это событие Виктор Георгиевич Волович отметил на Северном Полюсе среди льдов и снегов Арктики.
С 1999 года и до конца жизни В. Г. Волович работал в Государственном научно-исследовательском испытательном институте военной медицины. В 1998—2000 годах регулярно читал лекции на факультете фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в учебных курсах «Медицинская экология» и «Космическая медицина». Выступал с докладами на всесоюзных и международных конференциях по авиационной и космической биологии и медицине. Неоднократно выезжал за рубеж в составе научных экспедиций для проведения исследований по вопросам выживания лётного состава и космонавтов и испытания специального снаряжения в джунглях и тропической зоне океанов.
Перу Виталия Георгиевича принадлежат более 250 опубликованных научных работ, в том числе 15 монографий, а также в соавторстве учебники и учебные пособия по авиационной и космической медицине. Наиболее известны из них «Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления и приводнения», «Человек в экстремальных условиях», «С природой один на один», «Академия выживания». Он один из соавторов совместного Советско-американского труда «Основы космической биологии и медицины». Его перу принадлежит ряд научно-художественных повестей: «30-й меридиан», «Год на полюсе», «На грани риска» и многие другие. В конце 1998 года вышла его драматическая повесть о работе на дрейфующей станции «Северный Полюс-2» - «Засекреченный Полюс».
Далеко не все книги, написанные В.Г.Воловичем
В многогранной своей деятельности В.Г.Воловичу однажды довелось стать … киноактером (!). Снимался документальный фильм «Исторический детектив» (Тайный дневник Наркома). В этом фильме раскрывались неизвестные подробности жизни и трагической смерти знаменитого полярного исследователя, наркома морского флота СССР Петра Ширшова. Этот человек участвовал в челюскинской эпопее, дрейфовал на станции «Северный полюс-1». Однако его всенародная слава не помешала Сталину арестовать жену наркома - актрису Евгению Гаркушу. Герой-полярник стал заложником вождя и умер при странных обстоятельствах...В роли наркома Ширшова снимался В.Г.Волович
Полярный исследователь Виталий Волович в роли наркома Петра Ширшова.
Один из корреспондентов «Российской газеты» спросил у Виталия Георгиевича: «Я вот попытался подсчитать все ваши профессии: профессиональный военный, парашютист, врач, полярник, писатель, ученый. Ничего не упустил?»
Виталий Волович: «Еще поваром работал. Не смейтесь - я вполне серьезно. На исследовательской станции «Северный полюс-2», а моя должность официально звучала – «врач-повар».
«А готовить умели?»
Волович: «Вот и Михаил Васильевич Водопьянов, приглашая на станцию, тоже об этом спрашивал. Говорю, а то! - яичницу поджарить могу. Но приспособился: и кормил, и лечил. Дрейфовали на льдине в Северном Ледовитом океане, на 76-й широте. Не хватало газа и бензина, палатки прохудились, ночью внутри палатки температура до минус 25°. Никто из родственников не знал, где мы. Все было засекречено».
«А прыжок на полюс?».
Волович: «Шла «холодная война». Знаменитых ученых, самых лучших летчиков отправили в высокоширотную экспедицию «Север-4» с задачей получить ответ на вопрос: как защищать Арктику? Центральный лагерь разместился в 80 км от полюса, у нас было два самолета. Я был врачом на площади 20 млн кв. км. Других врачей там не было.
«Велики ли шансы врача в тех широтах живым приземлиться рядом с пациентом?»
Волович: «Риск огромный. Тогда еще не было теплого и легкого снаряжения, управляемых парашютов. Не переломать ног, приземляясь на торосы, - большая удача. Но я знал, на что иду. И вот, 9 мая мы уже собираемся отметить праздник, как вдруг меня вызывают в палатку начальника экспедиции: хочешь поучаствовать в прыжке на Северный полюс? Конечно, хочу! В общем, в самолет - у нас тогда был американский Си-47 - и на полюс! Прыгали двое: Андрей Медведев и Виталий Волович. Выбрали подходящую площадку, бросили дымовые шашки, с 600 метров покинули борт американского «Дугласа». Точное время: 9 мая 1949 года, 13.05.»
«А событие как то отметили?»
Волович: «А как же! Я взял с собой в самолет флягу со спиртом, луковицу, кусочек сала. Сфотографировали друг друга по очереди моим ФЭДом, хотя это запрещалось - все было засекречено. Подчеркну: это был не наш с Медведевым личный рекорд. Это рекорд и приоритет страны»
П.П.Захаров (на основе материалов Информцентра Парашютного Портала, книг В.Г.Воловича, публикаций Е. Светловой, Хостинг от uCoz, А.Песляка, «Российской газеты», Mountain.RU, Risk.RU, Q.ksam.chuk, Wikipedia RU, sport-aktive.su. Фото: архив В.Г.Воловича, Агентства «Фото ИТАР-ТАСС», публикации Интернета). |