Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Хоменюк, г. Москва

Властелин Неба

Продолжение (Начало здесь)

4. Второе дыхание

«Тебе повезло, что ты ещё дышишь, не говоря о том, что можешь ходить.
Предлагаю тебе немедленно этим воспользоваться…»
Художественный фильм «Карты, деньги, два ствола».
(Перевод Гоблина)
.

Хирург сказал, что грыжу надо резать. Специалист по иглоукалыванию, полный и добрый профессор с китайским лицом, сказал, что на стол к хирургу пациент должен приползти. Методистка лечебной физкультуры показала упражнения для спинной мускулатуры, и посоветовала ходить в бассейн. Один доктор сказал, что носить рюкзак не вредно, и даже полезно, если он не тяжелее 30 килограмм, только поднимать надо аккуратно. На скорой помощи в больницу меня везли под общим наркозом, и видимо, пока грузили в машину моё бесчувственное тело, расслабленный позвоночник принял приемлемое положение, и отпустило защемлённый нерв, как у дедушки из прошлой главы.

В начале марта я вышел из больницы на собственных ногах, хотя и нетвёрдой походкой. Но свершилось чудо. Упражнения, рассчитанные на инвалидов и пенсионеров – махи ногами лёжа на полу, всего лишь по часу каждое утро, да плюс неторопливые прогулки в парковой зоне Лосиного острова привели к тому, что уже в мае, то есть через два месяца после выписки, я осмелился попытаться совершить восхождение на вершину Эльбруса. Незадолго до этого на горке в Ромашково мне подарили старые палки, точь-в-точь такие, как я потерял на Тянь-Шане. Я принял эту находку за добрый знак.

Восхождение на Эльбрус по стандартному пути не представляет никаких технических трудностей. Туда ходят все, кому не лень. Туда заводят стариков, женщин и детей, и даже, якобы, затаскивают мотоциклы.

Тем не менее, Западная вершины Эльбруса является высшей точкой Европы. Там дуют сильные ветры, клубятся серые тучи, зияют ужасные трещины и, говорят, противно воняет сероводородом. Ежегодно несколько смельчаков находят свою погибель на необъятных ледовых полях кавказского великана.

Обладая такой информацией, в компании с инструктором лыжного туризма А.Б. Гурвицем и молодой четой доморощенных экстремалов, 12 мая 2004 года в 6-40 утра мы высадились на вокзале города Нальчик. В тот же день с помощью фуникулёра мы поднялись до станции «Мир». Там посетили музей обороны Кавказа, и познакомились с его директором – Михаилом Михайловичем Павленко. Он посоветовал нам приурочивать сроки восхождений к полнолунию. В это время погода лучше, и ночью можно рассчитывать на лунный свет. Этим советом мы не раз воспользовались в следующих походах. Ну а этот выезд пришлось довольствоваться тёмными ночами и постоянной пургой.

Перекусив на станции «Мир» принесёнными с собой пирожками, наша сборная команда инвалидов умственного труда сквозь туман и метель за час доковыляла до приюта Бочки Гарабаши 3900, и поставила первый лагерь.

Из соображений экономии финансовых ресурсов, а также с целью испытания нового снаряжения, мы отказались поселится в гостеприимных бочках, но поставили неподалёку от них свои две палатки. Благо после майских праздников сохранилось много ветрозащитных снежных крепостей.

Утром мы ощутили признаки лёгкого недомогания, выраженные в тяжёлой головной боли и приступах тошноты.

Наш юный друг Андрей утверждал, что он накануне не злоупотреблял алкогольными напитками, но по косвенным признакам можно было подумать как раз обратное. Его подруга Ирина сообщила, что во времена своей бурной юности она работала стюардессой на аэрофлоте, и потому хорошо адаптируется к перемене давления.

Анализируя симптомы, я пришёл к заключению, что голова болит не с перепоя, так как мы вообще давно не выпивали, а по причине горной болезни, и значит я опять в горах! Ура! А Александр Борисович, расправив по ветру свою седую бороду, подбодрил нас своей бородатой шуткой. «Всё в порядке – спасибо зарядке!»- сказал Александр Борисович, и мы отправились на акклиматизационный выход, по широкой, как дорога к счастью, колее ретрака.

Здесь можно отметить, что наш друг Андрей не очень собирался становиться крутым альпинистом. Просто он какое-то время работал продавцом в торговом центре «Экстрим», и там, по большой удаче, ему посчастливилось очень за дёшево купить высотные ботинки «Ля-Спортива», рассчитанные на покорение восьмитысячников. Так что теперь приходилось их как-то использовать – месить снег по дороге к сияющим вершинам.

Размеренно и неторопливо мы поднялись почти до Скал Пастухова. Где-то, посередине между Приютом-11 и скалами Пастухова, на высоте около 4400 метров, нашли место, куда на следующий день перенесли наш небольшой лагерь. Идея была выкопать там пещеру в большом надуве, образовавшемся там за бывшей ветрозащитной стенкой, и зимовать там, в ожидании благоприятной для восхождения погоды. Однако копать пещеру оказалось делом очень трудоёмким. К тому же, закопавшись метра на полтора, мы уткнулись в слои плотного фирна с включениями льда. Так что мы отказались от пещерной тематики, и поставили палатки.

На следующий день я отправился на скалы Пастухова. Остальные участники экспедиции вели непримиримую борьбу с горной болезнью, не вылезая из спальных мешков. Я поднялся на 50 метров выше скал Пастухова, и понял, что дальше не могу сделать ни шагу.

На следующий день Андрей с Ириной отказались от дальнейшего поединка с безжалостной стихией, и отправились вниз, прогуливаться по живописному Баксанскому ущелью. На следующий день с Александром Борисовичем мы отправились на очередной акклиматизационный выход. А.Б. дошёл до скал Пастухова и повернул вниз. Я поднялся ещё на 150 метров выше (по данным альтиметра) и хотел идти дальше по вешкам (вся дорога от скал Пастухова до Западной вершины промаркирована вешками), но видимость уменьшилась до 10 метров, и в какой-то момент следующей вешки просто не оказалось видно. Пришлось спускаться в лагерь.

Следующий день – 18 мая. Билеты домой из Нальчика куплены на 20 мая. Решили если позволит погода идти на верх, а если нет – спускаться и, возможно, сдавать билеты.

Ночью шторм. Сильно болит голова. Оказалось, что снег под палаткой за время нашей зимовки протаял, и мы лежим головой в яме, где от нашего дыхания скапливается углекислый газ. Вентиляционные отверстия открывать тоже неудобно, так как через них в палатку активно летит снег. Легли головой в другую сторону, к выходу, и дышать стало значительно легче.

Утром шторм. Решили спускаться. Пока завтракали, облака растянуло, но продолжает дуть сильный ветер. Я решил совершить попытку. Александр Борисович отказался. Я вышел из лагеря в 8-30. Одел термобельё, флис, пуховку, сверху штормовку, пуховые рукавицы поверх перчаток, но жарко всё равно не было. Ветер сдул практически весь снег и всю дорогу я шёл по твёрдому фирну, что существенно облегчало движение.

Вышел на седловину в 14-50. Там встретил красиво одетых лыжников. Они выразительно покрутили рукой у виска, сказали что-то по-иностранному, и уехали вниз. Пока я кушал свой скромный перекус, на вершину опустилось плотное облако. Тем не менее, решил продолжить восхождение. От седловины крутой снежно-ледовый траверс. Достал ледоруб и шёл с ледорубом и одной лыжной палкой. Вылез на вершинный купол в тумане. Куда идти дальше – не понятно, но выше точно некуда. Но тут облако развеялось, и я, к счастью, увидел вершинную пирамиду метрах в ста в стороне.

На вершину я вышел в 17-20, спуск начал в 17-30. В лагерь вернулся около 21-00. В конце спуска видимость резко ухудшилась, но меня встретил Александр Борисович. Спасибо ему большое!

На следующий день мы свернули лагерь и благополучно спустились вниз, правда видимости не было вообще никакой, и мы связались верёвкой, так как боялись сбиться с пути и свалиться в трещину. Ну а внизу – вино и всё такое. Наша команда воссоединилась с «баксанской двойкой» и мы, довольные и счастливые, уехали в Москву.

Таким образом стало понятно, что пациент (то есть я) скорее жив чем мёртв, и я, не теряя времени даром, принялся изыскивать возможности отправиться таки на Хан-Тенгри. Посредством Интернета я списался с Киргизстанскими операторами, и выяснил, что если организовывать поездку в «сиротском» классе, то можно уложиться с заброской на Южный Иныльчек в 600 у.е. С этой радостной вестью я обратился к одному моему знакомому экстремалу, но он посоветовал мне остеречься поспешных шагов, и для начала сходить с ним на Эльбрус, а уж на следующий год вдвоём ехать на Хан-Тенгри. Тем самым он возможно уберёг меня от преждевременной кончины. Как раз в то время когда я собирался лезть на Хан-Тенгри с юга, с пика Чапаева сошла очередная лавина…

Ну а мы вдвоём в конце сентября, в период полнолуния благополучно поднялись на Восточную вершину Эльбруса.

Погода стояла идеальная. На седловине я остановился полюбоваться панорамой Кавказа. И вдруг вижу – к западу от Эльбруса возвышается огромная гора. Что же это может быть? Вроде ничего такого большого здесь быть не должно. Потом понял – это облако приняло форму так натурально.

Восхождение на Хан-Тенгри запланировали на август 2005 года. А в марте, чтобы не терять форму, я предпринял поездку на Приполярный Урал. Компанию мне составили ветеран эльбрусской эпопеи Андрей, которому не давали покоя высотные ботинки «Ля-Спортива», и молодой скалолаз Артём, мечтавший приобщиться к альпинизму. Мы провели несколько тренировочных выходов в лес в окрестностях станции Ромашково, и отправились на Приполярный Урал.

О том, что из этого получилось, я, по заказу федерации туризма Республики Коми, написал «Отчёт в стихах о походе на гору Сабля, Приполярный Урал». Слава Богу, все остались живы! На самом деле нам с погодой очень повезло. Мы опять же ориентировались на период полнолуния.:)) Плохой погоды было только два дня. Один, когда я отсиживался в палатке после восхождения, а ребята плутали по лесу, и ещё один, просто с плохой видимостью и со снегом, когда мы сидели в избушке перед началом возвращения в Приуральск.

Когда приехали, погода стояла отличная. Часов за пять доехали на «Буранах» от Приуральска до избушки, и в тот же день установили базовый лагерь у верхней границы леса.

На следующий день поднялись на вершину по следам спасателей из Сыктывкара, которые ходили за день до нас по классическому маршруту 2А. Дальше по стихам:).

Когда ребят нашли погода опять установилась, но мы уже базировались в избушке лесников, так как Артём слегка поморозил ноги. Андреевы ноги уберегли его знаменитые ботинки.

С Андреем и с двойкой из Сыктывкара сходили на нехоженый перевал в южной части Саблинского хребта.

Сыктывкарцы пошли дальше, а я спустился назад на лыжах. Андрею пришлось спускаться пешком, так как с лыжами он не дружил.

Это мой первый фрирайд после большого перерыва. Потом ещё спускался с горы Пионер.

Возвращались в Приуральск с группой из Ухты, в их палатке с печкой. Их было 5 и нас 3, так что у печки дежурили по часу. Шли три дня. Погода стояла как в сказке – мороз и солнце, и всё такое. Единственное, мы сильно замучались, так как шли на пластиковых ски-турах без камусов, и была сильная отдача, да ещё один из моих новичков потерял рюкзак во время пурги, но хорошо – были санки.

Весь поход занял 10 дней, не считая поезда и дня в Печоре.

Когда скептики спрашивали, что понесло меня на Приполярный Урал, я отвечал, что подняться на гору Сабля мне завещал мой беспокойный папа, а зимой просто подходы легче – не надо шлёпать по болотам 60 километров. Тогда скептики интересовались, что ещё завещал мне папа, и приходили к заключению, что лучше со мной не связываться… :))

Далее >>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru