Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Алтай >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Cергей К., Москва

Записки инструктора. Алтай 2013
Часть 4

А утром был дождь! И днём, и вечером…
А ещё вся округа утонула в «молоке». Как теперь лезть наверх – хрен его знает!

По этой причине объявляется днёвка.
На которой отдыхаем как можем не только мы, но и наши летающие пёсы.

И тут к нам на стоянку выползает тётя…
Вид у неё был настолько неправильный, что даже собаки, в первый раз за весь поход, подпустили к нам незнакомого человека без сторожевого лая. Ну, грех ведь лаять на убогих.

Тётя старше среднего возраста. Была одета в некое подобие наряда стареющего дачника, и несла на спине какой-то бесформенный круглый рюкзак. В руках держала ещё один, поменьше.
Подошла…, присела…, разговорились…

Оказалось, что цели она себе поставила очень серьёзные – подняться на одну из вершин, и взайти на ледник - на Кучерлинский.
Поняв, что тётя не совсем в адеквате, стараюсь очень-очень деликатно объяснить, что такого ледника не существует.

Не смутившись такому повороту вещей, она тут же просит дать ей целеуказание на самую доступную вершину, и хоть на какой-нибудь ледник. На что предлагаю на карте показать ей, как безопасно и побыстрее выйти на Дарашколь, чтобы сходить там на ледник Немыцкого и подняться на Сейлянкину гриву. Но, тётя меня тут же останавливает. Карта ей не нужна. Лучше, говорит, нарисуйте мне на бумажке схему.

Ну, для меня кроки нарисовать, не проблема. Что и предлагаю для неё сделать. Фиг! Кроки ей не нужны. Ей нужна схема.
ОК! Успокаиваю её, – Будем называть это схемой.

Но и тут не всё так просто. Оказывается палатку в местах ночёвок нужно рисовать не просто треугольником, а более детально. Да и вообще этого можно не делать, поскольку на ночь она падает не там, где есть место, а ровно в 8 часов вечера.

Ну, короче, кое-как, всё же объяснил ей – куда и как она сможет попасть, куда не сможет, а куда лучше вообще не соваться.
На прощание, немного помявшись, она огорошивает нас ещё одной просьбой: «Не дадите ли хоть один коробок спичек. А то у меня нет».
Почему именно один? Да потому, что она заходит в осенний горно-таёжный район, предполагая идти вообще без костров и горячей еды. Только с утра и вечером на таблетках сух.горючего делает стакан чая.
Подивившись в очередной раз тому, что порой можно встретить в горах, прощаюсь с ней. И тут…

Взгляд мой подает на её обувь (которая до этого была скрыта под столом). На её ногах знакомо темнели одноразовые тряпочные тапочко-кроссовки, которые я обычно использую как лагерную обувь.
Вернув выпавшие глаза на своё место, пытаюсь успокоить себя вопросом, заданным ей. Но, успокоение не приходит. У неё это действительно единственная обувь на весь поход!!!
На что ей резонно возмущаюсь: «На кой хрен я тут полчаса что-то объяснял про переправы, скальники, курумы и ледники?!!! Какие, на фиг, перевалы?!!! Какие вершины??!! В этих тапках в сентябре на Алтае можно только вокруг Тюнгура гулять!»
Но, убив все доводы разума козырным тузом: «Я так привыкла», она бодро почапала навстречу своим приключениям.

В общем, в этот вечер у костра нам было что обсудить. :)


Утренний звук ничего хорошего не предвещал.
Высунув нос наружу, убеждаюсь, что не ошибся – дождь и непроглядное «молоко» за ночь никуда не делись.
Ну, что тут скажешь?!
ЁПэРэСэТэ!

Продолжаем вялиться. Периодически развлекая себя приготовлением еды, а потом поеданием оной.
И тут проведение снова дарит нам забавную встречу.
Как-то в этот раз тайга была щедра на прикольных ребят. :)

Итак, сидим, балду гоняем…
И тут вываливает по тропе к нам добрый молодец из Челябинска. Без рюкзака! Усадили его к костру, обогрели, приветили. Да и приступили к расспросам. Оказалось, что рюкзак-то есть, да вот только не донёс он его до нас – больно тяжёл. На тропе оставил. Да и вообще, идёт он от ближайшей деревни уже три дня. И это не смотря на то, что этот участок группы с любым составом участников проходят всегда за полтора дня.
В процессе дальнейшего разговора выясняется следующее…

Идёт он, как он сам заявил, покорять Белуху! (а на дворе уже середина сентября). Да вот только не очень представляет, как к ней попасть из того места, где сейчас находится. На Алтае он впервые, и идёт по тропе, пользуясь той информацией, что вычитал в Интернете.

Моментально зауважав очевидно очень крутого альпинёра, подробно рассказываю ему, как лучше и безопаснее попасть к подножью вожделенной Горы. А заодно поясняю, что по тому каньону, по которому он хотел подниматься (по Текелюшке), улететь в даль светлую можно быстрее, чем успеешь чихнуть.
После чего он, узнав, что мы рано или поздно, тоже должны вывалить в тот район, решает остаться с нами.

Сходив в тайгу за своим огромным рюкзаком, через некоторое время ставит свою палатку рядом.

И в этом момент моя вера в его матёрую альпинистость несколько пошатнулась. Палатка, предназначенная для сентябрьского восхождения на Белуху, оказалась обычной 3-х местной, летней и китайской.
А тут он её ещё и ставить стал каким-то неведомым нам способом – тент просто положил на палатку, и не натягивая его, закрепил к земле ветровыми оттяжками. Хм…! – озадаченно почесал репу инструктор, - Челябинские альпинёры, они такие забавные! :)

Дальше наш новый товарищ вынул из рюкзака новенькие огромные высокогорные боты и надел их. Поскольку сменной обуви у него не было, решил в этих ботинках вечер коротать. Правда уже минут через 10 взвыл от того, насколько они неудобные и тяжёлые. Но, деваться некуда – покорение вершин требует жертв.

В любом случае, группа стала больше, и жизнь стала веселее.
Взяв наш топор (поскольку идёт только с одним ножом), «водолаз» отправился за дровами. Честно заработав миску баланды. :)

После вечернего чаепития, посмотрев с тоской в нулевую видимость, решаю всё же завтра выходить наверх при любой погоде.
Сидеть на одном месте больше не могуууу!!!


Утром, полный решимости совершить какой-нибудь подвиг, вылезаю из палатки.
Взгляд вокруг решимость малость поубавил, но не до конца.
И, тем не менее, начинаем собирать лагерь.

Наш «водолаз» тоже подал признаки жизни. Но, как-то вяленько.
Оказалось, он, даже надев на себя всё, что у него было тёплое, за ночь в своём 3-х местном дворце продрог напрочь.
Но…, костёр горит, завтрак булькает, небо светлеет. А значит, жизнь продолжается!

Пока ели и собирали палатки, «молоко» немного уползло вверх, и на небе даже появились голубые облака.
Покряхтев для приличия, взваливаем рюкзаки, и бодренько выходим на тропу. Которая тут же начинает резкий подъём.
Моментально согреваемся!

И тут не тебе...! Чудо-юдо-рыба-кит!!!
По тропе навстречу нам, скользя по грязи и хватаясь за мокрые ветки, спускается с хребта вчерашняя тётя.
Я чуть не начал верить в чудеса! Особенно когда она заговорила.
«Я к Каратюреку правильно иду? Это ведь он впереди?» - счастливо улыбаясь, вопросила она, указывая вниз на берег Кучерлы.

Вторя её счастью, радую несколько иной информацией – впереди та самая стоянка, на которой мы расстались с ней день назад. И до Каратюрека ей отсюда ещё дня три ходу. В противоположную сторону!
На что тётя, совершенно не унывая, заявила, что пойдёт теперь к Кучерлинскому озеру. И ушла куда-то вниз.

А самое прикольное (практически выносящее мозг) это то, что оказаться на этой тропе, и спускаться по ней сверху, она никак не могла. За один день подняться где-то на хребет, пройти по нему и спуститься снова к нам – НЕВОЗМОЖНО! Тем более ей, и тем более с той снарягой.
Сама же она пояснить ничего толком не смогла. Хотя пыталась, и даже что-то говорила, но…
Мокрую, грязную женщину, которая уже неделю впроголодь, всухомятку и без костра шарахается по горам в тряпочных тапках, понять практически не реально. И всё же мы потом ещё долго пытались высчитать её траекторию. И даже в карту смотрели. Но, всё безрезультатно.
Не иначе телепортация!

А тем временем мы всё лезем, лезем, лезем, лезем, блин, лезем…!!!
Долбаный подъём выматывает все силы. Тягун не прекращается ни на минуту!
Через несколько часов начинаешь радоваться даже небольшому выполаживанию. Даже уклон в 20-30 градусов уже кажется почти ровным полем.
Набор высоты идёт резко и недобро. Пот льёт в три ручья. Гудит всё, что может гудеть – ноги, спина, руки, и даже голова. Фотографировать почему-то ничего не хочется.

Подъём по более-менее открытому склону переходит в густую тайгу. Тропа, по утру схваченная морозцем, постепенно раскисает. Ночной снежок тает на ней, добавляя нам проблем. Ноги скользят и запинаются на колдобинах. А мы всё ползём вверх!

На привалах успеваем радоваться неимоверному количеству кедровых шишек и остаткам летнего ягодного изобилия.
А потом снова вперёд и вверх!

Упав на очередной привал, наша барышня пытается поделиться с нами эмоциями от окружающей красоты. Отдышавшись, радостно открывает рот. Но может произнести только первые буквы пришедших на ум народных слов. Все другие эпитеты, почему-то испарились. Помычав немного, махнула рукой – ну, типа и без слов всё понятно. Красотища!

Часов через пять энтузиазм окончательно покидает наши тела. При слове «туризм» на ум больше ничего хорошего не приходит. Взгляд, походка и цвет ботинок у всех становятся одинаковыми.
На привалах снимать рюкзак не хочется, чтобы потом не надевать.

Выползаем на одну из последних стоянок в зоне леса. Дальше только камни.
Приваливаю группу на ночь.
Плановая речушка рядом со стоянкой пересохла. Воды нет нигде!
Опять доверяюсь чутью и метрах в ста, в глубине непролазных дебрей, нахожу родник.

Ура! Жить будем!
Радость бытия только немного напрягает совсем свежая куча медвежьего мумия. Прямо рядом с палатками. Но, у нас есть хвостатые сторожа, так что можно расслабиться.

Стоянка очень уютная, прямо под кедрами. Вокруг много отличных дров. В ручье замечательная водичка.
Вот оно счастье туриста! Живи, да радуйся!
Что мы и делаем весь вечер и всю ночь.


За ночь нас слегка припорошило снежком.
Всё вокруг стало красивым. Если бы мы это, конечно, увидели.
Но, вместо этого белая хрень опять накрыла непроглядным покрывалом.

Но, надо идти!
Сегодня нужно дойти до Каратюрека и расстаться. Мы уйдём в верховье Текелюшки, «водолаз» - на Аккем.

Взвалив рюкзаки на плечи, трогаемся в путь.
И снова тягун!!!
Медленно поднимаемся выше границы леса. Нас провожают последние деревья, поседевшие за ночь.
Белое «молоко» над ними скрывает красивые снежные вершины.

За спиной оглушительный простор!

А какими красками взорвались бы сейчас склоны, если бы вышло солнце. Но, вместо него на небе хмарь.
Эх…! Тяжело вздыхая, фоткаю то, о чём так мечтал – склоны, утонувшие в багряной берёзке с отдельными свечками жёлто-золотых лиственниц, но… всё это с приглушёнными красками.

Продолжаем упорно карабкаться вверх.
Второй день бесконечного подъёма! Блин! Сдохнуть можно!!!
Вот уж точно «Туризм - лучший отдых!»

Последний привал на травке рисует впереди безрадостную картину. Ещё немного и мы окунёмся в белую непроглядность. Что нас там ждёт, я примерно представляю – задница!
Но, я ошибся. Там была ЗАДНИЦА!

Выходим на гольцы. Снега почти нет, но, очевидно всё ещё впереди.

Поднимаемся ещё выше и наконец окунаемся в «молоко». Но, деваться некуда, ползём по камням вверх.
Видимость становится всё хуже.
Засыпанную снегом тропу всё труднее определять.

Ветер усиливаясь, начинает хлестать по морде лица. Снега всё больше.
Тропа на камнях уже скорее не видна, а лишь угадывается. И с каждым шагом вверх всё меньше и меньше.
В какой-то момент с тропой наступает полный трындец! Перед нами просто каменистый склон, засыпанный сантиметров на 20 снегом и утрамбованный ветром.

Видимость всё меньше и меньше. Ползём напролом в примерном направлении тропы.
С набором высоты тащить рюкзак всё сложнее. Чаще стоим дышим, шаги стали короче и тяжелее. Ледорубы, как миноискатели, медленно прощупывают снег перед каждым шагом.

Ветер всё усиливается.
Снег хлещет по лицу. Видимость падает примерно метров до 20, а дальше во все стороны – вперёд, назад, по бокам, вверх – сплошная белая пелена и снежная круговерть.
Медленно вылезаем на хребет. Радости никакой. Хочется быстрее пройти его. Но, ураганный ветер очень мешает – лупит резкими порывами. Наша повариха-кормилица чуть ли не улетает в небо вместе с рюкзаком.

Бредём по хребту по колено в снегу. Направление держим примерное. Снежный ураган не стихает.
Доходим до первого скального сброса в сторону Аккема.
Нужно принимать какое-то решение.

Ясно одно – до перевала не дойдём.
И ещё ясно – ВАЛИТЬ нужно отсюда!!! Пока все целы. И как можно быстрее!
Поэтому резко ухожу вправо, в сторону притока Текелюшки.

Перед этим уже без дипломатии объясняю «водолазу», что игрушки кончились, поэтому ему надо убрать свои гламурные треккинговые палки в рюкзак, и достать ледоруб.
И только тут выясняется, что он не только всё это время идёт в своих единственных летних кроссовках, но они ещё и надеты на обычный тонкий носок. В общем, несостоявшийся покоритель Белухи, переобувает наконец окоченевшие ноги в свои водолазные боты.

Кстати, мы тут давеча вечерком с ним всё ж таки побеседовали по поводу альпинизма, Белухи и пр. И оказалось, что он такой же альпинист, как я – Юрий Гагарин. Просто парень начитался Интернета, накупил снаряги, и решил, что уже готов к зимнему соло-восхождению на Белуху.
Смертник!

Начинаем спуск с хребта.
Первый километр бредём вниз по тонкому льду, постоянно поскальзываясь, и проваливаясь под него по щиколотку в какую-то жидкую болотину.
Постепенно спуск становится круче и каменистее. Справа появляется русло реки, всё глубже прорезая склон и превращаясь в каньон. Идти становится вообще невозможно. С огромным трудом, почти ползком медленно спускаемся по камням вдоль русла. Скорость – микроскопическая.

Склон всё круче и круче. Припорошенные снегом камни не держат. Кроме того, под снегом стали появляться осыпные язычки и живые камни. Что ну совершенно не добавляет оптимизма.
Руки и ноги от постоянного напряжения и усталости слушаются всё хуже. Реально понимаю две вещи – «Хочется жить», и «На сегодня всё. Надо падать на ночь пока не угробились».

А куда тут на хрен упадёшь, если лезем крутым траверсом, где весь склон, это просто гора здоровенных камней. И нет ни малейшего места даже под одну палатку. И воды тоже нет - где-то там внизу грохочет. А вокруг ни черта не видно – сплошное белое «молоко».
Одно радует – здесь ветер уже не ураганный, а просто сильный.

Наконец вылезаю на маленькую каменистую полку, над которой нависает здоровенный скальник – хоть какое-то укрытие от снега и ветра. Расчищаю и выравниваю площадку до размеров примерно полтора на полтора метра. Сразу перед ней вертикальный обрыв к реке.
Быстро ставим палатку «водолаза». Пока светло, удаётся слазить вниз к реке, набрать воды.

Наш «альпинёр» тут же обещает нам Рай, и достаёт газовую горелку с баллонами. Все в предвкушении горячего чая начинают переодеваться в сухое и тёплое.
Но, праздник закончился, не начавшись – газ у него не фурычил.
Блин! Блин! Блин!!! Это значит – холодная ночёвка!
Ладно, хрен с ним – втроём в одной палатке, с нашими пуховыми спальниками и куртками не пропадём.

С трудом сняв стынущими руками обледенелые ботинки, народ с наслаждением заполз в скособоченную палатку.
Боже мой! Более уютного и тёплого домика я не видел на свете!

Напряжение потихоньку начинает отпускать.
Придя в себя, и немного расслабившись, приступаем к поеданию всякой еды. Больше всего котировался свежий хлеб, здоровенную булку которого нёс в рюкзаке суровый челябинский парень. Ну, а уж с ним и колбаска, и паштет, и сыр, идут просто на ура.
Насытившись, и скрючившись в неимоверные загогулины, довольные и тёплые туристы начали пытаться заснуть. И некоторым это даже удавалось.
А за стенкой палатки всю ночь тихо валил снег – белый и пушистый.

К предыдущей части ________________ Продолжение следует...

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru