Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Альпам летом 2012 г. Часть 1
Отчет о горном туристском походе 4 категории сложности. по Западным Альпам, совершенном с 2 июля – 26 августа 2012г.
Маршрутная книжка: № 177-04 / 3 - 307 Руководитель группы: Чистякова М.В.
1. Справочные сведения о походе
Изменения маршрута
Состав группы
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА
2.1 Географическое положение. Альпы, наиболее высокие горы Западной Европы, расположенные в ее центре и занимающие часть Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Лихтенштейна, Словении. Они представляют собой сложную систему хребтов и массивов, протянувшуюся выпуклой к северо-западу дугой от Лигурийского моря до Среднедунайской равнины, длиной около 1 200 км (по внутреннему краю дуги около 750 километров), шириной до 260 км. Поперечной долиной между Боденским озером и озером Комо (долина реки Рейн на востоке Швейцарии) Альпы разделяются на более высокие Западные Альпы (высота до 4 807 метров, гора Монблан) и более низкие и широкие Восточные Альпы (до 4 049 метров, гора Бернина). Следует отметить, что, во французской традиции вместо единых Западных Альп принято выделять Западные и Центральные. В такой модели границы между тремя частями Альп практически совпадают с государственными: Западные Альпы оказываются главным образом во Франции, Центральные - в Швейцарии, Восточные - в Австрии. Складчатая структура Альп создана в основном движениями альпийского возраста. Наиболее высокая — осевая зона Альп отличается широким распространением горно-ледникового рельефа и современного оледенения (около 1 200 ледников общей площадью свыше 4 000 квадратных километров). Ледники и вечные снега снижаются до 2 500—3 200 метров. К северу, западу и югу от осевой зоны простираются зоны известняков и доломитов и более молодые формации Предальп со среднегорным и низкогорным рельефом. Так как Альпы горы очень молодые, рельеф их характеризуется острыми пиками и пирамидальными горными вершинами с карами и цирками на склонах, с широкими крутосклонными долинами-трогами. Наш маршрут проходил в наиболее высокой части Западных Альп, а точнее от массива Монте Роза на востоке до массива Монблан на западе. Здесь расположено наибольшее количество вершин - четырехтысячников (массив Монте Роза – 19, массив Монблан – 14), развито мощное оледенение. Район ассиметричен: южный склон (Пеннинские Альпы, Италия) крут и короток, северный (Валлийские Альпы, Швейцария) длинен и состоит из ряда высоких, сильно расчлененных горных кряжей, протягивающихся на многие десятки километров в северном и северо-восточном направлениях. На южном склоне главного хребта ледников хотя и много, но все они, за малым исключением, очень небольшие. На северном склоне главного водораздела, так и на его северных отрогах много крупных и малых ледников. Так, если на территории Швейцарии ледников крупнее 8 кв. км – 13 штук, то на Итальянском склоне только 1. Крупнейший ледник Валлийских Альп – Горнерглетчер имеет длину 14,1 км и площадь 68,9 кв. км, ледник Дотемма соответственно 8,5 км и 16,6 кв. км, Цмуттглетчер – 8,0 км и 17,0 кв. км. Для сравнения укажем параметры крупнейших ледников Кавказа: Безенги: 17,6 км и 36,2 кв. км, Караугом:13,3 км и 34,0 кв. км, Шхельда: 2,7 км, 5,6 кв. км. Климат высокогорья Альп мягкий и влажный. Так на высоте 2500 м – максимум осадков (2500-3000 мм), которые выпадают в основном летом. Температура здесь в июле около +6 град., в январе – ок. –8 град. В горах ежегодно сходит 17,5 тыс. снежных лавин. В целом Альпы — важный климатораздел Европы. К северу и западу от них располагаются территории с умеренным климатом, к югу — субтропические средиземноморские ландшафты. В Альпах расположены истоки крупных европейских рек: Рейна, Роны, По, Адидже, правых притоков Дуная и многочисленные озёра ледникового и тектонико-ледникового происхождения (Боденское, Женевское, Комо, Лаго-Маджоре и другие). В Альпах хорошо выражена высотная поясность ландшафтов. До высоты 800 метров климат умеренно тёплый, на южных склонах — средиземноморский, много виноградников, садов, полей, средиземноморские кустарники и широколиственные леса. На высоте 800—1 800 метров климат умеренный, влажный широколиственные леса из дуба и бука кверху постепенно замещаются хвойными (с преобладанием лиственницы, меньше сосны и ели). До высоты 2 200—2 300 м. климат субальпический, холодный. Преобладают кустарники и высокотравные луга летние пастбища. Еще выше, до границы вечных снегов (2700 –2800 м)— альпийский пояс с холодным климатом, преобладанием низкотравных изреженных альпийских лугов, большую часть года покрытых снегом. Ещё выше — нивальный пояс с ледниками, снежниками, каменистыми склонами.
2.2 Туристские возможности района. Западные Альпы – традиционный район альпинизма и туризма. Здесь можно совершать как несложные (некатегорийные) путешествия, так и горные туристские походы от 1 до 6 к.с. Перевалы через хребты Западных Альп имеют высоту от 2700 до 3500 м. и категории трудности от 1А до 3Б. По своему характеру они разнообразные, чаще всего комбинированные, требующие для своего прохождения разнообразной техники – снежно-осыпные, снежно-ледовые, скально-ледовые. Наиболее сложный в спортивном отношении районы – это районы массивов Монте Роза и Монблан. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные перевалы (от 2А до 3Б к.с.). Этот район интересен для горных походов 3, 4, 5 и 6 к.с. Через боковые отроги основного хребта Валлийских Альп проходят более простые перевальные маршруты (н / к и 1 А к.с.) Через них можно проложить интересные пешеходные маршруты. В нижней части крупных рек района возможны водные путешествия. Район также интересен для лыжного и велосипеднорго туризма. Для туристов и альпинистов одно из главных отличий Альп от знакомых нам кавказских и азиатских гор состоит, конечно, в развитой инфраструктуре, обслуживающей всех любителей активного отдыха в Альпах. К элементам этой инфраструктуры можно отнести: - многочисленные небольшие поселки и города, расположенные в долинах рек и имеющие всю инфраструктуру, необходимую для туристов и альпинистов: кэмпинги, магазины и прокат снаряжения, информационный центры, офисы гидов, поисково-спасательную службу, - сеть горных приютов (хижин), - подъемники, фуникулеры, горные трамваи. Приюты расположены в нескольких часах ходьбы от населенных пунктов и друг от друга. Там, как правило, имеется автономный источник электроэнергии, чистая вода, круглосуточная возможность горячего питания, телефонная связь. Удобства расположены, обычно на улице в отдельных домиках, реже в основном здании приюта. Некоторые из хижин работают круглый год, другие только летом, третьи в горячий сезон и зимой, и летом. Ночевка стоит около 20 евро. Для тех, кто является членом какого-либо альпинистского клуба, желательно сертифицированного в UIAA, существует скидка примерно в 35. Рядом с приютом, как правило, есть площадки под палатки, где можно вставать лагерем бесплатно и пользоваться при этом некоторыми возможностями хижины. Брать воду, заряжать аккумуляторы, получить информацию о погоде и маршруте. Во французских хижинах можно бесплатно ночевать, располагаясь на полу или на скамейках в основном помещении хижины, если в хижине в данный момент заняты все спальные места. Подъемники располагаются на склонах горнолыжных курортов. На нашем маршруте это были склоны верховьев долины реки Червино (Червиния), верховьев ущелья Горнера (Церматт) и склоны долины реки Лярве (Шамони). Летом работают не все подъемники, а только некоторые. Цены на них ниже, чем зимой. Существуют также подъемники, специально доставляющие туристов и альпинистов к началу популярных альпинистских маршрутов или на обзорные точки. Это, например, КД Церматт – Шварцзее (начало маршрута восхождения на Маттерхорн), КД Шамони – Эгюль ду Миди (начало маршрута восхождения на Монблан и обзорная точка), и т.д. Кроме подъемников, в Альпах есть еще один вид высокогорного транспорта - горный трамвай. Трамвай движется по рельсу и имеет зубчатое колесо, позволяющее ему подниматься по крутым склонам. «Трамвай ду Монблан» (существующий с 19.. г) доставляет туристов и альпинистов из г.Фает (высота 850 м.) под ледник Бионнассей (высота 2372 м.) Использование подъемников и горных хижин на маршруте с одной стороны, как может показаться, снижает спортивную сторону похода, но с другой – даёт возможность значительно облегчить рюкзаки и увеличить средний объем физической и технической работы, совершаемой ежедневно в походе. Наличие развитой инфраструктуры значительно повышает безопасность путешествий.
2.3 Общая смысловая идея похода и обоснование тактического построения маршрута.
Маршрут был разработан так, чтобы соединить в одном походе два наиболее высоких и интересных района, массив Монте Роза и Монблан, и при этом его сложность соответствовала четвертой категории. В районе массива Монблан мы хотели пройти протяженный участок маршрута через несколько перевалов и завершить поход траверсом горы Монблан. В угоду технической сложности мы решили сократить время на переход в средней части маршрута и подъехать от Вальпеллина до Курмайора автотранспортом. Не смотря на то, что информации о районе Западных Альп в нашем туристском сообществе становится все больше, для организации технически сложных походов ее до сих пор недостаточно. Основными нашими источниками информации был отчет Муйжнека И. А., 2003 г (район Валлийских Альп) и топографические карты. Большая часть информации о перевалах в районе массива Монблан была добыта нами на месте.
Подготовка участников. Все участники нашей группы имели опыт походов 3 к.с. по Кавказу (в 2011 г.) и высотный опыт до 5200 м. (седловина Эльбруса) При подготовке в течение года, кроме традиционных тренировок по горной технике особое внимание уделялось скалолазанию на искусственном и естественном рельефе (Полушкинские карьеры, Крым, скалодром РХТУ им. Менделеева). В подготовку к походу также входило изучение района похода, технических описаний перевалов, обсуждение тактики их прохождения. В результате участники группы, не смотря на свой юный возраст, хорошо представляли себе, что им предстоит.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА.
3.1 Подъезд к маршруту. Добраться до начала нашего маршрута, а именно в северную часть Италии можно самолетом, поездом, автобусом или сочетая эти виды транспорта.
Самолет. Ближайшие и традиционные для подъезда к поселку Червиния (провинция Вале Аоста), т.е. к началу нашего маршрута, крупные города - это Милан и Турин. В этих городах есть крупные аэропорты, принимающие как регулярные, так и чартерные рейсы, в том числе прямые рейсы из Москвы, а также рейсы «low cost» (т. е. низкобюджетных авиакомпаний, таких как «wizzair», «easyjet», «airbaltic») Авиаперелет удобно подобрать на сайте: www.anywayanyday.com Мы летели рейсом авиакомпании «airbaltic» с пересадкой в Риге. Поезд. Прямых поездов из Москвы до Милана и Турина нет. Однако можно добраться железнодорожным транспортом с пересадками в Берлине или в Варшаве. Длительность пути около 3 суток. Стоимость не дешевле авиаперелета. Единственное преимущество (кроме возможности увидеть Европу их окна поезда) - неограниченный вес груза. Автобус. Автобус «Москва – Варшава – Милан», стоимость билета - 270 евро в оба конца. Билеты можно приобрести в турагенстве SV-CLUB. Тел: 495-628-12-58. Адрес: ул. Мясницкая,14. Автобус или микроавтобус также можно забронировать. Но в случае малой группы это очень дорого.
Подъезд из Милана к началу маршрута. Из Милана местным поездом отправляемся в город Сан Винсент (провинция Аоста). Стоимость билета 10 евро. Время в пути: 3 часа (отправление в 17:15 прибытие в 20:12, с пересадкой в Чевасо). Надо отметить, что железнодорожный транспорт в Италии, по нашим наблюдениям, самый удобный и дешевый вид транспорта. Всю информацию о переезде можно получить прямо в кассе во время покупки билета. Кассир по компьютеру подбирает вам наиболее удобный поезд или поезда, в билете указано, где и как сделать пересадку. Поезда ходят очень часто, гораздо чаще, чем автобусы и стоимость проезда в них дешевле. Также следует отметить: - класс вагона («первый» или «второй») написан на двери вагона. Необходимо занимать места в вагоне того класса, в который куплен билет. - перед посадкой в поезд билет необходимо прокомпостировать на платформе (иначе, при встрече с контролером в поезде, можно заплатить штраф 5 евро).
В Сан Винсенте останавливаемся на ночлег в кемпинге Парадиз (см. раздел 3.6.) и на следующий день, после осмотра города продолжаем подъезд к началу маршрута. Из города Сан Винсент автобусом добираемся до пос. Червиния (Бреул). Автобусы отправляются от автостанции, расположенной в центре города (20 мин. пешком от ж/д вокзала и 15 мин. от кемпинга) с интервалом примерно 40 мин. Стоимость проезда 2 евро. Время в пути около 1 часа. Дорога от Сан Винсента до Червинии безумно красива, местами она идет траверсом крутых, почти отвесных склонов узкого и глубокого ущелья.
Дорога обратно. Переезд из Шамони в Милан, в настоящее время не представляет трудностей, так как существует тоннель под массивом Монблан, соединяющий французский город Шамони и итальянский Курмайор. Из Шамони отправляемся первым автобусом, в 8:45. (всего из Шамони до Курмайора 6 автобусных рейсов в день). Время в пути 45 мин. Стоимость билета 11 евро. Билеты можно купить заранее. Из Курмайора автобусом переезжаем в г. Аосту. Отправление из Курмайора в 9:45. Время в пути 1 час. Стоимость билета 3 евро. Автобусы из Курмайора в Аосту отправляются через 15 мин, после прибытия автобусов из Шамони. Из Аосты добираемся поездом до Милана. Время в пути 3,5 часа. Стоимость билета 12 евро. И далее автобусом от центрального ж/д вокзала в Милане до аэропорта. Стоимость билета 2 евро.
Наши советы. Центральный ж/д вокзал в Милане расположен в самом центре города, в нескольких минутах ходьбы от площади Дуомо, знаменитого Миланского собора Дуомо и Королевского дворца. Если у вас есть 1,5 – 2 часа времени можно погулять по центру Милана. Стоимость камеры хранения на Центральном ж/д вокзале в Милане: 3,5 евро с каждого багажа. Часы работы с 9:00 до 23:00 (ночью не работает). Для переездов по городу Милан советуем пользоваться метро. Оно очень удобно, очень похоже на московское, разобраться в схемах проезда не представляет ни каких трудностей. Цена проезда 1 евро.
3.2 Офоромление визы.
Что нужно для оформления Французской визы, группе горных туристов, собирающихся совершить путешествие в районе массива Монблан (из ответа на наше письмо во французское консульство)
Досье для получения визы должно содержать следующие документы:
Адрес французского визового центра: ул. Марксистская, дом 3, строение 2 (станция метро Марксистская) Часы работы: с 9:00 до 16:00 (понедельник - пятница) Телефон: +7(495) 784-71-47
3.3 Организация заброски. На маршруте можно довольно легко организовать заброски, завозя их рейсовым транспортом в поселки Вальпеллин, Сент-Оуен, Курмайор, куда легко можно попасть из Аосты. Мы решили отказаться от забросок, сэкономив время и деньги, и для уменьшения веса рюкзаков использовали докупку продуктов на маршруте. Докупка продуктов на маршруте возможна в следующих городах и поселках: Бреул-Червиния, Церматт, Вальпеллин, Сент-Оуен, Курмайор, Сен Жерве и Шамони.
Следует отметить: - во всех перечисленных населенных пунктах достаточно много магазинов с довольно широким ассортиментом товаров - ограничен лишь набор крупп (невозможно купить, привычные для нас гречку, овсянку, манку, трудно найти рис, всегда есть макароны и кукурузная крупа) - не стоит рассчитывать на такие продукты как, сухое молоко - цены на продукты в Италии и Франции практически на уровне московских, в Швейцарии в 1,5 раза больше - газовые баллоны можно купить только в городах Червиния, Церматт, Курмайор, Сен Жерве и Шамони, в этих городах много магазинов, где можно приобрести и другое (практически все возможное) снаряжение для туризма и альпинизма - все магазины и в больших городах и маленьких поселках работают до 18:00, в Италии перерыв днем с 15:00 до 16:00 Кроме магазинов в поселках и городах, докупить некоторые необходимые мелочи, такие как батарейки, фотопленку можно в высокогорных хижинах. Там же можно разжиться и едой в случае крайней необходимости. Цены на еду в хижинах довольно высокие (значительно выше, чем внизу)
3.4 Медицинская помощь. Больниц и амбулаторных мед. пунктов в высокогорных поселках и городах на маршруте нет. Есть частные медицинские центры и кабинеты, которые не обслуживают пациентов по страховке! В случае заболевания или травмы, необходимо связаться по телефону с офисом страховой компании и они укажут адрес медицинского учереждения в который необходимо обратиться. На станциях кататных дорог в Шамони («Гранд Монте», «Эгюль ду Миди») есть мед. пункты, в которых оказывают ПМП при легких травмах бесплатно. В случае тяжелой травмы, произошедшей в горах, и обращении в сапасательную службу пострадавший транспортируется в больницу, как правило, с помощью вертолета. При этом во Франции и Италии спасательные работы проводятся бесплатно, а в Швейцарии нет. Аптеки есть в каждом населенном пункте. Необходимо учесть, что набор медикаментов, продаваемых в аптеках отличается от привычного нам.
Контактные телефоны и адреса некоторых медицинских учреждений:
В районе массива Монте Роза и Маттерхорна: Вызов вертолета скорой помощи (Швейцария): Тел: 027 966 86 86 Больница в городе Фисп (Швейцария): Тел: 027 948 21 11, http://www.spitalvisp.ch В районе массива Монблан: Скорая помощь (г. Курмайор) Тел: 0165844684 Региональный госпиталь в г. Курмайоре Тел: 0165304256 Центральная аптека г. Шамони. Адрес: p. Chamonix, 35 По пути подъезда к маршруту: Госпиталь в г. Аоста. Адрес: Via Ginevra Городской госпиталь г. Бергамо. Адрес: Largo Barozzi,1 Тел. скорой помощи: 035 40 20 000 Дежурная аптека в г. Милане находится на ж/д вокзале. Адрес: p. del Duomo, 2
Мобильная связь есть практически на протяжении всего маршрута.
3.5 Организации, в которых можно получить информацию о маршруте, его состоянии, прогнозе погоды. В районе Монте Роза и МаттерхорнаОфис высокогорных гидов (Societe della Gide Alpin) в Бреул Червинии Адрес: via Carrel, тел: +33 01 66 948169
В районе Монблана: Офис высокогорных гидов (Societe della Gide Alpin) в Курмайоре. Адрес: p. Monte Bianco, 14. Тел: +33 0165 842064 www.guidecourmayeur.com. В Шамони существует уникальное в своём роде учреждение: бюро по высокогорью (office de haute montagne), где можно лично или по телефону получить свежайшую информацию о работе подъёмников и приютов, о состоянии оборудования, а также об условиях на популярных маршрутах. Источником информации о редко посещаемых маршрутах, особенно не в сезон, может послужить PGHM (горно-спасательная служба жандармерии), сотрудники которой совершают регулярные облёты района на вертолётах. Никакой обязятельной регистрации перед выходом на маршрут нет. Спасательные работы во Франции бесплатны.
Спасательная служба. Спас служба г. Церматт: Тел: 027 966 01 01 Спас.служба Шамоони: Радиосвязь:154,4625 Mhz, Телефон: +33(0)4.50.53.16.89
Кемпинги
Цены в кемпингах, в которых останавливались мы.
Телефоны хижин на маршруте восхождения на Монблан. Хижина Тет Рус тел: +33 04 50 58 24 97 Хижина Де Гуте тел: +33 04 50 54 40 93
Адрес российского посольства в Милане: Via Sant Aquilino, 3 20148 Milano Телефон: 02 48750432, 02 48 705912.
3.6 Финансы
3.7 Снаряжение
Групповое общее снаряжение.
Групповое техническое снаряжение.
Личное техническое снаряжение.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
  Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||