Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Д.Супонников, Алма-Ата

Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Подошли к взлету и начали медленно набирать, в это время Дима уже поставил палатку и тоже направился вверх. Мы шли левее языка выноса лавины. Первый пострадавший был Толя. У него была травма таза.

Толя тоже начал рассказывать что случилось, голос его дрожал, я решил, что он замерз. А он говорит: "мне не холодно, не по себе". Перенесли его к краю лавины и посадили на пенку.

Выше был Марат, у него травма позвоночника в шейном отделе. Он сразу начал кричать, не трогайте меня спасите Настю. Как смогли, успокоили. Дима сделал шейный корсет из пенки. Марат, опираясь на наши руки, дотянул до края лавинного конуса.

Коля с Ромой повели Марата вниз к Толе. Я и Дима пошли к Насте. Немного не дойдя до Насти, увидели Александра Иванова, он лежал левее и чуть ниже девушки, Настя Александра могла видеть все то время, которое нас прождала.

Настя выглядела самой потрепанной, засохшая кровь на голове, ссадины, нога тоже в крови. Открытый перелом бедра и разрывы коленных сухожилий. Пока я накладывал шину, подошли Рома с Колей и чуть ниже начали готовить носилки. Аккуратно перенесли ее на подготовленные пенки и начали вязать классические "вестровские" носилки.

К ногам мы привязали три петли чтобы тянуть и одну к голове чтобы направлять. Спустили с взлета довольно быстро, далее волокли по глубокому снегу до палатки.

Возвращаемся. Марат и Толя натопили воды, было очень кстати, что-то перекусили, еще раз вспомнили детали аварии, теперь спускаться.

Марат наполовину шел сам, держась за мои и Колины плечи. Толя, несмотря на наши возражения, попытался встать и пойти, но не смог. Для него сделали что-то вроде санок из пенки к краю которых привязали петли чтобы тянуть. Получилось очень практично, пока мы вели Марата, Дима с Ромой нас обогнали, везя санки с Толей. Толя просто на них сел и держался руками за передний край пенки.

Еще раз поднимались к лавине Коля и Сергей собрать вещи, что смогли собрали, к сожалению палатка была порвана.

Далее началась работа с Аксай-Тревелом, в месте расположения лагеря иридиум не работал и Дима бегал вниз по леднику множество раз. Но благодаря его настойчивости нам обещали вертолет к 8-ми утра следующего дня. Важную роль в переговорах сыграл Кирилл из редакции Mountain.RU - они пообещали проплатить часть суммы за вызов вертолёта.

АксайТревел пообещал вертолетом нашу команду перекинуть через хребет на плато Кагалячап. Поэтому мы с Колей отправились за девчонками. Дима с Сергеем спускать тело Александра. Погода портилась, когда мы вернулись в лагерь ветер дул уже серьезно, к тому же лагерь находился выше на 100 метров. Перед тем как я и Коля отправились в лагерь, мы сообщили по рации что будем примерно через час, за это время девушки сделали вкусный суп, мы с Колей порадовались.

Стоит отметить работу девушек во время спасательных работ. Думаю будет правильнее в этом месте вставить рассказ девушек:

Мы остались в лагере с одной из раций договорились о сеансах связи каждые полчаса-час.

По рации узнали, что в том ущелье, где было ЧП и происходили спасработы, спутниковый телефон не ловит. Чтобы звонить по спутнику, надо было спуститься пониже, но Димыч мог сделать это только позднее, поскольку более срочно было - снять пострадавших со склона. Повезло еще, что была радиосвязь - видимо, радиоволны как-то удачно отражались от каких-то скал.

Поэтому, пока шли спасы, организовать вертолет пробовали мы с Аней через Володю. Володя в это время сидел по другую сторону хребта Кокшаал-Тау, и связи с Димычем у него не было. Поэтому мы с Аней вылезли на перевал Window Col и смогли общаться одновременно и с Володей, и с Димычем (транслировать то, что говорил Димыч, Володе). Сначала пару раз поднимались на перевал - спускались в лагерь потом надоело, остались просто сидеть на перевале.

Рассказали по радиосвязи Володе про ЧП. Тот уже по своему спутниковому телефону связался с фирмой "Аксай-Трэвэл", чтобы организовать вылет вертолета. Те сказали: вертолет может прилететь в течение дня, но нужны GPS-координаты места ЧП, а также контакты родственников пострадавших, с которыми можно связаться на предмет оплаты вертолета. Передали все это Димычу. Он записал координаты места со смартфона, а также + имена и телефоны родственников. Мы передали их Володе, а он - в Аксай-трэвэл. Правда, как потом говорил Димыч, ему все равно потом пришлось повторно передавать все данные в Аксай-Трэвэл.


Также Володя попробовал созвониться с белорусами, но ему это не удалось. По словам Володи, на его телефонные звонки кто-то отвечал "алло", но дальше разговор не шел.


Итак, Я и Коля в лагере, готовимся снимать палатку и к нам уже заходит Дима. Собираемся вместе с руководителем, ветер был сильный и чтобы палатка не улетела при разборке, пришлось на нее лечь. Возвращаемся.


Сергей топил снег. Мы достали наши запасы продовольствия и перекусили, у свердловчан продукты почти закончились -они ведь планировали, что сегодня будут в базовом лагере альпинистов (белорусов).

Рома (парамедик) активно оказывал помощь свердловчанам. Далее рассказ Ромы:

В палатке я обрабатывал раны перекисью. То есть, вымывал грязь и запекшуюся кровь. Потом на салфетку накладывал крем Эплан. И фиксировал повязкой или пластырем. Хотя, возможно, это и неправильно. У Марата были две глубокие раны на икрах от кошек. У Насти была рана на голове, и там пришлось выстригать волосы. Там, где был открытый перелом, я, аккуратно обработав перекисью, наложил антисептическую повязку. Потом забинтовал, и наложил шину следующим образом. Вырезал кусок пенки, длиной до щиколотки. Обмотал им ногу, и стянул резинкой. Потом другой резинкой примотал с внешней стороны палку. Марата уложили так, чтобы не было изгиба в грудном отделе позвоночника. Толик лежал, согнув ноги в коленях. Правда, в палатке было так тесно, что периодически кому-нибудь становилось больно от движений соседа. Колол кетонал по необходимости. Настю еще стало рвать. Похоже, от него. Судя по тому, что она сознание не теряла, голова не болела, не кружилась, на движение перед глазами и на свет неприятных ощущений не было, я заключил, что дело не в сотрясении мозга. В желудке тоже ничего не было. Рвало чаем. Наверное, мне надо было взять в аптечку что-то для защиты слизистой желудка.

Любое прикосновение к Настиной ноге вызывало у нее сильную боль. Антибиотик я ей не дал по двум причинам. Во-первых, не было его в инъекционной форме, а желудок ничего не принимал. Во-вторых, надо было бы обязательно его дать если бы мы не смогли быстро отправить их на вертолете. Тогда была бы опасность заражения.


Спали мы в двух трехместных палатках. В одной трое раненых и Рома и мы Аня Нина Коля Дима Сергей и я во второй. Сном конечно это не назовешь, кто сидя кто у кого на коленках, я за ночь попробовал много позиций и даже получил ногой в нос от Ани Карцевой. Ждем утра.


Также привожу хронологическое описание событий, составленное Дмитрием:

"... 10 августа наша группа, в рамках запланированного маршрута (4к.с.), вышла на перевал Window Col, 4888 м, разделяющий ледники Комарова Западный и Руднева. До этого мы успешно завершили экспедиционную часть похода по совершенно нехоженому хребту Джаны-Джер, а теперь вышли к отрогам Кок-Шаал-Тау.

Несмотря на прошедший снегопад, на снегу можно было различить цепочку следов, ведущую на юг, по леднику Руднева. Днём раньше Владимир - наш водитель, у которого мы забирали заброску на плато Кагалячап - говорил, что в районе базового лагеря минской экспедиции встретил две группы: поляков и свердловчан. Посетовал, что у последних нет страховки и связи. Чьи же следы уходили на ледник Руднева? Ясности не было: или поляки или свердловцы. Другое дело, что мы не знали маршрута ни тех, ни других (хотя руководитель свердловчан говорил что-то Володе про траверс).


По дням:

Вначале, ретроспективно, восстанавливая ситуацию со слов ребят:

в 9 вечера 10 августа ребята вышли на перемычку между пиками Кызыл-Аскер и Панфиловской Дивизии. К этому времени у них уже почти не оставалось продуктов, т.к. утром они планировали спуститься на лед Восточный Кызыл-Аскер и далее к заброске в палатке БЛ белорусской экспедиции. Т.е. ребята шли с ледника Руднева(Китай) на ледник Вост. Кызыл-Аскер(Киргизия) через данную перемычку. Планов восхождения, насколько мы поняли, у них не было. Произошёл обвал снежного карниза, на который они вышли и даже стали ставить палатку. Четверо улетели вниз. Анатолий при этом зацепился ногой за палатку, так с ней и летел. Сергей оставался на скалах на станци (последний скальный островок под карнизом - видно на снимке). Т.е. сорвались ребята с хребта (с перемычки). Сложность данного ЛП, считаю, можно оценивать, как 3А*-3Б. Но дело в другом. Там постоянно висят карнизы. И погодно-метелевая обстановка такая, что всё время наверху метёт. И сыпется по-немногу всё время. Кроме того, в ночь с 9 на 10 авг выпало довольно много снега.

Субъективно - в здравом уме на эту перемычку лезть нельзя.

Мы в это время стояли лагерем на перевале Window Col (основная линия хребта, граница). В 6:30 утра 11 августа с гребня вершины Jerry Garcia, на которую мы поднимались, нами был замечен человек, идущий вверх по леднику Руднева (с китайской стороны в сторону киргизии). (Это был Сергей, который не пострадал). Когда он подошёл к нашим палаткам, мы связались по радио с оставшимися в лагере (на вершину пошли не все). Спустились. Больше рядом никого не было. До БЛ белорусов - ещё часов 10-12 пути. Причём в те дни их в БЛ не было! Они были в ПБЛ(ABC) под п. Верный(Кафедральный Собор). У пострадавшей группы, увы, не было радиосвязи, спутникового телефона, и контрольных сроков с белорусами. Медстраховки тоже. Какие гарантии мы могли дать людям, которые занимались вертолётом? Вопрос философский. Дело осложнялось ещё тем, что лететь борт должен был на китайскую сторону и садиться/взлетать на немалой высоте - около 4600 м. На эту высоту (ровное ледниковое поле под ю-в стеной п. Кызыл-Аскер) мы перенесли пострадавших и погибшего.

Возвращаясь к хронологии:

10 августа, ~21:00

После обвала карниза Сергей спустился (дюльферы, оставляя буры и т.п.) вниз. Оказал ребятам первую помощь, утеплил их. Вынести из зоны обвала он их не смог бы один. Тем более с теми травмами, которые предварительно диагностировались.

11 августа, 7:00

После того, как пришёл Сергей, двое из нашей группы (включая парамедика с аптечкой) ушли к месту аварии(7:30). Ещё двое собрали одну палатку и вещи и отправились вслед(7:45). Две наших девушки остались в одной палатке на перевале - позднее мы поддерживали через них (транслировали) радиосвязь с водителем, ожидавшим нас у дороги на перевале Кубергенты. Тут же, при выходе авнгарда (7:30), я связался с Аксай-Тревел (в лице Елены Калашниковой). Объяснил ситуацию и попросил содействия, заодно упомянул, что гарантии оплаты борта будем обдумывать. Далее сеансы связи (с нашим лагерем, водителем, Еленой) были каждый час-два(по обстоятельствам). Примерно через полтора часа (в 8:55) мы подошли к лавинному выносу, были видны пострадавшие. первые двое вынесли из конуса Анатолия, и стали заниматься Маратом. Ещё двое (позже помогал Сергей) поднялись к Насте. Обезболили, шинировали. Вынесли из зоны обвала на носилках из лыжных палок и двух курток. Сделали транспортные носилки, унесли вниз. Анатолия тоже везли вниз на коврике. Марат пытался идти сам (хотя самостоятельно не мог встать или повернуть голову). Ему на шею сразу поставили воротник Шанца (был в нашей аптеке), под руки дотащили до поставленной на лед. Руднева палатке. Далее наш парамедик Роман занялся ребятами в палатке. Ещё двое наших ушли на Window Col собирать лагерь и перебазироваться к месту аварии. Нужна была еда, газ, палатка для нас и Сергея. Палатку, которая была у ребят, разорвало при падении. Я и Сергей отправились спускать Александра (в 17:00)... ...Постоянно ведём переговоры с Аксай-Тревел. Выудили у Анатолия и Марата телефоны сотрудников и родственников. Подключили к переговорам Кирилла Фильченкова (mountain.ru) и Максима - сотрудника Марата. К этому времени стали появляться отказы в работе нашего спутникового телефона (Iridium 9555). Выручало то, что девушки были ещё на перевале(могли транслировать диалоги на водителя - Володю), а у него были как рация (430 МГц, 5 Вт), так и спутниковй телефон (Thuraya). Володю ещё в 9 утра мы попросили связаться с минчанами. К сожалению, СМС ини получили только полтора суток спустя. Кроме того, на частоте минчан (144,5 МГц) каждые ровные пол часа мы передавали в эфир информацию о ЧП, увы - нас не слышали, поскольку мы были за хребтом. К 15:00 у нас уже были гарантии вылета вертолёта. Отметили площадку для его посадки, сделали указатель ветра. В 18:00 и в 19:00 еще переговоры по телефону. Сухой остаток: ждём борт в 8:30 утра. После этого телефон отказал окончательно. Благо, Аксай-Тревелу успели передать максимум информации, включая радиочастоты, на которых мы работаем. Всё это время Роман поддерживает пострадавших, немного подкормил их, дал нужные медикаменты, обработал раны.

12 августа...

Утром в 8:30 вертолёта на было. К 10:30 решили перебазироваться ниже. Под ю-в стеной Кызыл-Аскера и высоко (4630 примерно) и холодно - солнце постоянно скрыто облаками над вершиной. Не успели двинуться - прилетел борт. В вертолёте куча непонятно зачем взятых, кроме врача, людей. Бортинженер жалуется, что будет тяжело взлетать.

Взлетел.

Мы уходим назад. В суете в вертолёте улетели кошки нашего парамедика и ещё кое-что по мелочам. На следующий день вышли кратчайшим путём с ледника Комарова к БЛ минчан. Установили с ними связь. Часть их группы из 5 человек снялась с восхождения и пришла одновременно с нами в БЛ. Конечно поздновато. Но если бы не прилетел борт, то было бы актуально."


Фото 4.9.6. Аварийный бивак на леднике Руднева. Высота 4500 м


День 10, 12.08.09 Ожидание вертолета, возвращаемся через перевал Window Col

Движение

Пройденное расстояние (км)

Набор/

сброс высоты (м)

Max высота (м)

Высота ночевки (м)

ЧХВ

ч:м

6.00 - подъем

10.30 - прилетел вертолет.

16:30- установка лагеря

12

4193

4 ч

Первым из палатки вышел Сергей, мне показалось, что он это сделал, чтобы нам было удобней сидеть. Через пол часа начали вылезать и мы. Ботинки были ледяными и каждый из нас потратил несколько минут на то чтобы обуться. Под ю-в стеной Кызыл-Аскера и высоко (4630 примерно) и холодно - солнце постоянно скрыто облаками над вершиной. Мы сомневались, что вертолет прилетит, но разметили площадку для посадки вертолета трекинговыми палками, повесив на них разноцветные мешки.

В 8:30 вертолёта нe было. Оставалась ждать, глазея на горы, прыгать чтобы греться и отворачиваться от ветра. Согрели чай.

К 10:30 решили перебазироваться ниже по леднику, поскольку в цирке пика Кызыл-Аскер достаточно большая высота и всё время облачно и ветренно. Не успели двинуться - прилетел борт. В вертолёте куча непонятно зачем взятых, кроме врача, людей. Грузим пострадавших, Настю и Толю на носилках, Марат снова ковылял сам с помощью Сергея - единственного непострадавшего участника группы.


Фото 4.10.1

Разговариваем с экипажем вертолёта - бортинженер жалуется, что будет тяжело взлетать и нет топлива на две посадки, так что мы остаемся. Попрощались с ребятами и отбежали подальше, чтоб не сдуло (фото 4.10.2). Борт взлетел, а в суете в вертолёте улетели кошки нашего парамедика Ромы и ещё кое-что по мелочам.


Фото 4.10.2

Возвращаться решили через Window Col. Сил для запланированного перевала не осталось, к тому же Ромины кошки улетели вместе с вертолётом. В 12:30 на нашей позапрошлой стоянке перекусили.

На перевале были в 13:30, пока мы набирали высоту - согрелись. Погода улучшилась, заметили несколько бабочек улетающих в сторону Китая.

Место для стоянки выбрали тоже что и при подъёме с плато Кагалячап 3 дня назад в 16:30 были на месте (высота 4193 м) (N41°05.50 E77°22.12'). Пока шли по леднику Комарова, уже ближе к стоянке, начался сильный порывистый ветер с градом, который больно бил по лицу, мы часто останавливались, чтобы отвернуться. Но на стоянке, между моренным валом и отрогом было безветренно и даже тепло (по сравнению с прошлой ночью).


Фото 4.10.3 На север по леднику Руднева - к перевалу Window Col

День 11, 13.08.09 Перевал "4280" (1А, 4280 м) (разделяет долины ледников Комарова Западный и Кызыл-Аскер Восточный)

Движение

Пройденное расстояние (км)

Набор/

сброс высоты (м)

Max высота (м)

Высота ночевки (м)

ЧХВ

ч:м

8.00 - подъем

10.00 - выход

11:05- перевал 4280

11:30 - 17:00 - переход к лагерю у озёр

16

+ 80 м

- 480 м

+ 100 м

4290

4193

6 ч


Фото 4.11.1. Перевал 4280 м - вид с юго-востока

Это был незапланированный перевал, но его мы разведали ещё во время стоянки здесь 2 дня назад. Самый короткий путь от точки нашего бивака к леднику Кызыл-Аскер Восточный, где находился базовый лагерь альпинистов, шёл через эту седловину - на северо-запад.

В 10:00 вышли кратчайшим путём с ледника Комарова к БЛ минчан, через безымяный перевал высотой 4280м. Взлет представляет из себя осыпной склон крутизной 30-35 градусов, на седловину которого, мы поднялись в 11:05. Перевал так и назвали - "4280" .

Фото 4.11.2 Ледник Комарова (Западный и Центральный) и перевал 4280 (слева)

Снимок сделан минской экспедицией с вершины "Большая Белая"


Фото 4.11.2

С перевала по осыпному склону мы спустились к открытому леднику, на котором визуально не просматривались трещины. Далее шли вдоль правого края ледника (по ходу движения), около 500 метров на север (фото 4.11.3).


Фото 4.11.3 Спуск на северо-запад с перевала "4280"

Затем началось характерное увеличение крутизны склона ледника. Мы перешли на левый край ледника (по ходу движения) и затем ушли на боковую морену, по которой спустились до истока левого притока реки Карагермес (фото 4.11.4).


Фото 4.11.4. Язык ледника на северо-западной стороне перевала "4280"



Фото 4.11.5 Двигаемся по руслу притока на северо-запад



Фото 4.11.6 . Выходим немного северо-восточнее ледника Кызыл-Аскер Восточный


Фото 4.11.7. Перевал "4280", вид с северо-запада



Установили с Минчанами связь. Часть их группы из 5 человек снялась с восхождения и пришла одновременно с нами в БЛ. Конечно поздновато. Но если бы не прилетел борт, то было бы актуально.


После обеда продолжаем двигаться на Юго-Восток огибая с незначительным набором высоты, понижение отрога через который мы перевалили утром. Из-за отрога видны макушки вершин хребта Кок-Шаал-Тау (фото 4.11.8).



Фото 4.11.8. Низкие отроги по пути на восток - к нашему базовому лагерю у перевала Кубергенты


Фото 4.11.9. Пересекаем маленькие долины и овраги с ручьями

Примерно через 2 километра мы спускаемся в локальное понижение отрога и поднимаемся примерно на туже высоту что и сбросили - около 80 метров (фото 4.11.9).

Еще через 4 километра мы спустились к реке Кызылунет (сбросили 80-100 метров). Время уже вечернее - около 4 часов - река полноводная и мутная.

В удобном месте, где река разбивается на рукава мы переправились стенкой по 3 человека (фото 4.11.10).


Фото 4.11.10. Брод через разливы реки Кызылунет



Далее продолжали двигаться на юго-восток около часа. В лагере были в 17:40. Поставили палатки. За ужином обсуждали прошедшие спас работы.

День 12, 14.08.09. Выезд из района


14.08.09

Утром долго собирались, фотографировались, прошли пару километров до машин. Уложив вещи в машину, сделали несколько фотографий на память. И под звук колонок магнитолы со скоростью не более 40км/ч мы поехали в Нарын.

На вечер Марима заказала нам плов и баню.

15.08.09

На следующий день мы отправились на Иссык-Куль, где основная часть группы провела не 3 часа как планировали, а целые сутки. Дима ночью уехал в Алма-Ату.

16.08.09

Проводим половину дня на озере. Погода солнечная, вода теплая. В 15:00 отправляемся в Бишкек и ночуем у Володи.

17.08.09

Утром вылетаем в Москву

5. Итоги, выводы и рекомендации

Результаты путешествия, в итоге, можно считать удовлетворительными. Исследован неизвестный до этого в туристском отношении хребет Джаны-Джер. Группа поднялась на высшую его точку. Пройден (хоть и вынужденно) простой перевал в отрогах Кок-Шаал-Тоо.

Также удалось совершить ряд первопрохождений на хребте Джаны-Джер, который, по нашим сведениям, ранее не посещался туристами и альпинистами. В числе пройденных препятствий - вершина 4903 м ("Змея", 2Б), высшая точка хребта Джаны-Джер а также красивый и технически интересный перевал "Крыло" (4670 м, 2Б).

Мы также прошли ряд категорийных препятствий в хребте Кок-Шаал-Тоо это более известный среди путешественников хребет, в котором, однако, еще остаются непройденные перевалы и вершины.

Кроме того, нам удалось не только самим получить новые впечатления и посмотреть новые места, но также оказать помощь группе туристов из Екатеринбурга, попавшей в чрезвычайную ситуацию.

Запланированный маршрут был по большей части пройден. Изменения произошли только в заключительной путешествия, предполагавшей подъем на вершину Jerry Garcia (5100 м, 2Б*) хребта Кок-Шаал-Тоо, а также первопрохождение перевала с ледопадом в том же хребте (ориентировочно 4500 м, 2Б). Причиной отказа от прохождения этих препятствий стало участие в спасательных работах.

Как мы смогли оценить, район плато Кагалячап является интересным и перспективным для совершения путешествий и походов различной категории сложности. Хребет Джаны-Джер пока остается практически неисследованным. Хребет Кок-Шаал-Тоо стал активнее посещаться альпинистами и туристами в последние несколько лет, однако и здесь еще остаются неосвоенные места.

Плато Кагалячап представляет собой практически ровную поверхность, разделяющую хребты Джаны-Джер и Кок-Шаал-Тоо. Значительная протяженность плато позволяет увидеть очень красивые панорамы гор одна из таких панорам открылась нам с вершины 4903 м - это был вид в солнечную погоду на хребет Кок-Шаал-Тоо с его пятитысячниками - пиками Данкова, Космос, Чон-Турасу, Королева, Кызыл-Аскер.

Одной из особенностей района, о котором необходимо упомянуть, является весьма суровый климат. Погода очень нестабильная, с частыми осадками и сильными ветрами (в особенности это относится к хребту Кок-Шаал-Тоо). Практически каждый день нашего похода шел снег, изредка - дождь. Нередко быстро наползал туман, что затрудняло обзор дальнейшей части пути.

Учитывая данную особенность района, необходимо, планируя маршрут и отправляясь в путешествие, быть готовым к возможным изменениям маршрута из-за непогоды. Требуется достаточная мобильность группы и готовность быстро корректировать тактику передвижения (переждать туман, быстро собраться и двигаться дальше при прояснении и т. д.)

Благоприятному завершению экспедиции способствовал большой объём подготовки: технической, организационной, материальной. Так, общие планы посещения района были объявлены ещё в нобяре, а в феврале начата подготовка и сбор информации.

Немалое внимание было уделено вопросам радиосвязи, взаимодействия между группами, согласованию дат выезда, возвращения и встреч. Благодаря пониманию и ответственности каждого человека, принявшего участие в мероприятии, всё удалось сделать вовремя и в полном объёме.

Скрупулёзный подход потребовался при оформлении пропусков в пограничную зону (она начинается южнее хребтовой линии Атбаши). В нашем случае возникла небольшая задержка при финишном оформлении пропусков в Нарынском погранотряде. Минимизировать такие временные потери может путь оформления пропусков через туристические фирмы в Бишкеке.

Для быстрого и безболезненного решения бюрократических вопросов мы запаслись формальной "бумагой" от ТССР (своего рода "охранная грамота"). В ней указывалась цель экспедиции, состав участников, сроки и район проведения. Визирующую организацию такой документ ни к чему не обязывает, путешествующим же, напротив, часто может очень помочь. Такие моменты были и в нашем случае - в аэропорту, на таможне.

Район путешествия, несмотря на удалённость, можно рекомендовать не только для сложных, но и для простых походов. Также здесь можно совершать комбинированные путешествия с элементами велосипедного, водного, горного туризма. Но существующая сеть грунтовых пограничных и чабанских дорог находится, к сожалению в плачевном состоянии. Путь на машине от Нарына до места старта на плато Кагалячап занял у нас день. Та часть дороги, которая проходит по плато Кагалячап, при определенных погодных условиях может оказаться непроезжей либо потребовать значительного времени. Это связано с заболоченностью плато, а также необходимостью пересекать горные речки.

Удаленность района, помимо необходимости тщательно продумывать пути въезда и выезда, заставляет также серьезно задуматься о вопросах связи в ходе путешествия и возможной организации медицинской помощи. Поскольку район путешествия мало посещается туристами и альпинистами, а до цивилизации далеко, то необходимо рассчитывать, прежде всего, на собственные силы и возможность вызова вертолета. У нашей группы был с собой спутниковый телефон плюс две рации для связи внутри группы, с водителем Владимиром, ожидавшим нас на плато Кагалячап, а также с дружественной группой белорусских альпинистов. Второй спутниковый телефон и рация были также у водителя Владимира. И с Владимиром, и с белорусскими альпинистами была договоренность о сеансах связи, используемых частотах и позывных.

Для всех участников группы была оформлена страховка в компании "Росно" были также достигнуты предварительные договоренности с фирмой "Аксай-Трэвэл" насчет вылета вертолета в случае необходимости.

Важность связи и страховки была лишний раз подтверждена в последней части похода, когда потребовалась помощь пострадавшим туристам из Екатеринбурга. Только наличие спутникового телефона и контакты с фирмой "Аксай-Трэвэл" позволили быстро организовать вылет вертолета и эвакуацию пострадавших. Отдельная благодарность, конечно же, Елене Калашниковой, силами и гарантиями которой был отправлен вертолёт.

В заключение отметим, что протяжённые участки хребта Кок-Шаал-Тоо западнее пика Кызыл-Аскер являются до сих пор неисследованными в отношении горного туризма и альпинизма. То же самое можно сказать и о значительной части хребта Джаны-Джер западнее района нашего путешествия.

6. Материальное оснащение группы

Список общественного снаряжения

Снаряжение

Количество

Вес , кг

Палатки

2

3,1

3,2

Верёвки

3

"статика" 50м

2,6

2 шт "динамика" 50м

5.6

"Расходник"

5 м стропа, 5 м верёвка осн.

1,7

Горелки

2

Горелка1

газовая

0,4

Горелка2

мультитопливная

0,5

Кан

5 л

0,6

Кстрюля

3 л

0,5

Стеклоткань

1

0,2

Компас

1

0,1

Ремнабор

1

1,0

Телефон, солнечная батарея

2

1,0

Рация

3

0,6

Аптечка

1

2

Фотоаппарат

1

1,2

Видеокамера

1

0,6

Карты, марш.док-ты

комплект

0,3

Айсбайль

2

1,6

GPS-навигатор

1

0,4

Cкальные крюки

6 шт

0,4

Закладки

комплект

0,6

ВСЕГО

23,2

НА ЧЕЛОВЕКА (группа 5 чел.)

4,7

Байдарки

2 шт. (2х + 3х)

9+8


Список личного снаряжения

Снаряжение

Количество

Вес кг

Документы

1

0,1

Рюкзак

1

2

Чехол для рюкзака

1

0,2

Коврик

1

0,4

Каска

1

0,4

Ледоруб

1

0,7

Обвязочная система, самостраховка

1

1

Карабин

5

0,7

Спусковое устройство

1

0,3

Жумар

1

0,3

"Прусик" (репшнур для вязки схватывающего узла)

2

0,3

Ледобур

2

0,5

Перчатки / брезент рукавицы

1

0,2

Палки лыжные (по желанию)

2

0,7

Кошки

1

1,0

Фонарь налобный

1

0,2

Очки солнцезащитные

1

0,1

"КЛМН"

1

0,1

Средства гигиены

комплект

0,1

Ботинки горные

1

2

Лёгкая обувь

1

0,6

Фонарики/бахилы

1

0,4

Куртка влаго/ветрозащитная

1

0,8

Пуховка/тёплая куртка

1

1,1

термобельё

комплект

0,5

Штаны легкие

1

0,2

Штаны влагозащитные

1

0,2

Шапка теплая

1

0,1

Бандана / кепка

1

0,1

Рубашка с длинным рукавом

1

0,2

Майка

1

0,2

Тёплые перчатки или Варежки

комплект

0,1

Запасные шнурки

комплект

0,1

Спички + зажигалка, свечка в гермопакете

1

Бутылка для воды 0,5л

1

0,1

Инд. Аптечка

комплект

0,4

Всего

13,5

7. Финансовые расходы

Статья расходов

Сумма на 6 чел.

На 1 человека

1. Питание+газ

Продукты на поход

8 160,0

1 360,0

Питание в Нарыне и Бишкеке

2 790,0

465,0

Газ

(газ приобретали в Бишкеке у водителя Владимира Жидкова)

2 300,0

383,0

2. Связь

Аренда спутникового телефона

2 000,0

333,0

Аренда рации

2 000,0

333,0

Аренда солнечной батареи

900,0

150,0

Телефонные переговоры

(значительная часть суммы ушла на переговоры в связи со спасательными работами)

4 830,0

805,0

3. Транспорт

Перелет Москва-Бишкек-Москва

105 000,0

17 500,0

Аренда двух машин+услуги водителя Владимира Жидкова

40 440,0

6 740,0

4. Проживание

Проживание в Нарыне (две ночевки, ужин, чай)

3 900,0

650,0

Баня в Нарыне

180,0

30,0

5. Документы

Страховка в "Росно"

(сроком на 17 дней)

4 110,0

685,0

Пропуска в погранзону

(сроком на 17 дней)

4 800,0

800,0

Печать карт и снимков

660,0

110,0

6. Аптечка

Таблетки и инъекции

5 520,0

920,0

Итого (руб):

187 590,0

31 264,0

8. Аптечка и медицина

1. Состав аптечки

Аптечка включала необходимый набор таблеток, инъекционных форм, мазей, перевязочных материалов и инструментов для оказания медицинской помощи в условиях похода. Ниже приведен примерный состав аптечки.

1.1. Инъекционные формы

Кеторол

1.2. Таблетки и порошки

Амброгексал, Арбидол, Аскорбиновая кислота с глюкозой, Валидол, Гипоксен, Тамифлю, Диакарб, Йод, Камфорный спирт, Лоперамид, Мезим-Форте, Найз, Спиртовый раствор бриллиантовый зеленый, Уголь активированный, Фуразолидон, Цетрин, Ципрофлоксацин

1.3. Перевязочные материалы

Вата, Бинты стерильные, Бинты эластичные, Пластырь, Салфетки антисептические

1.4. Разное

Бальзам Бен-Гей, Перекись водорода, Пластырь перцовый, Троксерутин гель, Экстракт валерианы, Эплан крем


2. Профилактика острой горной болезни

Плато Кагалячап, на котором начинался наш поход, имеет значительную высоту - около 3500-4000 м. Первая наша ночевка перед выходом на маршрут была запланирована на высоте 3 500 м. Немалая для начала похода высота заставляла задумываться о важности акклиматизации и профилактики острой горной болезни (ОГБ). К тому же из истории освоения района западного Кок-Шаал-Тоо нам было известно два случая возникновения острого отека легких у альпинистов, прибывших на плато Кагалячап и находящихся на высоте около 4000 м. Оба случая возникли в самом начале маршрута, после установки базового лагеря, и потребовали экстренной эвакуации альпинистов вертолетом.

Для профилактики подобных заболеваний нашей группой были приняты следующие меры:

  1. Предварительная акклиматизация. Все участники в период с мая по июль прошли акклиматизацию на высотах 4000 м и выше в различных горных районах (Тянь-Шань, Кавказ, Гималаи).
  2. Прием препаратов Диакарб и Гипоксен. Каждый вечер, предшествующий подъему на перевал или вершину, все участники группы принимали по 1 таблетке Гипоксена и Диакарба.

Контакт

Телефон, e-mail, адрес

Комментарии

Tien-Shan RTM

+996-312-651404

+996-312-650747

Оказание помощи в горах на коммерческой основе

Рамиль Деянов

+7 926 2058200

МКК

Ярошевский Алексей Эдуардович

+7 495 7652462 (м)

Председатель горной МКК России

Аманкулова Марима

+996 777 182947

Хозяйка гостевого дома в Нарыне

Жидков Владимир

+996 772 769619 (м)

+996 312 248696 (д)

Пер. Кудрука, д. 128

Водитель

Кубат Абдылдаев

+996 772 6892629 (моб)

+3522 50865 (раб)

kubat-tour@mail.ru

naryn_tourism@rambler.ru

Информация, помощь туристам в Нарыне

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru