Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Сванетии летом 2013 г. Часть 3
Продолжение. Часть 2 здесь
Несмотря на то, что спуск заканчивали в темноте, место ночевки было выбрано участниками отлично: на выположении, на значительном удалении от склонов, позади гребня, ограничивающего движение случайных камней. П.н. располагался у начала правобережной морены, которая представляла собой нагромождение неустойчивой средней осыпи, как в гребне, так и в кармане. Движение по ней не целесообразно и потому, что морена имеет разрывы от ручьев по правому борту. Сразу от лагеря начали движение в связках. В верхней части ледник закрыт снегом, далее открыт и имеет протяженные разрывы, которые обходятся преимущественно справа. На открытой части удобнее двигаться в кошках: часто приходится перешагивать или перепрыгивать трещины. Ближе к повороту ледник становится сильно зачехлен средней осыпью. На этом участке мы сняли кошки и расформировали связки. В целом, на описываемом участке особой необходимости в связках нет, нужно ориентироваться на навыки участников. Эту пологую часть ледника мы прошли за два перехода (91 мин. ЧХВ). Дальнейшее движение по телу ледника было не целесообразным из-за осыпи и увеличивающихся разрывов. Вышли на правобережную морену. По мере движения по осыпному гребню морены, увеличивался перепад высот по отношению к телу ледника. Затем морена как-то неопределенно прерывалась по правому борту и на некотором понижении продолжалась четко выраженным зеленым гребнем, в кармане средняя осыпь. Движение возможно как по узкому гребню, так и в кармане (тропы нет). Морена выводит к повороту ледника, тело ледника имеет частые глубокие трещины, правый борт – крутые высокие "бараньи лбы". (56 мин. ЧХВ.) Для обхода "лбов" поднялись по склону ок.50м. Далее неприятный траверс порядка 70-100м, после которого возможен постепенный спуск по сильно осыпному склону до уровня ледопада (64 мин. ЧХВ.). Уже просматривается пологая часть долины. Приспустились на пологий участок крупной осыпи, по которому еще около 200м траверсировали правый борт. По сильно осыпному чехлу ледника с правого борта спустились к телу ледника в месте окончания ледопада (кр.скл. до 30 град., каски!, поочередное движение, наблюдатель). Трещины резко сменяются протяженным зачехленным участком, который воспринимается уже как пологий ледник (кр.скл. 25-15 град.). Пересекли ледник в направлении левого борта (ок.40 мин.) и по осыпям спустились к видимой издали тропе. (102 мин. ЧХВ) По хорошей маркированной тропе левого борта вышли к устью р.Чалаат. Лагерь поставили на пологом треугольном участке перед мостом.
4.5. Пер. Башиль
От моста у слияния рек Чалаат и Местиачала до пос. Местиа примерно 9,8км, перепад высот ок.200м. Место для дневки не удобно тем, что в течение дня здесь проходят толпы туристов (к языку ледн. Чалаат) и дважды в сутки – домашний скот. Часть группы радиально сходила в поселок. У Идриса Хергиани взяли нашу "заброску". Пополнили аптечку, купили немного продуктов. Днем облачно, вечером дождь.
"Тропа была хорошая настолько, насколько может быть хорошим проход по морене с высокотравьем и криволесьем" (из дневника) Наибольшую сложность на участке от моста через Местиачалу до "Лехзырских ворот" представляет не отсутствие тропы через высокотравье и криволесье, а пересечение мощного левого притока – р.Мурквам. От варианта преодоления этого препятствия и зависит дневная тактика. От п.н. по подвесному мосту перешли на левый берег р.Местиачала. За бетонной площадкой (вероятно, основанием автомобильного моста) начинается тропа по лесу в СВ направлении с набором высоты (кр.скл. 15-20 град.). Через 1,5км (45 мин. ЧХВ, высота 1786 м) тропа выводит к поляне (на карте точка "развилка"). Это ключевой участок: здесь есть хорошо заметная тропа, продолжающаяся левым берегом на удалении от реки 20-50м, и неприметная тропка, резко уходящая вправо-вверх по склону. Из многочисленных отчетов было известно, что примерно половина групп выбирала движение по левой тропе, вдоль реки, подходила к устью реки Мурквам и перебиралась на его правый берег либо с помощью подвесной переправы, либо вброд со страховкой, либо с обходом в верховьях. Вторая половина групп по тропе вправо-вверх сразу уходила в верховья р.Мурквам, там переходила реку и после неопределенного траверса в верховьях, спускалась к р.Местиачала. Мы чуть не попробовали оба варианта, но удачно встретили отдыхающих туристов из Днепропетровска, которые рассказали о наличии моста через р.Мурквам. Продолжили движение по тропе вдоль реки. Тропа сильно заросла, маркировка на камнях редкая, частые участки криволесья. Через 29 мин. ЧХВ вышли к месту, где какие-либо признаки прохождения другими группами отсутствовали совершенно. Дальше шли по пойме или криволесью и через 12 мин. ЧХВ вышли к мостику через р.Мурквам: два участка, через основной поток - 4 брёвнышка. Но это был подарок судьбы! Еще в прошлом году этих мостиков не было. И, как ни странно, пограничники ни разу не упомянули об этом мостике. На правом берегу р.Мурквам появляется тропа, которая через 17 мин. ЧХВ выводит на большое открытое место с крупной осыпью. Здесь мы остановились на обед. Один переход (55 мин. ЧХВ) мы пробирались через заросли густого леса, перемежающиеся участками крупной осыпи. Видно, что слева долина переходит в каньон, а справа склон становится круче и всё также без признаков тропы. Так продолжалось до тех пор, пока не началось высокотравье. Приспустившись по склону, вышли на тропу, ведущую в каньон. Появилась маркировка турами. У входа в каньон с высокими бортами тропа по бараньим лбам спускается на дно каньона к реке. Это – вход в "Лехзырский крест". Есть ровные и безопасные места под палатки. (66 мин. ЧХВ) Ещё до того, как поставили лагерь, начался ливень.
От п.н. продолжили движение левым берегом р.Местиачала в направлении видимого водопада в узкой расщелине, переход по траве и средней осыпи. Водопад обошли справа, поднявшись под скалы левого борта, обход не сложен. Кр.скл. до 30 град. С гребня, пересекающего долину, видна центральная часть "Лехзырского креста". Спустились в первый цирк, образованный осыпными бортами ущелья. Здесь еще течет река из узкой V-образной скальной расщелины с высокими бортами. В северной части начинается зачехленная центральная часть ледника. (57 мин. ЧХВ) Можно предположить, что согласно имевшимся описаниям, ранее здесь была группа мелких озер, теперь же только разливы. Мест под палатки нет. Из осыпного цирка поднялись на ступень центральной части ледника справа по х.д. Левый борт (восточной ветви) имеет крутой склон. Левобережная морена начинается дальше (не примыкает к осыпному цирку), ее гребень высокий и протяженный, выводит на пологую часть ледника, но со стороны языка восточной ветви ледника морена отделена непроходимой трещиной. Выйти на левобережную морену можно только целенаправленно и трудоемко траверсируя левый борт. В северном направлении, перед нами, слияние восточной и западной ветвей ледн. Лехзыр. Это обширное поле сильно зачехленных ледовых гребней высотой до 10-15м, "хаос камней, льда, ледовых сбросов и каменных нагромождений". Три перехода мы петляли по этому лабиринту в направлении Джантуганского плато (в северной части). Движение по гребням. Вышли примерно к середине центральной части и немного восточнее. (130 мин. ЧХВ) Обед. Ещё переход мы траверсировали правый борт в восточном направлении до выхода на открытый ледник, немногочисленные трещины обходятся слева (50 мин. ЧХВ, высота 2430 м). Далее двигаемся по восточному Лехзыру, в 50-100 м на удалении от восточного борта. Ледник открытый, ровный (кр.скл. 5-10 град.), трещин почти нет За 2,5 перехода подошли под ступень ледопада (96 мин. ЧХВ). Для обхода ледопада нужно подняться на правобережную морену. Между "бараньими лбами" расположены три последовательных участка снежника: нижний - с закрытыми трещинами, одну из которых пришлось обходить по ледопаду, два оставшихся – короткие и безопасные. В целом, участок подъёма около 170 м, кр.скл. до 35 град. Со снежника около 15 м траверса по осыпному склону до выхода на гребень правобережной морены, с которой уже просматривается в небольшом понижении (около 20 м) между бортом и ледником проточное озеро с площадками (30 мин. ЧХВ). Об этом месте было точно известно из описаний, оно обозначено на карте М.Голубева, а упоминаемые далее ночёвки как-то не имели более конкретной привязки. Ставим лагерь.
От места ночевки вернулись на гребень правобережной морены и пошли вверх. Другого варианта обхода ледопада я не увидел. По хорошей тропе через 580 м (29 мин. ЧХВ, кр. скл. 20-30 град.) вышли к выположению гребня. Здесь, в верхней части, в кармане морены, есть площадки под палатки. Возможно, это и есть "Местийские ночевки". Видимых источников воды нет, возможно, есть ручьи со скал. В этом месте морена делает поворот на север, северо-восточная часть ледника крутым склоном поднимается в направлении пер. Местиа, а восточная ветвь образует большое пологое верхнее плато. 15 мин. ЧХВ занял спуск с гребня на ледник выше верхней границы ледопада (кр. скл.30 град.). Дальнейшее движение осуществляли в связках. Один переход (49 мин. ЧХВ, 1,5км) занял прохождение условно пологой (кр. скл. 10-15 град.) части ледника. Многочисленные закрытые трещины, преимущественно обходили слева. Общее движение в восточном направлении. Далее крутизна возрастает до 30-35 град., ледник закрыт, трещины реже и больше, обходятся большими серпантинами. Общее направление – на юго-восток, несложно определяется по фотографиям пер. Тот или понижениям в гребне в районе седловины пер. Башиль. Протяженный бергшрунд перед седловиной обходится слева по ходу, ближе к скалам под в.3618м (96 мин. ЧХВ). Седловина пер. Башиль широкая, снежная. Тур находится в 150 м юго-западне на скалах в отроге г.Тоттау (3954м). Сняли записку, сфотографировались. Учитывая, что и спуск начинается с обхода бергшрунда, переход всей группы к туру не целесообразен. Обед на перевале. Спуск на ледн. Ирет (ледн. Зап. Ласхедар) начинаем по закрытому леднику прямо с седловины, обходя бергшунд по левому борту. Первая ступень ледопада обходится также по левому борту чередой (3-4-х) участков движения по снежному склону (до 30-35 град.) и спуска лазанием по скалам (по полкам, участки 2-5 м) (55 мин. ЧХВ). Спустились на пологую закрытую часть ледника (кр.скл. 5-10 град.) и за 15 мин. ЧХВ пересекли ее в направлении скал правого борта (ок. 850 м). Движение в связках. При необходимости, здесь можно ставить лагерь, с ледника и со скал стекают ручьи. Вторую ступень ледопада обходим под скалами правого борта. Через 10 мин. ЧХВ вышли к "бараньим лбам", для спуска с которых хватило одной веревки перил, крепление на скальных крючьях. Камнеопасно! На этом и двух последующих участках общее время прохождения в несколько раз превышает указанное ЧХВ, поскольку требовались частые и продолжительные осмотры склонов. Около 800 м спуска по закрытому леднику без трещин (кр.скл. 20-25 град.) по правому борту выводят к "бараньим лбам", слева от которых расположена третья ступень ледопада. Виден язык ледника Дзинал. Для обхода "лбов" нужно подняться около 50м и траверсировать вправо по травянистым полкам около 250 м (прошли мимо расходной петли для спуска). Траверс выводит на тр.-ос. гребень, по которому с резким сбросом высоты можно спуститься к выположению у слияния рек из ледников Ирет и Дзинал. Спуск затяжной, кр.скл. 25-35 град. На первом же подходящем месте поставили палатки (46 мин. ЧХВ).
От места ночевки продолжили движение по пологому (10-5 град.) правому берегу реки из ледн. Дзинал. Перед слиянием с ледником Твибер стали траверсировать правый борт выше по склону для выхода на ледник. У слияния ледников русло резко поворачивает на юг. Левый борт долины на повороте становится крут. По ходу движения вдоль ледн. Твибер просматривался гребень правобережной морены, для выхода на который мы и забирали правее-выше. За один переход вышли на тело ледн. Твибер. В верховьях виден ледопад ледн. Асмаши (36 мин. ЧХВ). При выходе на ледник оказалось, что правобережная морена отделена глубокой продольной трещиной, обойти которую можно было только в верховьях языка ледника. Поэтому стали спускаться в направлении левого борта (кр.скл. 20-25 град.), прошли купол грота, соединяющего борта долины и вдоль речки по левому борту вышли на пологую часть между реками обоих бортов, до их слияния и выше устья реки от ледн. Зер (31 мин. ЧХВ). Перед нами был слияние двух мощных потоков рек от ледников Твибер и Дзинал, немного ниже – устье реки от ледника Зер. Участники пошли обследовать возможность перехода по ледово-моренному мосту (купол грота) с сильно осыпными склонами и нашли такую возможность.
4.6. Пер. Уфимский
(07.08.2013, продолжение) Вернувшись, взобрались на купол ледово-моренного моста (купол грота), по нему перешли на правый борт дол. р.Твибер (23 мин. ЧХВ) и без сброса высоты около 400м траверсировали склон (17 мин. ЧХВ). Значительную часть подъема осуществляли по тр. склону с фрагментами осыпей и выходами бараньих лбов (кр.скл. 30-35 град.). Это – левый борт каньона р.Зер. Тропы нет. В верхней части тр. склон переходит в сильно осыпной чехол (сланцы) левобережной морены ледн. Зер, постепенно выполаживаясь при подходе к языку ледника. Вышли на слабонаклонный язык ледника (кр.скл. 10-15 град.), ледник преимущественно открыт, множество мелких трещин и ручьев, слабый осыпной чехол на небольшом удалении от левобережной морены. (106 мин. ЧХВ). Во время обеда подсчитали, что подъем на перевал займет около 4 часов и спуститься к кошу по ту сторону перевала (местонахождение которого точно не известно) засветло мы не успеем. Поставили лагерь на морене, для чего вымостили площадки. Ночью прошел дождь со снегом.
Вышли на язык ледника и пройдя немного вверх (в направлении на юго-запад) свернули влево (почти на юг), пересекли ледник у окончания пологой части и подошли к взлету в направлении перевала Уфимский (29 мин. ЧХВ, кр.скл. 5-10 град.). Ледник открыт, частые мелкие трещины легко проходятся, связки не требуются. Седловина пер. Уфимский расположена в понижении гребня между пиком Комсомолец 3702,8м и в.3194м, крайней слева в гребне. Подъем по ледово-фирновому склону с открытыми трещинами (обходятся слева) выводит в снежный цирк перевала (26 мин. ЧХВ, кр.скл. 30-35 град.). На выположении ледника трещины закрыты свежим снегом, организовали связки. Несложный переход в направлении правой оконечности скального гребешка приводит к туру пер.Уфимский (кр.скл. 10 град., 16 мин. ЧХВ). Тур расположен в узком скальном гребне, разделяющем снежный цирк с запада и травянистый склон с востока. Седловина расположена примерно в 100м на СВ (там тур отсутствует). Сняли записку, сфотографировались, сложили в рюкзаки групповое и личное снаряжение, каски оставили. Спуск начали с седловины в 100м севернее по тр. склону ок. 30 град. с небольшими полками, траверсируя вправо (на юг). За два перехода немного утомительного спуска мы вышли к выположению, пересекаемого ручьем. (97 мин. ЧХВ). В этом месте просматривалась слабая тропа вниз по склону, вероятно, к пос. Жабеши. Но поскольку мы хотели пройти через пос. Лакири, примечательный сохранившимися средневековыми башнями, мы целенаправленно искали тропу, траверсирующую склон выше зоны леса. Именно здесь и было ее начало. Добавлю, что это было невероятно красивый треккинг. С тропы открывались виды каньона и долины р.Твибер, виды дол. р.Мулхура, тропа шла по лугам, петляла по лесу, узкой полоской подрезала скальный борт, открывала виды на грузинские общины с башнями, выводила на большой луг, где пасли коней и спускалась к поселку Лакири. За три протяженных перехода по красивейшей тропе мы вышли к пос. Лакири, заночевали на окраине (140 мин. ЧХВ).
Пересекли посёлки Лакири и Жамуши и по асфальтированной дороге за два перехода дошли до южной окраины пос. Местиа (152 мин. ЧХВ), пересекли его и дошли к дому Идриса Хергиани, откуда у нас была заказана машина в Кутаиси (ещё 41 мин. ЧХВ).
5. Итоги, выводы, наблюдения и рекомендации
· (район) Район проведения похода очень красив. Замечательные виды ГКХ и определяющих вершин. · (район) C появлением на рынке авиаперевозок оператора WizzAir, заезд в страну стал относительно недорогим. Внутри страны переезды в пределах существующих автодорог (Кутаиси-Зугдиди, Кутаиси-Лентехи) налажены хорошо, а на участках "плохих" дорог (Зугдиди-Местиа) повышаются как в цене, так и в затраченном времени. Если же потребуется переезд между общинами, то лучше иметь на этот счет конкретные предварительные договоренности, иначе – очень дорого. · (район) Перевалы категории 2А технически интересные, комбинированные по способу прохождения, но утомительны в части протяженных подходов и большого перепада высот. · (район) Для района характерна сезонная непогода. И нам не повезло с тем, что ожидаемые сроки сдвинулись на период нашего похода. Как следствие, вместо одной дневки остановка с ожиданием улучшения погоды. · (организация) К услугам посредника целесообразно обращаться для комплексного решения следующих вопросов: снаряжения (заказ газа – большая проблема!), трансфера, "заброски" продуктов (в нашем походе доставлялась без нашего участия), проживания в поселках (приемлемая цена зафиксирована заранее). · (организация) Посещение "приграничной зоны" не представляет такой организационной сложности, как на российской стороне, пропуск оформляется быстро и без проблем. · (тактика) Поход представляет собой линейную схему с двумя "забросками" (при ином построении от одной из них можно отказаться). Первая часть - отличная активная акклиматизация. Думаю, при наличии благоприятных погодных условий, восхождение на в.Лайла не было бы затруднено этим фактором. · (тактика) Начало маршрута в пос. Лентехи позволяет решить вопросы и линейности маршрута и акклиматизации. Если восхождение на Лайлу не несет определяющего характера (кат. сл. похода), то лучше его делать радиально из дол. р.Ингури. · (тактика) Направление прохождения перевалов Гульба (З-В) и Уфимский (С-Ю) можно считать оптимальным. Для пер.Башиль направление прохождения не имеет значения. · (снаряжение) Количество веревок соответствовало количеству связок и оказалось оптимальным. Хотелось бы больше при перильной работе, но это было бы обузой все остальное время. Расходный репшнур 8мм 40м "разошелся" почти весь, расход скальных крючьев был значительным. Потребность в ледобурах была минимальной, самовывинчивающийся не понадобился. Снежные якоря (брались для восхождения на Лайлу) и фирновый якорь-самосброс не использовались. · (снаряжение) GPS-навигатор – постоянный предмет снаряжения в моих походах. · (финансы) Стоимость похода (на 1 человека) составила: только походная – около 1700 грн, общая – около 3300 грн. Это и не дешево, по отношению к стоимости похода в России, и не дорого, по отношению к другому зарубежью. · (общее) Идеи похода удалось воплотить частично. В техническом смысле, поход содержит необходимый набор перевалов и километража. В эстетическом - да, хорошие впечатления, несколько приуменьшенные непогодой. · (рекомендации) До похода нужно решить вопросы с транспортом, проживанием и топливом, вычитать из отчетов о проходимости ущелий и (обязательно!) наличия мостов. На маршруте учитывать, что: в верховьях троп нет (маркируются только легкие треккинговые маршруты), ледники сократились и их окончания сменились сложными осыпными склонами, ледовые участки преобразовываются в скальные, увеличивается протяженность предперевальных взлетов. Желательно оставлять несколько дней до вылета для осмотра достопримечательностей или отдыха у моря. · В спортивном смысле, район позволяет осуществлять походы 1-5 кат.сл. и организовывать сборы.
Желаю Вам маршрутов красивых и безопасных! Саня Мартынов 6. Список использованной литературы и других источников информации 1. Высокогорные перевалы. - М.: Издательство "Прест", 2001 г. 2. Правила змагань зі спортивного туризму. – г.Киев., 2008г. 3. Методика визначення категорії складності маршрутів гірських туристських спортивних походів. Затверджено Президією ФСТУ від 11 лютого 2012 р., постанова № 14, введено в дію рішенням Виконкому ФСТУ від 25 березня 2012р., постанова № 18. 4. Вимоги до складання звіту про спортивний туристський похід. Затверджено Виконкомом федерації спортивного туризму України від 27 травня 2002р., протокол №23, п.№4. 5. Отчет о горном туристском спортивном походе третей к. сл. по Сванетии (Центральный Кавказ), совершенном с 29 июля по 11 августа 2010 года, рук. Гозак Д.Ч. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5889 (использован в части проработки перевалов Башиль, Чижди) 6. Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Сванетия, Грузия) в июле-августе 2012 г., рук. Голубев М.В. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5871 (использован в части проработки перевалов Семи, Башиль, Гуль-1, Гуличала Верхний) 7. Отчет о горном походе 4 (с элем. 5) к.с. по Центральному Кавказу (Сванетия, Грузия) совершенном с 04.08 по 24.08.2012 г., рук. Нагорный Л.И. - ссылка (использован в части проработки перевалов Гульба, Башиль, Уфимский) 8. Отчет о горном походе 5 (с элем. 6) к.с. по Сванетии, совершенном с 17.07 по 09.08.2012 г., рук. Рипа Н.Д. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6042 (использован в части проработки перевалов Джевырылд, Джвари (Лайла), в.Лайла Ц., Чижди, Тот (в общей части с пер.Башиль), Семи) 9. Отчет о горном походе III к. сл. В Сванети (Грузия), с восхождением на вершины Тетнульди и Лайла, 15 июля-3августа 2010г., рук. Калле Кийранен. http://www.climbing.lv/docs/atskaites/pasp.2010.Caucasus.Svanetia.pdf 10. http://www.risk.ru/users/svanko/15635/ - "Грузия - что, где, как и сколько?" Мини-путеводитель по Грузии. 11. http://www.risk.ru/users/veronika/16389/ - "Я вернулась в Сванетию..." (описание района) 12. http://www.risk.ru/users/veronika/18332/ - "Осеннее Утро в Сванетии" (описание района) 13. http://svaneti.livejournal.com/ - о Сванетии (описание района) 14. http://www.travelgeorgia.ru/ - "Грузия для всех" 15. http://www.svanetitrekking.ge/rus/index.htm - о Сванетии (описание района) 16. http://курслари.com/ - (понятно из названия) 17. http://www.westra.ru/passes/ - проект "каталог перевалов" т/к "Вестра" 18. http://caucatalog.narod.ru/southcaumap/southcaumap.html - Схема Южного Кавказа (Грузии) (Большой Кавказ к югу от ГКХ), составитель М.Голубев 19. http://www.baurock.ru/history/kavkaz_names.htm - Опыт топонимического словаря «горных» названий Кавказа. Топонимический словарь. П.С.Рототаев. Часть отчётов имела, по мнению автора, менее информативный характер. Ссылки на них не приводятся. Приложение 1. Картографический материал
При использовании GPS-навигатора меняется сам принцип работы с картами. Подготовка предстоящего маршрута, как и анализ пройденного, производился в программе OziExplorer. В этой программе вся работа выполняется с точками (путевыми и точками трека) по их географическим координатам, а карты (любые с географическими координатами для привязки и любого масштаба) отображаются фоном на заднем плане. Можно отобразить пройденный путь, например, на туристских схемах, а можно на так называемых "генштабовских" картах. При работе с электронными картами понятие масштаба становится некой отвлеченностью. При переключении, например, карт масштаба 1:50 000 и 1:100 000: на переднем плане отображается один и тот же трек маршрута, а на заднем – фоновая картинка разного размера. И это никак не связано с точностью маршрута. Я бы сказал, что раньше "нитку" маршрута рисовали по карте, сейчас – карта подкладывается под трек. Кроме того, всегда есть возможность передать данные в программу Google Earth ("Планета Земля") и посмотреть маршрут на "объемных" фотографиях реальной местности.
При подготовке и проведении маршрута были использованы следующие карты и схемы: - топографические ("генштабовские") карты К-38-026, К-38-038, М 1:100 000 и их "производные" М 1:50 000 - "Схема взаимного расположения вершин и перевалов Большого Кавказа. К38-26-в. Гора Ушба", М 1:50 000, составитель В.Г.Ляпин - картографическая работа М.Голубева "Схема Южного Кавказа (Грузии) (Большой Кавказ к югу от ГКХ)" (caucatalog.narod.ru) [18].
Заявленная нитка маршрута отображена на картах, предоставленных в МКК при выпуске. На картах в составе отчета отображена нитка фактически пройденного маршрута. Треки дневных переходов представлены на фоне карты М 1:50 000 (в бумажном оригинале любой "генштабовской" карты сетка приведена с размером ячейки 2х2см).
При проведении маршрута использовался GPS-навигатор Garmin E-Trex 30.
Условные обозначения: синяя линия - линия движения (отображена синим цветом) 7.08 - места и даты ночевок (окончания дневного перехода) кош, мост - характерные точки на местности.
Приложение 2. Высотный график маршрута
Примечание: все указанные выше абсолютные отметки приведены по данным GPS-навигатора.
Итого за время похода: - набор высоты – 9 595м сброс высоты – 8 905м общий перепад высот – 18 500м - наивысшая точка похода - 3 366 м (пер.Джвари) - максимальная высота ночевки - 2 960 м (плечо гребня при подъеме на пер.Джвари со стороны дол.р.Скилири)
Приложение 3. Смета похода 1. Расчет велся в двух денежных единицах (гривны и лари), курс обмена принят по курсу Приватбанка при снятии наличных в банкомате на территории Грузии 1лари = 5,104 грн. 2. Использование карточки Приватбанка было очень удобно, как для решения финансовых вопросов с иногородними участниками, так и для получения наличных в местной валюте. Комиссия составила 0,5, что сопоставимо с затратами при обмене. 3. В целом, заезжать в район можно с любой из трех основных валют: рубли РФ, доллары, евро. Но только не с гривнами! Много банков, обмен валюты сложности не представляет. По итогам наблюдений в двух походах, нет какой-то более "выгодой" валюты для схемы гривны-валюта-лари. Курс обмена очень близкий между банками, можно не тратить на поиски время. 4. Стоимость похода приведена на одного участника и без учета стоимости авиабилетов (см.п.2.4), которая была разной для участников из разных городов или покупающих в различное время. В транспортных расходах не учтены затраты на проезд некоторых участников в города авиасообщения. 5. Детальная информация следующая:
6. Итоговые затраты на одного участника составили около 1715 грн. (без стоимости авиаперелета и проезда в города авиасообщения). Общая (при моем варианте перелетов) – около 3300 грн. 7. Целесообразно говорить о группах затрат. Они составили:
Из наиболее затратных статей расходов лидерами являются: транспорт (авиабилеты + внутренние переезды), продукты и снаряжение. 8. Страхование производилось (из личных средств) в СК "ТАС" по программе "Активный отдых", на суммы 30'000 евро (медицинская страховка, включены спасработы, вызов вертолета, репатриация) и 2'000 грн. (от НС), что на 18 дней составило ~125 грн. с человека.
Приложение 4. Медицинское обеспечение 1. Походная аптечка в течение нескольких лет поддерживается в актуальном состоянии профессиональным врачом, участницей Чернышевой Анной. 2. Затраты на аптечку проявляются в обновлении просроченных лекарств перед походом и дозакупке на маршруте. 3. Лекарства функционально разделены на два бокса: "неотложка" и "стационар". Общий вес аптечки 1900г. Ее состав следующий:
4. Для облегчения акклиматизации и профилактики горной болезни в группе был введён обязательный приём янтарной кислоты в дозе 2 таблетки по 0,25г 2 раза в день в первые 4 дня похода. Акклиматизация всех участников, даже тех, кто ранее отмечал признаки горной болезни, прошла практически незаметно. Один участник отметил значительно лучшее самочувствие по сравнению с предыдущим походом. Приложение 5. Состав ремнабора Инструменты: - мультитул - кусок ножовочного полотна по металлу - надфиль - иглы для шитья. Материалы: - резинка бельевая полоска узкая 5м - резинка широкая 3м - шнур тонкий 10м - булавки 10шт. - тросик металлический 1м - саморезы 12мм 10шт. - застежки фастекс: 50мм – 1шт., 40мм – 3шт., 30мм – 2шт., 25мм – 1 шт., 20мм – 3 шт. - застежки 3-х щелевые 25мм - нитки капроновые толстые и тонкие, по 1 катушке - изолента - скотч - пластиковые хомуты 10 шт. - клей универсальный "момент" и "суперклей" - стропа 20мм и 25мм по 1,5м - зажигалка - наждачка.
Вес ремнабора в упаковке составил 970г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||