О Монблане пишут давно и много. Возможно, ничего нового из моего рассказа вы не узнаете, но друзья требуют отчета о восхождении. И вот он, мой краткий и слегка сумбурный отчет.
Работая летом на Эльбрусе, время от времени приходилось отвечать на вопросы клиентов о творческих планах. Чтобы не пускаться в долгие объяснения, что такое Сакашиль или Местия, я называла известную им вершину Монблан.
Сообщив клиентам, раз десять, что в сентябре еду на Монблан, я и сама в это поверила. Потом убедила Настю в необходимости ехать именно туда, а поскольку Насте было в принципе все равно, куда, главное - в Шенгенскую зону, то она согласилась. Оставалось уговорить Сашу.
Саксония
Саша вроде бы хотел на Монблан, можно даже сказать, что он об этом мечтал. А мечта - она, чем недосягаемее, тем прекраснее, поэтому Саша постоянно выдумывал различные причины, лишь бы не ехать. Он даже в больницу лег с каким-то сердечным диагнозом и прошел курс из 10 капельниц. Но в день отъезда он все-таки выписался и поехал с нами.
В Германию мы, как и планировали, прибыли авиакомпанией "Сибирь", в Мюнхенском аэропорту взяли в прокате «Рено Модус» и, заглянув на пару часов на Октоберфест, помчались к столице мирового альпинизма Шамони через Австрию и Италию (Мюнхен - Гармиш - Инсбрук - Арко - Милан - Аоста - Курмайер - Шамони).
Сразу скажу, что на обратном пути мы заехали еще и в Венецию, а потом рванули в Саксонскую Швейцарию.
замок Нойшванштайн
На обратном пути из Восточной Германии мы заехали в Бухенвальд (кормят там неплохо), а потом решили, что 170 км от Мюнхена - не крюк, и смотались в Зальцбург. Кто не в курсе - это родина Моцарта, а Моцарт - это великий композитор.
Дорога
Последние пару дней мы провели во Фронтене - небольшом городке на границе Германии и Австрии - у одного из Настиных клиентов, который зашел на Эльбрус исключительно благодаря ей и потому всячески нас развлекал: свозил в замок Нойшванштайн (эмблема Диснейленда), кормил разнообразной баварской пищей и поил нефильтрованным баварским пивом.
За две недели мы накатали 3900 км по Европе. Программа получилась столь содержательной, потому что первоначально мы планировали идти на Монблан неделю, с учетом непогоды, глубокого снега и других непредвиденных обстоятельств. Исходя из этого, визу запрашивали на 16 дней, но в Шамони мы провели всего 5 дней, а потом решили разнообразить наш маршрут.
Как мы ни пытались удешевить наше путешествие, нам это не удалось. Ну не получается покупать еду в супермаркетах и постоянно готовить самим, потому что ну очень хочется попробовать чего-нибудь местно-специфического. И понеслось: мюнхенские белые колбаски, савойское фондю, в Венеции обязательно нужно было съесть лазанью, а в Зальцбурге почему-то пиццу, без десертов же, как оказалось, мы с Настей жить вообще не можем.
Бавария
Немного сэкономили на бензине: под завязку пару раз заправились в Австрии, где топливо было дешевле всего, но, учитывая наши скорости на автобане (150-160) и Fuel Purchase Option с третью бака неизрасходованного бензина, экономия получилась незначительной. Собирались не пользоваться автобанами, но, проехав сотню километров по обычной дороге, решили, что время дороже.
Арко
В каждом городе, а их, как вы уже поняли, было много, обязательно нужно было покупать сувениры, и даже перегруз нас не пугал.
После трудового дня, проведенного в сувенирных лавках, когда уже засыпаешь, забравшись в спальник, в Шамони перед глазами плыли эдельвейсы, в Венеции - маски, в Арко - скальные туфли, в Зальцбурге - Моцарт с конфеткой. К тому же, из каждого города просто необходимо было отправить открытки друзьям и родственникам.
Ну, а теперь, непосредственно о Монблане.
Трамвай
Первоначально мы планировали подниматься через хижину Гутэ, и я даже распечатала и взяла с собой описание маршрута. Но трамвай не работал, мы не были настроены на путь первопроходцев, погода портилась и вообще, я ожидала приятную прогулку, а не привычную пахоту. Поэтому решили ехать на Эгий дю Миди. В информационном центре нам дали почитать описание маршрута "Через три вершины", я просмотрела начало, удивилась, что на преодоление перепада в 1 км требуется 13 часов, и спросила, можно ли где-то приобрести такую книгу. Мне сказали, что в любом магазине. Действительно, в любом и везде, за 21 евро. И тут мы опять решили сэкономить и описание не покупать, а купить открытку за 30 центов, на которой вроде видно наш маршрут. По ней и шли.
Для тех, кто там не был, но собирается, даю собственное краткое описание. С официальным оно не совпадает, т.к. там точками отсчета являются купола - dome. К тому же мое описание складывалось под воздействием безмерного удивления - откуда взялись все эти спуски? На открытке их не было видно.
Маршрут начинается сбрасыванием высоты на 200 м по вертикали от станции канатки до плато. Тропа круто поднимается через не слишком разорванный ледопад, местами по снежным мостам через трещины к северному гребню первой вершины - Монблан дю Такюль, а затем спускается к следующему снежному плато.
На плато также виднеются трещины, но наличие тропы предполагает безопасный путь.
Монт Моди
Пологий участок сменяется крутым подъемом (до 500) под сераками к гребню второй вершины – Монт Моди, где находится ключевое место маршрута - бергшрунд и снежно-ледово-скальный участок. Берг в самом узком месте был полуметровый, особой трудности не представлял, хотя издалека казался страшным. В пяти метрах над трещиной - перила, немного истертые, оплетки практически нет.
Лед-скалы-снег
После льда и скал выход на гребень Монт Моди, а затем опять спуск перемычку между вершинами. Перемычка - карниз многометровой толщины, длина - метров 60.
Далее тропа выводит на крутой ледовый склон и что-то типа предвершины Монблана.
Далее - однозначно вперед и вверх.
На вершину мы выходили во время заката, что хорошо видно на фотографиях.
Соответственно, все, что на подъеме было спусками, на спуске стало подъемами.
Шли мы долго, только с гребня Монт Моди быстренько свалили дюльфером. Кстати, мы все время шли в связке, но без касок - ограничение на провоз багажа в самолете было 20 кг, и их мы посчитали лишним грузом.
После полуночи мы добрели до палатки, к счастью Саша поставил ее около тропы, мотивируя тем, что "мимо не пройдем", но я возмущалась, почему же так далеко от горы. Правда, на следующий день меня возмутило, что не рядом с канаткой. Зато машину из-за вечного цейтнота мы поставили на стоянку у станции канатки, что было в 2 раза дороже, чем в других местах, но зато близко.
Нам повезло и с погодой и с состоянием снега. Было достаточно тепло, не слишком ветрено, тропу не заметало, большинство трещин было закрыто. Впоследствии мы узнали, что наш маршрут является лавиноопасным, а на открытках разглядели пару бергшрундов, которые в момент восхождения просто не заметили.
Восхождение мы совершили 27 сентября. В 8.30 прибыли на станцию канатной дороги, полчаса простояли в очереди, в 9.20 поднялись до станции Эгий дю Миди, спустились на плато и недалеко от хижины Космик поставили палатку. В 10.30 мы начали восхождение, в час ночи спустились к палатке.
На Горе в это время люди еще есть, абсолютное большинство из них ходят на первую вершину - Монблан дю Такюль. Общаясь с людьми, на маршруте мы учили французский язык и, спустившись вниз, практически без акцента могли сказать "Бонжур". В Шамони весь персонал в сфере сервиса говорит на английском языке, при этом, услышав мой французский или Сашин немецкий, они сразу же переходили на доступный английский. Отдельные печатные издания были представлены также на русском языке.
И огромное спасибо всем, кто помог нам. Прежде всего, это ОАО "АвтоГазСервис" (г. Пятигорск) в лице генерального директора Ястребова Владимира Ивановича и ОАО "Пятигорские электросети" (г. Пятигорск) в лице генерального директора Хнычёва Валерия Альбертовича, которые регулярно оказывают материальную поддержку нашему спортивно-альпинистскому клубу "Максимум".
Спасибо Кавказскому Горному Обществу в лице исполнительного директора Александра Сергеевича Кругликова за идеологическую поддержку. Также мы благодарим продавцов-консультантов и менеджеров спортивного магазина "Кант" (г. Москва, Электролитный проезд) за профессиональную помощь в выборе и покупке снаряжения.
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.