Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Е.В.Буянов >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Евгений Буянов, СПб

Дорога на Отортен. Часть 1

Театр начинается с «вешалки». Туризм – тоже. Собственно, сам турист – это тоже «вешалка», на которой висит и рюкзак, и много что «другое». А перед турпоходом снаряжение «вешают» на иглу (для починки) и на верёвку – для просушки после стирки. Автотуризм начинается с «вешалки» эстакады или ямы, на которых чинят машину.

«Стоматологическая» починка джипа Василия Смирнова 28 июля под Нижним Тагилом затянулась до 9-ти вечера: меняли вал коробки передач, на шестерни которого сломались 3 зуба. Надо было вал ещё найти, купить и заменить. Наконец, покатили. И катили непрерывно всю ночь и весь день до вечера, чтобы нагнать график. Группа эта из Озёрска (город – бывший «Челябинск-40») оплатила своё посещение плато Мальпупунёр 3 августа (резервный день: и 4-е), и торопилась доехать к сроку. Меня Кунцевич - руководитель группы фонда «Памяти группы Дятлова» попросил сопровождать заброску 150 кг продуктов на перевал Дятлова. Вот так я и попал «экспедитором» груза в эту компанию автолюбителей. По приезде в Екатеринбург 28-го июля пришлось быстро погрузиться и ехать.

Два джипа и «УАЗик» нашей автоколонны оказались загружены «под завязку» запчастями, инструментами, снаряжением, продуктами и более чем 400 л бензина, который мы залили по дороге в крупные канистры. Одна «Нива» Рамиля Хисматуллина, на которой мы ехали вдвоём, везла около 800 кг. На «Ниве» Василия Смирнова ехали его жена Лена и 12-летняя дочь Лиза. На «УАЗе» Михаила Ахлёсттина ехали Вячеслав Ахлёстин и Максим Пивень. Такой излишний набранный груз не совмещался с моими представлениями о необходимости «економить на всём». Хотя я и сам «перегрузил» рюкзак рядом вещей, без которых можно было и обойтись. Хотелось «порулить», но Рамиль, не зная моего опыта, не доверил, а я настаивать не стал во избежание форс-мажора на чужой машине.

У меня один есть «номер». И другой, который «помер»…

Проще сказать, чего у автолюбителей с собой «не было». Была даже портативная электростанция, дающая 220 в. И трудно было сказать, что эта компания «не умеет» делать. В дальних и трудных автопоходах «автолюбитель» обязан быть «профессионалом». Когда понадобилось в дороге заварить трещину на чашке одной из пружин подвески «Нивы», они быстро соединили последовательно толстыми проводами 3 аккумулятора, подняли машину высоким 3-х-тонным домкратом и электродом приварили деталь. Что удивляться - Василий и Вячеслав имели квалификацию профессиональных сварщиков. В дороге из-за поломки была и ещё одна остановка: у «Нивы» Василия сломалась задняя полуось, и её пришлось заменить.

Ивдель проехали рано утром. Здесь удалось связаться по телефону с бывшим работником прокуратуры Владимиром Пешкуровым и передать ему наш фильм «Неоконченный маршрут» и ряд экспонатов для местного краеведческого музея к экспозиции по группе Дятлова (ледоруб, фильм, распечатку моей книги). За Ивделем дорога перешла в лесную «просёлочную» дорогу, которая местами пересекала реки. На переправах вода доходила до кабины, но джипы уверенно брали препятствия. Здесь производили киносъёмку, - в том числе с квадролёта (маленького четырёхлопастного вертолёта с видеокамерой), имеющего дистанционное управление, видеокамеру и светодиодную подсветку снизу для съёмок в ночное время. Стоила эта «прелесть» 30 тыс. руб., а видеокамера к ней – ещё 17 тыс. С ноутбука могли сразу просмотреть результаты съёмок. Конечно, вид с высоты «птичьего полёта» был совсем не таким, как снизу: река и дорога виделись на 10-15 км в глубь окружающих лесов. Лиза, оседлав на багажнике джип, преодолевала реки с высокомерным (в прямом смысле) чувством превосходства. А некоторые «прокатывались» на бампере, уцепившись сверху за багажники, которые на джипах были, на мой взгляд «прочниста», заметно прочнее крыш этих машин.

У дороги печальный вид представляли участки лесных гарей с мёртвыми обгоревшими стволами деревьев. Три год назад посёлок Вижай выгорел полностью, но за прошедшее время в нём появилось 3 или 4 дома. Участки гарей перемежались с участками живого леса, - отрадно, что стихия огня их пощадила. Выгорание от возникших источников пожара происходило в направлении дующих ветров. А реки, мокрые болота и запашки пожарников, видимо, в той или иной степени препятствовали распространению огня.

Нельзя без «газа» ездить – ясно! Под газом ездить же – опасно!..

По дороге в одном из мест сделали закладку части горючего на обратный путь, спрятав канистры в лесу. Вечером проехали «Базу Ильича», немного выше которой дорога стала «жидко-грязной», - через заболоченные лесные участки. Конечно, за примерно 24-часовые «покатушки» почти без перерыва водители очень устали. Ночью, да и днём, я старался развлекать Рамиля всякими «рассказами», но он, как признался потом, временами почти «засыпал» за рулём. Но я и постоянные дорожные препятствия, которые приходилось преодолевать, его будили. На ночлег остановились у хижины выше «Базы Ильича». На ночь все улеглись в своих машинах, а я – в своей палатке.

Перед переправой

Участок лесной гари – следствие пожара

Встреча с коллегами - «джиперами» у хижины

Деревянный «медальон» с обозначением «АД»

«Нива» Василия на «адском» участке лесной дороги. Чуть выше и сломалась полуось, которую пришлось чинить

Подготовка дороги на уступе «адского участка» укладкой брёвен

Ремонт со сваркой чашки пружины

Конечно, машины для проезда по таким дорогам имели снизу защитный поддон, и не цеплялись за грязь, корни и камни своими нижними частями. Они имели высокие 15-дюймовые колёса с развитыми протекторами, как у грузовых машин. Имели оба ведущих моста и блокировки дифференциалов – поэтому их колёса не буксовали. На фоне двух «Нив» УАЗ смотрелся внушительно, как «лидер»: он более уверенно брал препятствия. Ввиду большей высоты он вначале мне казался менее устойчивым, но оказалось, что он достаточно устойчив даже с бидонами на крыше при больших наклонах как вбок, так и вперёд. Кабина у него больше, чем у НИВ. И двигатель его произвёл «мощное» впечатление: в общем, хорошая машина для таких походов «с дрожью по грязно-дорожью». А сверху на багажнике УАЗ имел «люстру» из нескольких мощных галогенных фар-прожекторов.

Самый сложный участок («АД») через болото встретили немного выше хижины. Для преодоления высокого уступа в одном месте пришлось цеплять машины тросом лебёдок через ремень-таль за дерево и тащить их не только колёсами, но и электролебедкой (каждая машина такую лебёдку имела). На сложных заболоченных участках мы шли пешком для разгрузки машин, помогали их вытаскивать. Конечно, резиновые сапоги (можно невысокие) для ходьбы по такой грязи обязательны, - все мы их имели. Ходьба в основном у дороги, но иногда и по дороге между колеями, а троп вдоль дороги нет. По пути фотографировали и снимали видео сюжеты, причём одну из видеокамер крепили магнитом прямо на крыльях и крышах машин.

В дороге встречали попутно и «встречно» разные группы: и на джипах, и на мотоциклах, и на квадроциклах из разных городов (преимущественно уральских, из Екатеринбурга, Перми, Омска). Видели одну группу велосипедистов. Все очень довольные, а все транспорты на лесоболотном участке «по уши» в грязи (открытые – и вместе с «наездниками»). Ни знаки, ни «гаишники», конечно, на лесной дороге не водились, и души водителей от них отдыхали…

Конечно, и на перевал Дятлова, и на Отортен, и на «Пупы» (к каменным «болванам» плато Мальпупунёр) ходит немало и пеших групп. Но они идут по тропе вдоль реки Ауспии. А автодорога идёт севернее этой тропы сначала вдоль Лозьвы, а затем через невысокий перевал хребта Чарка-Нур у вершины 723 она немного спускается вниз и выходит на скат отрога между горами Холатчахль (1096) и 905. По этому скату дорога поднимается на перевал Дятлова и далее поворачивает в сторону горы Отортен. Дорога эта, на этом участке, вроде имеет название «старой мансийской дороги».

Это я: вот, с помощью таких молотков-«колотушек» уродуют кедры для сбивания с них шишек (колотушку врывают внизу в землю, оттягивают и ударяют ею о ствол или бьют по стволу снизу подвешенным на тягах бревном, - при этом, конечно, в месте удара кору и ствол таёжные браконьеры повреждают)

Характерный участок лесной дороги через корни дерева

Наконец дорога после спуска вновь пошла вверх и выше зоны леса вывела под перевал и взобралась на кряж. Под ногами – ковёр из мха, черники и костяники. По скату и верху прошли, а машины проехали чуть более километра, и мы оказались около скалы-останца с обелиском. Перевал встретил нас небольшим дождичком.

Наши джипы на скате горы «905» выше зоны леса

На пути к перевалу Дятлова. Впереди появилась гора Холатчахль (1096)

У скалы-останца сгружаем рюкзак, продуктовую заброску, фотографируемся на память и прощаемся.

Фото на прощание у скалы-останца перевала Дятлова: Василий, Михаил, Евгений, Лиза, Максим, Вячеслав, Рамиль (снимала Елена)

Наша группа с двумя провожающими перед выездом из Екатеринбурга 29 июля (Первомайская-114)

Фото нашей группы в Ивделе у грузовика 30.07.13 г.: это «ремейк» известного фото группы Дятлова в Вижае, где тоже есть грузовик, собачка и 10 дятловцев

Гр
уппы Дятлова и Блинова в Вижае с военными, приезжавшими на комсомольское собрание (фото 1959 г. с «грузовиком» и «собачкой»)

Встретиться с ними на их обратном пути я рассчитывал 5 или 6 сентября. Но они задержались, и встреча не состоялась. Они проехали перевал утром 7 сентября, - в то же утро и мы вышли со своей стоянки вниз по тропе вдоль Ауспии. И они на «колёсах», естественно, обогнали нас на спуске.

После укладки упаковок заброски под скалой, взяв свой рюкзак и пару коробок, спускаюсь вниз по тропе к месту нашей традиционной стоянки. Место оказалось занято какой-то группой. Молодой парень лет 30, даже не поздоровавшись в ответ на моё приветствие, сразу же мне предложил «убраться» и сказал, что слушать меня не будет и что «они - не туристы» (как я понял: туристские правила, и вежливое обращение не для них писаны). Сказал, что я «должен» учесть «их» пожелание избавить «их» коллектив от моего присутствия. Я «объяснил», что слушать его и его «пожелания» не обязан, коль скоро он меня не слышит. Тогда он «снизошёл», и я объяснил всем, что скоро сюда подойдёт моя группа. И что я должен её дождаться, остановившись где-то вблизи этого места. В ответ их «неформальный лидер» с чувством «выполненного долга» послал меня на «три буквы», и разговор на том был окончен. Ясно, что раз уж весь коллектив молчаливо одобрил слова своего «переговорщика», то ожидать какого-то понимания от всех их не приходилось. Выбрав подходящее место недалеко от ручья, я поставил палатку и переночевал. По отдельным словам и обрывкам фраз я понял, что это какая-то молодёжная группа сектантов. Вечером их «гуру» вещал у костра что-то философско-эстетическое на темы «духовного раскрепощения» и «эстетического освобождения» от всякого рода общественных «ограничений». Похоже, и вежливость они читали «закрепощением», которое им мешает. Даже обрывочные слова и фразы этой образцовой «скукоты» меня быстро вогнали в здоровый сон. Да, подумалось: человек становится «полностью свободен», когда заснёт или когда «помрёт» (а «прелесть» обычной жизни обычных людей – как раз в противоречиях «свободы» и «несвободы» состоит). Видимо, такая «наука» этого «гуру» пошла этой молодёжи «впрок» в виде «свободы» хамить на каждом шагу всем, - в том числе и людям, старше их по годам в 2-3 раза. На туристской тропе я встретил таких «троглодитов» впервые в жизни. Души заблудшие!..

Утром после завтрака, забрав пустой рюкзак, стал стаскивать заброску вниз. За день удалось сделать три ходки, причём часть груза перетаскивал челноками вверх-вниз на отрезках спуска. В середине дня после двух ходок сделал перерыв на обед. На одном из переходов вниз неожиданно встретил Сашу Кошкина, который шёл один через перевал. С руководством нашей группы он не договорился, поэтому путешествовал один и намечал остановиться за перевалом недалеко от дятловского кедра. Немного поговорили и разошлись. Встретились и другие группки туристов. В конце к стоянке под перевалом подошло еще несколько групп туристов, среди которых я не сразу, но распознал «свою». Старых знакомых, кроме Кунцевича, в ней не оказалось, и потому познакомился с новыми. Радушно пообщался с нашими соседями и перетащил свою палатку и принесённые продукты на новое место.

«Наши» тоже уже успели поссориться и немного поругаться с занявшей стоянку группой. Кунцевич тоже недоумевал: «Кто это такие?», - «Сектанты», - «А, - похоже, и тогда понятно…». Через день «сектанты» ушли, и мы переместились на традиционное место. А пока расположились чуть выше по ручью.

Еще один осел в окопы гад, -
Ещё одна зарубка на приклад!..
(сочинилось у меня с фразы Кунцевича насчёт «зарубки», которую он почему-то иногда напевал у костра).

На следующий день пошли рассматривать «место палатки». Погода была неважной, - ветер, и временами начинался дождь. Плохая видимость мешала фотосъёмке. Вообще в этом году видимость была неважная из-за сильной дымки над горами.

Алексеенкова (Александра, или «Шуру», как мы его называли) я попросил помочь сделать нивелирование склона отрога горы Холатчахль выше туров Шаравина с сохранением азимутального направления от туров на кедр. Мы это нивелирование сделали на участке 300 м (100 засечек по 3 м) до верха отрога в сложных и холодных погодных условиях, временами под дождём. Шуре я был внутренне очень благодарен за эту помощь, не услышав от него ни слова упрёка в условия таких капризов погоды. После нивелирования стало ясно, что для направления прямо на верх отрога надо было отклониться на 45-60 градусов вправо. Средняя крутизна склона на отмеренном нами участке составила около 15 градусов, а по перепадам высот по GPS – около 12,5 градусов. Конечно, при направлении прямо на верх отрога она была на 2-4 градуса выше. Ближе к верху отрога средняя крутизна увеличивалась. Приёмоиндикаторы GPS давали значение высоты, которое было меньше на 30-60 м значения, которое давал мой барометрический альтиметр, но перепады высот примерно совпадали.

Профиль склона горы Холатчахль (1096) по направлению Кедр - «туры Шаравина»

После измерения я в одиночку вернулся к «турам Шаравина» и установил туры с закреплением на их камнях наверху двух небольших красных флажков на металлических опорах. Мои представления о «месте палатки» на тот момент еще обоснованно не «сдвинулись» в нужную сторону от этой точки. И я её по своему плану действий хотел отметить, как «характерную» по результатам экспедиции-2001. Эту точку некоторые называли «местом палатки по Буянову». Но она соответствовала месту, указанному М.П.Шаравиным, который первым увидел на склоне палатку дятловцев в 1959 г., и который вместе со Слобцовым первым её обследовал. Опоры, сделанные из лёгких профилей алюминия, я привёз с собой, и здесь их осталось только собрать, скрутив винтами. Флажки были сделаны из влагостойких материалов с тем, чтобы они смогли простоять там несколько лет. Третью такую опору с флажком я заготовил для места обнаружения четвёрки погибших в ручье. Но в тот день это место я пока определить не смог и поставил опору с флажком около кедра. Ручьи с 2009 года я по их водостоку сразу точно не распознал, т.к. водосток их сильно изменился. Поэтому на кедр смог выйти не сразу, а только сделав небольшой крюк. Я не сразу понял, что ближайший к кедру ручей – это не тот, в ложбине которого нашли останки дятловцев. В 2009 году этот ручей был очень мощным и по водостоку не уступал соседям. Но в этом году этот «третий» ручей почти пропал, и поиски вдоль него были безуспешны. Мне стало ясно, почему он не был обозначен на карте: он не был постоянным водостоком, наполняясь только в отдельные годы.

Склон у «туров Шаравина»: два тура с флажками и две пихты, ободранные ветрами с западной стороны (на дальней пихте – красный флаг и около неё Тимур и Шура, а вдали – перемычка перевала Дятлова со скалами-останцами)

Фото того же места экспедиции-2001 (27 апреля): те же 2 тура и те же две пихты, а у флажка (указанное Шаравиным место палатки) - М.П.Шаравин с И.Б.Поповым и Демаковым

Артефакты, обнаруженные на некотором отдалении от перевала: «самовар» и «деталь-2» от газогенератора турбонасосного агрегата ракеты семейства УР-100

Находки.

Кажется, в этот же день Кунцевич вместе с участником похода Алексеем ходили и извлекли в 2 км от перевала на «свет божий» некий «артефакт», который мы назвали «самоваром». Его вместе с другой деталью Алексей обнаружил ещё раньше и припрятал «до времени». Позже нам на форуме «Перевал» удалось выяснить, что обе эти детали – от турбонасосного агрегата ракеты семейства УР-100 (включая УР-100 или SS-11 «Sego», УР-100К, УР-100Н, УР-100Н УТТХ, РС-18, SS-19 «Stiletto» - «Стилет», космические носители «лёгкого класса» «Рокот» и «Стрела»). Ракеты эти начали разрабатывать только в 1963 г. и, конечно, они никакого отношения к Трагедии группы Дятлова не имели. Мне ясно, что, по всем признакам, ракета летела с Плесецка на полигон Кура (Камчатка), - перевал Дятлова находится примерно под этой траекторией. Или был какой-то орбитальный пуск. Ракеты этого класса очень интересные – это самые массовые ракеты РВСН. На рубеже 60-70-х годов было 990 шахтных пусковых установок таких ракет только с «лёгкой боевой частью» на дальность 10 600 км. Позже ракета «подросла» с 42 до 108 Т, и на неё стали ставить 6 боеголовок МИРВ по 750 КТ ТЭ каждая. И их поставили в шахты с повышенной защитой от ядерных взрывов. Колоссальная мощь даже в одном пуске!

Пуск ракеты-носителя «РОКОТ» с космодрома «Плесецк», ноябрь 2009 г. Вид из района г. Вологда

Ближайшими пусковыми установками этих ракет к перевалу Дятлова была база РВСН в Бершети под Пермью, - это в 450 км. Но в 1959 г. еще не действовал космодром в Плесецке и не было базы РВСН в Бершети. И вообще пусковых шахт (ШПУ) вблизи перевала Дятлова быть не могло., поскольку исполнение для ШПУ тогда имела только ракета Р-12. Но она с дальностью 2000 км из этого района не могла долететь ни до одной «иностранной территории», где бы та не находилась. Потому и смысла строить ШПУ в этом районе никакого не было, - все эти ракеты стояли в западных районах СССР.

Кунцевич позже в прессе заявил, что «эти обломки» свидетельствует о наличии какого-то «полигона» в зоне перевала Дятлова. Но мне ясно, что никакого «полигона» там тогда не было, поскольку на действующий полигон не допустили бы, ни отдельную туристскую группу, ни десятки участников поиска.

Двигатель ракеты РС-18 с «деталью-2» и фрагмент двигателя ракеты УР-100Н (SS-11 «Sego»)

Полигоны России: Но Новой Земле и под Семипалатинском – ядерные, Байконур, Кап-Яр и Плесецк – космодромы, Кура – полигон для приёма пусков ракет на Камчатке, Аральский – ракетный и химический, Бершеть – база РВСН (ближняя к перевалу Дятлова), Ясная – база РВСН под Читой. Показаны траектории, возможные траектории (пунктир, зачёркнутый пунктир) и дальности между точками.

Траектории Байконур-Кура – это наблюдавшиеся в 1959 году полёты «огненных шаров»

В «зоне палатки» Шура также нашёл старый алюминиевый котелок, помятый камнями. И подозрительно «свежую» ещё блестящую пулю калибра 7,62 с 6-ю нарезами. В прессе и на ТВ появились сообщения, что пуля – от «пулемёта Калашникова», хотя «пулемёт Калашникова» появился только в 1961 году, а в 1959-м его не было. По книге «Материальная часть стрелкового оружия» издания 1959 года (пензенского высшего артиллерийского инженерного училища) я установил, что конструкция хвостовика (цилиндрический, без трассера) и наконечника этой пули (наконечник расширяющееся охотничьей пули) не соответствует боевым пулям для АКМ, СКС и пулемёта Дегтярёва, которые в 1959 г. применялись в войсках. Число нарезов (6) также не соответствует числу нарезов (4) отечественного боевого и охотничьего оружия этого калибра. Поэтому ясно, что пуля эта – от какого-то импортного охотничьего карабина. По тому, как она сохранилась и не повредилась от удара о камни, ясно, что ею выстрелили вверх (для сигнала, салюта, по птице и т.п.), и она упала на излёте меж камней через слой мха с небольшой скоростью. Поэтому как-то связывать эту пулю с Трагедией 1959 года неправомерно. А сообщения и выводы о каких-то находках надо прежде проверить на достоверность, чем «бросать» в СМИ.

Надо понимать, что вообще все такие «артефакты» без проверки того, откуда, когда и как они произошли, - это никакие не улики, не доказательства и не «исторические экспонаты». Вот когда точно установлено происхождение, возраст вещи и история её возникновения и появления в данном месте, и её связь с конкретными событиями, - вот только тогда эта вещь может быть и «уликой», и «доказательством», и «историческим экспонатом» для экспозиции.

Пуля с красным наконечником, найденная Шурой под камнями

Боевые патроны и пули от патрона образца 1943 г., применявшиеся в 1959 году (из книги «Материальная часть стрелкового оружия», Пенза, ВВАИУ, 1959)

Котелок – в таком виде его нашёл Шура

Продолжение следует....


Все материалы Евгения
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru