Автор: Денис Урубко, Рязань
Мысли по поводу терроризма и альпинизма
Летом 2013 года в Диамирском ущелье проводились несколько экспедиций, ставившие своей целью восхождение на вершину Нанга-Парбат. В один из дней, когда основная часть восходителей была на маршруте, произошло убийство нескольких альпинистов. В их числе был ИгорьСвергун и Эрнестас Марксайтис, мои хорошие знакомые. Эта трагедия произвела на меня глубокое впечатление, ужаснула. При том, что буквально полтора года назад участвовал схожем проекте.
Собирав некоторую информацию, я решил поделиться ею. Прошу принять к сведению, что документальных подтверждений или конкретных имен представлять не могу и не хочу.
- 1. В начале экспедиции словацкий участник Петр Шперка выдал кому-то из пакистанцев в ущелье Диамир 10000 долларов в поддержку новой школы.
- 2. Свидетель этому был Эрнестас.
- 3. Для убийства террористы выбрали момент, когда Петр и Эрнест были в Базе.
- 4. Для совершения теракта было выбрано время, когда большинство других альпинистов находились вне Базового Лагеря, на маршруте.
- 5. Обычно исламские террористы ставят своей целью убийство как можно большего количества «неверных», здесь произошло наоборот.
- 6. Убийцы тщательно скрывали свои лица.
- 7. Убийцы прекрасно знали дорогу в Базу и обратно.
- 8. Был убиты двое Пакистанцев – довольно выборочно. Остальных не тронули.
- 9. Никто из местных не рассказал о каких-то «чужаках».
- 10. Утром прибывшие военные патрули, сновавшие в вертолетах по-над горами, и заблокировавшие ущелье в нижней части, не обнаружили ни одной передвигавшейся группировки людей.
- 11. Через несколько дней полицейские, расследовавшие «по горячим следам», преступление, были убиты.
Что следует из этих фактов? Можно надумать.
В течение последнего десятка лет я наблюдаю, как общественные организации (а так же отдельные личности) Европы и России, реально или изначально связанные с альпинизмом, финансируют культурные проекты в государствах, расположенных у высочайших вершин мира – в Пакистане и Непале. Такая деятельность вызывает мое недоумение по нескольким причинам:
- 1. В Европе (в том числе и в России) хватает своих проблем.
- 2. Финансирование направлено очень избирательно, базируется прежде всего на эмоциях.
- 3. В результате проведение альпинистских проектов в горных районах становится затруднительным.
Яркий пример тому – мой друг Симоне Моро. Это он открыл новую школу для детей в ущелье Кхумбу в деревне Портзе. Это он раскручивал коммерческую работу вертолетов в Непале. В экспедициях итальянца всегда находится работа для местных ребят. А весной 2013 года он «отгреб»проблем от шерпов. Таких «милых кротких», которых я знаю по десятку конфликтов, в которых они были зачинщиками.
Симоне Моро организовал Школу Альпинизма в Пакистане. Он пытается помогать Министерству Туризма Пакистана. Именно зимой, когда местным не хватает работы, Симоне организовал несколько экспедиций – со значительными вливаниями в местный бюджет… Что это принесет в дальнейшем? События лета 2013 года под Нанга-Парбат дают основание предполагать, что ничего хорошего. |
| О помощи местному населению
Первая часть мне понятна, я проходил теми ущельями и, мне совершенно ясно, что без поддержки местных жителей такой трагедии произойти не могло. Там на виду каждый чужак, все местные имеют оружие и готовы отразить нападение врага. Поэтому рассуждения - "местные с этого кормятся и никогда не тронут альпинистов" наивны.
Последующие события - расстрел полицейских, опровержение пакистанских властей о задержании террористов только подтверждает причастность местных жителей к трагедии.
Вторая часть Ваших размышлений мне не совсем понятна. Конечно, и в Европе, и в России хватает своих проблем, но проблемы детской безграмотности, отсутствия медпомощи, голод, детский труд - в Азии и, Пакистане в частности неизмеримо глубже.
Не думаю, что помощь в строительстве школ, госпиталей, дорог, водопроводов не принесет ничего хорошего.
Вспомнить хоть проекты Хиллари...
Думаю, что Симоне делает глобально нужное дело, а конфликты с местным населением лишь частная неувязка.
Спасибо.
Кстати, а зачем в статье фото Томаша Хумара? | | |
| Несовместимость
для гор характерна не только "первозданная дикость природы", но и "дикость" человеческих проявлений. Несовместимость "человеческих сред" иностранных восходителей и местного населения очевидна. Совершенно ведь разный уровень жизни, уровень образования и уровень культуры. Совершенно разный уровень социального и политического развития. Поэтому полностью рассчитывать на адекватное поведение местного населения не стоит. И проблему эту надо изучать и решать. Ясно, что в данном случае - трагедия носит "местный" характер и местные признаки происхождения. "Уголовщина" встречается везде, - особенно в человеческой среде, социально обездоленных и обиженных. И в среде социально-развращённых властью и деньгами людей. Какие-то "политические" и религиозные мотивы обычно используются для манипуляций сознанием людей, которых используют, как орудие для выполнения тех или иных "заказов" для достижения целей, которые скрывают и от исполнителей, и от всех. В Азии и в Южной и центральной Америке, в частности, достаточно сильно влияние организованной нарко-преступности, которая не стесняется в выборе средств, если видит какие-то угрозы для своего тайного бизнеса (особенно в части транзитных путёй распространения наркотиков)... В общем же причин у такой "уголовщины" могло быть много. И в данном случае надо в них разобраться. и ясно, что, например, финансирование отдельных местных людей и проектов вызывает не только чувства благодарности, но и самые чёрные чувства зависти и ненависти тех, кто этим "обделён"... Особенно если эти люди в развитии местной "школы" и в развитии туризма могут увидеть угрозу своему положению и своей власти. Для данного случая характерно очень наглое проявление уголовщины, которая стремилась показать, что местной полиции она не боится, и по силе ей не уступает. Ясно, что проявление это, возможно, очень неумное и весьма наглое. Трагизм ситуации нередко порождён именно "тупыми" проявлениями силы людей. овладевших оружием и полагающим, что они могут его безнаказанно пускать в ход. | | |
|