Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Семья выдающихся грузинских и советских альпинистов - Джапаридзе
Часть II

Сванети. Вершина Тетнульди. Фото М.Голубева

После массовых восхождений 1928 года, серьезным препятствием к достижению вершины Казбека по пути Симона Джапаридзе, для рядового альпиниста было лишь отсутствие горного приюта, где можно отдохнуть, провести ночь перед подъемом и получить необходимую акклиматизацию.
Старая хижина на Барт-корте была мала, тесна и находилась в разрушенном состоянии, а путь через Девдорак был более сложным. Поэтому ОПТЭ решило выстроить на Казбеке высокогорную хижину — приют в память Двали и Джапаридзе. В эти годы советская метеорология обогатилась новыми высокогорными станциями, на которых изучение атмосферы осуществлялось в нормальных стационарных условиях. Гидрометеокомитет Грузии решил открыть такую станцию и на склонах Казбека. Решено было построить объединенную метеорологическую станцию-приют им. Двали и Джапаридзе.

В 1930 годах на Казбек было проложено шесть новых маршрутов восхождений.

Джапаридзе Александр Бичиевич (1899-1945). Алёша – так уважительно и с любовью его называли многие друзья и товарищи, так называли его мало знакомые и просто чужие люди – всем им было хорошо известно имя грузинского (советского) альпиниста и ученого. В 1934 году – в числе первых советских горовосходителей ему было присвоено звание «Мастер советского альпинизма». В 1945 году ему присваивается звание «Мастер спорта» по альпинизму. В1930 году Александр Джапаридзе окончил электротехнический факультет Грузинского политехнического института. С этого момента и до конца жизни он работал в системе «Гидроэнергопроекта»: инженером, руководителем группы, главным инженером. За свою короткую и яркую жизнь он совершил порядка 150 восхождений, из них - 22 первовосхождения. Если выстроить ряд самых значительных восхождений и общественно-полезных дел, связанных с альпинизмом по годам, то получится весьма убедительная картина его пути в альпинизме.

Весной 1930 года стало известно, что к восхождению на Тетнульди готовятся четыре группы, в том числе группа Географического общества Грузии во главе с другом Симона — Шотой Микеладзе. Среди участников этих групп не значилось имени Алеши. Его решение пойти на Тетнульд, было неожиданным для всех близких ему людей. Может быть, в этом решении сыграло свою роль, то, что сестра Александра изъявила желание принять участие в мероприятии – почтить, таким образом, память своего брата Симона.
Не задолго до начала экспедиции, образовалась пятая группа. Алеша пригласил участвовать в восхождении ближайшего друга Симона — Иагора (Ягора) Казаликашвили, а Александра — свою подругу Васаси Каландаришвили. В таком составе группа и вышла на штурм. На высоте 3400 м к ним присоединились оба Авалиани и Годжи Зуребиани. В густом тумане восходители 11 июля достигли такой точки, от которой, как им показалось, во все стороны начинался спуск. Стрелка анероида замерла на отметке 4900 м. Вершина?! Все были уверены в этом. Лишь Алешу не оставляли какие-то сомнения.
Спустившись к месту ночевки, Алеша решает повторить восхождение. В группе чувствовалась усталость. Тогда Алеша предложил всем идти вниз, а он один поднимется на вершину и убедится в истине.

На следующий день по хорошей погоде он дошел до места, которого они достигли накануне. Здесь ему стало ясно, что это не высшая точка. Она находилась намного дальше. Алеша достиг вершины и в тот же день спустился в селение Адиши. Затем он вместе с Александрой, Ягором Казаликашвили и Адсилом Авалиани повторяет восхождение на Тетнульди. Таким был дебют Алеши Джапаридзе в альпинизме. С этого момента Алёша становится подлинным энтузиастом альпинизма и вскоре завоевывает славу ведущего мастера Грузии, а затем и Советского Союза.

  • 1930 – Алеша Джапаридзе предпринимает первую попытку восхождения на Ушбу.
  • 1931 – прокладывает новый путь на Казбек.
  • 1932 – совершает первовосхождение на Каратау, Белую Незнакомку, Черную Незнакомку и другие вершины.
  • 1933 – участвует в экспедиции Грузинского географического общества в Верхнюю Сванетию, где совершает несколько первовосхождений.
  • 1934 – первая советская четверка (среди них сестра Александра) под руководством Алёши поднимается на Южную вершину Ушбы, что было крупным завоеванием советского спорта. Это восхождение не обошлось без сложной ситуации. Когда альпинисты собрались у основания южной стены, то Иагор и Гио изъявили желание ночевать в этом месте, чтобы снова не подниматься от бивака. Александра предпочла остаться на своем месте – у основания камина. По ее требованию группа привязала ее к скалам веревкой. Всем было понятно, что таким образом она сэкономит силы, а не будет тратить их на преодоление опасного пути вниз, к Красному углу и на обратный подъем. По сути дела это решение делало Александру заложницей ситуации – она добровольно ставила себя в весьма сложную ситуацию, но помогала группе в выигрыше времени, и вынуждало группу к возобновлению штурма. Путь для других решений был отрезан. Сваны, члены группы, потихоньку звали своих медиаторов (судей), чтобы те помогли решить возникшую ситуацию
  • Внешний вид и экипировка участников восхождения на Ушбу в 1934 году.
    Копия из журнала «Физкультура и спорт». 1940.

    Покорение Ушбы имеет довольно длинную историю, но там нет ни одного упоминания восхождения на Ушбу кого-либо из местных жителей в дореволюционные годы, если не считать народного предания о том, как некогда легендарный герой Муратби Киболани разжег огонь на самой вершине Ушбы. Счастье первым вступить на ее вершину выпало на долю англичанина Коккина, который в 1888 году с ледника Гуль перешел на Унагиру, а затем поднялся на северную вершину по скалам южного гребня.
    Лишь в 1903 году альпинисты добились успеха. Две группы одна за другой предприняли экспедиции на южную и северную вершины Ушбы. Это были группа под руководством немецкого альпиниста Шульце (Геблинг, Вебер, Рейхтер и Шустер) и группа Пфана - Дистелля.

  • 1935 – в составе геодезической экспедиции Александр Джапаридзе руководит восхождением на Штавлер и работами по установке на его вершине триангуляционного пункта. С 1935 года он на постоянной основе участвовал в работах топогеодезического отряда штаба Закавказского ВО по установке триангуляционных пунктов на вершинах Кавказского хребта.
  • 1935 – он выбран председателем республиканской секции альпинизма,
  • 1936 – работает инструктором высокогорной Памирской экспедиции командиров РККА. Когда участниками экспедиции все же было совершено восхождение на пик Ленина, Алеша к этому времени уже пять раз делал попытки достижения вершины. И каждый раз с высоты 6500 метров ему приходилось отступать – непогода и лавины вносили свои коррективы. Отобрав еще троих участников экспедиции, Алеша решает в очередной раз решить затянувшуюся проблему и подняться на вершину.
  • Александр Джапаридзе отли­чался удивительно трезвым и живым умом, редкой силой воли и высоким спортивным азартом. И даже то, что в те времена не было равного Алеше, старшие друзья по восхождению сумели убедить его не делать этой попытки восхождения. Так Джапаридзе не удалось покорить вторую по высоте вершину Советского Союза. В том же 1936 году, он вместе с Николаем Гусаком поднимается с юго-запада на вершину «6570», расположенную западнее пика Е. Корженевской. Среди альпинистов эта вершина получила название – «пик Джапаридзе». В Классификаторе вершин Советского Союза по неизвестной причине до сих пор нет этого названия

  • 1937 – Александр Джапаридзе явился организатором и руководителем альпиниады на Казбек, в которой участвовало более 250 человек. Под общим руководством Алеши участники альпиниады поднялись еще на восемь вершин, в том числе на Джимарай, Орцвери и другие вершины района.
  • 1938 – руководит альпиниадой и восхождением на вершину Джимарай.
  • 1938 – он назначен начальником горноспасательной службы ВЦСПС по Грузии.
  • 1938-1940 и 1943-1945 – он являлся председателем Грузинского альпинистского клуба.
  • 1939 и 1945 - по заданию Отдела охраны памятников грузинской культуры принимал участие в исследовании труднодоступных горных пещер Уплисцихе, Хвамли, Орхви, Твиши.
  • 1940 – Алеша стал участником сложнейшего траверса вершин Главного Кавказского хребта от Цурунгала до пика Руставели.
  • 1943 - по заданию командования Закавказским фронтом он руководит установкой триангуляционных знаков на вершинах района Казбек — Шавана — Чаухи.
  • 1943 – Зима этого года была на редкость снежной. Кровли домов и улицы селений сровнялись друг с другом, высота снежного покрова превышала двухэтажные дома. Тем не менее, А.Джапаридзе ведет свою группу в горы, у них в планах – зимняя Ушба. Это восхождение группа Алеши Джапаридзе собиралась посвятить 20-летию Советского альпинизма и освобождению Кавказа от гитлеровских захватчиков. Руководитель группы давно собирался осуществить траверс обеих вершин Ушбы.
  • Южная и Северная вершины Ушбы.
    Фото Заура Чартолани

    В начале ноября на штурм вышли Александр Джапаридзе (руководитель), Николай Мухин, Келешби Ониани, Григорий Райзер, Гаджи Зуребиани, Телемах Джапаридзе. Восхождение проводилось в условиях по сути уже начавшейся в горах зимы. Несмотря на непогоду, альпинистам удалось подняться на южную вершину. Но здесь, из-за возобновившегося ненастья в течение семи дней они не могли продолжить движение. При первом улучшении погоды пришлось спускаться вниз – у них кончились продукты, а сами спортсмены устали от вынужденной отсидки. Обильные снегопады и резкий порывистый ветер сопровождали их на спуске по заснеженным и частично обледенелым скалам. Некоторые участники группы получили серьезные обморожения.

    1944 - еще шла война, а альпинисты начинали восстанавливать свое хозяйство. Так 100 альпинистов Грузии совершили восхождение на Казбек. На Кавказе, в Домбайском районе, состоялась альпиниада профсоюзов, под руководством А. Поясова и Е. Казаковой, собравшая 100 участников. Под руководством Николая Гусака на Кавказе проведен большой поход по местам боев на перевалах Главного Кавказского хребта. А под руководством Александры Джапаридзе, совершен перевальный поход грузинских пионеров и школьников с восхождениями на доступные для них вершины.
    Уже показались контуры будущей победы. Нужно было думать о возобновлении мирной жизни. Для Алеши она означала продолжение развития альпинизма в Грузии, и продолжение начатого траверса. Очередным его участком были вершины Ушба и Шхельда.

    1945 - Неутомимый Алеша Джапаридзе вновь собрался на траверс Ушбы. Учитывая опыт 1943 года, когда поздний выход поставил команду в тяжелое положение, начало траверса было намечено на август. Однако подготовка к выезду затянулась. Только 25 сентября тройка альпинистов (Александр Джапаридзе, Келешби. Ониани, Николай Мухин) сумела подойти к подножию Ушбы. На Северной Ушбе их остановила жестокая непогода. Семь дней альпинисты отсиживались на вершине. Кончились продукты, кончилось топливо, не было воды. Контрольный срок истек. Всем: и альпинистам на Северной Ушбе, и ожидающим их возвращения внизу — было ясно, что группа находится в тяжелейшем положении. Начались спасательные работы. Группа наблюдения лишь 3 октября в просветах непогоды на короткое время видела восходителей. Затем Ушба вновь скрылась в непроглядной пурге. Только 12 октября участники траверса были замечены на спуске с Северной вершины к седловине. Непогода бушевала до 19 октября. Все эти дни спасатели пытались сквозь пургу, нередко по пояс в снегу, пробиться навстречу группе Джапаридзе. Лишь 27 октября передовая четверка самых опытных советских альпинистов в составе Евгений Абалаков, Николай Гусак, Бекну Хергиани и Гаджи Зуребиани смогли подняться к седловине Ушбы. На подходе к ней они обнаружили забитый крюк со свежей веревочной петлей. Никаких других следов не было найдено. По-видимому, группу Александра Джапаридзе сорвало лавиной. При продолжении поисков группой Ивана Марра в 1946 году это предположение подтвердилось: на крутом фирновом склоне ниже седловины, была обнаружена нижняя часть палатки Алеши Джапаридзе (верхняя была сорвана лавиной). Предположительно группа погибла 12 октября 1945 года.

  • 1945 - имя Алеши Джапаридзе было присвоено Грузинскому альпинистскому клубу и вершине в Главном Кавказском хребте в верховьях ледника Фытнаргин.
  • Александр Джапаридзе, кроме спортивного и прикладного альпинизма, не менее активно участвовал в общественной альпинистской жизни Грузии:
    В Тбилисском издательстве «Детюниздат» вышли его книги (на грузинском языке): «Ушба» (1939) «В горах Памира» (1940) «Тетнульд» (1948). В 1949 в Тбилиси вышли «Избранные произведения» А. Джапаридзе под редакцией Дато Донтуа. В книге собраны основные произведения, отражающие альпинистскую деятельность этого выдающегося альпиниста. На русском языке есть работа А. Джапаридзе «Штурм Ушбы» в журнале «Физкультура и спорт», (1940).

    В данном повествовании упоминается ряд чисто сванских понятий и явлений. Наверно и сегодня мало кто из альпинистов правильно представляет, что это такое. Поэтому сделаем отступление для разъяснения некоторых из них:
    - Сванети, Свания – старые названия горного района Грузии
    -Земо Сванети – верхняя Сванети
    -«Медиатор» («Морвали») - гражданский судья, выбираемый из семейного клана.
    Морвали внимательно всех выслушивали. Процесс обсуждения, переговоры были долгими и могли затянуться на целые годы. Это длилось до тех пор, пока дело не доводилось до полной ясности и точности
    -Мкиварцвери, Мкинвари – старинное название горы Казбек.
    -Моховец - горец (Иосиф Моховец). Часто это определение связывалось с собственным именем.
    - «Махвши». В горных областях Грузии с древних времен господствовали общинно-родовые отношения – институт Теми), которым управлял хевисбери – глава (старейшина) рода. В Хевсурети хевисбери называли Хуци, в Тушети – Деканози, в Сванети – Махвши. В Сванети была внедрена своеобразная демократическая форма правления: главу общины (теми) – Махвши – выбирали на общем собрании. Участвовать в собрании имели право здравомыслящие лица обоих полов, достигшие 20 летнего возраста. Избранный Махвши должен был быть мудрым, степенным, справедливым и выделяться душевной чистотой. Он был проповедником христианской религии и морали. В мирное время он являлся и судьей, а в военное – возглавлял рать («лашкари»), т. е. был главнокомандующим. Во время набата (общий сбор) проводилось объединенное собрание общины – Съезд Хеви, где все вопросы решались большинством голосов. Рассматривались важнейшие проблемы Хеви, как внутренние, так и возникшие за его пределами. Обсуждались обострения отношений с соседями, готовность к предстоящим войнам, стратегия обороны, нужды крупных церквей, вопросы строительства (фортификационные сооружения, мосты, дороги) и участие во всем этом членов общины. Съезд занимался также и юридическими вопросами – утверждал нормы и формы наказаний. В юридической иерархии Съезд считался высшей инстанцией. Он ни перед кем не отчитывался. Его решения были окончательны и не подлежали обсуждению.

    Местные сванские старейшины (19-й век)

    А так выглядели в 1890 году местные сванские старейшины.
    Фото известного итальянского фотографа и альпиниста Витторио Селлы.

    - Барт-Корт – гребень в массиве Казбека. Участок подъема на вершину Казбека.

    Пик Владикавказ, пик ОЖД, гребень Барт-корт, Казбек Вид с Северо-Запада.

    В 1903 году местные проводники Исаак и Яни Безуртановы (ингуши по национальности) построили простенькую хижину на Барт-Корте (на северном склоне Казбека, на высоте 3480 м), потратив на это около 400 рублей. В дальнейшем ежегодный ремонт обходился рублей в 100, а доход не превышал 40 рублей. Хижина получила название «Ермоловской» в честь почетного члена РГО, министра земледелия и госимущества Ермолова А.С. В первый год этой хижиной воспользовалось 30 альпинистов, поднимавшихся на Казбек. Несмотря на то, что хижину назвали по имени царского министра Ермолова (а не знаменитого генерала, усмирителя Кавказа), власти отказали в выделении средств на содержание этого приюта. В результате уже к 1910 году приют представлял из себя довольно жалкое зрелище.

    - Бетлеми – Бетлемская пещера находящаяся на высоте 4100 метров на склоне Казбека. Древнейший христианский памятник святых отцов-отшельников, часовня-молельня, а также келья. Существовала легенда: «Там, где орлы, кочуя над Казбеком, не достигают царственных высот, где цепи гор блистают вечным снегом и ледники не тают круглый год, давным-давно в скале уединенной отцы-монахи вырубили скит». Легенда подробно описывала пещерный монастырь, в который можно было проникнуть только по спущенной из пещеры цепи. Но никогда и никто в памяти людей этого не делал. Считалось, что это только увлекательная легенда о прикованном к Казбеку Прометее и окаменевшем драконе.

    В 18-м веке грузинский историк царевич Вахушти Багратиони в своем труде «География Грузии» упоминает пещеру Бетлеми, как место недоступное и таинственное: «В скале Мкинвари, весьма высокой, высечены пещеры, и называют их Бетлеми. Подъём туда труден: ибо с пещеры спущена железная цепь и по ней взбираются. Говорят, что там находится колыбель Господа и шатёр Авраама, стоящий без столбов, без верёвки, (сказывают) и о других чудесах, но я умалчиваю о них. Под ними имеется монастырь, высеченный в скале…». Пещера Бетлеми находится на высоте около 4100 м. Эта пещера является великой святыней Грузии. Ее название Бетлеми, означает – «Вифлеемская пещера». Это место в свое время была так названа в память Пещеры Рождества Христова в Вифлееме. Вход в пещеру высечен в красной андезитовой отвесной скале на высоте 350-400 м от основания. С V-VI вв. там находился пещерный монастырь. Бетлеми – самый высокогорный в мире христианский храм и монастырь.

    - «Гостевой дом» - это собственный сванский дом, оборудованный под бесхитростную гостиницу и расположенный на наиболее посещаемых маршрутах. Дом Макрине Курдиани пользовался авторитетом у туристов, альпинистов и просто путников, начиная со 2-й половины 19 века. В Сванети вообще всеобщим уважением пользуются водители и летчики, которые связывают страну с внешним миром, дают ей жизнь. Но ни к кому здесь не найти такого теплого, такого любовного отношения, как к альпинистам. Хороший альпинист, в представлении сванов - это настоящий мужчина.

    Участники первого восхождения на Юж.Ушбу (1934) среди своих друзей на пороге гостевого дома Макрине Курдиани.

    1-й ряд - слева: Макринэ Курдиани, затем - Эгнате Габлиани – великий попечитель Сванети (Носителем высшей власти в каждой Сванской общине являлось собрание общины, возглавлявшееся председателем собрания, избиравшимся обычно на пожизненный срок. Председатель собрания – «махвши», он же, как бы старшина, почитался правителем—президентом данной республики (общины), являвшей собою самостоятельную административную единицу) справа от него - Алеша Джапаридзе – известный альпинист и первый гидрогеологический исследователь ресурсов Сванетии справа от Алеши - профессор Леван Маруашвили – известный географ и гляциолог.
    2-й ряд - слева Сандро Гвалия – пионер и популяризатор горнолыжного спорта в Грузии, многолетний начальник учебной части Кавказских альплагерей врач Андро Абашидзе Александра Джапаридзе (за спиной Алеши) – альпинистка, инициатор метеорологических научных исследований в Сванети профессор Сосо Асланишвили – один из первых мастеров спорта по альпинизму Грузии. Исследовал проблемы зоба в Сванети. Эндокринологический исследовательский центр и клиника носят его имя.
    3-й ряд - слева Гио Нигуриани известный грузинский альпинист и Иагор (Ягор) Казаликашвили (проводник, гид, бессменный помощник Алеши Джапаридзе во всех альпинистских начинаниях последнего) Герман Меманишвили – друг семьи.

    Читать первую часть

    П.П.Захаров (По материалам В. Матвеенко и В. Шер, Алеши и Александры Джапаридзе, архива Вано Джапаридзе, книги В.Я.Тепцова «Пик Ушба», журнала «Грузия для всех», Svaneti trekking, Ychechie.RU. Фото семейного архива Джапаридзе, Витторио Селлы, Заура Чорталани, альпклуба СПб, В.Вавакина, Михаила Голубева, В.Митрофанова).

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru