Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Маковецкий, Одесса

Отчет о горном походе 2 к.с. по З.Кавказу летом 2011 г. Часть 1

Федерация Спортивного Туризма Украины

туристский клуб "РОМАНТИК" г. Одесса

О Т Ч Е Т

о ГОРНОМ походе ВТОРОЙ категории сложности

по ЗАПАДНОМУ КАВКАЗУ

с 29 июля по 10 августа 2011 года

Маршрутная книжка: N 56/11

Руководитель: Маковецкий А.С.

Одесса 2011

Отчет составлен Маковецким А.С. с использованием материалов, подготовленных участниками похода и Воробьевым Владиславом, рассмотрен и защищён в Одесской областной МКК. По итогам рассмотрения поход оценен 2-й категории сложности и занял 1-е место в Одесском областном чемпионате горных походов 1-3 категории сложности (за 2011 и 2012 гг.).

При подготовке похода использованы материалы из отчетов о походах:

· Голубев М.В. (турклуб МГУ, гор. пох. 3 к.с. 2006г.)

· Бояршинов П.А. (турклуб «Меридиан», гор. пох. 2 к.с. 2008г.)

· Голубев М.В. (гор. пох. 1 с эл. 2 к.с. 2010г.)

· Голубев М.В. (гор. пох. 2 с эл. 3 к.с. 2002г.)

· Михайлов А. («Петроградский клуб туристов», гор. пох. 2 к.с. 1996)

· и др.

Дополнительные материалы:

· Путеводитель «Эльбрус и его отроги» Алексеев А.А.

· Методические указания к технике прохождения перевалов в учебно-тренировочном походе туристского лагеря КПИ "Глобус", Киев, КПИ, 1989.

· Статья «К вопросу пересмотра категорийности перевалов Фрунзе и Траверса Северных полей Эльбруса» Олег Янчевский, Турклуб КПИ «Глобус», 2008.

· Фото каталог перевалов «caucatalog.narod.ru»

Весь фотоматериал отснят участниками похода и вынесен в приложение 1.


1. Краткое описание похода

Вид туризма: горный

Категория сложности: 2 (вторая)

Район путешествия: Западный Кавказ, Гвандра

Время проведение похода: июль-август (29.07-10.08.2010)

Количество участников: 6 ч.

Продолжительность: 13 дней

· Из них полных ходовых: 10

· Полудневок: 2

· Дневок: 1

· Отсидка: 0

Пройдено километров: 124,5

Заброска: 2

Нитка маршрута: А/л «Узункол» – пер. Мал. Кичкинекол (1А, 3114) – р. Чиринкол – р. Улу-Кам – (пер ЭКТ (1Б, 3500) + пер. Кюкюртлю Юж. (1А, 3669)) в сумме 1Б – р. Уллухурзук – р. Битюктюбекол – (пер. Фрунзе (вариант1Б*, 4042) + пер. Балкбаши (1А, 3691)) в сумме 1Б – р. Битюктюбекол – р. Улухурзук – пос. Хурзук – пос. Учкулан – р. Учкуланчи – пер. Акулья пасть (Павлин Северный) (1А*, 3160) (первопр.) – (пер. Плевако (1Б, 3500) + пер. Мао (1А, 3551)) в сумме 1Б – р. Джалыкол – т/б «Глобус»




2. Информация о походе 2.1. Введение

2.1.1 Идея похода

Цель и задачи похода были сформированы на основе пожеланий участников группы и в соответствии с целями т.к. «Романтик». Так главная цель похода – прохождение спортивного туристского похода 2-й категории сложности в высокогорье в округе Эльбруса, получение технических навыков, высотного опыта и опыта руководства для дальнейшего участия в горных походах 3 к.с., и руководства горными походами 1 к.с.

Дополнительные цели:

1. Пройти ключевой перевал похода – Фрунзе по варианту 1Б (4100).

2. Совершить первопрохождение перевала Акулья пасть (Павлин Сев.) (1А*, 3160)

3. Участие в учебно-тренировочных сборах т.к. «Романтик».

4. Предоставить возможность каждому участнику условно руководить преодолением как минимум одного перевала.

Кроме этого, по возможности, мы также пытались ознакомиться с образом жизни местных жителей, местной флорой и фауной, получить эстетическое удовольствие.

2.1.2 Описание района похода

Исходя из целей похода, на основании личных знаний и описаниях в отчетах других походных групп, а также в связи с закрытием на время похода центральных районов Кавказа, руководителем в качестве района похода был выбран район Гвандра (Западный Кавказ). Этот район не был закрыт, и позволял максимально близко приблизится к Эльбрусу и получить желаемый высотный опыт. Кроме того, район, как и весь Западный Кавказ, обладает обильной флорой, множеством ягод и грибов, мягким предсказуемым климатом и дружелюбным местным населением (если уметь себя правильно вести), удобными подъездами.

Негативным моментом можно назвать только наличие погранзоны, для пребывания в которой необходимы специальные пропуска.

2.2. Заявленные маршрут и график движения

В соответствии с вышеперечисленными целями и задачами был выбран следующий маршрут общей протяженностью 121 км. со следующим графиком движения:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы пе-редвижения

29.07.11

1

А/л «Узункол» – оз. под пер. мал. Кичкинекол.

6,93

Пешком

30.07.11

2

М.н. – пер. Мал. Кичкинекол (1А, 3114) – р. Чиринкол – слияние р. Чиринкол и р. Улу-Кам

12,67

Пешком

31.07.11

3

М.н. – р. Улу-Кам – ноч. Под пер. ЭКТ

13,14

Пешком

01.08.11

4

М.н. – (пер ЭКТ (1Б, 3500) + пер. Кюкюртлю Юж. (1А, 3669)) в сумме 1Б – л. Кюкюртлю – пер. Лётчика Машкова (1А, 3496) – л. Битюктебе

9,69

Пешком

02.08.11

5

М.н. – (пер. Фрунзе (вариант) (1Б*, 4042) + пер. Балкбаши (1А, 3691)) в итоге 1Б – верх. р. Битюктюбекол

8,25

Пешком

03.08.11

6

М.н. – р. Улухурзук – пос. Хурзук

17,45

Пешком

04.08.11

7

М.н. – р. Тырменлыкол – оз. Тырменлыкол Ниж.

6,16

Пешком

05.08.11

8

Дневка

0

Пешком

06.08.11

9

М.н. – пер. Тырмен (1А, 3350) – р. Учкуланчи – верх. р. Учкуланчи

8,75

Пешком

07.08.11

10

М.н. – пер. Павлин Северный (1А, 3160) – оз. под пер. Плевако

4,28

Пешком

08.08.11

11

М.н. – (пер. Плевако (1Б, 3500) + пер. Мао (1А, 3551)) в суме 1Б – р. Джалыкол

9,06

Пешком

09.08.11

12

М.н. – т/б «Глобус»

4,50

Пешком

М.н. – место ночевки

Запасные варианты:

А/л «Узункол» – слияние р. Чиринкол и р. Улу-Кам

10,20

Пешком

Р. Улу-Кам - пер. Кюкюртлю Юж.

4,26

Пешком

л. Кюкюртлю – Кольцевой (1А, 3353) – л. Битюктебе

3,22

Пешком

пер. Лётчика Машкова (1А, 3496) - р. Улухурзук

4,00

Пешком

пос. Хурзук – р.Учкулан – р.Учкуланчи (пер.Тырмен)

16,49

Пешком

пос. Хурзук – р. Учкулан – р. Кызылкол – (Кызылкол-Кертмели(1Б, 3350) + Ржавый(1А, 3400)+ Красная осыпь (1А, 3300)) в итоге 1Б - р.Учкуланчи

26,41

Пешком

пос. Хурзук – р. Учкулан – р. Кертмели – Кертмели-Учкуланичи (1А*, 3300) – р. Учкуланчи

31,61

Пешком

верх. р. Учкуланчи –пер. Павлин (1Б, 3350) –р.Мурсалы

4,37

Пешком

Предполагалась две заброска на «Ворошиловских кошах» и в пос. Хурзук.

Схема маршрута см. Рис. 1


Рис. 1 «Схема планируемого маршрута»

Условные обозначения:

красная линия – основной маршрут

синяя штриховая линия – запасные вариант

красный флажок – место ночевки

два красных флажка – место дневки

2.3. Состав группы

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Маковецкий Александр Сергеевич

1986

УГ 3к.с. (Центральный Кавказ)

РГ 1к.с. (Западный Кавказ)

Руководитель

2

Волошина Надежда Викторовна

1991

УГ 1к.с. (Западный Кавказ)

Зам. Рук., МПС, Финансист, Хронометрист

3

Моцный Василий Иванович

1992

УГ 1к.с. (Западный Кавказ)

Зав. по общему снар., Ремнабор

4

Терновенко Андрей Сергеевич

1990

УГ 1к.с. (Центральный Кавказ)

УЛ 2к.с. (Карпаты)

Медик

5

Зарвигорова Елена Вячеславовна

1987

УГ 1к.с. (Западный Кавказ)

УП 2к.с. (Карпаты)

УЛ 1к.с. (Карпаты)

Зав. по личному снар., Политорг, Эколог, Завхоз

6

Карпенко Александр Николаевич

1980

УП 1к.с. (Карпаты)

УЛ 2к.с. (Карпаты)

Энергетик

2.4. Подготовка

Подготовка к походу проходила на базе учебно-тренировочных мероприятий т.к. «Романтик» и включала в себя:

1. Физические тренировки.

2. Теоретический курс.

3. Практический курс.

4. Учебно-тренировочные мероприятия.

5. Подготовку руководителей

6. Психологическую подготовку

Физические тренировки проходили 2 раза в неделю на протяжении полугода. Заключались они в беговой части, статических упражнениях, лёгкой закалке. Основной упор делался на развитие выносливости при монотонных физических нагрузках, формирование достаточного, для похода такого уровня, мышечного аппарата, отработку техники прыжков с высоты, координацию движений, притупления страха высоты. Физические тренировки, попутно, улучшали психологическую подготовку – сплочение группы.

Теоретический курс подготовки включал в себя курс лекций начальной подготовки, которые проводились т.к. «Романтик».

Практический курс состоял из семинаров по темам походных должностей, технических тренировок по скальной технике.

Группа активно принимала участие в различных учебно-тренировочных мероприятиях:

Выезд по спасработам (цель – развить навыки оказания первой помощи и проведения спасательных работ силами группы).

Выезд по переправам (цель – приобрести и улучшить навыки переправ через реки различными способами)

Соревнования памяти А. Котлова (цель – научиться техническим приемам движения по скальному рельефу с использованием страховочной верёвки и проведению спасательных работ, психологическая подготовка – выработка командного духа)

Учебно-тренировочные сборы т.к. «Романтик» у альплагеря «Узункол» (Западный Кавказ, Гвандра) (цель – акклиматизация, обучение и отработка техники переправ, страховки и самостраховки на различных типах рельефа, работы в связках, движения по различным типам рельефа)

Подготовка руководителей заключалась в привлечении участников к руководству при преодолении технических препятствий (перевалов) на маршруте. Для этого каждый участник группы индивидуально выбрал себе перевал (кроме ключевого пер. Фрунзе и первопрохождения пер. Акулья пасть), который он будет вести, и проработал его более тщательно. На маршруте участник должен был условно (под контролем руководителя) руководить группой с начала подъёма на перевал, до спуска с него. К сожалению, это удалось только частично (см. выводы).

Психологическая подготовка заключалась в закалке психологической выносливости к работе в неблагоприятных условиях, длительной монотонной работе, стрессовым ситуациям. Проводился тщательный отбор участников (из всех желающих за всё время подготовки, в поход в итоге пошли приблизительно половина). Для сплочения группы проводились общие физические тренировки, групповые выезды на тренировочные и развлекательные мероприятия, групповые выходы в город, фото-прогулка по городу (сделанные фотографии на фоне Одесских достопримечательностей стали перевальными записками), и др.

2.5. Подъезды и отъезды

Подъезды

До начала выхода на маршрут добирались вместе с остальными участниками тренировочных сборов т.к. «Романтик» в несколько этапов:

1. Одесса — ст. Ясинувата, с 21.07 в 14:45 — по 22.07 в 7:31, на поезде №92 Одесса-Луганск. Вагон: плацкарт.

2. ст. Ясинуватая- Невинномысск, с 22.07 в 12.08 по 23.07 в 02.08 на поезде №490 Симферополь — Кисловодск. Вагон: Плацкарт.

3. Невинномысск—альплагерь «Узункол». Нас забрал заказанный заранее трансфер.

Трансфер доставил нас до погранзаставы перед альплагерем «Узункол», до самого лагеря оставалось примерно 9 км. В это время возле заставы была машина из лагеря, и до лагеря мы доехали на ней.

Отъезд

Закончили мы маршрут возле турбазы «Глобус». Стационарного транспорта там нет, так что часть пути до Учкулана пришлось пройти пешком, потом поймали попутку.

Через Учкулан ежедневно ходит рейсовый автобус Хурзук—Карачаевск, который отправляется из Хурзука примерно в 13.00.

В Карачаевске мест на рейсовый автобус до Невинномысска уже не было, так что мы вместе с группой из Кривого Рога, с которыми нам было по пути, «арендовали» газель, которая довезла нас до ЖД вокала в Невинномысске.

На ближайшие поезда в сторону Украины мест не было, так что до Одессы мы добирались автобусом.

Часть группы ехала из Невинномысска на автобусе Пятигорск—Одесса, который летом ходит каждый день в 13.30. В Одессу он прибывает на следующий день примерно в то же время.

Другая часть группы ехала автобусом Нальчик-Ростов в 20.15 до Ростова (в Ростове в 03.35). Из Ростова: автобус Ростов—Одесса с 12.08 в 19.00 в Одессу он прибыл 13. 08 в 12.15.

Стоимость дороги

1. Одесса – ст. Ясинувата: 92.00грн. – полный, 46.00грн. – студенческий.

2. ст. Ясинуватая – Невинномысск: 402грн. для всех.

3. Невинномысск – альплагерь «Узункол»: машина до погранзаставы стоила 6000руб.,

4. от заставы до лагеря—3000руб. (нас было 2 группы, так что по 1500 руб. с группы)

5. Машина до Учкулана—1500руб.

6. Автобус Хурзук—Карачаевск – 80руб./чел

7. Карачаевск—Невинномысск— 3000руб. (нас было 2 группы, так что по 1500 руб. с группы)

8. Невинномысск—Одесса (автобусе Пятигорск—Одесса) 20367 руб. ( сумма включает в себя багаж)

9. Невинномысск—Ростов (автобус Нальчик-Ростов) 635 руб. (сумма включает в себя багаж)

10. Ростов-Одесса 1279 руб. (сумма включает в себя багаж)


3. Прохождение маршрута

Предисловие.

Первое, что хотелось бы заметить, из Одессы на сборы с группой выехал ещё один участник – Воробьёв Владислав. К сожалению, из-за болезни, он не смог выйти с нами на маршрут. Поэтому, изначально всё снаряжение и пищевая раскладка были рассчитаны на 7 человек. Перевал, который он должен был вести – Кичкинекол Мал.

Второе. Все координаты, которые будут приводится далее в скобках условны, поскольку определялись при помощи приложения Google Earth, а не GPS, и приведены только для наглядности при изучения маршрута.

Третье. Стороны берегов рек, склонов долин, краев ледников и т. п., по умолчанию указаны орографические.

И, наконец, четвертое. Маршрут похода начинается с а/с Узункол, но поскольку в программу сборов входил подъём в верховья долины, с закрытием у водопада под перевалом Кичкинекол Мал., первый день похода начинается с зелёной гостиницы под пер. Кичкинекол Мал. (фото 1) (43°14'55.81"С 42°12'1.74"В)*.


Фото 1. Зелёная гостиница под пер. Кичкинекол Мал.

3.1 Дневник похода День1 (29.07.2011) ПН

Подъём в 6:30. Выход 8:00 из точки (43°14'55.81"С 42°12'1.74"В)*. За полтора перехода (фото 2) (к 9:15) вышли на седловину перевала Кичкинекол Мал. (фото 3) (1А, 3114).


Фото 2. Подъём на пер. Кичкинекол Мал.


Фото 3. Группа на пер. Кичкинекол Мал. (фото сделано на сборах)

Поскольку днём раньше уже снимали записку, и в этот день в туре лежит записка, оставленная участниками наших сборов (гр. Гнатовского), её решили не трогать. Через 15 мин. начали спуск в дол р. Чунгурджар (фото 4).


Фото 4. Спуск с пер. Кичкинекол Мал.

Через 2 перехода (к 11:00) дошли до слияния с рекой Чиринкол (43°16'24.51"С 42°15'26.82"В)*. За ещё 2 перехода (к 12:35) дошли до слияния с рекой Улу-Кам (Кубань). Стали на обед. Продолжили движение (с 13:50) в верх по долине р. Улу-Кам. Через 2 неспешных перехода (к 15:25) дошли до притока Акбаш (43°18'35.40"С 42°18'4.17"В)*. Поскольку опережение запланированного графика движения стало больше чем на день, а впереди ждал ключевой этап (4 перевала, с ключевым Фрунзе (1Б*)), принято решение не спешить и отдохнуть после сборов. Таким образом, небольшая поляна в леске возле дороги у притока стала местом ночевки.

Спустя два дня, стало понятно, что правильнее было бы продолжить движение и заночевать после заброски, чтоб с утра перейти р. Улу-Кам. Но это стало ясно гораздо позже. В течение дня были замечены проблемы с водой. Многие ручьи пересохли. На речушки, обозначенные на карте, полагаться было уже нельзя. Спасала скорость передвижения по долине. Это было первым сигналом о проблеме с водой в этом году в связи с отсутствием большинства снежников.

День2 (30.07.2011) ВТ

Подъём в 6:00. Погода пасмурная. Выход в 7:15. В «Ворошиловские коши» зашли приблизительно в 8:00. Во время перехода начал моросить дождь. В коше забрали заброску. Прячась под групповым тентом, перепаковали рюкзаки. В 8:45 вышли из коша и через 5 минут подошли к погранзаставе. На проверку пропусков и выяснение дальнейшего маршрута движения ушло 1 час 20 мин. Всё это время приходилось сидеть под дождевиками, и греться шутками. Продолжили движение в 10:10. Через 5-10 мин. дождь прекратился, вышло солнце. Тех. привал для складывания дождевиков и на переодевание.

Далее, по плану, мы должны были перейти на правый (по ходу движения) берег р. Улу-Кам по мостику, за слиянием её с притоком Улу-Узень, возле остатков погранзаставы (приблизительно 43°17'51.84"С 42°20'37.85"В)*, но оказалось, что его нет. Попытки найти другие мосты успехом не увенчались. Руководителем было принято решение совершить подъём в верховья долины (по направлению к пер. ЭКТ) не по правой (по ходу движения), а по левой стороне (фото 5 и 6, синим цветом), так как перевал всё равно находится слева.


Фото 5. Подъём в верховья р Улу-Кам.


Фото 6. Подъём в верховья р Улу-Кам.

Начали подъём в точке – (43°17'47.34"С 42°21'12.92"В)*. Когда поднялись на 200 м. (приблизительно в точке 43°17'59.06"С 42°21'19.62"В)*, стало ясно, что подъем таким путем – большая ошибка. С этой стороны реки склон пересекается несколькими крутыми кулуарами, которые преодолевать без потери безопасности возможно только с верёвкой и наблюдающими. Поскольку на подходе к первому такому кулуару не было видно продолжения пути, было принято решение спускаться обратно. Внизу, после ещё более тщательного изучения участка реки, принято решение, что река не безопасна для перехода в это время суток, и необходимо ждать утра. Помимо того, что группу сильно вымотал ненужный крутой подъём и спуск, после «Ворошиловских кошей» не была замечена вода. После спуска, запасов воды уже не было, река не пригодна для питья, а пить хотелось очень сильно. Пришлось поспешно (насколько это можно) двигаться обратно по долине и искать питьевую воду. К счастью, её удалось найти до кошей, в одном из притоков (43°17'55.44"С 42°20'4.96"В)*. Тут же устроили запоздалый обед (15:30). На ночевку стали неподалёку в леске.

Такой неожиданный поворот событий изрядно деморализовал группу, однако дух в большей степени удалось восстановить ранней постановкой на бивуак и расположением близ коша, где мы вечером купили (частично выменяли) свежий хлеб, брынзу и айран. Отметили день рождения участника группы.

День3 (31.07.2011) СР

Поскольку реку нужно было переходить как можно раньше, встали в 4:00. В 5:40 вышли. Погода ясная. Наиболее безопасным местом (определенным ещё вчера) представилось то самое, где должен был быть мост. К 6:10 переправились на правый (по ходу движения) берег (фото 5, красным цветом). Пришлось заплатить лыжной палкой (исп. в качестве трековой), и промокшей участницей. Благодаря непромокаемой одежде, обошлось без задержек с переодеванием и согревом. В 6:45, после небольшого привала начали подъём на верхнее плато долины по четкой тропе-серпантину (фото 6, красным цветом). Тропа затяжная, но удобная. Подъём занял приблизительно час ходового времени (фото 7).


Фото 7. Начало подъёма на пер. ЭКТ

На плато руководство (условно) перешло к Зарвигоровой Елене. После некоторого времени поисков места перехода на противоположную сторону реки (где начинался подъем к перевалу ЭКТ), неожиданно обнаружили вполне прочный снежный мост (приблизительно здесь 43°18'9.23"С 42°22'16.71"В)*. Если он сумел сохранится в такой малоснежный год, скорее всего в обычный он есть всегда, однако не следует исключать возможность, что он образовался в результате лавины. На противоположной стороне сделали финальный привал перед началом подъёма на пер. ЭКТ.

До водопада (43°18'39.97"С 42°22'14.98"В)* мы дошли только к 13:15 (фото 8).


Фото 8. Выход к водопаду и на пер. ЭКТ

Столь долгий подъём объясняется с одной стороны характером рельефа. Склон травянистый и крутой. Технически он не очень сложен, но требует выносливости и уверенных навыков самостраховки на травянистом склоне. С другой стороны неопытностью временного руководителя. Уже с начала подъёма начались проблемы с выбором оптимального пути подъёма и контролем группы. С середины подъёма обе проблемы постепенно стали решаться (правда не без помощи основного руководителя). Резкий набор высоты дал о себе знать. Благо возле водопада можно было пообедать и отдохнуть (фото 9). Следует заметить, что от начала подъёма до водопада воды нет. Речка протекает в глубине каньона и практически не доступна.


Фото 9. Вид на пер. Хотютау в содопада

В 14:50 продолжили движение. Два участника страдали от горной болезни (один из них – временный руководитель), что стало новым фактором медленного темпа. Прокладывать путь подъёма пришлось полностью основному руководителю. Сам участок до перевального взлёта простой, но высота даёт о себе знать. В связи с бесснежностью года, он не похож на описания, однако это не играет существенной роли. Приблизительно за два перехода вышли к стоянкам под перевалом (43°18'59.40"С 42°21'54.88"В)*. Ещё за переход вышли на седловину пер. ЭКТ (Дмитрия Ваулина) (1Б, 3500) (фото 10) (43°19'4.97"С 42°21'41.68"В)* (в 17:15).


Фото 10. Группа на пер ЭКТ (Дмитрия Ваулина)

От водопада до седловины (как и на самой седловине) воды не обнаружено, но мы и не сильно искали. После передышки, снятия записки и контрольной фотографии, спустились с седловины в противоположную сторону. Здесь тающий снежник образовал неплохой ручеёк. Начало темнеть, а где дальше будет вода - не известно. Поэтому было принято решение заночевать здесь (фото 11 и 14) (43°19'4.09"С 42°21'36.29"В)*.


Фото 11. Путь спуска с перевала ЭКТ и начала траверса


Фото 12. Группа на пер. Кюкюртлю Юж.

Оборудованной стоянки не было, пришлось самостоятельно её выравнивать и строить стенку. После резкого набора за день, это давалось не так просто. Теперь на этом месте есть место под одну палатку. Место под вторую, вряд ли получится организовать (по крайней мере, близко).

Необходимость запасаться водой подтверждала свою актуальность в течение всего дня. С водой теперь серьёзных проблем не возникало, однако стала проявляться ещё одна проблема этого года. В связи со стаиванием большинства снежников, склоны изменили свой характер, и в лучшем случае, ландшафт просто не соответствовал описанию, в худшем становился непроходим. С этой проблемой в большей мере мы столкнулись на следующий день.

День4 (01.08.2011) ЧТ

Подъём в 5:00. Выход на маршрут в 7:00. Погода ясная, ветреная.

По карте и фотографиям казалось, что подход к седловине пер. Кюкюртлю Юж. не займет много времени. Однако на местности стало понятно, что масштабы гораздо внушительнее. Несмотря на то, что формально руководил временный руководитель, реально путь движения и переходы планировать пришлось основному руководителю, поскольку горнячка хоть и ослабла, но продолжала мучить временного. Для выхода на седловину пер. Кюкюртлю Юж. необходимо сначала подняться на хребет, в который упирается дол. р. Актерек. Для этого удобнее траверсировать его по долинке до отрога, на котором расположен, пер. Акбаши (Вероника). Далее по его гребню на хребет (фото 13 и 14).


Фото 13. Путь траверса и подъёма на хребет.


Фото 14. Панорамный вид пути от пер. ЭКТ до пер. Кюкюртлю Юж.

С хребта (удобная точка обзора 43°19'35.59"С 42°21'36.64"В)* открывается отличный панорамный вид. Также здесь, наконец, становится видимой седловина пер. Кюкюртлю Юж., и путь подхода к ней (фото 14). На переход 3 ч. 30 мин. В 10:30 спустились на седловину пер. Кюкюртлю Юж. (фото 12) (1А, 3669) (43°19'52.19"С 42°21'13.99"В)*. На седловине дул сильный ветер, стоять долго было сложно. Спуск с перевала начали в 11:00.

По описанию и фотографиям, спуск с перевала должен был быть преимущественно по снегу с редкими выходами на осыпь. В этом году склон изменился до неузнаваемости (фото 15).


Фото 15. Вид спуска с пер. Кюкюртлю Юж. в этом году

Снежников практически не осталось. Сверху склон казался полностью осыпным. В начале спуска он был мелко осыпным и очень подвижен. С продвижением вперёд и увеличением крутизны склона оказалось, что осыпь, на самом деле, – тонкая поверхностная морена, покрывающая огромный ледник, который простирается под доброй половиной спуска. Двигаться (не теряя контроля) стало очень непросто. Очень пригодились навыки, полученные на сборах. Но и это было не самой неприятной неожиданностью. Через метров 150-200 морена прерывалась широкой полосой открытого крутого ледника. Предположительно, в связи с малым количеством снега, выпавшего зимой, летом растаяли все снежники на склоне, открыв ледник и поверхностную морену. Но, поскольку морена оказалась на открытом льду, наверное, впервые за последние несколько десятков лет (если не больше), то ни о какой сцепляемости её с ледником не могло быть и речи. Ещё больше усугубляло ситуацию обеденное время, в которое происходил спуск. Для преодоления открытого участка ледника, преградившего нам путь, пришлось проявить тактическую смекалку. Поскольку ледник у нас в этот день не ожидался ни в коем виде, кошки и обвязочная система находились у участников на разной глубине рюкзаков. О том, чтоб всей группой доставать и одевать кошки на маленьком нестабильном участке осыпи не могло быть и речи. Личной техники для преодоления такого крутого, хоть и короткого, ледового участка, у группы не было, тем более с рюкзаками. Поскольку у руководителя и у ещё одного участника, идущих первым и вторым, оказались в доступной близости верёвка, две обвязочные системы, пара кошек и ледобуры, они провесили перила, пока подходили остальные участники группы. Первым прошел руководитель в кошках, без рюкзака и со страховкой, организованной вторым участником через станцию на ледобурах. Закрепив второй конец на противоположной стороне, руководитель вернулся назад и в дальнейшем играл роль челнока для рюкзаков. Подходившие же участники по очереди одевали вторую систему, проходили на противоположную сторону, и возвращали её обратно с руководителем. Последний разобрал станцию и со страховкой из перильной верёвки перешел к остальным.

Далее группа спускалась вниз по мелко-средней осыпной живой, но не камнеопасной, морене друг за другом, соблюдая дистанцию. С окончанием ледника и выполаживанием склона, группа снова собралась (фото 16). В 15:30 стали на обед перед последним участком спуска в долину ледника Кюкюртлю.


Фото 16. Путь спуска с пер. Кюкюртлю Юж.

За время обеда выяснилось, что у одного из участников (Александра Карпенко) обострились проблемы с коленями. По опыту предыдущих походов, они могли отказать в любой момент, и пришлось бы спускать его на себе и сходить с маршрута. Группа, посоветовавшись, решила, что нужно отправлять больного домой. Из различных предложенных вариантов отправки остановились на не самом удобным для похода, но безопасным. А именно: всей группой спустится до ближайшего населённого коша, где есть машина, отправить его в Хурзук, а остальным, по дороге, обойти перевал Лётчика Машкова (1А, 3496) и через Джылысу подняться под перевал Фрунзе. При таком варианте выпадал участок маршрута от ледника Кюкюртлю до ледника Битиктебе и терялся 1 день. Кроме того участница Волошина Надежда лишалась возможности руководства перевалом.

Спуск в долину р. Улухурзук был несложным, но внизу возникли проблемы. На карте (генштаб) тропа обозначена по левому (орографическому) берегу одного русла реки Улухурзук. На практике оказалось, что русел – 2, и тропа меду ними. Перебраться на противоположную сторону левого русла не представлялось возможным, тем более в это время суток. По тому берегу, на котором находились мы, тропа не наблюдалась. Пришлось потратить время на длительную разведку до самого слияния двух рукавов. Разведка показала, что пройти можно, и нет даже смысла переходить к тропе, поскольку потом придётся переходить снова. При движении до слияния замечена интересная особенность. При разведке и интенсивной попытке найти и идти по тропе, она очень быстро терялась, и казалось, что её вообще нет. Однако, когда двигались всей группой и просто пытались идти где удобнее, практически всё время с тропы не сходили. На -против слияния пришлось почти скатится со склона к руслу, далее очень четкая натоптанная тропа вела до самой дороги. Возможно эта тропа действительно шла между двух рукавов, но до того как образовался левый. Сейчас, похоже, этот путь стал не популярен. Следует также отметить, что по самому правому (орогр.) берегу чётко виднелась тропа. После слияния, дойдя до ближайшего действующего ручья, стали на ночевку.

Этот день стал очень показательным в вопросе непредсказуемости рельефа в нетипично-малоснежный год. Спуск с перевала Кюкюртлю Юж. был неожиданностью для всех. Только благодаря универсальной подготовке, рассчитанной не на конкретный маршрут, а на умение преодолевать любые препятствия, и опыту, полученному в предыдущих походах и сборах, удалось спуститься относительно быстро и без травм.

День5 (02.08.2011) ПТ

Подъём в 5:30. Выход в 7:00. Дальнейшее движение по долине шло быстро и легко. Тропа четкая, почти горизонтальная. На половине перехода вышли на широкие долинные пастбища. Привал сделали у притока на повороте реки (43°21'33.01"С 42°19'27.84"В)*. Здесь уже можно было переобуваться в кроссовки, но мы это сделали позже, на что потратили лишних 10 мин. Далее, через 2-3 перехода вышли к кошу (43°23'46.14"С 42°18'34.56"В)*. Вода встречалась довольно часто, возможно из-за скорости движения. Также с противоположной стороны реки всё время была чётко видна дорога. В коше удалось договориться о машине, но она так и не завелась. Пришлось всем топать дальше до притока р. Битиктебе, где, по словам пастуха, после обеда часто ходят лесовозы. Следует обратить внимание, что мост на правый берег был не у самого слияния, а ниже по течению возле следующего притока (р. Кичкинекол). От коша до моста дошли за 2 полных перехода. При спуске к мосту по дорожному серпантину боли в коленях у больного усилились.

Попутный лесовоз в Хурзук поймали приблизительно через полчаса. На него успешно посадили больного, снабдив деньгами, продуктами, полезной информацией и лишними вещами. Оставшиеся решили какое-то время подождать попутки наверх, в направлении Джылысу, поскольку этот участок всё равно не входит в маршрут, а время навёрстывать нужно. Довольно скоро удалось остановить две машины, везущие отдыхающих на Джылысу. Добрые люди согласились забрать с собой наши рюкзаки. Сами пошли пешком. Следует заметить, что машина ехала не намного быстрее нас. Приблизительно за два с половиной часа дошли до источников Джылысу (43°24'1.45"С 42°21'31.08"В)*, и нагуляли хороший аппетит. Там пообедали и напились нарзана.

Вышли из Джылысу в 16:45 вверх по р. Битиктебе в сторону ледника Битиктебе (правый приток по ходу движения) (фото 17).


Фото 17.Путь входа в дол. лед. Битиктебе

Для этого перешли через левый приток. Сразу за слиянием есть удобное место. Начали плавный подъём по левому берегу правого притока (по ходу движения) по тропе, которая через время пропала. Задача на оставшийся день – подняться как можно выше.

Подъем проходил медленно, снова давала о себе знать высота. Путь подъёма технически не сложный, но требует уверенных навыков самостраховки на осыпных склонах и концентрации, чего не хватало под вечер после тяжелого дня. Путь прокладывал руководитель, полагаясь на свой опыт и чутьё. Тропы и подробной карты этого участка нет. Кроме того, вероятно, что ландшафт в этом месте активно меняется последние десятилетия. Главная проблема этого участка – полное отсутствие воды. Уже когда стемнело, удалось найти очень слабенький ручеёк из маленького уцелевшего снежника. Добывать воду из него приходилось благодаря туристической смекалке. Как оказалось на следующий день, через переход-полтора был неплохой источник воды, но со своими недостатками. Стали на одной из многочисленных морен, где было ровнее (43°22'59.04"С 42°22'42.85"В)*. С фонариками поставили лагерь и приготовили ужин. Пришлось строить основательную стенку, ветер дул не на шутку. Небо очень звёздное.

Таким образом, к вечеру 5-го дня образовалось отставание от графика приблизительно на 1 день. Тем не менее, поскольку группа была в измотанном состоянии, и впереди предстояло пройти ключевой перевал на пиковой высоте похода (4100 м.), руководителем принято решение на следующий день проснутся попозже, не спеша подойти максимально близко под перевал и стать на остаток дня на дневку, чтоб хорошенько отдохнуть и лучше акклиматизироваться.

День6 (03.08.2011) СБ

Ночью ветер постоянно норовил завалить палатку. Всю ночь приходилось спать «наполовину». Каждый раз, когда ветер усиливался слишком сильно, поднимали руки и держали палатку. Под утро (наверное, всё-таки уснули) дуга не выдержала и лопнула. Так, приблизительно в 5 утра по команде: «Дуга!», неожиданно наступило утро.

Не выходя из палатки, починили дугу (вырезали треснувшую часть, и дуга стала короче). Чтоб это не повторилось стали наращивать стенку, но поняли, что в этом нет смысла, всё равно уже все проснулись, и нужно будет переходить на новое место. Позавтракать решили тоже, когда придём под перевал. Так под неслабым порывистым ветром мы собрались за рекордное время – 20 мин.

Двигались медленно. Во-первых, организм ещё не полностью привык к высоте, во-вторых, сильно мешал боковой ветер. От места ночевки прошли переход по боковой морене ледника Битиктебе (фото 18).


Фото 18. Путь подхода к пер. Фрунзе (вариант 1Б)

На привале стали одолевать сомнения, куда лучше идти. Проблема – вода. Вниз к леднику спускаться очень не хотелось, потому, что потом пришлось бы подниматься. Вперед – не известно есть ли там вода и место под палатку, да ещё и защищённое от ветра. Впереди был шанс в виде моренного кармана (43°22'56.09"С 42°23'23.66"В)*. Что он в себе скрывал, и есть ли там вода видно не было. Чтоб не тащится туда всей группой, а потом возвращаться, руководитель отправился на разведку. К счастью карман был отличным местом для лагеря: ровное место, отлично защищенное от ветра, но воду нужно топить из небольшого старого снежника. Потом, когда группа уже стала здесь лагерем, оказалось, что вся вода, которая попадала в этот карман просачивалась через песок и выходила в виде чистого ручья внизу (между боковой мареной ледника и хребтом, из- под карманообразующей морены). Но узнав это, всё равно продолжали топить грязноватый снежник, потому что бензина было и так много, и не хотелось даже лишний раз выйти из палатки, не говоря о том, чтобы ползать с каном по моренам.

После постановки лагеря и приготовления завтрака, была дана установка группе: «Как можно больше есть и спать», что все с удовольствием выполнили. Установка много есть была связана с тем, что после ухода двух участников вес еды остался без изменения, и съедать всё мы не успевали. Чтоб облегчить рюкзаки с пользой, в этот день ели много. Во время приготовления завтрака начал капать дождь и продолжался весь день, переходя иногда на град. Поскольку по утрам обычно погода держалась хорошей, решено встать утром пораньше, чтоб пройти перевал при хорошей погоде.

День7 (04.08.2011) ВС

Как и планировали, утром встали рано, в 4:30. За ночь никаких происшествий не произошло, укрытие в кармане и стеночка позволили выспаться. К утру погода прояснилась, дождь прекратился, ветер стал тише, чем днем раньше. Вышли в 5:20. и сразу начали подъём в запланированном месте (фото 19).


Фото 19. путь подъёма на хребет, по пути к пер. Фрунзе (вариант 1Б)

Подъём мелко-средне осыпной. Вначале идти вполне удобно, но во второй половине угол склона становится немного круче и склон «оживает». Подниматься вверх становится довольно неудобно. За 2-2,5 перехода вышли на хребет. Начали набегать тучки, погода стала нестабильной, ветер усилился. Продолжили движение вверх, по направлению к новой седловине перевала Фрунзе (1Б*, 4100) (43°22'55.82"С 42°24'18.36"В)*. По гребню хребта (фото 20), обойдя левее скальные выступы, за один большой переход подошли к туру (фото 21).


Фото 20. Путь движения по хребту к пер. Фрунзе (вариант 1Б)


Фото 21. Группа на пер. Фрунзе (вариант 1Б)

Он ещё маленький, но нашли сразу. Сняли записку, съели шоколадку, отдышались и двинулись в сторону старой седловины (2А, 4020) (43°22'41.30"С 42°24'34.88"В)*. Идти по гребню удобно. Вид на южный склон пугает и впечатляет. На старой седловине долго не задерживались, записку не снимали.

В 10:20 начали спуск с перевала. С самой седловины не видно куда спускаться. Мы не знали, как должен выглядеть спуск с перевала в обычный год, в этот – со всех сторон осыпь, круто уходящая под ледник. Удобного места спуска на ледник не видно. Спускались, где удобнее идется. При приближении к леднику, стало понятно, что у него с нашей стороны скальные берега. Начали искать место, где можно спуститься на ледник. Сверху летели камни. Не много, но с большим ускорением и опасные. При всех передвижениях и остановках выставляли наблюдающих. Портил ситуацию налетевший при спуске туман, который закрывал верх склона дальше 50-100 м. Камни можно было либо услышать, либо увидеть в последний момент. Небольшая разведка позволила руководителю найти удобное место спуска на ледник. Группа по одному вышла на ледник на безопасное расстояние от камнеопасного склона (зону поражения легко определить по камням, обильно покрывавшим край ледника). Как только все вышли на ледник, туман полностью скрыл склон, по которому мы спускались.

Пока группа одевала кошки и связывалась в связки, туман накрыл и ледник, так, что видимость ограничилась приблизительно до 15-20 м. (фото 22)


Фото 22. Туман на леднике. Этот грязный участок и был ориентиром

Начал моросить дождь. Ещё до того как туман накрыл группу, руководитель успел приблизительно запомнить форму рельефа и направление, однако двигаясь в тумане по памяти, можно было пропустить выход на хребет пер. Балкбаши, и уйти в долину. Решили подождать прояснения. Чтоб не мокнуть, достали групповой тент и, чтоб не тратить зря время, порезали обед. Обед закончился – прояснения не было, дождь не прекратился. После часа ожидания на леднике принято решение надеть дождевики и осторожно двигаться по памяти. Ледник открытый (по крайней мере, так было в этом году), на том уровне, что мы вышли, трещин почти нет. Двигались в связках по 2-3 человека, след в след. Минут через 25-30, вышли на характерный участок, покрытый плотным слоем породы, который существенно выполаживался (фото 22). Это был первый ориентир. Дальше очень нужно было увидеть, где выход на хребет. Ниже спускаться было опасно – можно было уйти слишком низко. Оставаясь в связках, сделали тех. привал, стали ждать прояснения. Минут через 15-20 руководитель и участник в связке с ним вышли на разведку на холм возле места привала. Тут нам повезло: туман немного отступил, видимость увеличилась до 30-40 м. И на краю видимости мы увидели характерные выходы светлой скальной породы. Это был второй ориентир. Это значило, что мы прямо возле выхода на хребет, ведущий к седловине перевала Балкбаши. Группа срочно было поднята, и двинулась в сторону выходов светлой породы.

Туман продолжал плотно окутывать склоны. Куда группа движется, видно не было, но поскольку на протяжении длительного движения вперед, высота существенно не менялась, было хорошим знаком – скорее всего, мы попали на нужный хребет. Однако с выходом на него, к туману и дождю добавился сильный боковой ветер. Смотреть вперед и под ноги было сложно, дождь отбивал и отмораживал лицо с подветренной стороны. Поскольку группа до этого хорошенько промокла, на ветру все стали ощутимо замерзать. В этой ситуации самым неприятным, наверное, была всё таки, неопределённость – туда ли мы идем, и долго ли ещё идти. Не известно сколько мы шли, было не до записей и отсекания времени. Дошли до ветровой стенки какой-то стоянки, решили сделать привал. Боковой ветер сильно выматывал. К тому времени зона видимости существенно увеличилась, и руководитель решил сходить на метров 50 дальше по хребту на разведку. Спустя время, он вернулся с перевальной запиской перевала Балкбаши (1А, 3691) (43°23'30.61"С 42°24'10.96"В)*.

Здесь же, под относительной защитой от ветра, написали свою записку, и съели перевальную шоколадку. Долго сидеть не стали, подошли всей группой к перевальному туру, чтоб оставить записку (16:30). В это время со стороны Джылысу к нам вышел одиночка из Питера, который планировал на следующий день подняться на Эльбрус. Поговорив какое-то время, он помог сделать контрольное фото (фото 23), и мы поспешили вниз (16:50).


Фото 23. Группа на пер. Балкбаши

С седловины в сторону Джылысу ведёт основательная тропа, плавно спускающаяся по гребню отрога. Старались двигаться как можно быстрее. Как по волшебству, чем дальше мы отдалялись от перевала, погода улучшалась. Сначала рассеялся туман, стала видна цель. Постепенно стихал ветер. Почти внизу прекратился дождь. В Джылысу мы входили, уже сняв промокшие вещи. Тут и стали на ночевку (19:20). Вечером, когда лагерь уже стоял, периодически моросил дождь. Самое трудное было позади, можно было расслабиться, попить нарзану и поглумиться над сухим молоком.

День выдался, как и ожидалось, трудным, однако сами трудности были неожиданными. Мы ожидали, что основным препятствием будет технически сложный участок маршрута и высотный фактор. Однако реальными препятствиями оказались погодные условия, меняющиеся с такой точностью и последовательностью, что даже самый убежденный атеист мог поверить в существование испытующих высших сил. Весь поход, начиная дня с 4-го, и до конца, и в особенности в этот день можно охарактеризовать перефразировкой известного выражения: «проблем умер, да здравствует проблем». Как только одна проблема решалась, незамедлительно ей на смену приходила новая. Однако стоит заметить, что такие проблемы, и в особенности их совокупности, никогда не переходили критическую грань, за которой идет сход с маршрута. Это ещё больше подтачивало атеизм.

День8 (05.08.2011) ПН

Несмотря на то, что проснулись в 8:00, вышли только в 10:15. После предыдущего дня нужно было отдохнуть и просушить вещи. Погода этому сопутствовала. Небо ясное, солнце.

Дальше нужно было просто по дороге (фото 24).


Фото 24. Вид на ур. Джилысу из дол. р. Битюктюбекол

Однако, новая проблема – руководитель, при готовке завтрака, умудрился, по классике жанра, вылить кипящий чай себе на ногу. Благо сработал правильный рефлекс. В ту же секунду носок улетел в кусты, а нога поскакала топиться в речку. Правильные меры вовремя, и хорошая первая помощь после инцидента позволили минимизировать последствия, однако получился ожог 2-й степени. Замазанную Пантестином и тщательно перемотанную бинтом, ногу упаковали в носок и обули в шлёпанцы. К счастью, в этот день нужно было идти только по дороге.

Спуск в Хурзук занял 6 часов (пришли в 16:15). По ходу движения, дорога много раз пересекает реку по мостам. По дороге периодически проезжали лесовозы. Питьевая вода встречалась часто. Об этом этапе можно было бы больше ничего не писать, если б не инцидент, который произошел во второй половине пути.

Группа на привале паслась в землянике. Когда время закончилось, девушки, которые шли медленнее, вышли раньше. После того как они отошли на метров 50, прямо над ними, вверху по склону, в лесу что-то зашелестело. До этого оттуда доносились звуки работающей техники (скорее всего лесоповал). Теперь оттуда, со страшным хрустом стало что-то спускаться. Первое, что пришло в голову – сползает бревно. Угол склона где-то 45? конечно крут, но любое бревно остановилось бы. Однако, вместо этого, «нечто» полетело вниз с ускорением, ломая кустарник на пути. Прозвучала команда «камень» сразу от нескольких человек, но вряд ли это сыграло роль. У девушек сработал инстинкт самосохранения, и они, не глядя вверх, просто побежали вперёд, насколько это можно сделать под рюкзаком. Это и было правильным действием в данной ситуации. Через секунды позади них с грохотом пролетел валун в полметра диаметром и, оставив борозду на дороге, мгновенно скрылся в реке. По размерам он был хоть и не большой, но массы и скорости ему хватило бы, чтоб смять человека без потери курса.

Всё это происходило секунды 1,5-2 и закончилось так же неожиданно, как и началось. Помимо мальчишек группы, свидетелями этого действа стала группа из Киева, которая шла с нами параллельно, и как раз стала чуть дальше этого места на привал (кстати, они сняли нашу записку и по ней узнали нас в лицо). Девушки успели пробежать немного, однако, возможно, именно это их и спасло.

Мораль: «Нигде не безопасно!» Но тут уже вопрос везения, а не техники безопасности. Как с падающим кирпичом в городе.

В Хурзуке забрали заброску, быстро перепаковались, лишнюю еду (треть) оставили хозяйке, у которой оставляли заброску.

Далее по маршруту должен был быть подъём на пер. Тырмен, но в свете сложившихся обстоятельств (запаздывание по срокам, выпадение части маршрута, измотанное состояние группы), принято было решение двигаться по запасному варианту через пос. Учкулан, для сохранения работоспособного состояния группы и категории маршрута. Общим решением решили ночевать уже в дол. Р. Учкуланчи. В 16:45 вышли по дороге в сторону пос. Учкулан. Через 3 часа (к 19:30), в сумерках, зашли в долину р. Учкуланчи. Не углубляясь, стали на ночевку. Перевал Тырмен должен был вести участник Терновенко Андрей. Поскольку мы решили его обойти, он остался без руководства.

День9 (06.08.2011) ВТ

Ночью одной участнице стало плохо: сказалась накопленная усталость. Группа тоже сильно устала после непрерывного ряда дней с пиковыми нагрузками.

Встали в 7:30. Вышли только в 11:10. Всей группе плохо. Несмотря на хорошую тропу, большое количество земляники, хорошую погоду, и вообще прекрасный вид долины (фото 25), настроение в упадке, темп медленный, одна из участниц плохо себя чувствует.


Фото 25. Дол р. Учкуланчи (низовья)

В 13:30 становимся на обед. За время обеда, беря во внимание состояние группы, руководитель решает после обеда идти до ближайшего удобного места и становится на полудневку. То же самое планируется сделать на следующий день (после прихода к определённой точке). В 13:15 выходим и через 15 мин. ставим бивуак приблизительно здесь (43°23'53.95"С 42° 5'46.35"В)*.

Отдых и водные процедуры пошли на пользу. Настроение улучшилось, группа стала, наконец, замечать красоту места лагеря и долины вообще. Погода солнечная. Участнице стало чуть легче. Обожженная нога успела немного зажить за предыдущий день, и в этот день нормально себя чувствовала в кроссовке.

К вечеру отставание по маршруту составляло полдня.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru