Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по З.Кавказу в июле 2012 г. Часть 1
ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НИКОЛАЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТЧЕТ о горном туристском спортивном походе (заявленной) третьей категории сложности по Западному Кавказу, совершенному с 8 по 21 июля 2012 года
"Вы где? – В Теберде!"
Маршрутная книжка № 06-12( Г ) Руководитель группы Мартынов А.В. E-mail: dulfer@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Николаевской области рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю
__третьей____категории сложности
2012 г. 1. Справочные сведения о походе 1.1. Общие сведения
Горный поход запланированной третьей категории сложности совершался с 8 по 21 июля 2012г. командой туристов "ВнеДорожники" Донецкой области (Приведены сведения по месту прописки. Фактически, два участника проживают в Москве) на Западном Кавказе. Выпускающая организация: Федерация спортивного туризма Николаевской области.
Параметры похода:
Район похода: Западный Кавказ, Теберда-Домбай.
Заявленный маршрут: Пос.Теберда – дол.р.Муху - пер.Кичи-Ауш (н/к, 2700) – истоки р.М.Марка – [радиально: пер.Тогуз-кель-баши (1А*, 3230) + в.Тогузкельбаши (3296,9 1А к.т.) (связка =1А)] - пер.Кичи-Марка (2А, 3300) - зап.исток р.Азгек - пер.Азгек (1А, 3100) – оз.Хаджибейское – пер.Хаджибей Ю. (Хаджибей-Марка Ю., 1Б*/2А, 3200) – вост. исток р.Марка (Маркинское озеро) - зап.исток р.Марка - пер.Марка-Баши (2А, 3400) – оз.3121м - радиально: в.Б.Марка (3758м, 1Б к.т.) - р.Кичи-Теберда – пер.Кичи-Теберда Вост. (74-х, 1Б, 3150) – р.Алибечка – а/л "Алибек" - дол.р.Алибек – дол. р.Домбай-Ульген - пер.Чучхур (н/к, 2712) – дол.р.Буульген – дол.р.Клухор – дол.р.Кичи-Муруджу - пер.Миронова (Даут Южный, 2А, 3500) – р.Джелсугчат – дол.р.Махар-Су - т/б "Глобус" – дол. р.Гондарай – р.Джалпакол - пер.Куршо (1Б*, 3380) – р.Мурсалы – р.Гаралыкол – дол.р.Уллу-Кам (Кубань) – пос.Хурзук.
Фактически пройденный маршрут: Пос.Теберда – дол.р.Муху - пер.Кичи-Ауш (н/к, 2718) – истоки р.М.Марка - пер.Кичи-Марка (2А, 3349) - зап. исток р.Азгек - пер.Азгек (1А, 3144) – оз.Хаджибейское – пер.Хаджибей Ю. (Хаджибей-Марка Ю., 2А, 3322) – вост. исток р.Марка - зап.исток р.Марка - пер.Марка-Баши Восточный (2А, 3450) – оз.3140м - р.Кичи-Теберда – пер.Кичи-Теберда Вост. (74-х, 1Б, 3108) – р.Алибечка – а/л "Алибек" - дол.р.Алибек – дол. р.Домбай-Ульген - пер.Чучхур (н/к, 2703) – дол.р.Буульген – оз.Туманлы-Гель (оз.Форельное) – дол.р.Гоначхир. О причинах изменения будет оговорено дополнительно.
Протяженность пешеходной части маршрута составила 107,03 км. Группа была на активной части похода 14 дней, из них 0 днёвок, 2 полуднёвки.
За время маршрута было преодолены следующие перевалы (высоты приведены по Классификатору [1]):
Заявочные материалы рассматривались маршрутно-квалификационной комиссией Федерации спортивного туризма Николаевской области, ее шифр 114-00-30321020. Местонахождение отчета: архив МКК.
1.2. Состав группы (фактический)
Заявленный участник Токарев Эдуард Анатольевич участия в походе не принимал, о чем МКК была проинформирована при выходе на маршрут.
2. Организация похода
"В этом районе не повезет или с погодой или с лесниками" (из напутствия мне) 2.1. Идея походаОрганизовывая данный поход, автор хотел воплотить несколько идей: - посетить край, условно ограниченный ориентирами Теберда-Домбай-Хурзук, в большей степени сберегаемый зоной заповедника, украшенный видами вершин и перевалов Главного Кавказского хребта, содержащий в себе густые леса, бурные реки, многочисленные высокогорные озера, сохранившиеся ледники, технически интересные перевалы - пройти группой перевалы последующей к.т., характер трудности которых следует относить к категории комбинированных - подготовить участников к прохождению походов в высокогорных районах - показать грань, за которой горные походы становятся действительно спортивными. 2.2.Особенности подготовки Из особенностей подготовки стоит отметить следующее: - проведение тематических тренировок: техника передвижения в "кошках", движение по перилам с организацией самостраховки, работа в связках, организация пунктов страховки ("станций"), особенности применения используемого снаряжения - расчет раскладки продуктов по программе Outdoor Food Ration Calculator, сублимация овощей, грибов и рыбы, составление раскладки непосредственно ориентированной на график движения, разбивка продуктов по дням и приемам пищи, возможность "гибких" замен при изменениях графика движения - использование в меньшей степени традиционных орографических схем [5], и в большей мере "генштабовских" топографических карт масштаба 1:100 000, а также картографической работы М.Голубева [26] - использование программы OziExplorer позволило выполнить большую работу по подготовке похода: составление нитки маршрута, расчет расстояний дневных переходов, подготовить треки для использования GPS-навигатора на маршруте. Особенности прохождения вынесены в 4 раздел. 2.3. Обеспечение безопасности Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась следующим комплексом мероприятий. 1. Тщательное изучение предстоящего маршрута в предпоходный период по нескольким источникам, изучение фотографий участков маршрута. 2. Использование при подготовке к походу разных картографических материалов, их сравнение. 3. Проработка запасных вариантов и путей аварийного выхода с маршрута. 4. Составление подробного и краткого описаний участков, определяющих к.т. всех перевалов. Ознакомление участников с данной информацией до выезда на маршрут. 5. Ежедневное прорабатывание информации по предстоящему участку. Ознакомление участников с ожидаемыми локальными и протяженными препятствиями. 6. Использование современного тестированного специального снаряжения. 7. Переход к повышенным мерам безопасности при выходе на потенциально опасные участки: самостраховка, каски, организация перил. В необходимых случаях, при движении по перилам осуществлялся переход от самостраховки к командной страховке. Путем установки промежуточных пунктов страховки, перила всегда разделялись на участки, позволяющие осуществлять независимое движение на них. 8. Постоянный контроль исполнения технических приемов более опытными участниками. 9. Медицинский контроль состояния каждого участника. 10. Темп движения всегда позволял сохранять визуальный и голосовой контакт. 11. Взаимодействие с МЧС. 12. В группе были в наличии несколько мобильных (сотовых) телефонов (и запасные аккумуляторы), а также карточка российского оператора мобильной связи "Мегафон". 13. Дополнительно: страхование участников. Человек вне группы располагал копиями страховых полисов всех участников для осуществления координационной или иной работы при возникновении страхового случая. 14. Каждый участник оставил дома полную информацию (подготовленную руководителем) обо всех участниках группы, включая телефоны родственников/знакомых. 2.4. Заброска, подъезд к началу маршрута, выезд с маршрута, услуги посредника Заброска продуктов на 9-14 дни маршрута осуществлялась в бывшем а/л "Алибек" (бесплатно в случае предварительной договоренности). Для ее осуществления два участника выехали на день раньше. Контактная информация: лечебно-оздоровительная база "Алибек", администратор Келешева Оксана Мухамедовна, тел. +7-928-384-39-09 (на базе отсутствует врач!).
Участники, осуществлявшие заброску добирались следующим транспортом: - Ясиноватая – Ростов: поезд 018К "Киев-Анапа", 12.01-18.39, 207грн. с человека - Ростов – Невинномысск: поезд 027М "Москва-Кисловодск", 22.08-04.19, 250грн. с человека - Невинномысск – Черкесск: электропоезд, 5.56-7.27 (есть рейс 15.01-16.36), 70руб. с человека - Черкесск – Домбай: рейсовый транспорт, отправление в: 8.00, 11.40, 12.10, 15.30 200руб. с человека - Домбай – Теберда: маршрутки местного назначения, отправление по мере заполняемости, 50руб. с человека Остальные участники добирались следующим образом: - Ясиноватая – Невинномысск: поезд 025 "Киев-Кисловодск", 12.01-01.39, 370грн. с человека - Невинномысск – Черкесск: аналогично, см. ранее - Черкесск – Теберда: заказная машина "Соболь", водитель Ислам, тел. +7-928-655-74-17 2500 руб. с группы. Выезд с маршрута: - Домбай (от ответвления дороги в дол.р.Гоначхир) – Невинномысск: по предварительной договоренности подсели на рейсовую маршрутку (водитель Али, тел. +7-928-386-07-29), 3000 руб. с группы (посредник просил 4500 руб.) - Невинномысск – Ясиноватая: поезд 025/026 "Кисловодск-Киев", 15.59-03.12, 383 грн. с человека - Ясиноватая – Донецк: электропоезд, отправление 4.00, 5 грн. с человека.
При содействии посредника (фирма "Барс", Илья, тел./факс: +7 (87879) 58-3-48 моб.: +7 (928) 656-31-40, bars@dombai.info ) были решены следующие вопросы: - оформление попуска в приграничную зону, 200 руб. с человека - трансфер Черкесск – Теберда (см. выше) и Хурзук-Невинномысск (отказались) - покупка сим-карты "Мегафон", 300 руб. - покупка газовых баллонов с цанговым креплением (типа "дихлофос") 220г, 70 руб./шт. - вопрос оформления пропуска для посещения зоны заповедника был всё-таки переадресован непосредственно к лесникам. 2.5. Регистрация Регистрация в Федеральной миграционной службе (ФМС) РФ. Опираясь на положительный опыт отсутствия регистрации (на период пребывания до 90 дней) в ФМС в 2010 и 2011 годах, автор еще раз уточнил данное положение у посредника, после подтверждения более никаких организационных мероприятий не предпринимал.
Регистрация в МЧС (фото 201). Постановка на учет производилась лично в МЧС г.Черкесска (заняло 10 минут). Телефоны МЧС: в Черкесске – +7-8782-23-90-60, в Домбае – +7-8787-95-81-38. Снятие с учета осуществлялось в телефонном режиме в день окончания активной части маршрута.
Регистрация в ФСБ (фото 200). Получение пропуска в приграничную зону (верховья р.Гоначхир, Даутский узел, дол.р.Махар-Су, дол.р.Гондарай, р-н Гвандры, выход в Хурзук) осуществлялось при посредничестве ф."Барс". Необходимые сведения (маршрут, список группы, копии паспортов) передавались через файлообменник.
Взаимодействие с МКК. Для данного маршрута отправлять телеграмму не представлялось организационной возможности. По предварительной договоренности, уведомления о выходе на маршрут и об окончании маршрута направлялись по СМС в адреса Л.В.Брагиной и А.Л.Брагина.
Кроме того, в местах наличия покрытия связи оператора "Мегафон-Кавказ" отправлялись СМС "связному" группы и непосредственно родственникам или друзьям-знакомым участников.
Разрешение на посещение заповедника (фото 199). Автор имел желание получить официальный пропуск (разрешение) на посещение Тебердинского государственного природного биосферного заповедника, и это себя оправдало неоднократно. Лесник Энвер (тел. +7-928-395-15-39) ожидал нас в дол.р.Муху. Он долго показывал много бумаг, согласно которым территория заповедника значительно расширена (немногим меньше России), проход по разным (но только разрешенным) участкам без ночевки стоит 50-70руб. с человека, проход и ночевка – 100руб. с человека в сутки. По этому тарифу мы и оплачивали. Торги заключались в подсчете дней пребывания. Пропуск проверяли: на входе в дол.р.Муху на спуске в пос.Домбай в дол.р.Алибек (ниже бывш. а/л "Алибек") на входе в дол.р.Домбай-Ульген в дол.р.Клухор возле оз.Туманлы-Гель при выходе из дол.р.Гоначхир на трассу Домбай-Теберда. Фраза "Пропуск выписывал Энвер" была аналогом "зеленого коридора" (на таможне или в страховании). 2.6. Страхование Согласно п.2.3.3.2 Правил [2] страхование является обязательным для всех участников похода. Сумма медицинской страховки и страховки от несчастного случая (НС) по-прежнему остается на выбор клиента и зависит от уровня его финансовой культуры и предпочтений. Мне, после реального случая, этот вопрос не кажется несущественным. К тому же, в предпоходный период часть страховых компаний (СК) прекратили страхование туристов (альпинистов). В нашем же случае страхование производилось (из личных средств) в СК "ТАС" по двум вариантам: - программа "А" (базовая) с учетом коэффициента "спорт" (х2), на суммы 5'000 евро (медицинская страховка, включена репатриация) и 2'000 грн. (от НС), что на 13 дней составило 53 грн. с человека - программа "Активный отдых", на суммы 30'000 евро (медицинская страховка, включены спасработы, вызов вертолета, репатриация) и 2'000 грн. (от НС), что на 13 дней составило 227 грн. с человека. 2.7. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута Основной график движения предусматривал следующие запасные варианты. Таблица 2.7.1.
В аварийных случаях с маршрута можно было выйти по всем основным долинам: - дол.р.Муху, с выходом в пос.Теберда - дол.р. Малая или Большая Марка, с выходом в пос.Красный Карачай (почти не жилой) или через пер.Мухинский в пос.Теберда - дол.р.Аксаут, с выходом через пер.Алибек в пос.Домбай - дол.р.Алибек, с выходом в пос.Домбай - дол.р.Домбай-Ульген, с выходом в пос.Домбай - дол.р.Гоначхир, с выходом на трассу Домбай-Теберда. 2.8. Изменения маршрута, их причины При прохождении маршрута переход к запасным вариантам не производился. На перевал Тогуз-кель (с радиальным восхождением на в.Тогузкельбаши) мы не попали (не смогли идентифицировать) из-за движения в непогоду. От восхождения на в.Б.Марка отказались из-за усталости после прохождения пер.Марка-Баши Восточный (2А). Из-за неблагоприятной погоды в период первой половины похода возникло общее отставание от графика, из-за которого были отменены прохождение последних двух перевалов: Миронова и Куршо, с соответствующим окончанием в пос.Хурзук. 2.9. План похода фактический
Расчет реально пройденного расстояния выполнен с помощью программы OziExplorer с учетом коэффициента 1,2 (в соответствии с [3]).
Маршрут в указанном выше объеме был пройден всеми участниками, за исключением заявленного участника Токарева Эдуарда Анатольевича, не принимавшего участия в походе. 2.10. Принятые сокращения
Б.(М.) - большая (малая) в. - вершина В1 - веревка перил №1 в.т. - высшая точка участка маршрута ГКХ - Главный Кавказский хребет гр. тур. - группа туристов град. - градусы зап. - записка карт. - картографический материал (фрагмент карты) к.сл. – категория сложности (похода) к.т. - категория трудности (перевалов, вершин) кр.скл. - крутизна склона лед. - ледник м.н. - место ночевки н/к - некатегорийный н.т. - низшая точка участка маршрута ос. - осыпной по х.д. - по ходу движения пер. - перевал р. - река руч. - ручей рук. - руководитель С - северный, Ю - южный, З - западный, В - восточный (и комбинации, например, ЮВ - юго-восточный) ск. - скальный сн. як. - снежный якорь т/к - турклуб ТС - точка страховки (в рамках отчета обобщенное понятие, включающее как пункт страховки ПС ("станцию"), так и точку страховки промежуточную ТСП) тр. - травянистый ЧХВ - чистое ходовое время.
3. График движения группы
4. Техническое описание маршрута
Техническое описание составлено в хронологическом порядке. Описание каждого участка выделено в отдельную часть, которая начинается с того участка, на котором закончилась предыдущая. Всюду в данном отчете определяющие слова "левая", "правая" имеют орографический смысл, а эти же слова, но с префиксами ("налево", "направо" и т.п.) употреблены в смысле "по ходу движения". Каждый участник имел необходимый минимальный набор личного специального снаряжения: ИСС, блокировка, "усы" самостраховки, ледоруб, каска, "кошки", 5 карабинов, спусковое устройство, подъемное устройство, 2 репшнура. При прохождении сложных участков маршрута группой применялось следующее командное снаряжение (заявленное в маршрутных документах): основная веревка 3х50м, "общественные" карабины – 10шт., ледобуры – 7 шт., снежный якорь – 7 шт., крючья – 10 шт., комплект закладок + экстрактор + "френд" (№2,5), расходный репшнур 8мм – 30м, петли различной длины – 7 шт. Не пригодился ледобур-самосброс. Потребность в ледобурах была незначительная. Время движения указано "чистое ходовое", т.е. без учетов остановок, перекусов и прочее. При составлении отчета в качестве источников фиксации времени событий использовались: свойства точек трека GPS-навигатора, свойства путевых точек навигатора, свойства фотоснимков (2 источника, предварительно синхронизированных с учетом часового пояса), записи худ. летописца. Особая ситуация – движение группы по перилам. Ввиду значительной неравномерности сил участников группы, ЧХВ приведено по прохождению первым участником. Это более корректный ориентир для последующего планирования. В характеристике перевалов через дробь ("/") дополнительно могут быть указаны фактические данные, отличающиеся от нормативных, например: фактическая к.т. перевала, высота по данным GPS-навигатора, тип склона на момент прохождения. Если данные сведения совпадают или имеют несущественные отличия, то приводятся только один раз. Расстояние указано реально пройденное, измеренное по треку на карте (в программе OziExplorer) и с учетом коэффициента 1,2. При подсчете расстояний дневных переходов, а также при подсчете итогового километража, исключены участки, пройденные более одного раза, например: - радиальный выход на перевал: подъем (учитывается) и спуск (не учитывается) - подъем на перевал при провешивании перил (не учитывается), спуск с перевала к месту ночевки (не учитывается), прохождение перевала на следующий день (учитывается). Фотографии приведены в очередности, отражающей последовательно проходимые участки. На фото линией указан маршрут и направление движения группы. Для удобства восприятия, фото приведены в конце каждого подраздела, после текстовой части. Координаты GPS даны в стандарте WGS 84 в формате ХХ?-YY'-ZZ,ZZZ" (северной широты, восточной долготы). Отметки высот приведены по Классификатору [1] и данным GPS-навигатора. 4.1. Долина р.Муху
08.07.2012 Около 9.40 прибыли к началу маршрута – водитель заказной машины подвез нас до кордона лесничества, расположенного примерно в 400м от пос.Теберда в дол.р.Муху 9.43-9.45. Зашли в зону леса, где остановились чтобы решить вопрос с лесником Энвером, перекусить, сделать перераспределение продуктов (тем, кто отвозил заброску) и снаряжения. (2 мин.ЧХВ) Торги за посещение заповедника заняли продолжительное время. 11.03-11.51. Начали движение по проселочной дороге правым берегом дол.р.Муху. Лиственный лес сменяется смешанным. Крутизна склона (кр.скл.) 5-10 град. Примерно в 1,5км от начала долины, где ранее располагался кордон заповедника (ныне он расположен в начале долины), тропа переходит на левый берег, выходит из зоны леса и проходит по лугам. Высота ок. 1585м, ясно. (48 мин. ЧХВ) 12.10-13.00. Серпантин грунтовой дороги частыми зигзагами обходит тропу, обозначенную на карте и выводит на ровную луговину напротив устья р.Азгек. Река на значительном понижении. Кр.скл. до 15 град. Высота ок. 1865м. (50 мин. ЧХВ) 13.23-14.07. Пройдя расположенную левее и ниже водяную мельницу, вышли на пологий участок долины с действующим кошем. (Здесь было запланированное место ночевки.) Высота ок. 2053м. Погода: облачно в сторону ухудшения. (44 мин. ЧХВ) 14.20-14.53. Вышли к месту пересечения грунтовой дорогой р.Муху. Место брода широкое и однозначно читается переход с левого (ор.) крутого берега на правый, более пологий. Высота ок. 2164м. Погода: пасмурно. (33 мин. ЧХВ) (Дорога продолжается еще несколько десятков метров левым берегом и приводит к следующей переправе, менее удобной.) 15.16-15.41. В широком разливе перешли вброд на правый берег долины. Грунтовая дорога перешла в тропу. Движение пришлось прекратить из-за начавшегося сильного дождя. (25 мин. ЧХВ) Высота ок. 2236м. Впереди, на незначительном удалении, просматривается действующий кош. Он особенный тем, что по периметру загона установлены фонари на фотоэлементах!
Итого за день: ЧХВ - 3 час 22 мин протяженность - 10,53 км перепад высот - 1382 м (начало движения в дол.р.Муху) - 2236 м (м.н.) погода: утром — ясно, днем – облачно в сторону ухудшения, вечером – пасмурно, дождь.
4.2. Пер.Кичи-Ауш, радиальный выход на хр.Тогуз-Кёль
Характеристика перевала Кичи-Ауш
Расположен:в северном отроге хр. Тогуз-Кёль соединяет истоки рек Муху и Малая Марка. Прохождение: 09 июля 2012г. описание дано от поворота дол.р.Муху до озера в истоках р.Малая Марка. С перевала снята записка: гр.тур. МКОУ ДОД "Станция юных туристов" (секция горного туризма "Каптар") г.Михайловск в количестве 14 человек от 29.04.2012, рук. Юркин М.В., совершавших горное путешествие 1 кат.сл.. Погода во время прохождения (перевала): плотная облачность.
09.07.2012 07.13-07.56. Утром ясно. Продолжили движение в направлении коша по тропе правым берегом дол.р.Муху. На данном участке перехода встречаются несколько южных и северных притоков р.Муху, что затрудняет ориентирование. Не ясно, это основной поворот р.Муху или ее южный приток. В правильном варианте нужно пройти прямо (кош справа). Мы же вначале пересекли вброд обильный южный приток (напротив коша), после чего продолжили движение прямо, по долине. Тропа из-за многочисленного выпаса скота широкая, на левом берегу долины четкая грунтовая дорога. Вышли к месту развилки. Кр.скл. 5-15 град. (43 мин. ЧХВ) Место развилки представляет собой хорошо просматриваемый участок долины со следующими ориентирами. Река Муху делает поворот на ЮЗ. По левому берегу грунтовая дорога проходит мимо незавершенного строения (судя по оставленной технике), П-образной металлической конструкции, после чего начинается резкий набор высоты на гребень, в направлении пер.Мухинский. 08.08-09.00. Приспустившись к руслу реки, перешли на левый берег и продолжили движение по тропе, переходящей в грунтовую дорогу. Кр.скл. 15-25 град. Сильная облачность. (52 мин. ЧХВ) 09.20-09.38. Травянистый гребень, разделяющий долины рек Малой Марки и Муху, на восточной стороне имеет осов, понимающийся в направлении Мухинского перевала наклонным траверсом на гребень. По нему проходит тропа, с которой простой выход к туру пер.Кичи-Ауш (н/к). Перевальный взлет ок. 70м. Кр.скл. до 30 град. (18 мин.ЧХВ) Гребень пологий, седловина перевала кроме тура ничем не отличается от соседних седловин. Снимаем записку, фотографируемся. 10.00-10.23, 10.30-11.05. Спуск с перевала осуществляем по косым полкам (тропа, участок ок.100м, кр.скл. 25-15 град.) в направлении реки Малая Марка. Продолжаем движение правым берегом долины по тропе с участками старой средней осыпи до выхода к озеру в истоках р.М.Марка. Кр.скл. 10-15 град. Высота озера 2745м. (58 мин.ЧХВ) Восточный берег озера более пологий и заболоченный, на противоположной стороне места под палатки находятся в незначительном удалении от воды и на возвышении. Установили лагерь, сделали перекус 11.45-12.22, 12.31-13.07, 13.13-14.15. Маршрутом был предусмотрен акклиматизационный выход на пер.Тогуз-Кель (1А) с последующим восхождением на в.Тогуз-Кель-Баши. Подъем от озера начинался прямо по склону правого берега, преимущественно по средней и крупной подвижной осыпи, крутизной до 35 град. с выходом на пологую часть склона в преддверии непосредственно склонов гребня. Пологая часть склона покрыта крупной слежавшейся осыпью. Низкий плотный туман (видимость от 30 до 100м) закрыл верхнюю часть гребня, что не дало нам возможность определить направление не только необходимого перевала, но и определяющей вершины. На подходе в предполагаемом направлении руководствовались данными GPS-навигатора. Для подъема была выбрана седловина, имеющая похожую ориентацию относительно близлежащей вершины. Подъем на гребень составил порядка 150м по средней и крупной подвижной осыпи крутизной от 25 до 40 град. (определяющий участок ок. 50м), в верхней части с элементами лазания. По восприятию автора, к.т. участка составляла 1Б, но поскольку движение участников было одновременным с самостраховкой ледорубом и не требовало организации перил, можно охарактеризовать к.т. 1А*. На седловине гребень узкий, с В обрывистый. Мы оказались на гребне по другую сторону от в.Тогуз-Кель-Баши. Высота 3204м. (131 мин. ЧХВ) 14.37-16.43. Спуск с седловины осуществляли по пути подъема, спуск к месту установки лагеря – по кратчайшему пути по данным навигатора. (66 мин. ЧХВ) На всем участке радиального выхода движение участников осуществлялось в касках, самостраховка ледорубом. Восхождения на перевал и вершину не состоялись, но задача активной акклиматизации была выполнена.
Итого за день: ЧХВ (без рад. выхода) - 2 час 51 мин, рад. выход – 131/66 мин протяженность - 9,51 км перепад высот - 2236 м (м.н.) – 2718 м (пер.Кичи-Ауш) – 2645 м (н.т.) – 2745 м (озеро в истоках р.М.Марка, м.н.) – 3204 м (седловина в гребне) – 2745 м (м.н.) погода: утром — ясно, днем и вечером – пасмурно, слабый дождь, туман.
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||