Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.50
Автор: Антон Владимиров, ВКС, Владивосток

КАК ДВА СПЕЛЕОЛОГА РЕШИЛИ ПРОЙТИ ТРАВЕРС «ЛЫСЫЙ ДЕД – ФАЛАЗА» И ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛОСЬ

Время: 08-10 Марта 2012 года.
Состав участников: Вова Милькин - Начпох\Завснар\Штурман (Владивостокский Клуб Спелеологов), Антон Владимиров - Завхоз\Санитар\Типа Казначей (Владивостокский Клуб Спелеологов).
Барахло: Палатка четырёхместная (ну, какая была!), газовая горелка с баллонами, кастрюлька, большая аптечка, и много-много пофигизма.
Место действия: Гора Лысый дед (Шкотовский район, Приморский край) расположена западнее сових более известных соседок по Ливадийскому хребту – гор Ливадийская (Пидан) и Литовка (Фалаза). Высоты горы Лысый дед – 1120 м. 

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Высадка


Всё только начинается… (Здесь и далее - фото Вовы Милькина)
В любом походе, независимо от степени сложности и от того, что там произошло, виноватыми всегда остаются два человека – это завхоз и начальник похода. Однако ЭТОТ поход просто цинично ломал всю, старательно выверенную до него, статистику.
Потому что участвовали в нём исключительно эти самые двое «крайних» - Вова был начпохом, а я – завхозом (Фродо и Сэм нервно курят ароматический бамбук у стойки бара).
От новой должности мне весь поход было слегка не по себе – всем известно, что лучше попасть под гусеницу танка, чем под кованый ботинок голодного туриста, но вроде как, всё обошлось.
Пять утра, будильник, моё недовольное хрюканье, душ, экипировка, лифт, улица. Спускаюсь на Баляева, оттуда срезаю через Жигура на Некрасовскую, отпуская привычную порцию «непереводимого итальянского фольклора» на тему строителей-извращенцев, проектировавших застройку Владивостока.
Цели своей они добились превосходно – «город-крепость» исключает всякую возможность попасть из точки А в точку В каким-либо логичным путём, заставляя потенциального противника (а заодно и незадачливых местных жителей, «бей своих, чтоб Чужие боялись») попадать в точку назначения через самые отдалённые районы города.
Первая Речка. Так, сразу видно, что впереди три выходных – турья на остановке немного, но побольше, чем обычно. Перекидываясь шуточками, залезаем в электрон, едем.
На Второй Речке заходит Вова в компании Хоть Убей Не Помню Кого, Но Мы Явно Знакомы, и говорит, что в шестом вагоне едут наши девчонки в Екатериновку. Идём в шестой вагон, по пути встречая ещё пару-тройку знакомых.
Кроме девчонок, в шестом вагоне нас ожидал сюрприз в виде едущего в Находку моего старого знакомого, Андрюхи Ефремова. Андрюха – турист со здоровенным стажем и опытом работы на организацию «WCS» в области тропления тигра, весело заржал, когда узнал, куда мы идём, и что на Лысом Деде периодически видят этих самых тигров.
Общий апофигоз наступил, когда оказалось, что Вова забыл дома фальшфейер. Казалось, что от нашего дружного ржача поезд сойдёт с рельсов. Но обошлось…
Вот так, с шутками, приколами и ржачем, мы доехали до Смоляниново. Все злорадно пожелали нам удачи (и чего это они так перемигиваются, а?!)
Поезд подполз к станции и начал высаживать десант. В составе десанта были мы с Вовой и пара старушек, которые с суеверным ужасом поспешили отойти на безопасное расстояние от двух, закованных в тяжёлые зимние доспехи, монстров, непонятно как перепутавших базу космодесанта в районе Альтаира со станцией Смоляниново в районе Партизанска.
Пока ждали такси, которое по идее, должно было доставить нас в деревню Молёный Мыс, что под Лысым Дедом, решено было перекусить.
Не успели уничтожить пятнадцатый бутерброд, как раздался звонок. Обещанный «Чокнутый Пилот» уже прогревал двигатель метров за двадцать от нас. Побросав рюкзачьё в багажник, выясняем, что «пилот» не имеет ни малейшего представления о том, куда нас везти и где вообще находится такая аномалия, как деревня Молёный Мыс.


Деревня Молёный Мыс – мечта эколога

Ладно, не такие моря видали, достаём ЖПС Руслана (кстати, если бы не она, мы даже до деревни бы не добрались, не говоря уже о Лысом Деде), и объясняем, куда ехать.
С горем пополам нашли грунтовку на Молёный Мыс и, пересекая непрекращающийся скулёж «пилота», мееедленно, но неотвратимо продвигаемся к цели.
Тем временем окончательно взошло Солнце. Погода была чудесная, свежий снег на грунтовке – почти нетронутый (а это, между прочим, уже настораживает, хотя, ну не зря же Молёный Мыс обзывают одним из самых труднодоступных населённых пунктов в этом квадрате), придавал напряжения атмосфере только «пилот», с равными интервалами повторяющий, что дальше он не проедет.
Наконец, на перевале, когда до деревни оставалось километров десять по прямой (а по дороге – все двадцать, только вот мы об этом не знали), после долгих препирательств, пришли к компромиссу.
«Пилот» получил половину стоимости нашей заброски и радостно ускакал в Смоляниново, с суеверным ужасом рассказывать диспетчерам о двух «русо туристо», идущих в тайгу, зимой, и даже без поддержки вертолёта с взводом морских пехотинцев на борту.
Ну а «туристо» плюнули и пошли в сторону деревни пешком. Причём, сначала пошли не по той дороге, но вовремя сориентировались (слава Руслану и его навигатору!).
Вскоре выяснилось, что удача ещё не окончательно повернулась к нам задом. После первого пройденного пешком перевала, нас подобрали дружелюбные аборигены и с комфортом забросили в деревню, по пути ещё и рассказав о специфике здешних, и, правда, местами диковатых, мест.
Отблагодарив женщину-пилота шоколадкой и поздравив с праздником, сверяемся с навигатором и начинаем, наконец, наш эпичный Траверс.
В конце деревни, возле последнего домика, пространство перед которым сильно напоминало свалку армейской техники, поговорили с ещё одним аборигеном. Он спросил только одно: «Наверх?»
- Да, отвечаем.
- Не пройдёте. Снега по уши. Тройной наст…
Но, увидев, что нас не вразумить, он только махнул рукой и ушёл в дом.

Сразу за деревней начинался лес с единственной, пробитой лесовозами, дорогой. Судя по треку, взятому на сайте клуба «Грин Тур», маршировать нам ещё часов шесть-семь. И как они умудрились за день с Деда до Пидана доскакать?..
Шли один за другим, я тропил, Вова морально поддерживал, достав плеер и устроив за спиной мини-рок-концерт.
Дорога постоянно петляла и ветвилась, из чего мы сделали вывод, что у местных лесорубов основным развлечением является прокладка новых ответвлений в лесном массиве, в итоге, всё равно замыкающихся на «основную магистраль».
Наконец, доходим до развилки, которую заранее определили, как первый чек-поинт. Сбрасываем рюкзаки, сохраняемся, перекусываем (блиннн, поджопник дома оставил!!!). Думаем, куда иттить дальше. В принципе, обе дороги смыкались где-то на середине подъёма на гору, но одна из них, вроде как, была покороче и попрямее. Решили сначала пойти по ней, а там видно будет.
Вскидываем рюкзачьё на плечи, врубаем Вовин плеер и начинаем пробираться вперёд, периодически сверяясь с навигатором.
Сверка не помогла – через полчаса Вова меня окликнул. Оказалось, трек сворачивал с дороги и уводил круто в гору. Очевидно, здесь они спускались, пытаясь сократить путь.


Рекогносцировка

Вариант карабкания по склону с тяжеленным рюкзачьём особого интузизьма ни у кого не вызвал, так что решено было вернуться на развилку и попробовать длинную дорогу. Возвращались тоже не просто так, а проверяли каждую ответвляющуюся от «магистрали» дорожку – «интересно, а куда ведёт, а вдруг по ней срежем?», утюжили снег, пробирались через бурелом, и в конце концов, со словами: «Ладно, хорошая дорога, в следующий раз проверим!», возвращались на исходную.
Когда пришли к нашей развилке с уже знакомым уютным брёвнышком, было уже часа четыре дня. До места соединения двух тропинок было около четырёх часов ходьбы. Ну и ладно, что нам, кабанам!
Шли долго, за спиной доносились воинственные аккорды «Мельницы», так, понятно, «аутотренинг берсеркера» работает вовсю. А вообще-то фолк сейчас очень в тему – хвойный зимний лес, героический поход, рюкзаки за плечами и гипотетические тигры прямо по курсу. «Мне бы шашку да коня, да на линию огня…»
Солнце медленно перекатывалось в сторону запада, а мы ещё даже подъём не начали. Трек петлял, вилял и почему-то шёл в нескольких метрах от дороги. Издеваются, что ли?..
Дорога кончилась, дальше шли по льду замёрзшей речки. Трек был прямо над нами. Зачем-то залезли на противоположный склон…
Наконец мы устали и решили пообедать. Сидим. Обедаем. Балдеем. Ржём. Уже давно кончилась и речка и дорога, мы тупо пробирались по распадку по пояс в снегу. Зато, какие виды вокруг эпичные…
Сразу видно – пробираемся в самую Обитель Зла – закат, голые деревья, мрачная хвоя, высохшие неохватные стволы, явно бывшие когда-то северными баобабами, с обязательно сидящей на верхушке здоровееенной толстой вороной. Так, всё понятно. Птичка тоже ждёт обеда. Ненавижу падальщиков…

Ну, вот поели, теперь можно и поспааа… Ага, щазз! Рюкзаки на плечи, балаклавы на физии, птичке пару бутеров оставить, и – вперёд, на противоположный край распадка!
Протропили до склона и вот он, наконец, подъём! Здесь всё буквально перепахано следами пятнистых оленей, кабанов и ещё чего-то неведомого, хотя, явно не тигр. И даже не Pz-IV «Тигр»…
На этом склоне видно, что до конца светового дня время ещё есть, это в распадке синие вечерние тени вовсю расползлись, а здесь… Солнышко, тепло, хорошо и мухи не кусают. Вот только троп антропогенных не наблюдается, ну и фиг с ними, шо нам, бульдозерам!
Пока поднимались, поняли, что склон ну ооочень покатый. Каждый раз, радостно видя впереди проглядывающее между деревьев небо, дико разочаровываешься, подойдя поближе и видя продолжение подъёма. Вот и место соединения треков. Высота уже порядочная, но Солнце упрямо ползёт к горизонту. Ну и пусть ползёт! Оно ползёт, а мы пока перекусим и девчонок с Восьмым марта поздравим! Связь тут, правда, гуляет…
Трек начал как-то причудливо ветвиться и изгибаться. Переходим на большое увеличение и балдеем: да они тут РАКЕТУ РИСОВАЛИ! Ровные линии трека расходились в разные стороны, образуя корпус и стабилизаторы, «стоящие» на линии основного трека. Юмористы…
Идём дальше, любуемся алым закатом с обрыва, небо плавно становится из голубого синим, потом фиолетовым…
Ночь. Луна. Лес. Дикий. На снегу – следы кабанов и пятнистых оленей. Бурелом такой, что одного взгляда достаточно, чтобы понять – нормальный человек пробираться в лоб не будет. Тем более – в густых еловниках. И тишина… Тишина ночного леса…
Но вот откуда-то снизу начинает доноситься невнятный шум, который, по мере приближения его источника, начинает приобретать отчётливый смысл: звук маршировки четырёх ног без снегоступов, смешанный с панк-роком из Вовиного плеера.
Лучи мощных фонарей катанами рассекали окружающий мрак, упираясь во всё новые завалы бурелома, сплетения еловых веток и просто метровые сугробы. Окружающим животным, следящим из темноты за этими двумя отморозками, стало очевидно, что темнота – не помеха планам «уже сегодня подняться на вершину и заценить клёвый лунно-снежный пейзаж!»
Для общего морального подъёма была включена на полную громкость песня «Вершины».

Однако подъём был всё таким же пологим, заросли – непроходимыми, снег – глубоким а отклонения от маршрута – адскими. Перекуры (пережоры!) становились всё чаще. Как говорил один мультяшный страус, «Хаба-хаба!».
Наконец, на высоте где-то метров восемьсот, во время привала, мы недоумённо посмотрели друг на друга и поинтересовались, а какого, собственно, фига мы так упираемся? Забодались? Забодались! Значит, надо ставить лагерь! Ибо интегрировать в туризм, пусть и экстремальный, чисто спортивное рвение – пошло, тем более, что нас никто не гонит, а набор высоты остался всего каких-то метров двести. Начинаем окопные работы, расставляем пулемётные точки, готовим ужин…
Тогда ещё никто из нас не знал, что это место, «Лагерь-800», так и останется нашим домом на весь срок похода…

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Штурм

Раннего подъёма не получилось. Накануне легли поздно, забодались сильно, и, в конце концов, отдыхаем мы, или нет?! Ну, в общем, после утреннего чая было решено налегке прогуляться на вершину, составить план действий и заодно посмотреть на разбившийся здесь в 50-х годах торпедоносец.


Хвостовая часть торпедоносца ИЛ-86Т

Первые же минуты подъёма ясно дали понять, что вчерашнее решение остановиться, возможно, спасло нас от переутомления, разбивки лагеря на наклонном склоне и возможных травм, связанных с преодолением по-настоящему ГЛУБОКОГО снега и по-настоящему НЕХОЖЕННОГО леса. От трека мы отклонились достаточно сильно, плюс до нас тут в этом году явно никого не было. Поэтому весь кайф зимнего первопрохода достался нам.
Самолёт нашли случайно, Вова, шедший сзади, случайно посмотрел вниз и наткнулся взглядом на серебристый киль с полустёртыми остатками красной звезды.
Пока спускались, выяснили, что точка, где лежал торпедоносец, есть в навигаторе. Чудесно.


Вершина Лысого Деда

Толстый-претолстый слой снега скрывал большую часть обломков, однако киль со стабилизаторами, перевёрнутая мотогондола и искорёженная стойка шасси были видны издалека. Под снегом угадывались плоскости крыла, но точно сказать, что это такое на самом деле, было сложно.
Лезть обратно было тяжелее – глубокий снег мешал продвинуться дальше. На высоте ближе к тысяче метров начался обещанный тройной наст.
С небольшой проплешины перед осыпью открывался дико красивый вид на заснеженные окрестные сопки и водохранилище. Дальше – сыпуха. Протропив дорогу через полосу метрового снега выходим на осыпь, а оттуда – прямо к тригопункту на вершине. Ура, победа, первая высота успешно взята!
На покрытой тонким слоем снега вершине была закреплена куча всевозможных памятных знаков. Одни были покрыты слоем ржавчины, другие выглядели более-менее новыми. Почти все – времён Советского Союза, типа «Рабочие завода […] совершили восхождение в честь […]-летия Великой Победы».
Однако, умели раньше отмечать корпоративы – выбраться на выходные толпой на природу, залезть на невысокую горочку, попить водки – и всё за счёт государства…
Под основным тригопунктом был ещё один – явно более древний, сколоченный из досок (вот такое я видел в первый раз). На деревянной конструкции были закреплены металлические стрелочки с указанием всех окрестных вершин, населённых пунктов и водохранилищ. Смотрим в ту сторону, куда указывает стрелочка с надписью «г. Ливадийская (Пидан)». М-да… Единственный более-менее приемлемый путь – через лежащий чуть ниже нас хребет, между двумя горными пиками, оставляя слева гору Лысая Бабка (Ну логично, если есть Дед, значит, где-то поблизости есть и Бабка!). Снега там – по уши. Ладно, разберёмся…


На распутье

Там же нашли корпус от ручного фонаря, выполняющий функции пенала с тетрадкой посещений. Пишем, кто такие и чего надобно.
Рядом с пеналом, в старом бидоне лежала сводка от «АвиаПоиска», что за самолёт валяется на склоне. Так, понятно, Морская Авиация. Ил-86Т. 50-е годы. По официальным данным – пропали без вести.
Хмм, мало того, что никто не выжил, так их ещё и не искали. Одно слово - Россия…
Кладём бумажки на место, спускаемся за шмотками. На часах – второй час дня. «В компании с Лысым Дедом время летит незаметно…» В палатке после торопливого ужина (пельмени превратились в однородную массу, поэтому с ржачем смешали получившееся мясотесто с «Дошираком» и запиточили) царил жуткий бардак. Ну и ладно, сначала мы пообедаем…

За обедом думаем, как жить дальше. Пока выползем, будет четыре часа. До Пидана до вечера не дойдём явно – если мы на Деда поднимались полтора дня, то по заснеженному хребту до Пидана будем тащиться все два. А завтра нам уже нужно быть на электричке. Вова предложил идти всю ночь. Мысленно просчитываю КПД от такой авантюры и говорю, что нет смысла. В темноте скорость передвижения, как известно, падает где-то наполовину. Снега – до чёрта, видимость – метров пятнадцать, трека до Пидана у нас нет. Короче, есть все шансы, что мы забодаемся, как собаки, поспать ближе к утру всё равно придётся, а в итоге мало того, что до Пидана не дойдём, так ещё и окажемся чёр-те где с нулевыми шансами успеть на вечерний электрон. «Всё это может привести к потерям больших человеческих жертв!», как говорил один мультяшный страус.
Значит, придётся отступать. Обратно придётся идти пешкарусом, расстояние примерно то же, что и до Пидана, зато здесь у нас есть хоть как-то протоптанная дорога.
Ну а сегодня можно сходить в сторону Лысой Бабки и полазить там…
Заканчиваем ужин, экипируемся, выдвигаемся. В совершенно противоположную от Пидана сторону…

Спустились мы с боковой стороны горы, в распадок, где текла небольшая речка, очевидно, приток реки, через которую мы переходили незадолго перед вчерашним обедом, название ещё такое психоделическое… А, вспомнил, Галанта она называется. Так вот, идём по речушке вниз, падаем, прикалываемся, между делом ищем следы тигра (ну не зря ж нас так пугали!). Не нашли, решили залезть на противоположную от Деда сопочку. Доползли до середины, забодались. Как раз началась большая проплешина с покрытой снегом сыпухой. Доползли до верхнего края сыпухи, нашли удобное брёвнышко на кромке леса. Сидим, смакуем чаёк из фляжки, любуемся закатом и вершиной Деда, и тут Вова спрашивает:
- Слушай, а на фиг мы сюда полезли?..
Ржём. Отсюда видно, насколько, оказывается, Лысый Дед покатый.
Получается, путь, по которому мы шли, самый длинный (это потом подтвердилось – обратно в легерь мы дошли часа за два (!) от подножья, а лагерь, напомню, в 200 метрах от вершины).
Посидели, отдохнули. Солнце скрылось за склоном Деда и решили мы идти обратно. В свете догорающих лучей Солнца спустились с сопки, дошли до подножия Деда и начали карабкаться вверх по осыпи. Виды вокруг всё такие же эпичные – сине-фиолетовое небо с зажигающимися звёздами проглядывает через пушистые ёлочные лапы… Красота, даже матом ругаться не хочется…


«Лагерь-800»

Поднимались дольше, чем спускались раза в два, я уже мысленно начал ругаться, что «понастроили, блин!», как подъём внезапно кончился. В глаза ударил свет встречного фонарика… Встряхиваю головой. Тьфу, блин! Оказывается, просто очень яркая звезда резко появилась с противоположной стороны горы. Чёрт, а я уж за десантным ножом потянулся…
Вышел на развилку, от которой мы свернули, жду Вову. Пока ждал, всё думал, откуда на вершине молодой лиственницы передо мной, могла оказаться кедровая шишка? Кедра-то в радиусе пятнадцати метров не растёт… Парадокс.
Наконец, из-за бугра показался Вовин фонарь. Сразу вспомниля кадр из советского мульта про Винни-Пуха, где главный герой, ломая ветки и кусты, вламывается на полянку.
Идём к палатке, готовим ужин. На ужин планировали приготовить суп, кто-то высказал идею про то, чтобы оставшиеся пельмени «пустить в дело» и приготовить «суп с клёцками».
Нуу, идея, конечно, была так себе, но воспринята голодными желудками она была на «ура». Так что, переодеваемся в «домашние» шмотки и начинаем кулинарить. К тому времени, как суп окончательно приготовился, Вова заснул. Бужу его, сидим, ужинаем.
Разгребаем бардак (ух, сколько места появилось!), перекладываем коврики, забираемся в спальники… Долго ещё местное зверьё с недоумением косилось на обледеневшую палатку, из которой неслись жизнерадостные аккорды «Ногу Свело!»…

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Эвакуация

«Better off Dead». «Лучше быть мёртвым». Так назывался альбом «Sodoma», который я слушал в ночь перед высадкой, утрамбовывая рюкзак. И это название как нельзя лучше характеризовало моё настроение в первые секунды после пробуждения.
Было шесть часов утра. Шесть часов утра в зимнем лесу (и по фигу, что сейчас март, снега от этого не меньше). Вова проснулся раньше, он не разбудил меня сразу, решив сначала зажечь горелку и нагреть атмосферу в палатке. А я в это время малодушно думал, что звуки снаружи спальника мне всего лишь снятся…

Проспали мы всего три с половиной часа. Чертовски мало для зимнего похода, пусть даже мы и не особо вчера напрягались.
Чай готовить не стали. Как потом выяснилось – зря. Зато сэкономили где-то полчаса - час.
Быстро собираемся, с неизменными прикольчиками и ржачем, компактизируем и укладываем Вове в рюкзак палатку и выходим в ночной лес…
Зимняя тайга, лунный свет искрит, отражаясь от снега, сзади Вовина фигура с огромным рюкзаком и висящей прямо над ним огромной Луной. Выглядит весьма зловеще, не хватает только оборотня за спиной. В погонах.
Внизу нас ждал сюрприз – тропу нашу буквально перепахали диверсионные стада злобных пятнистых оленей. Вечно с этими местными одни проблемы! В довершение ко всему, начал искажаться сигнал на навигатор, трек оказывался то тут, то там, то чёр-те где. Не воспользоваться такой перспективой мы просто не могли и радостно сбились с пути. Казалось бы, ну иди вниз по склону, да и не парься! Так нет же, прямо перед нами было целых три замечательных распадка (гора-то круглая!), из которых только один был «нашим», с дорогой. Да и по пояс в снегу спросонок идти решительно не хотелось, душа и ходовая система упорно требовали комфортного передвижения личного состава.
Ближе к подножию случилась небольшая авария – наши желудки начали возмущаться вчерашнему смешению магазинных пельменей (явно не очень кошерных) с гречневым супом. Выковыриваем из аптечки «Беллалгин», и вот тут-то отсутствие чая вышло нам боком. Пришлось зажёвывать колёсики снегом…
Перекуриваем, идём дальше. Спускаемся с горы и – о, чудо! – оказывается, мы очень даже неплохо срезали путь, выйдя прямо на дорогу, минуя речку. Идём, наблюдаем за рассветом, на ходу строя версии на тему «а может, тут в принципе гора сигнал экранирует и самолёт не просто так её протаранил?..»


Скальные обнажения у подножия горы

Дошли до деревни где-то часа за два. Где-то километров за пять на снегу стали появляться следы гусеничных траков. Так, понятно, кто-то уже возъюзал нашу позавчерашнюю тропу. Лесорубы, наверно… Или…
Молнией пронзило воспоминание – как-то странно местные реагируют на вопрос о том, видят ли здесь тигров. Такое инстинктивное движение, будто тянутся за противотанковым ружьём. На сайте у гринтуровцев тоже не уточнялось, следы тигра они видели, или, всё-таки, «Тигра»…
Как будто подтверждая мою догадку, где-то в глубине леса раздаётся громкое «тра-та-та-та-та!». Деревья скрипят на морозе? Или…
На всём протяжении до Лысого Деда вдоль дороги виднелись большие железные обломки… Подозрительно…
Доходим до деревни. Здесь, вроде, ничего не изменилось. Танков тоже не видно… Значит, не прошли…
На обратном пути до нас доходит, что здесь на столбах отсутствуют провода, зато почти все жилые дома оснащены солнечными батареями. Даже телефонная будка с персональным «локатором», аккумулирующим энергию. Ну прямо не деревня, а мечта «гринписовца».
Проходим деревню и идём в сторону горного хребта, за которым – трасса. На перекуре чуть не заснули. Идти далеко… Было бы. Если бы нас опять не подвезли. Кто сказал, что деревня глухая и редко посещаемая? Или просто нам так везёт?
Вдоволь полетав по салону «УАЗика»-«Таблетки», высаживаемся (вываливаемся!) на повороте на Большой Камень. Решили перекусить, разжившись в ближайшем мини-маркете на заправке минимумом ништяков и минералкой.
Заодно вспомнили, что всё это время таскали с собой баночку красной икры, которую купили вместо паштета и берегли «на последний день». Оказалось – лучше бы паштета купили. Икрой там и не пахло («так вот почему она была такая дешёвая! Гррррмя!»).
До Смоляниново – двадцать километров, решили добраться автостопом. Автостоп получился оррригинальным – Вова тормознул пассажирский автобус.
В Смоляниново ещё раз покушали, оказалось, молоко на походах – очень даже неплохая вещь, пусть даже и пастеризованное. До приезда поезда оставалось часа четыре, всё это время мы дружно проспали.
В электричке, все на нас смотрят с суеверным ужасом («Господи! Космодесант! Опять! Мало нам дивизии «Тигров», прячущейся в тайге под Лысым Дедом!..»)
Проезжаем Артём-Приморский, облизываемся на «ну прямо реакторные» трубы ГРЭСа…
Вот и Вторая Речка, Центурион Вова отправляется домой, досыпать, а я еду в Центр – по традиции, к себе на Зелёный Угол поползу пешкарусом, пугая редких прохожих гигантским рюкзаком и всем своим видом создавая иллюзию, что началась, наконец, долгожданная Третья Мировая…
ЭПИЛОГ

Вот так вот наш «траверс» и закончился. Есть у меня одна знакомая девочка-диггер, так вот, у неё есть коронная фраза: «А кто молодец? – Я молодец!»
Так вот…
До Пидана и Фалазы мы не добрались, зато на самолёт посмотрели, на Лысом деде побывали, перезнакомились с половиной местных (благо, их там не так много), распугали всех немецких танкистов в радиусе сорока километров.
Придя домой, первым делом залезли на сайт «АвиаПоиска». Оказалось, что в тех местах валяются целых четыре (!) самолёта разных лет – «наш» Ил-28Т, сбитый своими же истребителями в тех же 50-х годах ТУ-14Т (всё та же Морская Авиация), лежащий где-то в Галанте МиГ-15 и где-то ещё на траверсе Пидан – Лысый Дед с южного склона лежит некий «деревянный самолёт»…
Итак, контакты ребят из «АвиаПоиска» у нас есть, скорее всего, один из следующих походов будет с ними. Тем более, что Лера Панасенко сказала, что они сейчас под Артёмом что-то нашли…
В общем, впечатлений от похода – куча! «Кто молодцы? – Мы молодцы!..»

Выводы из наших похождений:
1) Если в поход идёт группа до трёх человек включительно, не стоит брать котелки\кастрюльки объёмом больше трёх литров – места занимают много, весят нехило, а такого объёма пищи просто не съедается. Обычного армейского котелка объёмом в 1,5 литра и крышкой-сковородой на 0,5 литра хватит за глаза, кстати, это не первый поход, которым это проверено.
2) Чай перед выходом готовить необходимо, мало ли что.
3) Госпитальеру на заметку: как бы торопливо не укладывался рюкзак на сборах, аптечка всегда должна быть на самом верху, чтобы не пришлось долго рыться и потрошить рюкзак. В принципе, это логично, но никогда по запарке не соблюдается
4) Молоко на походах – вещь! &61514
5) В зимних условиях, на походах с сильным набором высоты, на человека уходит где-то по плитке шоколада в день.
6) Ну, и если местные говорят «не пройдёте», то стоит готовиться к худшему.


Вид на Лысый Дед с противоположной сопки

Вова Милькин

Антон Владимиров

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

не нужен

молодцы
 
заголовок не нужен

Мы за выходные ходили этот траверс. Самолетов только в районе Пидана валяется 6 штук плюс один вертак. Аборигенов лучше вообще не слушать.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru