Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Фармаковский, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Алтаю летом 2011 г. Часть 1
Фотоальбом отчета

Отчёт

о прохождении горного туристского спортивного маршрута третьей

категории сложности по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам

Центрального Алтая, совершенном группой МГЦТК г. Москвы

в период с 22.07.2011 по 10.08.2011 года.

Маршрутная книжка № 1/3 - 301

Руководитель группы: Фармаковский А.В.

(afarmakovsky@gmail.com)

Справочные сведения

Вид туризма – горный, спортивный поход.

Район путешествия – Алтай, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребет.

Количество участников - 8 .

Сроки проведения с 22 июля по 10 августа.

Продолжительность активной части маршрута – 16 дней.

Протяженность маршрута – 145 км.

Нитка маршрута

с. Бельтир, пер. Карагем (н/к, 2837), пер. 30(60) лет ВЛКСМ (1Б, 3100)(радиально), Восход (2А, 3240), пер. Переметный (1Б, 3400), р. Атбажи, р. Йолдоайры, р. Карагем, оз.Камрю, Пер. Камрю Зап. 2(1Б, 3028), пер. Лена (2А, 3215), пер. Молодых (2А, 3070), пер. Москвичей (1Б, 3075), пер. Орбита (1Б, 3000), оз.Верх. Шавлинское, оз. Ниж. Шавлинское, пер. Орой (н/к, 2229), пос. Чибит

Пройдено категорийных перевалов - 9, из них: н/к - 1 перевал, 1Б – 5 перевалов (1- радиально), 2А – 3 перевала.

Максимальная высота – (3505 м по GPS приемнику) 3240 м по справочнику - пер. Восход

Участники


№№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

Опыт

Обязанности в группе


1

Фармаковский Артем Владимирович

1985

4ГУ – Ц.Кавказ

2ГР – Фаны

Руководитель

2

Данилов Николай Васильевич

1984

1ГУ Кавказ (опыт 1Б), 1ГУ Тянь-Шань

Медик

3

Соколов Антон Евгеньевич

1980

1ГУ Кавказ (опыт 1Б)

Завпит

4

Липова Мария Александровна

1986

2ГУ Фаны

Хронометрист

5

Форый

Андрей

Александрович

1975

2ГУ Тянь-Шань

Реммастер

6

Шилкова

Ольга

Сергеевна

1978

2ГУ Тянь-Шань

Фотограф

7

Единак

Екатерина

Александровна

1988

2ГУ Кавказ

Финансист, отв. за спутниковый телефон

8

Ягодин Василий Ильич

1984

2ГУ Фаны

Снаряженец


Выбор района и смысловая идея похода

Алтай – это район в котором большая часть группы не бывала, а те, кто бывал давно и не во всех местах. В районе Чуйских белков можно проводить походы 1-5(6) к.с. А возможности для проведения походов 3 к.с. достаточно солидные. Много знакомых групп из дружественной школы БТП при РТК Плющиха запланировали маршрут в этом красочном районе.

Маршрут прокладывался по разнохарактерным перевалам с охватом разных хребтов и посещением максимального количества озер. В связи с этим маршрут получался достаточно линейным. Обязательно хотелось посетить перевал «Восход» - очень красивая снежная седловина перевала. А также пройти в традиционную связку «Молодых – Москвичи - Орбита». Завершая поход около жемчужины Алтая – Большого Шавлинского озера.


Транспорт и логистика

До Барнаула из Москвы группа мы добиралась самолётом авиакомпании Utair UT-467 (вылет в 22-00 из Внуково, прилет в 5-20). Нам было удобно наличие 3ех близких по времени рейсов самолета и поезда Москва-Барнаул, чтобы хватило «недорогих» билетов и можно было организовать одновременную заброску нескольких групп. Часть дружественных групп летели из Москвы на рейсах Аэрофлота и S7, часть лудей забирали на железнодорожном вокзале Барнаула. На вокзале есть камера хранения, около 100 руб/сутки за одну вещь(это может быть средний 100л рюкзак, но не огромный).

Из Барнаула до р. Чаган-Узун мы доехали вместе со школой ТК «Плющиха» на большом автобусе Setra(типа Экаруса), так называемый «свороток на с. Бельтир». Обедать заехали в кафе «Паулинка» в г. Бийск. При выезде 10 утра от железнодорожного вокзала, часовом обеде, можно успеть затемно(в районе 20-00) в пос. Чибит. На «своротке на с. Бельтир» мы были в районе часа ночи, там есть возможность поставить большое количество палаток в отдалении от населенки. Ночью с нами были водитель автобуса, общения с местными мы избежали. Большой автобус можно заказать «напрямую» у Тырышкина Валерия Кузьмича, 8903-9498718 8-9831817170.

Но все же советуем обратиться в АлтайТурСервиc, они регулярно организуют заброски в район, знают состояние дорог и путь движения. Для каждой из 5 групп нам подогнали 3 «Уазика типа Буханка» и один грузовик ГАЗ. Наша группа ехала на УАЗике на пер. Карагем. Транспорт заказывали из Москвы через фирму АлтайТурСервиc, контактное лицо - Одиноких Александр Владимирович. Заезд организовывали для 5-ти групп, все машины подавались вовремя, и опозданий по времени у нас не было. Тел: (3854) 435403 (3854) 435404 сот. 8-9050834999. E-mail: info@altaiturs.ru г.Бийск, ул.Мартьянова, 49, оф.1 Сайт: www.altaiturs.ru

Общий расчет на все группы на заезд:

43 человек Барнаул-Акташ-Бельтир(свороток)+ ночевка,автобус (50 мест + груз)-60 т.р.
Заброска на Карагем 8 чел + груз - 15 т.р
Заброска верховья р.Талдура 19 чел + груз - 15 т.р
Заброска верховья р.Талдура 9 чел + груз - 12 т.р
Заброска (Свороток) с Чуйского тракта - Бельтир (до моста) 7 чел.+ груз- 5 т.р (т.к транспорт пойдет с Чибита)

Мы делали предварительный платеж на 5 т.р. через Сбербанк.

У Александра заказали закупку газовых баллонов типа «Еврогаз -40 град.» по 440 гр. и 220 гр., остались не очень довольны. Этот газ плохо работал с нашими мультитопливными горелками, возможно в Барнауле можно купить другие баллоны, но нам было жалко на это тратить время заезда.

Выезд нам обошелся в 13 т.р. от пос. Чибит до аэропорта Барнаула. Заранее договорились о дате нашего выезда, но также позвонили Александру за пару дней по спутниковому телефону.

Со стороны пер. Орой в Чибит можно попасть через 2 моста через р.Чуя:

- ниже Чибита - он бесплатный, но больше по километражу (и видимо хуже дорога)

- Отремонтированный Оройский мост выше Чибита(рис 147), он напрямую выходит на пер. Орой, при движении в сторону Ороя – 100 руб с человека. Как нам говорили встреченные туристы с них обещали на обратном пути денег не брать(обратно входит в 100 руб). Мы двигались по мосту в обратном направлении и в позднее время – после 16-30. Сторожа не было.

Из долины р. Мажой есть также платный мост 100 руб, а также есть грунтовая дорога на Оройский мост.


Обеспечение безопасности на маршруте

При планировании маршрута рассматривались варианты взаимодействия с группами школы НТП при РТК «Плющиха» г. Москвы, но в график взаимодействия наш маршрут не вписался, и в итоге мы связывались с некоторыми группами по спутниковой связи и были очень рады увидеться в Барнауле. Также было известно о нахождении в районе групп ТК МГУ и ТК Вестра.

Страховка

Для обеспечения безопасности была оформлена спортивная страховка в компании «Росно» на страховую сумму 20000р. Программа "РОСНО-СНГ Страхование путешественников", телефон +7(495)7750999, http://www.rosno.ru/. Существует также множество других страховых компаний, качество работы и выплат этой компании нам неизвестно.

Связь

Для обеспечения безопасности мы брали с собой спутниковый телефон – Иридиум (http://www.iridium.ru) Залог за аренду нам обошелся 60 000 руб, причем из этой суммы аренда – 9220 руб., разговоры и смс 4340 руб. В Москве принимала наши смски и координировала связь с нами Марина Красная(спасибо ей большое), каждые 3 дня мы обязались отсылать ей сообщение.

Сотовый телефон ловит сейчас в пос. Чибит и Акташ, с трудом можно поймать связь на пер. Орой, в остальной горной части маршрута связь маловероятна.

МЧС

Был сделан запрос в МЧС республики Алтай с описанием нашего маршрута и постановкой на учет по электронной почте: mchs_ra@mail.ru. Заявка через сайт не работала, хотя присутствовала такая опция. http://04.mchs.gov.ru

При заезде в горы и выходе мы делали только подтверждающий снятие и постановку на учет звонок в ПСО, что очень удобно, телефоны (388-22) 2-29-14. В Москве предварительно сделали уточняющий звонок в Авиалесохрану о возможности вылета вертолета, МЧС использует вертолеты этой службы. Есть вертолет в с. Онгудай, а также в Горно-Алтайске(http://airbase23.ru/).

В ходе маршрута мы действительно видели летящий вертолет в районе оз. Камрю.

Аварийные выходы

В заявленном маршруте были прописаны аварийные выходы по долинам рек Талдура, Карагем, Юнгур. В этом случае мы планировали выходить в населенные пункты: Бельтир, Беляши(Джазатор), Акташ, Чибит. Для замены более сложных перевалов и сокращение длины пути в случае нехватки времени или необходимости были заявлены перевалы: пер. 30(60) лет ВЛКСМ 1Б– сквозное прохождение вместо пер. Восход 2А обход по долине пер. Камрю Зап.2 1Б пер. Разведочный 1Б – вместо пер. Лена 2А отказ от пер. Молодых 2А с прямым прохождением пер. Москвичей 1Б из долины отказ от прохождения пер. Орбита 1Б замена пер. Верхн. Шавлинский 2А – перевалом Нижн. Шавлинский 1Б выход через пер. Орой выход через пер. Куранду вместо связки перевалов.

Безопасность при движении

На маршруте соблюдались требования к безопасности для туристов для хождения по разным формам рельефа, в частности: хождение в связках по закрытым ледникам, осуществление восхождений и переходов рек ранним утром, движение по осыпным склонам плотной группой, прохождение перевалов только при достаточной видимости и устойчивости погоды, прохождение камнеопасных склонов при постоянном наблюдении. В поход бралась общественная аптечка с отдельной частью «аптечки первой помощи», а также персональные аптечки участников.


Заявленный и пройденный маршрут.

Заявленный маршрут

Пройденный маршрут

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Участки маршрута

Км

кмх1.2

H

22.07.2011

-1

вылет Москва- г. Барнаул

вылет Москва- г. Барнаул

23.07.2011

0

г.Барнаул - пос. Бельтир

г.Барнаул – свороток с Чуйского тракта на пос. Бельтир

24.07.2011

1

пос. Бельтир - пер. Карагем (н/к, 2837)- Карагемская поляна

пер. Карагем (н/к) – развилка р. Йолдоайры

9

+267м

25.07.2011

2

подход под пер. Восход, пер. 30(60) лет ВЛКСМ (1Б, 3100)(радиально)

подход под пер. Восход, пер. 30(60) лет ВЛКСМ (1Б, 3100)(радиально)

9

+522м

-46м

26.07.2011

3

пер. Восход (2А, 3240)

пер. Восход (2А, 3240)

7

+363м

-661м

27.07.2011

4

подход под пер. Переметный

подход под пер. Переметный

6

-26м

28.07.2011

5

пер. Переметный (1Б, 3400)

пер. Переметный (1Б, 3400), дол. р. Атбажи

11

+407м

-964м

29.07.2011

6

дол. Р. Прав. Карагем

р. Йолдоайры, Карагемская поляна, радиально забор заброски из под пер. Карагем

15

-309м

30.07.2011

7

оз. Камрю полудневка

Дол. р. Карагем до слияния с р. Камрю

10

-201м

31.07.2011

8

Пер. Камрю Зап. 2(1Б,3028)

оз. Камрю, подход под пер. Камрю Зап. 2(1Б,3028)

9

+731м

01.08.2011

9

пер. Лена (2А, 3115)

Пер. Камрю Зап. 2(1Б,3028), подход под пер. Лена (2А, 3115)

5

+532м

-186м

02.08.2011

10

пер. Молодых (2А, 3070)

пер. Лена (2А, 3115)

3

+290м

-758м

03.08.2011

11

пер. Москвичей(1Б, 3075), пер. Орбита (1Б, 3000)

Дол. р. Юнгур, подход под пер. Молодых (2А, 3070)

8

+387м

04.08.2011

12

оз.Верх. Шавлинское, оз. Большое Шавлинское(радиально) дневка

пер. Молодых (2А, 3070)

3

+561м

-327м

05.08.2011

13

пер. Верх. Шавлинский (2А, 3415)

пер. Москвичей(1Б, 3075), пер. Орбита (1Б, 3000), оз.Верх. Шавлинское, оз. Большое Шавлинское

11

+153м

-1138м

06.08.2011

14

р. Маашей, оз. Маашей

дневка

0

0

07.08.2011

15

пос. Акташ

Подход под пер. Орой (н/к, 2229)

19

+10м

н/д

08.08.2011

16

запасной

пер. Орой (н/к, 2229), пос. Чибит

20

+227м

-1057м

09.08.2011

17

пос. Акташ - Барнаул

пос. Чибит – г. Барнаул

10.08.2011

18

вылет Барнаул - Москва

вылет Барнаул - Москва

145


Причины изменения в маршруте.

В первой половине маршрута произошло небольшое отставание от графика в связи с тем, что заброску не удалось забросить на саму Карагемскую поляну (мы это ожидали при планировании маршрута). Черноземистая почва и «городской» протектор нашего УАЗа не позволили нашему водителю спуститься сильно но ниже пер. Карагем. Поэтому пол 6-ого дня мы потратили на спуск заброски до поляны. Тропа по правому берегу р. Карагем от Карагемской поляны оказалась труднопроходимой и заросшей - это не позволило нам 30.07 дойти до оз. Камрю.

Перед маршрутом, в Барнауле, от других групп, мы узнали о возможном отсутствии моста через р.Чуя в месте слияния р. Машей (по информации прошлого 2010 года), уточнить эту информацию при заезде ни в с. Бельтир ни на Карагемской поляне нам не удалось. Отставание от графика на день и отсутствие уверенности в наличие моста побудили нас изменить планы выхода из района и заменить прохождение пер. Верх. Шавлинский 2А и выход через долину р. Машей на выход через н/к пер. Орой. Километраж при этом сократился на 7 км.

Другие группы подтвердили, что в этом году мост через Чую в районе р. Машей восстановлен, но за его переход берут плату – 100 руб/с человека.

Высотный график

Маршрут состоит из двух логичных «колец» с одной заброской. Первое кольцо по Южно-Чуйскому хребту южнее Карагемской долины, включает в себя акклиматизационную часть и забор заброски. В рамках акклиматизации мы побывали на н/к перевале Карагемский 2837 м, сделали радиальный выход на пер. 30(60) лет ВЛКСМ (1Б, 3100) и организовали под перевалом снежно-ледовые занятия. Но полноценную акклиматизацию для сложной технической части маршрута мы получили уже после 1ого кольца и 6ого дня. Заброска был организована в верховьях Карагемской долины и для того, чтобы ее забрать мы делали отдельную радиальную вылазку с Карагемской поляны.

Второе «кольцо» – большая линейная часть вдоль Карагемской долины, переправа через р. Йолдоайры, р.Карагем, р. Камрю и затем техническая часть по Северо-Чуйскому хребту в сторону Чуйского тракта. Связка перевалов Камрю Зап. 2 и пер. Лена и «классическая» связка перевалов Москвичей, Молодых, Орбита.

Суммарно за поход набор высоты составил - 6109м., сброс высоты 5894м.

Для ориентирования в основном использовалась схема–хребтовка Чуйских хребтов. Ее можно найти по ссылке: http://altai-map.ru/mount.php Также брали с собой топографические карты 1:250000, 1:100000, и 1:50000, загружали карты в GPS навигатор и пользовались распечатками сервиса GoogleMaps.
GPS трек похода

Название точки

Дата и время

lat.

long.

Высота

Свороток с Чуйского тракта на Бельтир

22.07.2011 16:52

N49°39.986'

E87°25.627'

Заброска под пер. Карагем

24.07.2011 13:30

N49°57.834'

E87°43.006'

2400.5

Стоянка 24.08

24.07.2011 20:30

N49°56.033'

E87°42.681'

2667.0

Стоянка 25.08

25.07.2011 16:33

N49°55.174'

E87°41.749'

3143.1

60 лет ВЛКСМ

25.07.2011 15:12

N49°55.208'

E87°41.610'

3188.6

Пережидаем метель перед седловиной

26.07.2011 10:40

N49°54.246'

E87°42.120'

3408.2

Пер. Восход

26.07.2011 16:15

N49°54.021'

E87°42.112'

3505.8

Стоянка 26.08

26.07.2011 22:29

N49°52.245'

E87°43.093'

2845.4

Стоянка 27.08

27.07.2011 19:43

N49°50.916'

E87°40.560'

2819.6

Пер. Переметный

28.07.2011 9:46

N49°51.524'

E87°39.293'

3225.8

Стоянка 28.08

28.07.2011 21:17

N49°56.257'

E87°39.652'

2262.1

Переправа через р. Йолдоайры

29.07.2011 14:04

N49°57.518'

E87°38.845'

2090.3

Стоянка 29.08

29.07.2011 18:03

N49°57.761'

E87°37.041'

1953.8

Обед 30.08

30.07.2011 17:36

N49°56.856'

E87°33.024'

1843.0

Стоянка 30.08

31.07.2011 8:59

N49°56.485'

E87°30.997'

1753.3

Обед 31.08

31.07.2011 15:04

N49°57.924'

E87°29.681'

2043.4

Стоянка 31.08

31.07.2011 20:08

N49°59.114'

E87°25.958'

2484.1

пер. Камрю Зап.2

01.08.2011 12:57

N49°59.026'

E87°24.945'

3015.5

Перекус 01.09

01.08.2011 16:27

N49°58.774'

E87°24.789'

2851.9

Стоянка 01.09

01.08.2011 18:24

N49°58.247'

E87°23.583'

2830.0

Пер. Лена

02.08.2011 9:32

N49°58.596'

E87°23.291'

3119.3

Обед 02.09

02.08.2011 17:25

N49°58.921'

E87°23.304'

2817.7

Стоянка 02.09

02.08.2011 21:28

N49°59.380'

E87°22.464'

2362.1

Обед 03.09

03.08.2011 16:35

N50°01.125'

E87°23.453'

2342.1

Стоянка 03.09

03.08.2011 20:46

N50°02.007'

E87°24.463'

2749.0

Пер. Молодых

04.08.2011 13:49

N50°02.587'

E87°24.720'

3309.7

Стоянка 04.09

04.08.2011 17:11

N50°03.144'

E87°24.158'

2983.6

Пер. Москвичей

05.08.2011 9:13

N50°03.323'

E87°24.154'

3136.6

Пер. Орбита

05.08.2011 12:02

N50°03.627'

E87°24.712'

3103.7

Обед 05.09

05.08.2011 15:12

N50°04.405'

E87°26.912'

2146.3

Дневка 06.09

07.08.2011 8:27

N50°06.202'

E87°25.835'

1998.9

Обед 07.09

07.08.2011 18:48

N50°11.128'

E87°21.893'

---

Стоянка 07.09

08.08.2011 8:59

N50°11.859'

E87°24.493'

2009.8

Пер. Орой

08.08.2011 11:17

N50°14.552'

E87°28.194'

2236.1

Обед, мост через Чую 08.09

08.08.2011 15:46

N50°17.118'

E87°31.364'

1279.6

Пос. Чибит, дом Юрия

08.08.2011 19:55

N50°19.442'

E87°30.234'

1179.2


Общая карта маршрута с привязкой к треку

Техническое описание маршрута

В шапке описания перевала высота дается в соответствии со справочником «Высокогорные перевалы». В остальном описании, включая GPS трек, высота приводится по показаниям нашего GPS навигатора.

Перевал Карагем, н/к, высота 2837 м

Ориентация: Запад - Восток.

Прохождение с запада на восток.

Характер перевального взлета: травянистый.

Соединяемые долины: р. Йолдоайры и р. Джело

Седловина: широкая травянистая, в начале лета бывает в снегу, проходима вездеходным автомобилем типа УАЗ «Буханка»

Координаты:

Широта (WGS84): 49 ° 58 ' 18.480000 '' N

Долгота (WGS84): 87 ° 45 ' 59.640000 '' E

Период времени:июль 24.07.2011 13:00

Погода: слабый дождь, низкая облачность

Меры безопасности: Грамотно распределить вес в машине, контролировать водителя. В нашем случае из-за крутизны дороги и объезда заболоченности машину чуть не перевернуло. Пришлось все сесть на один борт и сдавать задом.

Снаряжение: Личное: треккинговые палки при прохождении пешком, на автомобиле не требуется

Рекомендации: Если вы планируете проехать до Карагемской поляны, то следует заранее договориться с водителем об этом, сейчас кроме местных водителей (с Бельтира) туда наверное никто не проедет. Нужно хорошо знать дорогу, наш водитель был с соседнего села и не поехал ниже первого правого притока. Мы видели УАЗ «Буханку», но реальнее проехать все же на ГАЗ 66. В этом году, как говорят, снег на перевале лежал до конца мая и проехать было невозможно. Грунтовая дорога со стороны пос. Бельтир один раз серьезно пересекала реку(следует учитывать при движении в полноводье), со стороны Карагемско поляны дорога минимум 4 раза пересекает реки (дорогу подмывает и количество пересечений рек не соответствует карте).

Описание:

До перевала доехали на машине.(рис.1) Спуск с перевала для завоза заброски на машине до первого правого притока, до второго брода р. Йолдоайры. Дорога ниже черноземная, требует мастерства водителя и хорошей погоды. Дорога в этой части маршрута нарисована правильно, в основном по правому берегу реки. В больших камнях над дорогой спрятали заброску, к нашей удаче мыши обошли ее стороной и не покушали наших припасов.

Снята записка:

Записка на перевале отсутствовала.

Перевал 30(60) лет ВЛКСМ, 1Б, высота 3100 м, радиально

Ориентация: Запад - Восток.

Прохождение с запада радиально.

Характер перевального взлета: осыпной.

Соединяемые долины: приток р. Йолдоайры (р.Карагелу-Арык) и р. Атбажи

Седловина: широкая осыпная, с западной стороны слева по ходу частично закрыта снежником, обходимым правее по сыпухе

Координаты:

Широта (WGS84): N49°55.208'

Долгота (WGS84): E87°41.610'

Период времени: июль25.07.2011 15:12

Погода: ясно, слабая облачность

Меры безопасности: Движение плотной группой, соблюдая индивидуальную технику хождения по осыпным склонам.

Снаряжение: Личное: каска, треккинговые палки и/или ледоруб, при подъеме по леднику до седловины желательно всем участникам иметь кошки.

Рекомендации: На перевале можно безопасно организовать снежно-ледовые занятия, потренировать ледовые и снежные варианты сдергивания, что мы и сделали. А также препятствие неплохо подойдет для первого акклиматизационного перевала.

Описание:В текущем состоянии прохождение перевала с нашей точки зрения не представляет большой сложности(рис. 5-7). После места стоянки по берегу р. Киренэльдуярыкдоходим за 2 перехода до ледника. Ледник в нижней части открытый. Надели кошки и за 1 переход по леднику перепрыгивая несколько нешироких трещин поднялись в северо-западную часть ледника. Немного поднявшись по морене над ледником поставили лагерь и палатки на отличной травянистой поляне. От поляны начинается перевальный взлет 70 м. по тропе на осыпном склоне, обойдя снежник справа по ходу. Седловина широкая осыпная, в сторону р.Атабажи идет достаточно пологий осыпной склон. Мы просматривали этот перевал чуть позже со стороны долины р. Атабажи и не увидели серьезных сложностей при подъеме с другой стороны.

В качестве тренировки спуск осуществляли по снежнику(рис.11-16), повесив одну веревку на ледорубах. Сдергивание веревки попробовали сделать используя ледорубный крест и петлю Абалакова, в этом месте широкие возможности для несложных тренировок, крутизна снега 35-40 гр.

Снята записка:

ТК УралГАХА и МК «Свезар», г. Екатеринбург «15 градусов левее солнца»

http://mabuka.ru

Группа туристов турклуба в количестве 9 человек совершая горный поход 2 категории сложности, вышла на перевал 60(30) лет ВЛКСМ со стороны р. Йолдоайры метеоусловия хорошие, солнечно дата/время 14.08.2010 17:10

Продолжает движение в направлении р.Атабажи

Снята записка ТК Вестра г.Москва, 27.02.2010 (ошибка в дате) под руководством Тарасовой Е.

Руководитель группы: Бурдин Дмитрий, Маршрутная книжка №84/10

Перевал Восход (в некоторых источниках Олимп), 2А, высота 3240 м

Ориентация: Север - Юг.

Прохождение с севера на юг.

Характер перевального взлета: снежно-осыпной.

Соединяемые долины: долина р. Киренэльдуярык и р. Талдура

Седловина: широкая, снежная

Координаты:

Широта (WGS84): N49°54.021'

Долгота (WGS84): E87°42.112'

Период времени: июль

26.07.2011 16:15

Погода: переменная облачность: с 11 до 15 пережидали туман и снег, после 15-00 без осадков.

Меры безопасности: При подходе к перевальной седловине движение в связках. Перильная страховка при подъеме на седловину. Спуск по сыпухе плотной группой, соблюдая технику движения по осыпным склонам.

Снаряжение: Личное: каска, ледоруб, ИСС

Общественное: 3 веревки по веревке на связку.

Рекомендации:

При движении от стоянок лучше не сильно отклоняться от направления на перевальную седловину.(рис.17-20) Мы двигались сначала немного левее, обхотя трещины на открытом леднике, а затем стали забирать к внешней части ледника. Но подходить близко к склону не стоило ввиду большого количества свежих камней на леднике. Первый участник старался по возможности прозондировать трещины. Трещины сильно расходятся во внутренней части ледника, но также есть широкие трещины во внешней части.

При подъеме на бергшрунд лучше сразу выйти на снежный мост, вырубить ступени в снегу и укрепить их ледорубами для удобства.

Описание:

Выход от стоянок на морене под пер. 30(60) лет ВЛКСМ в 7-00. Нижняя и средняя часть ледника – открытые, в том числе подход к нашим стоянкам из долины. Одеваем кошки и связываемся сразу после выхода на ледник. Ряд трещин, заметных на открытой части ледника, стараемся перейти до того как они окажутся закрыты, т.е. по началу движемся немного левее направления на перевальную седловину(рис.17-20). Но как только вышли на закрытую часть стали придерживаться прямого направления на перевальную седловину. На внешней стороны ледника, со скал заметно сыпет. Много поперечных трещин через все тело ледника, они заметно расширялись к внутренней или внешней части ледника. При подходе верхняя пологая часть ледника, перед седловиной, оказалась открытой. Но погода быстро исправила это, выпал снег, и в 10.30 на опустился туман. Перевал перестал быть виден, видимость упала до 5 м. На безопасном расстоянии от склона, перед седловиной, поставили палатки и стали пережидать непогоду. После снегопада ледник превратился в закрытый. В 12.10 снег прекратился и перевальная седловина открылась. Под перевал поднялись за 2 перехода(рис.21-23). Вышли в 12-30, подъем на три такта по центру седловины, забирая к снежному мосту через бергшрундт. Седловина перевала около 150 м, крутизна снежного склона около 30-40 гр., слой снега около 40 см. Над бергшрунтом повесили 1 веревку с креплением на ледорубной станции. Проходим бергшрундт по снежному мосту, укрепляя склон ледорубами в месте перехода. В 16.00 на седловине перевала. В 16-15 начали спуск(рис.25-27). Спуск с перевала осыпной (средняя осыпь), достаточно много «живых» камней. В начале спуска прослеживаются «намеки» на тропу, движемся уходя вправо по ходу движения. В 17-30 спустились с седловины. Под перевалом открытый выполаживающийся ледник. В верхней части обходим его слева по морене, затем выходим на ледник. Крутые участки ледника обходим по моренам не одевая кошки. Под ледником вдоль долины есть 2 стоянки приблизительно под 5 палаток каждая. Не спускаемся в долину р. Талдура, уходим по моренным завалам правее, вверх по течению р. Талдура. По пути проходим одно мореное озеро. В 19-35 спустились до травянистой болотистой площадки(рис.31). На ней можно встать большим лагерем, но в зависимости от воды площадка может быть сильно заболочена. Рядом есть озеро с травянистыми берегами. Спустились с перевала за 4 перехода.

Снята записка:

Группа туристов турклуба «Вестра» г.Москва в совершая горный поход 3 категории сложности,поднялась на перевал Восход 2А(3561 м) в 9:50, 6.09.2010 со стороны р. Талдура метеоусловия ясно, безветренно. Видимость хорошая. Состояние группы хорошее (5 чел). Движение начато в 10:20 часов 6 сентября 2010 г. В направлении р. Карагем. Снята записка туристов г.Томска под рук. Неудахина В.А. от 04 августа 2010 г. Руководитель группы Козырев Роман. Маршрутная книжка 27/3-309.

Перевал Переметный, 1Б, высота 3400 м

Ориентация: Север - Юг.

Прохождение с юга на север.

Характер перевального взлета: снежно-ледовый

Соединяемые долины: долина р. Талдура и р. Атбажи

Седловина: ледовая, тур находится на скально-осыпном склоне, недалеко от его стыка с ледником

Координаты:

Широта (WGS84): N49°51.524'

Долгота (WGS84): E87°39.293'

Период времени:июль28.07.2011 9:46

Погода: Переменная облачность, без осадков

Меры безопасности: При подъеме движение плотной группой по осыпному склону. При подходе к перевальной седловине движение в связках по леднику, внимательное маневрирование между трещинами. Спуск, при малом количестве снега, как в нашем случае, рекомендуем напрямую – вниз. На уровне 2ой веревки есть бергшрунд. При большем количестве снега можно при спуске забирать правее – тогда, возможно, можно обойтись без провешивания веревок (но такой путь нам показался камнеопасен).

Снаряжение: Личное: каска, ледоруб, кошки, ИСС

Общественное: 3 веревки, по веревке на связку, петли, 2-3 ледобура

Рекомендации:

Очень красивый техничный перевал, но не рекомендуется для первой «1Б» и в слабо подготовленной группе. При прохождении перевала необходимо преодолевать полузакрытый ледник, необходима навешивание 2-3 веревок по 30-40 град. фирновому льду, на спуске необходимо преодолевать бергшрунд. В плохую погоду при слабой видимости – ориентирование осложнится. При движении по верхнему леднику в сторону перевала стоит обратить внимание на расположение трещин при помощи спутниковой съемки Google maps(их расположение может измениться, но в нашем случае направление трещин совпадало).

Описание:

В 6.40 вышли на пер. Переметный и за 1 ходку поднялись под ледник(рис 34).

По ходу движения мы увидели 3 варианта прохода:

1) восточнее от ледника (но нам показалось, что в правой части ледника сильно сыпет, это видно по следам камней на леднике)

2) возможен подъем по центральной части ледника (он оказался слишком крут 40 гр., потребовалось бы большое количество перил и времени для безопасного подъёма)

3) подъём по осыпи слева на более пологую часть ледника и переход по леднику к перевалу.

Был выбран 3 вариант.

Осыпь слева лежит пластами, со скальными выступами. За один переход поднялись на уровень перевала с другой стороны от него, так, что между нами оказался ледник. Связываемся, одеваем кошки. По полуоткрытому леднику пересекаем перевал, лавируя между трещин, доходим к 9.40 до седловины перевала(рис 38-42). Тур находится на стыке скал и ледника по ходу движения.

В 10.00 решаем спускаться напрямик вниз, т.к. ледник справа опасно засыпает камнями. Классический путь спуска лежит по леднику правее. Первую веревку вешаем на расходной петле на вмерзшем камне(рис 43). Здесь ледник очень грязный, с большим количеством камней. Дальше ледник очищается, угол склона 30-40°. Вторую верёвку вешаем на ледобур, на тридцатом метре 2ой веревки находится бергшрунд со снежными мостами, шириной 1 м. Ниже бергшрунда вешаем третью верёвку на ледобурах. Крутизна склона 25-30 град.(рис 44-47) Под перевалом небольшая часть закрытого ледника, но основные трещины читаются. Мы уходим по правой части ледника по ходу движения. Ледник местами сильно загрязнен камнями (неудобно ходить в кошках), но для безопасности спускаемся до языка ледника в кошках, до зачехленной его части(рис 48). В 13-00 обедаем на верхнем озере под ледником(рис 50). Возможны стоянки на леднике на перевале, но только на леднике, причем сильно продуваемом(ледник выше перевала).

Снята записка:

Группа туристов г. Харькова вышла на пер. Переметный (1Б) 27 июля 2011 г. Со стороны р.Талду, совершая пешеходный поход 5 к.с.

Состав группы Моренко Сергей(рук),Моренко Оля, Кирпа Володя, Ковалев Андрей, Кузнецов Артем, Хоцанюта Женя, Никоноренко Руслана, Щедрик Андрей. Ясно, солнечно. Снята записка туристов «Ирбис» г. Бийск от 11 июля 2011 г., рук. Гуляев А., поход 3 к.с. Спуск в сторону р. Атабажи. Удачи!!!

Перевал З.Камрю2, 1Б, высота 3028 м

Ориентация: Запад - Восток.

Прохождение с востока на запад.

Характер перевального взлета: скально-осыпной.

Соединяемые долины: правый приток р. Камрю, оз. Верхн. Камрю и приток р. Карагем (в цирке перевала озеро)

Седловина: скальный гребень.

Координаты:

Широта (WGS84): N49°59.026'

Долгота (WGS84): E87°24.945'

Период времени:июль01.08.2011 12:57

Погода: переменная облачность, слабый дождь начался спуска с перевала

Меры безопасности: При подъеме на перевал на скально-осыпном склоне движение плотной группой, сильно сыпет. При преодолении локальных (метровых) скальных стенок -гимнастическая страховка.

При спуске внимание к выбору пути, многие крупные камни «живые».

Снаряжение: Личное: каска, ледоруб и/или треккинговые палки.

Рекомендации:При прохождении перевала в нашем направлении рекомендуем пройти всю перевальную седловину влево и спускаться «по диагонали» сверху в сторону южной части озера (откуда вытекает ручей). При подъеме на перевал в обратном направлении аналогичная рекомендация подниматься от той же части озера или от снежника (при его наличии). Это позволит избежать хождения по крупному «живому» курумнику вокруг озера и обхождения скальных лбов под перевалом.

Описание:

От озера и места стоянки вышли в 9-10 и начали подъём сначала по травянистому склону, потом по крупному курумнику, обошли скалу левее по ходу движения, прикрывающую перевал от озера и за 3 ходки подошли под перевальный взлёт(рис 72-74). Подъём на перевал сыпушный, двухкулуарный шириной по 10м. При подъёме местами приходится преодолевать двухметровые скальные стенки свободным лазанием. Затем два кулуара объединяются в один. В 13-30 были на перевале(рис 75-77). В 14-00 начали спуск, слегка забирая к озеру, но более логичный спуск идёт от сильно левой стороны седловины по средней осыпи к нижней западной части озера(рис 78). В 16-00 перекусили у озера. Далее немного приспустились из долины перевала и озера(не спускаясь в долину к реке), забирая в сторону долины пер. Разведочный. Ночевать в долине перевала негде – везде крупный курумник, придется или выйти или в долину пер. Разведочный или пер. Лена.

Снята записка:

Группа туристов ТК МИЭМ&ТК МИСиС, г. Москвы в рамках школы СУ, совершая пешеходный поход 4 к/с, в составе 5 человек вышла на перевал (к туру): Зап. Камрю -2. 7 августа 2009 года в 10-50 по маршруту: от озера Камрю. Метеорологические условия: ясно, малооблачно. Состояние группы отличное. Группа уходит в направлении пер. «Лена» (2А), время выхода 7 августа 2009 года 11-20.

Руководитель: Лазаренко Е.Р. Участники: Журавлев Е.В., Худяков С.В., Назарова И.А., Гришин Д.В.

Тура не обнаружено. Маршрутная книжка №1/1-404

Всем успехов и хорошей погоды на Алтае!!! :)

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru