Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 2 к.с. по Алтаю летом 2011 г. Часть 1
Отчет об учебно-тренировочном горном походе 2 к. с. по Горному Алтаю (Северо-Чуйский хребет) совершенном в июле — августе 2011 г. Группой туристов пеше-горной школы БУ при РТК «Плющиха». Маршрутная книжка № 1/3-207 Инструктор (Руководитель) отделения (группы): Иськов АндрейГеннадьевич Нитка маршрута: пос. Бельтир— р. Талдура — пер. Кускунур (н /к) — пер. Купол (1Б) — пер. Эренбурга (1А) — пер. Томич (1А) — Карагемская поляна — пер. Абыл-Оюк (1Б) — оз. Верхнее Шавлинское — пер. Орой (н/к) — пос. Чибит.
I. Справочные сведения о походе. Проводящая организация: т/к «Плющиха» (ЛКТ), РФ, Москва Место проведения: РФ,Алтайский край 3. Общие сведения о маршруте
Максимальная высота — 3556 м. (в. Купол) 4. Нитка маршрута
Нитка маршрута показана на Рис. 1. Представленная хребтовка — довольно приблизительная схема района. В дополнение к ней мы пользовались топографическими картами 1:100000, взятыми из интернета.
План похода заявленный.
г. Барнаул — пос. Бельтир — р. Талдура — пер. Кускунур (н /к 2884м.) — траверс в. Купол (1Б 3556м.) — пер. Купол (1Б 3556м.) — пер. Эренбурга (1А 3080 м.) — пер. Томич (1А 3072 м.) — Карагемская поляна — пер. Абыл-Оюк (1Б 3220 м.) — оз. Верхнее Шавлинское — пер. Орой (н/к 2230 м.) — пос. Чибит — г. Барнаул Все перевалы пройдены по заявленному графику. Отклонения от маршрута рассмотрены ниже, в сравнении с пройденным маршрутом.
5. Определяющие препятствия маршрута
Нитка маршрута.
Примечание: Дата м. н. — дата прихода на эту стоянку (вечер указанной даты). 6. Состав группы
7. Сравнение заявленной и пройденной нитки маршрута
Общая протяженность — 138 км (с учетом коэфф 1.2)
Отличия от заявленного маршрута:
В связи с тем, что в начальной части маршрута из за плохой
погоды и неважного самочувствия одного участника мы отстали от графика, полудневку
на Карагемской поляне не делалали и так же было принято решение отменить
радиальный выход на пер. Н. Шавлинский. в. — вершина г. — город, гора пос. — посёлок дол. — долина к. с. — категория сложности лев. — левый лед. — ледовый, ледник м. н. — место ночевки н/к — некатегорийный ор. — орографически ос. — осыпной пер. — перевал прав. — правый р., руч. — река, ручей С., Ю., З., В. — северный, южный, западный, восточный ск. — скальный сн. — снежный ст. — стоянка тр.-ос. — травянисто-осыпной тр. — травянистый II. Организация похода.
1. Общая идея
Идея проведения похода сложилась из целей горной Школы Т. К. «Пющиха» (ЛКТ), участников и руководителя. Для школы — провести УТП в районе хорошо знакомом завучу школы и подходящем для проведения походов 2 к. с. Участникам — пройти обучение в походе в интересном районе в который можно относительно быстро добраться (все участники летели самолетом). Идея руководителя — провести поход в районе по которому достаточно информации и отчётов.
2. Характеристика района
Алтай — горная страна на территории Российской Федерации, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев. — и Юж. — Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (общая площадь оледенения более 900 км2).
Северо-Чуйский хребет
В центральной части хребта около 200 ледников общей площадью около 175 км, крупнейший - ледник Маашей. Хребет сложен глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, метаморфическими породами. Преобладает глубоко расчленённый рельеф. На склонах до высоты 2200-2400 метров располагается лиственнично-кедровая тайга, выше - альпийские луга, тундры. Ближайшие населённые пункты — Иодро, Белый Бом, Чибит, Акташ, Курай, Чаган-Узун, Бельтир (старый), Инегень. Высшей точкой Северо-Чуйского хребта является пик Маашей-Баши, высотой 4173 метра. Гора суровая и по внешнему виду, и по сложности восхождения на её вершину, но очень красивая. Живописная панорама на Маашей-Баши открывается с Нижнешавлинского перевала (3100 метров, 1Б к. с.). На высоту выше 4000 метров над уровнем моря поднимается ещё одна вершина хребта, гора Актру-Баши (4075 метров). Много гор, по высоте превышающих 3900 метров, а средние высоты хребта — 3500-3700 метров. Климат в районе Северо-Чуйского хребта умеренный резкоконтинентальный. Для него характерна большая разница между дневными и ночными температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах — Шавлинских, Маашей, Камрю и других не поднимается выше +25 градусов, а ночью может опуститься до 0. Отправляясь летом в путешествие по горам, возьмите с собой тёплые вещи. Неоценимую пользу может принести наличие в рюкзаке свитера, куртки-ветровки, спортивной шапочки. Возьмите с собой дождевик, ведь погода в высокогорьях весьма непредсказуема и может смениться буквально за тридцать минут. Пригодятся солнцезащитные очки и крем от загара, особенно для прогулок к вечным снегам, ведь солнце в горах намного активнее воздействует на кожу, чем на равнине. Зимой же средняя температура —20 градусов. В Северо-Чуйском хребте расположено несколько крупных центров оледенения. В первую очередь это долина реки Актру. Здесь находятся несколько ледников, крупнейшими из которых являются ледники Левый и Правый Актру, Джело, а также Малый Актру. Одним из крупнейших ледников Алтая является ледник Большой Маашей, берущий начало на склонах горы Маашей-Баши. Его площадь составляет 14 кв. км. Будьте осторожны! Здесь довольно много трещин, которые могут быть скрыты под снегом. Перевалы хребта отличаются разнообразием, но имеют одну закономерность — северные и северо-восточные склоны перевалов круче, взлеты выше. Категории трудности перевалов — до ЗБ, определяющий характер наиболее серьезных перевалов — снежно-ледовые. Высота снеговой линии на северных склонах — около 2900 метров, на южных — 3100 метров и выше. Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад — восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Чуйский расположен в междуречье Чуи и Шавлы, протянулся на 60 км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до плато Ештыкол. Высоты хребта растут с запада на восток, высшая точка — 2925 м. По многим долинам рек и по водоразделу имеются тропы. Водораздел местами заболочен. Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота около 2500 метров, к востоку он поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте появляется оледенение. Лес растет только в долинах рек. Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские горные озера. Средняя высота Карагемского хребта, являющегося водоразделом Юнгура и Карагема, 3400 метров на всем его протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь которых увеличивается к центру узла. Все хребты сходятся в один узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках реки Шавлы. Далее к востоку хребет представляет сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25 км протяженностью. Наибольшее оледенение — в верховьях рек Актру, Маашей, Шавла, а на юго-восточных склонах — в истоках рек Джело и Карагем. Восточную оконечность хребта замыкает интересная вершина Купол трех озер, увенчанная ледником, за ним хребет постепенно вырождается, появляются обширные, местами заболоченные, открытые пространства, лес исчезает — начинается Курайская степь. Чтобы попасть в этот горный район из Москвы нужно преодолеть свыше 3500 км. В район можно подъехать из г. Барнаула или Горно-Алтайска на попутном или заранее арендованном транспорте. Самые удобные подъезды к району — по Чуйскому тракту. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курае, Кызыл-Маны (в последних случаях на въезд требуются специальные пропуска). 3. Заезд и выезд с маршрута, завоз забросок. До Барнаула из Москвы группа добиралась поездом самолётом (авиакомпаний S7, VIM-Avia, Utair и Аэрофлот — кто что купить успел)). Из Барнаула до р. Чаган-Узун мы доехали в составе всей школы на автобусе типа «икарус». Далее группы по отделениям перегрузились в УАЗы и согласно маршрутов (через пос. Бельтир, за пер. Карагем (н/к). Забросились к началу пешей части. Назад, от пос. Чибит, до Барнаула группа (8 чел) возвращалась на машине «Газель». Транспорт заказывали из Москвы через фирму АлтайТурСервис. Характеризовать работу фирмы можно на «удовлетворительно»: Машины не всегда могут доехать без поломок. В случае аварийной ситуации на маршруте был возможен спуск в долины рек Талдура, Актуру, Карагем, Чуя откуда можно уехать заказанным автотранспортом. 4. Взаимодействие со спасательными службами района. Планируя поход, в целях обеспечения безопасности, группа зарегистрировалась в Алтайском поисково-спасательном отряде МЧС России. Сделать это можно заполнив форму на сайте ГУ МЧС России по Республике Алтай (http://mchs. altai-republic. ru/modules. php? op=modload&name=News&file=article&sid=621). По прибытии в Барнаул мы подтвердили свой выход на маршрут дежурному поисково-спасательного отряда (ПСО) по телефону (388-22) 2-29-14. О выходе с маршрута сообщили дежурному ПСО по тому же телефону. Надо сказать, что из ПСО нам стали звонить с утра того дня, который мы заявили заключительным, но телефоны у нас были выключены пока ехали в Барнаул, и только вечером мы успокоили дежурного, что всё у нас в порядке.
Адрес ПСО: г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный д.12. III. Календарный график. 1й день Дата: 23.07
В г. Барнаул заказанный автобус встретил прибывающих людей сначала в аэропорту, отвёз на ж/д вокзал. Там дождались группу с поезда и начали грузиться и рассаживаться. Наконец все на местах! Автобус отправился из г. Барнаул около 10 часов (местного времени). В г. Бийск мы остановились на обед. В ПСС не заезжали, было достаточно им позвонить. Ну а дальше передвижение по Чуйскому тракту — кто спит, кто песни поёт, кто играет в «Уно». В пос. Акташ мы приехали уже в темноте. Тут началось интересное — водитель не знал куда дальше ехать… В результате после долгих споров и «звонков другу» мы опять тронулись. До стоянки у моста р. Чаган-Узун приехали за полночь. Разбили большой общешкольный лагерь прямо у дороги. Кто-то решил ужинать, кто-то сразу улёгся спать. Дров вблизи стоянки не нашли, готовили на горелках. 2й день. Дата: 24 июля. Пос. Бельтир — р. Джело
За день: Пройдено — 4,5 км.
ЧХВ — 2 ч. 10 мин
Заброска группы вдоль реки Талдура на машине до слияния с р. Джело. Далее движение по грунтовой дороге по долине реки Джело до зимовья.
Встали лагерем в 17:25. Отбой в 22:00.
Вид вниз по долине р. Джело. 3й день. Дата: 25 июля. р. Джело — заброска к пер. Эренбурга — р. Джело — р. Туюкарык.
За день: Пройдено — 15 км.
ЧХВ — 7ч. 15 мин
Подъем в 6:30, завтрак в 7:30. Комплектация заброски. 4 человека отправились с заброской в верховья реки Джело, под пер. Эренбурга. Выход в 8:30, через 15 мин. движения от лагеря, через реку Джело находится мост.
Дойдя до места заброски, встретили группу А. Дубниковой. (от лагеря 7-8 км. общее время движения с заброской до места 2часа 45мин.) Движение в начале по грунтовой дороге, далее по тропе периодически теряющейся в зарослях карликовой березки. Тропа уходит на скальные выходы для обхода небольшого каньона р. Джело. График движения 45/10 мин.
Укладка заброски в каменной осыпи заняла около 1 часа. Возвращение в лагерь (7,5 км.) заняло 2,5 часа. График 45/10 мин. Собрав вещи в 16:00 по мосту перешли через реку, далее пошли в сторону р. Кускунур по грунтовой дороге левого (орографически) берега реки Джело, постепенно забирая влево вверх на склон. Далее движение по теряющейся старой дороге,
по ней через к древние могильники вышли каньону ручья Туюкарык.
На поляне около каньона встали на ночевку в 19:30. Отбой в 21:00. График движения 45/15мин. 4й день. Дата: 26 июля. р. Туюкарык —р. Кускунур — р. Тураоюк.
За день: Пройдено — 12 км.
ЧХВ — 5 ч. 50 Мин
Подъем в 6:30, выход 9:00. Движение по тропе, через 15 минут вышли к кошу (живут пастухи). Далее движение по тропе идущей по правому (орографически) борту долины,
потом траверсом склона вдоль ручья Туюкарык постепенно забирая, вправо вышли на травянистое плато. Идет дождь. Двигаясь в северо-западном направлении, вышли к спуску в долину р. Кускунур. По руслу ручья спустились к р. Кускунур. Спуск представляет собой узкую расщелину, средняя и мелкая осыпь!
В 13:15 обед-перекус у ручья. Далее движение в сторону истока р. Кускунур по тропе правого берега до разлива реки (6 км от места ночевки).
На разливе перешли реку, и пошли тропой левого берега вверх по течению до коша в слиянии реки Кускунур и ручья Тураоюк. От коша начинается тропа к верховьям ручья Тураоюк, поднялись на третью от реки полку. Есть площадки и подход к воде (ручей-водопад в каньоне).
В 17:00 встали на стоянку т. к. дождь и сильный ветер препятствуют дальнейшему движению. Ближе к вечеру погода наладилась. Отбой в 21:00. График движения 35-45/15. 5й день. Дата: 27 июля. р. Тураоюк — пер. Кускунур н/к (2884)
За день: Пройдено — 7 км.
ЧХВ — 3 ч. 45 Мин.
Подъем в 6:00 выход в 8:15. Движение по левому (ор.) берегу ручья Тураоюк. Поднимаемся по скотогонной тропе 15 мин.
Технический привал 10 мин. Далее продолжаем движение по теряющейся тропе, потом через заболоченную поляну, в направлении виднеющейся осыпи. (движение 20 мин.) Подошли к осыпи, подъем по куруму, (40 мин.) Привал на травянисто-осыпной полочке (10 мин.)
Далее подъем траверсом по осыпному склону в направлении скальных выступов (30 мин.)
Потом по слабо видной тропе под перевальный взлет (40 мин.)
Двигались с большими привалами в виду плохого самочувствия одного из участников. Под перевальным взлетом есть площадки для палаток (много) и вода. На перевал поднялись в 13:10.
Сняли записку группы туристов Томского клуба «Такт». От 23 июля 2011 г. Поставили лагерь на площадках под перевалом и вышли на снежник для проведения снежно-ледовых занятий. (с 15:00 до 18:00) Проведя занятия спустились к палаткам для ночевки. Отбой в 21:00.
Часть 2 >>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||