Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Аварии в горах Крыма. Пострадали три альпиниста
Последний день апреля для севастопольских спасателей был очень тяжелым. Первый сигнал тревоги пришел из района Чертовой Лестницы на Южном Берегу Крыма. Спас-отряд выехал незамедлительно. Активизация спортивно-туристической деятельности в горах Крыма в этом году пришлась на конец апреля. Скалолазы и альпинисты со всей Украины и их российские коллеги ринулись на прогретые солнцем скалы Южного Берега Крыма. Впервые за многие годы даже очереди на самые популярные маршруты выстроились. В субботу вызов спасотряда не обещал продолжения. Обычный, вроде срыв. И оперативная работа. Можно забыть и расслабиться.В последний день месяца утром в Коммунальную аварийно-спасательную службу Севастополя поступил сигнал об аварии в группе восходителей на стене горы Мердвень-каясы. На маршруте «Подарок» 4-Б категории сложности лидер в группе заблудился, отклонился от классики и вышел с монолитной плиты на развалюху камней. Спортсмен вывалил на ногу огромный блок и сам сорвался вниз. Наблюдатели сразу вызвали спасателей. Инструктор спасслужбы Сергей Плотицын отмечает, что падение камня вызвало травматическую ампутацию пальцев правой ноги, скальпированные раны голени и переломы костей. Решение было однозначным – поднимать страдальцев на вершину, а потом машиной доствить в больницу села Орлиного в Байдарской долине. Добраться к пострадавшему оперативно удалось благодаря внедорожнику спасателя-общественника Юрия Круглова. Мастер спорта, Снежный Барс, участник многочисленных спасработ в различных горных системах мира хорошо знает маршруты Крыма. Он принял активное участие в спасательной операции. Спасатель Севастопольского отряда Евгений Ермаков рассказал, что после завершения спасработ и отъезда машины с пострадавшим было решено всем спасателям самостоятельно спуститься по Чертовой лестнице к старой ялтинской дороге и там ожидать машину. Но отдохнуть не довелось. Второй сигнал тревоги поступил, когда спасатели сворачивали снаряжение. На вершину Мшатка-каясы ведет множество интересных маршрутов. Едва ли не самый популярный среди них – контрфорс Филатовой 3-Б категории сложности. Довольно монолитная скала, обилие естественных щелей и трещин для закладки страховочных элементов делают маршрут излюбленным местом тренировок альпинистов. Лидер связки на этом маршруте сорвался и пролетел по вертикали достаточное для тяжелой травмы количество метров. Наблюдатели подали сигнал тревоги. Спасателям не удалось даже упаковать веревки после первых спасработ. Тяжесть травмы не позволяла медлить. Вызвали подкрепление и приступили к организации транспортировки. Юрий Круглов уже отвез первого пострадавшего в больницу и прибыл как нельзя во время для организации новых спасработ. Падение на большую глубину, перелом двух позвонков, потеря сознания осложняли транспортровочные работы. Сергей Плотицын считает, что и в этом случае транспортировка на вершину была оправданной. Срыв произошел на ключевой последней веревке. По мнению одного из ветеранов севастопольского альпинизма, инструктора спасслужбы Александра Ярунова причиной аварии является недостаточная подготовка спортсмена к маршруту такой сложности, преувеличение своих возможностей и отсутствие тренировок на естественном рельефе. Злую шутку со многими скалолазами играет привычка лазания на стендах с судейской страховкой. Но этом маршруте была необходимость устанавливать свои точи страховки. Сделано это не было вообще. Либо, недостаточно правильно. Спасатели – не следственный орган. Они могут всех тонкостей происшедшего и не знать. Их задача – снять страдальца со стены и передать медикам. В худшем случае, работникам прокуратуры. Они услышали только то, что обе группы участвовали в сборах днепропетровских альпинистов. Иные подробности всплывут позднее. Еще одни спасработы, в предыдущую субботу, не менее сложные, но на грани юмора, сразу потерялись в масштабах аварий 30 апреля. Восходитель на маршруте «Крокодил» стены Кильсе-бурун особо не рисковал при срыве. Стационарные крючья надежны, свои точки установлены правильно. Вроде - летай сколько хочешь. Злую шутку сыграла экипировка и не совсем правильное размещение снаряжения на обвязке. Якорный крюк на карабине болтался сам по себе. При срыве спортсмен ударился о скалу тем местом, где нога теряет свое название и вогнал в это место тот самый крюк на 10 сантиметров. О продолжении восхождения речи быть уже не могло. Спасатели – большие юмористы. А иначе они бы и не выжили на своей работе. Передав пострадавшего врачам, они одновременно произнесли фразу «Нашел себе приключение на пятую точку». Автору этих строк пришлось в сое время не раз пройти оба маршрута. Интересные варианты открылись после установки стационарных точек страховки. Можно уже было не брать с собой молоток и скальные крючья. Но закладные элементы требовали навыков обращения с ними. А навыки эти можно было обрести только на стенах. Под руководством опытных гидов. Возникает вопрос. Почему спасатели-севастопольцы работали в зоне Южнобережья? Потому, что в Ялте спасотряда уже давно нет. И там просто некому идти на помощь. Есть и другие вопросы. Почему проведение сборов иногороднего альпклуба и совершение восхождений не обеспечивалось силами собственного спасотряда? Были ли зарегистрированы эти сборы и группы восходителей в спасотрядах Севастополя или Симферополя? Соответствовала ли реальная подготовка спортсменов заявленным маршрутам? На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Да и материальная сторона дела не маловажна. Две машины Севастопольского спасотряда (РАФ и УАЗ) отпахали по 30 лет по дорогам и бездорожьям, по горам и сугробам. Моторесурс отработали многократно. Выезжать на них уже крайне рискованно. Но на новую машину средств в бюджете не предвидится. Увы. Видеоприложение
|
||||||||||||
|
||||||||||||