Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 с эл. 5 к.с. по Алтаю в августе 2011 г. Часть 3
Продолжение. Часть 2 здесь Перевал Каракабак Сев. 2Б
25.08. 22-й день похода.
Облачно. Выход в 8:20. 1:30 ЧХВ поднимаемся к кулуару и далее в нем по живой осыпи до седловины (10:00). В самом верху кулуар сужается до 2-3 м, движемся плотной группой, небольшие ступени обходятся по простым скалам ЛБ. Крутизна возрастает до 45° (фото 107).
Седловина узкая, скальная. Разместиться негде, очень тесно (фото 108). На СВ обрывается отвесно. Располагаемся на камнях и разрушенных скалах ЮЗ склона. Тура нет. Есть удобный кусок скалы для закрепления первой веревки на расходной петле, внизу и левее видна широкая наклонная площадка для сбора группы. Еще ниже просматривается выход на осыпь (фото 109).
Складываем тур, оставляем записку, съедаем перевальную шоколадку и в 10:50 начинаем спуск дюльфером в сторону р. Каракабак. До наклонной полки хватает менее одной веревки (фото 110), есть скала для закрепления второй также на петле и организации станции для сбора группы в стороне от траектории камней. Вторая веревка через узкий скальный кулуар выводит на небольшую скально-осыпную наклонную полку под прикрытием скал ЛБ (фото 111).
Этот участок спуска наиболее камнеопасен, т.к. на склоне лежит много довольно крупных живых камней. Собираемся всей группой на второй станции. Третья и последняя веревка, тоже на расходной петле, выводит из кулуара направо по наклонным скалам и осыпи под скалы ПБ, в сторону от камней (фото 113).
Спустившиеся сюда участники сразу уходят из-под обстрела вниз и налево по осыпи. Все три раза последний участник спускается по сдвоенной веревке. Дальнейший спуск по осыпи до ровного ледника сложности не представляет (фото 114). Спуск по перилам закончили в 13:00. С 13:20 до 14:00 перекусываем на леднике под вышедшим солнцем. Ледник пологий, открытый (фото 112, 114, 115). Веревки можно убрать. До языка ледника спустились за 0:35 ЧХВ и вышли на ЛБ реки. Еще 0:35 ЧХВ по моренам ПБ до травы.
На травке левого борта долины ниже конечной морены ледника начинается слабая тропка, которая быстро становится мощнее и, миновав место стоянки на лугу у реки, выводит к весьма живописной стоянке на холмистом, поросшем травой и одинокими кедриками ригеле у нижнего края верхнего озера (0:40 ЧХВ, фото 116). На привале размышляем, не остановиться ли здесь на ночевку, но надвигающиеся сверху тучи, отсутствие какого-либо укрытия от ветра и близость нижнего озера, на котором растет лес (фото 117), склоняют нас к продолжению спуска.
Однако на нижнем озере стоянок нет, а чуть ниже него у границы леса стоянка весьма несимпатичная, замусоренная и с неприятным спуском к воде по крутому конгломератному склону. Бежим дальше, но стоянки больше не попадаются. Жалеем об упущенном живописном месте. Тем временем начинается дождь. В километре от устья Каракабака (фото 118) обнаруживаем оборудованную стоянку на опушке у тропы и решаем остановиться (1:10 ЧХВ от верхнего озера). Ставим тент, палатку, разводим костер. Весьма кстати оказывается оставленные кем-то топор и немного сахара.
14. Спуск по р.р. Каракабак, Маашей, Чуя до п. Чибит.
26.08. 23-й день похода.
Утром солнце, переменная облачность, тепло, иногда даже жарко. Ирина и Саша Киселев уходят вверх по Маашею в надежде найти заброску киевлян у языка ледника Маашей (там как раз висят черные тучи). Их вещи грузят в свои рюкзаки Федя и Саня (и немного — Нина). Удивительно, но это удается сделать, причем вес увеличившихся вдвое рюкзаков не зашкаливает. Бывало, в начале похода носили и не такие. Эти трое начинают спуск в 14:30 и за 1:50 ЧХВ с двумя небольшими остановками доходят по набитой тропе, затем по проселку до моста через Чую в устье Маашея (0:15 до устья Каракабака). Мост новый (фото 122), платный (100 руб. с человека), поскольку старый снесло паводком в 2010 г. Пожилой алтаец - хозяин моста, впрочем, довольно приятен. Показывает удобное место для стоянки на поляне на правом берегу Чуи чуть ниже моста. Место оборудовано и прибрано. По меркам таких мест его можно считать чистым. Навоза нет, есть лавочки, кострище, мусор собран в кучу под большим камнем.
Ирина и Саша Киселев, выйдя налегке в 12:00, з 1:20 по отличной тропе доходят до ригеля озера Маашей (фото 119). Далее по куруму в обход озера идет тропа (раньше ее здесь не было). После озера по разливам Маашея, пересекая островки леса и выходы курумника, доходим до языка ледника Маашей (3:30 от выхода). Погода портится. Но гораздо хуже то, что левый борт долины — высокий осыпной склон. Непонятно, как найти не нем 4 камня по описанию киевлян. В течение 2 с лишним часов исследуем весь склон, многие места по 2 раза. Ирина находит остатки вынутой заброски (белые мешки), совсем не в том месте, которое было описано. Ну что ж, не пообедали, зато хорошо погуляли. В 17:40 выходим в обратный путь. Через 1:40 мы на ригеле озера, еще через 1:40 в устье Каракабака. По дороге нас поят чаем группа 4 молодых людей. У устья Каракабака стоит огромная группа детей из 57 школы Москвы. Темнеет. Дальнейший путь по проселочной дороге полностью повторяет выброску в 2007 году (за день из-под пер. Маашей до Чуи). Та же долина, та же луна, только мы стали старше... Ровно в 1 ночи приходим к мосту через Чую (5:20 грязного времени от языка ледника). Тем временем к Сане, Феде и Нине приходят в гости одесситы. Они встали на этом же берегу в леске выше моста. Оказывается, мы прошли мимо них, когда они разлагались во время обеда у тропы на Маашее. К ночи у нашего костра собирается шумная веселая компания с гитарой и угощениями в добавку к вечернему плову и чаю. Саша Киселев с Ириной появляются только около часа ночи не солоно хлебавши, то есть, не найдя киевской заброски. Еще одна, третья по счету, маршбросочная эпопея нашего похода заканчивается удачно, хотя и безрезультатно.
27.08. 24-й день похода.
Утром снова солнце. Собираемся, не спеша — до Чибита не больше 15 км по проселку. Фотографируемся на память с одесситами (фото 120) — они уходят вверх по Чуе на тракт, где их должен забрать знакомый водитель.
Выход в 12:55. По проселку идем быстро, любуясь видами Мажойского каньона Чуи. В устье Ороя тоже новый мост, причем чуть ли не автомобильный (фото 121). За Ороем налетает дождь с градом, резко холодает. До Чибита добираемся за 3 ходки (2:40 ЧХВ). Останавливаемся под навесом клуба напротив продуктового магазина. Здесь же расположилась группа из четырех человек из Екатеринбурга, закончившая двойку. У одной девушки все лицо в ужасных синяках в результате падения на чехле при спуске с перевала Абыл-Оюк 1Б. Говорят, она катилась по осыпи несколько десятков метров! У другой девушки сломан палец на руке, но это, говорят, было еще до похода. Закупаемся продуктами (ассортимент не богат, но хлеб, сахар, макароны, шоколад, мороженое, напитки и печенье имеются) и договариваемся насчет ночлега. Предлагают полдома у тракта без удобств (туалет на улице, вода в ручье), но с кухней и светом по приемлемой цене – 750 р. Погода (заряды дождя, порывы ветра, холод) не располагает к постановке палатки (с хорошей вероятностью — в навозе). Автобус обещают утром часов в 7. Говорят, ходит регулярно, только накануне хозяин дома отправлял дочь в Горный. Вечером отъедаемся, гоняем чаи, смотрим фотографии. Заряжаем аккумуляторы телефонов, звоним домой. Ложимся на крашеном дощатом полу на ковриках, дамы — на диване. Крыша не течет (а в Кош-Агаче в 2006 г. текла!). 15. Отъезд. Чибит — Горно-Алтайск — Барнаул — Москва.
28.08. Отъезд.
Встаем затемно, завтракаем всухомятку чаем с печеньем и т.п., быстро собираемся и выходим на автобусную остановку. Здесь уже собираются местные в ожидании рейсового автобуса. Тут же и встреченная вчера группа из четырех человек с пострадавшей девушкой. Некоторые алтайцы люди в подпитии, пытаются слегка задираться, но их усмиряют местные представительницы слабого пола. Автобуса нет, как нет и никаких сведений о нем. Предлагает свои услуги мужчина средних лет на УАЗе (у него есть иномарка, в которую мы поместимся). Но мы еще надеемся на автобус. Напрасно. Мужчина уехал, и впоследствии найти его так и не удалось. К счастью, выходит солнце, становится не так холодно. На расположенной метрах в 150 заправке можно купить мороженое и шоколад, чем мы и пользуемся. Походит одинокий турист, путешествующий автостопом. Вскоре он уходит пешком по тракту в сторону Горного. Поиски транспорта в поселке ничего не дают, кроме не слишком приятного общения с нетрезвой местной молодежью, желающей опохмелиться, и возможности еще раз посетить продмаг. Наконец решаем добираться на попутках, для чего разделяемся. Также поступают екатеринбуржцы. . Трое (Ира, Нина, Саня) в 10:00 уезжают на легковушке в Горный, а оттуда на рейсовом автобусе до Барнаула (добрались к 21:00). Федя и Саша Киселев, прождав еще три часа, в 13:15 наконец тоже ловят попутную Газель до Усть-Семы (19:00) с довольно странными гражданами. Садимся вчетвером, вместе с двумя екатеринбуржцами. Машина едет небыстро. По дороге договариваемся по телефону с отцом водителя, и в Усть-Семе в 20:00 без потери времени все четверо пересаживаемся в подогнанную им легковушку-иномарку. Если до Семы нас довезли бесплатно, проезд с ветерком до Барнаула обошелся в 4000 руб. Нам-таки удается добраться до Барнаула за час до отхода поезда (22:50) и еще сбегать в Марию-Ра за излишествами (основную часть продуктов в поезд закупили первые трое, попавшие в город на два часа раньше.
Выводы и рекомендации
Выполнение плана похода
Нам удалось пройти за 24 дня весь достаточно напряженный маршрут, включающий 6 технически сложных перевалов, в том числе пер. Красавица 3А и два первопрохождения: южного склона пер. Гинзбурга (факт. 2Б) и северной седловины пер. Каракабак 2Б, а также восхождения на основные вершины района г.г. Маашей-Баши 4177 и Карагем-Баши 3962. У нас оставался запас времени на прохождение заявленного участка пер. Зелинского 2Б – пер. Москвич 1Б – пер. Орбита с возвращением к В.Шавлинскому озеру. Однако, в этом случае был бы нарушен установленное МКК максимальное количество препятствий сложностью 2Б и выше, поэтому мы отказались от стандартного кольца в пользу прохождения менее известного пер. Каракабак. Хорошая погода и благоприятное состояние снежно-ледового покрова позволяли нам совершить и заявленные восхождения на в.в. Актру 4044, 2А и Мечта 3530, 2А. В первом случае это увеличило бы вызванной предыдущей непогодой отставание от графика и, следовательно, могло привести к отказу от одного из определяющих препятствий. Во втором – восхождение сразу после подъема на пер. Мечта, вероятнее всего, закончилось бы в темноте, кроме того, участники были достаточно утомлены. Восхождение же на следующий день означало бы еще одну ночевку на перевале, так как спуск на юг по камнеопасному ледовому кулуару необходимо начинать ранним утром. Таким образом, необязательное восхождение на в. Мечта привело бы к отставанию от графика или к гонке в ущерб безопасности. В итоге пройденный маршрут включал максимальное количество технически сложных препятствий, разрешенное МКК, в том числе, наиболее интересные.
Обеспечение безопасности
Алтай не отличается большими абсолютными высотами, поэтому проблем с высотной акклиматизацией у нас не было, тем более что все участники имели серьезный высотный опыт (до 5642 на Кавказе, Тянь-Шане, Алтае и в Альпах). Дополнительно по состоянию группы было решено продлить на один день утомительный начальный участок – подъем на в. Купол по р. Тюте с полным грузом (общий набор высоты около 2000 м). Южные склоны многих из пройденных перевалов представляют собой камнеопасные снежно-ледовые кулуары. В этих условиях особенно важны ранние выходы с ночевок в непосредственной близости от перевального взлета. Важны они и при движении по закрытым ледникам, чтобы избежать утомительной тропежки в раскисшем снегу и переходить трещины по еще смерзшимся снежным мостам. Такой участок встретился нам лишь однажды – на восточном плато под в. Карагем-Баши. В качестве дополнительного стимула к ранним выходам мы перевели часы на 2 часа вперед по сравнению с поясным временем. Подвижные осыпи и разрушенные скалы преодолевались плотной группой. Движение по перилам в камнеопасных кулуарах – строго по одному, в то время как расположенные ниже участники укрывались в скальных карманах. Подъем первого/спуск последнего участника по ледовым склонам осуществлялся налегке или с облегченным рюкзаком с нижней страховкой и 2-3 промежуточными точками страховки на ледобурах. Во избежание падения на нижестоящих участников при срыве, перила провешивались со смещением по горизонтали. Самовывинчивающиеся буры не применялись. Вместо них при спуске в камнеопасном кулуаре пер. Мечта для ускорения были применены ледовые проушины с оставлением расходных петель. При организации перил на снежных склонах страховочные ледорубы дублировались, на нагруженном ледорубе обязательно стоял страхующий. С целью ускорения и равномерного распределения нагрузки порядок движения участников по перилам обговаривался заранее, всякий раз организовывались достаточно просторные промежуточные станции, при первой же возможности на верхней станции закреплялись две параллельные нитки перил. В результате, например, на провешивание и прохождение 15 веревок перил при подъеме на пер. Гинзбурга было затрачено всего 7,5 часов общего времени (по 30 мин на веревку). Движение по лавиноопасным склонам – близко к линии падения воды. Движение по закрытым ледникам – строго в связках. При постановке лагеря на закрытом леднике территория вокруг лагеря прощупывалась. Существенных (выше колена) бродов на маршруте не встречалось. Участники, забиравшие заброску, выйдя из лагеря вскоре после рассвета, успели перейти Левый Карагем в обе стороны еще до подъема воды. Броды через р.р. Л.Карагем, Джело, Иолдоайры, Киренэльдуярык – стенкой по трое. Движение в темное время суток не допускалось. Единственное исключение – организация заброски в долину Карагема (Иолдоайры), когда участники полтора часа шли с фонариками по проселочной дороге. Практиковался регулярный отдых: две полноценных дневки – вынужденная отсидка из-за непогоды на лед. П.Б.Актру и при слиянии Правого и Левого Карагема, несколько полудневок, особенно после прохождения технически сложных препятствий. Экономия веса и заброска позволили пройти все сложные препятствия с относительно легкими рюкзаками в хорошем темпе. Существенно повышает безопасность наличие сотовой связи во многих точках основного хребта. Из любого ущелья на маршруте можно выйти в населенные пункты по тропам и проселочным дорогам без перевалов или через некатегорийные перевалы (налегке – за один день).
Новизна
1. Совершено первопрохождение южного склона пер. Гинзбурга 3А, 3700 - логичного перевала, связывающего ледник Маашей, Правый Большой Актру и Карагемское плато ледника Левый Карагем. 2. Совершено первопрохождение северной седловины пер. Каракабак 2Б, 3300.
Напряженность
Напряженность маршрута определяется набором препятствий (3А — 2, 2Б — 5, 2А — 1, 1Б — 2), значительными протяженностью (180 х 1,2 = 216 км) и перепадом высот (+12830 – 13230 м). 9 ночевок организованы на высоте около 3000 м и выше. Весь маршрут пройден группой автономно с использованием одной заброски, организованной также полностью своими силами.
Оценка фактической сложности препятствий
Пер. Гинзбурга 3700. Техническая сложность перевала при движение с лед. П.Б.Актру на Л.Маашей соответствует, по нашему мнению, 3А к.т.: южный склон – лавиноопасный снежно-ледовый высотой более 400 м/45–40°, 15 веревок подряд (36 точек страховки, включая ППС). Верхние 5 веревок по постепенно выполаживающемуся снежному склону, в принципе, можно было бы пройти в связках северный склон – снежно-ледовый с разрывами высотой более 400 м/45–50°, заведомо не проще западного склона пер. Маашей 2Б. Первопрохождение южного склона в связке с траверсом в. Тамма 3758 до плато пер. Тамма оцениваем 2Б к.т.
В.Карагем-Баши 3962. Восхождение по ЮВ ребру, по нашему мнению, соответствует 2А к.т.: простые скалы до 45° (плотной группой, местами с гимнастической страховкой), широкий некрутой снежно-ледовый гребень (в связках), 5 точек страховки на узком снежно-ледовом предвершинном гребне с крутизной боковых склонов до 50° и козырьками в обе стороны.
В. Маашей-Баши 4177. Восхождение по западному гребню с пер. Надежда через пер. Маашей–Абыл-Оюк соответствует, по нашему мнению, 3А к.т. Пользуясь благоприятным состоянием чуть размякшего льда, участники прошли весь маршрут (за исключением скальных участков) в связках. Однако по смерзшемуся льду потребовалось бы провешивать перила на значительной части маршрута, включая все ледовые склоны круче 40° и весь узкий предвершинный гребень с карнизами на север и крутизной южного склона ниже линии отрыва карнизов местами более 50°, итого не менее 12х50 м перил.
Пер. Красавица 3500. Указанная в Перечне техническая сложность перевала, по нашему мнению, завышена и фактически соответствует 2Б к.т.: сам по себе перевальный взлет, как с севера, так и с юга проще пер. Мечта 2Б. Ледопады с обеих сторон перевала увеличивают не столько его сложность, сколько время, необходимое для прохождения «от травки до травки». Возможны ночевки под взлетом с обеих сторон на ровной части ледника, а также на самой седловине.
Пер. Каракабак Сев. 3300. Техническая сложность пройденной нами северной седловины перевала соответствует, по нашему мнению, 2А–2Б к.т.: западный склон – подвижный осыпной кулуар, восточный – крутой камнеопасный скальный кулуар 120 м/60° с монолитными вертикальными ступенями до 10 м, 3 веревки перил на расходных петлях. При прохождении с востока на запад могут потребоваться дополнительные точки страховки, скальные крючья/закладки и хорошая индивидуальная техника первого участника. Из-за повышенной камнеопасности перевал следует рекомендовать только небольшим слаженным группам, так как в скальных карманах на промежуточных станциях может укрыться от камней не более 4–5 человек. На самой седловине может одновременно находиться максимум 3 человека.
Литература 1. Перечень классифицированных перевалов. Алтай. 2. Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Алтаю (Южно- и Северо-Чуйские хребты) 31.07.2006 – 18.08.2006, руководитель Бекетов К.Н. 3. Отчет о горном походе 4 категории сложности на Северо-Чуйский хребет 18-30.08.2007, руководитель Бутов Р. 4. Отчёт о прохождении горного маршрута пятой к. с. по Северо-Чуйскому хребту Алтая 26.07.2008 — 17.08.2008, руководитель Бутырин А.Б. 5. Отчет о горном походе VI (шестой) к. с., совершённом с 27 июля по 16 августа 1999г. по Алтаю группой туристов Cанкт-Петербургского Государственного Университета под руководством Гудкова М. Г. 6. Отчет о горном туристском путешествии 5кс. по Горному Алтаю (Северо-Чуйский хребет), август 2004г., руководитель Улановский М. 7. Отчет о горном туристском путешествии 4 к.с. по Горному Алтаю (Северо-Чуйские Белки), 10 июля - 06 августа 2006., руководитель Царенко В.Н. 8. Топографические карты района масштаба 1:50000 и 1:100000 (Генштаб СССР, 1980-е годы), схема-хребтовка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||