Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памиро-Алай >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Владимир Петлицкий, Калуга

"Фанская стрела"

Вашему вниманию представляется описание, выполненных калужанами в рамках проекта

первопрохождений:

  • двух новых перевалов Гиссарского хребта (2А, 2А к.с., район вершины Аксу),
  • двух новых перевалов Фанских гор (3А и 3Б к.с., Дукдонский массив),
а так же, обзор еще нескольких перевалов Фанских гор, потенциально пригодных к первопрохождениям.
В результате многократных посеще­ний калу­жанами Фанских гор, постепен­но вы­кристал­лизова­лась идея дерз­кого мар­шру­та, проши­вающего рай­он по пря­мой линии, исклю­читель­но, через не­хоженые пере­валы.

1. ИДЕЯ

Конечно же, «стрела» это всего лишь образ, характеризующий определенную линейность планируемого маршрута. Удивительно, но в таком хорошо изученном и, как говорится, хоженом районе нашлось не менее семи ещё не пройденных перевалов, ложащихся в линию.

В основу идеи включены перевалы, которые в разные времена посещений Фан говорили нам:

Пройдите нас, расширьте возможности района для спортивного туризма.

1.1. Гиссарский хребт. Район вершины Аксу 4551м.

В 1987 году группа туристов под руководством Сергея Довженко в рамках первой калужской горной «пятерки»[1] поднялась из долины Маргузорских озер на перевал Сарымат Западный 2А, 4130м. С этой точки мы увидели на востоке, в ряду с нашим, тогда следующим перевалом Аксу Верхний 2Б, 4300м, еще одну седловину в северном плече вершины Аксу, не описанную в туристской литературе.

В отчете Ляпина В.Г. о походе IV к.с. 1992 г.[2] отмечено: ПЕРЕВАЛ АХСУ ВЕРХНИЙ (ЮЖНЫЙ)(2Б4193м) Находится в хребте, отходящем на север от Гиссарского хребта, в полукилометре от узловой вершины 4551. Под этим же названием фигурирует еще одна седловина, расположенная чуть к северу от этой. Там же, в выводах и рекомендациях указывается: Под перевалом Ахсу верхний подразумевают в разных местах две различные седловины. Южная более высокая. Вопрос о их названиях не закрыт и требует внесения ясности.

Позже в 1998 году, южный перевал, ближний к вершине Аксу-4551м был нами пройден на подъем со стороны долины Сарымат, описан[10] и назван перевалом Аксу Юж.2Б, 4100м. После этого, можно было считать, что все возможные перевалы, ведущие из долины Сарымат в верховья р.Каракуль (р.Аксай /Аксу/) пройдены и описаны.

Ф.1.1. Вид с запада с пер.Сарымат Зап. на район в.Аксу. На врезке слева - выделена область, попавшая в кадр. На фото справа, подсвеченным гребнем выделена излучина Гиссарского хребета, частью которого является в.Аксу. /фото из похода калужан 1987г., рук.Довженко С.[1]/

Однако, еще один вариант остался не исследованным. Две седловины, в юго-западном и юго-восточном плечах в.Аксу, обозначенные на Фото.1.1., как №1 и №2, допускали возможность открытия нового пути от реки Сарымат к реке Каракуль. Этот вариант предполагает попадание, на участке между перевалами №1 и №2 за Гиссарский хребет, в ущелье верховий р.Сангаассия. В зависимости от состояния южных склонов в.Аксу, путь этот может быть, как очень сложным и затяжным, так и очень простым и коротким. Включая в проект прохождение в связке перевалов №1 и №2, мы стремились однозначно ответить на этот вопрос. Подходящими названиями для них были бы, соответственно, Сангаассия и Кштут, по именам рек, берущих свои начала с ледников и снежников южного ущелья в.Аксу.

1.2. Дукдонский массив. Район вершины Сарыходан 4578м.

Дукдонский массив – хребет расположенный параллельно Гиссарскому хребту, разделяет долины р.Каракуль на юге и р.Арчамайдан на севере. Высшей точкой массива является вершина Дукдон 4896м. В основном хребте известно 8 перевалов от 1А до 3Б:

  • Пштикуль Зап. 4690м
  • Пштикуль 3920м
  • Караарча 4400м
  • Кштудак 4150м
  • Сарыходан Зап. 4500м
  • Сарыходан Вост. 4250м
  • Москвичей седло 4300м
  • Шолохова 4400м

В 1989 году в рамках совместной Московско-Самаркандско-Казанско-Калужской экспедиции под руководством патриарха московского туризма Григория Григорьевича Пирогова[3], впервые пройдя на подъем с севера одну из фанских «троек Б» пер.Олимпийский и продвигаясь по долине Арчамайдан к следующему тогда пер.Седло Москвичей, мы разбили лагерь на стрелке двух ледников Сарыходана, Восточного и Западного. Была звездная и свойственная Фанам теплая ночь. Тишину нашей бивачной березовой рощицы периодически нарушали раскаты шумных обвалов висячего ледника Зап.Сарыходан. «Найдутся ли на свете те смельчаки, что посягнут на этот опасный проход?» – думали мы тогда. Кроме шумящего и устрашающего своим видом ледопада, для подъема на гребень дукдонского хребта, необходимо было еще взобраться на, казалось бы, совершенно непреодолимую скальную стену его северного склона (Ф.1.2.).

Ф.1.2. Вид с берегов р.Хохт (южный склон пер.Москва) на долины ледников Сарыходан Вост. (слева, с перевалами Седло Москвичей и Сарыходан Вост.) и ледника Сарыходан Зап. (справа)[3].

Чуть позже, при разведке пер.Кштудак, уже со стороны долины Каракуль (т.е. с юга) мы даже поднялись на этот участок гребеня Дукдона. Сложность перевала, как и у большинства дукдонских перевалов (Седло Москвичей, Сарыходан Вост., Кштудак) - односторонняя. Со стороны Каракуля, это снежно-осыпной кулуар до 40о. Еще тогда мы решили, что разумнее было бы открыть его для туризма в той же последовательности, что и пер.Олимпийский. А именно, исследовать характер определяющего северного склона (крутизну, рельеф, камнепадоопасность и др.) прохождением его на спуск.

Преодолению объективно опасного "живого" ледопада возможна альтернатива - прохождение перевала в северном гребене в.Сарыходан, раделяющем Зап.Сарыходан от лед.Кштудак. Фото верховий цирка ледника Кштудак, сделанная Юлией Дороговой в своей "пятерке" 2005г.[4] (Ф.1.3.), позволяет оценить эту альтернативу, уровнем 2А-2Б к.с.

Ф.1.3. Лед.Кштудак, из отчета 2005 г. Ю.Дороговой (г.Калуга)[4].

Трудность вызывает и необходимость подобрать достойное имя новому перевалу. Дело в том, что наиболее подходящее название для него было бы Сарыходан Зап., т.к. именно он и выводит с Каракуля на западную часть ледника Сарыходан (Ф.1.2.). Однако, перевал с таким именем, уже существует. Точнее, даже не перевал, а всего лишь вариант выхода со стороны долины р.Каракуль. на Дукдонский гребень в район седловины пер.Сарыходан Вост. Вариант, на наш взгляд, не совсем логичный и не имеющий будущего. К сожалению, мы не знаем истории его прохождения, но с большой вероятностью допускаем, что она связана, с неудачной попыткой отыскать путь на ледник Западный Сарыходан, (отсюда, скорее всего и название). Так или иначе, подходящее название, с приставкой «Западный» уже занято и устойчиво применяется для обозначения пути на ледник Восточный Сарыходан. За новым перевалом, мы предлагаем закрепить имя Сарыходан, без каких-либо приставок, в отличие от перевалов Сарыходан Восточный и Сарыходан Западный.

Группы, планирующие в Фанских горах спортивные походы VI категории сложности, строят свой маршрут с обязательным включением, как минимум двух локальных препятствий 3Б к.с. В перечне классифицированных перевалов 1990г. (сост.Директор Л.Б.)[5] в Фанах затабулировано пять «троек Б», это:

  • Олимпийский ск 4560м
  • Мария ск-лд 4680м массив Пушноват-Чимтарга-Мирали
  • Дон (Авло) 3Б* ск-лд 4650м
  • Чапдары Седло ск-лд 4500м массив Ганза – Горы Зинах
  • Енисей ск-лд 4600м.

В обзоре туристских возможностей Фанских гор Анатолий Джулий[6], помимо указанных, перечислил еще четыре локальных препятствия 3Б к.с.:

  • Замок ск 4000м между вершинами Замок и Пайхамбер
  • Плечо Ганзы ск-лд 5000м с ледн. Имат, спуск на пер. Седло Ганзы
  • Плечо Чапдары ск-лд 4000м с пер. Талабас, спуск на ледн. Бодхона
  • Плечо Энергии ск 5000м с пер. Жигули, по юж. стене в. Энергия.

И, наконец, еще один первал-3Б, обозначен в приложениях к картам [7] и [8]:

  • Шолохова ск-лд 4400 Горы Дугдон.

О судьбе прохождения последнего перевала (кем, когда и был ли он вообще пройден) нам ничего не известно. Мы можем только предполагать, что поскольку перевал удостоен включением в подобную карту, на то есть основания. Название наводит на мысль, что оно дано туристами с Дона, возможно из Ростова-на-Дону. Но это, всего лишь наши предположения. Уважаемый читатель, если Вам известна какая-либо информация, касающаяся прохождения перевала Шолохова, просим поделиться ею, например, оставив сообщение, в отзыве, в конце этой статьи. Северный склон перевала очень хорошо представлен на фото в недавно опубликованном отчете Славы Завьялова 2007г.[13], (см.ссылки Схемы.2.3.)

Т.о., в Фанах доподлинно известно 9 препятствий, определяющих VI к.с. горных спортивных походов. При этом, все они сосредоточены в радиусе до 9 км от «столицы» туристско-альпинистских Фан – МАТЦ «Алаудин»:

Схема 1.1. Схема расположения фанских перевалов 3Б к.с., относительно традиционного альпинисткого и туриского центра района - а/л Алаудин.

Сарыходан логично лег в линейку проекта, как новый перевал, расширяющий фанский ареал для организации шестерочных маршрутов.

1.3. Дукдонский массив. Район вершины Сарыходан 4896м.

Аналогично цирку ледника Сарыходан Западный, совершенно не охваченым туристами до сих пор остается восточная камера ледника Сарыходан Восточный. Две известных и популярных 3А, Седло Москвичей (3А, 3500м) и Сарыходан Восточный (3А, 3500м), как и уже упомянутый, перевал Сарыходан Западный находятся в срединной части этого ледника. Что же может ждать туриста в его верховьях? Доминирующей точкой цирка, как по высоте, так и по мощи оледенения является скальный массив с серией вершин под общим названием Дукдон. С севера от "посторонних глаз" цирк закрыт подковой своего мощного отрога (с вершиной Комсомольцы Кузбаса). Вот как это выглядит, например, с перевала Москва:

Ф.1.4. Массив вершин Дукдон с севера, с перевала Москва(1Б, 4500м), фото из обзора А.Джулия[6]. Знаком ? отмечено положение возможного перевала. На правой вкладке - фрагмент района с карты[11]. Показано реальное положение пер.1.17 (Седло Москвичей, 3А) и 1.18 (Сарыходан Вост., 3А). 1.16 - пер.Сарыходан Зап(3А). 1.20 - пер.Шолохова(3Б). 1.21 - пер.Караарча(2Б).

Вид на верхнее плато восточного цирка открывается лишь с запада, с нижней ступени ледника Сарыходан Вост. - общей для перевалов Седло Москвичей и Сарыходан Вост. Нам неоднократно доводилось проходить здесь[1],[3], но восточный "медвежий угол" ледника с этих ракурсов не открывает своих, каких-либо приемлемых перевальных седловин.

Ф.1.5. Нижняя ступень ледника Сарыходан Вост. на пути к пер.Седло Москвичей. Фото из отчета[1].

Не иследованы и южные склоны хребта, содержащего вершины Дукдон. Для подхода к ним со стороны долины Каракол необходимо подняться по редко посещаемому ущелью р.Караарча в верхнюю северную камеру одноименного ледника. Восточные ответвления этого ущелья ведут к перевалам Караарча (2Б, 4400м) и таинственному перевалу 3Б к.с. имени Шолохова. С западных же склонов пер.Караарча видна лишь нижняя (южная) камера ледника (Ф.1.6.) в восточной оконечности которой, находится безымянный перевал, обозначенный на карте[11] как 1.19 (2Б, 4020м), см. правую врезку Ф.1.4.

Ф.1.6. Вид с западных склонов пер.Караарча на южный цирк лед.Караарча. Фото из отчета[12].

Таким образом, включая в нитку маршрута переход через хребет с вершинами Дукдон, мы ставили задачей изучение перевальных возможностей восточной камеры ледника Сарыходан Вост. и верхнего северного цирка ледника Караарча. Карты узла демонстрируют три потенциально возможных перевала: в восточном и западном плечах вершины, обозначенной как 4896м[11], а также в северном конусе ледника Караарча (Ф.1.4., правая вкладка).

Местные названия для новых перевалов узла исчерпаны. По аналогии с западным соседом для перевала плеча в Дукдон(Ц.) мы подготовили название Седло Калужан, а следующему перевалу (параллельному перевалу Шолохова), было задумано присвоить имя калужского ученого Циолковского К.Э.

1.4. Перевалы узла хребтов между реками Чандара и Аххдасой (грамматика согласно карте[13]).

Схема 1.2. Расположения трех перевалов, планируемых к первопрохождениям в заключительной части проекта Фанская стрела. Нанесено на фрагмент карты[13].

Вторая часть проекта предполагала прохождение трех новых перевалов, расположение которых указанно на Схеме 1.2. с заключительным выходом на пер.Б.Ганза и траверсом хребта с вершинами Б.Ганза и Линкор до пер. Имат (Схема 1.3.).

Схема 1.3. Все перевалы проекта, ложаться в линейку.

1.5. Подробная нитка маршрута

Таким образом, сложилась следующая нитка маршрута (реализованное, выделено синим):

г.Душанбе – пос.Зимтут (а/м) – дол.р.Сарымат – пос.Хуморигунг – пер.Сангаассия (4000, ск.-лед.) + Кштут (4300, сн.-лед.) (2А, связка, п/п) – пер.Сарыходан (3Б, 4300, ск.-лед., п/п) – пер.Калужан Седло (3А, 4670, ск.-лед., п/п), – пер. Циолковского (3А-3Б, п/п) – пер. Чандара (1Б-2А, п/п)– пер. Ганза + в.Б.Ганза + в. Красных Зорь + пер. Имат (3Б, связка-траверз, п/п) – пос.Хайронбед – г.Душанбе (а/м)

Реализацию описанного проекта мы назначили на сезон 2006 года. В этом же сезоне возникло жгучее желание некоторых участников посетить С-З Памир с его семитысячниками. В результате, в РосМКК была подготовлена и отмечена к выпуску маршрутная книжка, включающая два горных района республики Таджикистан, находящихся в зоне достижения из города-столицы Душанбе.

Поставленные цели удалось выполнить лишь частично. Причинами тому были, во-первых, - ненабравшийся кворум участников (по правилам, необходимо не менее 4 участников) и во-вторых, - превышение временных затрат на Памирскую часть похода. Однако, пройденное нами, даже в усеченном виде, несомненно может быть интересноно тем, кто неравнодушен к горам. Сознавая эту полезность, настоящим публикуем отчет о новых пройденных нами перевалах Фанских гор. С отчетом о памирской части можно ознакомиться здесь.

1.7. Список участников похода

ФИО
Год рожд.
ФОТО

Петлицкий
Владимир

1960

Косяков
Алексей
1971

Колоболоцкий
Сергей

1978

2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

2.1. Подъезд и подход к старту маршрута

Нанятая нами в Душанбе «УАз-буханка», через 200 км по непростым и даже опасным дорогам, через пер.Анзоб, пос.Айни, недоезжая до Пенджикента и свернув на юг, уже на исходе дня довезла нас до самой верхней возможной точки долины реки Кштут, Схема 2.1.:

Схема.2.1. Пути заездов[9].

Для тех, кто решает начинать маршруты из этого ущелья или ущелья реки Шинг, мы все же советовали бы, заезжать со стороны Узбекистана, Самарканд-Пенджикент. Это быстрее, безопаснее и дешевле.

Живописное дерево и заброшенный кош на стрелке рек Сарымат и Арчамайдан дали нам «отмашку» на старте пешего маршрута (Ф.2.1.).

Ф.2.1. Точка старта пешей части маршрута над слиянием рек Арчамайдан и Сарымат.

Эта стартовая точка удобна еще тем, что отсюда за неполный день можно организовать заброску продуктов и горючего в долину реки Арчамайдан. Так как мы с Алексеем были более акклиматизированными, то мы и отнесли в первую половину дня нашу заброску, чуть выше ущелья Агмат (~10км). Вернувшись к стартовой развилке, ни лагеря ни Сергея мы не обнаружили. Оказалось, он заключил взаимовыгодный логистический контракт с подымавшимся налегке от Зимтута местным дыкханином и его ишаком. В результате этого "броска" нам удалось в тот же день переместиться в долину Сарымат выше кишлака Хуморигунг.

Необходимо отметить, что от развилки по правому борту ущелья р.Сарымат еще 3 км серпантином вверх, тянется условно проезжая колея, вплоть до кишлака. Несмотря на то, что нам с Алексеем в первый же день выпало "на круг" более 20 км, мы с удовольствием налегке прошагали эту колею, ознакомившись по пути с рукотворными пещерами в склонах скал, а так же, с великолепными пейзажами реки Сарымат, пробивающейся каскадами сквозь теснину ущелья. Выше кишлака уже пешая тропа надежно указывает путь вверх по долине, через арчевники, ступенчатые скальные взлеты и луговые разливы.

В 8-ми километрах выше Хуморигунг от тропы направо начинается подьем на пер.Тавасанг (н/к, 3300м), ведущий к Маргузорским озерам долины р.Шинг. Здесь же, налево отделяется подъем на пер.Мунора (1А, 3520м), выводящий в долину Арчамайдан. Оба эти ответвления не выражены сколь-нибудь явными подъемными тропами. Еще через пару километров налево (по ходу) уходит путь на пер.Сарымат (1А, 4160м) – самый простой перевал в долину р.Каракуль. Наш путь в ту же долину лежит через связку перевалов, находящихся в восточной части верхнего цирка р.Сарымат Ф.2.2.:

Ф.2.2. Верхний цирк долины р.Сарымат. Характерный нунатак 3704м помогает привязаться к Ф.1.1.

2.2. Связка перевалов Сангаассия (~4000 м, ск.-лед.) + Кштут (~4300 м, сн.-лед.), 2А, первопрохождение.

Перевалы расположены в Гиссарском хребте, южнее вершины Гиссарского хребта Аксу 4551м. Седловина пер.Сангаассия - в её юго-западном плече, соединяет верховья реки Казнок на севере (приток р.Сарымат) и реки Сангаассия на юге (приток р.Кштут). Пер.Кштут расположен в юго-восточном плече этой вершины 4551м и соединяет верховья реки Сангаассия на юге (приток р.Кштут) и реки Аксай на севере (приток р.Каракуль).

Перевал Сангаассия находится в верховьях восточного плато верхнего цирка долины р.Сарымат, Ф.1.1. Путь подъема снизу на плато преграждает скальная гряда Ф.2.3.:

Ф.2.3. Скальная ступень, преграждающая путь на восточное плато верхнего цирка долины р. Сарымат.

Кажущийся непреодолимым, при подходе снизу, скальный барьер, на поверку выдался приятным «разминочным» рельефом, образованным блочными скальными ступенями. Применение страховки здесь, мы сочли негармоничным и преодолели их автономным лазанием. Ф.2.4.:

Ф.2.4. Подъем по скальному барьеру, на верхнее восточное плато с перевалами КУАИ и Сангаассия.

С верхнего плато, на котором мы разбили лагерь, с утра нам открылась диспозиция седловин местных перевалов, ведущих через Гиссар в верховья долины р.Сангаассия Ф.2.5.:

Ф.2.5. Вид с верхнего плато на участок Гиссарского хребта с перевалами КУАИ и Сангаассия.

Наш подъем на Гиссарский гребень, 2А к.с. открылся в самой восточной части плато, у основания плеча в.4551 м., Ф.2.6.:

Ф.2.6. Вид с верхнего плато на пер. Сангаассия.

Снежно-фирновый пандус западного склона перевала, ~ 200м, с уклоном до 40о, в основании с вырожденным бергшрундом Ф.2.7, мы преодолели менее чем за час, движением в связках с попеременной страховкой.

Ф.2.7. Западный склон перевала Сангаассия.

Седловина перевала – небольшая площадка, 4Х4 метров (Ф.2.8.), ограниченная с северо-востока скалами вершины Гиссарского хребта Аксу 4551м.

Ф.2.8. На перевале Сангаассия.

С перевала хорошо видна следующая наша цель – седловина перевала Кштут, Ф.2.9.

Ф.2.9. Вид на пер. Кштут с пер. Сангаассия. На правой части виден спуск в долину р.Сангаассиа, на левой - промежуточная осыпная седловинка, ведущая к фирновому плато под пер.Кштут.

Участок между перевалами, задуманной связки, был самым непредсказуемым в планах. На деле, оправдались наши оптимистические предположения об отсутствии здесь особых сложностей. Кратчайший путь к Кштуту лежит через промежуточную седловинку, до которой с перевала сто метров траверса по осыпному склону. Оформив перевальный тур, мы за несколько минут передислоцировались на неё.

Спуск с промежуточной седловинки на восток, в верховья долины р.Сангаассия (Ф.2.10, Ф.2.12), представляет собой осыпной "спусковой лифт", требующий чуткого отношения к ниже спускающимся. Он выводит на фирновую мульду (Ф.2.10), восточная ветвь которой, некрутым (30о-35о) подъемом «перекидывается» через Гиссар в седловине, намеченной нами, как пер.Кштут, (Ф.2.9).

Ф.2.10. Спуск с промежуточной седловинки на восток.
Ф.2.11. Подъем по западному склону на пер. Кштут.
Ф.2.12. Вид с пер.Кштут назад, - на восток, в сторону пер.Сангаассия и Сарымат Зап.

На пересечение снежной мульды и подъем на седловину перевала Кштут (трещин нет, независимое движение) занял у нас два часа, Ф.2.11. Группа на перевале Ф.2.13.:

Ф.2.13. На перевале Кштут.

Вид с перевала назад - на запад (Ф.2.12), подтвердил верность намеченной и выдержанной нами траектории прохода из долины р.Сарымат в долину р.Аксу (приток р.Каракуль) через двойное пересечение Гиссарского хребта. Связка двух пройденных перевалов лежит на одной линии с пер.Сарымат Зап., с которого они и были ранее нами замечены (Ф.1.1.) и запланированы к прохождению, как альтернатива семейству перевалов Аксу.

Взгляд с перевала на северо-восток, заставил участиться наш пульс. Там, в Дукдонском массиве мы увидели оба следующих своих перевала Ф.2.14.:

Ф.2.14. Вид с пер. Кштут на Северо-Восток на следующие, запланированные перевалы. Фотограмметрия пер.Седло Калужан.

Спуск с пер.Кштут на северо-восток начинается по 150-метровому снежно-фирновому кулуару с уклоном до 35о, Ф.2.15.,Ф.2.16., Ф.2.17.

Ф.2.15. Начало спуска с пер.Кштут.
Ф.2.16. Вид на пер.Кштут с верхних террас Дукдонской стены.
Ф.2.17. Положение северо-восточного склона пер.Кштут в верхнем ледовом цирке, общем с пер.Гридлик.

Внизу – фирновый цирк, (Ф.2.17.) и под ним, пояс "бараньих лбов". Их мы обошли слева походу, обогнув выдающийся, кулуаро-образующий белокаменный нунатак. Далее вниз, вдоль левых скал, осыпной склон выводит на протяженный снежник 20о-25о. Этот снежник уже является общим и для спуска с пер. Аксу Южный[10] (Ф.2.16.). Внизу под снежником на травянистых склонах мы разбили лагерь. Утром следующего дня, до обеда, не напрягаясь, мы спустились в пойму междуречья р.Аксай(Аксу) и р.Ахбашир.

2.3. Перевал Сарыходан (3Б, 4300, ск.-лед.) первопрохождение.

Расположен в основном хребте Гор Дукдон, восточнее вершины 4578,1 и западнее узла стыковки с северным отрогом, разделяющим ледники Вост. и Зап. Сарыходан. Соединяет долины рек Каракуль (р-он оз. Каракуль) на юге и Арчамайдан (ее приток с ледника Сарыходан Зап.) на севере.
Схема.2.2. Расположение перевала Сарыходан, 3Б, 4300 в Дукдонском массиве.

2.3.1. Подход к перевалу Сарыходан и ориентирование с юга, со стороны долины Каракуль.

Подход к перевалу с юга, со стороны реки Каракуль, проходит по ущелью ручья, второго по счету (Ф.2.18.I) от слияния рек Ахбашер и Аксай (Аксу). Пояс нижних скал, на полпути подъема, обходится справа по ходу, по руслу левого притока (Ф.2.18.II,). По нему, продвигаясь на северо-восток, можно дойти под скалы основного хребта в районе склонов пер.Сарыходан Зап. (3А, 4500). Однако, мы предпочли сократить путь обхода нижнего пояса скал, поднявшись по ним свободным лазанием в одном из скальных кулуаров (Ф.2.18.III), выводящим на большой скально-осыпной гребень (Ф.2.18.IV).

Ф.2.18. Подход к пер.Сарыходан с юга, из долины р.Каракуль. Снято с верховьев долины р. Аксай (Аксу).
Ф.2.19. Фрагмент гребня Дукдон западнее скально-осыпного гребня, обозначенного на соседнем фото как IV. Видна характерная гряда "Узбек", служащая хорошим ориентиром на приведенных фото.

Этот гребень и нависающая над ним характерная скальная гряда, при определенном воображении, напоминающая профиль спящего узбека (Ф.2.19.), служат хорошими визуальным ориентиром. Она видна снизу, с разных точек долины Каракуль. В т.ч. и при подъеме в долину Каракуль, с юго-востока, (Ф.2.20.IV).

Ф.2.20. Вид на Горы Дукдон из долины р.Каракудь (из отчета Довженко[10]).

Гребень разделяет верхнюю долину южных склонов этой части Гор Дукдон на две мульды, - западную и восточную. В западной, Ф.2.21., - расположены перевалы Рохи-Охугарт (1Б) и Кштудак (3А):

Ф.2.21. Южные склоны Гор Дукдон к западу от скально-осыпного гребня, обозначенного на Фото 2.18 и 2.20, как IV. (снято с этого же гребня)

В восточной камере берут свои начала кулуары, выводящие на перевалы Сарыходан Зап. (3А) и Сарыходан (3Б), Ф.2.18. На пер.Сарыходан ведет кулуар, третий по счету на восток от описанного скально-осыпного гребня, (Ф.2.22.).

2.3.2. Подъем на седловину перевала Сарыходан с юга.

Переночевав на гребне, утром следующего дня мы за час подошли к описанному кулуару. Нижние 2/3 его - это 35о фирновый склон (Ф.2.23.). Подъем по кулуару, в кошках, автономно, занял у нас 2 часа. Заключительные 150 метров подъема мы преодолели по мелкой и средней осыпи, вдоль левых походу скал, в конце, обогнув справа председловинный завал, Ф.2.25.

Ф.2.22. Вид с гребня IV на кулуар, ведущий к пер.Сарыходан.
Ф.2.23. Начало подьема на пер.Сарыходан (3-й кулуар Ф.2.22.).
Ф.2.24. Подъём по кулуару на пер.Сарыходан.
Ф.2.25. Заключительные 150 м подьема на пер.Сарыходан.

Седловина перевала Сарыходан и вид с неё на север продемонстрированы на Ф.2.26.

Ф.2.26. Группа на седловине пер.Сарыходан.

2.3.3. 1-й день спуска с седловины перевала Сарыходан на север.

Спуск с седловины мы начали в 12-00 по московскому времени. Было очевидно, что засветло на плато ледника Зап.Сарыходан спуститься вряд ли успеем, но мы были уверены (и это позже подтвердилось), что сможем найти на стене место под одну палатку.

Первая спусковая веревка, закрепленная через петлю вокруг камня на седловине, прошла строго вниз с общим уклоном до 50о. 20 м по снежно-фирновому галстуку (Ф.2.27.) и еще 20 м по осыпным скалам (Ф.2.28.). Нашей 43-метровой веревки, примерно на 10 метров не хватило до более-менее пологой полки. До нее пришлось спускаться свободным лазанием по блочным скалам.

Ф.2.27. 1-я спусковая веревка с седловины пер.Сарыходан.
Ф.2.28. Скальная часть 1-й веревки.

Вторая спусковая веревка была закреплена на скалах с помощью крючьевой станции. Все её 43 метра прошли по скальным 50о склонам с выходом на верхний конус очередного снежно-ледового участка (Ф.2.29.).

Ф.2.29. Конец 2-й и снежно-фирновая половина 3-й веревки.

Третья веревка, закрепленная с помощью ледобура (последний участник спустился с использованием ледовой проушины) через снежник и скальный склон, вывела нас на осыпные, ступенчатые полки, ниже которых, крутизна спуска резко увеличивается. От полок вниз расходятся два скальных кулуара. Для дальнейшего спуска мы выбрали правый (восточный), (Ф.2.30.).

Ф.2.30. Восточный кулуар, с ручьем – путь для 4-й веревки.

Четвертую веревку удалось закрепить через выступающий камень. Она прошла по явно выраженному отвесному кулуару с ручьем и с блочно-ступенчатой структурой стенок, Ф.2.31. 35 метров перил хватило до следующей, удобной для перестежки, горизонтальной полки в кулуаре, Ф.2.32.

Ф.2.31. 4-я веревка по кулуару с ручьем, вид снизу.
Ф.2.32. Концовка 4-х перил. Ниже, ступень перестежки на 5-е.

Пятая веревка (на крючьевой станции) продолжила наш спуск по отвесному кулуару с ручьем, превратившимся здесь в небольшой водопад. Через 20 метров «мокрого» отвесного спуска, встретилась сухая гавань – крупный, чуть-отстоящий от водопада, одиночный валун, с горизонтальной плоскостью, позволившей собраться всей группе. Двумя метрами ниже под брызгами водопада находилась удобная полка для перестежки. Пришлось использовать этот, предоставленный нам расклад. Камень-«сухая пристань», сыграл роль точки страховки для организации шестой спусковой веревки, а обливная полка – роль душевой кабинки для посадки на перила.

Т.о., шестая спаренная веревка, перекинутая через камень в 10 м охвата, позволила спуститься по V -образному, отвесному, 30-метровому кулуару на серию просторных, но наклонных полок (Ф.2.33.).

Ф.2.33. Отвесная часть 6-й веревки, выводящая на пояс наклонных полок.

От начала спуска с седловины перевала прошло всего 3 часа. Но к этому моменту мы все основательно вымокли. Кроме того, возникли проблемы с «продергиванием» шестой спаренной перильной веревки. Было принято решение - ночевать здесь. Одна из полок находилась под нависающим скальным выступом («пузом»), защищающим от шальных камней (отмечено на Ф.2.38 и Ф.2.41). На ней нам удалось установить палатку, но в полусидячем варианте ночевки (Ф.2.34.).

Ф.2.34. Палатка на полках северной стены пер.Сарыходан.

Спускаясь по скальным склонам перевала, мы задавали себе вопрос – можно ли по нашему пути пройти на подъем? Последний участок дня (6-я перильная веревка) был ключевым и на подъем технически, пожалуй, самым сложным. Ситуация сложилась таким образом, что на завтра нам предоставилось отвечать на свой вопрос эмпирически.

После того, как организованный нами полиспас для сдергивании 6-й веревки не дал положительных результатов, Алексей пролез с нижней страховкой этот участок вверх до точки закрепления перил. При этом, подъем был осуществлен не по отвесному кулуару, а по гребню его правого, на подъем борта (Ф.2.33.). Скалы с уклоном до 70о, с трудностью для индивидуального лазания выше среднего. При подъеме было использовано четыре «закладки». Оказалось, что узел сцепки двух веревок "намертво" заклинило в V -образной расщелине. Спуск – по уже поправленным перилам.

2.3.3. 2-й день спуска с пер.Сарыходан на плато ледника Эап.Сарыходан.

Освободив веревки и собрав лагерь, в 8-00 по московскому времени мы продолжили спуск на ледник, предварительно проложив на восток 15 метров горизонтальных перил.

Седьмая веревка – горизонтальные перила по прерывающимся пунктиром полкам и отколам, местами с нависающими скалами. Первый участник без рюкзака, страхуемый через скальный откол (Ф.2.35.), проложил эти горизонтальные перила, применив по пути 3 закладки. Перила вывели нас на небольшую полку, с которой строго вниз начал просматриваться ледовый вариант дальнейшего спуска. Для закрепления конца этих и начала следующих, уже вертикальных перил над конечной полкой были забиты два швелерных крюка.

Ф.2.35. 7-я веревка 15 м горизонтального смещения на восток.

Восьмая веревка – 40 м, строго вниз вдоль отвесных скал (Ф.2.36), с выходом к осыпной полке на "бараньих лбах", ведущей к началу ледового спуска (Ф.2.37). Скальный этап спуска (Ф.2.38.) здесь заканчивается. С полки виден нижний бергшрунд, до которого оценочно оставалось 250 м ледового спуска.

Ф.2.36. Последние 40 метров скального характера спуска, 8-я веревка.
Ф.2.37. Первые метры ледового характера спуска, 9-я веревка.
Ф.2.38. Общий план скальной части спуска с пер.Сарыходан (снято с плато лед.Сарыходан Зап.), с указанием мест и направлений приведенных в отчете фото. УВЕЛИЧИТЬ

Девятая, десятая и одинадцатая спусковые веревки нами были пройдены вниз с небольшим смещением к западу, по ледовому 60о склону (общая траектория спуска показана на Ф.2.41.). Этот 120-метровый участок из-за обстрела (с периодичностью, примерно, раз в десять минут) небольшими, но опасными скоростными камнями мы преодолевали в максимально динамичном режиме. Тактика применялась следующая. Первый спускающийся, подготавливал кроме вырубки во льду полки для перестежки и организации ледобурной самостраховки, ледовую проушину для спуска последнего. Второй спускающийся, - расправлял вторую сдергивающую веревку, транспортировал первому освобождающиеся крючья и расширял для третьего ледовую полку. Последний, – максимально быстро освобождал спусковое снаряжение.

Перестежка на двенадцатую веревку пришлась на пояс скал, подпирающих верхнюю половину спускового ледового склона. С них (Ф.2.39.) удалось сместиться еще западней (Ф.2.40.), подальше от основного пути миграции камней, под нависающую плиту.

Ф.2.39. 12-я веревка по льду, начинается с пояса скал.
Ф.2.40. 12-я веревка пролегла по льду, ниже пояса скал, со смещением на запад.

Тринадцатая веревка, вниз по льду продолжила наше боковое смещение на запад. И вывела к месту перестежки на четырнадцатую спусковую веревку, под которой строго вниз, оказался мост, позволивший нам без труда пересечь «ленточку» промежуточного финиша – в виде местного, довольно внушительного бергшрунда. Секундомер, бесстрастно зафиксировал 5 часов, затраченных нами на участок спуска от места ночевки на стене до верхнего плато ледника Зап.Сарыходан. Т.о., на весь полукилометровый спуск с седловины перевала на плато - 8 часов. Траектория всего нашего спуска по северной стене показана на Ф.2.41.

Ф.2.41. Путь спуска с седловины перевала Сарыходан на верхнее плато ледника Сарыходан Зап. Значком отмечено место ночевки на стене.

Мы спустились на плато лед.Зап.Сарыходан, где, по всей видимости, до нас еще никто не был. Скальный амфитеатр, подковой окамляющий плато, это сплошные высокие и отвесные стены, снижающиеся лишь в месте ступени ледопада, там, где ледник прорывает скальную теснину, Ф.2.42.:

Ф.2.42. Вид с западных склонов плато на верхний край ледопада Зап.Сарыходан.

2.3.4. 3-й день спуска с плато ледника Зап.Сарыходан в долину р.Арчамайдан.

Пришла пора определяться с выбором варианта спуска в долину Арчамайдан. Западно-Сарыходанский ледопад не единственный путь в долину. В западном плече подковы верхнего плато есть седловина, со скальным подъемом ориентировочно 2А-2Б к.с.
Вид на этот обходной перевал сверху, с седловины пер.Сарыходан, был показан на Ф.2.27.
Вид его восточного склона, с ледника Кштудак, был показан на Ф.1.3.
И, наконец, вид на зап.склон перевала с плато ледника Зап.Сарыходан, показан на Ф.2.43.:

Ф.2.43. Обходной путь, ведущий на лед.Кштудак. Начало подъема отмечено стрелкой.

Разбив лагерь на западной морене плато лед.Сарыходан Зап. (на Ф.2.42. видна наша палатка), вторую половину дня и ночью мы прислушивались к поведению ледопада. Каких-либо предостерегающих шумов, грохота обвалов, мы так и не услышали. Утром, свернув лагерь, мы решительно выдвинулись на спуск по ледопаду, ближе к его западному борту. Верхнюю часть ледопада, до его висячей части мы прошли лавируя в хаосе разломов и открытых трещин, Ф.2.44.:

Ф.2.44. Верхняя часть ледопада Сарыходан Зап.

Дойдя до резкого перегиба ледопада, мы начали использование спусковых перил, Ф.2.45, Ф.2.46. Спускались со смещением на восток, ближе к центру ледопада, Ф.2.47. Общий перепад висячей ледовой части - не более 80 метров, но из-за смещения к центру, двух «сороковок» нам не хватило и мы организовывали 3 перильных станции. Третья веревка частично прошла уже по скальному ложу ледника, Ф.2.48.

Ф.2.45. Првая спусковая веревка по ледопаду Сарыходан Зап.
Ф.2.46. Рабочий момент спуска по ледопаду Сарыходан Зап.
Ф.2.47. Смещение к центру ледопада по 2-й спусковой веревке.
Ф.2.48. Общий вид спуска с ледопадной части лед.Сарыходан Зап.

Последнее препятствие - нижний пояс «бараньих лбов» мы обошли, спустившись по неширокому кулуару в восточной части ушелья Ф.2.49. В верхней части кулуара потребовалось организовать 10 метров спусковых перил. Весь спуск с плато до слияния двух ущелий Сарыходанов, западного и восточного (Ф.2.50.), занял у нас 6 часов. Т.о., весь перевал Сарыходан 3Б, 4300м – 17 часов движения.

Ф.2.49. Обход нижних "бараньих лбов" ущелья лед.Сарыходан Зап.
Ф.2.50. Слияние ущелий ледников Сарыходан Вост. и Сарыходан Зап. Снимок сделан из дол.р.Арчамайдан, при снятии заброски.

2.4. Перевал Седло Калужан (3А, 4 670, лед.-ск.) первопрохождение.

Расположен в основном хребте Гор Дукдон, в юго-западном плече в.Дукдон 4896 м. Соединяет восточную камеру ледника Сарыходан Вост. (долина реки Арчамайдан) на северо-западе и ледник Караарча (долина реки Каракуль) на северо-востоке.
Схема 2.3. Расположение перевала Седло Калужан, 3А, 4670 в Дукдонском массиве.

2.4.1. Подход и подъем на верхние плато ледника Сарыходан Восточный.

От места слияния двух ущелий Вост и Зап. ледников Сарыходан (Ф.2.50. и Ф.1.2.), по левому борту ручья Сарыходан Вост. час ходу до моренного развала у подножья «бараньих лбов» ледника Сарыходан Вост., (Ф.2.51.). Здесь берет свое начало общий подъем на перевалы Сарыходан Вост. и Седло Москвичей (Ф2.50.). Наш вариант подъема на нижнюю ступень ледника, показан на Ф.2.51. Сначала, по центральному широкому кулуару (местами лежит лёд), с общим смещением на восток, мы за 40 минут поднялись до нижней кромки ледника. Далее, четыре (по сорок метров) перильных веревки, по льду, с уклоном от 50о (10 метров) до 30о, Ф.2.52. Во время ледового подъёма (страховка - на ледобурах), мы продолжали смещаться к востоку Ф.2.53.

Ф.2.51. Путь подъема на нижнью ступень лед.Сарыходан Вост. с севера.
Ф.2.52. Выход на лёд из центрального кулуара "бараньих лбов"..
Ф.2.53. Подъём на нижнее плато лед.Сарыходан Вост.

В результате, через полтора часа, мы оказались на плато средней камеры лед.Сарыходан Вост., с котрого расходятся пути (Ф.1.5.) на перевалы: Сарыходан Вост., Седло Москвичей и наш - Седло Калужан, Ф.2.54.:

Ф.2.54. Перекрёсток дорог на три перевала с нижнего плато лед.Сарыходан Вост.

Наш путь на восток, вверх по разломам второй ступени ледника. На вид грозные, но открытые трещины в основном прошли лавированием между центром и правым бортом ледника. Но пару вертикальных перил здесь нам все же организовать понадобилось.

За два часа прохождения второй ступени ледопада, мы значительно набрали высоту и вышли на верхнее открытое плато восточной камеры ледника Сарыходан Вост., Ф.2.55.:

Ф.2.55. Верхнее плато восточной камеры лед.Сарыходан Вост.

За поворотом ледника на северо-восток открылся вид всего конечного цирка этой части Вост.Сарыходана, Ф.2.56.:

Ф.2.56. Два ледовых истока восточной камеры лед.Сарыходан Вост., окружающих в.Дукдон (Гл.) 4896 м.

Впереди «винтом» уходит вверх восточная истоковая ветвь ледника. Судя по изолиниям карты, за гребнем загораживающим на фото эту ледовую излучину, должен быть либо ледопад, либо крутой ледовый склон, либо и то и другое. За неимением времени нам не удалось разведать подробно этот альтернативный вариант прохода на ледник Караарча, но, однозначно, - там возможен другой путь. По правую руку панорамы, круто обрывается, подпруженный срединным нунатаком, ледниковый приток, формирующийся на западных склонах в.Дукдон (Гл.) 4896м.

Таблица ниже, вносит некую неопределенность в идентификации вершин Дукдонского массива.
Выписка из Классификационной таблицы маршрутов на горные вершины Фан
(по изданию 2001 года, исправленное и дополненное 2005 год)
Наименов. в.
Высота, м
К.т.
Характер
Маршрут
Рук-ль, год
26
Дукдон (Гл.)
4898
к
Центр С стены
К.Семинюк, 68
27
Дукдон (Гл.)
4898
к
Правая часть С стены
Н.Манеев, 80
28
Дукдон (Ц.)
5090
ск
С стена
В.Сибиряков, 68
До сих пор мы считали, что высшей точкой массива является вершина Дукдон(Гл.), обозначенная на всех картах высотой 4896м. Что имеется ввиду под в.Дугдон(Ц.) высотой 5090м нам не совсем понятно. Поэтому, ранее и далее под доминирующей точкой массива, видимой на Ф.2.14., мы будем понимать вершину Дукдон(Гл.) 4896м. (Описание траверса хребта Дукдон от 1970г недавно опубликовано здесь).

В 19 часов мы поставили лагерь на морене правого борта восточного плато ледника Сарыходан Вост.

2.4.2. Подъем с ледника Сарыходан Восточный на перевал Седло Калужан.

Утром следующего дня мы начали подъём на ледник северо-западного кулуара в.Дукдон(Гл.). В обход ледопада справа, на 40о ледово-фирновом склоне (Ф.2.56.) нами было проложено двое вертикальных перил. Еще 1,5 веревки организовано вдоль ледового 45о, продолжающего конус кулуара, Ф.2.57.:

Ф.2.57. Подъем на пер Седло Калужан в обход ледопада.

В результате, мы вышли к левому «боку» нашего притока ледника, выше его нависающей части, Ф.2.58.:

Ф.2.58. Левый борт притока ледника (выше его ледопада), сползающего с зап.плеча в.Дукдон(Гл.) 4896 м.

Вдоль одного из отколов, сначала 5 метров 90о на ледовых молотках, далее по 45о льду, мы поднялись на его поверхность. Продолжив подъём, уже по центру верхнего панциря ледника - три ледовых веревки с уклоном от 40о до 45о, (Ф.2.59.) мы вышли в зону разломов.

Ф.2.59. Движение к пер.Седло Калужан по центру ледника.

Средняя крутизна осталась прежней, на уровне 40о, однако, появились более пологие ступеньки между разломами. Часть из этих разломов нам удалось пройти, лавируя в связках между участками их вырождения. Один из разломов пришлось «брать в лоб» на ледовых инструментах, Ф.2.60.:

Ф.2.60. Прохождение одного из разломов ледника.

Далее, в связках прошли пологий (25о-30о) участок закрытого ледника (Ф.2.61.) до последней ступени разрыва ледника (Ф.2.62.), ведущей на верхнее, обширное ледовое плато в восточной своей части с перевалом Седло Калужан (Ф.2.63.).

Ф.2.61. Прохождение трещин и разломов…
Ф.2.62. … на пути к пер.Седло Калужан.
Ф.2.63. Панорама верхнего ледового плато, с указанием местоположения перевала Седло Калужан.

Для выхода на перевал, необходимо преодолеть бергшрунд Ф.2.64. Нам помог в этом, весьма символический, но выдержавший нас мостик. От него до перевала 7 метров 70о + 20 м 40о. Седловина перевала представлена на Ф.2.65.

Ф.2.64. Бергршрунд под седловиной пер.Седло Калужан.
Ф.2.65. На перевале Седло Калужан.

Путь, длиною около километра, от восточной камеры ледника Сарыходан Вост. до перевала занял у нас 5,5 часов. Еще час, мы провели на седловине для организации тура, перекуса и поверхностной разведки вариантов спуска. От перевала отходят два кулуара. Один, фирновый, с легким подъёмом уходит на восток, вдоль южной стены в.Дукдон. Второй, между гладкими скальными стенами - отвесно вниз, где просматривается промежуточное выполаживание.

2.4.3. Спуск с седловины перевала Седло Калужан на лед.Караарча.

Более качественный осмотр вариантов спуска нам произвести не удалось, из-за плохой видимости, (не более 40 м.), да и время поджимало. Не мудрствуя лукаво, решили спускаться по отвесному, а стало быть, самому короткому варианту.

Первая веревка - 20 м , 70о-90о, (Ф.2.66.) спустила нас в ледово-осыпной кулуар до 40о, по которому, в кошках, используя попеременную страховку, мы прошли вниз на сто пятьдесят метров. Здесь конус кулуара предательски сошел «на нет». Продолжение его траектории наследуют трещины и расщелины в монолитных и отвесных скалах (вид на них снизу демонстрирует Ф.2.68.). Потратив весь запас крючьев и расходных петель, мы провесили семь спусковых веревок (Ф.2.67.), с общим смещением на восток, и в 18-00 спустились на финишный ледовый конус с бергшрундом.

Ф.2.66. Первая спусковая веревка с пер.Седло Калужан, 15:30.
Ф.2.67. Очередная спусковая веревка с пер.Седло Калужан, 17:15.

Утром следующего дня, уже при отличной погоде, нам представилась возможность подробно рассмотреть весь путь нашего вчерашнего «слепого» спуска, Ф.2.68.:

Ф.2.68. Южный скальный склон пер.Седло Калужан и путь нашего спуска.

Тщательный осмотр южных склонов в.Дукдон (Ф.2.69.) позволил нам выдвинуть предположение, что южный спуск и подъём с юга на перевал целесообразнее прокладывать по фирно-ледовому кулуару, который изгибаясь дугой, с уклоном до 45о огибает наши спусковые скальные бастионы «с тыла» и предположительно, должен выводить, чуть сверху вниз, к площадкам перевала, где мы сложили тур.

Ф.2.69. Панорама южных склонов в.Дукдон из цирка верхней западной ветви лед.Караарча.

По всей видимости, отвергнутый нами вариант спуска с седловины, тот фирновый кулуар, с небольшим подъёмом уходящий на восток, вдоль южной стены в.Дукдон и был выходом на эту фирновую «дорогу», Ф.2.70.:

Ф.2.70. Возможный южный спуск-подъем пер.Седло Калужан.

Если наши предположения верны, то сложность выхода на перевал с юга (как и спуск на лед.Караарча) в сравнении с нашим вариантом существенно упрощается.

Следующий на восток ледовый взлёт с бергшрундом (Ф.2.69. и Ф.2.71.) есть начало пути с юга на перевал (ждущий свих первопроходцев) в восточном плече в.Дукдон(Гл.), с финишем на северной стороне, наблюдаемым и отмеченным нами в оконечности верхнего восточного цирка ледника Сарыходан Вост. (см.ранее Ф.2.56.).

Ф.2.71. Путь с юга на возможный перевал в восточном плече в.Дукдон (Гл.).

И наконец, ещё в 300-тах метрах к востоку (Ф.2.69.), своеобразные «ворота» к нашей следующей запланированной цели,- перевалу Циолковского (предположительно 3Б, - основные трудности на северных склонах). Своеобразие подхода к перевалу с юга, несомненно, придает форма ледопада, со столь ровно «срезанным» ~30 метровым слоем висячего льда, Ф.2.72.:

Ф.2.72. Ледопад северной ветви ледника Караарча ведущим к пер.Циолковского.

К сожалению, наши временные ресурсы сезона, к этому дню были полностью исчерпаны, и мы смогли, лишь визуально прикоснутся к этому завораживающему очередному вызову Фанских гор. Как оптимальнее и безопаснее попасть на верхнее плато над этим ледопадом? Справа по скалам, или «в лоб», - по льду (Ф.2.72.). А может быть, в обход слева, по скальным ступеням (Ф.2.71.). Последний вариант предполагает спуск на плато по одному из кулуаров западных склонов верхнего цирка, которые видны снизу из ущелья Караарча Ф.2.73.:

Ф.2.73. Вид на юго-восточные склоны в.Дукдон снизу, из ущелья Кара-Арча.
Ф.2.74. Восточный борт ущ.Кара-Арча со ск.ступенью, ведущей в висячую долину с перевалом Шолохова 3Б 4400.

Рано или поздно, кто-то, решит эту задачку и откроет ещё один интересный фанский перевал 3А-3Б к.с. Им в помощь, рекомендуем ознакомиться с северным ледово-скальным склоном перевала Циолковский над долиной р.Арчамайдан параллельным южному ледово-скальному склону перевала Шолохова, например по фото, представленным в отчете[13].

А нам - пора вниз, по долине Каракуль к жемчужине Фанских гор - озеру Искандеркуль.

2.5. Выход к озеру Искандеркуль.

При спуске по ущелью р.Кара-Арча мы придерживались левого борта с его ответвлением в висячую. долину с перевалом Шолохова, Ф.2.74. Река, в нижней своей части и на выходе в долину Каракуль прорезает глубокий каньон, левый высокий борт которого, косым траверсом позволяет спуститься на тропу левого берега р.Каракуль. Долина Каракуль обжита местными пастухами. Тропы проторены по обоим берегам. Мосты поддерживаются в рабочем состоянии (Ф.2.75.). Долина лесистая, разнообразная и очень живописная (Ф.2.76.). Говорят, что даже медведи встречаются. Местные жители в основном приветливы.

Ф.2.75. Мост в долине р.Каракуль.
Ф.2.76. В низовьях р.Каракуль меняет название на р.Сарытаг.

После пос.Канчоч начинается изнурительный спуск по серпантинной автомобильной дороге к озеру Искандеркуль. Далее длинный подход вдоль западного берега озера к одноименной турбазе (Ф.2.77.).

Ф.2.77. Озеро Искандеркуль и исток Искандердарьи.
Ф.2.78. Дорога от турбазы на Хайронбед.

На всем этом пути нам не встретился попутный транспорт. Да, и на турбазе о машине договориться не удалось. Нам пришлось пройти еще 10 км по дороге (Ф.2.78.), до рейсового автобуса, стартующего по утрам из поселка Хайронбед.

3. Выводы, рекомендации.

В одной из своих статей, известный российский турист Анатолий Джулий, как-то классно подметил: "Первопрохождение, это как варенье, один раз попробовал и хочется еще". Безумно жалко, что нам не удалось совершить все задуманное! И придется ли еще? Много мест, куда хотелось бы отправиться, но Фаны, в сердце всякого, хоть раз побывавшего здесь человека, оставляют неизгладимый след вечной преданности этим прекрасным горам. Мы безмерно рады тому, что нам удалось сделать, хотя бы малую часть чего-то нового, что может способствовать дальнейшему освоению и популяризации этого уникального горного района.

Перевалы Кштут и Сангаассия могут служить перевальной связкой, как для пути из долины Сарымат в долину Каракуль, так и наоборот. При этом, 2А к.с. едина в обоих направлениях. Каждый из этих перевалов может быть использован и отдельно, в маршрутах, включающих верховья реки Сангаассия. В этом случае, перевал Сангаассия чуть проще - между 1Б-2А к.с.

Перевал Сарыходан, пройденный нами на спуск по определяющей основную сложность северной стороне, предоставляет серьезный спортивный интерес его обратного прохождения. Группам, планирующим это, рекомендуем внимательно рассмотреть возможность скального подъема на его северную стену правее (западнее) нашего пути спуска. Так же рекомендуем не использовать ледопад для подъема на верхнее плато ледника Сарыходан Западный, а проникнуть на него через описанный нами обходной перевал (2А-2Б к.с.) со стороны ледника Кштудак.

При подъеме/спуске на/с перевала Седло Калужан (3А к.с. в обе стороны) рекомендуем использовать, описанный нами снежно-ледовый косой пандус южного склона перевала.

В отчете приводятся частичные описания перевалов, возможных для первопрохождений. Путь через восточное плечо в.Дукдон(Гл.), параллельный перевалу Седло Калужан может быть сложнее, чем наш и готовиться к нему следует, как к перевалу 3Б к.с. Перевал, называемый нами, как пер.Циолковского - однозначно имеет 3Б к.с. Определяющей основную сложность стороной является северная. Вот как она выглядит на снимке Славы Завьялова 2007г.[13] в анфас (Ф.3.1.) и на снимках из космоса (Google с высоким разрешением) в анфас (Ф.3.2.) и в профиль (Ф.3.3. и Ф.3.4):

Ф.3.1. Вид на северные склоны перевалов Шолохова и Циолковского с перевала Озерный (Фото из отчета [13])
Ф.3.2. Моделирование этого же ракурса с помощью Google
Ф.3.3. Google - вид на северный склон перевала Циолковского в профиль с С-В.
Ф.3.4. Google - вид на северный склон перевала Циолковского в профиль с С-З.

Прохождение этой стены, даже на спуск, требует от группы высшей квалификации и опыта прохождения горных локальных препятствий 3Б к.с. с комбинированным рельефом.

4. Литература, карты, отчеты.

  1. Отчет о горном спортивном туристском походе V к.с., совершенном в авг.-сент. 1987г. группой калужских туристов под рук.Довженко С.В. в районе Фанских гор, по маршруту: пос.Рудаки - пер.Тавасанг(1А, 3450м) - пер.Сарымат Зап.(2А, 4130м) - пер.Аксу Верхний (2Б, 4050м) - пер.Сарыходан Вост.(3А, 4200м) - пер.Москва(1Б, 4450м) - пер.Блок(3А, 4400м) - пер.Зиндон(2Б, 4260м) - пер.Жигули(3А, 4400м) - пер.Чимтарга(1Б, 4600м) - пос.Сарвада, протяженностью 177 км за 18 ходовых дней. Маршрутная книжка №Р-37-527. Место хранения: МГКТ, библ. Калужского обл. тур-клуба.
  2. Отчет о горном спортивном туристском походе IV к.с., совершенном в июл.-авг. 1992г. группой московских туристов под рук.Ляпина В.Г. в районе Фанских гор, по маршруту: кишл.Нарвад - пер.Сарыоб(Джик)(1А3546) - пер.Нижний Зинах(1Б3956) - р.Имат - р.Желтая - пер.ЦС по туризму(2А 3792) - р.Сурхоб - р.Пасруд - оз.Алаудинское - пер.Седло Бодхоны(2Б 4568) - р.Сурхоб - рад.выход на пер.Зард(1Б4022) - пер.Гусева-Мухина восточный (4500) + пер.Седло Ганзы (2Б4468) - пер.Траверсный (1А 4318, первопрохождение) - р.Арг-р.Ахбасой - пер.Пушноват (1А4103) - пер.Дукдон(1А3812) - р.Дукдон - р.Каракуль - р.Ахсай - пер.Ахсу южный (верхний)(2Б4193) - ур.Казнокишан - пер.Сарымат западный(2А4202) - р.Сягрик-р.Чапдара - Маргузорские озера - кишл.Рашнапоем - кишл.Шинг, протяженностью 217 км за 20 ходовых дней. Маршрутная книжка №Р345/4 . Место хранения: МГКТ, доступно здесь.
  3. Отчет о горном спортивном туристском походе V с эл. IV к.с., совершенном в авг. 1989г. сборной группой московских, калужских, казанских и самркандских туристов под рук.Пирогова Г.Г. в районе Фанских гор, по маршруту: г.Самарканд - оз.Б.Алло - лед.Двойной - пер.Юбилейный(2А, 4260м) - пер.Самарский (2Б, 4350м) - пер.Олимпийский (3Б, 4500м, на подъем по скальной стене со стороны лед.Двойной пройден впервые) - пер.Агмат(1А, 3400м) - пер.Седло Москвичей(3А, 4100м) - пер.Кштудак (3А, 4100м) - пер.Мунора(1А, 3520м) - пер.Неожиданный(2Б, 3950м) - ущ.Туполанг - г.Сары-Ассия - г.Душанбе, протяженностью 189 км за 25 ходовых дней. Маршрутная книжка №1/3-512 с эл.6. Место хранения МГКТ.
  4. Отчет о горном спортивном туристском походе V с эл. IV к.с., совершенном в авг. 2005г. сборной группой московских, калужских туристов под рук.Дороговой Ю.Г. в районе Фанских гор, по маршруту: г.Самарканд - пер. Алаудинский(н/к) - пер. Зиерат(1А) - пер.Сарышах(3А) - пер. Чимтарга(1Б) - пер. ВАА(1Б) - пер. Кальгаспорный(2Б) - пер. Пушноват(1А) - пет.Кштудак(радиально, по определяющему сев.склону, 3А) - пер.Кштудак З.(вариант с прохождением каньона р.Пштикуль, 3А), протяженностью 160 км за 18 ходовых дней. Место хранения: МГКТ, библ. Калужского обл. тур-клуба.
  5. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР/Сост. Л. Б. Директор. – М.: Профиздат, 1990. – 576 с. (Библиотечка самодеятельного туриста). Страницы с 164 по 184.
  6. А.Джулий. Обзор туристских возможностей в Фанских горах. 2006г. Опубликовано на сайте: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1048
  7. Карта Северо-западный Памир, 1:200 000, в 1 сантиметре 2 километра, сплошные горизонтали проведены через 40 и 80 метров, © Узгеодезия 1992 г.
  8. Карта в 1 см 5 км. УЗБ ССР и ТАДЖ ССР с нанесенными перевалами, масштаб 1:100 000, в 1 сантиметре 1 километр, сплошные горизонтали проведены через 40 метров.
  9. Карта J-42-A Генеральный штаб, Душанбе, УЗБ.ССР Самарканд, Сырдарьин. Кашкадарьин. и Сурхандарьин.обл., ТАДЖ.ССР и ТУРКМ.ССР. Второе издание 1963г.
  10. Отчет о горном спортивном туристском походе VI к.с., совершенном в авг. 1998г. группой калужских туристов под рук.Довженко С.В. в районе Фанских гор, по маршруту: пос.Шинг - пер.Пянджоб(1Б, 3750м) - пер.Неожиданный.(2Б, 4020м) - пер.Аксу Южный (2Б, ок.4100м, первопрохождение) - пер.Кштудак(3А, 4100м) - пер.Олимпийский(3Б, 4500м) - пер.Блок(3А, 4400м) - пер.Кишеневский(1А, 3900м) - пер.Жигули(3А, 4400м) - пер.Мирали(3А, 5060м) - в.Чимтарга(5489м) - пер.Адамташ(1Б, 4000м) - пос.Яккахана, протяженностью 190 км за 21 ходовых дней. Маршрутная книжка №РГ/614. Место хранения: МГКТ, библ. Калужского обл. тур-клуба.
  11. Карта J-42-A
  12. Отчет туристов, прошедших пер.Караарча. Место хранения: МГКТ.
  13. Отчет о горном походе, совершенном в июл.-авг. 2007г. группой московских туристов под рук.Агеева М. в районе Фанских гор, по маршруту: а/л Алаудин -- пер.Лаудан Ложный -- пер.Лаудан, (в.3885, пер.Джонат) -- оз.Куликалон -- в.Гоухона, (в.Уреч) -- пер.Алаудинский -- а/л Алаудин -- Мутные озера -- пер.Казнок Зап., (пер.Казнок Вост. радиально, в.4139) -- р.Казнок -- пер.Сурх -- пер.Линкор -- пер. в верховья реки Норват -- пер.Джиджик -- пер.Зинах Нижний -- р.Имат -- р.Желтая -- пер.Зард -- пер.Зеленоград, в. М.Ганза -- пер.ВАА, (в.4277) -- Мутные озера, в.Замок -- -- пер.Чимтарга, в.Энергия -- оз.Б.Алло -- пер.Юбилейный -- р.Казнок (оз.Б.Алло -- пер.Амшут Верхний -- траверс западных отрогов в.Москва, в.4463 -- р.Москва -- -- пер.Озерный, в.4211 -- пер.Дукдон -- р.Дукдон) -- т/б Искандеркуль, протяженностью 140(166) км за 15 ходовых дней. Сам отчет можно посмотреть здесь.


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru