Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Дубникова, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Алтаю летом 2011 г.

ОТЧЕТ

о горном учебно-тренировочном походе в рамках школы БУ при тк «Плющиха» (ЛКТ)

II категории сложности в районе Алтая (Северо-Чуйский хребет),

совершенном группой туристов т/к «Плющиха» (ЛКТ)

в период с 23 июля по 7 августа 2011 года.

Маршрутная книжка № 1/3-209

Инструктор (руководитель) отделения (группы) Дубникова Анна Александровна

I. Справочные сведения о походе.

1. Проводящая организация

т/к «Плющиха» (ЛКТ),

РФ, Москва

2. Место проведения

РФ, Алтайский край

3. Общие сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части(с учетом коэф. 1,2), км

Продолжительность

общая / ходовых дней

Сроки

проведения

ГОРНЫЙ

вторая

119

16

14

23.07.2011-07.08.2011

Максимальная высота – 3330 м. (пер. п. Абыл-Оюк)

4. Нитка маршрута

Нитка маршрута показана на Рис. 1. Представленная хребтовка – довольно приблизительная схема района. В дополнение к ней мы пользовались топографическими картами 1:250000, 1:100000, и 1:50000 взятыми из отчётов клуба «Гадкий утёнок» г. Москва и где то ещё в недрах интернета (кому надо, пишите – пришлю).

План похода заявленный.

г.Барнаул - пос. Бельтир - р. Талдура — п.Эренбурга 1А 3089п. Томич (Кызыл-Кая) 1А 3072 — Карагемская пол. - р. Прав. Карагем - п. Абыл-Оюк 1Б 3220 - п. Сказка 1Б 2470 – оз. Н. Шавлинское - п. Н. Шавлинский 1Б 3300 - р.Машей — пос. Акташ — г. Барнаул.

Все перевалы пройдены по заявленному графику. Отклонения от маршрута рассмотрены ниже, в сравнении с пройденным маршрутом.


Рис. 1 Нитка маршрута.

Примечание: Дата м.н. – дата прихода на эту стоянку (вечер указанной даты).

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Высота

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Перевал

Эренбурга

3089

скально-осыпной

В-З

Перевал

Томич (Кызыл-Кая)

3072

скально-осыпной

Ю-Ю

Перевал

Абыл-Оюк

1Б*

3320

Снежно-осыпной

С-з – Ю-в

Перевал

Сказка

2470

Ледово-осыпной

З-В

Перевал

Н. Шавлинский

3300

Снежно-осыпной

С-в – Ю-з

6. Состав группы

№ п. п.

Фамилия, имя,

Отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Дубникова Анна Александровна

1981

4 ГУ Фаны

1 ГР Ц. Кавказ

Руководитель

2

Шупта Дмитрий Геннадьевич

1986

2 ПУ Зап. Кавказ

3 ВУ Зап. Кавказ

1 ПР Карелия

Снаряженец

3

Столбов Леонид Алексеевич

1989

2 ВУ Сев. Карелия

1ПУ Хибины

хронометрист

4

Панкратов Павел Владимирович

1988

2 ПУ Зап. Кавказ

рем. мастер

5

Либина Марина Олеговна

1988

ПВД

зав.пит

6

Сытьков Дмитрий Николаевич

1986

ПВД

Медик

7

Зиангирова Ника Александровна

1989

2ПУ Кавказ (Адыгея)

Финансист

8

Коровкина Александра Владимировна

1988

ПВД Кавказ (Адыгея)

Фотограф

9

Терещенко Ксения Александровна

1979

2 ГУ Зап. Тянь-Шань

краевед, эколог

7. Сравнение заявленной и пройденной нитки маршрута, высотный график.

Даты

Дни пути

Участки маршрута заявленного

Участки маршрута пройденного

Способы передвижения

Пройдено км

23.07.11

1

г. Барнаул - пос. Бельтир

г. Барнаул - пос. Бельтир

машина

24.07.11

2

пос. Бельтир – р. Талдура

занятия – переправа

пос. Бельтир – р. Талдура

занятия – переправа

р. Талдура – ст. под пер. Эденбурга

машина,

пешком

5

25.07.11

3

р. Талдура - р. Джело - лед. Джело (рад.)

Ледовые занятия

Полуднёвка

скальные занятия

пешком

-

26.07.11

4

пер. Эренбурга 1А (3089) – оз. Паспалагачиоюк

пер. Эренбурга 1А (3089) ­ пер. Томич (Кызыл-Кая) 1А (3072) – оз. Паспалагачиоюк – дол. р. Йолдоайры

пешком

11

27.07.11

5

пер. Томич (Кызыл-Кая) 1А (3072) – слияние р. Лев. Карагем и Пр. Карагем

м.н. в дол.р. Йолдоайры – Карагемская поляна

полуднёвка

пешком

7

28.07.11

6

Карагемская поляна, (днёвка/полуднёвка)

Карагемская поляна –

оз. Абыл-Оюк

пешком

12

29.07.11

7

р. Карагем — р. Прав. Карагем, оз. Абыл-Оюк, подход под пер. Абыл-Оюк

оз. Абыл-Оюк – ст. под лед. Абыл-Оюк

пешком

4

30.07.11

8

пер. Абыл-Оюк 1Б (3220) — оз. В. Шавлинское

пер. Абыл-Оюк 1Б (3220) – р. Правая Шавла

пешком

11

31.07.11

9

оз. В. Шавлинское - пер. Сказка 1Б (3587) рад.

М.н. – пер. Сказка 1Б (3587) - м.н.

Ледовые занятия

пешком

9

01.08.11

10

оз. В. Шавлинское (днёвка, встреча со школой)

М.н. – оз. Н. Шавлинское,

Полуднёвка

пешком

7

02.08.11

11

оз. В. Шавлинское – подход под пер. Н. Шавлинский

оз. Н. Шавлинское – подход под пер. Н. Шавлинский

пешком

8

03.08.11

12

пер. Н. Шавлинский 1Б (3300) – р. Машей

пер. Н. Шавлинский 1Б (3300) – р. Машей

пешком

6

04.08.11

13

р. Машей – р. Мажой

р. Машей – оз. Машей – м.н.

пешком

9

05.08.11

14

р. Мажой - пос. Чибит

М.н. – ст. у моста через р. Чуя

пешком

10

06.08.11

15

Запасной

Днёвка

переезд до пос. Чибит

машина

07.08.11

16

пос. Чибит – Барнаул

пос. Чибит - Барнаул

машина

Общая протяженность – 119 км (с учетом коэфф 1.2)

Отличия от заявленного маршрута:

Изначально заброска планировалась в долине р. Йолдоайры в 5-7 км от Карагемской поляны. Машина не смогла спуститься далеко и для осуществления разгрузки веса хоть на несколько дней (а в первые дни похода это очень важно!), было решено оставить её на слиянии р. Паспалагачиоюк и р. Йолдоайры. Забрать её после пер. Томич было возможно при спуске по долине р. Паспалагачиоюк, как мы и поступили.


Рис. 2 Высотный график по дням пути.

8. Сокращения, терминология и допущения

г. – город, гора

пос. – посёлок

дол. - долина

к.с. – категория сложности

лев.- левый

лед. – ледовый, ледник

м.н. – место ночевки

н/к – некатегорийный

ор. – орографически

ос. – осыпной

пер.- перевал

прав. – правый

р., руч. – река, ручей

С., Ю., З., В. – северный, южный, западный, восточный

ск.- скальный

сн. – снежный

ст. - стоянка

тр.-ос. – травянисто-осыпной

II. Организация похода.

1. Общая идея

Идея похода сложилась из целей горной Школы Т.К. «Пющиха» (ЛКТ), участников и руководителя. Идея школы – провести УТП в районе хорошо знакомом завучу школы и подходящем для проведения походов 2 к.с. Идея участников – пройти обучение в походе не слишком удалённого района в который можно бюджетно добраться (много участников ехало поездом). Идея руководителя – провести поход в районе по которому достаточно информации и отчётов (руководитель в районе впервые).

2. Характеристика района

Алтай - горная страна на территории Российской Федерации, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев.- и Юж.-Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (общая площадь оледенения более 900 км2 ). Для собственно Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей — Чуйская степь, Курайская и др. Наиболее значительные реки — Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. Имеет более 3500 озер (наибольшие Телецкое, Маркаколь). В Алтае распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты. В северо-восточной части — Алтайский заповедник.

Северо-Чуйский хребет простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, при ширине в западной части 50 км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25 км. Средняя высота хребта здесь около 3600 ой и юго-восточной границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной под названием горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение, а ряд вершин превышает 4000 м (Машей-баши – 4173 м, Актру – 4075 м). Перевалы хребта отличаются разнообразием, но имеют одну закономерность – северные и северо-восточные склоны перевалов круче, взлёты выше. Категории трудности перевалов – до 3Б, определяющий характер наиболее серьёзных перевалов – снежно-ледовые. Высота снеговой линии на северных склонах – около 2900 м, на южных – 3100 м и выше. Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад - восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский.

Чуйский расположен в междуречье Чуи и Шавлы, протянулся на 60 км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до плато Ештыкол. Высоты хребта растут с запада на восток, высшая точка - 2925 м. По многим долинам рек и по водоразделу имеются тропы. Водораздел местами заболочен.

Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота около 2500 м, к востоку он поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте появляется оледенение. Лес растёт только в долинах рек. Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские горные озёра.

Все хребты сходятся в один узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках р. Шавлы. Далее к востоку хребет представляет сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25 км протяжённостью. Наибольшее оледенение – в верховьях рек Актру, Машей, Шавла, а на юго-восточных склонах – в истоках рек Джело и Карагем.

Чтобы попасть в этот горный район из Москвы нужно преодолеть свыше 3500 км. В район можно подъехать из г. Барнаула или Горно-Алтайска на попутном или заранее арендованном транспорте. Самые удобные подъезды к району – по Чуйскому тракту. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курае, Кызыл-Маны (в последних случаях на въезд требуются специальные пропуска).

3. Заезд и выезд с маршрута, завоз забросок.

До Барнаула из Москвы группа частично добиралась поездом (№96 Москва-Барнаул), а частично самолётом (авиакомпаний S7, Utair и Аэрофлот – кто что купить успел)). Из Барнаула до р. Чаган-Узун мы доехали в составе всей школы на автобусе типа «икарус». Далее группы по отделениям и заброску завозили «Уазиками» (через пос. Бельтир, за пер. Карагем (н/к). Назад, от нового моста через р. Чуя (~15 км от пос. Чибит, в месте слияния р. Машей и р. Чуя) до Барнаула возвращались отделением (9 чел) на машине «Газель».

Транспорт заказывали из Москвы через фирму АлтайТурСервис. Характеризовать работу фирмы можно на «удовлетворительно»: не знают все маршруты за которые берутся, после осуществления которых (с трудом и задержками) повышают цену (заранее оговоренную).

В случае аварийной ситуации на маршруте был возможен спуск в долины рек Талдура, Карагем, Чуя откуда можно уехать заказанным автотранспортом. Связь с внешним миром осуществлялась при помощи спутникового телефона (взяли у друзей трубку и пользовались обычной сим-картой Билайн).

4. Взаимодействие со спасательными службами района.

Планируя поход, в целях обеспечения безопасности, группа зарегистрировалась в Алтайском поисково-спасательном отряде МЧС России. Сделать это можно заполнив форму на сайте ГУ МЧС России по Республике Алтай (http://mchs.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=621).

По прибытии в Барнаул мы подтвердили свой выход на маршрут дежурному поисково-спасательного отряда (ПСО) по телефону (388-22) 2-29-14. О выходе с маршрута сообщили дежурному ПСО по тому же телефону. Надо сказать, что из ПСО нам стали звонить с утра того дня, который мы заявили заключительным, но телефоны у нас были выключены пока ехали в Барнаул, и только вечером мы успокоили дежурного, что всё у нас в порядке.

Адрес ПСО:

г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный-12.

Также были приняты меры безопасности:

Каждый участник группы был застрахован в Росно.

Мы держали ежедневную связь с человеком в Москве по спутниковому телефону.

Периодически (в рамках графика взаимодействия) связывались с другими отделениями школы и с дружественной группой под рук. Фармаковского Артёма.

При прохождении сложных участков пользовались рациями.

III. Календарный график.

Дата: 23.07

В г. Барнаул заказанный автобус встретил прибывающих людей сначала в аэропорту, отвёз на ж/д вокзал. Там дождались группу с поезда и начали грузиться и рассаживаться. Самым «позднеприбывшим» человеком была я. Прилетев в аэропорт, я созвонилась с группой, выяснив, что они ещё не готовы стартовать, решила не торопиться и поехала до города на рейсовом автобусе (12 руб. в сравнении с ценой такси в 300 руб. также сыграли в этом решении роль).

Наконец все на местах! Автобус отправился из г. Барнаул около 10 часов (местного времени). В г. Бийск мы остановились на обед. В ПСС не заезжали, было достаточно им позвонить. Ну а дальше передвижение по Чуйскому тракту – кто спит, кто песни поёт, кто играет в «Уно». В пос. Акташ мы приехали уже в темноте. Тут началось интересное – водитель не знал куда дальше ехать… В результате после долгих споров и «звонков другу» мы опять тронулись. До стоянки у моста р. Чаган-Узун приехали за полночь. Разбили большой общешкольный лагерь прямо у дороги. Кто-то решил ужинать, кто-то сразу улёгся спать. Дров вблизи стоянки не нашли, готовили на горелках.

Дата: 24.07

Ходовой день 1

За день:

Пройдено - 5 км.

dh = + 0.839 км

ЧХВ – 3 ч. 15 мин

В 6.00 подъём, высота стоянки - 1773 м, погода не радует - переменные осадки. В дождь, ещё не привыкшие к обстановке, тельца передвигаются особенно медленно.

Позже погода улучшилась. В 9.00 погрузились в прибывший новый транспорт - УАЗ 452. В 9.28 проехали село Бельтир, дальше едем вдоль р. Талдура. Дорога петляет, несколько раз переезжали реку.

В заключительной общей точке провели общешкольные занятия по переправам. Обсудили тактику, отработали разные способы переправ.

Дальше наши пути разделяются.

Две машины с целью сделать заброску (мы в их числе) в 12 ч отправились за перевал Карагем (н/к, 2837 м.). Там сняли записку группы (также поднявшейся на автомобиле). По ту сторону хребта идёт дождь, дорога размыта, машина далеко проехать не смогла (в планах было чуть ли не к Карагемской поляне доехать). Оставили заброску недалеко от пересечения р. Паспалагачиоюк и р. Йолдоайры прямо в кустах, не закапывая (немного присыпали табаком). К 14.00 вернулись в долину р. Джело.

Участок пути: Долина р. Джело – место стоянки у озера (2612 м.)

Час на обед (готовим на дровах, здесь они в избытке). В 15.00 выдвинулись к истоку р. Джело, погода с этой стороны солнечная. До истока вверх идти надо примерно на северо-запад, затем левее, с набором высоты по кустистой местности, чем выше, тем тропа чаще теряется. Поднялись на небольшое плато, обнаружили там пересохшее озеро, и ближе к цирку пер. Эренбурга озеро ручей из которого водопадом уходит в р. Джело. В 19.00 встали на стоянку у вышеупомянутого озера (Фото 1), местность слегка заболочена, дров уже нет. На этом плато кроме нас стояло ещё два лагеря – мест под палатки найти можно много.


Фото 1. Плато с озером (в дали лед. Джело).

Дата: 25.07

Ходовой день 2

За день:

dh = + 0.140 км

dh = - 0,140 км

Скальная тренировка.

У озера обнаружили холм с открытым камнем (скалами) (Фото 2) и решили провести скальные занятия, вместо запланированных в этот день ледовых (т.к. заранее где попадётся склон под скальные занятия мы не знали, а ледников ещё предполагалось много на маршруте). Плюс к этому отработали движение по средней и мелкой осыпи на близлежащем ск.-ос. склоне.


Фото 2. Скалы с возможностью организации станций и точек.

Дата: 26.07

Ходовой день 3

За день:

Пройдено - 11 км

dh = + 0.488 км

dh = – 0.800 км

ЧХВ - 7 ч

Участок пути: место стоянки у озера – пер. Эренбурга (1А, 3089м).

6.00 подъём, ветрено. 8.10 выход. В 8.40 подошли к цирку перевала (Фото 3). К перевалу можно пройти по правому кулуару с крутизной подъёма 25-300, снизу конец подъёма не просматривается (Фото 4). После небольшого снежника начинается чуть более крутой недолгий подъём по мелкой осыпи выводящий на плато. Изменив направление к западу в 10.40 достигли перевала. Сняли записку группы томского клуба ТАКТ под руководством Калиновского Никиты от 26 июля 2011 (эта группа стояла ближе нас к цирку перевала и раньше стартовала, когда мы зашли в цирк, их уже не было видно).


Фото 3. Цирк перевала Эренбурга.


Фото 4. Перевальный взлёт.

Участок пути: пер. Эренбурга (1А, 3089м) – пер. Томич (1А, 3100 м).

Из-за начавшегося снега и тумана снизилась скорость движения, продолжили движение на запад по практически горизонтальному плато. Далее пологий спуск (сбросили около 100 м.). Подошли к цирку пер. Томич и траверсом пересекли его склон. В 13.05 поднялись на перевал (Фото 5). Отсюда открывается вид на долину притоку реки Левый Карагем (очень красивая долина, в породе много железа, что придаёт скалам красный оттенок). Сняли записку туристов из г. Москва под руководством Карп Татьяны от 12 августа 2010 г.


Фото 5. Перевал Томич с оз. Паспалагачиоюк (красным - траверс, синим – спуск).

Участок пути: пер. Томич (1А, 3100м) – место стоянки в долине р. Йолдоайры.

В 13.20 начали спуск (Фото 5). Спускаемся к оз. Паспалагачиоюк, спуск состоит из крупной и мелкой осыпи (проходим зигзагом по очереди, местами «лифт»). В 14. 40 подошли к дальнему краю озера. Обед на озере. Дальнейший спуск производился по долине р. Паспалагачиоюк по травянистой местности, тропа местами теряется, несколько раз переходили р. Паспалагачиоюк (по камням). В 18.40 добрались до места заброски. Успешно всё забрали (животными не тронуто!). Дальше вниз по дол. р. Йолдоайры ведёт уже хорошая дорога, иногда пересекающая реку (брод). В 19.15 встали на стоянку на левом берегу р. Йолдоайры. Готовим на костре – дрова в долине есть. Высота ночёвки – 2300 м.

Дата: 27.07

Ходовой день 4

За день (полуднёвка):

Пройдено - 7 км

dh = – 0.500 км

ЧХВ – 2 ч 30 мин.

Участок пути: Место стоянки в долине р. Йолдоайры – Карагемская поляна.

9.00 подъём. 11.30 выход. Спускались по долине р. Йолдоайры. на протяжении всей длины реки до её впадения в р. Карагем идёт дорога (для внедорожников), часто пересекающая реку (3 раза переходили вброд). В 14.50 встали на стоянку на Карагемской поляне (h=1800 м) недалеко от слияния р. Йолдоайры с р.Карагем. На этой стоянке также много дров.

Полуднёвка. Купаемся и загораем, последнему сильно мешают муравьи – многочисленные жители Карагемской поляны. На поляне живут, кроме муравьёв, люди (более приветливые), мужичок предлагал баню (мы отказались), также видели на поляне «Уазик».

Дата: 28.07

Ходовой день 5

За день:

Пройдено - 12 км

dh = + 0.550 км

ЧХВ – 5 ч. 30 мин.

Участок пути: Карагемская поляна – слияние р. Левый Карагем и р. Правый Карагем.

В 8 ч. подъём. В 10.00 выход, солнечно. Вдоль р. Карагем с лева (ор.) шли по хорошо прослеживаемой тропе, единственным препятствием на данном маршруте является густая растительность и иногда заболоченная тропа. В 11.30 дошли до р. Лев. Карагем, переходим эту реку в брод (недалеко от устья нашли широкий и неглубокий разлив).

Участок пути: слияние р. Левый Карагем и р. Правый Карагем – оз. Абыл-Оюк (h=2350 м.)

В долине р. Правый Карагем также есть набитая тропа (так же слева ор.), позволяющая быстро пройти этот участок. Доходим до большого бурного ручья, через него лежит несколько крепких брёвен, переходим по ним. Устраиваем обед у этого ручья (там есть небольшая стоянка на 3 палатки), это за 6 км. до оз. Абыл-Оюк и тут ещё есть дрова. От Карагемской поляны до этого места ЧХВ 3 часа. Тропа ведёт практически до озёра и упирается в большой моренный вал прямо перед озером, возрастает крутизна подъёма, вдоль самого озера тропа продолжается. Встали на стоянку в 18.10 на озере Абыл-Оюк. Дров здесь уже нет (по словам томичей, хворост есть у стоянки перед мореной озера, они её и заняли).

Дата: 29.07

Ходовой день 6

За день:

Пройдено - 4 км

dh = + 0.307 км

ЧХВ – 1 ч. 30 мин.

Участок пути: М.н. на озере Абыл-Оюк (h=2350 м) – стоянка под ледником перевала Абыл-Оюк (h=2657 м).

В 8.00 подъём, в 11.00 выход. Облачно и идти не много, поэтому не торопимся. Поднимались в направлении ледника, местами тропа теряется, но подъём до ледника никаких трудностей не представляет. Погода в этот день была худшей за поход – дождь с мокрым снегом. На плато перед ледником встали на стоянку в 12.50. Места много, расчищены стоянки, но сильно дует. Мы от ветра спасались тентом. Остальное время в этот день потрачено на подгонку снаряжения перед серьёзным перевалом и обсуждение тактики.

Дата: 30.07

Ходовой день 7

За день:

Пройдено - 11 км

dh = + 0.543 км

dh = – 0.850 км

ЧХВ – 8 ч. 45 мин.

Участок пути: Стоянка под ледником перевала Абыл-Оюк (h=2657 м) – пер. Абыл-Оюк (1Б*, 3200 м).

В 4.00 подъём, в 6.05 выход. К 6.35 поднялись к леднику по правой (ор.) стороне, где подъём более пологий. Заходим на ледник и ~500 м проходим по срединной морене - без кошек (много вмёзших камней). Ледник сам по себе достаточно пологий, решено идти в связках для отработки движения в связках по ледникам, несмотря на то что ледник открытый. Трещин нет, есть воронки в центре, обходим их справа (ор.). Перевал хорошо виден с ледника (Фото 6). В 8.55 прошли ледник, и подошли к перевальному взлёту. Перевальный взлёт представляет из себя чередующийся подъём по осыпи, фирновому льду и снова по осыпи (Фото 7). Имея опыт хождения по ледовому склону можно подняться без провешивания перил, но для более безопасного прохождения было прошено три верёвки. Первые две по сн.-лед. участку (надо заметить - снега практически не было), были закреплена за скальные выступы (там были старые петли, но мы использовали свои), третья по ск.-ос. участку была закреплена за большую каменную плиту на перевале. Основная часть группы поднималась с самостраховкой по перилам, лидеры (на каждой верёвке разный) – аккуратно, без рюкзака с нижней страховкой. Первые две верёвки проходились в кошках, по третьей возможно движение без них (мы сняли). На время прохождения перевала был выставлен наблюдающий за склоном – свидетелями камнепадов мы не были. Южная сторона перевала (по пути нашего подъёма) с седловины не просматривается – лидеры и руководитель активно пользуются рациями. В 12.05 вся группа поднялась на перевал. Перевальная седловина широкая, как свидетельствуют многие отчёты, тут уместится одна палатка. Записки в туре не нашли, вероятно вчера группа Томичей, обогнавшая нас, в непогоду так спешила уйти с него, что забыли оставить записку. Со стороны долины Шавлы поднялась группа из г. Саратов под руководством Бабанова Д. Ю., с ними мы и обменялись записками.


Фото 6. Поверхность ледника, вид на перевал (Ю-В склон).


Фото 7. Перевал Абыл-Оюк (Ю-В склон).

Участок пути: перевал Абыл-Оюк (1Б*, 3200м) – м.н. (стоянка на приледниковом озере) (h=2350 м).

В 12.30 начали спуск. На спуск по мелкой осыпи повешено две верёвки перил, крепили за большой камень ниже седловины метров на 15, и за имевшуюся точку (шлямбур - проверили) на скале (Фото 8). Основная часть группы спускалась дюльфером на самостраховке, лидер спускался без рюкзака с нижней страховкой. При спуске также был выставлен наблюдающий, камни со стены не падали, несколько камней спустили участники шедшие по верёвке, но группа стояла далеко от траектории падения. (Фото 9). Спустились до ледника по крупному курумнику, устроили калорийный перекус, сняли обвязки. Далее спускались по боковой морене (Фото 10). В 17.30 прошли грязное озерцо сразу под ледником и в 17.45 встали на стоянку у следующего озерца.


Фото 8. Спуск с перевал Абыл-Оюк (С-З склон).


Фото 9. Вид на пер. Абыл-Оюк (С-З склон).


Фото 10. Вид на пер. Сказка с пер. Абыл-Оюк (З. склон).

Дата: 31.07

Ходовой день 8

За день (радиальный выход):

Пройдено - 7 км

dh = + 0.120 км

dh = – 0.120 км

ЧХВ – 4 ч

Участок пути: стоянка на озере в долине р. Шавлы (h=2350м) – перевал Сказка (1Б, 2470м) – стоянка на озере в долине р. Шавлы (h=2350м).

В 8-00 подъём, в 10.00 выход. В лагере остался один человек, с которым группа выходит на связь в оговоренное время. Подошли к леднику в 10.20, одеваем кошки, связываемся (в целях тренировки). Тренировка на леднике. Ледник открытый с большим количеством трещин (Фото 10). С места тренировки хорошо виден весь перевальный взлёт пер. Абыл-Оюк (Фото 9). В 12.25 подошли к перевальному взлёту пер. Сказка у границы ледника и осыпи. Тут первый раз нам повстречалось немного снега, т.е. возможность обучить передвижение по нему, что и сделали. После тренировок устроили привал с сюрпризом – поели «морожегого» из снега, сгущёнки и драже «ммдемс». Дальнейший подъём на перевал (15 метров) не представляет никакого труда (Фото 12). В 13 ч. мы на перевале Сказка. Вид шикарный (Фото 11). Сняли записку туристов из г. Тюмень от 7 августа 2010 г. (фамилия руководителя неразборчиво написана). Обратный склон перевала представляет из себя мелкую осыпь на протяжении 300 м. Начали спуск в 13.50 по правому кулуару змейкой, местами съезжая на «лифте» (Фото 13). Дальше спуск продолжали по курумнику боковой морены, спустились до тропы ведущей вниз к оз. В. Шавлинское от нашей стоянки, и повернули на ней вверх. В 17 ч вернулись в лагерь. Погода сильно испортилась и запланированный на этот день спуск к оз. В. Шавлинское общим мнением отложили. Что ж, видимо не судьба устроить полноценную днёвку, но группа «молодая» (по возрасту участников) и всем хватает отдыха, видимо полуднёвки - это наш конёк.


Фото 11. Вид с пер. Сказка на в. Мечта.


Фото 12. Перевал Сказка (подъём, З. склон).


Фото 13. Перевал Сказка (спуск, В. склон).

Дата: 2.08

Ходовой день 10

За день:

Пройдено - 8 км

dh = + 0.748 км

ЧХВ – 4 ч 15 мин

Участок пути: стоянка на озере Нижнее (Большое) Шавлинское (h=2005 м) – стоянка перед ледником перевала Нижний Шавлинский (h=2753 м).

Вышли в 13.00, пошли по тропе вдоль ручья (от него справа ор.), почти сразу уткнулись в подъём. Забравшись на который (брали левее), вышли на отличную тропу. Как оказалось она идёт прямо от озера, но начинается немного ниже ручья, а не вдоль него. Тропа проходит небольшое озерцо (ЧХВ – 30 мин от оз. Н. Шавлинского), там тоже есть стоянки и народу меньше. Шли далее тропой по правой (ор.) стороне долины, когда заканчивается «зелёнка» тропа выходит на большой моренный вал (так же справа ор.). Вода в этой долине встречается редко. Есть несколько доступных ручьёв стекающих с правого (ор.) склона долины, левый склон покрыт ледниками, а ручей по центру прячется глубоко подо льдом или моренами. В 18.45 встали на стоянку напротив подъёма в цирк пер. Счастье. За водой приходится вернуться на 500 м назад (вниз по долине), хотя почти над нами бьёт небольшой водопад (как раз со стороны пер. Счастье), который так же высоко пропадает в камнях. У ручья где берём воду тоже есть стоянка, но нам она оказалась маленькой. Со стоянки хорошо видно нашу цель на завтра – пер. Нижний Шавлинский (Фото 14).


Фото 14. Вид со стоянки на пер. Нижнийний Шавлинский (С-В склон).

Дата: 3.08

Ходовой день 11

За день:

Пройдено - 6 км

dh = + 0.547 км

dh = – 0.847 км

ЧХВ – 5 ч

Участок пути: М.н. (h=253 м) – перевал Нижний Шавлинский (1Б, 3300 м).

В 5.00 подъём. В 6.00 выход на перекусе – чтоб не тратить время на поход за водой. Через 40 мин. дошли до ледника, завтракаем, одеваем кошки и обвязки. Выходим в 9.00. Ледник открытый, местами лужи, обходим их. Подходим под перевал, слева отлично видно пер. Анны – тёзку руководителя (Фото15). В 9.35 подошли к перевальному взлёту, осматриваем подъём, наблюдаем группу на перевале. С этой стороны перевала есть два пути, на которых движение одновременно не представляет опасности нахождения одной группы над другой. Группа выбрала спуск по ос. склону с правой (ор.) стороны. Нам остаётся путь по сн.-лед. части (Фото 16, 17). Почти вся группа поднялась на личной технике, три девушки поднялись используя перильную верёвку (крепили за большой камень) (Фото 18). В 11.25 группа на перевале, сняли записку группы из г. Харькова совершавших пешую 5 к.с. под рук. Моренко С.С. , это с ними мы разминулись на подъёме.


Фото 15. Пер. Анны, 2Б. (В. склон).


Фото 16. Ледник перед пер. Нижний Шавлинский (С-В склон).


Фото 17. Перевальный взлёт.


Фото 18. Подъём на пер. Н. Шавлинский.

Участок пути: перевал Нижний Шавлинский (1Б, 3300 м) – стоянка перед ледником Машей (h=2453 м).

Погода не радует, но надо спускаться. В 12.00 начали спуск с перевала, спуск не сложный, плотной группой через 25 мин спустились на ледник (Фото 19). На следующем привале снимаем кошки – ледник хорошо покрыт камнями. Далее спускаемся вдоль притоков р. Мажой. Проходя под п. Маашей-баши встретили двух Киевских альпинистов. Одна девушка так засмотрелась на них, что споткнулась и ударила колено (свои-то парни уже надоели, а разгружать/отдуваться теперь им!). Украинцы подбегают, предлагают помощь, ну и просят у нас газ… Мы даже согласны его дать, взамен на конфетки, но оказалось им наши баллоны не подойдут (у нас «дихлофос», а у них резьбовая горелка), а конфеты девочки в итоге всё равно получили. Спускаемся дальше, спуск довольно резкий. У одних из-за спусков к концу похода болят колени, у других болят из-за ротозейства, плюс погода не налаживается, решаем становиться на стоянку (время 15.05). Да, ещё же у руководителя день рождение! Встаём под мореной из-под которой течёт широко разливающийся ручей, чуть выше небольшого озера. Напротив виден ледник Машей (Фото 20). А дальше – едим неучтённый торт и персики.


Фото 19. Спуск с перевала (Ю-З склон).


Фото 20. Вид со стоянки.

Дата: 4.08

Ходовой день 12

За день:

Пройдено - 9 км

dh = – 0.558 км

ЧХВ – 4 ч 30 мин

Участок пути: стоянка перед ледником Машей (h=2453 м) – стоянка у устья р. Каракабак (h=1895 м).

Погода солнечная плюс красота вокруг – уходить не хочется, и мысль о том, что поход идёт к концу тоже не торопит уходить. В 12.35 еле-еле вышли. От стоянки пошли слева от ручья, прошли озерцо. Поняли что хорошая тропа идёт на другой стороне ручья/озера, перешли ручей в брод, после чего вышли на тропу идущую по морене вдоль ледника а потом и р. Машей. В 15.50 дошли до озера Маашей, тропа обходит его слева (Фото 21). Есть много хороших стоянок выше озера (с дровами и чистой водой), на озере стоянка тоже возможна (на 2 палатки), но вода в нём очень грязная. Мы спускаемся ниже. Поели на озере смородины, которой тут в изобилии, и начали спуск дальше. Сразу за озером вода почище, есть ручей, но стоянок нет (не считая места на 1 палатку выложенного камнями). В 18.10, подойдя к устью р. Каракабак встали на стоянку. Стоянка уютная, с большим кострищем.


Фото 21. Озеро Маашей.

Дата: 5.08

Ходовой день 13

За день:

Пройдено - 10 км

dh = – 0.461 км

ЧХВ – 5 ч

Участок пути: стоянка у устья р. Каракабак (h=1895 м)– стоянка у моста через р. Чуя (h=1434 м).

В 8.00 подъём, в 10.40 выход. Спускаемся дальше вниз по долине р. Мажой. До самого устья ведёт тропа протоптанная лошадьми, а местами дорога пригодная и для автомобиля. По дороге всё чаще попадается малина и красная смородина, что очень мешает двигаться быстро. Проходим баню и магазин (магазин, к счастью закрыт). В 15.50 спустились до конца долины – впадения р. Мажой в р. Чуя (Фото 22). Встали на стоянку рядом с новым мостом (на левом ор. берегу), за переход по которому взимается 100 рублей с человека. Стоянка в отличие от моста бесплатная. В Чуе вода сильно мутная, но тут есть возможность брать её из р. Мажой. Дрова есть, кроме нас здесь только одна группа и то они так далеко, что нам их даже не слышно. Позвонила в Барнаул – подтвердили машину на 7 августа (им ехать-то сюда целый день). У «охранника» моста можно купить опять же лепёшки, и даже сделать заказ – что привезти из села Чибит (будет кто-то приезжать к нему вечером). Ну, мы тут жахнули: икры заморской и хлеба! Плюс всякие пенные, химические и не очень напитки. Тем более что завтра – днёвка, запасной день маршрута мы так и не использовали.


Фото 22. Новый мост через р. Чуя.

Дата: 6.08

За день:

Пройдено - 10 м по диаметру

dh = ± 0.0018 км в среднем (лёг/встал)

Чисто Храпаковое Время – пол дня

Встали неизвестно во сколько, кто-то практически весь день валялся (вот дежурным не повезло!). К вечеру стал названивать водитель (тут уже появилась и обычная, не спутниковая связь) – с вопросом где нас искать завтра. А потом и приехал! Мы валяемся, уже во все игры переиграли и не знаем чем себя занять – а тут появляется мужик и спрашивает Дубникову. Оказалось, водитель наш решил забрать нас сегодня, т.к. завтра боится здесь ехать, мол – дождь будет ночью, всё размоет. Ну, спорить не стали, быстренько собрались (вот бы на маршруте так собирались!) и поехали ночевать в Чибит. Устроили сюрприз группе Андрея из нашей школы (они-то думали нас завтра утром увидеть). Пришлось останавливаться на тур. базе «Кочевник», берут плату за стоянку с палатки – 100 руб., дров нет, народу куча, одна польза – развеялись и общаемся со своими. Готовим на газу, едим за столом (беседки).

Дата: 7.08

Встали в 4.00 (кто-то почти и не ложился - на звёзды смотрел, а вы что подумали?). Быстро завтракаем, пакуемся, выбрасываем мусор в контейнеры (газовые баллоны мы в горах не оставляем!). В 6 ч выезжаем. Ехали опять жутко долго. Газель наша заправлялась газом и на одной заправке мы этот газ ждали больше часа. А газель, что везла другую группу нашей школы - постоянно ломалась, и мы их ждали. Потом ещё оказалось должны доплатить за выброску на маршрут больше - от моста до Чибита за «плохую» дорогу накинули 1500 р. В Бийске остановились в уже знакомом кафе «Ульянка» на обед. В Барнаул приехали к 21.00. Попросили водителя довезти нас до дома, где уже группа из нашей школы снимает квартиру – он долго не соглашался (хотя за эти деньги изначально предлагалось отвезти группу в аэропорт, что за городом!). В итоге мы приехали! Не верится!

Дата: 8.08

Кто-то уже ночью улетел. А оставшиеся, идут гулять по городу. Ходили гулять по городу: на набережную, в парк развлечений, в Планетарий (в пределах 80 руб, и всем понравилось). В общем, потихоньку возвращались к цивилизации.

IV. Таблица метеонаблюдений

День

Дата

Время

Т, воздуха

погода

Вид Облачности

1

24.07

8.00

12.00

15.00

20.00

13

17

20

14

дождь

дождь

солнечно

дождь

кучевые

кучевые

кучевые

кучевые

2

25.07

9.00-20.00

солнечно

-

3

26.07

6.00

12.20

12.40

15.30

19.00

10

5

14

12

ясно

дождь

снег

солнечно

ясно

перистые

тучи

тучи

кучевые

кучевые

4

27.07

9.00

11.30

15.00

20.00

18

20

21

15

солнечно

солнечно

облачно

облачно

перистые

перистые

кучевые

кучевые

5

28.07

10.00

14.00

17.00

19.00

17

16

16

11

солнечно

облачно

солнечно

дождь

-

кучевые

кучевые

тучи

6

29.07

8.00

12.20

18.00

15

12

12

облачно

град

облачно

кучевые

тучи

кучевые

7

30.07

6.00

9.00

14.00

19.00

8

11

12

16

солнечно

солнечно

солнечно

солнечно

перистые

-

-

-

8

31.07

9.00

12.30

14.40

17.30

10

13

14

14

солнечно

облачно

дождь

солнечно

-

кучевые

тучи

-

9

1.08

9.00

13.00

17.00

13

18

16

дождь

облачно

облачно

тучи

кучевые

кучевые

10

2.08

9.00

13.00

18.00

12

17

14

солнечно

дождь

солнечно

-

тучи

-

11

3.08

6.00

9.00

11.30

15.00

20.00

9

11

12

16

14

ясно

облачно

дождь

облачно

дождь

перистые

кучевые

тучи

кучевые

тучи

12

4.08

9.00

12.00

16.00

19.00

15

17

20

17

солнечно

солнечно

облачно

дождь

-

-

кучевые

тучи

13

5.08

8.00

13.00

16.00

14

21

20

ясно

солнечно солнечно

-

перистые

кучевые

14

6.08

12.00

16.00

20.00

20

24

16

солнечно

облачно

дождь

-

кучевые

тучи

V. Финансовые расходы

8 633 руб. с человека (без билетов).

VI. Итоги, выводы и рекомендации

Пройден интересный, технически насыщенный поход в рамках 2 к.с. в районе Северо-Чуйского хребта на Алтае. В этом году очень повезло с климатом в районе – не было сильных дождей. Так же по сравнению с прошлыми отчётами, в районе в этом году было меньше снега (перевалы сн.-лед. теперь большей частью ледовые).

Участники прошли курс обучения по программе школы БУ и рекомендованы к участию в школах уровня выше.


Фото 23. Группа на пер. Н. Шавлинский («день рождение (руководителя) – только раз в году»).


VII. Использованная литература:

1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР /Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.

2. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов / Под ред. А.В. Джулия. - М.: Туристско-спортивный союз России, 2001.

Отчеты ТК Вестра www.westra.ru

Отчеты ТК МГУ http://www.geolink-group.com/tourclub/

Отчеты ТК Плющиха http://turclubplushiha.ru

Отчеты с http://mountainaltai.ru/

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru