Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Фанским горам летом 2011 г.
О Т Ч Е Т
о горном туристском путешествии 4й категории сложности, совершенном в период с 17 июля по 5 августа 2011 г. по Фанским горам
Маршрутная книжка № 49/11 Руководитель Карминский А.В.. Ростов-на-Дону 2011
Принятые в тексте сокращения
Понятие "левый" и "правый" употребляются в тексте в орографическом смысле, если это специально не оговорено. Под временем прохождения того или иного участка подразумевается чистое ходовое время, если это также специально не оговорено. Высоты подразумеваются над уровнем моря.
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
1.1. Нитка маршрута
МАТЦ “Вертикаль – Алаудин” – пер. Лаудан (н/к, 3625м) – Куликалонские озера – пер. Адамташ (1Б, 4000м) – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4594м) – пер. Гусева-Мухина Вост.+пер. Седло Ганзы (2Б, 4550м) – оз. Искандеркуль – пер. Дукдон (1А, 3812м) – пер. Хохт (1А, 3650м) – пер. Амшут (1Б, 4320м) – оз. Б. Алло – пер. Мирали (2Б, 5060м) – МАТЦ “Вертикаль – Алаудин”
1.2. Состав группы
1.3. Прочие сведения
Документы на проведение путешествия рассмотрены в МКК Ростовской областной федерации туризма. Маршрутная книжка №49/11.
Продолжительность активной части путешествия 17 дней. Протяженность маршрута 150км.
Суммарный набор высоты на маршруте около 10000м. Высотный коридор маршрута 2200 - 5100м.
Метеоусловия на активной части маршрута: - дней с осадками 4 - дней без осадков 13
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
В предыдущие годы наши маршруты проходили в основном по Кавказу, реже – по киргизскому Тянь-Шаню. В этом сезоне возможность организовать поход на Кавказе сократилась до предела, и мы решили посетить новый (или хорошо забытый старый) район – Фанские горы. Вначале планировали пойти 8 участников, однако по разным причинам состав группы сократился до четырех.
Поскольку время на проведение похода было ограничено, рассматривались варианты заезда в Среднюю Азию только самолетом. Существует прямые рейсы из Ростова в Ташкент и в Худжанд (оба по воскресеньям). Самолеты из Москвы летают ежедневно. Решили лететь в Худжанд из Москвы в субботу 16.07, а назад прямым рейсом Худжанд – Ростов в воскресенье 7.08. За несколько дней до отъезда авиакомпания «UTair» отменила обратный рейс, и нам пришлось брать обратные билеты из Ташкента. В результате план похода пришлось сократить на один день.
Существует несколько фирм, оказывающих транспортные и прочие услуги туристам и альпинистам в районе Фанских гор. Почитав отзывы и рекомендации в различных отчетах о походах, мы остановились на альплагере «Вертикаль-Алаудин». Всю информацию об услугах и ценах можно найти на сайте «Фанские горы» www.fany.ru/. Мы связались с представителем фирмы через интернет, сообщили о наших планах и договорились о цене. Нас встретили нас в аэропорту Худжанда, довезли к началу маршрута, оформили регистрацию, отвезли нашу заброску и отвезли нас до узбекской границы после окончания похода. В целом услугами фирмы «Вертикаль-Алаудин» мы остались довольны. Маршрут разрабатывался исходя из следующих соображений:
1. Мы не стремились пройти в этом походе что-нибудь новое. В нитку маршрута включены часто посещаемые в последние годы перевалы, по которым имеется достаточно информации и от которых нельзя ожидать неприятных неожиданностей. Исключение составляет простой перевал Хохт. При этом хотелось пройти перевалы, интересные как с технической точки зрения, так и с точки зрения красивых видов. Все три перевала «2Б», пройденные в походе, безусловно, удовлетворяют этому требованию.
2. Для заезда и отъезда использовался транспорт альплагеря. Поэтому был разработан кольцевой маршрут с началом и концом в а/л «Вертикаль».
3. На оформление регистрации в Таджикистане требуется время – ориентировочно три рабочих дня. Мы не хотели уходить на маршрут, не имея на руках документов. Поэтому в начале маршрута было запланировано 3-хдневное акклиматизационное кольцо с возвращением в а/л «Вертикаль».
4. При разработке маршрута стремились посетить в ограниченные сроки все основные достопримечательности Фанских гор, в частности все крупные озера.
Почти все продукты питания планировалось закупать на месте. Исключение составляли сало, которое по понятным причинам в Таджикистане купить трудно, а также сушеное мясо собственного приготовления. Продукты закупались на рынке в Ура-Тюбе. Вопреки нашим опасениям, удалось купить почти все, что было запланировано. Рацион питания был составлен таким образом, чтобы нести на себе минимальный вес (порядка 600г на человека в день). Это компенсировалось усиленным питанием на забросках, включавшем в себя консервы, свежие овощи и фрукты. На Куликалонских озерах и на т/б «Искандеркуль» покупали свежий хлеб, напитки и др. продукты. Удалось немного попользоваться «подножным кормом» – на Куликалонских озерах поймали рыбу, было довольно много дикой вишни. 3. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
3.1. Календарный график похода
3.2. Профиль маршрута
3.4. Техническое описание участков маршрута
3.4.1. Подъезды, организация заброски
15.07.2011г. выехали из Ростова поездом Кисловодск – Москва 19.50. 15.07.2011 в 15.40 прибыли на Казанский вокзал. Аэроэкспрессом добрались до аэропорта Домодедово. В 20.40 вылетели рейсом авиакомпании «Сибирь» в Худжанд.
17.07.2011 в 1.40 по местному времени прибыли в Худжанд. В аэропорту нас встретила автомашина базы «Вертикаль-Алаудин». Погрузились и сразу поехали. В городе Ура-Тюбе (100км от Худжанда) сделали остановку. До 6 часов утра поспали, после чего пошли на местный базар закупать продукты. Закупив все необходимое, поехали дальше. В пути сделали еще две остановки – на обед в райцентре Айни и в пос. Зеравшан заехали к сотруднику, который занимается регистрацией приезжих. В лагерь «Вертикаль» прибыли около 17 часов.
На территории лагеря разместились в палатке.
Вечером и на следующий день 18.07.2011 занялись распределением и упаковкой продуктов и снаряжения. Сформировали заброску и отправили ее на т/б «Искандеркуль» с машиной, на которой мы приехали. Часть продуктов оставили на складе базы. Оставшуюся часть дня посвятили осмотру окрестностей лагеря, поднялись до оз. Пиала. 19.07.2011 вышли на маршрут.
3.4.2. Перевал Лаудан
Перевал некатегорийный. Другое название – Куликалон. Высота 3650м. Расположен в перемычке, соединяющей Зеравшанский хр. с северным хребтом Фанских гор. Является наиболее простым путем между ущельем Чапдара и урочищем Куликалонских озер. Описание дается от а/л «Вертикаль» до оз. Кулисиёх.
19.07.11. Выходим с территории а/л «Вертикаль» в 7-00. Прямо от забора лагеря начинается тропа среди арчевого леса, траверсирующая Л. склон ущелья в северном направлении (фото 003).
Спуск с перевала идет по тропе, траверсирующей тр.-ос. правые склоны небольшого ущелья, и выводит на обширную ровную тр. поляну (фото 008). Пересекаем поляну и ставим палатку на берегу оз Кулисиёх – одного из Куликалонских озер (1 час от седловины перевала Лаудан).
* * * Ниже приведем карту района пер. Лаудан и пер. Адамташ (фото 009)
Время прохождения перевала:
3.3.3. Перевал Адамташ
К. т. 1Б. Высота 4000м. Расположен в перемычке, соединяющей Зеравшанский хр. с северным хребтом Фанских гор, у стены в. Адамташ. Соединяет урочище Куликалонских озер с ущельем Чапдара. Описание дается от оз. Кулисиех до оз. Пиала в урочище Чапдара.
21.07.11. Выходим со стоянки на Куликалонских озерах в 7-00 (фото 010).
На восток с перевала уходит конгломератный склон крутизной до 30°. Конгломерат очень плотный, ступени не выбиваются. Уходим траверсом вправо, под ск. склоны – здесь живыя осыпь, спускаться проще. Спускаемся по осыпям вдоль П. борта ущелья-кулуара, затем переходим в центральную часть (фото 016).
* * * Время прохождения перевала:
3.3.4. Перевал Седло Бодхоны
К. т. 2Б. Высота 4594м. Расположен между вв. Бодхона и Адиджи. Ведет с л. Бодхона в ущ. р. Сурхоб. Описание дается от оз. Пиала в урочище Чапдара до поляны на р. Сурхоб у подножия перевального взлета Седла Бодхоны.
22.07.11. С утра распределяем продукты и снаряжение, принесенные вечером из а/л «Вертикаль». Выходим с м. н. в 9.30.
55 минут поднимаемся по основной тропе, ведущей к Мутным озерам. Темп замедленный – еще до конца не акклиматизировались, рюкзаки тяжелые. Слева появляется морена из ущелья ледника Бодхона характерного розового цвета (фото 018, фото 019). Поворот от основной тропы хорошо заметен и помечен турами и надписью «Бодхона».
Начинаем подъем в ущелье л. Бодхоны. Путь маркирован турами. Подъем идет по моренам и осыпям. Воды нигде нет. Довольно крутые влеты чередуются с пологими щебнистыми террасами. Пройдя от поворота 1 час 50 минут, выходим к мутному озеру у конца л. Бодхона (фото 020).
23.07.11. Выходим с м. н. в 6.50. Идем по открытому леднику, покрытому камнями в направлении скальных ворот между вершинами Бодхона и Замок, за которыми находится наш перевал (фото 021).
В 9.20 связкой-двойкой без рюкзаков начинаем обработку перевального взлета. По сн. склону поднимаемся к скалам в левой по ходу части склона. Вдоль скал идет глубокий рантклюфт шириной порядка 0,5м. Начинаем подъем там, где нижний ярус скал имеет наименьшую высоту (фото 023, фото 024 ). В нижней части скалы имеют крутизну до 80° (7-8 метров), выше – порядка 50°. Поднимаемся по скалам к левому краю осыпи, лежащей над скалами -перила на ск. крючьях, около 50м, (фото 023 участок А-Б).
Далее идем по осыпи вдоль скальной стены вправо (фото 023, участок Б-В). Со стены постоянно падают сосульки. Осыпь упирается в скальный уступ высотой около 10 метров, над которым находится ос полка, ведущая к перевалу. Слева в стене имеется ниша, переходящая в наклонную щель, по которой можно выйти на полку. Высота щели не более 60 см, дно покрыто натечным льдом, твердым как стекло. Проходим через щель без рюкзаков (кошки, перила на ледобурах, 20м) и выходим на полку (фото 023, участок В-Г, фото 025).
Начинаем спуск с перевала в левой (северной) части седловины. Идем по мелкой живой осыпи. Через 25 минут выходим к небольшой ос. террасе на склоне. Правую часть террасы занимает ледничок. Есть ровные площадки и вода (фото 031). Останавливаемся на ночлег (18.00).
23.07.11. Выходим в 10.00. Продолжаем спуск по осыпям в левой части склона. Через 40 минут спускаемся к р. Сурхоб (фото 032). Здесь находится обширная поляна со множеством стоянок. Отсюда поворачиваем вверх в направлении пер. Гусева-Мухина. Карта района перевала (фото 033).
* * *
Время прохождения перевала:
3.3.5. Перевал Гусева-Мухина Восточный + перевал Седло Ганзы
К. т. 2Б. Высота 4550м (пер. В. Гусева-Мухина). Перевал расположен в отроге, разделяющем л. Желтый и л. Сурхоб. Как правило, проходится не насквозь, а в связке с пер. З. Гусева-Мухина со спуском на л. М. Ганзы или, как в нашем случае, с пер. Седло Ганзы. Данная связка ведет с л. Сурхоб в ущ. р. Сувтор. Описание дается от поляны на р. Сурхоб у подножия перевального взлета Седла Бодхоны до оз. Искандеркуль.
24.07.11. После спуска с пер. Седло Бодхоны отдыхаем на большой поляне с обустроенными площадками под палатки в ущ. Сурхоб (фото 032). После обеда, около 15.00, выходим в направлении пер. В. Гусева-Мухина.
Идем по левобережным моренам л. Сурхоб. Через 50 минут морена упирается в открытый ледник. Здесь становимся на ночлег (фото 034, фото 035 ).
25.07.11. Выходим с м. н. в 6.45. Сходим на лед и идем по открытому леднику в направлении перевала. Через 40 минут подходим под перевальный взлет. Связываемся, надеваем кошки и в 8.00 начинаем подъем.
Вначале поднимаемся одновременно в правой по ходу части склона по закрытому леднику крутизной до 25°, обходя справа первый крупный разрыв. Траверсируем склон влево над разрывом (фото 036, участок А-Б).
С перевала поднимаемся по черной осыпи на гребень, между вв. М. Ганза и Б. Ганза (фото 041, фото 042). Поворачиваем по широкому осыпному гребню налево, в направлении Б. Ганзы (фото 041 фото 043, ) и выходим на седловину пер. Седло Ганзы (фото 044), от пер. В. Гусева-Мухина около 30 минут). Перевал представляет собой широкое осыпное плато, есть вода, много площадок под палатки. В туре была записка группы т/к «МГУ» под рук. В. В. Привалова от 29.08.2010.
Спускаемся с перевала Седло Ганзы на юго-запад по пологой осыпи, проходим завал из крупных камней, затем снова по осыпи выходим на снежник. По сн. склону спускаемся в ос. цирк под пер. Кальгаспорный (25минут от перевала, фото 045). Отсюда по ос. склону с пятнами льда поднимаемся на небольшую седловину в коротком З. гребне М. Ганзы (25 минут, фото 046). Это так наз. пер. Траверсный. Записки в туре не нашли. Поднимаемся по осыпи 50м вправо, под ск. стену М. Ганзы и идем вдоль стены по наклонной ос. полке около 300м. Далее спускаемся около 1 км по ос. ложбине между ск. стеной и ск. гребнем, идущим параллельно стене (фото 047), и выходим на огромный ос. конус, идущий от вершины М. Ганзы до самого дна ущ. Сувтор. Спускаемся по мелкой осыпи прямо вниз (фото 048). Осыпь вопреки ожиданиям слежавшаяся, похожая на конгломерат. Это затрудняет спуск. Спуск приводит на травянистую поляну с родником среди огромных камней в ущ. р. Сувтор (от пер. Траверсный 1 час 30 минут). Здесь останавливаемся на ночлег (17.30).
26.07.11. Выходим в 9-20. Идем вдоль П. берега р. Сувтор по тр. и ос. склонам. Явной тропы нет. Через 50 минут спускаемся к р. Казнок. Здесь левым берегом идет хорошая тропа (фото 049). Спускаемся по тропе вдоль реки (Казнок – Хавзак – Арг) 3,5 часа до слияния с р. Сарытаг. Тропа хорошо набита. Имеются мостики. От слияния еще 25 минут идем по тропе Л. берегом ущ. Сарытаг и выходим на грунтовую дорогу из киш. Сарытаг. По дороге по ущелью Сарытага( фото 050), мимо резиденции президента и вдоль берега оз. Искандеркуль идем еще 1 час 50 минут до т/б «Искандеркуль»(фото 051). На базе нас ждет заброска. Завтра 27.07.11 у нас по плану дневка. Карта района (фото 052)
* * *
Время прохождения перевала:
3.4.6. Перевал Дукдон
К. т. 1А. Учитывая наличие набитой скотопрогонной тропы, возможно, правильнее оценить как некатегорийный. Высота 3813м. Соединяет ущелья р. Дукдон, Л. притока р. Каракуль и урочище Обиборык – истоки р. Арчамайдан. Описание дается от кишлака Сарытаг до слияния ущелий Обиборык и Пушноват.
28.07.11. Грунтовая дорога от оз. Искандеркуль перед кишлаком Сарытаг переходит по мосту на П. берег р. Сарытаг. Идем по дороге через кишлак и далее вверх по ущелью еще порядка 3км. Справа, на левом берегу реки виден кош (урочище Имаган). Перед кошем переходим по мостику на Л. берег и далее поднимаемся по тропе. Выше слияния Каракуля и Дикондары – истоков Сарытага – тропа поднимается высоко на склон ущелья, обходя каньон, и вновь спускается к реке Каракуль возле моста. Пройдя около полутора часов от коша, выходим к ущелью Дукдон – Л. притоку Каракуля.(фото 053) Поворачиваем в ущ Дукдон и поднимаемся по тропе. В нижней части р. Дукдон течет в каньоне. Набитая тропа траверсирует крутые поросшие арчей склоны Л. борта (фото 054). Через полтора часа подъема ущелье поворачивает влево, на запад и расширяется, появляются травянистые поляны. Здесь останавливаемся на ночлег.
29.07.11. Выходим в 7-40. Продолжаем подъем вдоль Л. берега (фото 055). Прослеживается тропа. Через 1 час 40 минут выходим в верховья ущелья под конечные морены ледника (фото 056). Отсюда поднимаемся, траверсируя левые осыпные склоны ущелья. Ледник остается слева по ходу. Перевал используется местным населением, имеется хорошая тропа. Через 3 часа подъема от м. н. выходим на перевальную седловину (фото 057). Записки в туре не было.
Спуск с перевала в ущ. Обиборык идет вначале по моренному гребню, который тянется посередине ущелья почти от самой седловины. Через 35 минут переходим на П. склон ущелья и идем по тропе, траверсирующей тр.-ос. склоны (фото 058). Тропа спускается к реке и идет вдоль П. берега. Прямо по ходу открывается седловина пер. Хохт, правее – ущ. р. Пушноват (фото 56). Уходим с тропы вправо, траверсируя пологие склоны с арчевым лесом, и выходим к р. Пушноват (от перевала около 2 часов). Переходим через речку и ставим палатку на широкой ровной поляне. Карта района (фото 059)
* * *
Время прохождения перевала:
3.4.7. Перевал Хохт
К. т. 1А. Высота 3650м. В [1] отсутствует. Расположен в З. отроге массива в. Москва. Соединяет ущелья рр. Хохт и Агмат – П. притоков р. Арчамайдан. Туристами посещается крайне редко. Местное население иногда использует перевал как скотопрогонный. Описание дается от р. Пушноват до ос. цирка в верховьях Л. истока р. Агмат.
30.07.11. Выходим в 8.20 с м. н. на большой поляне на П. берегу р. Пушноват. До устья р. Хохт от этого места 1,5 – 2км. Не спускаясь к устью, сразу с поляны начинаем подъем в ущелье Хохт, траверсируя поросший арчей склон(фото 060). Через 30 минут выходим к ручью Хохт.
Переходим на П. берег ручья. Выше ущелье разделяется. Поднимаемся по правому, безводному ущелью. Слабо выраженная тропа идет серпантином среди арчевого редколесья. Через 50 минут подъема от р. Хохт деревья заканчиваются. На дне ущелья появляется слабый ручеек. Прямо по ходу видны две осыпные седловины. Поднимаемся в направлении правой по ходу седловины по тр. склону вдоль ручья. Трава постепенно сменяется осыпью, родник исчезает. По пологому осыпному склону выходим на седловину перевала Хохт (фото 061, 2 часа 30 минут от м. н.). Записки в туре не нашли.
На север открывается ос. цирк в верховьях Л. истока р. Агмат (фото 062). Глубоко внизу виден вытекающий из-под осыпи ручей. Уходим с перевала вправо, траверсируя с небольшой потерей высоты осыпные склоны цирка. Через 25 минут выходим на наклонную террасу на дне цирка. Отсюда вниз уходит крутой тр.-ос. склон – путь к пер. Агмат. Мы же уходим вверх на ос. седловину в отроге, разделяющем истоки р. Агмат, в направлении пер. Амшут (фото 063). Вид на пер. Хохт с пер. Амшут(фото 064). Карта района (фото 065)
* * *
Время прохождения перевала:
3.4.8. Перевал Амшут
К. т. 1Б. Высота 4320м. Расположен между вв. Демо и Амшут. Соединяет ущелья рр. Л. Зиндон и Амшут или, как в нашем случае Л. Зиндон и Агмат. Описание дается от ос. цирка в верховьях Л. истока р. Агмат до оз. Б. Алло.
30.07.11. Спустившись с пер. Хохт в ос. цирк в верховьях р. Агмат, поднимаемся на ос. седловину, расположенную в следующем к северу отроге (фото 063). Подъем занимает 45 минут. На север открывается вид на обширный цирк, ограниченный с востока вершинами Москва и Амшут. Весь цирк покрыт завалами крупных камней (фото 066). Короткий спуск (5 минут) по тр.-ос. склону приводит в ложбину – П. исток р. Агмат (фото 067). Здесь удобные места для стоянки. Ручей пересох, осталась только цепочка луж. Под начинающимся снегопадом ставим палатку.
31.07.11. Выходим в 8.30. Переходим через гряды камней, покрывающие дно цирка в направлении в. Амшут (20 минут) и начинаем подъем на пер. Амшут, траверсируя влево ос. склоны горы (фото 066, 067). Вначале идем по мелким осыпям, ближе к перевалу осыпь становится крупной, с выходами скал. В верхней части осыпь прикрыта выпавшим вчера снегом, что осложняет движение. Через 3 часа после выхода с ночевки выходим на седловину пер. Амшут (фото 068). Седловина мелкоосыпная, есть вода и места под палатки. Записки в туре , как и на всех других простых перевалах, не нашли. С перевала открывается вид (фото 069)
Спускаемся с перевала, траверсируя Л. склон по мелкой живой осыпи. Через 15 минут выходим на седловину в гребне, за которым находится кулуар к пер. Верхний Амшут. Отсюда спускаемся прямо вниз, в ложбину между ос. склоном и мореной ледника и далее по ложбине (фото 070). Через 35 минут после начала спуска выходим к основной тропе, маркированной турами. Далее спускаемся среди нагромождений крупных камней. Здесь важно не потерять тропу. Еще через 20 минут выходим на дно ущ. Л. Зиндон. По хорошей тропе спускаемся к оз. Б. Алло. Для выхода к озеру приходится преодолеть по полкам ск. Прижим (фото 071). В 16.00 выходим к ночевкам у озера (от перевала 2 часа 35 минут).
* * *
Время прохождения перевала:
3.4.9. Перевал Мирали
К. т. 3А (Согласно [1]). Другое название – пер. Ленинградский. В последнее время большинство групп заявляют этот перевал как 2Б, под предлогом того, что категория завышена. Мы тоже заявили его как 2Б. После прохождения перевала считаю, что правильно было бы сохранить за перевалом Мирали категорию 3А. Высота 5060м. Расположен в между вв. Чимтарга и Мирали, ближе к последней. Ведет из ущ. П. Зиндон на Мутные озера (ур. Чапдара). Описание дается от оз. Б. Алло до базы «Алаудин-Вертикаль» в ущ. Чапдара. 1.08.2011. Первая половина дня – полудневка на озере Б. Алло. Выходим около 14 часов. Поднимаемся на каменный завал, отделяющий озеро о ущ. П. Зиндон, держа курс на в. Сарышах. Тропа маркирована турами. Через 25 минут выходим на вершину завала. Здесь поворачиваем вправо, в открывающееся ущелье П. Зиндон. Вначале идем среди россыпей крупных камней. Воды нет. Через 25 минут проходим мелкое бирюзовое озеро. Выше озера идем еще около 1 часа по щебнистым террасам, чередующимся с каменистыми взлетами (фото 072). Слева по ходу из осыпи вытекает ручей, впадающий в р. П. Зиндон. За осыпью начинается подъем в ущелье, ведущее к пер. Мирали. У ручья ставим палатки (16.40).
2.08.2011. Выходим с м. н. в 6-45. Поднимаемся по тропе вдоль р. П. Зиндон около 15 минут. Слева по ходу открывается крутое ущелье, замыкаемое перевалом Мирали (фото 073). Поворачиваем влево и начинаем подъем в направлении перевала. Подъем идет по осыпям с выходами разрушенных скал. Прослеживается маркированная турами тропа. Воды нет. Через 1 час 45 минут подъема выходим к подножию ступени бараньих лбов, перегораживающей ущелье. Бараньи лбы довольно пологие. Сложность представляют участки, покрытые натечным льдом. Начинаем подъем в левой по ходу части скал, смещаясь по полкам вправо, затем выбираем путь по центру (фото 074). На прохождение бараньих лбов ушло около 50 минут. Выше расположена небольшая наклонная терраса, покрытая мореной, за которой начинается ледник.
В центре ледник образует выпуклый «лоб», подъем слева и справа более пологий. Выбираем путь подъема справа по ходу, под склонами Чимтарги (фото 075). Здесь сохранилось довольно много свежего снега, выпавшего три дня назад. Поднимаемся по леднику крутизной до 30° вдоль ск. склона Чимтарги (кошки, одновременно). Когда ледник в центральной части выполаживается, пересекаем его справа налево, под склоны в. Мирали (фото 076). Далее по леднику прикрытому тонким слоем свежего снега выходим на седловину пер. Мирали (в 16-30). Подъем по леднику занял 3 часа 30 минут.
Седловина перевала осыпная. В туре нашли записку ТСК «Вершина», г. Волгоград, рук Власкина Н. Д., от 22.08.2010. Под склоном в. Мирали есть площадки под палатки. Две из них уже заняты группой из Подмосковья. Расчищаем от снега еще одну площадку и ставим палатку (фото 077). Хорошие площадки есть также под Ю.-З. стеной в. Мирали, метрах в 100 от седловины. Пока светит солнце есть вода.
3.08.2011. Выходим в 8-30. Траверсируем Ю.-В. склон в. Мирали (сн. склон с кальгаспорами, до 30°, кошки) и выходим на край стены, обрывающейся к Куликалонским озерам (35 минут, фото 078). Идем по простому ск.-ос. гребню на восток еще 25 минут (фото 079). Гребень начинает резко снижаться и становится снежно-ледовым. Спускаемся превее гребня по осыпи вдоль края ледового поля. Крутизна спуска нарастает, осыпь выводит на ск. сбросы. По вворачиваем влево и траверсируем с потерей высоты лд. склон крутизной 30° (перила на ледобурах, кошки). Пройдя около 200м (4 веревки), оказываемся над ск. полкой (фото 080, участок А-Б, фото 081). Спускаемся прямо вниз 100м по льду крутизной 35° и выходим на полку.
С полки 50м вниз по скалам крутизной до 50° на следующую полку. Далее 40м влево-вниз по крутым (местами отвесным) скалам на маленькую площадку, где могут разместиться 3 человека. Отсюда еще 20м спуска по ск. стене на сн.-ос. полку (фото 082). Все веревки закреплялись на петлях на ск. выступах (фото 080, участок Б-В). По полке уходим на 15м влево. Здесь начинается лд. калуар, переходящий в сн. склон. Спускаемся 50м по льду крутизной 45°. Ниже начинается сн. склон с кальгаспорами высотой более 1м.. Крутизна до 45° с постепенным выполаживанием. Кальгаспоры затрудняют движение, однако делают срыв на склоне невозможным (фото 083). Пройдя 300-400м, выходим на пологую часть ледника Мирали ниже перевала Дон. Здесь находится ос. остров (фото 083, фото 084), на котором при необходимости можно заночевать. Продолжаем спуск по пологому леднику, ближе к Л. борту (фото 084). Ледник становится открытым. Панорама ледника Мирали. (фото 085) Нижняя часть ледника полностью покрыта мореной. Спускаемся с ледника в Л. части на небольшую террасу над бараньими лбами (фото 086). В непосредственной близости от конца ледника есть хорошие площадки. Становимся на ночлег (18-20).
4.08.2011. Выходим с ночевки в 9-30. Ниже нашей террасы расположена ступень бараньих лбов. Обходим ее вдоль Л. склона ущелья по морено-осыпным склонам с выходами скал (фото 087). Прослеживается тропа. 40 минут спуска по осыпям приводят на обширную террасу с Мутными озерами (фото 088). От Мутных озер по хорошей тропе за 2 часа 20 минут спускаемся к а/л «Вертикаль». Наш поход закончен. Карта района перевала (фото 089).
* * *
Время прохождения перевала:
* * * На следующее утро 5.08.2011 около 10 часов утра уехали автомашиной лагеря «Вертикаль». В 18-30 прибыли на узбекско-таджикскую границу (пропускной пункт «Ойбек»). Прохождение границы заняло более часа. На узбекской стороне нас уже ждала машина, заказанная также через а/л «Вертикаль». Около 10 вечера прибыли в Ташкент, где поселились в частной гостинице.
Весь следующий день 6.08 посвятили знакомству с городом. 7.08.2011 в 6-55 вылетели прямым авиарейсом в Ростов-на-Дону.
4. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Пройденный в маршрут, отвечает требованиям, предъявляемым к походам четвертой категории. Маршрут пройден в основном по заявленному варианту. Мы отказались лишь от радиальных выходов на вершины, что было вызвано нехваткой времени.
Маршрут кольцевой, охватывает большую часть Фанских гор, в том числе все крупные озера. Препятствия на маршруте имеют разнообразный характер – есть и скалы, и лед и снег.
Почти все пройденные перевалы многократно посещались туристами в последние годы. Хотелось бы высказать свое мнение по поводу отдельных участков маршрута.
1. Перевал Седло Бодхоны. В интернете легко найти более десятка описаний прохождения этого перевала за последние годы. Из большинства из них создается впечатление, что перевал очень сложный. Однако это не так. При правильном выборе пути перевал – относительно несложная, но в то же время интересная и технически разнообразная «2Б».
2. Связка перевалов Гусева-Мухина – Седло Ганзы. Подъем со стороны л. Сурхоб – стандартная ледовая «2Б». Для спуска мы воспользовались редко посещаемым вариантом через пер. Траверсный.
3. Перевал Мирали. В последние годы обычно включается в походы 4й к. с. как «2Б». На наш взгляд стоит оставить за перевалом категорию трудности «3А» или хотя бы «2Б*», особенно при прохождении с востока на запад.
4. Перевал Хохт. Редко посещаемый туристами перевал. Удалось найти только одно описание 1984 года. Пройден в связке с пер. Амшут. Для перехода из ущ. Арчамайдан в ущ. Зиндон могут использоваться и другие варианты, так как западные отроги массива пика Москва представляют собой простые осыпные гребни.
Погода во время проведения похода была преимущественно хорошая. В последние годы многие отмечают ухудшение погоды в районе, что иллюстрируется описаниями. Так что нам, вероятно, с погодой сильно повезло.
Список общественного снаряжения
Литература и другие источники информации
1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов... - М., «Прест», 2001. 2. Классификация маршрутов на горные вершины. Издание 2. - М., издатель И. В. Балабанов, 1999. 3. Интернет-сайт Турклуба «Вестра» http://www.westra.ru/passes/Places/105 - отчеты и описания по району. 4. Интернет-сайт «Фанские горы» www.fany.ru/. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||