Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Отто Чхетиани, Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Кунь-Луню и Тибету осенью 2009 г. Ч.2
Фотоальбом к отчету

Продолжение. Часть 1 здесь

8. Техническое описание маршрута

(Дневник маршрута утрачен – изъят китайскими властями в Ние 18.10.2010. Настоящий текст написан по памяти в Москве Отто Чхетиани с использованием данных GPS. Текст дневника был отредактирован Иваном Муйжнеком с внесением дополнений и исправлений. Им также полностью описаны разведки, проведённые под его руководством.)

Наш маршрут естественным образом разложился на несколько этапов.

1. Этап заезда – это волнения, проблемы, и безумная горная дорога длиною в день.

2. Разведки долин Устюнтага и важное акклиматизационное кольцо, где мы проверяли свою готовность к высоте и приблизились вплотную к барьеру 6000 м.

3. Переход в Тибет, который позволял нам приблизиться к главной цели – узлу Чонг-Музтага, надёжно закрытого с севера непроходимым каньоном и высоким перевальным барьером в 6400-6600 м, который непреодолим без надёжной и длительной акклиматизации.

4. Собственно зенит экспедиции – закрытый мир верховий Чонг-Музтага, сама вершина 6976, на которую мы совершили первовосхождение и выход через высокий водораздел в 6541 м.

5. Выход на равнину Шоркуль, которым собственно и завершалась экспедиция, поскольку резервы времени были исчерпаны на решении главной задачи и поисках путей через Главный хребет Куньлуня.

6. Наш выезд и «поиски со спасением» - это поучительная история, показывающая возможные проблемы при проведении экспедиций в труднодоступных районах КНР, осложнённых профилактическим блокированием связи с внешним миром в Синьцзяне и сложной внутренней обстановкой.

В тексте описания повсеместно приводятся отметки высот по данным GPS и время. Делаются ссылки на номера фотографий. Схемы по этапам маршрута приводятся в начале соответствующих разделов.

8.1. «Самый длинный день …» – долгая дорога в горы - 5 дней

г.Москваг.Новосибирскг.Урумчиг.Нияк.Карасайр.Толан-Ходжар.Сарык-Тузпер.АтышдаванравнинаШор-Кульр.Керия

Путь из Нии в Карасай и далее на юго-запад в горы стал для нас одним из наиболее запоминающихся событий экспедиции, вне зависимости от сопутствующих нашему заезду сложностей. По-видимому, это один из древних караванных путей с Западного Тибета в оазисы Такла-Макана. Во времена более влажного климата Центральной Азии согласно легендам здесь существовала сеть дорожных станций. В настоящее время по всему старому пути – долине Сарыктуза, Восточной и Западной Керии вплоть до Керийского перевала пробита дорога с ответвлением по долине Аксу на равнину Губайлык. Дорога доступна лишь автомобилям повышенной проходимости. Основные посетители этих мест белые и чёрные геологи и старатели. Следов браконьерской активности мы не встречали. Долины Сарыктуза и Толанходжи вплоть до рудника Канбулак активно заселены уйгурами-таглыками. Здесь расположены зимние пастбища. С севера от прорыва Толанходжи до равнины Шоркуль – стоит шеститысячная стена Русского хребта. Высочайшие вершины сосредоточены на западе. Перевалы через хребет не известны, поскольку практически все северные притоки текут в каньонах. Растительность бедная, обычная для высокогорий Куньлуня и Тибета.

Разворачивающиеся пейзажи производят незабываемое впечатление мощью, дикостью, разнообразием форм и красок, мало пуганными дикими животными и, конечно, огромными масштабами. К сожалению, из-за рвения наших водителей, стремившихся побыстрее обернуться, мы проехали всю эту безумную дорогу за 1.5 тяжёлых дня – полдня до Карасая и 15 часов езды от Карсая до Япала, расположенного в месте поворота истоков Керии на север в каньоны, пробитые в лёссовых и осадочных толщах Передового хребта. По нашему мнению на этот путь есть смысл тратить 2.5-3 дня.

Климат местности суровый. Постоянно дуют пронизывающие ветра, снег выпадает практически ежедневно. По пути приходится пересекать 4 перевала.


Схема 1: Подъезды и выезды группы. Синий цвет – полёт вертолёта 18.10.09. Красный цвет – нитка маршрута

Схема 1: Подъезды и выезды группы. Синий цвет – полёт вертолёта 18.10.09. Красный цвет – нитка маршрута.

11-12 сентября

Последние приготовления. Встречаемся уже в Домодедово. Последним к нам приезжает Сережа. Ему пришлось вызволять машину, уведенную от Савеловского на штрафную стоянку. На стойке регистрации Сибири (S7) показываем письмо о разрешении бесплатного провоза дополнительного багажа от Антона Ерёмина. Возражений эта бумага не вызывает и мы уходим на посадку. Вылет из Москвы в 21-55. В Новосибирске приятный чистый аэропорт. Перебираемся в соседнее здание международного терминала. Здесь здание поменьше, зал небольшой. Пьем кофе. Пересечение границы на этот раз прошло мягче, нежели 4 года назад. Таможенники ни к чему не цеплялись. Самолет на удивление (после кровавых событий в Урумчи, начавшихся 5 июля 2009 г., резко сократился поток посещений Синьцзяна извне) заполнен, в основном челноками. Беспорядки беспорядками, а дела делами. Народ галдит, оживленно с шутками обсуждает, как следует заполнять миграционный листочек. Время полета (1 ч 40 мин.) проходит незаметно.

В Урумчи приземляемся около 13 час. Здесь всё суровее. В самолёт входит санитарный контроль. Направляет на каждого щуп. Перед пограничным контролем еще один санитарный контроль. Надо стать перед стоечкой с индикаторами. Перед одной из пассажирок начинает мигать красная лампочка и раздается звонок. Ее отделяют. Границу мы пересекаем быстро. По багажной ленте по тюкам и чемоданам бежит спаниель

.

Нас встречает Саша. Мы не виделись 3 года. Грузим багаж в заказанный микроавтобус и отправляемся в здание внутреннего аэропорта за обратными билетами из Хотана. На входе в аэропорт вооруженные автоматами солдаты. Тем не менее, нас пропускают, пропустив через металлоискатель, и мы без проблем покупаем за доллары билеты в представительстве Южно-Китайских авиалиний.

Уже здесь сталкиваемся с проблемами со связью. Позвонить в Москву с мобильных не получается. Спутниковая трубка работает.

Времени у нас не очень много. Автобус на Хотан отправляется около 6 вечера. Мы меняем деньги и пытаемся найти дополнительные карты памяти для фотоаппаратов, переходник для видео и строительную каску для Сергея. Трафик в городе сейчас не напряженный. Уйгурские и китайские кварталы разделены бетонными блоками. Стоят также блок-посты с солдатами. Оружие наизготовку.

На самом городском автовокзале также нет привычной, знакомой нам суеты и очереди у металлоискателя. Мы обедаем в закусочной неподалёку (лагман, шашлык, чай, лепёшки) и усаживаемся в автобус. Отправляемся, однако, не сразу, примерно через полтора часа после официального времени. Автобус полупустой. Так что выезжаем уже в сумерках. На выезде из города также стоят блок-посты и вереницы армейских машин. Уже в темноте начинаем пересекать отроги Тянь-Шаня. Мы ведь должны проехать через Курлю. Дорога интересная с многочисленными витками серпантина. Интересно бы увидеть ее днём.

13 сентября

Утром едем по дороге уже через пустыню. Вдоль неё тянутся трехрядные насаждения невысоких кустарников, для предотвращения песчаных заносов. Полив капельный через отверстия в лежащих на земле шлангах. Дорога выстроена в начале 2000-х годов нефтедобытчиками. Каждые 20 км резервуар с водой и колодец. Там же живут и дорожные рабочие. Движение не интенсивное. Ближе к Нии справа появляется зеленая полоска и медленная лента воды – это Ния-дарья – одна из куньлуньских рек, исчезающих в пустыне. Дорожное плотно плавно огибает неровности рельефа, то поднимаясь, то ныряя вниз. Пустыня здесь оказывается вовсе не плоской равниной. В воздухе висит дымка.

В Нию (Минфен) приезжаем около полудня. Сходим с автобуса на главной улице. Автобус отправляется дальше в Хотан, а мы перекусываем в закусочной, переходим через дорогу и размещаемся в гостинице (1420, 37.065550, 82.691970). Это главная гостиница городка, расположенная на площади к западу от нового здания местной администрации. Перед ним разбит небольшой сквер и площадь. На главной улице я видел еще несколько маленьких вывесок «отель», но, скорее всего, это были более простые ночлежки.

Население Нии составляет около 20 тысяч. Как и 150 лет назад это небольшой оазис на краю пустыни в дельте одноимённой реки.

Условия в гостинице вполне приемлемые и типичные для Китая – две кровати, телевизор, шкафы, стол, кресла, журнальный столик, душ с умывальником, холодильник.

Мы сразу отправились сделать закупки недостающих мелочей по списку – риса, сахара, китайской лапши, сухофруктов….

Обнаруживаем особенности роуминга в Синьцзяне: мы не можем позвонить в Москву, зато можем позвонить внутри Китая и нам могут набрать номер из Москвы.

В гостинице уже появились водители. Один из них – уйгур, но с тибетскими чертами лица, загорелый, в защитной форме, бывал и на Губайлыке и на Верхнем Юрункаше. По крайней мере, он правильно описал эти места.

Ребята также прогулялись по Ние. Городок кончается очень быстро – сразу начинается пустыня. Люди здесь приветливые. Девушки получили в подарок грецкие орехи размером с небольшой персик. Паше не без труда, но удалось постричься. Местные никак не могли понять, что ему надо.

Крупных супермаркетов в Ние нет. Ассортимент на рынке не очень богат. Горы Куньлуня скрыты в дымке и, находясь здесь, как и в Керии, не скажешь, что неподалеку на юге стоит огромная снежная цепь Русского хребта, а за ним через еще один водораздел огромные пространства Тибета. Здесь же тихо и сонно. Жизнь как будто остановилась.

Я с Сашей отправляюсь в управу. Здесь нас ожидает лицо, ответственное за туризм в районе. Китаец средних лет смотрит наш маршрут. Просит оставить обзорную карту. Спрашивает, есть ли у нас GPS и спутниковый телефон. Я демонстрирую. Он удовлетворенно кивает. Говорит, что хорошо, что мы приехали. У них мало туристов. Саша говорит, что городок действительно находится на периферии традиционных туристских маршрутов. В нем останавливаются лишь на ночь при следовании по южной линии Шелкового пути. После управы на местном «такси» (открытая тележка с навесом и аккумуляторным двигателем) мы отправляемся в полицию. Здесь дожидаемся офицера, ответственного за работу с иностранцами. Также рассказываем о маршруте, оставляем список группы.

Все вроде согласовано. Вопросы нашей экспедиции Саша обсуждал с местной администрацией еще в июле. Из Курли приехал дополнительный джип с представителями спорткомитета Синьцзяна, которые должны нас сопровождать по меньшей мере к началу маршрута.

Возвращаемся в гостиницу и начинаем активные сборы. Выезд – завтра в обед. Перепаковываемся, взвешиваем продукты. Прерываемся на ужин. Саша ставит на стол бутылку хорошей водки 10-летней выдержки. Сам уходит в отдельный кабинет, где ужинает с представителями местной администрации. За отдельным столом гостиничного ресторана – сидят водители. Сборы после ужина продолжаются и затягиваются глубоко за полночь.

14 сентября

Утром мы укладываем рюкзаки, мешки с забросками, оставляемые внизу на равнине вещи. Начинаем выносить все в коридор. Саша, тем временем, забрав после завтрака наши паспорта, исчезает. Появляется уже к концу обеденного времени сильно чем-то обеспокоенный. Спрашиваю – Все в порядке? Нет, говорит. Звонит полицейское начальство из Урумчи и говорит – Не давать пропуск. Почему? Боятся, что Вы погибнете или встретитесь с террористами…. Саша говорит, что пытается их убедить нас пропустить, но никак. Подоплекой является еще то, что переговоры Саша проводил при прежнем руководстве полиции в Урумчи, а его сменили за неделю до нашего приезда после очередного шприцевого инцидента. Мы подавлены. Пытаемся понять, что делать и куда ехать вместо Куньлуня? В Кашгарские горы конечно поздновато, там начилась зима. Или в Тибет, который вроде открыт, но у нас с собой нет никаких карт этого района? Заехать же в наш район по Западно-Тибетской трассе не получится, там ужесточили пропускной режим. Обед проходит в молчании. К вечеру обстановка не разрядилась. По словам Саши, полицейские даже обсуждали этот вопрос в Хотанском управлении, и все его аргументы о нашем опыте, многократном посещении района не действуют – нет и всё!!! Надо отметить, что деньги местной администрации за разные пропуска и разрешения мы уже заплатили прошедшим вечером.

Решили всё же пробираться в горы завтра. Другого выхода у нас нет: или рисковать, или возвращаться ни с чем в Москву.

15 сентября

Вторник на юге Синьцзяна – базарный день. Многолюдно и в Ние. Мы уезжаем после обеда, ближе к вечеру. Проехав на север вдоль Нии-дарьи к бензоколонке (1362, 37.201060, 82.792150), расположенной на трасса в 22 км от городка под куполом в цветах российского флага и, окруженной большими дюнами (Фото 1), поворачиваем на юго-восток. Уже вечереет и через полчаса (в 20 км от заправки) мы въезжаем в большой кишлак (1420, 37.110019, 82.993523). Солнце зашло. Сейчас рамадан и на главной улице посёлка много народу. Можно есть. Перекусываем и мы в одной из многочисленных закусочных не очень хорошим подобием лагмана. Выехав из кишлака вскоре поворачиваем уже на восток. Вдоль дороги слева идет арык. Доехав до галечников Толан-Ходжи (1790, 37.034006, 83.363173, 82 км от Нии) начинаем подъем на юг к горам. Справа иногда в свете фар угадывается обрыв. Машина останавливается, мы выходим размяться и слышен шум реки внизу. Мы следуем фактически путем экспедиции Певцова 1890 г. У них была зимовка в Карасае. На высоте 2480 (36.781780, 83.507551, 116 км от Нии) мы поворачиваем на восток в сторону Карасая. Эти места напоминают мне ночные поездки в окрестностях Пулу – песчаные холмы, сухие русла, обрывы. Впрочем, мы уже давно едем по песку. Местность незнакомая – все время пытаешься угадать, где находишься, когда будет Карасай. Мобильная связь исчезла уже давно – после переезда через галечники Толан-Ходжи. Наконец мы спустились в долину Карасай-су (2920, 36.778210, 83.802010, 147 км, 03:14 - Здесь и далее используется пекинское время, сдвинутое на 4 часа вперёд по отношению к Москве. Когда в Москве полночь – в Пекине – 4 часа утра.). Видны кое-где огоньки. Чуть было не свернули на боковую дорогу на восток, но здесь помог навигатор, я быстро развернул машины и через километр мы подъехали к шлагбауму (36.756210, 83.808250, 3044, 153 км, 03:55, от Нии 5 часов езды). На двух низких (по пояс) столбиках висит цепь, сомкнутая небольшим навесным замком. Охранников нет. Водители поехали в домик охраны ниже. Вернулись. Шлагбаум будет открыт лишь утром в 9 часов. Мы прощаемся с Сашей. Он просит передать ему дополнительно 1300 долларов – расходы возросли. Выгружаемся с машин, проходим вверх по долине, находим уютное место у склона (36.742400, 83.809780, 04:21), стелим коврики, накрываемся полиэтиленом и дремлем. Высота 3142 м. Немного прохладно. Кричит какая-то птица.

За день: 6 ездовых часов, 153 км.

На подъём: dh= + 1682 м

На спуск: dh= 60 м

16 сентября

Тихое солнечное утро. Долина Карасайсу – узкая с крутыми скально-травянистыми склонами. Впереди видно как она поворачивает на юго-восток. Ручей пока замерз, но ниже уже появляется вода. Делаем чай. По долине проезжает местный житель на мотоцикле. Затем старик на ослике. Он опасливо прижимается к противоположному от нас краю русла.

Наши две машины появляются в 09:40 по местному. Усаживаемся, вернее, упаковываемся в машины и продолжаем путь. Проехав пару километров, начинаем крутой подъем по левому склону долины, потом въезжаем в зеленую висячую долинку с сухим руслом. Этот перевал 3564 (36.706120, 83.796140, 10:46, 7 км от шлагбаума) ведет в восточный приток Толан-Ходжи. Справа от дороги на галечниках у ручья палатка золотоискателей. Видим, как они промывают песок в тазах. Спускаемся в узкую долину со скальными бортами и едем, переезжая с одного борта на другой. Один за другим впадают южные притоки. Некоторые – довольно мощные (3201, 36.682800, 83.722720, 11:18). На 22 км (3038, 36.647150, 83.652090, 11:57) выезжаем в широкую здесь долину Толанходжи. Дорога пересекает многочисленные галечные русла (Фото 2). Едем здесь как по стиральной доске. Пытаюсь углядеть тропу вниз на север через каньон-прорыв Толан-Ходжи. Увидеть её не удалось, хотя, кажется, да и по карте угадывается, что такой проход должен быть. Впрочем, во времена Певцова сюда можно было попасть лишь через Карасай. Проход Толан-Ходжи считался невозможным.

После (3097, 36.634065, 83.627997, 12:30) мы переезжаем уже Сарыктуз, текущий с запада и поднимаемся на террасы над рекой (Фото 3). Река проделала глубокую промоину-каньон в конгломератах. Перед нами открывается грандиозный вид на заснеженную цепь хребта Узунтаг (Фото 6,7). За ним уже Тибетское нагорье. Дорога идет, пересекая все многочисленные русла притоков, то спускаясь, то поднимаясь (Фото 4). В некоторых ручьях расположены маленькие поселения из 2-5 хижин. Есть небольшое святое место, увешанное кусками тканей (3539, 36.528050, 83.484020, 14:18). Возле одного из таких поселений, врытого в лёссовый склон (Фото 5) (3623, 36.553661, 83.503340, 13:40), водители оставляют бензин на обратную дорогу. Крупное хозяйство Ялик (36.508220, 83.452370) проезжаем в 14:40. Встречаем мы и машины с рудника, едущие вниз.

Долина просторная, дорога местами не очень хорошая, особенно на остатках весенних и летних галечных выносов. Тряска постоянная. Погода облачная.

После рудника (4400, 17:00 Добыча идёт открытым способом. Вся долина в районе рудника заполнена огромными отвалами.) становится уже ощутимо холоднее. Открываются первые виды на снежные вершины Русского хребта. В районе озера Хиндиктыкуль (4700, 36.256875, 83.036005, 17:40) встречаем первых тибетских антилоп. Стадо – не менее 10 голов. Кричу – чиру! Водители улыбаются. Здесь уже высоко, мы набираем на перевал Атышдаван (5073, 36.215060, 82.898530, 18:41) к Шоркулю (Фото 9). Начинает сыпать снег, зябко, и неприветливо (Фото 8). Равнина Шоркуля, высота в среднем между 4500 и 4600, производит впечатление – огромного слабонаклонного пространства – впереди слева виднеется чашка озера – справа выплывают снежные массивы Русского хребта. Горы Царя освободителя (6670) мы, конечно, не видим – она скрыта, но зато удается увидеть огромные снежные горы впереди на юго-западе – за двумя перевалами – это массив Чонг-Музтага (6960). Такими их увидел первым их европейцев Роборовский с спутником Безсоновым и местным проводником в мае 1891 года. Уже вечереет. У нас сегодня длинный день. Я бы сказал: Самый Длинный День. Мы пересекаем равнину Шоркуль (20:33), и уходим на юг-юго-запад подъем по небольшой долине (4560, 36.021930, 82.455760), кажущейся нам в темноте скальным коридором (так оно и было), на перевал Хохлык, ведущий к Восточной Керии. На перевал (4865, 35.968760, 82.410240) въезжаем уже в темноте. Чуть спустившись с него, останавливаемся и на склоне слева от дороги (4816, 35.962300, 82.400530) оставляем выходную 9-дневную заброску. Лежит свежевыпавший снег. Спустившись в долину Восточной Керии долго, как мне кажется, ищем место брода. Находят (3451, 35.902240, 82.320900, 22:22): водители эту дорогу знают хорошо. Интересно, кого они по ней возили, золотоискателей, браконьеров? Переехав через реку, опять вписываемся в скальный коридор и, вырвавшись из него, начинаем быстро ехать по мягкому грунту. Мы набираем высоту на следующий перевал – Кумбоян (4861, 35.783710, 82.254860), который и приводит нас к массивам Чонг-Музтага – река Верхняя Керия и северные склоны Устюнтага. Я думал, что водители нас оставят прямо здесь у самого начала этой огромной долины – тектонического разлома между Тибетом и Куньлунем, прорезавшего горы более чем на 100 км. Так вроде договаривались в Ние. Но нет! Мы продолжаем ехать! Они опять ищут в темноте дорогу через галечники правого истока Керии и привозят нас к урочищу Япал (4632, 35.668920, 82.130130, 00:44)! Этого мы не могли ожидать! Родные для нас с Васей места по походу 2006 года. Сюда мы пришли из Пулу и пытались пробиться через главные ледники Чонг-Музтага… Ставим палатки. Уже скоро 2 часа ночи. Самый длинный день в этом походе кончился. Меня чуть ли не поташнивает. Зябко. Температура -15. Водители остаются до утра.

За день: 14 ездовых часов, 225 км.

На подъём: dh= + 3421 м

На спуск: dh= 1852 м

8.2. Участок 1. «Ячьими долинами – туда и обратно». – разведки и северное акклиматизационное кольцо. - 7 дней

р.Керия – разведки южных ущелий - пер.Керия-Япал (н\к, 4781) – пер.Япал Гл. (1А,5370) – р.Кутаз-Джилга – пер.Озерный Вост. (1Б,5368,п/п) – пер.Озёрный (1А,5322) – пер.Озерный Юж. (1Б,5384,п/п) – пер.Аксу-Кутаз (2А,5520, п/п)+пер.Удобный (1А,5521,п/п) – р.Зап.Кутаз-Джилга – ледн. CN5Y636K0025 – пер.Купол Баба-хатун (2Б,5995, п/п) – ур.Баба-хатун (р.Керия)

Акклиматизация проходила в горном узле, расположенном между равниной Губайлык на западе, каньонами Керии на востоке и долиной верхней Керии с юга. С севера границей района являются сложно расчленённые горы передового хребта Куньлуня, где доминирует массив горы 6095 (6195), нависающий над долиной реки Аксу. Сами рассматриваемые горы могут рассматриваться как восточное окончание отрога Главного хребта, берущее начало в районе Керийского перевала в Тибет.

Проведённые разведки долин Устюнтага, где мы вплотную подходили к первому важному для группы мини-рубежу в 5000 м, безусловно, играли важную роль в нашей адаптации в целом к высокому району. «Низом» здесь является широкая долина Верхней Керии с высотами от 4600 до 4750 и множеством удобных мест для организации бивака. Реки Аксу и Кутаз-Джилга, текущие на север берут своё питание от куполообразных шеститысячных ледниковых вершин массива Баба-хатун и красивого узла вершины 6248, представляющего самостоятельный интерес как объект для красивого несложного восхождения. Броды через все реки осенью не представляют серьёзных препятствий. Наиболее известным перевалом здесь является высокий перевал Койя-даван 5510, через который проложена ветка дороги от Керии на Аксу. На карте местных жителей отмечен также перевал Ксинлидаван, 5323, соединяющий с Керией восточный исток Кутаз-Джилги.

Сама Аксу течёт с юга на север и, подойдя к передовому хребту, плавной дугой поворачивает на восток, впадая в Керию. Долина широкая. Есть несколько участков сужений перед поворотом на восток. Течение осенью спокойное.

Устьевой участок Кутаз-Джилги, судя по карте и космическим снимкам, является каньоном. Над долиной доминирует двуглавая снежно-ледовая гора 6248, нависающая и над долиной Керии в месте её разворота на север. На вершину просматривается несложный снежно-ледовый подъём с севера и длинный простой гребень с юго-запада. Ниже западного ее истока долина реки усыпана чёрными базальтами. Как долина Аксу, так и Кутаз -джилга, населены множеством яков, встречающихся как одиночно, так и большими группами. Встречаются следы других более мелких копытных и волчьих стай. Растительность – терескен и подушковые.

После обескураживающих разведок долин Устюнтага здесь для нас практически не было неожиданностей. Район был частично знаком. Из графика мы не выбивались. Приятно было пройти перевал Япал Главный, бывший, видимо когда-то основным для попадания в одноименное урочище из Кутаз-Джилги. Пунктир тропы, отмеченный на карте Генштаба, как раз и должен проходить через него, а не через крутые осыпные склоны в 3 км к югу. Приятным и познавательным оказалось прохождение ледового купола Баба-хатун и спуск по спокойной красивой долине к Керие.

Мы полагаем, что район, безусловно, представляет интерес как в акклиматизационных, так и спортивных планах и рекомендуется к включению в нитки эталонных маршрутов.


Схема 2: Район разведок и акклиматизации и маршрут (сторона квадрата 4 км.).

17 сентября

Утро морозное. Хоть мы и отдали водителям пару своих пуховок, старший из них Батур показывает знаками, что он замерз. Характер местности и снежная гряда хребта Устюнтаг хорошо видны на фото 12.

Водители спешно собираются в обратную дорогу. Мы решим с ними и свою задачу. С машинами отправятся Дина, Аня и Василий. Ребята должны оставить двухдневную микро-заброску в долине Правой Керии в стороне от дороги. Вчера в темноте у нас уже не было возможности сделать это. Обратного пешего ходу налегке у них будет около 19 км. Хорошая акклиматизация! Прощаемся с водителями.

Паша начинает заниматься распределением продуктов по людям. Быстро собираем основной груз, оставив только мелочи для первого перехода. В 10:00 выходим вверх по долине на 7 км до притока, текущего с ледника Длинный. Здесь мы рассчитываем найти перевал через главный хребет. С Иваном мы его планировали ещё в 2007 году. Не здесь, так, надеемся, в соседней долине. Дорога проходит по террасам северного склона Устюнтага (Фото 10). Внизу, справа от нас по галечникам течет Левая Керия (или, согласно карте, просто р. Керия). Мы спугиваем еще несколько антилоп чиру. Укладываем груз в сухом сейчас русле нужного нам притока в стороне от дороги и закладываем камнями (4676, 35.621200, 82.091810, 12:00). Осматриваем окружающую местность. Перевал в верховьях ледника Длинный просматривается в своей верхней части, правда, у меня есть подозрение, что на подходе к нему мы встретим каньон. Будем выяснять это завтра. Возвращаемся к лагерю в урочище Япал в 13:30.

Я, Сергей и Иван отправляемся вниз, на север, туда, где сливаются реки Левая Керия и Япал (Фото 13). Хочется увидеть начало каньонов Керии. Идём по глинистой равнине с мелкой черной базальтовой галькой фото 15). Множество следов копытных – яков, киангов, чиру (Фото 14). Растительность – белолозник. Жарко и очень сухо. Горы скрыты в дымке. Керия уходит в каньон практически сразу после впадения р.Япал с запада (Фото 16). По этой долине мы пришли сюда в 2006 году. Скалы. Глубина вреза начинается от 20 метров, дальше 50. Долина сужается. Еще немного проходим над рекой по ячьим тропам на глинисто-осыпных склонах. Дальше не рискуем. 3,5 км от лагеря (4560, 35.686440, 82.083940, 16:19). Отмечаем, что левые притоки с массива 6270 текут в крутых висячих долинах, обрывающимися скально-осыпными сбросами в Керию. Таким образом, потенциальные спуски здесь опасны. Воды, тем не менее, здесь пока немного. Видим в каньоне 1.5 метровый водопадный слив по всему руслу, ширина которого здесь 30-50 метров (Фото 17). На старых генштабовских картах, тут конечно, нарисована тропа вдоль реки! Сейчас таких троп нет! Возвращаемся обратно. Путь наверх занял ощутимо больше времени. Вверх, да и еще ноги местами утопают в мягкую породу.

Ребята возвращаются к 18.30.

За день: 7 ходовых часов, 28.6 км.

На подъём: dh= + 115 м

На спуск: dh= 115 м

18 сентября

Сегодня у нас тоже длинный день. Мы должны:

1) дойти до заброски,

2) забрать грузы первого кольца,

3) поставить лагерь у Керии,

4) провести 2-мя группами разведки ущелий Ледника Длинного и ледника Многокамерного.

Выходим в 09:30. По дороге доходим до места заброски к 11:00. Догрузившись, спускаемся вниз в долину. Здесь на галечниках у проток с чистой водой ставим палатки (4662, 35.623920, 82.084530, 11:20) и обедаем. Погода облачная. Расходимся 2-мя группами. В первую – ближнюю разведку ухожу я, Сергей и Аня, во 2-ю подальше – в соседнюю к западу долину – Иван, Павел, Дина (Фото 11, 21). Василий собирается получше переложить нашу тибетскую заброску, перенеся подальше от дороги.

Мы выходим почти одновременно. Нам – на юг. Идёт пологий подъем по дресвяной террасе левого берега притока. Хорошо просматривается противоположный северный склон Керии. Пологие горы, широкая седловина перевала на реку Япал. Над всей долиной на дальнем плане – красивые плавные очертания снежного массива 6270 (6304) (Фото 29). Встречаются колеи от однократного проезда машины. Видимо, подъезжали к склонам и проводили геологическую разведку. Выходим к реке через 3.5 км (4773, 35.602310, 82.101770, 12:50). Под нами конгломератный береговой обрыв 40 м. Внизу от нас убегает стадо киангов (Фото 18). Пройдя ещё вверх, находим ячьи тропы, спускающиеся к реке (4818, 35.595710, 82.104380, 13:10). Идем по галечникам. Появляется и вода. Склоны ущелья сдвигаются. Мягкий лесс и конгломераты переходит в скалы, разрезанные круто уходящими вверх кулуарами. Наконец, стены «сошлись»! Как и 3 года назад, на высоте 4960 (35.575000, 82.123570, 14:20) мы упираемся (Фото 22, 23). Водяная яма, скальная ступенька, слив, что дальше не видно. Ширина 1.5-2 метра. Склоны частично перекрываются. Аня и Сережа по очереди в Аниных мыльницах пытаются проникнуть глубже. Далеко не удается. Нужны кошки – трекинговые палки уходят в яму целиком. Интересно, что у ребят в соседнем ущелье? Сережа лезет на левый (ор.) склон, я по крутой осыпи поднимаюсь вверх на 70 метров к скалам правого склона. Насколько я просмотрел вперед долину, каньон продолжается еще километра 2, обходов не видно. Крутые склоны, скалы и почти отвесные снежные кулуары. Жаль – нам с Иваном так нравился перевал из этого ущелья (Фото 20). Спускаемся вниз. Теперь – в лагерь. На этот раз мы выбрали путь по правому борту. Справа от нас возвышается непройденная красавица в.6820 (Фото 19). Казалось, что путь будет проще – более простой подъем на террасу. Так оно и было, но с террасы нам все равно пришлось спуститься и вернуться к левому борту. Весь путь занял около 4.5 часов. В лагере мы в 16:50.

Ребята уже выходили на связь и вернулись гораздо позже нас крайне возбужденные увиденным каньоном. Он начался несколько раньше, чем у нас и уперлись они не сразу, пройдя еще немного по дну по снежникам. Вода началась выше. Результат тот же. Это ущелье также непроходимо.

Разведка правого притока реки Левая Керия (текст И.Муйжнека)

Цель разведки: поиск возможности подъема на главный хребет Устюнтага по руслу правого притока р.Лев.Керия, берущего начало из трех ледниковых долин северного склона Устюнтага и впадающего в Лев.Керию на отметке 4550.

Назовем этот приток рекой Трех долин.

Вышли из базового лагеря в районе устья потока из лед. Длинный в 14 час в составе: Павел, Дина и Иван. Первые 7 км путь идет на юго-запад по плоской сухой желтой равнине правого борта р.Лев.Керия (Фото 11, 21) с плавным набором высоты Н до 4800 м. Широкий вход в верховья нужной нам долины хорошо виден издалека, буквально уже от базового лагеря.

Через два перехода подошли к краю каньона реки Трех долин. Ширина каньона здесь несколько сот метров, глубина около 50 (Фото 24). Каньон в нижней своей половине абсолютно сухой. Спуск в него надо искать: крутизна осыпных склонов 30-35 гр., но чаще борта каньона представляют собой вертикальные стены из скал и лессового материала.

Чем выше мы поднимались по дну каньона в верховья реки, тем он становился все более узким и мрачным. Через полтора километра в районе устья левого притока (35*33,046 N, 82*04,918E) в русле появилась вода. Далее река поворачивает направо, а борта долины резко сужаются (Фото 25). Со скал правого борта неожиданно прошел мелкий камнепад. Последний километр нашей разведки проходил в узком каньоне, скальные стены которого уходили на сотни метров вертикально вверх (Фото 26).

Река легко переходилась по камням, в местах скальных прижимов находились обходы сверху затем пошли фирновые мосты. За очередным поворотом все дно каньона представляло собой фирново-ледяное поле. Оно заканчивалось резким поворотом русла влево, где стены каньона смыкались до трех метров, а сам проход забит косой снежной пробкой (Фото 27). Дальнейший путь требовал ледового снаряжения, по крайней мере, ледоруба и кошек, которых у нас не было.

Павел все же сумел пролезть нижним краем пробки там, где она обрывалась вертикально вниз к шумевшему в темноте водному потоку. Он помог остальным преодолеть препятствие. После пробки р.Трех долин поворачивала направо, и мы оказались как бы в следующей камере каньона. Здесь перед нами открывался сброс к открытой воде и далее, метров через 5, над водой опять вставал ледовый панцирь, подняться на который мешала почти вертикальная стенка с сосульками высотой 3 метра.

Это препятствие было нам уже не под силу, да и наступило время (17 час.) поворачивать назад, Н=5050 м. К тому же, дальнейший подъем из этой камеры был проблематичен.

Обратный путь совпадал с путем подъема и не представлял собой технических сложностей. Возвращались уже в сумерках, в лагере были ок.20-30 ч. Прошли 20 км.

Выводы из разведки: простого пути к ледникам северного склона хр. Устюнтаг вдоль реки Трех долин нет. Возможно, каньон реки и проходим, но для выяснения этого нам не хватило ни времени, ни снаряжения.

Это означает, что мы будем искать проходы в Тибет в долинах хребта, лежащих западнее – еще надо определить в каких именно, а за заброской придется делать длинную ходку.

За день: 9:00 ходовых часов, 53 км (2 группами).

На подъём: dh= + 627 м

На спуск: dh= 597 м

19 сентября

Перевал Япал-Керия, 4781, н/к, 35.640010, 82.054420

Расположен в восточном отроге Главного хребта Куньлуня, отходящего в районе Керийского перевала между 5052 и 4914 (ВЛ).

Ориентация – северо-запад-юго-восток.

Соединяет долины р.Керия напротив устья притока с ледн.Длинный и р.Япал – первый западный приток Керии, впадающий перед началом каньонов.

Травянисто-осыпной. 0.5 дня

Набор высоты от долины 119 м, сброс по ручью 60 м.

Ночью выпал тонкий слой снега. Утром морозно. Протока покрыта льдом. Мы обсуждаем путь подъема к нашему перевалу. Выходим в 09:30. Пересекаем долину Керии в направлении плеча, спускающегося с левой (западной стороны) перевала. Здесь виден относительно пологий подъем на склоны к перевалу на р.Япал (Фото 28, 29). Остальные пути более крутые. В долину сразу «падают» крутые осыпные склоны. В самом русле Керии множество проток. Воды утром мало и удается перейти большую долину, не снимая обуви. У другого (северного) края долины чистая вода и мягкая травка. Здесь бы ночевать (4670, 35.623650, 82.074100, 10:10)! Отсюда на юге, как на ладони, видны массивы Чонг-Музтага и в.6820 (Фото 30) и пути наших вчерашних разведок (Фото 31, 32). Пологий подъем по 15-20 градусному склону приводит нас в висячую долинку (4767, 35.627590, 82.071600, 10:40), по правому склону которой мы идем в сторону водораздела. Внизу – следы озера. Орография окрестностей немного запутана. Двигаясь по распадку на север можно перейти в висячую долину, по которой мы спускались 3 года назад. До перевала Япал-Керия (4781, 35.640010, 82.054420, 11:40) шли 1.5 км. Короткий спуск вдоль русла сухого ручья и в 12:00 мы выходим в долину р.Япал, текущей у южного склона в.6270. Воды в реке нет. Мы идем по правому склону долины, по ячьим тропам (Фото 33). Скоро пересекаем приток, по которому спускались в 2006 г. За ним начинаются болотины и более ощутимый набор высоты. Приходит еще приток слева по ходу, но он ведет к водоразделу с цирком пройденного ранее (в 2006) перевала. Пересекаем его долину и поднимаемся на разделительный травяной отрог (4887, 35.648240, 82.021200, 13:00) (Фото 34, 35). С противоположной (северной) стороны с в.6270 спускается длинный гребень, переходящий в водораздел с Кутаз-Джилгой. Перед нами недлинный распадок, над которым видна характерная седловина в этом водоразделе. Это и есть наш перевал!

Перевал Япал Главный, 5370, 1А, 35.642630, 81.992510

Расположен в южном гребне в.6248 (ГШ).

Ориентация – северо-восток-юго-запад.

Соединяет долину р.Япал и Правый (вост.) исток р.Кутаз-Джилга – приток р.Аксу (бассейн Керии)

Осыпной. 0.5 дня

Набор высоты от долины 500 м, сброс до Кутаз-Джилги 185 м.

Мы спускаемся к ручью, стекающему из-под перевала. В нём тоже пока сухо. Но вода уже видна в крупном истоке Япала по правую руку. Паша уходит вперед вверх по ручью и возвращается с вестью о воде. Издали она не видна, но сочится по травянистым кочкам. Значит можно еще немного набрать высоту. Проходим вверх и ставимся (4916, 35.647720, 82.013490, 14:05). Выше нас пасутся яки. При виде нас они поднялись по склонам ближе к водоразделу.

За день: 4:35 ходовых часов, 9.7 км.

На подъём: dh= + 359 м

На спуск: dh= 105 м

20 сентября

Утро ясное. Яки ушли за перевал. Выход в 09:15. Подъем проходит по распадку ручья. Уклон 10-15 градусов. Подходим к взлету. Осыпной взлет, припорошенный свежим снегом. Есть ячьи тропы, косо траверсирующие склон. Уклон подъема до 25 градусов. Седловина перевала Япал Глав. широкая осыпная (5370, 35.642630, 81.992510, 11:00). Хорошие виды на массивы Чонг-Музтага и его западных соседей (Фото 36, 37). С противоположной стороны горбится купол 5737 в водоразделе Кутаз-Джилги и Керии (Фото 38). Спуск – короткий 35-градусный склон в виде жесткой осыпи – перепад – 100 м. Затем по крутому руслу высохшего ручья спускаемся в долину правого истока Кутаз-Джилги (5188, 35.638170, 81.983790, 11:30). Похоже, что именно здесь лежит кратчайший путь в долину Япала. Очевидно, что перевал этот использовался в связке с пройденным нами вчера. 3 года назад мы проходили эти места в тумане и не видели ничего, разыскивая перевал, указанный на «двушке». Сложенных туриков, указывающих на посещения мест человеком, и битых троп, кроме ячьих, здесь нет. Идем по правому берегу. Воды в ручье немного. Через час прошли место нашего лагеря 2006 года. Тогда мы ставились при сильном ветре и снегопаде. Сегодня погода радует. После поворота и принятия крупного притока слева в 12:20 перешли на левый берег и стали на обед рядом с береговым скальным выходом (4985, 35.650750, 81.944290, 13:30). Удалось даже чуть позагорать. Рядом лежат ячьи рога. После идем по береговой террасе и пересекаем основной левый исток Кутаз-Джилги (4878, 35.666580, 81.915290, 15:50). В верховьях – ледники, за которыми водораздел с Керией (Фото 39). К ним мы придём с запада после Озёрных перевалов. Останавливаемся лагерем (4846, 35.675540, 81.909470, 18:30) у ручья, по которому намереваемся выйти завтра через перевал на плоские равнины перевала Озерный, пройденного 3 года назад. В русле Кутаз-Джилги уже появились многочисленные черные базальты, принесённые недавно пересечённым нами левым притоком (Фото 40, 41). Вода в реке чистая. Стоим на траве с галькой. Я поднимаюсь на склон над лагерем. Тут ячьи тропы. Завтрашний путь особо не просматривается из-за скорого поворота долины. Вечер тихий.

За день: 7:15 ходовых часов, 14.2 км.

На подъём: dh= + 454 м

На спуск: dh= 524 м

21 сентября

Перевал Озёрный Восточный, 5368, 1, 35.668030, 81.848440

Расположен в отроге, разделяющем рр.Аксу и Кутаз-Джилга.

Ориентация – юго-восток-северо-запад.

Соединяет первый левый приток р.КутазДжилга, впадающий ниже р.Западная Кутаз-Джилга и нижнее плато пер.Озёрный – следующего левого притока р.Кутаз-Джилга.

Осыпной. 0.5 дня

Набор высоты от долины 520 м, сброс до плато 190 м.

На небе облака. Выходим в 09:15. Идем по сухому руслу ручья, иногда выходя на береговые террасы. После основной развилки долины в русле появляются камни, по всей видимости, остатки старой морены (5154, 35.672270, 81.875300, 10:40). Соответственно уклон возрастает, но ненадолго. Далее опять полого. Открываются плавные очертания невысокого водораздела, заснеженного с северной стороны (Фото 42). Седловина в правой по ходу его части. Перед взлетом проходим участок болотин, сейчас подмерзший. Взлет короткий (Фото 43), проходит серпантином по осыпи – 15 градусов. На перевале Озёрный Восточный (5368, 35.668030, 81.848440, 12:00) сегодня безветренно. Красивые виды на север и северо-запад на передовой хребет Куньлуня. На востоке над противоположным бортом Кутаз-Джилги – снежный массив 6248(6304) (Фото 45). Немного расслабляемся (15 минут). Фотографируем виды. Водораздел этот плоский. На юго-западе плато перевала Озерный. Напротив нас массив горы 5931(6052) со снежниками (Фото 44). Спуск проходит траверсом короткого крутого осыпного склона с движением влево. Спустившись вниз в 12:40, выходим на пологую, чуть наклонную равнину, рассеченную несколькими руслами ручьев, стекающих из заснеженного цирка на юго-востоке.

Перевал Oзёрный, 5140, 1А, 35.649130, 81.821560

Расположен на плато у юго-западного склона в.5931 (ГШ).

Ориентация – северо-восток-юго-запад.

Соединяет долину р.Кутаз-Джилга и р.Аксу (бассейн Керии) – выше перевала Дорожный.

Осыпной.

Перевал Озёрный Южный, 5384, 1Б, 35.638490, 81.819920

Расположен между в.5931 и 5768 (ГШ).

Ориентация – северо-юг.

Соединяет плато пер.Озёрный и правый приток р.Аксу, берущий начало в обширном цирке между в.5768 и 5648 (ГШ).

осыпной, выходы скал. 0.3 дня

Набор высоты от долины 200 м, сброс по ручью 310 м.

От нас убегает группа чиру. Обедать мы собираемся на озере (я о нём уже всем уши прожужжал), однако подъем к нему затягивается. Пересекаем несколько увалов, прежде чем его находим (5310, 35.654840, 81.823030, 14:00) (Фото 47). Вода в озере чуть солоноватая. Дует ветер, но на берегу достаточно камней, чтобы добавив коврик, сделать очаг и приготовить чай. Небо над нами серое. Чай готовится долго, и сидим 1.5 часа.

Водораздел перевала Озерный (5322, 1А) пересекается незаметно в 16:00 в получасе ходьбы от озера. Сразу начинаем подъем на следующий перевал, чуть прижимаясь к склону слева по ходу. Есть следы копытных. Осыпи. Уклон местами до 25 градусов. На самой седловине нового перевала Озерный 2 или Озерный Южный (5384, 35.638490, 81.819920, 17:15) ветер стихает. Видна большая долина Аксу (Фото 48) и характерный провал перевала на озеро Улугкель. Короткий осыпной спуск (перепад 100 м) приводит нас в небольшой цирк (5290, 35.590920, 81.893900, 17:30). Отсюда через разрушенную скальную ступеньку мы выходим в русло ручья, по которому вместе с Диной первыми сбегаем через час в зеленую долину (Фото 49). Беспокоит отсутствие воды, но я убежден, что она будет внизу. Кажется, поблескивает пониже. Так есть. Устанавливаем палатки на траве (5071, 35.625170, 81.811650, 18:05). Вода рядом, медленно стекает через бочаги, а ниже уже формируется полноценный ручей. Наблюдаем взлёт на нашу завтрашнюю седловину (Фото 50) и ее левого (северного) соседа с ячьей тропой, пересекающей перевальный склон. Вечер тихий.

За день: 8:50 ходовых часов, 15.6 км.

На подъём: dh= + 720 м

На спуск: dh= 295 м

22 сентября.

Перевал Аксу-Кутаз+Удобный 5520, 5521, 2А, 35.616100 81.837440, 35.608100, 81.852460

Расположен в отроге, разделяющем Аксу и Кутаз-Джилгу между вв.5768 и 5648 (ГШ).

Ориентация – северо-запад-юго-восток.

Соединяет рр.Аксу и Зап.кутаз-Джилга

Осыпной, выходы скал. 0.6 дня

Набор высоты от долины 510 м, сброс 140 м.

Утро морозное. – 20. В 09:00 мы начинаем подъем по долине к нашему очередному перевалу. Набираем под его взлет 200 метров (5270, 35.618260, 81.829220, 10:20). Вся долина покрыта тонким слоем свежего снега. Перепад высоты на самом взлете 250 метров. Подъем проходит по частично заснеженному осыпному склону (Фото 51). Уклон местами до 35 градусов. В среднем -25 градусов. Чувствуется высота. Подъём проходит не так быстро, как представлялось. Перед выходом на перевал Аксу-Кутаз (5520, 35.616100, 81.837440, 12:00) преодолеваем ещё короткий взлет до 40 градусов. Утро ясное. Любуемся видами на юг (Фото 52) и на запад (Фото 55), где видны долина Юрунгкаша и массив горы Музтаг (6620). Совсем рядом от нас, на севере манят купола водораздела с Керией (Фото 53). На соседнем возвышении стоит группа яков и смотрит недоумённо на нас. Мы осматриваем перспективы завтрашнего дня – нам надо пересечь снежную группу на водоразделе с Керией (Фото 54). Пологие долинные ледники спускаются на север. Нам нет нужды спускаться по осыпи с седловины прямо вниз. Пологими снежно-осыпными склонами надо траверсировать цирк перевала в южном направлении и выйти на правый по ходу отрог, разделяющий притоки Правой Кутаз-Джилги. Это позволит нам сократить лишние 1.5-2 км и избежать лишнего сброса и набора высоты. Так и поступаем после расслабленного созерцания окружающих пейзажей в солнечном безветрии на перевале. Проходим траверсом около 1.5 км и выходим на характерное седло перевала Удобный в отроге (5521, 35.608100, 81.852460, 13:00). Короткий спуск в цирк и далее по камням сбегаем к виднеющейся воде. Здесь обедаем (5382, 35.604310, 81.857740, 13:15). После обеда выходим в 14:45 и идем по плоским камням к основной долине. Здесь идти довольно приятно. В 15:20 поворачиваем направо и начинаем пологий набор. Впереди довольно близко видны ледники. Как оказалось, сама река течет в глубокой конгломератной промоине. Это угадывалось и раньше. Мы стоим на краю обрыва (16:00). Конгломерат здесь специфический – сложен черными базальтами. По всей видимости, снежные купола перед нами представляют собой остатки старых вулканов, с которых стекал лавовый поток на север. Сбросы до воды – не менее 70 метров. Мы, впрочем, пока не спешим спускаться. Надо еще пройти вверх. Погода тем временем портится. Дует пронизывающий ветер. Уже виден наш завтрашний путь подъема по широкому леднику справа от купола 6022 (по SRTM). Но между нами и правым берегом истока Кутаз-Джилги лежит пока глубокая промоина. Вода только там. Впереди виден уже край ледника с левого борта, стекающего с купола 6072. В 17:00 уходим в разведку – я к снежникам у склона, Ваня и Павел – к леднику. Воды здесь нигде нет. Зато найден спуск к реке. Туда уходит распадок, образованный потоками с указанного ледника. Быстро спускаемся и на слиянии с центральным истоком реки мы нашли место под палатки среди чёрного базальтового курумника. Немного повозились, выкорчевывая камни и площадки готовы (5355, 35.590830, 81.873860, 18:00)! Ниже нас есть и открытая вода. Здесь мы также хорошо укрыты от ветра, разгуливающего на террасах над нами (Фото 56, 57). Сегодня ночью над головой раскрывается особо звёздное небо.

За день: 9:00 ходовых часов, 10.3 км.

На подъём: dh= + 450 м

На спуск: dh= 264 м

23 сентября

Перевал Купол Баба-хатун +Баба-хатун, 5995, 2Б, 35.578460, 81.918310

Расположен в восточном отроге Главного хребта Куньлуня, отходящего в районе Керийского перевала северо-восточнее второго безымянного ледового купола после в.6072 (ГШ).

Ориентация – северо-запад-юго-восток.

Соединяет рр.Западная Кутаз-Джилга и Керия (ур.Баба-Хатун, ледн. CN5Y636K0025).

Снежно-ледовый 1.2 дня

Набор высоты от долины 640 м, сброс 910 м.

Утро сегодня ясное и солнечное. Наша цель на сегодня – пройти высокий снежно-ледовый перевал и вернуться в долину р.Керия. Мы собираемся и выходим в 09:10 вверх по правому притоку в сторону нашего ледника. Через 200 метров находим удобное место для подъёма из каньона на правые орографически склоны долины над притоком (5396, 35.589530, 81.875320, 09:20). Короткий взлёт и мы продолжаем идти уже по относительно пологим осыпям. Перед нами ледник нашего перевала с обрывом языка (Фото 58). Впрочем, хорошо видно, что не надо лезть по ледовой стенке, а достаточно пройти по осыпям вдоль правого его края (Фото 59) и просто перейти на ледник выше. Так и делаем. Уклон подъема 15-20 градусов. Приближаемся к леднику и идём рядом с его обрывом, пока не считаем возможным выйти на лёд (5713, 35.590920, 81.893900, 11:00). Здесь связываемся. Короткий фирновый взлёт 35 градусов – 30 метров и мы уже на теле ледника (5740, 35.590870, 81.893760). Быстро начинается тропёжка. Уклон пологий (Фото 60). Ориентирование немного усложнено из-за большого плоского пространства вокруг нас. Не сразу угадываем, куда нам нужно спускаться. Пьем чай (5967, 35.579590, 81.915110, 14:00), не доходя водораздела перевала Купол Баба-Хатун (5995, 35.578460, 81.918310, 16:00), как выяснилось в сделанной разведке (я и Паша). Слева характерный скальный останец. Справа – массив г.6200. На спуск идется веселее. Сначала уклон 10-20 градусов, затем становится круче (до 35), и мы оказываемся на еще одной седловине главного водораздела, разделяющий р.Баба-Хатун и центральный исток Кутаз-Джилги – перевал Баба-Хатун (5805, 35.574250, 81.929630, 16:40) потом следует поворот направо и сброс 135 м по фирну 30 градусов в верховья забитой снегом долины левого истока р.Баба-Хатун (5680, 35.570920, 81.931270, 17:00). Далее по фирну 25-30 градусов спускаемся в русло ручья. Я иду в кошках, поскольку одел бахилы перед выходом на фирн. Проходим по заледенелому руслу вниз еще метров 50. Здесь собираемся и снимаем обвязки. По быстро падающему ручью сбегаем в основную долину Баба-Хатун (5500, 35.557040, 82.021850, 17:30). Воды пока нет. Мы немного беспокоимся. Далее проходим через несколько разрушенных скальных ступеней. Скалы красно-жёлтого цвета. Вода то появляется, то вновь исчезает. Река поворачивает на юг. Здесь уже течет постоянный ручей. Вечереет. Мы делаем площадки на галечнике правого берега ручья Баба-Хатун (5184, 35.562190, 81.957120, 19:40). Ночь морозная и звездная.

За день: 10:30 ходовых часов, 15.8 км.

На подъём: dh= + 640 м

На спуск: dh= 496 м

24 сентября

Солнечное утро. Веселая и зеленая долина. На противоположном борту Керии большой снежно-ледовый массив – западное окончание хребта Устюнтаг. Пытаюсь увидеть возможность прохода к нему (Фото 61). Похоже, что в наблюдаемой нами долине путь преграждается каньоном. Выходим в 09:15. Мы идём то по террасам левого берега, то вдоль самого русла. Значительных сбросов нет. По левую руку иногда проглядывают главные жемчужины Устюнтага (Фото 62). В устьевой части сужение долины, однако каньон здесь не сформировался (Фото 63). Так, без проблем и с хорошим настроением мы переходим мелкую, но ледяную, здесь Керию (Фото 65). Левый борт Керии здесь имеет красновато-бордовый оттенок. Характер спуска с пер.Купол Баба-Хатуна виден на фото 64. На правом берегу дорога. Лагерь устанавливаем на террасе (4784, 35.551060, 81.999540, 10:40). Сегодня нам предстоит ещё длинный марш за заброской и обратно. Пообедав, уходим вниз по долине Керии. Движемся по дороге, которая, идет то по долине среди галечников, то, поднимается на береговые террасы правого берега (Фото 66). Встречаем значительное в 30 голов стадо яков (Фото 67). Небо облачное. Быстрый путь туда в 9 км занял менее 2-х часов. На заброске в 16:00. Распределили заброску – и в обратный путь. В лагерь возвращаемся в сумерках в 19:10.

За день: 9:55 ходовых часов, 39.2 км.

На подъём: dh= + 154 м

На спуск: dh= 554 м

8.3. Участок 2. «Очень высокая тропа…» - По ледовому панцирю запада Устюнтага на Тибетское нагорье - 5 дней

ур.Баба-хатун (р.Керия) – (руч.Сказочный) – пер.Невидимка (3А,6180) – ледн. CN5Z523C0028 – Тибетское нагорье

Разведки хребта Устюнтага выявили, что основные, предполагаемые нами к переходу на Тибетское нагорье перевалы просто недоступны. Перспективы искать длинные обходные пути с запада района нас не очень радовали. Мы вглядывались в космические снимки, взятые на маршрут, пытаясь определить чётко границу окончания лилового цвета, характеризующего породы каньонов. Уже спускаясь с купола Баба-хатун, мы увидели, что следующая к западу от ручья 3-х ледников долина также с каньоном! Оставалась ещё одна долина. Нами она не просматривалась и была за поворотом Керии в 5 км вверх по течению. Лилового цвета на космоснимке там почти не было и, в любом случае, здесь просматривались ещё до каньонных высот 4900-5000 м повороты к простым перевалам на запад, где мы могли, пересекая несколько дополнительных водоразделов подойти к пройденному в 2006 г. перевалу Тройной. Впереди была неизвестность.

Уже первые шаги по ручью нужного нам притока Керии нас почти успокоили, и появление игрушечного каньона в несколько десятков метров и неглубокого вреза стало даже приятной неожиданностью. Было сухо и не надо было подниматься на хорошо доступные здесь для облаза склоны и скальные полки. Выйдя из щели микроканьона, мы попали просто в спокойную галечную долину, охраняемую целой гвардией останцев на склоне. Особые испытываемые нами здесь ощущения дали и название этому ручью – Сказочный, хотя мы давно уже не романтики.

Каньона не было, а к главному леднику долины можно было подобраться по осыпям достаточно высоко, минуя крутые и разорванные его участки в районе языка. В районе языка мы обнаружили и простые переходы в долины на восток, что может рассматриваться как варианты в последующих походах. Надо отметить, что все подъёмы на Западный панцирь Устюнтага (главная вершина 6342) из цирков восточных долин технически должны быть более сложными, даже по данным съёмки SRTM.

Цену за найденный нами относительно несложный переход через Устюнтаг перевалом Невидимка всё же приходится платить!

Это практически 20-километровый траверс ледовых полей с пересечением нескольких водоразделов на высотах выше 6000 м

никуда не девшиеся трещины короткие, но нередкие крутые взлёты, нечитаемые на снимках и моделях рельефа

сложности в ориентировании в плохую погоду и туманы, здесь нередкие – легко «свалиться» опять в бассейн Керии

проблематичность и невозможность перехода хребта при сильном ветре, здесь особенно разгоняющемся.

Все вершины Западного ледового панциря Устюнтага легкодоступны с юга. Спуск на тибетское нагорье проходит, как правило, по карманам ледников, здесь оттаявшим от склона. Надо учитывать, что борта ледников возвышаются обрывами от 20 до 70 м и поисками выхода в карманы надо заниматься заранее. Наиболее удобные места для спуска расположены в месте ответвления ледникового потока от материнского панциря.

Мы вышли на Тибетское нагорье с характерным для него чередованием широких пустынных дресвяных долин, солёных озёр, прозрачных ручьёв, коротких и не очень шеститысячных хребтов. Ближайшие кочевья тибетцев, обитаемые в это время, находятся примерно в 200 км югу в горах Ару-Цо. Наш путь лежал вдоль склона Устюнтага на восток – к перевалам, которые позволят нам попасть в самое сердце этого района к вершинам Чонг-Музтага. А пока, мы наслаждались быстрой ходьбой по ровной местности, просторами снежными вершинами и постоянно меняющимся узором и цветом огромного неба.


Схема 3: Траверс купола Устюнтага на карте 1:2 км


Схема 4: Траверс купола Устюнтага на схеме В.Г.Ляпина. Здесь подняты многие высоты, отсутствующие на карте Генштаба.

Продолжение: Часть 3

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru