Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ > Безенги >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Павлов Александр. г. Одесса, Украина

Отчет о горном походе 4 к.с по Центральному Кавказу

1. Справочные сведения о путешествии

• Район путешествия – Центральный Кавказ
• Вид туризма - горный
• Организация, проводившая путешествие - Турклуб «РОМАНТИК»
• Категория сложности – 4 (четвертая)
• Количество участников – 5 (пять)
• Руководитель – Павлов Александр Анатолиевич
• Заявочные материалы рассмотрела - МКК г.Одессы
• Маршрутная книжка – 46/10
• Сроки активной части похода – 10.08.2004 – 01.09.2004
• Продолжительность активной части похода - 24 дней
• Количество дневок - 2
• Длина маршрута без учета повторно пройденного пути : 137 км (137*1.2=164.4 км)
• Суммарный набор высоты -11922м
• Максимальная высота – 4471 м
• Средняя высота ночевки – 3061м
• Забросок – 2 шт
1.1 Общая идея похода

Поход нес в себе целый комплекс целей:
Во первых это логичное следствие удачного похода 2009 года почти той же группой в том же районе (отчет в библиотеке МКК г.Одессы или)
Во вторых это максимальный рост в плане горного туризма как для участников, так и для руководителя. Поход планировался и учебным и в то же время достаточно спортивным. С одной стороны не было «30-процентников» и девушек, группа получилась физически и технически очень сильная. С другой стороны это первый достаточно серьезный поход для всех участников (для руководителя первое руководство 4-ой, остальные участники - студенты) и препятствия подбирались разноплановые, всех видов (перевалы, восхождения, траверсы, кольца, радиальные выходы, снежные, ледовые, скальные, ледопады, высотные).
В третьих постарались сложить максимально сложный, насыщенный и разнообразный маршрут не выходя за пределы категории.
Так же к идее можно отнести отклонение от классики горного туризма – прохождения исключительно перевалов и включение в маршрут большого количества вершин.
Как второстепенные цели были: получение опыта прохождения траверсов, обзор большой части Района (вдоль ГКХ от пос. Эльбрус до пос. Верхняя Балкария), включение в маршрут технических восхождений.
Так же поход является этапом подготовки для путешествий 5-6 к/с в Азиатские горы в следующих сезонах .
Район Кавказ выбран как самый доступный и освоенный.
Сроки подбирались для удобства всех участников в пределах июль-август.

1.2 Состав группы

Приэльбрусьем называют район, расположенный в верховьях реки Баксан (173 км) и её притоков. Здесь расположена высшая точка Кавказа Эльбрус.
Эльбрус - это двувершинный конус потухшего вулкана. Высота Западной вершины 5642 м, Восточной 5621 м. Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 км2 наиболее известные Большой и Малый Азау, Терскол. Ущелья Адылсу, Шхельды, Адырсу, массивы Донгузоруна и Ушбы очень популярны среди альпинистов и горных туристов. Приэльбрусье - великолепный горнолыжный курорт России.
На Кавказе 8 «пятитысячников». Кроме двух - Эльбруса и Казбека - все они находятся в районе Безенги. В районе выделяются два массива: Северный и Безенгийская стена. Безенгийская стена - это наиболее высокий участок Главного хребта Большого Кавказа, с вершинами (слева направо, если стоять лицом к стене) Шхара Главная (5068м), Западная Шхара (5057м), пик Шота Руставели (4960м), Джанги-тау Восточная и Главная (5085м), Катын (4974м), Гестола (4860м), Ляльвер (4350м), пик "4310". Длина Безенгийской стены 12 км. С северных склонов начинается ледник Безенги (9 км). Северный массив - это гигантская 15-километровая подкова из девяти основных вершин, пять из которых превышают пятитысячную отметку. С востока на запад протянулись:
Коштантау (5151м), пик Тихонова (4670м), Крумкол (4676м), Восточная Мижирги (4927м), Западная Мижирги (5025м), пик Боровикова (4888м), пик Пушкина (5100м), Восточная Дых-тау (5180м), Главная Дых-тау (5204м).
Маршрут данного путешествия проходил по западной части Центрального Кавказа (по Приэльбрусью). В административном плане западная часть Центрального Кавказа относится к Кабардино-Балкарской республике.
ГКХ, Эльбрус и близлежащие к ним хребты несут мощное оледенение. Например, со склонов Эльбруса стекает 30 ледников общей площадью 144 кв. км.
Высота гор свыше 5000 м обуславливает наличие высотных растительных поясов. В предгорьях, на высотах до 400 метров, зона степей. Она постепенно сменяется лиственными лесами, которые на высоте около 1500 м сменяются хвойными лесами (в основном, сосновыми). Граница лесной растительности проходит на высоте 2200-2300 метров. Выше расположена зона альпийских лугов, которая на высотах около 3000 метров подходит к зоне «вечных» снегов. Выше расположено царство снега, льда и скал.
Животный мир гор также разнообразен. Типичными представителями кавказской фауны являются бурый медведь, рысь, кабан, тур, серна, улар, кавказский тетерев, беркут. Из редких видов – снежный барс.
Климат формируется под воздействием сезонной циркуляции воздушных масс. При этом велико влияние горного рельефа. Горные хребты задерживают или отклоняют воздушные потоки. Летом на северных предгорных равнинах господствует влажный воздух Атлантики, часто приносящий с циклонами обильные осадки.
Для Кавказа характерна цикличность периодов плохой и хорошей погоды. Летом она равна 5-7 дням, причём в первой половине лета погода обычно хуже, чем во второй.
Лето на высоте 2000 метров начинается в первых числах июня, а с увеличением высоты – ещё позже. Максимальная температура на высоте 2000 метров может достигать +35С, а на высоте 3000 метров - + 25С. В горах лето влажное и прохладное, с повышенной облачностью и ливневыми дождями. Характерно ежедневное ухудшение погоды во второй половине дня за счёт образования облачности и выпадения осадков местного происхождения.
Район похода - Приэльбрусье, позволяет совершать горные походы 1-6 категории сложности. Наиболее сложные перевалы находятся в ГКХ или на близлежащих отрогах и хребтах.
Усиление пограничного режима с государством Грузия изменило логику построения туристских маршрутов. Стали осваиваться мало посещавшиеся до этого хребты к северу от долины Баксана.
Район обеспечен сетью автомобильных дорог, по которым до всех населённых пунктов можно доехать от городов Нальчик и Минводы, имеющих железнодорожное сообщение.

2. Организация туристского спортивного похода

2.1 Тренировочный процесс

Самой большой технической тренировкой можно считать поход совершенный почти той-же группой в предшествующий сезон.
При подготовке к этому походу были проведены следующие мероприятия:
 Физические тренировки 1 раз в неделю всей группой, 1 раз по отдельности
 Прослушан курс лекций «Базового уровня» в т/к Романтик
 Участие в специализированных семинарах по различным должностям в походах
 Прослушивание лекций «Специализированного уровня» в рамках горной школы г.Одессы
 Участие и организация в традиционном слете т/к Романтик и чемпионате Одесской области по ТГТ
 Технические тренировки и выезды 1-2 раза в месяц (страховка, спасработы, взаимодействие, организация перил и спусков…)
 Участие в «ледовом выезде», зимние тренировки на ледовом рельефе в Каменец-Подольске
 Участие в «скальном выезде» тренировки на скальном рельефе в Южноукраинске
 Участие в «выезде по переправам» тренировки по организации переправ на Южном Буге
 Все участники зимой прошли лыжные походы. Кроме того 3 участника похода были непосредственными организаторами сборов клуба в рамках БТП и НТП т/к Романтик. Сборы проводились до похода в июле на Западном Кавказе в районе Архыза.
Между сборами и походам участник Ключник Роман провел горный поход 1 к/с.
Участник Аренкин Виктор провел горный поход 2 к/с.

2.2 Логика маршрута

Сроки:
Сроки были выбраны для удобства всех участников. Изначально выбор был ограничен от начала Июля до начала Августа. Т.к. 2 участника вели более простые походы в этом же сезоне, было принято решение вести поход после их походов, что бы не ограничивать поход по срокам. Кроме того у остальных участников при таком раскладе появлялось время менее болезненно решить вопросы с работой и учебой. 3 участника выехали на Кавказ 17 июля, отработали инструкторами и стажерами на сборах клуба, после отводили свои походы и 6 августа с приехавшими из Одессы участниками, все кроме Аренкина, собирались в Терсколе. С 7 по 9 августа была организованна Заброска на «средние Кичкидарские» ночевки. И уже 9 августа вся группа с акклиматизацией до 3500 м. собралась в Терсколе. 10 числа начался маршрут.

Маршрут:
Маршрут линейный, проходит вдоль ГКХ через все основные отроги от пос. Эльбрус до пос. Верхняя Балкария. Маршрут не классический. Кроме большого количества дополнительных ЛП включал в себя и восхождения почти на всех преодолеваемых хребтах. Так же изюминкой маршрута сало прохождение траверсов. Это повлияло на тактику прохождения маршрута: ночевки на всех хребтах (на перевалах), короткие ходовые дни, организация радиальных выходов….
Маршрут можно разбить на 3 логических участка:
1) Начальный.
Маршрут: д/р Адыл-Су – траверс Виа-Тау – связка перевалов Гумачи
Включал функции:
 завершения акклиматизационного процесса
 проба полученных навыков в реальных условиях
 испытание группы на более простом траверсе перед сложным
 тренировка группы перед выходом на основные препятствия на частых, относительно не сложных коротких ЛП
 удобный и дешевый заезд
Этот участок проходили «налегке»(с запасом еды/топлива на 3 дня) Включал в себя 1 запасной день

2) Технический (основной)
Маршрут: а/л Уллу-Тау – кольцо-траверс Юном-Кичкидар – пер. Голубева 2А – связка (пер Бодорку 2Б – Бодорку Сев 2Б – Чат 3А ) – радиальное восхождение на п. Баумана 2А – Чегем – пер. Шаурту Зап 2А* - пер Спортивной Дружбы 2Б* - а/л Безенги
Включал функции:
 Прохождение основных обязательных ЛП похода
 Прохождение максимально сложных технических ЛП возможных в походе 4 к/с
 Прохождение не пройденного в 2007 г. Пер. Шаурту Зап 2А-2Б
Основной участок маршрута. Насыщен не только количеством основных и дополнительных ЛП, но и нес в себе изначально спланированную разноплановость. Каждое из основных ЛП несло разный рельеф:
 Юном-Кичкидар – скальный
 Бодорку –Чат – снежный, ледопад
 Шаурту З - Спортивной Дружбы Лед
Это позволило получить опыт прохождения сложного рельефа всех видов. Кроме того в этой части группа только один раз за 2 недели спускалась ниже ледников (по середине участка в Чегеме). Что для Кавказа является достаточно редким явлением и тяжелым в воплощении препятствием.
Участок включал в себя 1 дневку и 1 запасной день

3) Выход, обзорный- пешеходный
Маршрут: Радиальный выход на в.Ляльвер 2А (4350 м) – связка МВТУ 2А – Спартак 2А – пик Башхаауз 2А(4471) – Дых-Су – пос. Верхняя Балкария
Включал функции:
 Посещение района Безенгийской стены и Северного Массива
 Восхождение на Обзорные вершины района
 прохождение части похода, не пройденной из-за погоды и нехватки времени в прошлом году
 прохождение малопосещаемой долины Дых-Су
 набор километрожа – более 30 км по ущелью до пос. Верхняя Балкария
 удобный и дешевый отъезд
Участок не имел сложных ЛП, а в основном затяжные препятствия, мо значительными перепадами высоты. Обеспечивал необходимы километраж и выход из района. Включал в себя обязательную дневку и 1 запасной день. Таким образом была распределена нагрузка по походу по классической схеме: сначала возрастает, основная часть по середине и спад. Акклиматизация разбита на 2 части: до похода у всех выход выше 3500м и в самом походе выше 4000м с отдыхом между выходами на высоту.

Транспорт:
Точки старта и финиша выбирались для удешевления проезда, с возможностью использования общественного транспорта. (см раздел 2.4)

Обеспечение:
По маршруту запланировано посещение всех действующих альплагерей, до похода было организованно 4 заброски (см раздел 2.3) что позволило не обременять группу очень тяжелыми рюкзаками на линейном маршруте и в тоже время оставаться аочти все время в автономном режиме.

2.3 Организация забросок

До похода было организованно 4 заброски.
Две заброски организованны турфирмой…Борис. Их передали в Нальчике Борису, директору фирмы. Одна уехала на пост МЧС в Чегем. Другую заброску отправили на склад а/л Безенги до востребования.
Остальное делали своими силами. С 6-9августа, непосредственно перед походом, была организованна заброска на Средние-Кичкидарские ночевки. Совместно это был и акклиматизационный выход и осмотр Траверса Юном- Кичкидар. Эта заброска состояла из 2х. Одна на кольцо траверса, другая на последующую часть до Чегема Таким образом это позволило сильно разгрузить рюкзаки и сохранить автономность и линейность маршрута.

Маршрут таким образом поделился на 5 частей:

На маршруте было две оплачиваемые заброски: т/б Чегем, а/л Безенги Договаривались через ту же фирму «Тау-сервис» (bezonec@list.ru) предварительно по электронной почте.
Были названы цены на заброски:
Безенги – 500 руб. (дешево, т.к. туда часто ездит трансфер)
Чегем – 2000 руб. (дорого, т.к. редко ездит трансфер)
Сказали завезти мешки заброски в их офис: г.Нальчик, ул.Ахохова, 167, офис 17

По прибытию в г.Нальчик, встретились с Борисом (директор «Тау-сервис») в спасотряде. Оттуда он забрал заброски и там же отдал пропуска. В Чегем ехала попутная машина, поэтому заброска обошлась дешевле.
Итого:
Пропуска – 500 руб.
Заброска в Безенги – 500 руб.
Заброска в Чегем – 500 руб.

Заброски хранились:
На т/б Чегем – в домике МЧС
В а/л Безенги – в здании проката снаряжения.

2.4 Подъезды/отъезды к маршруту, транспортная характеристика

В транспортном отношении район проведения похода хорошо освоен. Верховья Баксана (в том числе пос. Эльбрус) регулярным транспортным сообщением связаны с Тырныаузом, Нальчиком, Минеральными Водами. Турбаза Башиль в ущелье Башильаузсу связана грунтовой дорогой с пос. Верхний Чегем (Булунгу), который, в свою очередь, связан с Нальчиком. а/л Безенги связан грунтовой дорогой с пос Безенги и каждый день ходит заказной транспорт.
Пос. Верхняя Балкария достаточно крупный, 3 раза в день ходит рейсовый автобус в Нальчик.
Старт и финиш маршрута были выбраны в населенных пунктах (пос Эльбрус и пос. Верхняя Балкария). Таким образом мы использовали только общественный транспорт. Вариант при сходе в пос. Безенги тоже можно уехать в Нальчик на общественном транспорте.
Группа собиралась в Терсколе, съезжалась из разных мест: 2 чел из Одессы, 1 уже был недель в районе Терскола, 1 переезжал с Западного Кавказа, 1 должен был закончит поход в Терсколе, прийдя через пер. Хотю-Тау. Поэтому описывать добирание до Терскола не имеет смысл. Можно сказать что проблем с этим нет никаких в любое время суток.
Уезжали из Нальчика тоже в разные стороны и разными способами, описанию не потдается…
При организации заброски от Терскола до В. Баксана доехали рейсовой маршруткой по 50 руб с человека. Обратно ехали автостопом на Камазах.
Пропуска:
Пропуска оформляли через турагенство «Тау-сервис»
По любым вопросам обращаться на их e-mail: bezonec@list.ru (Борис)
Офис, где можно забрать пропуска: адрес: г.Нальчик, ул.Ахохова, 167, офис 17 тел. (8662)77-03-43 8-928-950-38-68.

Стоимость пропусков во все ущелья Центрального Кавказа – 100руб. с человека. (оформляется групповой пропуск, но по требованию, могут сделать личные)

2.5 Заявленный маршрут
Заявленный маршрут (не подробный):

2.6 Новизна маршрута

Это новая нитка маршрута, ранее не пройденная. Сочетает современный стиль прохождения в маршруте траверсов, восхождений, радиальных выходов и классическую туристическую автономность и переход из одной долины в другую через хребет.
В маршруте были редко посещаемые объекты, такие как пик Ак-Тау, пик Баумана, долина Дых-Су. Так же можно отметить прохождение в рамках похода комплексных препятствий, которые ходятся или по отдельности или не ходятся туристами. К таким препятствиям можно отнести траверс хребтов в виде траверса хребта Адыл-су (в. Виа-Тау + пер. Гумачи сев + пер. Гумачи) и траверс хребта Адыр-Су (от пер. Фрешвильда до пер Донкина), а так же не стандартные связки перевалов и вершин.

2.7 Погодные условия на маршруте (общее)

В этом году (2010) было очень жаркое лето. Поэтому стоит это отметить. По наблюдениям зимнего снега к Августу уже не осталось. Открылись из под снега места, которые всегда были зачехлены. Это привело к повышенной объективной опасности, что отразилось на маршруте. Многие места обходились из-за повышенной камнеопасности. Многие места уже не соответствовали описаниям даже нескольких лет, не говоря уже об описаниях десятилетней давности.
Из-за камнеопасности приходилось делать много разведок, предварительных просмотров или наоборот на спусках ускоренное передвижении. Очень сильно избегалось передвижение на скальном рельефе во второй половине дня. Сильно удивил ледник Гумачи, который прошлые годы проходился просто в связках, теперь требует преодоление трещин (спуск\подъем) и бергшрундов. Было решено не подниматься по разрушенным скалам пер Фрешвильда(см п.2.8) Погода стояла почти все время ясная и очень теплая.

2.8 Изменения маршрута и их причины

На маршруте было не много изменений.
Единственное крупное изменение это отказ от восхождения на в. Ляльвер. По заявленному запасному варианту сразу поднялись на Австрийские ночевки. Причина отказа не завесила от группы – сильное ужесточение правил посещения приграничных районов Кавказа. Мы столкнулись с этим еще в самом начале похода и потом на протяжении всего маршрута. Сначала оказалось что на пер. Гумачи нельзя ходить со стороны Адыл-Су, а со стороны Адыр-су, погранцы нормально к этому относятся и очень лояльно. Ляльвер – относительно простая пограничная вершина. Выход на нее СТРОГО запрещен пограничниками. В прошлом году (2009) был фестиваль траверсов и на все пограничные вершины выпускали без проблем. В предыдущие сезоны тоже особых проблем не было. В этом году на Баранкоше стоит специальный пост, который следит за вершинами Ляльвер и Гестола, с пристальным вниманием относящиеся ко всем, кто находится в их районе. Еще в альплагере Безенги было решено не испытывать судьбу и отказаться от этого восхождения. Так же были и не столь значительные изменения.
Первое связанно с прохождением траверса Юном-Кичкидар. Еще при доставке заброски на верхнее-кичкидарские ночевки, было замечено почти полное отсутсвие снега на перевальном взлете пер. Фрешвильда. Сезон очень жаркий (см. раздел 2.8) и камнеопасный. Уже в походе, произвели наблюдение склона перевального взлета этого перевала. С него должен был начаться наш траверс хребта – самое техническое препятствие в походе. Даже ночью камнепады на склонах не прекратились. Стал вопрос от отказе траверса или его частичном прохождении. После изучения описаний, взятых с собой было принято решение выйти на траверс посередине, в районе пер. Кичкидар по безопасному пути, поставить бивуак, на следующий день на легке перевалить на плато с восточной стороны и зайти на пер. Фрешвильда с безопасной стороны. Пройти траверс Юнома до Бивуака, переночевать, а затем уже с вещами пройти остальную часть траверса. Таким образом мы не теряли сложность, проходили сложную часть без тяжелых рюкзаков и не выходили на потенциально опасные участки. План был успешно реализован.
Второе. Незначительное отклонение от маршрута(ок 1км) – при спуске с пер Голубева, из-за погодных условий и достаточного утомления было принято решение не идти до Лычатских ночевок, а посетить оз 3070 т.к. его обычно проходят мимо, и мы, будучи 2й раз в ущелье, можем снова его не увидеть. Поставили там бивуак. Решение было удачным: уже при постановке бивуака начался ливень с градом, у некоторых участников, за счет короткого дня и отситки в палатке удалось выличить простуду в начальной стадии. Из минусов – на следующий день пришлось преодолевать простую переправу (прыгать через русло).
Больше значительных изменений маршрута небыло.

2.9 Возможности аварийного выхода, запасные варианты

Аварийные выходы на Кавказе достаточно логичны. Практически с любой точки уже на 2й день можно выйти либо на дорогу, либо к мобильной связи. Все выходы вниз и на Юг по любой долине. Во всех ущельях есть мосты через реки и селения в нижних частях. Во всех ущельях кроме Дых-Су в нескольких километрах от ледников есть посещаемые людьми пункты(альплагеря в Адыл-Су, Адыр-Су и Безенги, турбазы в Чегеме и Башиле). Кроме того во всех ущельях в верховьях стоят погранпосты и на ледниках часто можно всретить передовые отряды с наличием связи, что тоже добавляет безопасности.
Варианты аварийного выхода из района очевидны: из долин Адыл-су и Адыр-су – соответственно альплагеря Шхельда и Уллутау и далее Баксанское шоссе, из долин Башильаузсу– турбаза Башиль. Ущелье Безенги – а/л Безенги
Единственным достаточно сложным местом для аварийного выхода для этого маршрута является ущ Дых-Су. Редко посещаемая долина со сложным рельефом. Ледник там зачехлен, но очень изорван, передвигатся тяжело, неудобно и частые лабиринты. Вдоль реки существует проход только по правой сторне. Большая отдаленность – до цивилизации более 20 км. Частые прижимы, заросли, что и без спас работ сильно затрудняет передвижение. Но других более простых выходов от туда нет. Группа стояла на учете в Республиканском ПСС:
Г. Нальчик ул Чернышевского 19 8-86624-2-24-56
Ближайшие КСП в пос. Терскол (т/ф 8-86638-7-14-89), пос. Эльбрус, а/л Безенги, а/л Шхельда. Также над турбазой Чегем уже 2й год есть КСП с дежурными спасателями.

Заявленные запасные варианты:

2.10 Пройденный маршрут

Продолжение следует....
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru