Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Гималаи >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Алексей Болотов, Екатеринбург

Фото Алексея Болотова

Восхождение на Канченджагу

19 мая известный альпинист из Екатеринбурга Алексей Болотов совершил восхождение на Канченджангу (8586м). Рассказ и фоторепортаж об экспедиции – из первых рук!

«Сама идея экспедиции родилась очень давно. Канченджанга вообще такая гора очень знаковая. Вторая российская экспедиция, тогда еще не российская, а экспедиция Совесткого Союза в Гималаи была на вершину Канченджанги. Это одна из самых труднодоступных гор в мире. И по высоте, и по удаленности от цивилизации. Есть горы, которые близко к населенным пунктам – Эверест, Лхоцзе. А есть, которые очень далеко, и там бывает мало народу, и с этим связано, что туда ходит мало экспедиций.

Много трудностей с этим связано и на Канченджанге, что там мало портеров. Экспедициям, которые заезжали в этом году весной, не хватало портеров, которые переносят вещи до базового лагеря. Поэтому наши вещи пришли с опозданием дней на 8. То есть мы просто сидели в базовом лагере и не могли никуда выйти, потому что у нас не было снаряжения.

Канченджанга очень высокая, третья вершина в мире по высоте после Эвереста и К2. Почти 8600. Это очень высоко. И до такой горы надо было дорасти, набраться опыта, набраться сил. В этом году я посчитал, что дорос и организовал туда экспедицию.

Сам по себе район очень интересный, район дикий, неосвоенный. Очень интересные тропы. Если в других частях Непала через каждый час ходу можно найти гостиницу, магазин какой-то, где можно купить напитки и еды, то здесь нет ничего. Жить надо в палатках весь треккинг, гостиниц нет. Только в одном месте, в Гунзе есть нормальная гостиница, нормальная по непальским меркам, обычные нары. Тропы не маркированные, заблудиться очень легко. Это самый восток Непала, и гора Канченджанга стоит на границе Индии и Непала.

Очень буйная растительность. Очень буйные леса, огромные деревья в несколько обхватов толщиной. Человека три, может быть, и обхватят дерево, но не каждое, есть очень серьезные деревья. Лес впечатляющий, начиная от джунглей и заканчивая на высоте нашим березовым лесом. Березы практически как у нас, только кора не белого цвета, а красного. Осенью там растут грибы, красноголовики, белые – непальцы их не едят, говорят, что это есть нельзя, от этого можно умереть сразу. Они едят сморчки, то, есть то, что мы не едим.

Природа там очень интересная, представлены все климатические пояса, начиная от джунглей на высоте1000 м. потом бамбуковые леса, потом еще выше хвойные леса, еще выше березовый лес и там уже выше пошел кустарник, редколесье и зона тундры.

Мы живем еще выше, даже не в зоне тундры, а в зоне камней. Травы там совсем немного и она только летом, зимой там снег. Птиц много различных, животных много, козлов диких, ходят по склонам в основном рядом с лагерями, где ставят палатки, потому что они ищут соль.

Базовый лагерь находится на высоте5500 метров. Это очень высоко для базового лагеря, это практически высота Эльбруса. Весь треккинг с нами прошла моя жена, Светлана, она молодец. И мы там жили в течение полутора месяцев. Не спускались отдыхать, только вверх понимались. Таким образом, получается, что от базового лагеря до вершины надо подниматься3000 метровс лишним.

Было еще три экспедиции. Французско-швейцарская, они заехали позже нас. Как-то так мы вместе не ходили, не пересекались на маршруте, но в день восхождения я совершал его с ними, присоединился к ним.

Дальше была интернациональная команда самая большая, где было 12 участников и 12 высотных шерпа. Для примера у нас не было ни одного высотного шерпа, то есть мы всегда свои вещи носим сами. А люди, которые хотят, чтобы за них заносили палатки, кислород (очень многие с кислородом ходят на такую высоту), нанимают шерпа. Это достаточно дорого, но без них обойтись не могут. И еще была одна экспедиция, там были 2 итальянца, поляк и румын, старые знакомые наши.

Работа проходила как обычно. Пошли наверх, провесили веревки на опасных участках. На неопасных мы не провешивали веревки, только там, где реально надо. Поставили лагерь первый. Спустились вниз, отдохнули в базовом лагере дня 2-3. Пошли выше, второй лагерь поставили, протоптали дорогу, веревки провешали, палатки занесли, газ занесли, продукты – опять спустились, отдохнули. Вот так потихоньку-полегоньку до 4-го лагеря. Всего было у нас 4 лагеря.

Четвертый лагерь штурмовой, из которого мы выходили на восхождение, на высоте 7500. Это не очень высоко, потому что до вершины еще почти1100 метров, это много для одного дня пути. 1100 на высоте 8000 сначала набрать, потом сбросить – достаточно долго, достаточно тяжело.

Еще у нас как получилось. Мы шли с моим напарником, Колей Тотмяниным из Санкт-Петербурга, он очень сильный альпинист. Мы с ним ходили, все провешивали веревки и на восхождение тоже хотели идти вместе. Классический маршрут на вершину идет от штурмового лагеря немножко влево, а потом траверсом вдоль гребня вправо по горизонтали. А шерпы внизу, которые были уже на этой горе, они нам сказали, что не ходите так, можете лезть прямо вверх, через скалы, что скалы там несложные.

Мы так и сделали в день восхождения, на восхождении полезли по этим скалам. Но они оказались очень сложными, непроходимыми и поэтому с первого раза восхождение у нас не получилось. Это 14 мая мы попытались взойти, дошли где-то до высоты 8450, то есть метров 100-150 не дошли до вершины. В этот же день спустились, когда поняли, что нам не пролезть эти скалы. А обходить уже – мы были усталые, и времени было много, засветло бы мы не спустились. Поэтому мы спустились в этот день.

Отдохнули, потом спустились в третий лагерь на высоте 7000, он был более комфортный и пониже немножко. Там три дня ждали погоду. На третий день поднялись в штурмовой лагерь на 7500. Вечером я переговорил с французской экспедицией, и они сказали, что в 10 часов вечера они выходят на восхождение. Вот так они решили, чтобы времени больше было, чтобы была такая страховка, чтобы успеть засветло спуститься. Я решил идти с ними. Коля отказался, сказал, что ночью идти холодно и лучше он пойдет утром по нашим следам.

Ночью сложнее, и главное, холоднее идти, зато спускаешься днем, когда тепло, гарантированно в светлое время. Вообще сейчас это модно – выходить с вечера, чтобы утром быть на вершине, и потом уже спускаешься и у тебя времени для спуска очень много.

Я вышел с французами и в 9 утра мы были на вершине, 11 часов у нас занял путь. Группа у французов оказалась достаточно сильная, у них поднялись 5 человек, 3 француза и 2 шерпа, половину с кислородом, половину без кислорода они шли. Я – без кислорода, потому что я всегда хожу без кислорода. Темп у них был очень высокий, очень хороший, мне очень понравилось, и я за ними еле успевал.

И вот в 9 часов мы были на вершине. Погода была хорошая, но низ был затянут облакам. То есть гор, Эвереста, Макалу – не видно было, только соседние ближние горы. Ветер был не сильный, не очень холодно. Мы понимались, сфотографировали друг друга и через полчасика пошли вниз.

Коля вышел в 4 утра, я его встретил на спуске. Сказал, как ему идти, примерно, сколько идти, там еще далеко было – он рассчитывал быстрее подняться. Он шел один, где надо – веревки уже висели, не опасно было, и он поднялся на вершину.

Вот, собственно, так мы и поднялись, потом спустились вниз, и пошли домой. Раньше у меня не было такой цели – подняться на все 14 вершин выше 8000. Не было такой цели еще совсем недавно, даже пару лет назад. Я просто ходил в горы, которые мне были интересны и, по возможности, на новые восьмитысячники. Мне интересны сложные маршруты, по классике я хожу от безысходности, когда нет других вариантов. Вот и все. А вот с этого года эта цель появилась. Надо сейчас уже эту программу заканчивать, 4 горы осталось – Лхоцзе – самая высокая, Нангапарбат, Броуд-пик, Шиша-Пангма. Я на Лхоцзе пытался подняться в том году, не получилось у нас. Вся экспедиция заболела и никто не поднялся.

За пару лет думаю, реально совершить эти восхождения. Это ведь только время и деньги. Думаю, что да. Если все хорошо будет, почему нет?

Я не один в России нацелен на 14 гор. Есть Сергей Богомолов, у него сейчас 13 гор из 14-ти. Не хватает одной. Он уже 5 раз ездил на эту гору, было 5 попыток, К2, это сложная гора. Насколько я знаю, в следующем году он собирает сильную экспедицию, чтобы была команда сильная и с этой командой попытаться взойти.

Сейчас я еду вот как раз на К2, хочу совершить восхождение по новому маршруту. Сложный маршрут и ценится совсем по-другому, и требования к команде другие предъявляются. Мой напарник из Франции, Людовик, предложил пролезть новый маршрут, а на такую гору, как К2 по любому маршруту залезть всегда почетно, а новый маршрут сделать – будет вообще здорово. В планах восхождение где-то в конце июля».

Записала Валерия Зык, Manaraga.ru
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru