Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Райский остров
Чистилище
Создавая описания рая, народы мира, разительно отличающиеся друг от друга во всех прочих аспектах, в данном вопросе проявили просто-таки удивительную скудость воображения... С адом, надо заметить, никаких проблем никогда не возникало: описания адских мук сочны, разнообразны, полны леденящих душу подробностей, но стоило нашим предкам взяться за изображение райских кущей, как они неизменно впадали в ступор, - я думаю, потому, что повседневная их жизнь была куда щедрее на адские муки, чем на райские наслаждения.
Из райского сада, в который евреи поместили Адама и Еву, я сбежал бы на третий день - изгонять меня не было бы никакой нужды... То, что прародители были счастливы в этом скучнейшем месте, можно объяснить лишь тем, что они не видали ничего лучшего. Вся их райская жизнь была, по сути, одним бесконечным третьесортным турпакетом в некой банановой республике, - с джунглями, со змеями и прочими подколодными тварями, к тому же, не имеющей выхода к голубым лагунам... Ни тебе волны ласковой, масляную спинку выгибающей, ни золотого, лижущего пальчики ног песочка. А это их инфатильное неведение относительно райских возможностей собственного тела... Дети!
Осознав, что столь неаттрактивное место, как вышеописанный Эдем, вряд ли удержит будущих обитателей небес на рельсах добродетели, еврейские авторитеты уклонились от описания загробного, ожидающего всех нас мира, пообещав легковерным праведникам, что всё у них "будет хорошо" и столь же туманно намекнув легкомысленным грешникам, что все они "крупно пожалеют”. Заодно, и сам час расплаты оказался перенесен в отдалённое будущее и приурочен к некоему поголовному судилищу, - всё это, я полагаю, для того лишь, чтобы избежать и малейшей вероятности тех неудобств, каковые несомненно причинила бы неосторожному предсказателю вернувшаяся с небес неприкаянная душа, предъявив ему претензии за погрешности прогноза.
В отличие от вечно дующих на воду евреев, христианские толкователи потустороннего уклада подробнейшим образом проработали тему загробных мук, которые выглядят в их изложении столь устрашающе, что любая даже самая невзрачная альтернатива покажется вам раем. И я подозреваю, что это не было случайностью - "Give me a brake!..", как говорят американцы, - ну что может предложить в качестве рая религия, одной из основных добродетелей которой является аскетизм относительно всех естественных радостей человеческой жизни: вкусной и обильной еды, телесной любви, рискованных, замешанных на гордыни развлечений?.. Прогулки с постной физиономией в плодово-ягодных кущах, щебет райских птичек да треньканье на лютне, а если ты не переносишь звуки лютни - ты попал... - вешайся, праведник! Но, опять же, - если сравнивать с адом...И вот ещё: суровый ад в сочетании с невнятным раем – лучшее средство от текучки кадров из мира этого в мир иной. Это тот позитивный момент, который я единственно нахожу в христианской загробной концепции. И вот тут стоит отдать должное мусульманам. С одной стороны, они подвергли христианский рай тошнотворной вульгаризации, обрядив своего праведника в парчу и шелк, шитые золотыми – белыми!.. - нитями такелажной толщины и по шею завалив его всякой драгоценной и полудрагоценной галькой – что за чудовищная попса!..., - но с другой - окружили его прекрасными черноокими девами гуриями, которые не в пример лютне являются надёжным источником всем понятных и вполне райских наслаждений. При таком подходе неудивительно, что стремление в рай у ревностных сторонников этой религии многократно превысило таковое у христиан или иудеев... Вполне понятна, мне лично, и буддистская нирвана, примечательно рифмующаяся со словом "марихуана". Забытье, однако, - рай на любителя. Вот! Вот и найдено это самое, ключевое слово: "НА ЛЮБИТЕЛЯ"! В том-то и проблема всех в мире пастырей, что гонят они овец своих в некий унифицированный небесный корраль, забывая при этом очевидную, в общем-то, истину: "что русскому хорошо, то немцу - смерть", при том, что и тот и другой – и бесшабашный русак и добропорядочный германец - вполне могут быть праведниками, - каждый на свой манер. Я готов признать, что праведники на порядок однообразнее и скучнее грешников, но ведь и они не по одному лекалу скроены, - к ним тоже требуется чуткий индивидуальный подход... К слову, замечательный, я бы сказал, задорный рай придумали себе древние скандинавы. Не скучный - точно, и определённо - на любителя... Викингов рай назывался "Валгалла" и, поскольку не ведали варяги иной добродетели помимо воинской доблести, попадали в него одни только доблестные воины, ада же, насколько я понимаю, у них не было вовсе, - они были выше эдакой мелкой мести, да и то сказать, - разве всеобщее презрение не является достаточным наказанием тому, кто роняет обоюдоострый меч, а с ним и честь свою, на поле брани?.. Рай варяга строг и просторен: никаких тебе кущей, никаких скрывающих суть вещей зарослей – огромный на десять тысяч персон банкетный зал под высоченным сводом цвета грозовых небес, пол - алого, маскирующего кровь гранита с грубыми желобами для стока дымящихся венозных и артериальных потоков. По периметру – мощные дубовые столы на узловатых ножищах, рассчитанные на удар пудовым пьяным кулаком – Я сказал! – тр-рах!!! - на кабаньи и лосиные, истекающие многоцветным жиром туши, на бадьи мёда и огромные медные тазы с настойкой из отборных мухоморов. Каждый божий день выступают на середину зала матёрые варяжские праведники в сверкающих доспехах, в которых столь же достойный противник зреет себя самого, отраженным во всей красе, - распаляясь от подобного зрелища пуще прежнего. Отмашку даёт бойцам сам свирепый Один, и с громовым лязгом сшибаются праведные один на один и стенка на стенку. А когда окончена сеча, и стекают в холодное норвежское море кровавые реки в гранитных берегах, вновь отрастают у утомлённых бойцов отрубленные в жестоком бою члены – в смысле, конечности, затягиваются колотые, резанные, рубленные, ушибленные и укушенные раны, и остаются лишь шрамы, поскольку, если на теле воина не останется шрамов, то как же отличит скандинавская дева истинного праведника от малодушного землепашца или раба презренного? И как только заканчивается вся эта, говоря языком современной науки, массовая регенерация, все усаживаются за праздничные столы, за которыми нет уже ни врагов и ни сторонников, ни победителей, ни побеждённых, ни правых, ни виноватых, не говоря уже об элиннах и иудеях, и начинается великая гульба и неописуемая потеха. Горами поглощается сочнейшее мясо лесных кабанов и полярных оленей, запиваемое реками мухоморной пенистой настойки, запихиваются во рты толстенные, многослойные грибные пироги и пироги ягодные, а также и с перепелами, и с рябчиками, и с прочими истинно райскими птицами, а кости мечутся в центр зала - на поле недавней брани, где вырастает их к концу пиршества великая башня, подстать вавилонской. И подсаживаются к распалившимся воинам прекрасные скандинавские девы и веселят их, и услаждают ночь напролёт, а к особо отличившимся на поле брани праведникам приходят девы иностранные – любого на выбор цвета, разреза глаз и стати. А утром всё повторяется сызнова, и так вечную вечность, до скончания времён… Нет, не завидую я скандинавским воинам, и едва ли могу вообразить себя на их месте, ибо чужды мне неразборчивое обжорство и бездумные оргии, не говоря уже об отрубленных, пусть и отрастающих вновь, конечностях… Не завидую, но отдаю им должное – рай свой, как и богов своих скроили они по собственному образу и подобию, в соответствии с естественными своими инстинктами и наклонностями. Так, что же я хочу сказать: вот, отыскали мы у «народов мира» рай для святоши и рай для сластолюбца, рай для миролюбивой овцы и для свирепого воина, рай для питающихся духом божиим и для безудержных обжор, но что же делать, куда податься в загробном мире одиноким неприкаянным праведникам–маргиналам: звездочёту и художнику, учёному и поэту, коллекционеру бабочек и исследователю дальних земель, прирождённому дрессировщику, мотогонщику, канатоходцу… скалолазу, наконец!.. Вот именно, - как должен выглядеть рай, в котором захотелось бы коротать вечность такому человеку, как Крис Шарма или, например, Адам Ондра – Адам в скалолазном раю!.. – или, как я, например, ни в коем случае никого ни с кем не сравнивая... Рай этот, вне сомнения, должен быть в местах тёплых, но не жарких, он должен быть непременно у моря, - именно так: великолепный скальный барьер, подступающий к «самому синему морю», и даже, местами, нависающий над ним – окаменевшая волна, набегающая на волну морскую and vice versa… Море должно присутствовать непременно, поскольку истинно райское наслаждение - смыть с себя пыль и пот после пройденных за день потрясающих своей красотой и сложностью маршрутов, - на закате, когда оно - гладкое, парнОе, с пеночкой, - медленно растворяет в себе красный мармелад солнца. В этом райском месте должно быть вдоволь красного вина (а так же и белого, и розового, и напитков покрепче, чтобы никто не остался обделённым и в малейшей мере…) и вдоволь лёгкой, умело приготовленной пищи, желательно средиземноморского, щедрого на зелень и рыбу характера, и много мяса, и много сыров – их особенно!.. – и море морепродуктов – кальмаров и омаров, и осьминогов, и морских огурцов, и устриц, на которых у меня аллергия, но пусть другие будут счастливы!.. А главное, - там должны быть великолепные скалы на любой вкус: маршруты с кармашками под всю пятерню – и даже под всю руку по локоть… - и под любую комбинацию пальцев, и даже под один единственный, вплоть до мизинца, и маршруты по мизерам, и по джагам всех форм и размеров, и на одном лишь трении, и на всякой комбинации всего перечисленного, маршруты по плитам и по вертикальным стенкам, и по сталактитам, и по сталагмитам, и нависающие – всех степеней нависания, и с потолками – плоскими, арочными, провисающими, а также и маршруты по трещинам – под ноготь, под палец, под ладонь, под кулак, под бедро, и распоры всяческие – вплоть до шпагатов, а также и камины, и по всякой породе – по граниту, по известняку, по песчанику всех расцветок, но неизменно прочному, как гранит, по шестиугольным базальтовым стержням, по прикольному, ни на что естественное не похожему, конгломерату, а для совершеннейших уже эстетов – по каррарскому мрамору, по опаловым слэбам, по изумрудным и гранатовым друзам, а также - по нефритовым столбам для «фимейл клаймеров»… Вы, конечно же, спросите меня, и за чем тебе, человече, всё это богатство, с твоим-то «шесть-си» при попутном ветре (при сильном попутном ветре – поправлю я, как человек честный…), и я отвечу вам со снисходительной улыбкой: это здесь, в нашем глубоко несовершенном, сданном в эксплуатацию с очевидными недоделками мире, в этой, так сказать, «юдоли скорби» я лазаю «шесть си» при попутном ветре, а там, на райском небесном скалодроме, я буду лазать каждый божий день по твёрдой «девятке би», и никаким не редпоинтом, а исключительно онсайтом. Пусть грешники в аду вкалывают над редпоинтами… Да, и ещё один существенный элемент райского лазания не был мною упомянут: пробивка! Райские маршруты должны быть пробиты гуманно, с божественной мудростью, то есть так, чтобы прощёлкивание верёвки происходило как бы само собой, не оставаясь в памяти. Да и почему, собственно, как бы?!.. А пусть она сама и прощёлкивается, - хватит, настрадались… Что ж, - в нашей плотно обжитой части ойкумены подобного места вы не найдёте, и это правильно – ведь всё вышеперечисленное есть принадлежность рая – Эдема для клаймеров, но есть, существует место, которое, если и не является райским в буквальном смысле этого слова, то хотя бы являет нам примерный образец такового. Я говорю о Калимносе – греческом острове в Эгейском Море, – уменьшенной и упрощённой, но вполне действующей модели скалолазного рая. Я побывал на нём недавно, вкусил от тамошних прелестей и спроецировал их на небесную, так сказать, сферу, и вот, что я вам скажу: ради билета на подобные небеса стоит возлюбить ближнего своего и повнимательнее присмотреться ко всем этим пресловутым заповедям, хотя лично я и не во всем с ними согласен… ***
Дороги мусульманина ведут в Мекку, мечты еврея – в Сион, язык болтуна – в Киев, уважающий себя скалолаз рано или поздно побывает на Калимносе. Все прочие скалолазные мекки в описаниях странников не выглядят идеальными: Йосемити замечателен, но далёк географически и финансово обременителен, Арко близок географически, но далёк от морских побережий, в Тайланде скалолазание – пляжный спорт, подобный волейболу, но в Тайланде слишком жарко для человека, который у себя дома изнывает от жары шесть месяцев в году, Крым прекрасен и в природном плане максимально близок к идеалу, но замусорен и недоразвит инфраструктурно. Только Калимнос получал от лазающих пилигримов безупречные аттестации. Сперва до меня долетали слухи, позднее мною читались всё более углублённые публикации, уже побывали друзья и запели голосами сирен в один голос - так что хоть пакуй рюкзак и отправляйся тут же, - и вот это ещё припоминалось постоянно: «в сравнении с Калимносом Арко отдыхает», а в Арко я побывал, и мне там было прекрасно… В принципе, решение оформилось давно, но не хватало решимости, - решимости поставить «курортное скалолазание» во главу угла. Год за годом мне не удавалось провести своё судёнышко между Сциллой бюджетных ограничений и Харибдой временнЫх, оно неизменно налетало на очередной утёс, подобный Исландии или Эквадору, и проводило оставшуюся часть года на финансовой отмели…Если бы не случайный звонок, если бы не Оля Резник, если бы не эти резвые молодые, кто знает, когда бы… Вечерняя беседа:
Врата рая.
В итоге, мы летим через Родос за вполне регулярную цену, а Маргулис за пару дней до вылета находит какой-то левый греческий рейс на Кос – турпакет с гостиницей, который дешевле наших «голых» билетов, да к тому же от Родоса – ещё три часа морской одиссеи на пароме, а Кос отделён от Калимноса лишь нешироким проливом… А Олежке Блиндеру, заказавшему билет за день до вылета, продали и без гостиницы – за смешную, абсолютно уже бросовую цену, которую мы дружно не пожелали узнать, чтобы не расстраиваться.
***
Валя: плевать, - мы всё равно будем говорить КалИмнос. А что? Плевать! Я тоже не стану переучиваться. КалИмнос!.. – само это слово рождено из пены, оно перекатывается во рту, как маслина, как виноградина, шелестит – о, это …Имнос!.. – как морская солёная галечка… А КАлимнос ассоциируются с богиней Кали – шестируким киллером, да, прости господи, с калом… Плевать! Не стану переучиваться… Такси переносит нас из порта воздушного в порт морской: узкими улочками Родоса, известковой достойной бедностью. Молодой водитель больше похож на турка, чем на грека, его музыка – на арабскую, чем на греческую. Над приборной доской, тем не менее, визитка: «…опулос». Традиционное «вы откуда и куда?..» - Мы, вообще-то, на КалИмнос - На КАлимнос! – с гипертрофированным ударением на первом слове. Педагог… Плевать! Не стану переучиваться!.. ***
В порту накрапывает дождик, но мы спокойны, поскольку следующие пять дней, если верить прогнозу, обещаны быть солнечными, - каждый последующий солнечней предыдущего… Наш паром необъятен – огромные фуры одна за другой исчезают в его гостеприимно распахнувшемся заднем проходе - как слоны и носороги в Ноев Ковчег загружаются… Оля:
Впервые я увидел Эгейское Море с самолёта, в далёком девяносто пятом, по дороге на Монблан, и, свысока, оно показалось мне не величественным, но забавным: колоссальная чаша супа с клёцками, - и это та самая арена, где подвиги свои вершили мужи ахейские?.. Если подумать, многочисленность греческого пантеона может получить простое эволюционное объяснение: её корень в островной среде обитания самих греков. Как птицы заносят на бесплодные прежде острова семена заморских растений, так переселенцы заселяют их своими богами. Будучи пересажено на новую почву, исходное божество наделялось последующими поколениями островитян ранее ему не свойственными чертами, его биография обрастала небывалыми фактами, досочинялись деяния - божество эволюционировало... Географическая изоляция - известный ускоритель видопроизводства... Расселяясь по эгейским архипелагам, греческие боги дробились и ветвились, уклонялись от оригинала в разные стороны, давали разновидности, точь-в-точь, как дарвиновские вьюрки на Галапагосских островах... Впрочем, всё это - всего лишь мои домыслы, рождённые трёхчасовым морским переходом, так что я и сам не рекомендую вам принимать их всерьёз... ***
Десять минут на такси, присланном за нами в порт Николасом Папаниколасом (я не юродствую, я лишь строго придерживаюсь фактов…), и мы у него в гостинице.Гостиница называется «Филоксения» и находится в посёлке Армеос, прямо под пресловутой Гран Гроттой по прямой линии. Просторные балконы комнат все, как один, обращены в аквамариновую даль – на гостеприимную бухту, посреди которой царит остров Телендос - греческая реинкарнация Маттерхорна. Балконы предоставляют возможность разбега, и это прекрасно, – распахнуть на рассвете настежь створки своей гостиничной раковины, выпорхнуть балериной в объятия утра, моря и прекрасного острова - многообещающего! Вечерняя беседа:
Мы начинаем со стены, которая называется «Книга Джунглей» (Jungle Book), и которая через каждый метр прострочена маршрутами с соответствующими названиями: «Балу», «Каа»… Сплошные пятёрки – от 5а до 5с+.
И вот, когда Саше, наконец, удалось меня переубедить, и подошли мы под маршрут, с претенциозным и безликим названием "Калимнос 2000" и стали распускать верёвку, Валя наложила на мультипитч своё решительное вето, - НЕ ХОЧУ И ВСЁ! - а Лена, которая во время спора придерживалась моей линии, резко сменила курс: я должна попробовать себя на коротком мультипитче, сказала она, я же никогда их не лазила… В итоге, вся компания отправляется лазать в Одиссей, а мы с Леной лезем мультипитч в лучах мягкого вечернего солнца… Спускаемся после третьей, ключевой верёвки и – на заслуженный отдых.
Рай. День второй. "Wings for Life"
Трёхсотметровые, подходящие для мультепитчевых маршрутов стены отошли Телендосу, и всё, что осталось на Калимносе - несколько коротких, большей частью отстойных маршрутиков длиною в 3-5 верёвок. Мультипитчевых спортивных маршрутов на сегодняшний день на Телендосе два: "Wings for Life" - 11 верёвок, сложностью до 6а (фр.) "Wild Country" - 9 верёвок, сложностью также до 6а, но, по отзывам очевидцев, побывавших на обоих, эти 6а едва ли не на целую категорию труднее, чем 6а на "Крыльях"... Маршруты расположены на южной стене острова, в 250м друг от друга, и проложены по обе стороны некоего гигантского грота. Формально, первая лодка уходит от причала в Миртисе в 8 утра, но можно договориться с лодочником и на более раннее время. Десять минут на катере, и вы на Телендосе. Подход под маршрут занимает примерно час с четвертью по вполне очевидной тропе. Поскольку мы в наших палестинах обделены длинными спортивными маршрутами, мы не смогли пройти мимо такой возможности, несмотря на катастрофическую краткость визита и общий курортный настрой... Мы выбрали более предсказуемые "Крылья", оставив "Дикую Страну" на следующий приезд.
Раннее утро, - вся недвижимость закрыта, а всё живое недвижимо, но вот что интересно: стоит нам лишь чуть сбиться с пути или хотя бы попытаться этот сделать, как тут же словно из-под земли появляется какой-нибудь патриархального вида грек и с превеликим уважением к заблудшему гостю, но и не теряя при том собственного достоинства, разворачивает нас в нужном направлении. И ведь каждое утро из года в год появляются на острове подобные нам свежие лохи, и совершают те же точно ошибки, что и сонм их предшественников, но ни тени раздражения не заметно у местного жителя - греки вежливы, доброжелательны, и без этого обычного на Востоке приторного заискивания, без суетливой назойливости.
Принимаю Олега - красного от возмущения: "Они там волну гонят, не знаю, чего хотят, - мы лезем, как можем!.."
Сам удивляюсь собственному непоколебимому спокойствию и равнодушию к нуждам у ног простёршихся... И потом, - мне ключ лезть пора, я должен быть собран и уравновешен... Первая 6а показалась какой-то странной - некий навис, некая трещина, - но в откидку не получилось, - завалился боком на стенку и тупо вылез на руках - насилием взял, никакого не получив удовольствия. Тем, кто с рюкзаком, вообще, не завидую... Зато, наконец, удобная станция, - можно присесть и снять скальники, спасая пальцы от казавшейся уже неминуемой ампутации. Подходящее место для смены лидера. Сменили лидера, - дальше полез Олег. Перед девятой верёвкой висим гроздью, - скальники снять и то проблема, а ключ - вторая 6а - выглядит угрожающе: пару шагов влево, как бы "за угол", затем - вверх через нависание, но зацепы не очевидны, и не видно следующего болта... Олежка то растопыривает битые пальцы, то снова сжимает в кулак, жалуется на жизнь, в тоске пытается заглянуть за поворот... Пробует и бурчит, бурчит и пробует:
Сбросив итальянский сапожок от ласпортивы, шевелю всё ещё квадратными, но уже оживающими пальцами. Райское наслаждение!... А где же наши беспокойные?.. Пойду гляну. Нахожу выдающийся с плато уступ, с которого открывается прекрасный обзор нашего маршрута и устраиваюсь на колких камнях с фотокамерой, моля "беспокойных" быть попроворнее. Снимаю весь процесс пролаза, затем, подпустив поближе, кричу: ну что же вы возитесь - как черепахи, ей богу - задолбались вас ждать уже, - и с интересом жду ответа. По напряжённости, по высоковольтности молчания понимаю, что имеют они, что мне сказать, но я делаю для них уникальные фотоснимки, а за это можно простить человеку очень многое...
Меньше чем через час оказываемся у небольшой, пустынной, но заботливо выбеленной часовенки, - с миниатюрным колоколом, с простым крестом (вероятно, могильным - некоего отшельника), - проросла белым цветком на умершем древе - на византийских серых развалинах. От часовни - вниз по гребню, мимо других, тоже византийских, руин, - теперь уже по отчетливой тропе. Спустившись к берегу и дойдя до развилки, поворачиваем направо на главную тропу, огибающую остров. За час с небольшим, если считать от часовни, приходим в посёлок. Итого, весь путь от окончания маршрута и до причала в посёлке занял ровно два часа чистого времени.
Еда, впрочем, была так себе, а я, к тому же, решив прослыть оригиналом, заказал себе филе меч-рыбы - люблю пробовать диковины, - которое оказалось не то чтобы невкусным, а вообще безо всякого вкуса, - как будто его месяц вымачивали в дистиллированных водах. Беременной кошке, дежурившей у нашего столика, повезло несказанно... Я не поленился, я разыскал в сети фотографию в том самом ракурсе, в котором сходство это вызывает суеверный холодок - всё повторено в точности, каждый изгиб, каждый выступ и каждая впадина царственного контура. Как жаль, что не обладаю я талантами госпожи Блаватской (или хотя бы башкой Мулдашева...) находить мистическое в обыкновенном, трансцендентное в осязаемом - какой непревзойдённый объект, преподнесенный на тарелочке, пропадает даром, какой дар не оприходован! Эзотерический гомогинез, - метемпсихотическая реинкарнация горы с переходом через шестьсот шестьдесят шесть измерений, - в масштабе один к семи воспроизведенная сущность (святое число, в неврологии используемое!..), - ось недвусмысленная, лемурийскими жителями Тибета бедствующим атлантическим собратьям протянутая, со всемирной осью соосная, и доказательством всему тому - поразительнейшее, недоступное естественнонаучному объяснению идеальное подобие - узнаваемое обоими глазами, но токмо третьим познаваемое сходство...
Продолжение следует.... |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||